Биографический метод: БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из ме­то­дов гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ко­то­ром ис­точ­ни­ка­ми эм­пи­рич. дан­ных слу­жат лич­ные до­ку­мен­ты (днев­ни­ки, пись­ма, ав­то­био­гра­фии, ме­муа­ры), а так­же спец. био­гра­фич. (нар­ра­тив­ные) ин­тер­вью. В ка­ж­дой на­уке Б. м. име­ет свою спе­ци­фи­ку.

В со­цио­ло­гии Б. м. яв­ля­ет­ся ме­тодом изу­че­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти на ос­но­ве обоб­ще­ния ма­те­риа­лов об ин­ди­ви­ду­аль­ных судь­бах лю­дей, один из осн. ме­то­дов в т. н. ка­че­ст­вен­ной (по­ни­маю­щей, ин­тер­пре­та­тив­ной) со­цио­ло­гии. Раз­вёр­ну­тое обос­но­ва­ние Б. м. пред­ло­жил В. Диль­тей, от­ме­тив­ший, что че­ло­век – это не толь­ко не­по­вто­ри­мая ин­ди­ви­ду­аль­ность, но и но­си­тель об­раза ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В этом смыс­ле био­гра­фии отд. ин­ди­ви­дов ре­пре­зен­та­тив­ны, т. е. в них на­ли­че­ст­ву­ют со­ци­аль­но ти­пич­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­ны, вре­ме­ни, на­ро­да, со­ци­аль­но­го слоя, воз­раст­ной груп­пы и т. п. В зап. со­цио­ло­гии ста­нов­ле­ние Б. м. свя­за­но с клас­сич. ис­сле­до­ва­ни­ем У. То­ма­са и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» (1918–20), в ко­то­ром изу­ча­лись про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия суб­куль­ту­ры поль­ских эмиг­ран­тов и амер. об­раза жиз­ни. Зна­нец­кий раз­ра­бо­тал ме­то­до­ло­гию ана­ли­за био­гра­фий.

Б. м. по­лу­чил раз­ви­тие в США, Гер­ма­нии и Поль­ше в 1920–30-х гг. при изу­че­нии суб­куль­тур мар­ги­наль­ных, де­ви­ант­ных за­кры­тых групп: без­ра­бот­ных, не­фор­маль­ных мо­ло­дёж­ных объ­е­ди­не­ний, экс­тре­ми­ст­ских об­ществ, дви­же­ний. В 1940–60-х гг. ин­те­рес к Б. м. за­мет­но сни­зил­ся, по­сколь­ку счи­та­лось, что субъ­ек­тив­ный фак­тор, при­сут­ст­вую­щий в био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ни­ях, сни­жа­ет уро­вень дос­то­вер­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных. С 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ние Б. м. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в свя­зи с изу­че­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных дви­же­ний (эко­ло­гич., мо­ло­дёж­ных, жен­ских). По­зна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти Б. м. рас­ши­ри­лись за счёт гер­ме­нев­ти­ки (Х. Га­да­мер), эт­но­ме­то­до­ло­гии (Х. Гар­фин­кел), фе­но­ме­но­ло­гии, со­цио­ло­гии по­все­днев­но­сти (А. Шюц, Ф. Шют­це, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

В Рос­сии к Б. м. об­ра­ща­лись зем­ские ста­ти­сти­ки в свя­зи с изу­че­ни­ем со­ци­аль­ных по­след­ст­вий от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (про­ект В. Н. Те­ни­ше­ва, 1897). Л. Н. Тол­стой ис­поль­зо­вал био­гра­фии ча­ст­ных лиц при изу­че­нии сель­ской и го­род­ской бед­но­сти. Яр­кий при­мер «уст­ной ис­то­рии» – ра­бо­та рус. пи­са­тель­ницы С. З. Фе­дор­чен­ко «На­род на вой­не» (отд. час­ти выш­ли со­от­вет­ст­вен­но в 1917, 1925 и 1983). В ра­бо­тах пси­хо­ло­га Н. А. Рыб­ни­ко­ва 1920–30-х гг., по­свя­щён­ных изу­че­нию био­гра­фии, от­ме­ча­лось на­ли­чие в них цен­ной ин­фор­ма­ции и о по­ло­же­нии разл. со­ци­аль­ных групп. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва ин­те­рес к Б. м. стал воз­рож­дать­ся в рос. со­цио­ло­гии в сер. 1990-х гг.

Био­гра­фич. ин­тер­вью от­но­сит­ся к груп­пе не­фор­ма­ли­зо­ван­ных (сво­бод­ных, «мяг­ких») ме­то­дов: рес­пон­дент рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­бод­ной фор­ме, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляя объ­ём по­ве­ст­во­ва­ния, сте­пень его под­роб­но­сти, со­бы­тия, о ко­то­рых сто­ит упо­мя­нуть, стиль по­ве­ст­во­ва­ния (эмо­цио­наль­ный или су­хой, серь­ёз­ный или иро­ни­че­ский и т. д.).

Б. м. да­ёт воз­мож­ность ис­сле­до­вать мик­ро­уро­вень со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, по­нять, как фор­ми­ру­ет­ся жиз­нен­ная стра­те­гия отд. гра­ж­дан (со­ци­аль­ных ак­то­ров) во взаи­мо­дей­ст­вии с об­ще­ст­вом. Срав­не­ние био­гра­фич. нар­ра­ти­вов (по­ве­ст­во­ва­ний) об­на­ру­жи­ва­ет ти­пич­ные со­ци­аль­но одоб­ряе­мые или от­кло­няю­щие­ся (де­ви­ант­ные) жиз­нен­ные стра­те­гии и прак­ти­ки. В со­цио­ло­гии пе­ре­ход от ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных био­гра­фич. нар­ра­ти­вов к обоб­щён­ным пред­став­ле­ни­ям об изу­чае­мых со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей изу­че­ния отд. слу­чая (case study).

В пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ме­ди­ци­не Б. м. на­прав­лен на изу­че­ние и опи­са­ние од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая мир пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний кон­крет­ной лич­но­сти (в этом ва­ри­ан­те Б. м. ино­гда на­зы­ва­ют ав­то­био­гра­фи­че­ским). В этой сфе­ре с по­мо­щью Б. м. изу­ча­ет­ся со­от­но­ше­ние ус­ло­вий внеш­ней де­тер­ми­на­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции в ис­то­рии отд. че­ло­ве­ка и его лич­но­ст­ных из­ме­не­ний. Пу­тём ис­сле­до­ва­ния био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ний о се­бе (од­но­крат­ных или лон­ги­тюд­ных, те­ма­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ных или ка­саю­щих­ся жиз­ни в це­лом) ана­ли­зи­ру­ют­ся опыт лич­но­сти, сме­на его ин­тер­пре­та­ций и оце­нок, со­дер­жа­ния цен­но­ст­но-смы­сло­вой и мо­ти­ва­ци­он­ной сфер, ди­на­ми­ка

«Я-кон­цеп­ции», внут­рен­няя ло­ги­ка жиз­нен­ных це­лей и стра­те­гий по­ве­де­ния, а так­же ис­то­рия «кон­ст­руи­ро­ва­ния» соб­ст­вен­ной лич­но­сти и судь­бы. Ре­аль­ное те­че­ние жиз­ни не то­ж­де­ст­вен­но рас­ска­зу субъ­ек­та, ди­аг­но­стич­ны­ми яв­ля­ют­ся: от­бор эпи­зо­дов; со­кры­тия, умол­ча­ния, при­вле­че­ние ком­мен­та­ри­ев; за­бы­ва­ние со­бы­тий и эта­пов жиз­ни, ис­ка­же­ние фак­тов и вре­ме­ни их осу­ще­ст­в­ле­ния; ре­ин­тер­пре­та­ции, по­ка­зы­ваю­щие, как на­стоя­щее пе­ре­оп­ре­де­ля­ет про­шлое. Б. м. пред­по­ла­га­ет ана­лиз со­дер­жа­тель­ных (со­став и ие­рар­хия жиз­нен­ных тем, ус­той­чи­вые сю­же­ты и сим­во­лы) и фор­маль­ных ха­рак­те­ри­стик (напр., сти­ле­вые осо­бен­но­сти). Для ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных раз­ра­бо­та­ны про­це­ду­ры ве­ри­фи­ка­ции: струк­ту­ри­ро­ва­ние те­ма­ти­ки ин­тер­вью, кон­тент-ана­лиз тек­стов, при­вле­че­ние до­пол­нит. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции (до­ку­мен­тов, оче­вид­цев, экс­пер­тов и др.).

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии Б. м. – спо­соб ис­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром био­гра­фия и лич­ность пи­са­те­ля рас­смат­ри­ва­ют­ся как оп­ре­де­ляю­щие мо­мен­ты его твор­че­ст­ва. Б. м. был под­го­тов­лен эс­те­ти­кой ро­ман­тиз­ма с её вос­при­яти­ем жиз­ни и по­эзии как еди­но­го це­ло­го, а так­же гер­ме­нев­ти­кой Ф. Шлей­ер­махе­ра, по­ла­гав­ше­го не­об­хо­ди­мым изу­чать фак­ты внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни пи­са­те­ля для луч­ше­го по­ни­ма­ния его про­из­ве­де­ний. Ос­но­ва­те­лем Б. м. счи­та­ет­ся Ш. О. Сент-Бёв, для ко­то­ро­го изу­че­ние на­след­ст­вен­но­сти, лит. и по­ли­тич. ок­ру­же­ния пи­са­те­ля бы­ло не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­сти­же­ния его твор­че­ст­ва. Б. м. на­шёл при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке

куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы (Г. Лан­сон, И. А. Тэн), по­вли­ял на ста­нов­ле­ние «ис­то­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­го» ме­то­да Г. Бран­де­са, на «им­прес­сио­ни­сти­че­скую» кри­ти­ку ру­бе­жа 19–20 вв., за­ня­тую по­ис­ком от­ра­же­ния в тек­сте «со­кро­вен­но­го Я» пи­са­те­ля. С Б. м. свя­за­но ста­нов­ле­ние лит. порт­ре­та как осо­бо­го жан­ра ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния («Ста­рин­ные порт­ре­ты» Н. А. Кот­ля­рев­ско­го, 1907; «Си­лу­эты рус­ских пи­са­те­лей» Ю. И. Ай­хен­валь­да, вып. 1–3, 1906–10, и др.).

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы международного семинара (Санкт-Петербург, 14—17 ноября 1996) / Под ред. Воронкова В., Здравомысловой Е. СПб.: ЦНСИ, 1997. Труды. Вып. 5.

От редакции ot redakzii

Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

Й.П.Руус. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии Roos

Даниэль Берто. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии Berto

Валерий Голофаст. Три слоя биографического повествования Golofast

Пентти Страниус. Проблема «говорящих голов» и русская интеллигенция Stranius

Раздел 2. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ДИССИДЕНТЫ И ОСВЕДОМИТЕЛИ

Барбара Миллер. «Я никогда ни на кого не доносил»: стратегии самооправдания осведомителей Штази Miller

Илона Кристл. Как стать диссидентом Kristel

Софья Чуйкина. Границы и повседневная жизнь диссидентской среды Chuikina

Раздел 3. СТРАТЕГИИ и КОНТЕКСТЫ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ

Елена Мещеркина. Биографическая реконструкция: образовательные и профессиональные стратегии адаптации в рыночной экономике Mecsherkina

Олаф Струк-Меббек. Траектории стратегий совладания с ситуацией в постсоциалистическом обществе Struk-Mebbek

Марута Пранка. Дом как объект социологического исследования: жильцы многоквартирного дома (исследование случая) Pranka

Михаил Рожанский. Память города без прошлого Rozhanskii

Раздел 4. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИИ

Розвита Брекнер. Изменение значения миграции в жизни восточно-европейских мигрантов, прибывших на «запад» до 1989 года Brekner

Ольга Бредникова. «Семейная» и «коллективная» память (способы конструирования этнической идентичности) Brednikova

Виктор Воронков, Елена Чикадзе. Ленинградские евреи: этничность и контекст Voronkov_Chikadze

Раздел 5. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ, ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Джон Джексон. Ссылка в жизни польской интеллигенции Jeckson

Робин Хамфри. Эпифании и социальные карьеры: влияние решающих моментов жизни на биографию Hamfri

Дебора Калекин-Фишман. Биографии учителей и история государства Kalekin-Fishman

Томми Хойккала. Алеша и Таппио: сравнение двух случаев отцовства Hoikkala

Раздел 6. СЕКСУАЛЬНОСТЬ В БИОГРАФИЯХ

Анна Роткирх. Сексуальные биографии женщин двух поколений. Первая попытка сравнения России и Финляндии Rotkirh

Татьяна Бараулина, Андрей Ханжин. Конструирование мужской сексуальности через презентацию биографического опыта в интервью Baraulina_Hanzhin

Катерина Герасимова. Вербализация сексуальности: разговоры о сексе с партнерами Gerasimova

 

Историко-биографический метод | Понятия и категории

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — 1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы; 2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» (биографический метод) используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира; 3) метод изучения личных документов (автобиографий, писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп [Ф. Знанецкий].

Историко-биографический метод известен давно, с ним связано становление и развитие истории как науки, поскольку основным героем политической истории всегда выступала личность — правитель, герой, военачальник и пр. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих людей. Научно-методологические принципы историко-биографического метода были сформулированы В. Дильтеем (1833-1911). Он ввел понятие «наук о духе», к которым относил историю, и отмечал, что их отличает особый метод познания, основанный на изучении психических аспектов деятельности человека. Приоритет биографическому методу в гуманитарном знании отдавал также М. Хайдеггер.

Историко-биографический метод характеризуется стремлением раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории. В основе метода лежит дедуктивный подход, поскольку реконструкция жизнеописания опирается, прежде всего, на те результаты, «следы», которые исторический деятель оставил в истории. Метод предполагает привлечение особого корпуса источников — документов личного происхождения (свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний). Особенностью историко-биографического метода является широкое применение литературно-художественных приемов изложения материала (сюжетность, образность), а также эмоциональность, наличие авторской позиции в оценке личности.

В XX веке историко-биографический метод развивался под влиянием достижений социологии и психологии, где «биографический метод» («метод жизнеописаний») утвердился в качестве одного из основных методов исследования. В результате, наряду с изучением индивидуальных биографий, появились такие новые направления истории как «коллективные биографии», или просопография. Метод создания коллективных биографий направлен на выявление определенного круга лиц в качестве объекта исследования и изучение их демографических, социальных, культурных характеристик.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 151-152.

Литература:

Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М., 1986; Биографический метод в социологии: история, методология, практика/ Под. ред. В. В. Семеновой, Е. Ю. Мещеркиной. М., 1993; Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении // Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Михайлов И. А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистистенциальные истоки феноменологии // История философии. № 1. М., 1997; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007.

Используем биографический метод при подборе персонала

Юлия Жижерина, бизнес-консультант по управлению персоналом и трудовому праву, рассказывает, что такое биографический метод и стоит ли брать на работу «Евгения Онегина», «Творческого сноба» или «Высокомерного творца».

Биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути человека. Этот метод позволяет узнать о характере, самосознании, направленности, таланте и жизненном опыте личности, поэтому его часто используют для оценки характера кандидатов при подборе персонала.

Какие формулы характера существуют

Обозначим отношение к себе словом «Я», отношение к близким людям — «ВЫ», отношение к посторонним людям — «ОНИ», а отношение к труду — «ТРУД». Хорошее отношение обозначим знаком «+», а плохое — знаком «-». Сочетание этих характеристик определяет формулу характера.

В таблице представим самые распространенные формулы с их краткими характеристиками.

Формула характера Отрицательное отношение Тип характера Краткая характеристика
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» Отсутствует Здоровый характер Работать с такими людьми, как с начальниками, так и с коллегами, и с подчиненными — одно удовольствие: они хорошо относятся и к коллегам, и к клиентам, и к процессу труда, и к себе.
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД-» К труду «Евгений Онегин» Люди с большими способностями, которым учеба давалась с легкостью, они не привыкли к систематическому, упорному труду. Так как процесс труда не вызывает у них ни интереса, ни удовлетворения, они находят смысл жизни в других сферах. Например, в любовных похождениях и вечеринках.
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+» К близким людям «Высокомерный творец» Эти люди интересны в общении при первых контактах. Но как только они осваиваются на новом месте, неизбежно начинают конфликтовать с окружением: коллегами, начальником, подчиненными. И хотя профессионалы они отличные, работать с ними становится невозможно.
«Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» К себе «Гадкий утенок» Это безропотные «рабочие лошадки», которые ведут себя неуверенно и в любых конфликтах винят себя. Поведение робкое, часто «тянут» на себе всю работу отдела, не требуя ничего взамен.
«Я+, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+» К посторонним людям «Творческий сноб» Эти люди хорошо общаются только с узким кругом близких людей (семья, коллеги), но на новые контакты идут с большим трудом. Общение с новыми людьми для них крайне затруднительно.
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-»/ «Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД-» Нестабильность, проявляется в зависимости от оценки ситуации «Раболепствующий тиран» Эти люди в одних ситуациях ведут себя как «Высокомерные творцы», а в других как «Гадкие утята»: они то заносчивы и высокомерны, то робки и застенчивы. Работать с ними трудно, так как они весьма непредсказуемы.

Как использовать биографический метод при подборе персонала

Чтобы использовать биографический метод, следуйте алгоритму:

1.Выберите источники биографической информации:

  • Личное дело — набор официальных биографических документов (паспорт, дипломы), а также резюме, рекомендации и отзывы.
  • Биографическая анкета. Отвечая на точные вопросы анкеты, человек дисциплинирует свои воспоминания, обретает установку на строгое воспроизведение прошлого.
  • Автобиография — может быть спонтанной или провоцированной, т. е. написанной по заданию.
  • Биографическое интервью. Этот трудоемкий метод дает самый богатый материал. Здесь раскрываются сфера переживаний, отношения к событиям и концепция жизненного пути, сложившаяся у человека. Биографическое интервью и биографические высказывания – сложные и дорогостоящие процедуры. Их проводят, когда кандидат претендует на высокую позицию или при отборе сотрудников в кадровый резерв компании. То есть в тех случаях, когда ошибка может стоить очень дорого.

Если компания не видит необходимости в привлечении профессионального психолога, HR-службы используют для изучения кандидатов резюме, рекомендации и отзывы, официальные документы (личное дело), анкеты, а также элементы биографического интервью при собеседовании.

Но не стоит забывать и о таком важном источнике биографической информации, как собственноручная автобиография кандидата. Этот источник часто недооценивается HR-службами. Однако если попросить кандидата написать автобиографию еще до собеседования, появляется дополнительный источник информации, который можно использовать как для исследования характера кандидата, так и для проявления его черт. Для наиболее эффективного достижения цели перед написанием автобиографии следует дать кандидату небольшую инструкцию по ее написанию.

2.Проанализируйте и оцените полученные факты.

Теперь проведем анализ и оценку фактов, полученных из источников, с точки зрения определения формулы характера. При толковании сведений учитывайте:

  • особенности формулировок;
  • объяснение кандидатом причин тех или иных событий;
  • противоречащие друг другу факты и высказывания.

Обратите особое внимание на сведения из детства кандидата, информацию об этапах его социализации (школа, вуз), частоту и причины смены места работы, способы проведения свободного времени, семейное положение. Еще древнегреческий мудрец Солон назначал руководителями только тех, у кого налажены семейные отношения. Большую роль может сыграть проверка достоверности описанных фактов (рекомендации, отзывы, официальные документы). Рассмотрим пример:

Мужчина, 25 лет, разведен, детей нет, претендует на должность менеджера по продажам. Опыт работы: начальник отдела продаж, коммерческий директор в одной фирме, коммерческий директор в другой фирме, начальник отдела продаж в третьей фирме. В первых двух случаях причиной увольнения указывает: «поменялся собственник компании», в третьем: «неинтересная работа». В автобиографии с упоением описывает множество хобби: путешествия, различные виды спорта, участие в КВН.

Можем предположить «минус» в позиции «ТРУД». За короткий промежуток времени сменил значительное количество мест работы. Занять высокие должности в таком молодом возрасте ему, скорее всего, позволили соответствующие знакомства. Как только знакомства «заканчивались» (менялся собственник), он сразу же искал новую работу. Регресс в развитии карьеры, вероятно, означает, что у кандидата слабые навыки не только в управлении людьми, но и, собственно, в области продаж. Зато в развлечениях, как видим, он — профессионал.

3.Примите решение: принимать кандидата на работу или нет.

По статистике, не многих людей можно отнести к людям со здоровым характером (все плюсы) и, скорее всего, большинство из них настолько успешны, что не ищут работу. Поэтому не стоит сразу отказываться от сотрудничества с другими кандидатами. Они могут стать хорошими работниками, если учесть особенности их характера:

«Евгений Онегин»— в данной формуле присутствует дефект в самой важной для работодателя позиции: в позиции «ТРУД». Скорее всего, человек, не желающий упорно и методично трудиться, трудовому коллективу не нужен. Корректировка такого характера возможна при долгой и тщательной работе человека над собой под руководством опытного психолога. Поэтому с таким кандидатом лучше вежливо распрощаться.

«Высокомерные творцы» — как правило, хорошие профессионалы, но как подчиненные все время спорят с начальником, считая его недалеким человеком. Как начальники же уверены в глупости подчиненных, не дают им и шага ступить самостоятельно. К коллегам относятся пренебрежительно. Таким работникам противопоказана работа в команде. Если этот человек является ценным профессионалом и предполагается его индивидуальная работа на отдельном участке с минимумом контактов с другими, то возможен его прием на работу в компанию.

«Гадкие утята» — такие работники бывают настоящей находкой. Они трудятся самозабвенно и никогда не возражают ни против дополнительной работы, ни против пренебрежительного отношения. Они не принесут компании проблем. Но карьеру они, как правило, не строят и даже отказываются от повышения, так как считают себя недостойными. Поэтому их включение в кадровый резерв не принесет результата. Начальнику необходимо хвалить таких работников как можно чаще, а также следить, чтобы другие не сваливали на них свою работу.

«Творческий сноб» — ему потребуется специальная (более длительная) программа адаптации. Но, прижившись в коллективе, он сможет проработать долгие годы без помыслов о смене работы и будет прекрасно относиться к родному коллективу. Вот только выполнять работу, которая требует постоянного общения с новыми клиентами, он не сможет. Здесь проявятся его затруднения в общении с новыми людьми. Это тот кандидат, которого не стоит принимать на позицию «менеджер по продажам».

«Раболепствующий тиран» — на собеседовании может быть кротким и приятным, а при возникновении первой же стрессовой ситуации стать резким и презрительным. Он может униженно вести себя перед начальником и тиранить подчиненных или совершенно распустить подчиненных и вызывающе вести себя с начальником. Интерес к труду у таких людей сохранен, поэтому им нужно помочь увлечься трудовым процессом.

Сумейте найти подход к каждому типу характера — и новые сотрудники покажут результат, которого вы от них ждете.

Автор: Юлия Жижерина

Конференция «Биографический метод и эго-источники в современных практиках исследований российской истории XVIII – нач. ХХ вв.»

25 декабря 2020 года на кафедре источниковедения исторического факультета МГУ состоялась вторая по счету научно-практическая конференция студентов и аспирантов, начинающих ученых-историков, посвященная эго-источникам и методам их анализа в современных практиках исследований российской истории имперского периода – «Биографический метод и эго-источники в современных практиках исследований российской истории XVIII – начала ХХ вв.«. Ее соорганизатором выступило Российское общество интеллектуальной истории (РОИИ).

Во вступительном слове заведующий кафедрой источниковедения д.и.н., профессор А.Г. Голиков рассказал о традициях кафедры, вспомнил выдающихся профессоров – И.Д. Ковальченко, А.В. Муравьева, В.А. Плугина, В.И. Бовыкина, чье наследие находит отражение в научных конференциях, которые организует кафедра. Вместе с тем, изменение направленности общественных запросов, желание видеть в трудах историков не только макроисследования глобальной картины прошлого человеческого общества, но, прежде всего, историю людей, которые это общество образовывали, как известных, так и и ничем не прославившихся, как участвовавших в поворотных событиях истории, так и живших в обычное по нашим представлениям время, диктует расширение проблематики конференций. Конференция «Биографический метод и эго-источники в современных практиках исследований российской истории XVIII – начала ХХ вв.» – отклик на этот общественных запрос.

Работа конференции проходила в двух тематических секциях. Перед началом секционных заседаний перед молодыми учеными выступили известные специалисты, уже давно работающие с эго-источниками. Они поделились своими размышлениями по вопросу их использования и продемонстрировали возможности биографического метода.

Д.и.н., профессор кафедры источниковедения, председатель отделения РОИИ Н.Б. Селунская посвятила свой доклад «Возрождение биографического метода: история в биографиях и история через личность» концептуальным основаниям, дискуссионным проблемам и особенностям источниковой базы «новой биографической истории» как новаторской области мировой историографии, основными познавательными задачами которой является реконструкция персональных историй политиков, ученых, деятелей культуры, их профессиональных, исторических, политических, духовных биографий, а также значимых событий, истории повседневности, контекста исторических эпох на основе эго-источников (дневников, переписки, воспоминаний, художественной и житийной литературы), содержащих индивидуальный опыт прошлого, «голос» и «образ» исторического персонажа на фоне эпохи. В этих источниках ценится именно субъективность, так как в индивидуальности человека проявлены и индивидуальные черты эпохи, запечатленные в мемуарных или биографических текстах.

нажмите на название или значок «пуск» в экране плеера для просмотра видеозаписи

Заместитель директора Института общественных наук и международных отношений Севастопольского госуниверситета к.и.н., доцент В.В. Хапаев в докладе «Адмирал М.П. Лазарев и художник И.К. Айвазовский: двойной портрет» продемонстрировал возможности биографического метода в изучении истории становления И.К. Айвазовского как флотского художника, знатока моря, кораблей, моряков.

нажмите на название или значок «пуск» в экране плеера для просмотра видеозаписи


В секции «Персональные истории российских самодержцев, политиков, деятелей науки и культуры в эго-источниках» были представлены 10 докладов.

В трех выступлениях, посвященных историческим биографиям российских императоров, в фокусе внимания были источниковедческие проблемы выявления, критики и анализа архивных и опубликованных эго-документов как источников реконструкции персональных историй монархов через восприятие их ближайшего окружения:

  • магистрант А.С. Чепелева (исторический факультет МГУ) – «Роль эго-источников в изучении окружения Александра I«,
  • магистрант А.С. Малышева (исторический факультет МГУ) – «Дон-Кихот самодержавия» в воспоминаниях и дневниковых записях фрейлины императорского двора А.Ф. Тютчевой (1829-1889)«,
  • аспиранты С.А. Панкрашин и А.Н. Левандовский (исторический факультет МГУ) – «Биография Александра II в его дневниках 1870-1881 гг.)«.

Другая группа выступлений была представлена докладами соискателя К.А. Нестеровой «Особенности изучения эго-источников кадетских лидеров начала ХХ века (на примере мемуаров М.М. Винавера)«, в котором автор проследила историю личного архива, проанализировала разнообразные по видовой принадлежности документальные и визуальные материалы; и магистранта С.А. Подчасова – «Дневники русских консерваторов начала ХХ века: сравнительный анализ«. Авторы сделали выводы как о трансформациях, так и о постоянстве политических идеалов избранных персоналий.

Реконструкции духовных биографий были посвящены доклады Д.С. Гасака (Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия) «Своеобразие типа духовности Ивана Киреевского (по материалам его дневника (1852-1854)» и студентки бакалавриата А.М. Ермаковой (исторический факультет МГУ) «Воспоминания Л.В. Жемчужникова (1828-1912) как источник изучения его эстетических и общественно-политических взглядов«. Дополнил спектр различных типов биографий доклад соискателя К.В. Белого (исторический факультет МГУ) «Новые штрихи к предпринимательской деятельности братьев Рябушинских в 1915-1917 гг. (по материалам стенограмм интервью с И.П. Трегубовым)«.

В секции «Реконструкция исторических событий российской истории XIX – начала ХХ вв.» основное внимание было уделено опыту применения историко-биографического подхода в изучении истории повседневности пореформенного периода.

Доклады магистранта Н.С. Быловой (исторический факультет МГУ), аспиранта Л.Л. Синцерова (исторический факультет МГУ), магистранта В.А. Охлопковой (исторический факультет МГУ) раскрыли будни московской жизни через призму восприятия старейшего гласного Московской думы Н.П. Вишнякова, журналиста, бытописателя Москвы В.А. Гиляровского, историка М.Н. Тихомирова. Обстоятельства строительства и реконструкции города Севастополя, отраженные в биографии адмирала М.П. Лазарева, были представлены в присланном докладе магистранта С.Д. Борисова (исторический факультет МГУ), а повседневность сахалинской каторги – в докладе аспиранта А.Н. Левандовского (исторический факультет МГУ).

Магистрант Р.Ю. Червяков (исторический факультет МГУ) предложил свое прочтение записок «Из деревни» А.А. Фета, которые представляют интерес не только как источник по истории пореформенного крестьянства, но и как опыт самопознания поэта и землевладельца. Доклады аспиранта А.А. Сенюхина (исторический факультет МГУ) и студента бакалавриата Н.Е. Борисова (исторический факультет МГУ) дополнили тематику секции реконструкцией исторических сюжетов военной повседневности. Финальным докладом секции стало сообщение студентки бакалавриата Е.Ю. Талмазан (Нижегородский государственный университет) о некоторых проблемах изучения источников личного происхождения в отечественной историографии во второй половине ХХ – начале XXI вв.

В заключение работы секции с подведением ее итогов выступили преподаватели кафедры источниковедения: к.и.н., доцент А.В. Карагодин и к.и.н., доцент Н.Г. Абрамова. А.В. Карагодин, модерировавший работу секции, подчеркнул, что на современном этапе развития исторической науки от исследователя все чаще требуется работа сразу в трех измерениях – традиционного исторического нарратива («истории событий»), истории социальных и экономических структур и персональной, «биографической» истории. Помимо реконструкции исторической действительности, историки должны стремиться проанализировать взаимодействие различных факторов – экономических, социальных, культурных – во «времени большой длительности», осознать мотивы решений и поступков, ход размышлений и эмоции действующих лиц, а также рассказать об уникальных поворотах их личных биографий в контексте исторического времени.

Конференция вызвала неподдельный интерес научно-исторического сообщества. Дистанционный формат ее проведения позволил присоединиться к заседаниям участникам из разных уголков нашей страны (Москва, Севастополь, Ярославль, Нижний Новгород, Свердловская область, Тюмень и др.)


— Программа конференции.pdf
  

Биографический метод, значение термина

Биографический метод
Портал znanie.info → Энциклопедия Карьера → Глосcарий терминов → Термины на букву «Б» → Биографический метод

Биографический метод

, метод исследования кадров, в основе которого лежит изучение индивидуального жизненного пути (социальный статус родителей, место жительства, условия социализации, образование, семья, рабочее место и т.д.). Обработка биографических данных с помощью специальных процедур контент-анализа, статистики и типологий позволяет прогнозировать успешность будущей той или иной деятельности испытуемого.


Другие термины на букву «Б» 

· Бакалавр
· Бакалавриат
· Безработица
· Безработица вынужденная
· Безработица добровольная
· Безработица зарегистрированная
· Безработица застрахованная
· Безработица маргинальная
· Безработица неустойчивая
· Безработица сезонная
· Безработица структурная
· Безработица технологическая
· Безработица фрикционная
· Безработица хроническая
· Безработица циклическая
· Безработица экономическая
· Безработный
· Бенефитс
· Бенчмаркинг
· Бережливое мышление
· Беседа с сотрудником перед увольнением
· Беседа, проводимая по схеме
· Бессловесное (невербальное) общение
· Бессловесные реплики
· Бестарифные системы оплаты труда
· Бизнес
· Бизнес-аналитик
· Бизнес-игра
· Бизнес-консультант
· Бизнес-конференции
· Бизнес-навыки
· Бизнес-образование
· Бизнес-план
· Бизнес-процесс
· Бизнес-семинар
· Бизнес-тренер
· Бизнес-тренинг
· Биржа труда
· Бихевиоральный
· Бихевиоризм
· Благотворительность
· Бойкот
· Болонский процесс
· Бонус
· Бренд
· Бренд-менеджер
· Британский совет
· Брокер
· Бэк-офис
· Бэкграунд
· Бюрократический стиль управления
→ Все термины на букву «Б«
Материал предоставлен справочником
«Энциклопедия Карьера«

 → информация для рекламодателей

биографический метод — это… Что такое биографический метод?

биографический метод

        БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от лат. biographia — жизнеописание) — метод исторического подхода к творцам произведений культуры, науки и философии, при котором объектом исследования становятся жизненная и идейная траектория авторов, воплощающаяся в личных документах (автобиографиях, биографиях, переписке и др.). У ж е первые исследования истории философии строились на основе доксографии, где в центре внимания было описание мнений различных мыслителей, объединенных в философские школы. История искусства эпохи Возрождения началась с книги Д. Вазари, содержащей описание 161 биографии («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». 1550.; рус. пер.: М., 1956—71. Т. 1 — 5.). В истории естествознания Б. м. впервые был использован Д.Ф. Араго («Биографии знаменитьгх астрономов, физиков и геометров». Спб., 1859— 1861. Т. 1 — 3 ) . В обобщенном виде Б. м. был представлен В. Дильтеем как один из методов понимания в «науках о духе», противостоящий методам каузального и аналитического объяснения в естествознании (Дилътей В. Введение в науки о духе // Собр. соч. М., 2000. Т. 1.). Для него — это метод рефлексивного осознания духовной жизни в гуманитарных науках (от истории до педагогики), позднее соединенный с методами герменевтики. Документы — биография и автобиография, — сохраняющие свидетельства о жизни личности и позволяющие осмыслить структуру ее действия, трактуются им как наиболее полное и совершенное осознание историчности мира жизни и духа. В начале 20 в. Б. м. стал использоваться социальными науками, прежде всего — социологией и социальной психологией. Его задача — понимание субъективной стороны общественной жизни, выявление типов личности и характерных для них интерпретаций социальных процессов и явлений. Б. м. основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит свое выражение личное отношение к пережитой или переживаемой общественной ситуации. Впервые был использован УИ. Томасом и Ф. Знанецким в книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1919). Они проанализировали письма и автобиографии польских эмигрантов, чтобы выяснить взаимодействие между ценностями в новой для них стране и прежними установками личности, механизмы изменения их установок в процессе приспособления к новым условиям. Б. м. широко использовался в 20—30-е гг. (Г. Д. Лассуэлл, Ч. Х. Кули, Д ж. Г. Мид), а после 2-й мировой войны — в Польше, где проводились массовые конкурсы на описание своей жизни (особенно при изучении ценностных ориентации личности). Главный недостаток Б. м. состоит в том, что нередко субъективные оценки превращаются в показатели объективных процессов. Для преодоления этого изъяна Б. м. его все более соединяют с просопографией.

        А.П. Огурцов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

  • библиометрия
  • биология

Смотреть что такое «биографический метод» в других словарях:

  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД —     БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД 1) метод понимания духовной жизни гуманитарными науками, предложенный В.Дчлыпеем. В историческом мире, в отличие от природного мира, нас интересует индивидуальный процесс жизни, а биография и особенно автобиография… …   Философская энциклопедия

  • Биографический метод — см. Методы литературные. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. МЕТОД БИОГРАФИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — в литературоведении истолкование литературы как отражения биографии и особенностей личности писателя (зачинатель Ш. О. Сент Бев). Абсолютизация биографического метода приводит к умалению роли духовно исторической атмосферы, стиля эпохи, традиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • биографический метод — I в обществоведении используется: для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально исторических данных; для реконструирования жизненного мира отдельных индивидов …   Энциклопедический словарь

  • биографический метод — (изучения литературы) предполагает анализ литературного произведения в тесной соотнесенности с биографией его создателя. Рубрика: литература и наука Род: методы изучения литературы Персоналии: Ш. Сент Бев. Литературные портреты , Ю. Айхенвальд.… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • биографический метод — способы исследования,диагностики,коррекции и проектирования жизненного пути личности.В профессиологии биографический метод включает ретроспективное описание прошедших этапов профессиональной жизни человека,анализ актуальных и предполагаемых в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Биографический метод — Биографические методы в психологии (ново греч. βιογραφία жизнеописание от др. греч. βίος жизнь, γράφω пишу) способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в… …   Википедия

  • Биографический метод —         в литературоведении, способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Б. м. часто связан с отрицанием литературных направлений и культивированием… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Методы социологического исследования. Учебное пособие, И. Ф. Девятко. В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для… Подробнее  Купить за 495 руб
  • Методы социологического исследования, И. Ф. Девятко. В данной книге рассматриваются ведущие методы социологического исследования — опрос, эксперимент, включенное наблюдение, биографический метод, а также специальные процедуры, применяемые для… Подробнее  Купить за 484 руб
  • Библиотека Академии Наук. Опыт биографии, В. П. Леонов. В книге сделана попытка нового прочтения жизни Библиотеки Российской академии наук (БАН), которой в 2014 г. исполняется 300 лет. Будучи первой научной библиотекой России, она воплотила в себе… Подробнее  Купить за 318 руб
Другие книги по запросу «биографический метод» >>

(PDF) Биографические методы

[15:23 10/9/2007 4997-Alasuutari-Ch30.tex] Документ: a4 Номер задания: 4997 Аласуутари: Методы социальных исследований (Руководство SAGE) Страница: 354 343–355

354 СПРАВОЧНИК ПО МЕТОДАМ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ SAGE

ССЫЛКИ

Эндрюс, М., Дэй Склейтер, С., Сквайр, К. и

Тамбуку, М. (2004) «Повествовательное исследование», в

К. Сил, Г. Gobo, J. Gubrium eds, Qualitative

Research Practice, Лондон, Sage, стр. 109–124.

Апитч, У. и Иновлоки, Л. (2000) «Биографический анализ

:« Немецкая »школа?», В П. Чемберлейне,

Ред. Дж. Борната и Т. Венграфа, Поворот к биографическому

Методы в социальных науках, Лондон, Routledge,

, стр. 53–70.

Armitage, SH & Berger Gluck, S. (2002) «Размышления об устной истории

женщин: обмен», в SH Armitage,

P. Hart & K. Weathermon eds, Women’s Oral History:

the Frontiers Читатель, Линкольн, Университет Небраски

Press, стр.75–86.

Бамберг, М., изд. (1997) «Устные версии личного опыта

— три десятилетия нарративного анализа:

Специальный выпуск журнала« История рассказов и жизни

», Махва, США, Лоуренс Эрлбаум.

Берто, Д. (1981) «Истории из жизни пекаря», в

изд. Д. Берто, Биография и общество, Лондон, Sage.

Borland, K. (1991) «« Это не то, что я сказал »: интерпретация

конфликт в устном нарративном исследовании», в S.Б. Глюк и редакторы

Д. Патаи, Женские слова: феминистская практика

устной истории, Лондон, Рутледж, стр. 63–75.

Борнат, Дж. (1993) «Жизненный опыт», у Бернарда, М. и

Мид, К. ред. Женщины достигают совершеннолетия: перспективы

жизни пожилых женщин, Лондон, Эдвард Арнольд,

, стр. 23–42.

Борнат, Дж. (1994) «Является ли устная история авто / биографией?»

Авто / Биография 3.1 / 3.2, 17–30.

Борнат, Дж. (2001) «Воспоминания и устная история: параллельные

вселенных или совместное стремление?» Старение и общество

219–241.

Борнат, Дж. (2002) «Проведение исследования истории жизни», в

А. Джеймисон и К. Виктор, ред., Исследование старения

и более поздняя жизнь, Бакингем, Open University Press,

, стр. 117–134.

Борнат, Дж. (2004) «Устная история», в C. Seale, G. Gobo и

J. Gubrium eds, Qualitative Research Practice,

London, Sage, pp. 34–47.

Борнат, Джоанна (2005) «Повторное использование доказательств:

различных подходов к повторному анализу тологических данных герон-

[37 абзацев]».Forum Qual-

itative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social

Research [Интернет-журнал], 6 (1), Art. 42. Доступно

по адресу: http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/1-

05 / 05-1-42-e.htm.

Борнат, Дж. И Даймонд, Х. (2007) «Женская история и

устная история: события и дебаты», Women’s

History Review 16 (1), 19–39.

Чемберлейн, П., Борнат, Дж. И Апитч, У. ред. (2004)

Биографические методы и профессиональная практика,

Бристоль, The Policy Press.

Чемберлейн, П., Борнат, Дж. И Венграф, Т. eds (2000)

Поворот к биографическим методам в социальных науках,

Лондон, Рутледж.

Чемберлейн, П. и Кинг, А. (2000) Культуры

Уход: биографии опекунов в Великобритании и двух

Германии, Бристоль, The Policy Press.

Коулман, П. Г., Ивани-Чалиан, К. и Робинсон, М.

(1998) «История продолжается: сохранение жизненных тем

в старости».Старение и общество 18 (4), 389–419.

Кортни, К. и Томпсон, П. (1997) Изменение жизни:

Меняющиеся голоса британских финансов, Лондон,

Метуэн.

Кроссли, М. Л. (2000) Введение в нарративную психологию:

Самость, травма и создание смысла,

Buckingham, Open University Press.

Деннинг, С. (2005) Руководство лидера по повествованию историй:

Освоение искусства и дисциплины бизнеса

Повествование, Сан-Франциско, Джосси-Басс.

Draaisma, D. (2004) Почему жизнь ускоряется, когда вы становитесь старше

Старше: Как память формирует наше прошлое, Кембридж,

Cambridge University Press.

Эттер-Льюис, Г. (1993) Моя душа принадлежит мне: устный

Рассказы афроамериканских женщин в

профессиях, Нью-Йорк, Рутледж.

Фриш, М. (1990) Общий авторитет: Очерки ремесла

и значение устной и общественной истории, Олбани, штат

Университет Нью-Йорка.

Глейзер, Б. и Штраус, А. (1968) Открытие

обоснованной теории, Лондон, Вайденфельд и

Николсон.

Гринхалг, Т. и Гурвиц, Б. (1998) нарративная

Медицина: диалог и дискурс в клинической практике,

Лондон, BMJ Books.

Хаммерсли, М. (1997) «Качественное архивирование данных:

, некоторые размышления о его перспективах и проблемах»,

Социология 31 (1), 131–142.

Хаммертон, А.J. & Thomson, A. (2005) Ten Pound

Poms: Australia’s Invisible Migrants, Манчестер:

Manchester University Press.

Боярышник, Дж. (1985) Рассказ: От памяти к движению

Картинки, Лондон, Эдвард Арнольд.

Джефферис М. (2000) «Воспоминания о пионерах в области гериатрической медицины

», в Борнате, Дж., Перкс, Р.,

Томпсон, П. и Уолмсли Дж. Ред., Устная история, здоровье

and Welfare, Лондон, Рутледж, стр.75–97.

Ламмис, Т. (1987) Слушая историю, Лондон,

Хатчинсон.

Мид, Г. Х. (1934) Разум, самость и общество с точки зрения

специалиста по социальному поведению, Чикаго, Университет

, издательство Chicago Press.

Мерридейл, К. (2005) Война Ивана: Красная Армия 1939–45,

Лондон, Фабер и Фабер.

Ogg, J., Evans, G., Jefferys, M. & MacMahon, D. G.

(1999) «Профессиональные ответы на вызов возраста

», в Bernard, M.И Филлипс, Джеймс, Социальная политика

Введение в биографические исследования


Биографические исследования в образовании могут быть задуманы по-разному; однако, как правило, эта тема представляет собой исследование отдельной жизни, фокусируясь в первую очередь на человеке, который так или иначе связан с профессиональной областью образования, в широком смысле (Garraty, 1957; Oates, 1986). Другие исследовательские методологии часто объединяются в описатель биографии и включают написание истории жизни, устную историю, мемуары, автобиографию и повествование о жизни (Roberts, 2002; Josselson & Lieblich, 1993).

Среди многочисленных форм биографических исследований в образовании часто выделяют пять типов: научные хроники, интеллектуальная биография, написание истории жизни, мемуарная биография и повествовательная биография. Эти ориентации могут принимать форму статей, виньеток, глав, монографий и полнометражных книг. Однако нет необходимости проводить тонкие различия между этими разными подходами, и каждая ориентация предлагает определенные сильные стороны для представления биографического предмета.Сферы постоянно пересекаются по мере того, как намерения и цель биографа становятся более ясными в процессе исследования. В конце концов, биографы, занимаясь своими исследованиями, постоянно изучают свои интерпретирующие голоса так же, как и жизни своих биографических субъектов.

Научная хроника является наиболее фундаментальным (и распространенным) типом биографических исследований с упором на историческое изображение индивидуальной жизни. Эта основная исследовательская ориентация состоит в том, чтобы рассказывать историю субъекта в хронологическом порядке с акцентом на развитие сюжета поиска (этапы жизненного паттерна) и описание актов признания (или дурной славы), когда биограф проходит через жизнь биографического субъекта.Научная хроника часто рассматривается как синоним биографии; однако эта исследовательская направленность заметно отличается от других форм биографического исследования.

Другой жанр, интеллектуальная биография, не нуждается в базовой хронологической структуре и развивает повествование о жизни посредством концептуального анализа мотивов и убеждений субъекта в мире идей. Те, кто пишет интеллектуальную биографию, преодолели страх интерпретации других исследователей в области образования, что Роллисон (2005) назвал «биографической апологией», которые включают страницы повествования интервьюируемого и подробное описание, но воздерживаются от интерпретации мотивов и чувств.Напротив, интеллектуальный биограф признает и принимает агрессивный, но оправданный анализ и осторожно преодолевает навязчивый характер исследования, что приводит к саморефлексии, вдумчивости и проницательности.

Третья форма биографического исследования определяется как написание истории жизни (и повествовательное изучение жизней) с твердой приверженностью традициям социологических исследований устной истории и повествовательного дискурса и, в частности, с большой преданностью теоретическим построениям из социологии и психологии.Парадигмы тематического исследования возникают по мере того, как авторы истории жизни обращаются к вопросам обобщаемости, социального взаимодействия и социальной структуры, надежности и достоверности, а также к биографическим поискам любого исследования жизни. Этот жанр исследования принял множество форм в области образования, возможно, наиболее резонирующий в области педагогического образования с описанием стипендий о жизни учителей и, в меньшей степени, с исследованиями учителей первого года обучения, которые также остаются верными аспекты интеллектуальной биографии (Goodson, 2008; Bullough, 2008).

В последние годы четвертый жанр, биография мемуаров (все еще отличная от автобиографии и мемуаров), начал появляться в области изучения учебных программ. Внимание уделяется мотивам исследователя по отношению к биографическому предмету и с акцентом на стилистическое представление размышлений и идей биографа по отношению к фактическому описанию жизни. Интерпретирующее повествование писателя, наряду с изложением биографического предмета, становится частью исследования.Рассказывается история жизни, но в связи с транзакционным опытом биографа, который, в свою очередь, влияет и предвещает аналогичные переживания для читателя.

Пятый тип, повествовательная биография, представляет собой динамическое изображение жизни без абсолютной фактичности или исчерпывающего описания от рождения до могилы. Этот стиль также не обременен окончательной интерпретацией предмета, которую должен принять читатель. Признаются факты, и некоторые интерпретации принимаются как более значимые, чем другие; однако биограф, хотя сознательно осознает свои личные эмоции и реакции на объект, признает, что рассказывание истории в первую очередь определяется субъектом по отношению к читателю.

Невозможно составить окончательный список биографических типов, поскольку, к счастью, новые формы — ориентированные на содержание и процесс — постоянно придумываются и исследуются. Другие, более связанные с содержанием обозначения включают феминистскую биографию (Alpern, et al., 1992; Ascher, et. Al., 1984; Wagner-Martin, 1994) и черную биографию (Backscheider, 1997), все с акцентом на идентичность и восстановление «невидимого» предмета.

Связь биографии с автобиографией, мемуарами и повествовательными исследованиями в образовании хорошо развита и будет постоянно пересматриваться (Denzin, 1989; Epstein, 1991; Rollyson, 2008) Тем не менее, с растущим интересом к биографическим исследованиям и с некоторым растущим интересом в прозопографии (групповой биографии) терминологический консенсус мало согласован; Например, следует отметить, что, хотя некоторые исследователи качественной оценки считают термин авто / биография точным, между биографией и автобиографией существуют разительные различия — гораздо больше, чем можно передать с помощью косой черты или солидуса.

Список литературы

Альперн, С., Антлер, Дж., Перри, Э. И. и Скоби, И. В. (ред.) (1992). Вызов феминистской биографии . Урбана, Иллинойс: Университет Иллинойса Press.
Ascher, C., DeSalvo, L., & Ruddick, S. (Eds.) (1984). Между женщинами . Бостон: Beacon Press.
Backscheider, P. R. (1997). Размышления о биографии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Буллоу, Р. В., младший (2008). Противодействие: исследования педагогического образования и становления и бытия учителем . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
Дензин, Н. (1989). Интерпретативная биография . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Epstein, W. (Ed.) (1991). Конкурс по предмету . West Lafayette, IN: Purdue University Press.
Гаррати, Дж. (1957). Природа биографии . Нью-Йорк: Кнопф.
Гудсон, И. (2008). Исследование жизни и деятельности учителя .Роттердам: Издательство Sense.
Josselson, R. & Lieblich, A. (Eds.) (1993). Повествовательное исследование жизней . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
Оутс, С. Б. (ред.) (1986). Биография как высокое приключение . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета.
Робертс Б. (2002). Биографические исследования . Лондон: Издательство Открытого университета.
Роллисон, К. (2008). Биография: Руководство пользователя . Чикаго: Иван Р. Ди.
Роллисон, К. (2005). Высшая форма каннибализма? Чикаго: Иван Р.Ди.
Вагнер-Мартин, Л. (1994). Рассказывая о жизни женщин . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса.

Крейг Кридел, Университет Южной Каролины

Введение в метод интерпретации биографических повествований

Цель: Представить метод интерпретации биографических повествований (BNIM) для медсестер-исследователей, ищущих новую методологию и метод.

Задний план: Слушание и интерпретация рассказов пациентов — ключевая особенность медсестер. Методологии и методы исследования часто не полностью учитывают историческую, психосоциальную и биографическую динамику жизни людей.

Источники данных: Этот документ основан на опыте обоих авторов, которые ранее использовали метод BNIM, а также на источниках соответствующей литературы.

Методы обзора: Это методологический документ, в котором рассматривается исторический контекст BNIM и дается обзор его потенциального применения для исследований в области медсестер. Обсуждение Основные допущения и аналитическая стратегия BNIM сосредоточены на трех взаимосвязанных аспектах: история жизни человека или история (биография), то, как они ее рассказывают (повествование), и социальная интерпретация (интерпретация).BNIM использует уникальную технику интервьюирования, чтобы получить непрерывную историю от участников. Аналитический инструмент BNIM является шаблонным и использует девять этапов для анализа отдельных случаев. Десятый этап помогает с анализом кейсов.

Вывод: Методология и методы BNIM позволяют участникам сформулировать превратности своей жизни и переживания болезни, а также предоставляют исследователю основу для анализа и интерпретации данных, чтобы придать смысл историям жизни людей.

Значение для исследований / практики: Техника интервью BNIM и аналитическая структура являются полезными инструментами, помогающими в глубоком качественном исследовании жизненных историй в контексте.

Биографический подход к изучению индивидуальных изменений и непрерывности ходьбы и езды на велосипеде на протяжении всей жизни

Основные моменты

Индивидуальные изменения и стабильность при ходьбе и езде на велосипеде плохо изучены.

Ретроспективные методы позволяют взглянуть на это поведение на протяжении всей жизни.

Мы представляем новое применение биографического подхода к этой теме.

Продольные типологии выявляют общие и различные траектории ходьбы и езды на велосипеде.

Результаты могут использоваться в политике для поддержки пеших и велосипедных прогулок на протяжении всей жизни.

Abstract

В большинстве исследований, направленных на понимание поведения при ходьбе и езде на велосипеде, использовались перекрестные данные для объяснения межличностных различий в определенный момент времени.Исследования индивидуальной ходьбы и езды на велосипеде с течением времени ограничены, несмотря на то, что понимание этого может быть полезным для информирования политик, направленных на поддержку пеших и велосипедных прогулок на протяжении всей жизни. Отсутствие существующих лонгитюдных данных, трудности, связанные с их сбором, и скептицизм по отношению к ретроспективным методам как средству реконструкции прошлых поведенческих изменений — все это способствовало этому дефициту знаний. Эта проблема усугубляется, когда временные рамки распространяются на более длительные периоды или на весь жизненный цикл в целом.В этой статье предлагается и подробно описывается ретроспективная качественная методология, которая использовалась для изучения индивидуальных изменений и стабильности при ходьбе и езде на велосипеде в рамках жизненного цикла. Биографические интервью, подкрепленные календарем жизненного цикла, были разработаны и проведены с двумя когортами взрослых детей. Из материалов интервью были составлены пояснительные, наглядные биографии. Анализ был сосредоточен на выявлении возникновения, контекста и времени изменения поведения и стабильности на протяжении всей жизни.Типологии поведенческого развития были созданы, чтобы разрешить общие и различные поведенческие модели на протяжении жизни. Хотя достоверность реконструированных биографий ходьбы и езды на велосипеде не может быть доказана, это подход, который предлагает достоверные и подтверждаемые идеи о том, как такое поведение усиливается, ослабевает, сохраняется, прекращается, восстанавливается или адаптируется на протяжении всей жизни и как поведенческие траектории ходьба и езда на велосипеде могут развиваться с течением времени.

Ключевые слова

Ходьба

Велоспорт

Перспектива жизненного цикла

Биографические интервью

Типология

Рекомендуемые статьиЦитирующие статьи (0)

Copyright © 2014 The Authors.Опубликовано Elsevier Ltd.

Рекомендуемые статьи

Цитирующие статьи

% PDF-1.4 % 48 0 объект > эндобдж xref 48 69 0000000015 00000 н. 0000001778 00000 н. 0000001881 00000 н. 0000001964 00000 н. 0000002048 00000 н. 0000002131 00000 н. 0000002215 00000 н. 0000002298 00000 н. 0000002382 00000 н. 0000002465 00000 н. 0000002548 00000 н. 0000002632 00000 н. 0000002715 00000 н. 0000002799 00000 н. 0000002883 00000 н. 0000002965 00000 н. 0000002992 00000 н. 0000003074 00000 н. 0000003158 00000 п. 0000003241 00000 н. 0000003324 00000 н. 0000003409 00000 н. 0000003491 00000 н. 0000003575 00000 н. 0000003678 00000 н. 0000003762 00000 н. 0000003845 00000 н. 0000003928 00000 н. 0000004011 00000 н. 0000004350 00000 н. 0000004695 00000 н. 0000005520 00000 н. 0000006393 00000 п. 0000006561 00000 н. 0000006732 00000 н. 0000006956 00000 п. 0000007111 00000 н. 0000007286 00000 н. 0000007513 00000 н. 0000008384 00000 п. 0000009058 00000 н. 0000009222 00000 п. 0000009273 00000 н. 0000010220 00000 п. 0000011018 00000 п. 0000011282 00000 п. 0000012111 00000 п. 0000012665 ​​00000 п. 0000013120 00000 н. 0000013956 00000 п. 0000014663 00000 п. 0000025637 00000 п. 0000026375 00000 п. 0000034936 00000 п. 0000035363 00000 п. 0000035932 00000 п. 0000036018 00000 п. 0000036171 00000 п. 0000036661 00000 п. 0000036702 00000 п. 0000037414 00000 п. 0000037745 00000 п. 0000037785 00000 п. 0000044230 00000 п. 0000045009 00000 п. 0000045363 00000 п. 0000055205 00000 п. 0000055695 00000 п. 0000055984 00000 п. трейлер] >> startxref 0 %% EOF 49 0 объект > эндобдж 50 0 объект > эндобдж 51 0 объект > эндобдж 52 0 объект > эндобдж 53 0 объект > эндобдж 54 0 объект > эндобдж 55 0 объект > эндобдж 56 0 объект > эндобдж 57 0 объект > эндобдж 58 0 объект > эндобдж 59 0 объект > эндобдж 60 0 объект > эндобдж 61 0 объект > эндобдж 62 0 объект > эндобдж 63 0 объект [71 0 R] эндобдж 64 0 объект > эндобдж 65 0 объект > эндобдж 66 0 объект > эндобдж 67 0 объект > эндобдж 68 0 объект > эндобдж 69 0 объект > эндобдж 70 0 объект > эндобдж 71 0 объект >> >> эндобдж 72 0 объект > эндобдж 73 0 объект > эндобдж 74 0 объект > эндобдж 75 0 объект > эндобдж 76 0 объект > ручей xc«f`_ 1A lV (

Что такое метод биографического исследования? — Mvorganizing.org

Что такое биографический метод исследования?

Биографическое исследование — это качественный исследовательский подход, соответствующий парадигме социальной интерпретации исследования. Биографические исследования связаны с реконструкцией историй жизни и составлением смысла на основе биографических повествований и документов.

Как написать биографию?

Если вы хотите написать биографию, начните со следующих шагов:

  1. Получите разрешение.Выбрав тему биографии, попросите разрешения написать об их жизни.
  2. Проведите свое исследование.
  3. Сформируйте диссертацию.
  4. Составьте график.
  5. Используйте воспоминания.
  6. Включите свои мысли.

Что такое биографический метод?

Биографический метод — это сбор и анализ подробного описания всей жизни или ее части, обычно путем глубокого неструктурированного интервью. Счет может быть подкреплен полуструктурированным собеседованием или личными документами.

Как вы используете биографическую критику?

Биографическая критика: этот подход «начинается с простого, но центрального понимания того, что литература написана реальными людьми и что понимание жизни автора может помочь читателям более тщательно понять произведение». Следовательно, он часто предоставляет практический метод, с помощью которого читатели могут лучше понять текст.

Каковы преимущества биографического подхода?

  • Биографическая критика позволяет читателям подойти к творчеству писателя с более глубоким пониманием того, как они были созданы, и их значения.
  • Линза позволяет нам увидеть творческий дух того, как писатели берут события из своей жизни и превращают их в свои произведения, чтобы читатели могли им насладиться.

В чем смысл биографической критики?

Биографическая критика — это форма литературной критики, которая анализирует биографию писателя, чтобы показать взаимосвязь между жизнью автора и его литературными произведениями.

Каковы особенности биографического подхода?

Биографическая критика предполагает, что знание жизни автора важно для знания его работы.Предполагается, что чем больше мы знаем об идеях, убеждениях и личности автора, тем лучше мы можем интерпретировать его / ее работу.

Что такое миметический подход?

«Подражательный подход» к проблемам или текущим событиям или вопросам означает подход к ним как к фундаментальным проблемам желания и попытки подражать имитирующим импульсам и последствиям миметического желания, стоящим за этими проблемами.

Почему искусство — это пример мимесиса?

В своей теории мимесиса Платон говорит, что все искусство миметично по своей природе; искусство — это имитация жизни.Искусство подражает идее, а значит, подражает реальности. Он приводит в пример плотника и стул. Идея «стула» впервые пришла в голову плотнику.

Как по-английски означает мимесис?

«Мимесис» происходит от греческого глагола mimeisthai, что означает «подражать», а само слово происходит от mimos, что означает «мим». Английское слово mime также происходит от «mimos», как и «mimic» и «mimicry». А как насчет «мимеографа», названия копировального аппарата, предшествовавшего копировальному аппарату?

Как использовать мимесис в предложении?

  1. Для изучения операционного мимеза скуловой пластики.
  2. Он считает мимесис копией реальности и нетворческим, поддерживает интроверсию литературы и олицетворяет лирику внутреннего мира.
  3. Результаты: Точность имитации фармакокинетики Грея была выше, чем у традиционных.

Кто изобрел мимесис?

Дионисий Галикарнасский

Что такое миметические слова?

Миметические слова или идеофоны — это слова, которые имитируют или вызывают идею. Один из видов идеофонов — звукоподражания, имитирующие звуки.

Что означает мемезис?

Мимесис — это имитация жизни в искусстве и литературе. Первоначально греческое слово, означающее «подражание», мимесис в основном означает подражатель или мимик. Мимесис можно найти в пьесе с реалистичным сеттингом или в особенно реалистичной статуе.

Что такое мимесис у Аристотеля?

Мимесис, основной теоретический принцип в создании искусства. Слово греческое и означает «подражание» (хотя в смысле «повторное представление», а не «копирование»).Аристотель, говоря о трагедии, подчеркивал, что это была «имитация действия» человека, падающего из высшего состояния в низшее.

Что такое миметическое насилие?

Теория подражания позволяет нам увидеть, что мир, создаваемый таким образом, носит насильственный характер, достигается за счет жертвы и основан на лжи о вине жертвы и невиновности общества.

Что такое мимесис в музыке?

Музыкальный мимесис состоит в пении или исполнении образа, принадлежащего одному из этих существ.Рядом с непосредственным музыкальным мимесисом существует также опосредованный музыкальный мимесис: создание образов с помощью движущихся знаков (как, например, в «программной музыке»).

Кто сказал, что искусство дважды удалено от реальности?

Платона

Что такое мимесис в психологии?

Рене Жирар предположил, что психологический мимесис, то есть невольное имитация взглядов и желаний других, является основой механизма виктимизации, который, в свою очередь, является основой человечества в том виде, в каком мы его теперь знаем, и служил не только основанию формирование группы, но также для генерации значения и…

Что такое подражание природе?

Искусство имитирует действительность, как предметы повседневного сценария или образы природы.Результаты могут не совпадать с реальным миром, потому что художники, писатели или творцы часто используют в своих работах свой жизненный опыт и ожидания. Художники — скромные и нормальные люди.

Что имитируется?

Подражание означает копирование слов, выражений лица или действий другого человека. Используйте прилагательное имитация, чтобы описать объект, который выдает себя за что-то еще. Имитация картин может выглядеть настолько реалистично, что трудно отличить подделку от подлинной вещи.

Почему искусство — подражание?

Искусство имитирует физические вещи (предметы или события). Физические вещи имитируют формы (прочтите «Теорию форм» Платона). Поэтому искусство — это копия копии, третье удаленное от реальности. Для Платона тот факт, что искусство имитирует (мимесис), означал, что оно уводит зрителя все дальше и дальше от истины к иллюзии.

Искусство — это имитация реальности?

Искусство — это подражание. Это особенность обеих теорий Платона. Конечно, он не был первым и не последним, кто подумал, что искусство имитирует действительность.В «Республике» Платон говорит, что искусство имитирует предметы и события повседневной жизни. Другими словами, произведение искусства — это копия копии Формы.

Искусство подражательно или творчески?

Пояснение: Искусство должно быть творческим, потому что это продукт нашего воображения. Мы можем использовать искусство как выражение наших чувств, эмоций и себя. Существуют различные формы искусства, такие как живопись, рисунок, скульптура и тому подобное.

Может ли живопись представлять возможную версию реальности?

В репрезентативной теории искусство определяется его способностью представлять реальность.Это не означает, что искусство всегда должно имитировать реальность, но оно должно в той или иной форме (даже посредством абстракции) изображать реальность. Речь идет о том, как мы понимаем реальность, а не только о том, как мы к ней относимся. Вот откуда ты знаешь искусство.

Доставляет ли удовольствие имитация жизни и мира?

Что такое искусство? Значит искусство?  имитация жизни и мира, переданная красиво, доставляющая удовольствие.

Перейти к основному содержанию Поиск