Аутоскопические галлюцинации: Аутоскопические галлюцинации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Аутоскопические галлюцинации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Узалаева, Ш. А. Аутоскопические галлюцинации / Ш. А. Узалаева, А. З. Санова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55415/ (дата обращения: 05.08.2020).



Галлюцинации являются одним из важнейших симптомов для диагностики психических заболеваний. Имеется огромное количество разновидностей галлюцинаций, которые могут возникать и у психически здорового человека. Аутоскопические галлюцинации — частый особо интересный вид галлюцинаций, мало изученный на данный момент времени.

Ключевые слова: галлюцинации, двойник, мозговая патология, шизофрения, эпилепсия.

Аутоскопические галлюцинации- видение больным самого себя, отдельно от своего тела. Галлюцинации могут быть простыми и сложными. Простая галлюцинация является просто образом. В отличие от сложной, при которой галлюцинаторный двойник, двигается, повторяет движения больного, может даже говорить.

Такие галлюцинации могут сопровождаться кинестетическими и соматическими ощущениями. Больные понимают, что галлюцинация, видимая ими, является частью их сознания. В большинстве своем, такие галлюцинации не сопровождаются сильным эмоциональным потрясением.

Данный вид галлюцинаций описан в профессиональной и художественной литературе. Например, Гете писал об аутоскопической галлюцинации на основе собственного опыта. Он утверждал, что однажды во время конной прогулки видел собственного двойника, так же на коне, направляющегося прямо на него. Галлюцинация продлилась не долго, всего каких-то несколько секунд, но очень впечатлила писателя.

Также о подобных галлюцинациях писали Мопассан, Эдгар Алан По, Вирджиния Вульф. Существуют предположения, что данные деятели искусства страдали психическими заболеваниями, и данный вид галлюцинаций связывается именно с этим.

Аутоскопические галлюцинации так же упоминаются в немецком фольклоре. Считалось, что человек увидевший своего двойника, непременно скоро расстанется с жизнью. Научно это можно объяснить агональным состоянием больного или тяжелой формой мозговой патологии.

Причины такого рода галлюцинаций, недостаточно изучены. Существуют биологические и нейрофизиологические объяснения данного феномена, но не одна из теорий до конца не доказана. Некоторые ученные утверждают, что они возникают у больных с поражением височных и теменных областей головного мозга. Другие же предполагают, что такие галлюцинации возникают чаще у больных с шизофренией, а также не исключают данные галлюцинации при эпилепсии. В этом случае они называются зеркальными эпилептическими припадками, когда больной во время припадка будто видит себя со стороны. В некоторых случаях галлюцинация возникает в виде ауры, предшествующей припадку.

Следует отметить, что аутоскопические галлюцинации могут возникать и у психически здоровых людей. Могут возникнуть при ярких переживаниях, стрессах, сильных эмоциях. Такие галлюцинации, могут появляться единожды и больше никогда не беспокоить больного.

Есть сведения, что некоторые люди обладают способность, самостоятельно вводить себя в такое состояние, будучи абсолютно здоровыми. Такие люди описывают данное состояние, как состояние «особо приятных переживаний», которое они не могут сравнить ни с какими другими ощущениями в своей жизни. Обычно такие люди описывают свои галлюцинации, как своего рода путешествия.

Отмечены случаи, аутоскопических галлюцинаций во время наркоза. Такие больные утверждают, что во время начальной фазы наркотического сна, видят и слышат то, что с ними происходит стоя в стороне, будто наблюдают, за врачебным персоналом и за самим собой и отчетливо понимают все происходящее. Галлюцинации в этом случае называются- «переживания вне тела». В последнее время, очень интересующее специалистов, так как они описывались большим количеством больных, перенесших операцию, и в особенности клиническую смерть.

Во время клинической смерти, такие галлюцинации, описываются не только в пределах одного помещения, но и за пределами. Такие больные утверждают — «я путешествовал вне своего тела, удаляясь все дальше от него».

Во время переживания больных подобных галлюцинаций, ими описывается похожие сценарии увиденного. Около 87 % больных, видят движение в туннелеобразном узком помещении, в конце которого видели яркий свет. Многие больные рассказывают о том, что видят умерших близких людей, идущих им навстречу. В какой-то момент движение к свету замедлялось, данное состояние, воспринималось больными, как переходное состояние между жизнью и смертью. Практически все больные, с такой галлюцинацией, описывают схожие чувства и переживания. Говорят о том, что чувствовали неизмеримую радость, блаженство и спокойствие. Порой больные, описывают, так же обратный путь, связывая это с возращением к жизни их души.

Ученные связывают такие состояние с нарушением кровообращения в головном мозге, в результате чего происходит диссоциация сознания. Галлюцинации в виде тоннеля со светом в конце, пытаются объяснить как нарушение кровоснабжения сетчатки глаза. Также немаловажную роль придают психическому состоянию больного и его эмоциональности и восприимчивости.

Аутоскопические галлюцинации, по-другому в литературе именуемые «фантомный, зеркальный образ себя», могут быть:

  1. Фрагментарные аутоскопические галлюцинации. Характеризуются видением отдельных частей собственного тела.
  2. Полиаутоскопические галлюцинации. Множественные видения себя. Встречается крайне редко.
  3. Геатоскопические галлюцинации — видение своего физического двойника внутри самого себя. Аутоигеатоскопические обманы зрения определяются общим термином — дейтероскопические галлюцинации.
  4. Эйдетическая галлюцинация. Проявляется видением больного себя в виде портрета.
  5. Отрицательные аутоскопические галлюцинации. При этом виде галлюцинаций, больной не видит себя в зеркале. Данный феномен, обычно имеет тяжелое органическое происхождение и требует особого внимания.

У больного психически или у здорового человека, может возникать один и тот же вид аутоскопической галлюцинации, или же несколько. Отрицательная аутоскопия, чаще всего возникает у больного в период агонии, но также не исключено, что в этот период у больного может быть любой другой вид аутоскопической галлюцинации.

Таким образом, аутоскопические галлюцинации довольно частый феномен, в психиатрии, требующий особого внимания, так как может сказать о физической патологии и ухудшении состояния больного. Описанные выше проявления данных галлюцинаций, могут быть использованы для диагностики и коррекции этого состояния.

Литература:

  1. Короленко Ц.П, Дмитриева Н.В, -Двойниковые галлюцинации.- 2015г.
  2. Психиатрия & Нейронауки. Аутоскопические (дейтероскопические) галлюцинации. Общая психопатология» Банщиков В. М., Короленко Ц. П., Давыдов И. В.-2018г.- URL: http://psyandneuro.ru/stati/hallucinations/#more-2721 (дата обращения:03.01.2019г).

Основные термины (генерируются автоматически): галлюцинация, больной, вид галлюцинаций, здоровый человек, клиническая смерть, мозговая патология, особое внимание.

Аутоскопические (дейтероскопические) галлюцинации — PsyAndNeuro.ru

 

Аутоскопические (дейтероскопические) галлюцинации характеризуются появлением образа в виде двойника. Аутоскопические галлюцинации имеют обычно внешнюю проекцию. Пациент видит совершенно подобного ему человека, который одет так же, как и он. Чаще возникает один двойник, однако возможны галлюцинаторные переживания нескольких двойников одновременно. Аутоскопические галлюцинации могут быть сложными – двойник разговаривает, передвигается, имитирует движение больного, прикасается к нему. Термином отрицательные аутоскопические галлюцинации определяются те случаи, когда больной не видит себя в зеркале. Механизмы развития аутоскопических галлюцинаций, очевидно, различны.

 

Аутоскопические галлюцинации нередко сопровождают тяжёлые формы мозговой патологии. Может быть, с этим обстоятельством связано существование в немецком фольклоре поверья – «Человек, который увидел своего двойника вскоре умрёт». Ряд авторов связывают развитее аутоскопических галлюцинаций с поражением височных и теменных областей головного мозга. Fish подчёркивает значение поражения теменной области вследствие церебрального тромбоза.

 

 

Гипнагогические аутоскопические галлюцинации наблюдались в послеоперационном периоде у больных, перенёсших операции на сердце. Развитие галлюцинаций в этих случаях происходило при явлениях гипоксии.

 

Упоминание об аутоскопических переживаниях можно найти в художественной литературе. О них писал Гёте, Мопассан, Эдгар По и др. Гёте описывал аутоскопические галлюцинации на основе самонаблюдения: однажды во время прогулки верхом он увидел приближающегося к нему другого всадника, который был его двойником. Видение продолжалось несколько секунд и затем исчезло.

 

Источник: «Общая психопатология» Банщиков В.М., Короленко Ц.П., Давыдов И.В.

Читайте также:

✚ «Выход души из тела» (аутоскопические галлюцинации) . Нейропсихиатрическая клиника профессора Минутко. Статья №4579

           Аутоскопические галлюцинации относятся к нарушениям восприятия, связанным с переживаниями, касающимися  тела больного , они отличаются внезапностью  осознания того, что последний как бы смотрит на свое тело свыше или позади его , иногда аутоскопические галлюцинации характеризуются полной потерей самоидентификации.  большинство людей, которые испытывают этот тип галлюцинаций, также страдают от «соматопарафрении» —  расстройства, при котором кпациент отрицает наличие у себя конечности, а иногда воспринимает и определенную  часть своего тела,  как нечто чуждую ему. Как правило, этот феномен наблюдается при поражении правой височно — теменной области мозга.

           Области головного мозга, которые активны при различных типах аутоскопических галлюцинаций, включают помимо височно — теменной области ( «переход») часть теменной доли, заднюю теменную перегородку (PPJ), PIVC (пара-островковый регион вестибулярной коры) и ангулярную ( угловую)  извилину.

            Аутоскопические галлюцинации, которые испытывают пациенты , — это галлюцинации «вне тела», гаутотоскопии   (heautoscopy), иллюзии наклона комнаты. В редких и экстремальных случаях наблюдаются , так называемые галлюцинации «около смерти» , когда больной видит свое безжизенное тело, как бы со стороны.  Аутоскопические галлюцинации могут наблюдаться и у здоровых людей всех возрастов без предшествующих историй каких-либо болезней . Симптомы этих галлюцинаций варьируют , причем некоторые больные испытывают только одни симптомы, а другие пациенты — другие. Во многих случаях МРТ не показывает какого-либо повреждения или аномалий в мозге, которые могли бы объяснить, почему пациент испытывает аутоскопические галлюцинации. Литература и кинофильмы нередко изображают эти переживания , «как выход души из тела» , причем такого рода аутоскопические галлюцинации  являются наиболее распространенными, и их часто называют «плавающим над телом», пациент при этом , как бы !видит» себя лежащим в постели.

        Heautoscopy и autoscopy подобны в смысле того, что оба типа галлюцинаций включают субъекта, «видящего себя с другой точки зрения», но при аутоскопия «видит себя» «перед собой»  и не чувствует, что он оставил свое тело или определенную  позицию ( расположение) в пространстве. Heautoscopy отличается тем, что субъект «видит» себя  перед своим телом, но при этом он покинул свое тело и смотрит на себя в том положении, в котором он находился, перед тем, как покинуть тело. «Ощущение присутствия» также встречается  у пациентов, страдающих шизофренией, при этом они сообщают, что за ними стоит «тень» ( фигура) и, что они «чувствуют» , как она смотрит на них. Даже когда больные поворачиваются, чтобы посмотреть на фигуру и не видят никого, прежнее чувство все еще остается. Последнее появление чаще встречается у пациентов с головокружением, а вовлеченные в патологический процесс области головного мозга здесь по большей части одинаковы. 

Зрительные галлюцинации

Существует ряд разновидностей оптических обманов.

Фотопсии или фосфрены — элементарные и простые зрительные галлюцинации. При элементарных обманах пациенты при открытых или закрытых глазах видят в поле зрения или на небольшом от себя расстоянии (до 2–3 м) не оформленные в определенные предметные образы и не имеющие для пациентов какого-то смысла обманы, такие как точки, звездочки, пятна, мушки, шарики, полосы, кольца, круги, прямые, изогнутые или волнистые линии, спирали, вспышки света или какого-то цвета, дым, туман. Больная говорит: «Я выгуляла собаку, вернулась домой, открыла дверь и увидела, что в квартире темно, все закрыто черным дымом, разглядеть что-то было невозможно. В квартире, я подумала, находились темные силы».

Простые галлюцинации выглядят как видения таких предметов, как веревки, нити, проволоки, паутина, провода, облака, клочья тумана, струи жидкости и т. п. Видения бывают неподвижными, иногда они смещаются в разные стороны, удаляются, приближаются, вращаются. Так, больная видела в церкви, как вокруг головы мужчины, который был на исповеди, возникла темная сфера, как «ореол или аура». Пока он что-то говорил, ореол делался все меньше и меньше, потом превратился в тонкую полоску, но совсем не исчез. В другой раз над головой женщины она увидела три цветные полоски: синюю, красную и зеленую.

Справиться со зрительными галлюцинациаями Вам помогут специалисты нашей клиники

Обычно пациенты понимают факт обмана зрения. Некоторые элементарные галлюцинации зрения, как видно, обнаруживают отчетливую тенденцию к усложнению их структуры и формы, к перерастанию в простые обманы, а простые галлюцинации — в свою очередь, в сложные видения. Существует точка зрения, согласно которой простые и элементарные зрительные обманы чаще всего возникают при органическом и токсическом поражении головного мозга.

Сложные зрительные галлюцинации. Содержанием их являются образы различных объектов, в соответствии с чем могут быть выявлены разные виды таких галлюцинаций.

Зоологические галлюцинации, или зоопсии — видения животных, птиц, насекомых из числа тех, которые известны пациентам по личному опыту. Мнимые живые существа имеют обычную величину, натуральную окраску, ведут себя вполне естественно, например разбегаются в стороны от пациента, принимают угрожающие позы, нападают на него, кусают и тем причиняют боль ему, причем нередко все это проделывают в полном молчании. Трудно объяснить, почему возникают именно зоопсии. Возможно, это происходит потому, что они чаще всего наблюдаются и преобладают при острых интоксикационных психозах, когда как бы блокируются процессы воображения и преобладают видения чего-то привычного, бытового, повседневного.

Демономанические галлюцинации, или демонопсии — видения чертей, русалок, ангелов, божеств, гурий, гномов, вурдалаков, вампиров, карликов, ведьм, великанов и прочих персонажей сказок и мифов, т. е. образов из потустороннего мира, что указывает на активизацию структур палеомышления. Так, больная сообщает: «В 1995 г. у меня открылся третий глаз. Я видела то, чего не видел никто. Под ванной я увидела черную кошку, она, как пантера, как дьявол, была с клыками. Из моего носа в это время сыпалось что-то черное, песок, камни». Большей частью такие сказочные существа являются враждебными человеку, из чего можно заключить, что пациенты чаще всего пребывают в состоянии страха. Подобные обманы зрения особенно часто возникают при спутанном сознании, обычно при делирии и онейроиде.

Фантастические галлюцинации — видения марсиан, селенитов, инопланетян и прочих персонажей из области фантастики. Такие обманы сопровождаются иногда удивлением, неподдельным интересом пациентов и тем самым могут указывать на их оторванность от реальности, склонность к болезненному фантазированию, т. е. свидетельствовать о наличии аутизма.

Антропоморфные галлюцинации — видения людей, как знакомых, так и незнакомых, живых и умерших. Иногда в облике знакомых людей, считают пациенты, скрываются чужие, только замаскированные под знакомых или близких, случается и обратное. Это показывает, что содержанием галлюцинаций зрения могут быть бредовые идеи положительного и отрицательного двойника. Редко, но встречаются видения, когда мнимый образ человека превращается в образ другого; в данном случае содержанием галлюцинации является метаболический бред, или бред превращения.

Фрагментарные галлюцинации — видения отдельных частей каких-то объектов, особенно часто частей человеческого тела: глаз или только одного глаза, ног, нижней или верхней половины тела, головы, черепа и др. Например, в галлюцинации является дом без стены, черепаха без головы, человек без ног, лицо без глаз и т. п. Считается, что фрагментарные галлюцинации у детей наблюдаются преимущественно при шизофрении (Ковалев, 1979). Обозначаются также парциальными галлюцинациями.

Аутоскопические галлюцинации (Фере, 1891) — видения пациентами самих себя как физических объектов. Пациентка сообщает: «Рядом, примерно в полуметре от себя справа вижу, что стою Я. Эта Я точно такая же, как я сама, и она смотрит на меня. Я в это время что-то делаю в доме, в огороде или с кем-то разговариваю. Себя я ощущаю при этом как-то иначе, не так, как обычно, как будто бы и не Я это. В это время мои движения кажутся мне замедленными, свой голос слышу откуда-то со стороны, все, что делаю, делается как-то само собою, слова вылетают сами по себе, тело движется как-то непредсказуемо, я как бы не управляю собой. И такое чувство, вроде я смотрю на себя со стороны. А ту Я вижу ясно, реально. Она глядит на меня и улыбается. Бывает и по другому: я нахожусь в реальной жизни, вижу себя справа, но ощущаю себя на том месте, откуда смотрю. Было и так: я видела себя маленькой девочкой, и в это время внутри себя чувствую, что я маленькая девочка».

Другой пациент рассказывает, что в противоположном углу комнаты он отчетливо видит себя в точности таким, каков он в действительности. Это «точная копия меня самого», поясняет он. При этом ему бывает сложно локализовать ощущение собственного Я: «Я вроде бы понимаю, что я тут, но в то же время чувствую, что я и там, где себя вижу». В некоторых случаях аутоскопические обманы бывают фрагментарными. Так, больная видит в стиральной машинке кота, сына и мужа. Она видит также свои руки и пальцы, которые удаляют из мужа «войну». В то же время она знает, что муж находится на работе.

«Я работаю сразу на два фронта», — поясняет больная. В приведенных случаях отчетливо видно, что галлюцинации, особенно аутоскопические, каким-то образом связаны с нарушением самоосознавания, кроме того, галлюцинации и нормальное восприятие существуют параллельно друг другу. Иногда в аутоскопических видениях проявляется как бы тотальная персонификация: и физически, и психически пациент ощущает себя там, где он видит самого себя. Видения самого себя могут локализоваться в боковом поле зрения или позади себя — экстракампинные аутоскопические галлюцинации.

Нередко возникают видения отдельных частей собственного тела — фрагментарные аутоскопические галлюцинации. Изредка встречаются множественные видения себя — полиаутоскопические галлюцинации. Аутоскопические обманы чаще, пожалуй, наблюдаются при шизофрении. Встречаются, однако, пациенты с эпилепсией, которые во время припадка с психическими нарушениями некоторое время видят себя, обычно впереди или где-то в стороне. Обманы восприятия последнего типа называют иногда зеркальными эпилептическими галлюцинациями. Некоторые авторы выделяют феномен эйдетического двойника — видение пациентами своего портрета.

Аутоскопические обманы иногда возникают во время наркоза. Так, пациент во время операции в начальных фазах наркотического сна «видел, слышал и понимал, что происходило вокруг. Видел врачей, как они ходили, что делали. Видел и самого себя, как я лежу на столе. Затем услышал мужской голос, который спросил: «Хочешь жить?» — Я ответил ему, что да, хочу. Тогда голос сказал: «Надо бороться». После этого я ничего не помню, очнулся в палате».

Геатоскопические галлюцинации — видение своего физического двойника внутри самого себя. Аутои геатоскопические обманы зрения определяются общим термином — дейтероскопические галлюцинации.

Символические галлюцинации — видения букв, слов, цифр, реже — других символов. Известны зрительные вербальные галлюцинации Сегла — видения графем (букв, слогов, слов, фраз). Так, пациент видит на стене тексты стихов, частушек и с интересом их читает, несколько удивленный тем, что никто из присутствующих их не воспринимает. Или пациент видит, как кто-то «невидимой рукой» пишет на какой-то поверхности вполне понятные ему или какие-то загадочные тексты, математические или химические знаки. Описаны буквенные галлюцинации — видения букв, которые имеют для пациентов особое, символическое значение. Галлюцинозом Пика называют яркие видения печатных букв при отслойке сетчатки глаза. Под названием «оптикокинетические галлюцинации» Д.Берце (1923) описал кратковременные зрительные обманы при белой горячке, когда пациенты в течение 5–6 мин видят, как чья-то невидимая рука пишет светящимися буквами некие важные для них сообщения, «светящиеся телеграммы».

Полиопические галлюцинации — видение двух, трех и более одинаковых мнимых объектов. Так, пациент видит колонну из 12 Кощеев по три в одном ряду. Множественные образы могут восприниматься на одной линии, уходящей вдаль, постепенно уменьшаясь в размерах. Так, пациент с белой горячкой из окна машины скорой помощи разглядел, как вдоль дороги с той и другой стороны наподобие верстовых столбов стояли черти, вдали они превращались в черные точки. Диплопические галлюцинации — видение двух одинаковых мнимых объектов: «Люди раздвоились, один и тот же человек видится слева и справа».

Панорамические галлюцинации — обычно статические, неподвижные видения красочных, чрезвычайно привлекательных или зловещих, пугающих и наводящих ужас природных ландшафтов, картин разрушения, последствий бомбардировки, землетрясения, других бедствий.

Сценоподобные галлюцинации — видения сюжетно связанных и последовательно сменяющихся галлюцинаторных сцен разного содержания: похорон, судилищ, манифестаций, драк, казней, изнасилований и др. Частным их вариантом являются устрашающие или пантофобические сценические галлюцинации Леви-Валенси. Другой вариант сценоподобных обманов зрения проявляется в том, что видения рассматриваются пациентами как некий настораживающий их опыт, эксперимент, как что-то подстроенное, кем-то инсценированное, втягивающее пациентов в какие-то рискованные ситуации. В таких галлюцинациях отчетливо видны признаки бреда инсценировки. Похоже на то, что собственные переживания сделанности переживаний проецируются при этом в мир галлюцинаций.

Эндоскопические галлюцинации — видения каких-либо объектов внутри себя. Так, пациент «видит» в своем желудке бритвенное лезвие, а другой — «белых червей» в своей голове.

Висцероскопические галлюцинации — видение своих собственных внутренних органов: «Вижу свои сморщенные легкие… Вижу, как распрямляются извилины мозга… Ви жу в голове рубцы, спайки, пленку». Иногда собственные внутренние органы видятся вне себя — экстрависцероскопические галлюцинации: «Вижу на стене свои внутренности, как под микроскопом».

Дразнящие галлюцинации Бонгеффера — интригующие видения людей или какихто иных существ, которые как бы дразнят пациентов. Например, подманивают поближе к себе, приближаются к ним, соблазняют потрогать себя, но, когда пациенты пытаются их поймать, они тотчас отдаляются, останавливаются в ожидании, словом, ведут себя так, будто они куда-то заманивают пациентов, словно играющих детей. Характерны для делириозного помрачения сознания.

Отрицательные зрительные галлюцинации — относительно кратковременная блокада способности воспринимать отдельные реальные объекты, обычно находящиеся на самом виду. Вероятно, их происхождение связано с избирательной остановкой процессов апперцепции, т. е. извлечения из памяти соответствующих впечатлений. Возможно, в некоторых случаях имеет место феномен, аналогичный обрыву мысли. Встречаются пациенты, рассказывающие о том, что иногда галлюцинации вдруг исчезают на неопределенное время, возобновляясь затем с того же места, где они прервались. Такие перерывы галлюцинаторного процесса весьма напоминают состояния шперрунга.

Геометрические галлюцинации — отчетливые видения различных и нередко окрашенных в различные цвета геометрических фигур: треугольников, квадратов и др. Так, больной во сне и наяву в течение нескольких лет видится фигура в виде «маленького крестика», а иногда — пятиконечной звезды. Другая больная видит «столбики, составленные из призм», овалы, круги. «Смотрю на окно, — сообщает больная, — и вижу круг, в нем много других, все меньше и меньше. Они находятся в движении и стукаются друг о друга, я, кажется, даже звон от этого слышу. Или закрою глаза и на сером фоне вижу черную точку. Я непроизвольно и не пойму зачем гоняю ее с одного места на другое, как по экрану». Смысл таких галлюцинаций пациентам чаще всего непонятен, хотя видения эти могут сопровождаться отчетливыми позитивными или, чаще, негативными эмоциями.

М.И.Рыбальский в духе разочаровавшей периферической теории галлюцинаций называет их рецепторными, как бы связывая их появление с повреждением рецепторов. Геометрическая конфигурация обманов зрения связана, возможно, с тем, что соответствующие фигуры являются некими символами, которые имеют или имели для пациентов некое личное значение, будучи напоминанием о каких-то важных ситуациях, событиях. Другое возможное объяснение состоит в том, что такие фигуры являются как бы прообразами, некими первичными перцептивными структурами, на основе которых происходит формирование наглядных образов.

Монохроматические галлюцинации — видения, окрашенные в один какой-то цвет (белый, красный, синий и др.). Встречаются полихроматические галлюцинации — окрашенные в разнообразные цвета. Нередко зрительные обманы бывают контрастного, в частности черно-белого, цвета.

Нормоптические галлюцинации — видения, размеры которых представляются пациентам обычными, соразмерными тем объектам, которые существуют в действительности.

Микроптические галлюцинации — видения, которые представляются пациентам уменьшенными, «лилипутными», «микроскопическими». Так, больная видит на конце сигареты свою мать, которая сидит и качает ногой. Описан случай, когда пациент видел на большом пальце ноги сражение карфагенян с римлянами.

Макроптические галлюцинации (Гулливер-галлюцинации) — видения, которые представляются пациентам огромными, порой достигающими невероятных размеров. Макротелеоптические обманы кажутся не только увеличенными, но и расположенными совсем близко или стремительно приближающимися к пациентам. Так, пациент видит горящий во тьме глаз размером с массивную люстру или исполина, в сравнении с которым чувствует себя исчезающе маленьким. Другой пациент видит гигантских мух, они «находятся совсем рядом и размерами не меньше, наверное, с целого слона».

Метаморфоптические галлюцинации — видения обезображенных, уродливых, искореженных, диспропорциональных мнимых объектов. Видится, например, человек без туловища, обезображенное лицо, покосившийся дом, дерево, надломленное, как ложка в стакане с водой.

Микротелеоптические галлюцинации Ван-Богарта — видения, уменьшенные в размерах и при этом удаленные или удаляющиеся. Видения, кажущиеся удаленными, но сохранившие обычными размеры, правильнее было бы называть порропсическими.

Рельефные галлюцинации — видения с очень четкими контурами, деталями и структурой, подобные наглядным образам объектов, которые воспринимаются пациентами при появлении симптомов психической гиперестезии.

Аделоморфные галлюцинации — видения с размытыми контурами, неясными деталями, так что воспринимается скорее некая тень, общие контуры, идея мнимого объекта. Так, пациенты видят как бы бестелесные, бесплотные «привидения», «призраки», «души» каких-то существ, ничуть не сомневаясь при этом, что перед ними предстали вполне реальные сущности.

Кинематографические галлюцинации (Блейлер, 1920; Клод, 1924) — двухмерные, плоские видения, воспринимаемые как бы на экране. «Кинематограф существовал для больных задолго до его изобретения», — замечает по этому поводу Е.Блейлер. «У меня глаза, как поляроид, — рассказывает больная, — из них вылетают фото с изображениями мужчин, которые мне подмигивают». Она пыталась ловить эти фотографии прямо на лекции, чем и обратила на себя внимание. Больная считала при этом, что является объектом сексуального домогательства множества мужчин, тогда как в действительности успеха у них не имела в силу своей непривлекательной внешности.

Статические, или стабильные галлюцинации — неподвижные, застывшие, словно в ступоре, видения.

Снующие галлюцинации — подвижные, иногда перемещающиеся с большой скоростью видения, совершающие движения в разных направлениях.

Теснящие галлюцинации Г.В.Морозова и Н.Г.Шумского — видения, которые как бы надвигаются на пациентов, вынуждают его отступать назад, пятиться.

Экстракампинные галлюцинации Е.Блейлера — видения, которые пациенты локализуют за пределы доступного их зрению пространства. Например, они видят что-то сзади себя, причем утверждают, что видят так же отчетливо, как и нечто впереди себя. Автор считает такие обманы зрения характерными для шизофрении.

Хаотические галлюцинации — видения, беспорядочно двигающиеся в галлюцинаторном пространстве. Этот феномен получил название «оптическая буря». Возможно, в таких случаях имеет место галлюцинаторный вариант ментизма. Реальные объекты при этом могут восприниматься, как обычно.

Галлюцинации в боковом поле зрения — мимолетные и часто встречающиеся видения, локализуемые пациентами на границах воспринимаемого реального пространства, чаще сбоку: «Женщина в белом, она перешла из одной плоскости в другую и исчезла… Вижу слева человека в белом капюшоне до колен, он прошел и тут же исчез… Сбоку тень мелькнет и пропадет, у меня появляется при этом ощущение, что она меня задевает… Иду и вижу справа от себя каких-то старух, скрюченных и скукоженных. Повернусь, и точно, так и есть, стоят и на меня смотрят… Иду, а по бокам с обеих сторон стоят черти, большие и коричневые».

Виртуальные галлюцинации — видения, возникающие в отраженном пространстве, воспринимаемом обычно в зеркале: «Вижу в зеркале на жилах шеи слева лицо пожилой женщины, а справа — мужчины. Через 2–3 дня образы меняются местами. Они, как живые, пытаются мне что-то сказать». Эта же больная у дочери на лбу временами видит «образ Казанской божьей матери с младенцем на руках». Встречаются пациенты, галлюцинации которых локализуются преимущественно в зазеркалье, именно там появляются фигуры людей, бывают видения животных и др. Иногда бывают виртуальные отрицательные обманы зрения. Так, пациент в зеркале видит лишь одну половину своего лица, то левую, то правую. Шею и туловище он воспринимает при этом нормально.

Экстатические галлюцинации М.И.Рыбальского — видения, возникающие в аффекте экстаза. Другие авторы считают экстатическими галлюцинации, которые способны повлечь развитие аффекта экстаза, полагая также, что такими обманами могут быть не только зрительные, но также слуховые и комплексные галлюцинации.

Монокулярные галлюцинации — видения, воспринимаемые пациентами каким-то одним глазом. С.Ф.Семенов (1965) наблюдал пациента с огнестрельным ранением затылочной области, который одним глазом видел уменьшенные образы самого себя, куда-то бегущего, плывущего в лодке. Появлению односторонних галлюцинаций способствуют, вероятно, местные рецепторные нарушения.

Гемианоптические галлюцинации А.Гауптмана — элементарные зрительные обманы, локализуемые пациентами в выпавшем поле зрения. Наблюдаются у пациентов с органическим поражением мозга (Семенов, 1965).

Эпилептические галлюцинации — видения, возникающие в структуре припадков височной эпилепсии. Таковы, например, множественные зрительные галлюцинации Джексона.

Викарные галлюцинации — обманы восприятия слепых пациентов, когда мнимые зрительные образы как бы замещаются галлюцинациями иной модальности, например тактильной.

Стереотипные галлюцинации — обманы зрения, одинаковые при каждом своем появлении. Так, больная говорит, что время от времени она видит светящийся круг, по периметру которого с наружной стороны расположено 9 стрелок, «похожих на стрекоз» и направленных острием против часовой стрелки. Кроме того, в центре круга находится еще одна стрелка, своим острием направленная к носу больной. После таких видений «начинает болеть голова».

Гипероптические галлюцинации — обманы зрения, отличающиеся необычайной чувственностью, яркостью, нередко, по словам пациентов, превосходящей соответствующие характеристики обычных наглядных образов. Гипооптические галлюцинации — обманы зрения, которым свойственны блеклость, размытость, нечеткость («тени», «призраки», «души людей»; один пациент сказал, что видит не кошку, а «душу кошки»).

Зрительные галлюцинации не следует смешивать с феноменом постороннего физического присутствия К.Ясперса. Соответствующие сообщения пациентов могут очень походить на описания галлюцинаций: «Чувствую, что сзади стоит мужчина, он высокий, весь в черном, руку протянул ко мне и хочет что-то сказать… Чувствую, что сбоку стоит глухонемой отец и жестами что-то говорит мне. Я даже понимаю, о чем он говорит… Слышу, как соседи наверху ругают меня. Не слышу, а ощущение такое. Прислушаюсь, никто ничего не говорит, только мне все равно кажется, что соседи все-таки ругают меня… Сижу в компании и чувствую, как надо мной чуть ли не издеваются. Вроде говорят, что я больной, с такого дурака и взять-то нечего. Когда начинаю прислушиваться, оказывается, что говорят о совсем другом, меня никто и не замечает. А бывает иначе: чувствую, что надо мной хохочут, а потом и хохот этот слышу… Затылком чувствую сзади человека, который действует телепатически, он передает мне нравоучительные мысли, внушает, что я должен буду делать. Я не вижу его, но мне кажется, что это мой отец».

Приведенные иллюстрации показывают, что данный феномен может трансформироваться в обманы восприятия, а также в бред.

Доппельгангеры: они – это мы?

Однажды известный немецкий поэт Гете направлялся на личную встречу в Страсбург. Мирно качаясь на диванцах удобного экипажа, он бросил случайный взгляд за окно и к своему изумлению увидел на обочине фигуру самого себя. Правда, двойник поэта был одет в серый сюртук, отороченный золотым шитьём. Подобной одежды у Гете не было, но восемь лет спустя, проезжая по той же дороге, он, вспомнив тот случай, вдруг осознал, что одет именно так, как был одет тогда его двойник.

НЕКТО РЯДОМ

Случаи, когда люди видят своих двойников, – не редкость. Факты о двойниках в больших количествах зафиксированы как в психиатрии и медицинской практике, так и в исторических документах и литературных произведениях. На языке науки подобные встречи со своим двойником называются аутоскопическими галлюцинациями (He-auto-skopie, то есть – «самого себя видение»). Немецкий вариант понятия аутоскопии – доппельгангер, что буквально переводится как «человеческий двойник».

Что есть аутоскопическая галлюцинация? Это когда человек, находясь в полном сознании, видит свою точную копию, стоящую или сидящую рядом с ним. Копия объёмная, имеется абсолютное сходство, правда, доппельгангер может выглядеть моложе или старше.

Видение часто одето по-другому, но в одежде «хозяина», оно может отличаться от положения «оригинала». Мало того, такой двойник умеет двигаться и действовать.

Обычно галлюцинации данного типа непродолжительны, а при попытке дотронуться до своего двойника – видение исчезает. При этом учёные признают, что реальная оценка временного фактора здесь – весьма трудная задача, поскольку у человека пропадает чувство времени. То, что по ощущениям длится час, на самом деле занимает всего несколько минут. Природа доппельгангеров до сих пор представляет собой загадку. Впрочем, причины, по которым люди начинают видеть самих себя, – тоже из области непознанного.

РАСЩЕПЛЕНИЕ СХЕМЫ В ГОЛОВЕ?

У психиатрии и медицины имеются довольно умные объяснения причин этого необычного явления. Правда, этих объяснений довольно много, и какое из них и есть самое правильное – неизвестно. В медицинской науке господствует мнение, что аутоскопические галлюцинации свойственны людям, страдающим определёнными видами умственного и физического расстройства.

Так, медики отметили, что больные эпилепсией перед приступом могут увидеть своего двойника. Видение самого себя может также случиться при делирии (помрачении сознания), при интоксикациях, отравлениях окисью углерода и при наркотических трансах.

Сильное перенапряжение или переохлаждение также могут вызвать трансовые состояния сознания. Так, эффект раздвоения известен спортсменам, испытывающим перенапряжение в момент рискованных ситуаций, например, прыжка с трамплина. Иногда аутоскопические галлюцинации связаны с критическими моментами в период болезни (например, пневмонии), когда больной видит себя со стороны.

Что касается психиатров, то они тоже считают аутоскопические галлюцинации вполне прозаической вещью. На их взгляд, это чисто физиологические отклонения, вызванные, в основном, бредом или истерией. Кроме истерии, ещё одной причиной данного феномена психиатры считают шоковое воздействие любой разновидности, оказываемое на мозг и нервную систему.

Дело в том, что кроме ощущений, обусловленных восприятием пяти органов чувств, существуют ощущения, которые передаются через симпатическую нервную систему. Нервная система перерабатывает информацию на основе раздражений, которые, как правило, не отмечаются сознанием (например, чувства тяжести, движения, положения). В результате всего создаётся так называемая пространственная схема тела, и в силу некоторых физических или психических причин в голове может происходить расщепление этой схемы тела, а у человека возникает галлюцинация двойника. Но если бы всё было так просто и гладко, как описывают психиатры и медики! На деле же выясняется, что аутоскопия – нечто гораздо более сложное и таинственное, чем просто схема в голове.

РАССЛОЕНИЕ ТЕЛА?

Имеются и другие объяснения природы доппельгангеров и аутоскопических галлюцинаций. Одна из версий – существование множества измерений и параллельных миров, один из которых населяют наши двойники. Причём эти двойники могут быть даже более разумными, чем «оригинал» из нашего мира. Известны случаи самостоятельных и часто спасительных действий двойников по отношению к «оригиналам».

Так, Карлос Кастанеда рассказывал о случае, произошедшим с его наставником – доном Хуаном. Однажды дон Хуан вынужден был бороться за свою жизнь в бурных водах мексиканской реки с быстрым течением. Не имея сил выбраться, он нёсся вместе с кипучим потоком и видел, что параллельно реке по берегу бежит человек. Внезапно дон Хуан осознал, что это он сам мчится по берегу. И после этого у него нашлись силы выбраться из реки, едва не ставшей его могилой.

Другой случай, можно сказать, анекдотичен. Основатель Британского колледжа психических наук Джеймс Хьюат Маккензи (1870 — 1929) являлся яростным противником алкоголя и наркотиков, твёрдо убеждённым, что они оказывают негативное влияние как на тело, так и на душу. Дабы доказать пагубность зелёного змия, он сознательно «принял на грудь» изрядную дозу спиртного и вышел погулять. Поглядев на другую сторону улицы, он увидел себя идущим по тротуару. Переведя взгляд на себя, идущего по эту сторону, пришёл в крайнее замешательство, поскольку не мог определить, где же находится его истинное «я».

Некоторые из исследователей паранормального склонны усматривать в аутоскопических галлюцинациях внетелесный опыт. Люди видят не просто своего двойника – они видят свой астрал и часто испытывают ощущение, что это и есть их подлинная сущность.

Один из зачинателей исследований жизни после смерти и внетелесного опыта Р. Моуди отмечал: «…аутоскопические галлюцинации иногда похожи на феномен, связанный с переживаниями близкой смерти. Однако, даже если мы сфокусируемся на всех точках сходства и целиком забудем про различия, и тогда, уверен, существование аутоскопических галлюцинаций не даст объяснения внетелесному опыту».

В подтверждение, что аутоскопия — отлична от внетелесного опыта, он приводит в своей книге «Жизнь после жизни» описание уникальной аутоскопической галлюцинации, свидетелями которой стали сразу двое: «Около 11 часов летней ночью… я провожал свою будущую жену домой в моём спортивном автомобиле. Я припарковал машину на обочине перед фасадом её дома, и мы оба были поражены, так как увидели в одно и то же время свои собственные, сидящие бок о бок и обнимающиеся образы… Они всё ещё были там и когда я уезжал».

«УДВОЕНИЕ» ТВОРЦОВ

В искусстве тема аутоскопических двойников представлена весьма обширно. Многие творцы не раз сталкивались лично со своей копией. И копии вели себя по-разному. Например, известен случай, произошедший с Ги де Мопассаном, рассказавшим своему другу, что вернувшись домой, он обнаружил своего двойника, сидящим в кресле. Вообще, двойник Мопассана вёл себя весьма и весьма разумно: он не только беседовал с «хозяином» и даже противоречил ему, но и не раз Мопассан под его диктовку делал записи.

По-настоящему «больной» темой доппельгангеры стали у Эдгара По, который, кстати, первый затронул проблему двойника в классической литературе, основываясь, по-видимому, на собственном опыте. Как писал один из его исследователей, «концепция двойника, раздвоенного человека в его патологических крайностях – важнейший и единственный мотив у По. Он не может насытиться и использует его в разных вариациях. Любое возможное удвоение человеческого тела: тень на полу, портрет на стене, отражение в зеркале ведёт к его двойнику».

Явление аутоскопии пережило множество известных людей: французский математик Декарт, писательница Жорж Санд и английский поэт Шелли, Вальтер Скотт и Байрон. Сталкивался с двойником и Фёдор Достоевский, результатом подобной встречи явилось произведение «Двойник». Что вызывает допельгангеров в наш мир — неизвестно. Но они – реальность, тающая от прикосновения…

Фармакологическое, физиологическое и неврологическое объяснения опыта смерти — Альтернативный взгляд Salik.biz

Фармакологические объяснения

Некоторые предполагают, что предсмертный опыт вызывается терапевтическими наркотиками, которые вводятся больному в момент кризиса. Внешнее правдоподобие этого мнения основано на нескольких фактах. Многими людьми, в том числе и врачами признается, например, что многие наркотики вызывают иллюзии и галлюцинации. Более того, мы живем в такое время, когда имеется повышенный интерес к злоупотреблению наркотиками и общество уделяет большое внимание борьбе с нелегальным употреблением таких наркотических средств как ЛСД, марихуана и другие, столь же сильные, вызывающие галлюцинации. Наконец, известно, что даже многие наркотики, использующиеся для лечения, могут вызывать такие состояния, которые сходны с предсмертным опытом. Например, наркотик пиклогексанон, который применяется как внутривенное анестезирующее вещество, в некоторых случаях производит действие, сходное с внетелесным опытом. Он классифицируется как «диссоциативный» (разделяющий) анастетик, так как после его введения пациент не реагирует не только на боль, но и на окружающую обстановку. Он чувствует себя отделенным не только от того, что его окружает, но и от частей своего тела, рук, ног и так далее. Некоторое время после того, как больной приходит в себя, у него еще могут сохраняться психологические нарушения, в том числе галлюцинации и очень яркие сновидения (заметим, что несколько человек для того, чтобы охарактеризовать свои ощущения во время внетелесного состояния употребляли именно это слово — «диссоциация» — разделение). Кроме того, я собрал нескольло свидетельств от людей, которые во время анестезии переживают состояние, которое четко определяли как галлюциногенное видение смерти.

— Salik.biz

Я позволю себе привести один пример: «Это было довольно давно, мне тогда было лет двенадцать. Я была у дантиста и мне дали двуокись азота, чтобы запломбировать зуб: я немного нервничала, принимая его, так как боялась не проснуться. Когда анестезия начала действовать у меня было чувство, будто я двигалась по спирали. Это не то чтобы я кружилась, но кресло дантиста двигалось по спирали вниз и вверх. Все было очень ярко и бело, и когда я достигла верха спирали спустились ангелы, чтобы встретить меня и повести на небеса. Я употреблю множественно „ангелы“, потому что уверена, что их было больше, чем один. Однако, я не могу сказать точно, сколько. В это время дантист и сиделка говорили насчет какого-то другого лица и я слышала их. Но когда они кончали предложение, я с трудом вспоминала с чего оно начиналось. Но я точно знаю, что они разговаривали и что их слова подхватывало эхо. Казалось, что это эхо уходит куда-то далеко, как в горах. Хорошо помню, что я слышала их сверху, словно я двигалась к небу. Это все, что я помню, кроме того, что я совсем не боялась смерти. В тот период я боялась ада, но когда это случилось, я не сомневалась, что я поднимаюсь в небеса. Позже я очень удивилась, что мысль о смерти не смущала меня, но в конце концов поняла, что в состоянии анестезии меня совсем ничего не смущало, не беспокоило. Интересно, что я была счастлива, потому что этот газ освободил меня от всяких забот. Я ругала его за это. Это такое неопределенное чувство, но больше я об этом не думала.»

Обратите внимание, что есть известное сходство между этим опытом и теми, которые были описаны как реальность людьми, пережившими их. Так эта женщина описываети сверкающий белый свет, осеняющий людей, которые пришли встретить ее и перевести на другую сторону и, кроме того, полное отсутствие огорчения о происшедшем. Имеется также два пункта, указывающие на внетелесное состояние. Во-первых, ее впечатление, что она слышала голоса сиделки и дантиста откуда-то сверху и ее ощущение, что она парила. С другой стороны, другие детали ее рассказа не похожи на предсмертный опыт, который ощущается так, как будто все происходит в действительности. Сверкающий свет неопределим, и не заметно чувство мира и счастья от того, что произошло. Описание посмертного мира очень буквально и она определяет его в соответствии с ее религиозным восприятием. Существ, которые встретили ее, она называет ангелами, и она поднимается на небеса, которые где-то наверху. Она не видит своего тела, а просто чувствует кресло дантиста, так что причиной ее передвижения было не ее собственное движение, а движение «вместе с креслом». Она постоянно подчеркивает неопределенность своего опыта, который не имел никакого отношения к ее вере в будущую жизнь (действительно, у нее сейчас есть сомнение в будущей жизни). Сравнивая опыт, вызванный наркотиками, с предсмертным опытом, о котором говорят как о реальности, надо отметить еще несколько пунктов. Прежде всего те немногие люди, которые сообщили мне о наркотическом опыте, более романтичны, полны воображения, умны и менее устойчивы, чем люди, рассказывающие о предсмертном опыте. Во-вторых, опыт с наркотиками очень неопределенный, в-третьих, эти рассказы различаются между собой, и уж во всяком случае, отличаются от рассказов о предсмертном опыте. Я бы сказал, что выбрав этот случай с анастезией, я сознательно избрал именно тот, который больше всего походит на предсмертный опыт. В заключении я скажу, что существует очень большая разница между двумя этими типами опыта. Более того, имеется много дополнительных фактов, которые свидетельствуют против фармакологического объяснения предсмертных феноменов.


Самое существенное состоит в том, что в большинстве случаев никаких наркотиков не применялось. В некоторых случаях лекарства применялись, но уже после предсмертного опыта. Многие люди настойчиво повторяли, что предсмертный опыт произошел прежде чем были приняты какие-либо лекарства. В некоторых случаях — задолго до того, как была оказана медицинская помощь. Даже в тех случаях, когда терапевтические лекарства использовались, то их было большое разнообразие, начиная с таких веществ как аспирин, антибиотики и гормональный адреналин, вплоть до местной и общей газовой анастезии. Большинство из этих лекарств не действует на центральную нервную систему и не вызывают психических последствий. Надо также заметить, что нет разницы между группами пациентов, получивших лекарство и теми, которые были совсем их лишены. Наконец, я хочу отметить, что одна женщина, которая умирала дважды в течение нескольких лет, утверждала, что отсутствие предсмертного опыта в первый раз было связано с анастезией. Во второй раз, когда она была совсем без лекарств, она имела очень сложный опыт. Имеется одно предположение современной фармакологии, которое также разделяется огромным числом неспециалистов. Согласно этому мнению, психические эпизоды, вызываемые психическими лекарствами, представляют собой лишь результат действия этих лекарств на нервную систему.

Отсюда предполагается, что психические события, следовательно, могут быть «иллюзорными», «галлюцинаторными», «обманчивыми», словом, «происходящими только в сознании». Следует, однако, помнить, что такой взгляд не общепринят. Имеется другая точка зрения на соотношение между наркотиком и тем результатом, к которому приводит его использование. Я имею в виду первоначальное и исследовательное использование тех наркотиков, которые мы называем «галлюциногенными». В течение веков люди использовали такие психоактивные вещества, чтобы достичь других состояний сознания и перенестись в другие планы реальности. (Живое и увлекательное изложение о современном использовании наркотиков для целей такого рода читатель может найти в книге «Естественное сознание» Эндрью Уила).

Таким образом, на протяжении истории лекарства использовали не только в медицинских целях или для борьбы с заболеваниями, но также и в религиозных культах и для достижения просветления. Например, среди американских индейцев, на западе Соединенных Штатов, обнаружен и хорошо изучен пейоте культ. Кусочки кактуса пейоте (содержащего вещество мескалин) проглатывается для достижения религиозных видений и просветления. Сходные культы встречаются по всему миру и участвующие в этих культах верят в то, что наркотические средства играют роль коридора для проникновения в другие планы бытия. Допуская правомочность такой точки зрения, можно предположить, что использование наркотических средств представляет собой лишь один из многих путей, ведущих к просветлению и к раскрытию других измерений реальности. Умирание, следовательно, возможно есть один из таких путей, этим по-видимому и объясняется сходство между опытом, получаемым при использовании наркотиков и предсмертным опытом.

Рекламное видео:

Физиологические объяснения

Физиология есть одна из ветвей биологических наук, которая исследует функционирование клеток, органов и всего живого организма, а также взаимодействие между этими частями. Физиологические объяснения предсмертных феноменов, которые мне часто приходилось слышать, сводятся к следующей гипотезе: поскольку во время клинической смерти или каких-либо других серьезных повреждений прекращается снабжение мозга кислородом, набдюдаемые явления, должно быть, представляют собой некоего рода последнее компенсаторное видение умирающего мозга.

Основная ошибка этого представления заключается в следующем: как можно легко увидеть из обзора предсмертного опыта, приведенного выше, в большом числе случаев переживание предсмертного опыта имело место еще до каких-либо физиологических поврежденмй, предполагаемых упомянутой гипотезой. В самом деле, в нескольких случаях в течение всего переживания предсмертного опыта не было никаких телесных повреждений, в то же время каждый отдельный элемент, который появлялся в случае жестоких травм, наблюдался также и в других примерах, в которых какие-либо травмы полностью отсутствовали.


Неврологические объяснения

Неврология есть раздел медицины, посвященный обнаружению, диагнозу и лечению заболеваний нервной системы (то есть головного мозга, спинного мозга и перефирических нервов). Явления сходные с теми, которые описаны в случаях предсмертного опыта, наблюдались также и при некоторых неврологических заболеваниях. Поэтому некоторые предлагают неврологические объяснения предсмертного опыта, причину которого они склонны видеть в повреждении нервной системы умирающих.

Я имел беседу с одним из пациентов неврологической палаты, который рассказывал мне об одной необычной форме нервного расстройства, когда перед ним промелькнули все события из его прошедшей жизни. «Когда это случилось впервые, я смотрел на своего друга, находившегося в другом конце комнаты. Вдруг правая часть его лица стала искажаться. Но всего неожиданнее было вторжение в мое сознание сцен из моей прошлой жизни. Они выглядели очень живо, именно так, как и происходили в действительности, в цвете и в трех измерениях. Я почувствовал тошноту и был так испуган, что попытался избежать видения. С тех пор это происходило многократно, и я постепенно понял, что не стоит вмешиваться, а лучше позволять этим видениям идти своим чередом. Наиболее близкое сопоставление, которое я могу сделать для этих видений, это, пожалуй, фильм, который демонстрируется по телевидению на Новый Год. События, которые произошли за минувший год, проносятся на экране и когда вы их смотрите, они проходят, сменяясь другими прежде, чем вы сможете их четко осознать. Это совсем как в моих сновидениях. Я вижу что-то и думаю, — »о, я помню это». Я хочу удержать видение в моем сознании, но прежде, чем я могу это сделать, оно уже сменяется другим. Видения состоят из событий, которые действительно происходили. Ничто не меняется. Однако, когда видение заканчивается, то мне бывает очень трудно вспомнить, — что же именно я видел. Иногда видения повторяются, а иногда — нет. Когда какое-то видение появляется я вспоминаю: «О, это то же самое, что я видел раньше!», но когда оно проходит, то почти невозможно вспомнить, что же это было. Все эти события не есть что-то особо значительное из того, что происходило в моей жизни. По-существу — ничего особенного, все очень тривиально. Они появляются даже не в том порядке, в котором они происходили в жизни. Они возникают совершенно случайно. Когда эти видения возникают, я продолжаю видеть то, что происходит вокруг меня, но степень сознания несколько снижена, но не резко, впечатление такое, что половина моего сознания занята видением, а другая тем, что в действительности возникает вокруг. Люди, которые бывали рядом со мной во время таких видений, говорят, что они длятся всего лишь по несколько минут, но представляется, что проходят годы.»

Несомненно, есть черты сходства между этими видениями, которые несомненно вызваны локальным раздражением мозга и той панорамой воспоминаний, которая предстает перед людьми, которых я обследовал. Например, этот человек видел события несомненно жизненные, происходившие в трех измерениях. Далее, эти видения наступали независимо от его воли. Он также сообщает о том, что эти видения протекали с большой скоростью и он подчеркивал нарушение ощущений во время видений. С другой стороны, имеются также и существенные различия. В противоположность тому, что человек видит в предсмертном опыте, видения памяти возникают не в том порядке, в каком они имели место в жизни и человек не видит их все сразу в едином видении. Это не возвышеные и не сколько-нибудь значительные события жизни, в приведенном примере пациент подчеркивал тривиальность их. Таким образом, они не имеют значения правосудного или просветительного, в то время как многие пережившие предсмертный опыт указывали на то, что после их «обзорного» видения они могли вспомнить какие-то эпизоды из их жизни гораздо яснее и детальнее, чем до того, наш пациент утверждал, что он не мог вспомнить даже отдельных эпизодов из своих видений.

Для внетелесного опыта имеется и другая неврологическая аналогия в виде так называемых «аутоскопических» (т. е. видение самого себя) галлюцинаций, о которых рассказывается в замечательной статье Лукьяновича, опубликованной в журнале «Архивы неврологии и психиатрии.» В этих необычных видениях субьект видит проекцию самого себя в собственном зрительном поле. Этот странный «двойник» подражает выражению лица и движениям тела своего оригинала, который совершенно смущен и расстроен от этого неожиданного видения самого себя на некотором расстоянии, обычно прямо перед собой. Несмотря на то, что такого рода опыт в чем-то аналогичен описанным ранее внетелесным видениям, имеющим место во время предсмертного опыта, различий в этом случае все же значительно больше, чем сходства.

Аутоскопический фантом всегда воспринимается как живой, иногда он числится субьектом, даже как нечто более живое и сознательное, чем он сам. Что же касается внетелесного опыта, описанного нами, то тело в таких случаях видится как совершенно безжизненное, просто как труп. Аутоскопический субьект может слышать как его двойник говорит с ним, дает ему наставления, говорит колкости и т. п. В то время как во внетелесном опыте человек видит все свое тело (если только оно не покрыто чем-нибудь, или не скрыто каким-нибудь другим образом), аутоскопический двойник чаще всего виден лишь по грудь, или только одна голова. По существу, аутоскопические копии гораздо больше напоминают то, что я называл духовным телом, чем физическое тело, которое видят умершие. Несмотря на то, что аутоскопические двойники видны иногда в цвете, гораздо чаще они описываются как нечто неясное и бесцветное. Субьект может видеть свой собственный призрак проходящим сквозь двери или другие физические препятствия без видимых затруднений. Я привожу здесь случай явный аутоскопической галлюцинации, о которой мне рассказывали. Уникальность ее состоит в том, что она включала одновременно два лица. «Однажды летним вечером, около одинадцати часов, это было еще за два года до того, как мы поженились, я приехал к ней домой на своей спортивной машине. Я поставил автомобиль на слабо освещенной улице, напротив ее дома. Мы оба были удивлены, когда одновременно обернулись и увидели обнявшиеся призраки нас самих. Они были видны до уровня талии, сидевшими рядом на большом дереве, которое росло на другой стороне улицы прямо против нас, на расстоянии примерно 100 футов. Призраки были темными, наподобии силуэтов, они были непрозрачны и были точными копиями нас. Мы оба без труда узнали в них нас самих. Они поворачивались вокруг, но не имитировали наших движений, так как мы просто сидели, наблюдая за ними. Они делали примерно следующее. Мой призрак раскрыл книгу и показывал в ней что-то призраку моей жены, после чего она наклонилась, чтобы поближе увидеть то, что было в книге. Пока мы так сидели, я стал говорить жене о том, что я вижу и что делают наши призраки. То, что я рассказывал, абсолютно совпадало с тем, что видела моя жена. Потом мы поменялись ролями, — она стала рассказывать мне, что она видела и это совершенно совпадало с тем, что видел я. Мы так сидели довольно долго, по крайней мере минут 30, наблюдая за призраками и обсуждая то, что мы видели. Я думаю, что мы могли бы просидеть так всю ночь. Моя жена должна была идти, так что в конце концов мы просто встали и пошли вместе по лестнице, ведущей наверх дома. Когда я вернулся обратно, я снова увидел призраков, и они оставались на том же месте, когда я уезжал. Не возможно, чтобы это было наше отражение в веторовом стекле машины, так как верх машины был опущен и мы смотрели значительно выше ветрового стекла все время, пока мы их видели. Ни один из нас не пил ни тогда, ни сейчас. И все это произошло за 3 года до того, как мы вообще узнали о существовании ЛМД и других наркотиков такого типа. Мы не были усталыми, хотя было позднее время, мы не спали и это не могло нам сниться. Мы были вполне бодры, встревожены и удивлены тем, что мы наблюдали и обсуждали все это друг с другом». Предположим, аутоскопические галлюцинации в некотором отношении напоминают внетелесный опыт, связанный с предсмертным состоянием.

Однако, даже если мы будем рассматривать только черты сходства и полностью оставим в стороне различия, существование аутоскопических галлюцинаций все равно не объясняет природы внетелесных состояний. Причина этого заключается в том, что для наших аутоскопических галлюцинаций не имеется никаких обьяснений. Невропатологами и психиаторами предлагались многочисленные и противоречащие друг другу обьяснения, так что дискуссия по этому поводу продолжается и общепринятой точки зрения еще не существует.

Таким образом, попытка обьяснить внетелесные состояния, о которых сообщали обследованные мною пациенты, как вид аутоскопических галлюцинаций означает просто заменить одно загадочное явление другим. Наконец, имеется еще один момент, о котором стоит упомянуть при обсуждении неврологических обьяснений предсмертного опыта. В одном случае я обследовал пациента, у которого были остаточным неврологические нарушения, возникшие после клинической смерти. Нарушение состояло в частичном параличе небольшой группы мышц на одной стороне тела. Несмотря на то, что я очень часто спрашивал у обследованных лиц, не возникло ли у них остаточных нарушений, упомянутый здесь случай был единственным примером неврологического повреждения.



Галлюцинации это видения из «тонкого мира»?

Согласно одной из версий, галлюцинации не являются плодом больного воображения. Возможно, в определенном состоянии сознания мы видим то, что вообще-то нормальному человеку видеть не положено.

[advert]

Есть контроль!

Исследователи из Йельского университета Альберт Пауэрс и Филип Корлетт решили проверить, есть ли все же какие-то различия между галлюцинациями психически больных людей и тех, кто считается психически здоровым.

Ученым удалось собрать группу добровольцев, куда вошли люди, называвшие себя экстрасенсами. Всех их отбирали по одному критерию: испытуемые утверждали, что ежедневно получают аудиальные сообщения от своих собеседников из тонкого мира. Все отобранные участники прошли тестирование, которое показало, что никто из них не лжет и не страдает психическим расстройством.

Затем показания экстрасенсов сопоставили с информацией, полученной от людей, страдающих шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, а также психически здоровых членов контрольной группы.

Выяснилось, что экстрасенсы чаще воспринимают голоса в позитивном ключе и считают, что те помогают им по жизни. А вот психически больные люди боятся голосов (или их предполагаемых носителей) и полагают, что эти сущности собираются причинить им вред.

Характерный пример: экстрасенсу голоса рассказывают какую-то достоверную информацию о человеке или событии, подсказывают, как лучше поступить в той или иной ситуации. Шизофренику же голос может «порекомендовать» нанести себе вред или даже убить себя, напасть на кого-то, пугает, издевается.

Кроме того, больной человек обычно не может «отключить» галлюцинацию по собственному желанию. А вот здоровый индивид с экстрасенсорными способностями вполне способен контролировать свои голоса и обращать их себе на пользу.

— Эти люди имеют высокую степень контроля над собственными внутренними голосами, — комментирует Корлетт, один из авторов исследования. — Они также гораздо охотнее вступают с ними в контакт и рассматривают их как позитивные или нейтральные силы в своей жизни.

Мы полагаем, что люди с подобными психологическими характеристиками могут дать нам новые знания в нейробиологии, когнитивной психологии и в результате в лечении подобного симптома.

Поглядеть на двойника и умереть

В отдельную категорию следует выделить истории о людях, которые видели собственных двойников. В психиатрии такие случаи хорошо известны как аутоскопические галлюцинации, которые могут наблюдаться как при душевных заболеваниях, так и у тех, кто психически вполне здоров.

Специалисты выделяют общие черты появления двойников. Как правило, те возникают неожиданно. Чаще всего двойник располагается лицом к оригиналу, и до него нельзя дотянуться.

Хотя размеры фантома обычно совпадают с размерами оригинала, нередко видны только отдельные части тела, например голова или туловище. При этом детали могут хорошо просматриваться, но вот либо цвета тусклые, либо двойник вообще бесцветен. Он прозрачен и выглядит как состоящий из желеобразной субстанции или как отражение в стекле.

Очень часто двойник повторяет все движения оригинала, копирует выражение его лица. Психически больные люди нередко жалуются, что двойник их передразнивает.

Феномен двойников неоднократно описан в художественной литературе. В стихотворении Генриха Гейне «Двойник» дано типичное описание явления собственной «копии» здоровому человеку. А одноименная повесть Достоевского рассказывает о галлюцинациях душевнобольного героя.

В старину существовало поверье о том, что человек, которому суждено увидеть собственного двойника, вскоре умрет. Меж тем в учебнике «Общая психопатология» для студентов мединститутов сказано, что аутоскопические галлюцинации часто связаны с тяжелыми формами мозговых расстройств. Действительно, во многих случаях двойники являются тяжелобольным людям.

Клинический случай — история, приключившаяся со знаменитым французским писателем Ги де Мопассаном. В 1887 году Мопассан работал над повестью «Орля», речь в которой шла о невидимом существе, поселившемся в доме героя. Вдруг в комнату, где находился писатель, вошел какой-то человек, уселся напротив него и принялся диктовать продолжение произведения. Не сразу Мопассан понял, что перед ним его собственное «отражение»!

Двойник, правда, быстро исчез. А вскоре писатель заболел душевным расстройством, которое в конечном счете привело к смерти.

Классический пример аутоскопической галлюцинации — случай с доктором Берковичем, который был подробно описан выдающимся русским поэтом Василием Жуковским в статье «Нечто о привидениях». Жуковский же, в свою очередь, услышал об этом от приятеля А.М. Дружинина, занимавшего в Москве пост главного директора училищ.

По словам Дружинина, он был коротко знаком с доктором Берковичем и однажды вместе с некоей госпожой Перец отправился к нему в гости. Все были веселы, вели приятную беседу. В 10 часов вечера жена Берковича попросила его пойти взглянуть, накрывают ли на стол к ужину. Доктор вышел в столовую, куда вела дверь прямо из гостиной. Вернулся он минуту спустя, бледный как полотно, и до конца вечера почти не разговаривал. Всю его прежнюю веселость как рукой сняло.

После ужина Беркович отправился провожать госпожу Перец и, очевидно, простудился. На следующий день за Дружининым прислали с вестью, что доктор захворал и просит его приехать. Когда тот явился, Беркович сказал ему:

— Мне скоро умереть, я видел своими глазами смерть мою. Когда вчера я вышел из гостиной в столовую, чтобы узнать, скоро ли подадут ужин, я увидел, что стол накрыт, что на столе гроб, окруженный свечами, и что в гробу лежу я сам. Будь уверен, что вы скоро меня похороните.

Действительно, через некоторое время доктор скончался.

Сам Жуковский дает этому такое объяснение: «Весьма вероятно, что в теле его уж был зародыш болезни, простуда развила болезнь, а болезнь, с помощью воображения, испуганного призраком, произвела смерть».

В 1907 году в Санкт-Петербурге вышла книга писателя и журналиста В.В. Битне-ра «В область таинственного». В ней он рассматривает и феномен двойников.

«Конечно, это явление ненормально, — пишет автор, — и свидетельствует о серьезной болезни целого организма, указывая на глубокое расстройство нервной системы; стало быть, если оно с кем-либо случается, то в большинстве случаев бывает незадолго до его смерти или даже в самый момент перехода в иной мир. Таким образом, явление двойника может служить лишь, так сказать, зловещим диагностическим признаком, пророческого же в нем, конечно, нет ничего».

Больной или сверхчувствительный?

Между тем парапсихологи не торопятся относить различного рода голоса и прочие галлюцинации к области несуществующего. Они выдвигают гипотезу о том, что рядом с нами действительно присутствуют некие астральные сущности, но в обычном состоянии мы не способны вступать с ними в контакт.

Если в психике человека происходит сбой — в результате заболевания, черепно-мозговой травмы или, скажем, белой горячки, — то он начинает воспринимать тонкий мир, причем, как правило, в самой мрачной его ипостаси. Что же касается экстрасенсов, то недаром это слово означает «сверхчувствительный».

По-видимому, существуют люди, которые обладают более высокой чувствительностью, чем другие, они могут входить в измененное состояние сознания и воспринимать потусторонние реалии, но при этом способны фильтровать их восприятие и отсеивать разрушительные сущности.

Не исключено, что такие «галлюцинации» могут являться просто свойством психики. То есть экстрасенс беседует не с потусторонней сущностью, а с самим собой, подключаясь к информационному полю Вселенной. Кстати, в эту гипотезу прекрасно вписывается явление двойников. Но информация приходит к ясновидящему в виде фантомов или голосов.

Вспомним известных юродивых и блаженных, которые действительно часто говорили дельные вещи, предсказывали будущее, но, поскольку их психика была нарушена, информация поступала к ним зачастую в хаотичном виде. Если бы все это имело исключительно патологическую природу, вряд ли сведения, полученные таким путем от ясновидцев, были бы сколько-нибудь достоверны.

Словом, нам есть р чем задуматься. И не стоит объявлять человека, который видит и слышит что-то необычное, сумасшедшим. Возможно, ему просто доступны вещи, которые большинство из нас воспринять не в состоянии.

Ирина ШЛИОНСКАЯ, журнал «Тайны ХХ века, №12 2017

Галлюцинация | психология | Британника

Галлюцинация , переживание восприятия объектов или событий, не имеющих внешнего источника, например, когда вы слышите свое имя, называемое голосом, который, кажется, никто не слышит. Галлюцинацию можно отличить от иллюзии, которая представляет собой неправильную интерпретацию действительного стимула.

Домье, Оноре: карикатура Карикатура, номер 15 в серии L’Imagination , изображающая врача, страдающего галлюцинациями, раскрашенная вручную литография Оноре Домье, 1833 год. Национальная медицинская библиотека, Бетесда, Мэриленд

Британская викторина

Медицинские термины и викторина для первопроходцев

Кто открыл основные группы крови и разработал систему определения группы крови ABO, которая сделала переливание крови обычной медицинской практикой?

Исторический обзор изучения галлюцинаций отражает развитие научной мысли в психиатрии, психологии и нейробиологии.К 1838 году была указана значительная связь между содержанием сновидений и галлюцинаций. В 1840-х годах было описано возникновение галлюцинаций при самых разных состояниях (включая психологический и физический стресс), а также их генезис из-за воздействия таких наркотиков, как страмоний и гашиш.

Французский врач Александр-Жак-Франсуа Бриер де Буамон в 1845 году описал множество случаев галлюцинаций, связанных с интенсивной концентрацией внимания, или с размышлениями, или просто возникающих в ходе психического расстройства.Во второй половине XIX века исследования галлюцинаций продолжались. Исследователи во Франции были особенно ориентированы на аномальные психологические функции, что и привело к описанию галлюциноза во время лунатизма и связанных с ним реакций. В 1880-х годах английский невролог Джон Хьюлингс Джексон описал галлюцинации как высвобождаемые или запускаемые нервной системой.

Другие определения термина появились позже. Швейцарский психиатр Ойген Блейлер (1857–1939) определил галлюцинации как «восприятие без соответствующих стимулов извне», в то время как в Психиатрическом словаре в 1940 году галлюцинации назывались «видимым восприятием внешнего объекта, когда такого объекта нет.«Горячий интерес к галлюцинациям сохранялся и в 20 веке. Представления Зигмунда Фрейда о сознательной и бессознательной деятельности добавили новое значение содержанию сновидений и галлюцинаций. Было высказано предположение, что младенцы обычно галлюцинируют объекты и процессы, которые приносят им удовлетворение. Хотя это понятие с тех пор оспаривается, эта гипотеза «регрессии» (то есть, что галлюцинации — это регресс или возврат к инфантильному образу жизни) все еще используется, особенно теми, кто считает ее клинически полезной.В тот же период другие выдвинули теории, которые были более биологическими, чем теории Фрейда, но имели больше общих черт с Фрейдом, чем друг с другом.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Природа галлюцинаций

Изложенная здесь общая теория галлюцинаций основывается на двух фундаментальных предположениях. Одно из предположений гласит, что жизненный опыт влияет на мозг таким образом, что в нем остаются устойчивые физические изменения, которые по-разному называются нейронными следами , шаблонами или инграммами .Считается, что идеи и образы возникают в результате включения и активации этих инграмм в сложных цепях с участием нервных клеток. Такие цепи в коре (внешние слои) мозга, по-видимому, подчиняют нейрофизиологию памяти, мышления, воображения и фантазии. Эмоции, связанные с этими интеллектуальными и перцептивными функциями, по-видимому, опосредуются через связи коры головного мозга с более глубокими частями мозга (например, лимбической системой или «висцеральным мозгом»), что обеспечивает динамическое взаимодействие между восприятием и эмоциями посредством возникающих транзакций. происходить в основном на бессознательном уровне.

Обнаружено, что осознание опосредуется восходящей ретикулярной активирующей системой среднего мозга (сеть нервных клеток в стволе мозга). Анализ галлюцинаций, о которых сообщают пациенты с неврологическими расстройствами и нейрохирургические пациенты, у которых мозг стимулируется электрически, показал важность височных долей (по бокам мозга) для слуховых галлюцинаций, например, и других функционально значимых частей мозг в этом процессе.

Второе предположение гласит, что человеческая личность в целом лучше всего понимается в терминах постоянного взаимодействия сил, которые постоянно исходят изнутри (как внутренняя физиологическая активность) и извне человека (как сенсорные стимулы).Можно сказать, что такие транзакции между окружающей средой и индивидом оказывают интегрирующее и организующее влияние на следы памяти, хранящиеся в нервной системе, и влияют на паттерны, в которых активируются сенсорные инграммы, чтобы производить переживания, называемые образами, фантазиями, сновидениями или галлюцинациями. а также эмоции, связанные с этими паттернами. Если существует такой постоянно меняющийся баланс между внутренними и внешними силами окружающей среды, физиологические соображения (например, функция мозга), а также культурные и эмпирические факторы становятся основными детерминантами содержания и значения галлюцинаций.

Мозг постоянно подвергается бомбардировке сенсорными импульсами, но большинство из них исключаются из сознания динамически изменяющимся, избирательным образом. Исключение, кажется, достигается за счет использования интегративных внутренних механизмов, которые фокусируют осознание на избранных частях потенциального опыта. (Звук тикающих часов, например, постепенно появляется и исчезает из восприятия.) Работая одновременно, эти механизмы исследуют информацию, которая хранится в мозгу, отбирают крошечные образцы, необходимые для придания адаптивного значения входящему потоку информации, и приносят выдвинуть лишь несколько пунктов для фактического вызова из обширных «банков памяти».”

,

автоскопический — это … Что такое автоскопический?

  • автоскопический — AUTOSCPIC, Ă прил. Referitor la autoscopie. [& LT; франк autoscopique]. Тримис де Лаура Геллнер, 13.09.2007. Sursa: DN… Dicționar Român

  • autoscopic — au · to · scopic… английские слоги

  • автоскопический — | ̷ ̷ ̷ ̷ + | ̷ ̷ ̷ ̷ прилагательное: of, относящееся или отмеченное автокопией * * * autoscopˈic прилагательное • • • Основная статья: ↑ autoscopy… Полезный английский словарь

  • аутоскопическая галлюцинация — Также называется внешней аутоскопической галлюцинацией, зеркальной галлюцинацией, зеркальной галлюцинацией, дейтероскопической галлюцинацией и зрительным фантомным двойником.Выражение «аутоскопическая галлюцинация» происходит от греческих слов autos (себя)…… Словарь галлюцинаций

  • автоскопическое явление — Также известно как фантомный двойник. Выражение «автоскопический феномен» происходит от греческих слов autos (себя) и skopeo (я смотрю). Это примерно переводится как феномен, который включает в себя видение самого себя. Группа автоскопических…… Словарь галлюцинаций

  • autoscopy — Термин autoscopy происходит от греческих слов autos (сам) и skopeô (я смотрю).Это переводится примерно как «видение себя» и используется для обозначения акта восприятия галлюцинированного зеркального изображения самого себя, рассматриваемого с позиции…… Словарь галлюцинаций

  • Autoscopy — Эта статья исключает паранормальные интерпретации. Автоскопия определяется как переживание, в котором человек, полагая, что бодрствует, видит свое тело и мир с места за пределами его / его физического тела. Точнее, автокопия…… Википедия

  • Достоевский, Федор Михайловиц — (1821 1881) Русский писатель, в течение своей взрослой жизни страдавший эпилептическими припадками.По его собственной оценке, это происходило в среднем каждые 3 недели. Как реконструируют историки, вероятно, они возникли из-за патологии височной доли. В…… Словарь галлюцинаций

  • внешняя аутоскопия — Термин, введенный незадолго до 1903 года французским врачом и психологом Полем Огюстом Солье (1861-1933) для обозначения типа аутоскопии (т.е. видения себя), характеризующейся визуальной или сложной галлюцинацией, изображающей тело с… Словарь галлюцинаций

  • идиопатическая аутоскопия — Термин идиопатическая аутоскопия происходит от греческих слов idiopatheia (болезнь местного происхождения), autos (себя) и skopeo (я смотрю).Он используется для обозначения типа автоскопии (т.е. видения себя), не относящейся к органическим…… Словарь галлюцинаций

  • внутренняя автоскопия — Также известна как внутренняя геаутоскопия, внутренняя геаутоскопия, органическое авторепрезентация и феномен авторепрезентации. Термин внутренняя аутоскопия был введен незадолго до 1903 года французским врачом и психологом Полем Огюстом…… Словарь галлюцинаций

  • ,

    определение автоскопического по The Free Dictionary

    Специалист провел аутоскопическое обследование у младенцев, у которых односторонне или двусторонне не удалось выполнить второй этап. Аутоскопические и тимпанометрические результаты также были нормальными. Аутоскопические явления — это психические иллюзорные визуальные переживания, состоящие из восприятия изображения собственного тела или лица в пространстве. либо с внутренней точки зрения, как в зеркале, либо с внешней точки зрения [1]. В общих рамках преобразования истории жизни в «логику приковывания цепей» (Kaufmann, L’Invention 152), вырванный с корнем Тэнасе проецирует период французского изгнания из автоскопического фильтра переопределения идентичности и усиления внутренних тревог, обостряющихся с каждым моментом открытия Свободного Мира.Демистификация аутоскопических явлений: экспериментальные предположения. Различные представления Себя в снах с аутоскопическими галлюцинациями также отражают параллельный спектр ощущений Себя в других измененных состояниях (гипноз, мистические или шаманские путешествия, медитация), а также в патологических измененных состояниях. (внетелесный опыт, диссоциация разумного тела, феномен двойного Я). (12) Бруггер П. Отражающие зеркала: взгляд на перспективу в аутоскопических феноменах. Аутоскопические галлюцинации — это клинический термин, описывающий строгое видение себя двойником.Ему приписывают идею автоскопического исследования голоса и он использовал ее для получения наиболее полного понимания того, как работает гортань. Благодаря умелому использованию бахтинской основы он трансформирует пьесу Караджале D’ale carnavalului (Carnival Stuff 1885). в быструю последовательность мизанс-абима, охватывающую литературную, политическую и кинематографическую сферы — и последнее действительно (7) автоскопическое. Одинаково раблезианское и феллинианское, и поскольку это тоже Караджалески (и, естественно, Пинтилье!), Почему звонят колокола, Митика? Аутоскопическое исследование Пьером собственной ревности отмечает, после романов Бурже, одно из первых проникновений во французскую литературу. теории бессознательного: Брюггер (2002) предложил изучение аутоскопических переживаний, таких как ВТО и выполнение задач, требующих воображаемых трансформаций тела в пространстве.,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *