Антагонистические классы по марксу: Учение об антагонизме классов в марксизме

Учение об антагонизме классов в марксизме

Определение 1

Антагонизм – это противоречие, наблюдаемое в общественной жизни социума, характеризующееся достижением пика борьбы непримиримых тенденций, сил, общественных классов, которое нередко приводит к революции как средству разрешения противоречия.

Понятие класса в марксизме

Понятие классов как больших социальных групп и наличие классовой борьбы было установлено историками еще задолго до Маркса, что он сам признавал. Причины формирования классов назывались разные, в частности, Дюринг видел в этом насилие – подчинение слабых более сильному. Особенностью марксизма стало то, что в этом процессе на первый план вышли причины экономического характера. Энгельс считал, что разделение общества на классы является неизбежным результатом всего предшествовавшего периода развития производительных сил. Сам характер экономики таков, что большая часть населения занято трудом, цель которого является произвести блага, чтобы иметь средства для пропитания. На другом полюсе находятся те, кто освобожден от такого подневольного труда, они ведают общими делами общества, наукой, искусством, правосудием, занимаются государственного управления и непосредственно экономического производства.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, пока есть те, кто работают, и те, кто управляют, в обществе будут классы, в основе этого лежит закон разделения труда.

Маркс и Энгельс не дали определения классов. Свое определение в 1919 году предложил В.И. Ленин. Он определял классы как большие группы людей, которые различаются по следующим признакам:

  • место в исторически определенно системе общественного производства;
  • отношение к средствам производства, в том числе оформление такого отношения в законе;
  • роль в общественной организации труда;
  • размер доли общественного богатства и способы ее получения.

Замечание 2

Наличие классов предполагает, что одна группа людей может присваивать себе результат труда другой вследствие более высокого места на социальной лестнице, в структуре общества.

История классовой борьбы

Энгельс считал, что классовая борьба стала результатом формирования классовых различий, что произошло еще на заре человечества. Первое разделение общества он усматривал в выделении пастушеских племен от других, т.е. переход к скотоводству и земледелию. У племен, совершивших этот переход, начали накапливаться излишки. Изменяется семье, происходит переход к патриархату и моногамной семье. Такой семье выделяется отдельный надел земли, который она обрабатывает силами отдельной семьи, а не всей общиной. С появлением излишков возникают предпосылки для обмена и торговли, поэтому повышается ценность рабочих рук. Рабы – ценный товар, пленных на войнах перестали убивать, их стали превращать в рабов. Это положило начало эксплуатации одних слоев общества над другими, произошло появление господ и рабов.

Также значимой вехой в истории классовой борьбы стало отделение города от деревни. Вместе с формированием городов происходит повышение роли управляющего элемента, администрации, налогов, т.е. политического устройства. Кроме того, город представляет собой концентрацию населения со своими потребностями, отношением к средствам производства, а также его продукту. Появляется ремесло, в котором уже можно выделить исполнителей и руководителей.

Появление торговцев – это третье разделение труда согласно Энгельсу. Купечество – это класс, который не принимает никакого участия в производстве, однако захватывает управление производством, подчиняет производителей, становясь ненужным, но неустранимым посредником между двумя производителями. Это класс паразитов и тунеядцев, который за свои незначительные в общественном плане заслуги получает огромные прибыли, влияние в обществе, а также ведет к периодическим торговым кризисам.

В связи с усложнением производства, увеличением роли излишков в экономике, повышается роль охраны (защиты) общины как от внешних врагов, так и от внутренних. Это ведет к увеличению значимости военачальника и непосредственно ему подчиненных людей. Постепенно обычай узаконивает передачу этих функций по наследству. Так закладываются основы царской / королевской / княжеской власти. Органы родового строя постепенно отрываются от своих корней, от интересов народа, органы управления из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и подчинения.

Таким образом, разделение труда привело к появлению слоев эксплуататоров и эксплуатируемых, интересы которых коренным образом не совпадают, а значит, они ненавидят друг друга. Вся история – это одна борьба классов. В любой исторический период можно найти антагонистов:

  • свободный и раб;
  • патриций и плебей;
  • мастер и подмастерье;
  • феодал и крепостной крестьянин;
  • буржуазия и пролетариат.

Буржуазия и пролетариат

Промышленный переворот привел к формированию двух новых классов – буржуазии и пролетариата. Формирование всемирного рынка, появление новых источников сырья и рынков сбыта, строительство дорог, развитие мореплавания и много другое способствовало к накоплению капитала в руках дельцов, которые оттесняли представителей старой средневековой знати. Марксизм подчеркивает, что новая эпоха упростила классовые противоречия, сведя их к противостоянию буржуазии и пролетариата.

Определение 2

Буржуазия – это класс современных капиталистов, которые обладают собственностью на средства производства, применяют наемный труд, и живут за счет дохода со своей собственности.

Ей противостоит пролетариат. Этим понятием в Древнем Риме обозначали лично свободных, но неимущих граждан. Этот термин ввел в XIX веке Симонд де Сисмонди для обозначения наемных рабочих. Энгельс и Маркс подчеркивали, что пролетариат существует только за счет продажи своего труда, а не живет с прибыли от капитала, а потому его благосостояние зависит исключительно от спроса на труд и конкуренции. Пролетариат представляет собой революционный класс, поскольку он сам продукт развития крупной промышленности, он достаточно многочислен и силен для достижениях своих целей.

Третий социальный класс и классовый антагонизм: new_rabochy — LiveJournal

Как известно, марксистская классовая теория основана на том, что существуют два антагонистических социальных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, а также третий класс — тех, кто не эксплуатируется и не эксплуатирует. К третьему классу относятся люди, которые живут собственным трудом, либо вовсе не вовлечены в производство общественного продукта.

Социальные классы — большие группы людей, различающиеся между собой прежде всего своим экономическим положением, своим отношением к материальным средствам производства (одни являются собственниками средств производства, другие — нет), следовательно, и своим отношением к распределению общественного продукта, и ресурса власти.

В эпоху роста и развития капитализма, которую анализировал Маркс, совместно с ростом промышленного производства шёл рост численности эксплуатируемых, а основным источником классового антагонизма были противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Но справедливы ли это утверждения сейчас, и будут ли справедливы в будущем?

1. Процентная доля эксплуатируемых не растёт «до небес». В качестве примера можно рассмотреть Китай — ведущую промышленную державу современности. Для Китая характерны те же тенденции, что и для более «старых» промышленных стран.

Во-первых, это сокращение числа занятых по отношению к общей численности населения:

Отношение числа занятых к общей численности населения https://knoema.ru/atlas/Китай/Отношение-занятых-к-численности-населения

Максимальная доля занятых была в 1991 году и с тех пор она снизилась на 10 процентных пунктов. Казалось бы, это немного, но если раньше 3 занятых «кормили» одного социального иждивенца, то сейчас 2 занятых «кормят» одного. В Китае развивается та же закономерность, что и в Японии, где 1.3 занятых кормят одного социального иждивенца.

2. Сокращается число занятых в отраслях материального производства, и увеличивается число занятых в сфере услуг:

Доля занятых в промышленности Доля занятых в сельском хозяйстве Доля занятых в сфере услуг

В Китае уже сформировалась мощная сфера услуг, которая вобрала в себя бывших крестьян и в этом десятилетии уже «подъедает» промышленный сектор по числу занятых. Это классическая картина, характерная для всех индустриально развитых стран. Повсеместно промышленный пролетариат и крестьянство остаются в численном меньшинстве, а доминирующей социальной группой становятся занятые в сфере услуг.

Почему так происходит? Основная причина — повышение производительности труда. Механизация труда в сельском хозяйстве приводит к сокращению рабочих мест. Маркс когда-то считал, что одним из целей новой общественно-экономической формации является ликвидация разрыва между городом и селом. Это уже происходит — крестьянин превращается в сельскохозяйственного рабочего. В промышленности же низкопроизводительные рабочие места ликвидируются в пользу высокопроизводительных — с сокращением количества рабочих мест. Освободившаяся рабочая сила перетекает в сферу услуг.

Такая картина скрывает намного более фундаментальный процесс, который ломает устоявшиеся представления о классовой борьбе. Мы все привыкли к тому, что классовая борьба основана на антагонизме между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Но существует еще более серьезный антагонизм — между производительными и непроизводительными классами. Если эксплуататоры и эксплуатируемые находятся в диалектическом единстве, то часть третьего класса не востребована в общественном производстве никоим образом. С точки зрения общественного производства это «лишние люди», которые лишь потребляют часть общественного продукта, мало что давая взамен.

Наличие «лишних людей» не так ярко проявляется на данном этапе, когда в сфере материального производства заняты 30-40% населения. Но уже следующая стадия научно-технического развития может сократить число занятых в этой сфере до 10-20%. И это произойдет не по злому умыслу. Если один человек может прокормить троих — то в материальном производстве будут заняты 30%. Если один человек сможет прокормить десятерых — в материальном производстве будут заняты 10%. Остальным просто нечем будет заниматься в материальном производстве, они не получат материальных ресурсов для работы. Например, «лишним людей» не найдется достаточно земли на селе, потому что вся она будут отдана сельхозпроизводителям с их высокопроизводительной техникой. Держать кур и кроликов для своего пропитания — пожалуйста, но это не решит проблему невостребованности их труда для общества.

И вот тогда проблема «лишних людей» встанет в полный рост в виде массовых выступлений безработных. Потому что сейчас значительная часть занятых в сфере услуг ещё занимается поддержкой материального производства, а в новой реальности они оторвутся от материального производства окончательно. Антагонизм между эксплуататорами и эксплуатируемыми отойдет на второй план на фоне более серьезного антагонизма между ними и «лишними людьми».

Этот антагонизм может быть разрешён двумя способами:

— Безусловным базовым доходом;

— Сокращением населения.

Сейчас сокращение населения в индустриально развитых странах имеет серьёзные негативные последствия в виде дефицита рабочих рук и незаконной миграции населения из стран «третьего мира». Можно наверное сказать, что население сокращается слишком быстро, опережая рост производительности труда.

Наверное можно говорить, что безусловный базовый доход даёт возможность освободить труд, даёт возможность людям заниматься творческим развитием. Но вместе с этим такой подход раскалывает общество на два непримиримых антагонистических класса — производителей и потребителей. С большой вероятностью эти классы будут разделены даже географически — начало процесса разделения мы видим сейчас в виде свободных экономических зон, промышленных кластеров, территорий опережающего развития и прочих территорий сосредоточения материального производства.

Раз уж была затронута тема географии, описанные процессы приведут к дальнейшей урбанизации, росту мегаполисов и ликвидации деревень, поселков и малых городов. Этот процесс мы наблюдаем последние 50-100 лет.

Можно ли назвать такое будущее коммунизмом? Нет, это не коммунизм, потому что ликвидация класса эксплуататоров уже не будет играть роли — антагонизм между производителями и потребителями сохранится. Это нечто иное, что пока не получило должного описания и анализа.

Дополнение из комментариев. Еще одна грань описанного выше процесса — это замыкание «класса производителей» в себе и отгораживание от «класса потребителей». Первые ласточки этого явления — это деятельность рекрутинговых агентств, которые монополизируют трудовые ресурсы. Базы рекрутинговых агентств станут номенклатурой пролетариата, и попадание в эти базы будет цениться высоко. У «потребителей» будет не так много шансов закрепиться в «номенклатуре пролетариата».

Дополнение №2. Многих смутило выражение «лишние люди». Но это выражение не новое, оно известно каждому советскому/российскому школьнику по курсу литературы. Все читали «Героя нашего времени» и писали сочинения о «лишних людях». Это люди, у которых ограниченный выбор доступных социальных ролей и нет возможностей для самореализации. Экономическая подоплека этого явления — невостребованность в общественном производстве.

Дополнение №3. Это не футурология, а вполне оформившееся явление. Причем речь идет как о личностях, так и целых странах, которые остаются в стороне от международного разделения труда и занимаются в своих границах чем-то своим.

АНТАГОНИЗМ КЛАССОВЫЙ — это… Что такое АНТАГОНИЗМ КЛАССОВЫЙ?

АНТАГОНИЗМ КЛАССОВЫЙ

англ. antagonism, class; нем. Klassenantagonismus. ni. Непримиримое противоречие основных интересов соц. классов, к-рое проявляется в классовой борьбе и ведет к соц. революции.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • АНТАГОНИЗМ
  • АНТИИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Смотреть что такое «АНТАГОНИЗМ КЛАССОВЫЙ» в других словарях:

  • АНТАГОНИЗМ КЛАССОВЫЙ — англ. antagonism, class; нем. Klassenantagonismus. ni. Непримиримое противоречие основных интересов соц. классов, к рое проявляется в классовой борьбе и ведет к соц. революции …   Толковый словарь по социологии

  • АНТАГОНИЗМ — АНТАГОНИЗМ, антагонизма, мн. нет, муж. (греч. antagonismos). Соперничество, взаимная борьба интересов. Антагонизм Европы и Америки за последние годы принял новые формы. Классовый антагонизм в капиталистических странах обостряется. || Враждебное… …   Толковый словарь Ушакова

  • классовый — I. КЛАССОВЫЙ I ая, ое. classe f. Отн. к классу, классам (группам людей). БАС 1. Период революционного натиска показал в действии классовый состав населения России и отношение разных классов к старому самодержавию. Ленин 13 98. // БАС 1. ♦… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Антагонизм — вражда, противодействие, несогласие во мнениях; классовый антагонизм классовая вражда, порождаемая противоречием классовых интересов …   Популярный политический словарь

  • КЛАССЫ —         общественные, «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли… …   Философская энциклопедия

  • Мелодрама — МЕЛОДРАМА. Термин «М.» имеет несколько значений, будучи применяем к различным видам драмы. В буквальном переводе с греческого М. (от melos «музыка» и drama «действие») означает музыкальная драма. В таком значении слово «М.» употреблялось в Италии …   Литературная энциклопедия

  • МАРКС КАРЛ — (Marx, Karl) (1818 1883) немецкий философ, экономист и революционер. Еврей по происхождению, он родился в Трире, получил образование в университетах Бонна и Берлина, где изучал философию и право. В Берлин он прибыл под сиянием философии Гегеля и… …   Большой толковый социологический словарь

  • КЛАССОВАЯ БОРЬБА — столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт …   Философская энциклопедия

  • Классовая борьба — Классовая борьба  столкновение и противодействие интересов классов общества. Наибольшее значение классовой борьбе придавалось в марксизме[1]. Содержание 1 Домарксистские представления о классовой борьбе …   Википедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ — это… Что такое АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ?

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ
АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМА́ЦИИ
(от греч. ἀνταγωνιστής – противник) – общества, основанные на противоположности обществ. классов – эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. К А. ф. относятся: рабовладельч., феодальное и капиталистич. общества. Основу А. ф. составляют отделение непосредств. производителей от всех или основных (феодализм) средств производства и обусловленная этим эксплуатация (подробнее см. Общественно-экономическая формация). Главной движущей силой развития всех А. ф. является борьба классов. В А. ф. необходимо существуют эксплуататорские гос-ва для подавления сопротивления угнетенных классов, на всех сторонах обществ. жизни лежит печать антагонизма, обществ. прогресс носит глубоко противоречивый характер. А. ф. различаются спе-цифич. формами эксплуатации, определяемыми способами соединения рабочей силы и средств произ-ва. Смена А. ф. закономерна и обусловлена развитием производит. сил, требующим соответств. изменений производств. отношений. Переход от одной А. ф. к другой выражает поступат. характер развития общества, но отсюда не следует, что все народы в своем развитии обязательно проходят последовательно все А. ф. (см. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», 1951, с. 222). Некоторые страны и народы миновали в своем развитии рабовладельч. (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия) или феод. (США) формации. Совокупность А. ф. образует второй этап в развитии человеч. общества, пришедший на смену первобытнообщинной формации и сменяющийся высшим этапом – эпохой коммунизма. В рамках классового, антагонистич. общества совершен громадный скачок в развитии производства и др. сторон общественной жизни. Итог этого развития в различных странах различен, как различен общий для всех народов путь восходящего развития от первобытнообщинного строя к классовому обществу и путь развития в рамках А. ф. Необходимость ликвидации последней капиталистич. А. ф. вытекает из внутр. противоречий самого капитализма. Капитализм создает материальные предпосылки для ликвидации всякой эксплуатации и перехода к новому этапу развития общества. Придав процессу произ-ва обществ. характер, капитализм подрывает тем самым свою собственную базу, ибо частнокапиталистич. форма собственности несовместима с обществ. характером процесса произ-ва. Развитие капитализма порождает т.о. экономич. необходимость появления неантагонистич. обществ.-экономич. формации, основанной на обществ. собственности на орудия и средства произ-ва. «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистического не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7–8). Путем пролет. социалистич. революции совершается скачок от А. ф. к эпохе коммунизма.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.

  • АННИГИЛЯЦИЯ
  • АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Смотреть что такое «АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ» в других словарях:

  • АНТАГОНИЗМ — (от греч. antahonisma спор, борьба) противоречие, для которого характерна острая непримиримая борьба враждующих сил, тенденций. Термин «А.» употреблялся в религиозных системах, применительно к борьбе добра и зла, в филос. учениях И. Канта, А.… …   Философская энциклопедия

  • Культура — (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими… …   Большая советская энциклопедия

  • ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — или материалистическое понимание истории марксистская философия истории и социология. В 20 в. И.м. превратился в идеологическую доктрину. Сам термин «И.м.» впервые использован Ф. Энгельсом в письмах 1890 х гг. Основные идеи разрабатывались К.… …   Философская энциклопедия

  • КЛАССОВАЯ БОРЬБА — столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт …   Философская энциклопедия

  • Общественные отношения —         многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в О. о. именно как члены… …   Большая советская энциклопедия

  • Центральная нервная система —         основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из скопления нервных клеток (нейронов) и их отростков; представлена у беспозвоночных системой тесно связанных между собой нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных и… …   Большая советская энциклопедия

  • Класс (социология) — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • Общественный класс — Социальные классы  общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. В социально классовой структуре общества выделяют основные (существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной… …   Википедия

  • КОММУНИЗМ — 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… …   Философская энциклопедия

  • Формация общественно-экономическая —         исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; «… общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (Маркс К., см. Маркс К …   Большая советская энциклопедия

Классовая борьба — Энциклопедия Коммунист.Ru

Изображение классовой борьбы с цитатой из «Манифеста коммунистической партии»

Классовая борьба — борьба между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Классовая борьба представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистических классовых обществ.

Открытие

К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит открытие великого закона исторического движения классовых обществ, согласно которому «… всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена». Создание теории Классовой борьбы дало возможность обобщить бесконечно разнообразные действия отдельных лиц и свести их к действиям больших групп людей, различающихся по своему положению в системе общественного производства, — классов. Тем самым был дан объективный критерий для обнаружения повторяемости в истории, для «… сведения индивидуального к социальному…».

Теория Классовой борьбы имеет громадное методологическое значение для всех отраслей общественных наук, так как помогает понять реальное классовое идеологической и политической борьбы во всех ее формах. Как подчеркивал В. И. Ленин, «люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями интересы тех или иных классов».

Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом теории Классовой борьбы имела решающее значение для научного обоснования необходимости социализма и путей перехода к нему. Логическим выводом из этой теории является признание необходимости признания диктатуры пролетариата как орудия его Классовой борьбы и социалистического преобразования общества. В. И. Ленин отмечал: «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может еще оказаться невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики… Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».

Суть

Источником Классовой борьбы является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы — рабовладельцы, крестьяне — феодалы, пролетарии — буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», — так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы Классовой борьбы до возникновения капитализма. Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса — буржуазию и пролетариат. Пролетариат — первый из угнетённых классов, Классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт Классовую борьбу под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.

Пролетариат ведёт свою Классовую борьбу в трёх основных формах: экономической, политической и идеологической. Экономическая борьба — это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие в 70-х гг. 20 в. 250 млн. рабочих во всём мире. Экономическая борьба, особенно в современных условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. Число забастовок в странах развитого капитализма составляло в 1951-55 — 13211 (в среднем за год), в 1956-60 — 12 790, в 1961-65 — 15 323, в 1966-70 — 18 650. С 1960 по 1970 в развитых капиталистических странах было 260 крупнейших общенациональных забастовок — значительно больше, чем за предшествующее десятилетие. Забастовщики предъявляют не только политические требования, а борются за расширение демократических свобод, выступают против актов империалистической агрессии. В условиях государственно-монополистического капитализма борьба даже за повседневные экономические нужды не может быть успешной без политической борьбы. Марксисты борются как против реформистов, пытающихся свести Классовую борьбу пролетариата к экономической борьбе, так и против сектантской недооценки экономической борьбы. Политическая борьба является высшей формой Классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы Классовой борьбы, взятой в её полном развитии, состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба — это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата — борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологической Классовой борьбы, задача которой состоит прежде всего в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной и

Марксизм о происхождении классов и классовой борьбы

ЛЕКЦИЯ 12

Дьяченко В. И.

Маркс подчёркивал, что открытие существования классов и классовой борьбы в буржуазном обществе принадлежит не ему. В письме Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. он писал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов».

Буржуазные теоретики предлагали различные концепции происхождения общественных классов, сословий, и прослоек. Одни из них считали, считают и ныне, что классы произошли в результате того, что люди рождаются разными. Трудолюбивые, умные и предприимчивые образовали господствующие классы. Другие полагают, что классы произошли в результате насилия. Сильные индивиды подчиняли себе слабых. На этом, например, основана теория насилия Е. Дюринга, которую убедительно опроверг Энгельс во второй главе «Анти-Дюринга». Маркс и Энгельс в результате своих исследований пришли к выводу, что в основе деления общества на классы лежат не индивидуальные способности человека, не насилие, а причины, прежде всего, экономического характера.

В «Анти-Дюринге» Энгельс разъяснял: «“Разделение общества на классы, эксплуатирующий и эксплуатируемый, господствующий и угнетённый было неизбежным следствием прежнего незначительного развития производства. Пока совокупный общественный труд даёт продукцию, едва превышающую самые необходимые средства существования всех, пока, следовательно, труд отнимает всё или почти всё время огромного большинства членов общества, до тех пор это общество неизбежно делится на классы. Рядом с этим огромным большинством, исключительно занятым подневольным трудом, образуется класс, освобождённый от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления на классы лежит закон разделения труда» (Анти-Дюринг. М. 1973. С. 286).

Итак, согласно марксистской теории в основе деления общества на классы лежит закон разделения труда. В соответствующей лекции мы раскрыли суть закона общественного разделения труда, который разделил совокупность различных форм деятельности людей по производству своей жизни на труд городской и деревенский, умственный и физический, творческий и рутинный, управленческий и исполнительский, разделил общество на классы угнетателей и угнетённых, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Основоположники коммунистической теории не раскрыли содержание погнятия общественных классов. Наиболее удачное определение классов дано Лениным в его статье 1919 г. «Великий почин». Классы он определял как «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И. ПСС. Изд. 5. Т. 39, С. 15).

В этом ленинском определении содержаться все главные признаки общественного класса. Однако, как представляется, отсутствует указание на причину классообразования, о которой говорилось выше. А она имеет первостепенное значение для коммунистической теории, так как дает ключ к пониманию путей ликвидации классовых различий в процессе коммунистических преобразований. С учетом изложенного, ленинское определение классов целесообразно было бы дополнить соответствующим положением марксистской теории. Классы – это возникшие в результате общественного разделения труда «большие группы людей,»… Далее по приведенному выше ленинскому тексту.

По Марксу и Энгельсу, формирование классов в результате разделения труда происходило несколькими путями. Энгельс раскрыл их в своих работах «Анти-Дюринг» 1878 г. и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» 1884 г.

Первоначально формирование классовых различий происходило в результате первого крупного стихийного разделение труда в период варварства. Оно заключалось в отделении пастушеских племён от остальной массы варваров. У этих племён появляются излишки, т. е. наряду с необходимым продуктом появляется ещё и прибавочный продукт. Возникает единобрачная семья во главе с мужчиной. Ей выделяется надел земли. Прежняя «совместная обработка земли уступила место обработке земельных наделов отдельными семьями». Вместе с возникновением прибавочного продукта появились предпосылки для возникновения и развития обмена. Первое крупное разделения труда, обработка земельных наделов отдельными семьями повлекло за собой необходимость увеличения количества рабочей силы. Пленных перестали убивать или съедать, их стали превращать в рабов и произошло первое разделение общества на класс господ и класс рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

В «Немецкой идеологии» классики отмечали: «Наибольшее разделение материального и духовного труда, – это отделение города от деревни. Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации, от племенного строя к государству, от местной ограниченности к нации и проходит через всю историю цивилизации вплоть до нашего времени…»

В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс повествует: «Вместе с городом появляется и необходимость администрации, полиции, налогов и т. д. – словом, общинного политического устройства [des Gemeindewesens], а тем самым и политики вообще. Здесь впервые обнаружилось разделение населения на два больших класса, непосредственно основанное на разделении труда и на орудиях производства. Город уже представляет собой факт концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей, между тем как в деревне наблюдается диаметрально противоположный факт – изолированность и разобщённость»…

Вместе с тем «причины образования классов, связанные исключительно с производством, вели к разделению занятых в производстве людей на руководителей и исполнителей или же на производителей большего и меньшего масштаба».

«Цивилизация, – отмечает Энгельс далее, – принесла и третье разделение труда решающего значения…» В данном случае Энгельс ведёт речь о появлении класса купцов. «Здесь, – пишет он, – впервые появляется класс, который, не принимая никакого участия в производстве, захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями и эксплуатирует их обоих. Под предлогом избавления производителей от труда и риска, связанных с обменом, расширения сбыта их продуктов вплоть до самых отдалённых рынков и создания тем самым якобы наиболее полезного класса населения образуется класс паразитов, класс настоящих общественных тунеядцев, который в вознаграждение за свои в действительности весьма незначительные услуги снимает сливки как с отечественного, так и с иностранного производства, быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает всё более почётное положение и всё более подчиняет себе производство, пока, наконец, сам не создаёт свой собственный продукт – периодические торговые кризисы».

Вместе с купцами появляются металлические деньги, которые окончательно расслоили общество на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых.

Как же формировался господствующий класс управленцев? В «Анти-Дюринге» Энгельс отмечал, что в каждой земледельческой общине существовали с самого начала общинные интересы, охрану которых приходилось возлагать на отдельных лиц: таковы – разрешение споров; репрессии против лиц, превышавших свои полномочия; надзор за орошением земель в жарких странах; наконец, на ступени первобытно-дикого состояния – религиозные функции.

В связи с ростом производительных сил происходит увеличение плотности населения, что приводит в одних случаях к общности населения, в других – к столкновениям интересов между отдельными общинами. Группировка общин в более крупное образование «вызывает опять-таки новое разделение труда и учреждение органов для охраны общих интересов и для отпора противодействующим интересам».

В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельс продолжает эту историю: «Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, равно как и подчинённых ему военачальников; установленное обычаем избрание их преемников из одних и тех же семейств мало-помалу, в особенности со времени утверждения отцовского права, переходит в наследственную власть, которую сначала терпят, затем требуют и, наконец, узурпируют; закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати. Так органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племён для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа».

«Военный вождь народа – rex, basileus, thiudans – становится необходимым, постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание там, где его ещё не существовало. Военачальник, совет, народное собрание образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военную потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни. Богатства соседей возбуждают жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабёж им кажется более лёгким и даже более почётным, чем созидательный труд. Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведётся теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом»…

Итак, стихийное разделение труда привело к образованию ненавидящих друг друга классов угнетателей и угнетённых, эксплуататоров и эксплуатируемых, господ и рабов.

«Такое общество, – пишет Энгельс далее, – могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменён государством».

После возникновения государственности, – продолжает он: «Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путём исключительных законов, в силу которых приобретают особую святость и неприкосновенность…». Следовательно, причиной образования господствующего класса в области управления стало разделение труда на труд управленческий и исполнительский в результате длительного исполнения управленческих функций одними и теми же людьми.

Таков был исторический путь происхождения и развития господствующих классов в результате стихийно возникшего и развивавшегося разделения труда.

Весь исторический период после образования антагонистических классов между ними продолжалась и продолжается классовая борьба. В «Манифесте коммунистической партии» читаем: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Первым в истории человечества оформившимся классовым обществом стало рабовладельческое общество. В Древнем Риме, например, общество делилось на классы патрициев, всадников, плебеев, и рабов, на два основных класса рабовладельцев и рабов.

К VI веку нашей эры рабовладельческий способ производства исчерпал свои возможности для развития производительных сил. Происходил упадок производства в связи малой эффективностью, незаинтересованного в результатах своего труда раба. Возник конфликт между производительными силами, а основной производительной силой был рабский труд, и производственными отношениями, развивавшимися внутри отношений частной рабовладельческой собственности. Конфликт сопровождался бунтами и восстаниями рабов. Это ускорило падение Западной Римской империи, и она была захвачена и разрушена германскими племенами. Под общей гибелью борющихся классов классики, видимо, и имели в виду в период рабовладения гибель класса рабовладельцев и класса рабов в западной части древнеримской империи в результате захвата этой территории готами, принёсшими с собой зарождение новых феодальных отношений.

На сцену истории явился феодальный способ производства с более заинтересованными в результатах своего труда крепостными крестьянами, имевшими в своем владении и пользовании арендованный у феодала земельный надел. Феодальные отношения в основном земельной частной собственности, феодальное разделение труда породили новые сословия, новые основные классы: феодалов и крепостных крестьян. В средние века общество состояло из феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – ещё имели место особые градации.

К XIV–XV векам на смену феодализму шёл капитализм, так как феодальный способ производства, крепостная зависимость рабочей силы и феодальная частная собственность с феодальным разделением труда, стали тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Конфликт сопровождался крестьянскими бунтами и войнами. Крестьянские войны и восстания способствовали переходу к капиталистическому способу производства. В первое десятилетие XVI века произошёл переворот, создавший основу для развития капитализма. Историю возникновения и развития капиталистических отношений Маркс подробно исследовал в I томе «Капитала». Этому была посвящена предыдущая лекция.

«Крупная промышленность, – говорится в „Манифесте коммунистической партии”, – создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья…

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых».

Буржуазная эпоха упростила классовые противоречия, Она расколола общество «на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат».

Буржуазия в «Манифесте» определена, как «класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наёмный труд… ». Буржуазия в 18–19 веках «менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые». Но затем, как известно капиталистические производительные силы, которые приобрели общественный характер при капиталистическом способе производства, стали вступать в противоречие с частным характером присвоения, с буржуазным разделением труда, с буржуазными отношениями собственности, в результате чего, периодически стали возникать экономические кризисы. Первый экономический кризис разразился в 1825 г. С целью выхода из кризисов буржуазия была вынуждена уничтожать целую массу производительных сил, увеличивать безработицу в метрополиях, завоёвывать новые рынки и усиливать эксплуатацию старых. Тем самым она подготавливала и подготавливает более сокрушительные кризисы. Следовательно, делают вывод Маркс и Энгельс, развитые буржуазией производительные силы стали оружием, которое «направляется теперь против самой буржуазии. Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, – современных рабочих, пролетариев».

Кто такие пролетарии?

Латинское слово «proletarius», означало в древнем Риме римского гражданина, принадлежавшего к неимущему и неподатному сословию, но юридически свободного. Этот термин нашёл своё закрепление в римском праве. В то время пролетариат был малочисленным и классом не был. Самостоятельным классом он стал только в эпоху капитализма.

В обиход термин пролетариат ввёл в XIX веке мелкобуржуазный идеолог Симонд де Сисмонди (1773–1842) для обозначения класса наёмных рабочих. Этот термин и был взят на вооружение классиками.

Маркс и Энгельс определяют пролетариат, как класс современных рабочих. При этом они отождествляли понятия «пролетариат» и «рабочий класс».

Но Ф. Энгельс давал и болеет широкое определение. Оно содержится у Энгельса в «Принципах коммунизма». «Пролетариатом, – пишет он – называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, всё существование которого зависит от спроса на труд, т. е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции».

Исследуя причины зарождения и развития пролетариата как класса, Маркс и Энгельс в «Манифесте» разъясняли: “ В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят её лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка”.

Пролетариат был продуктом разложения прежних классов. «Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне – все эти классы опускаются в ряды пролетариата, частью от того, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так рекрутируется пролетариат из всех классов населения». (Манифест коммунистической партии. С. 33). Еще в «Немецкой идеологии» классиками был сделан вывод: «Коммунистическая революция… уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами, потому что эта революция совершается тем классом, который в обществе уже не считается более классом, не признаётся в качестве класса и является уже выражением разложения всех классов. (См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3 С. С. 54, 7О).

В «Принципах коммунизма» на вопрос: «Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции»? Энгельс отвечает: «Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к имущим и господствующим классам. В древности трудящиеся были рабами своих хозяев…

В средние века они были крепостными дворян- землевладельцев…

Кроме того, в городах в средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты».

Энгельс даёт сравнительные характеристики эксплуатируемым работникам: рабам, крепостным и пролетариям.

На вопрос: «Чем отличается пролетарий от раба»? Энгельс отвечал: «Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определённого господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено…

Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще».

На вопрос: «Чем отличается пролетарий от крепостного»? Энгельс давал следующий ответ: «Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдаёт часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдаёт, пролетарию дают. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором, либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам, становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия».

В «Манифесте» читаем: «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт».

«Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата».

Пролетариат находится в конкурентной борьбе между собой. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс отмечали: «Конкуренция изолирует друг от друга индивидов – не только буржуа, но ещё более пролетариев, несмотря на то, что она сводит их вместе. Поэтому проходит немало времени, пока эти индивиды сумеют объединиться, не говоря уже о том, что для этого объединения, – если ему не суждено остаться лишь местным, – крупная промышленность должна сперва создать необходимые средства, а именно крупные промышленные города и дешёвые и быстрые средства сообщения. Поэтому лишь после долгой борьбы можно победить всякую организованную силу, противостоящую этим изолированным индивидам, живущим в условиях, которые ежедневно воспроизводят эту изолированность… Отдельные индивиды образуют класс лишь постольку, поскольку им приходится вести общую борьбу против какого-нибудь другого класса; в остальных отношениях они сами враждебно противостоят друг другу в качестве конкурентов. С другой стороны, и класс, в свою очередь, становится чем-то самостоятельным по отношению к индивидам, так что последние находят уже заранее установленными условия своей жизни: класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем и их личную судьбу, подчиняет их себе. Это – явление того же порядка, что и подчинение отдельных индивидов разделению труда, и оно может быть устранено лишь путём уничтожения частной собственности и самого разделения труда»…

Ныне в развитых странах капитала остаётся всё то же классовое деление. Буржуазии, которая образовала олигархические кланы, противостоит пролетариат. Структура его изменилась по сравнению с временами Маркса и Энгельса. Ныне в структуре пролетариата промышленный рабочий класс составляет около 30%. Остальные пролетарии представляют в основном сферу услуг, образования, медицины, так называемый офисный плангтон. Этот пролетариат находится под двойным гнётом. С одной стороны со стороны собственников средств производства, которые высасывают из него прибавочную стоимость. С другой стороны он находится под гнётом банковского капитала, который его кредитует и тем самым окончательно закабаляет. Современный капитал делает пролетария, таким образом, ещё более зависимым от работодателя и банкира, лишает его воли к борьбе даже за свои экономические интересы под страхом потерять работу и остаться с невыплаченным кредитом. Создать стабильный средний класс и тем самым стабилизировать положение странам капитала не удалось. Класс средней и мелкой буржуазии постоянно находится под страхом разорения в периоды кризисов, а они стали повторяться с каждым годом всё чаще.

Что касается советского общества, то ему не удалось преодолеть общественное разделение труда и особенно в сфере управления, не удалось ему преодолеть и деление общества на классы, рабочих, крестьян и управленцев. Партийная и государственная бюрократия, длительное время исполняя управленческие функции, в конце концов, превратилась в господствующий эксплуататорский класс. Объединившись с теневым капиталом, она и совершила переворот, ликвидировав коммунистическую надстройку и переведя советскую экономику с рельс государственного капитализма, использующего наёмный труд, на рельсы капитализма частного. Путём мошеннической приватизации на постсоветском пространстве был создан класс криминальной крупной, средней и мелкой буржуазии, которую власть имущие называют бизнес классом. Крупная буржуазия очень быстро образовала олигархический капитал. Его интересы защищают его политические представители во всех ветвях власти. Господствующим классам в нашей стране противостоят пролетарии умственного и физического труда, называемые эконом классом. Пролетариат в нашей стране и за рубежом ещё не сформировался в класс как политическую силу, способную изменить мир.

Необходимо отметить, что ныне на Западе широкое распространение приобрёл английский термин креативный класс, творческий класс (англ. creative class). Этот термин был предложен Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Согласно википедии это часть среднего класса, ставшая самой влиятельной и массовой социальной группой в развитых странах (к примеру, в США их доля составляет 30% всех работающих). Этот класс, который ещё нередко называют когнетариатом, активно включён в глобальный мир, в процесс глобализации. Именно он, по мнению Флориды, сегодня создаёт в развитых странах повестку дня, служит образцом для подражания и формирует общественное мнение.

Согласно теории Флориды и разделяющих его точку зрения исследователей, в отличие от рабочего и обслуживающего классов, представители творческого класса предпочитают вертикальному продвижению по служебной лестнице горизонтальное перемещение и смену мест работы в пользу наиболее творческой. Также, они предпочитают моральное и духовное удовлетворение денежно-материальному. Для людей данной группы характерной чертой также является ярко выраженное чувство индивидуальности и личной свободы.

Среди профессий, которые имеют представители креативного класса: журналисты, писатели, учёные, инженеры, артисты, художники, специалисты PR, бренддизайнеры и другие представители творческих профессий. В основном это участники сферы, основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач.

Возникает вопрос: к какому классу можно отнести креативный класс с точки зрения марксистской теории, к буржуа или пролетариату? Скорее всего эта прослойка ближе к пролетариату умственного труда, так как он в большинстве своём состоит из наёмным работником, не имеющих в своей собственности постоянного капитала, и не эксплуатирующих наёмную рабочую силу. Думается, что в период кризиса капитализма этот класс может стать союзником пролетарского авангарда в борьбе за переход к новым более гуманным, более совершенным общественным отношениям, исключающим эксплуатацию одних другими.

Вместе с тем необходимо не упускать из виду огромный отряд безработных. В «Анти-Дюринге» Энгельс отмечал: «Факты всё с большей и большей наглядностью показывали всю лживость учения буржуазной политической экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и о всеобщем благоденствии народа как следствии свободной конкуренции… ». При капитализме «чрезмерный труд одной части рабочего класса обусловливает полную безработицу другой его части, а крупная промышленность, по всему свету гоняющаяся за потребителями, ограничивает у себя дома потребление рабочих масс голодным минимумом и таким образом подрывает свой собственный внутренний рынок». (см. «Анти-Дюринг»). Дело в том, что капитализм, не может существовать без безработицы. Маркс в 1 томе «Капитала» подчёркивал: «Закон, поддерживающий относительное перенаселение, или промышленную резервную армию, в равновесии с размерами и энергией накопления капитала, приковывает рабочего к капиталу крепче, чем молот Гефеста приковал Прометея к скале. Он обусловливает накопление нищеты, соответственно накоплению капитала. Следовательно, накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации на противоположном полюсе, т. е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт как капитал».

Согласно марксистской теории с развитием передовых машинных технологий необходимость в труде рабочих будет постоянно сокращаться. Следовательно, в условиях капиталистических производственных отношений постоянно будет увеличиваться количество безработных. В этой связи в «Предисловии» к английскому изданию первого тома «Капитала» от 5 ноября 1886 г. Энгельс писал: «Десятилетний цикл застоя, процветания, перепроизводства и кризиса, постоянно повторяющийся с 1825 г.… , кажется, действительно завершил свой путь, но лишь затем, чтобы повергнуть нас в трясину безнадёжности перманентной и хронической депрессии. Столь страстно ожидаемый период процветания не хочет наступать. Как только мы начинаем замечать симптомы, как будто свидетельствующие о его приближении, симптомы эти тотчас же опять исчезают. Между тем, каждая наступающая зима всё снова ставит перед нами великий вопрос: „Что делать с безработными?” И, несмотря на то, что число безработных с каждым годом растёт, никто не может ответить на этот вопрос, и мы почти можем вычислить тот момент, когда безработные, потеряв терпение, возьмут свою судьбу в собственные руки». Закономерность увеличения безработных ныне проявляет себя повсеместно. Армия безработных или, по выражению Энгельса, «резервная армия труда», во всём мире постоянно увеличивается. В Испании, например, ныне более половины молодых людей являются безработными.

В своих произведениях классики убедительно обосновали, что коммунизм несёт с собой вместе с уничтожением отношений частной собственности ликвидацию безработицы путем широкой специализации и уменьшения рабочего времени, ликвидацию классов и классовых различий путём преодоления через мировую коммунистическую революцию общественного разделения труда, товарного производства и обмена как форм жизни отношений частного характера присвоения.

В заключении необходимо отметить, что все выявленные классиками тенденции в развитии классов и классовой борьбы, как выражении диалектических противоречий производительных сил и производственных отношений, остаются актуальными и в наше время. Развивающейся мировой экономический кризис капитализма неумолимо ведёт к мировой коммунистической революции, предпосылкам которой будет посвящена следующая лекция.

Марксистская анатомия капитализмаМарксизм о предпосылках мировой коммунистической революции и тактике пролетарской борьбы
1. Классы и классовый антагонизм. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза

1. Классы и классовый антагонизм

Развитое человеческое общество делится на классы.

Деление общества на классы было открыто задолго до Маркса. Более того: вопреки распространенному мнению, не Марксу принадлежит и открытие классовой борьбы.

Прочитаем, что пишет об этом сам Маркс:

«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».[14]

«…B основе деления на классы лежит закон разделения труда», — писал Энгельс.[15] Однако нельзя смешивать классы с профессиями. Нет класса счетоводов и класса бухгалтеров, класса судомоек и класса водителей такси. Класс — не профессиональная группа и не профсоюз, а крупный слой общества, вбирающий в себя много профессий. Деление между классами — не профессиональное, а социальное.

Вот ленинское определение:

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».[16]

Ленин добавлял, что классы различаются между собой и по тем интересам, которые определяются обстановкой жизни их членов.[17]

Интересы классов, как и отдельных людей, всегда в той или иной степени расходятся. Это естественно, ибо положение классов в обществе различно. Энгельс писал: «Общество разделяется на классы — привилегированные и обездоленные, эксплуатирующие и эксплуатируемые, господствующие и угнетенные…».[18] А советский учебник для системы партийной учебы поясняет: «…в пределах одной формации классы отличаются друг от друга по их месту в системе производства: один класс заведует производством, другой — непосредственно осуществляет производственный процесс; один — трудится, другой — присваивает себе результаты его труда».[19]

Ясно, что в таких случаях компромисс между классами невозможен. Классовые интересы противоположны или несовместимы. В этих случаях речь идет об антагонистических классах, а общество, в котором они действуют, является антагонистическим.

Между классами-антагонистам и развертывается классовая борьба. Маркс и Энгельс дали отчетливую формулировку: «Вся предшествующая нам история есть история борьбы классов». Это объясняется тем, что классовый антагонизм в обществе — не редкость, а правило. Все существовавшие до сих пор классовые общества были, как подчеркивает марксизм, антагонистическими.

Счастливое исключение из этого правила, с точки зрения марксизма-ленинизма, должно составить лишь общество реального социализма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

теория Карла Маркса в социальной стратификации

Это измерение было первоначально введено в доиндустриальное общество, в котором социальная стратификация не является сложной системой индустриального общества. Это семь аспектов социальной стратификации (теоретически Бернард Бабер), а именно:
профессиональный престиж, авторитет и власть, доход или богатство, образование и знания, религиозная и ритуальная чистота, родство, этническая группа и местное сообщество.
Семь измерений, оба вместе, смогут помочь описать состав социальной стратификации социальной группы (сообщества) и факторы, лежащие в основе формирования социальной стратификации.Сэмюэл Хантингтон утверждал, что здесь описывается измерение стратификации для социальной модернизации, а именно: социальные слои (новые), способные реализовать свои чаяния (у новых), и социальные слои, которые не могут реализовать свои чаяния или теряют в получении положения слоев в сообщество (неудачник). В этом измерении более сфокусировано социальное расслоение, установление которого основано на разнообразных символах образа жизни. Теория Хантингтона в некотором смысле совпадает с его теорией Торстей о Досуге.
Марк — это тот, кто потряс мир острым и точным анализом состояния человека в эпоху капитализма. Все мысли о Карле Марксе основаны на том, что основными действующими лицами в обществе являются социальные классы. Социальные классы были разделены на основе их положения в производстве, согласно им:
«Основными критериями, которые отличают классы, является положение, которое они занимали в общественном производстве, и, следовательно, для определения их отношения к средствам производства».
Отношения, в которых классы ранжируются как средства производства, определяют их роль в социальной организации труда, поскольку классы выполняют различные функции в общественном производстве. В некоторых классах общества антагонист регулирует производство, управляет экономикой и регулирует все социальные вопросы, например, те, которые имеют превосходный умственный труд. В то время как другие классы страдают от бремени тяжелой физической работы.
Как правило, в обществе, где тебаги выше классов, управление производством осуществляется классом, имеющим средства производства.Но вскоре после того, как некоторые производственные отношения стали препятствием для развития производительных сил, правящие классы должны начать играть определенную роль в социальной организации труда. Он постепенно терял свое значение как организатор производства, и его положение слилось с мусором, паразитирующим в организме общества и жизни для тяжелой работы других. Как судьба старых феодалов, это переживает буржуазия или капиталисты сейчас.
Согласно Марксу, разрушение феодализма и рост капитализма привели к расколу общества на два антагонистических класса: буржуазию, владеющую средствами производства, и пролетариат, не обладающий средствами производства.Эти два класса в марксистской терминологии называют фундаментальным классом из-за их непримиримого или антагонистического характера. Разрушение одного из них заключается в том, что в истории движения проявляется классовая борьба.
Маркс доказал, что капиталистическое общество является последним сообществом в истории человечества с антагонистическими классами. Дорога, ведущая к бесклассовому обществу, заключается в пролетарской классовой борьбе против всех форм угнетения с целью укрепления сил в сообществах, созданных для защиты интересов трудящихся.Маркс рассматривает рабочий класс как главную социальную силу в эпоху капитализма, способную уничтожить капиталистическую систему и создать новое бесклассовое общество, свободное от эксплуатации.
В марксистской теории капиталистический способ производства состоит из двух основных экономических частей: базы и надстройки. База охватывает производственные отношения — условия труда работодателя и работника, техническое разделение труда и имущественные отношения, — в которые люди вступают, чтобы произвести предметы первой необходимости и условия жизни.В капиталистической системе правящие классы владеют средствами производства, которые, по сути, включают сам рабочий класс, поскольку у них есть только собственная рабочая сила («наемный труд»), которую они могут предложить для выживания.
Эти отношения фундаментально определяют идеи и философию общества, составляющего надстройку. Временный статус-кво достигается различными методами социального контроля, которые сознательно или неосознанно используются буржуазией в ходе различных аспектов общественной жизни.Через идеологию правящего класса ложное сознание продвигается как через якобы политические и неполитические институты, так и через искусство и другие элементы культуры.
Маркс полагал, что капиталистический режим в конечном итоге уступит через свой внутренний конфликт революционному сознанию и развитию эгалитарного коммунистического общества.
Стратификация и конфликты
• Анализ социальных конфликтов утверждает, что социальная стратификация, вместо того, чтобы приносить пользу обществу в целом, дает некоторым людям преимущества перед другими.Этот анализ в значительной степени опирается на идеи Карла Маркса при участии Макса Вебера.
• Маркс видел большое неравенство в богатстве и власти, обусловленное капитализмом, что, как он утверждал, сделало классовые конфликты неизбежными. Он верил, что со временем угнетение и нищета заставят трудящееся большинство организовать и в конечном итоге свергнуть капитализм.
• Маркс объяснил, что через семью возможности и богатство передаются из поколения в поколение. Кроме того, правовая система защищает частную собственность и наследство.Наконец, элитные дети смешиваются в эксклюзивных школах, укрепляя социальные связи, которые будут приносить им пользу на протяжении всей жизни. Капиталистическое общество воспроизводит классовую структуру в каждом новом поколении.

История классов

В законе общественного развития Маркса, основанном на законе об историческом материализме, поначалу в обществе не было класса, существующего в эпоху первобытнообщинного общества. В эту эпоху люди должны помогать друг другу, чтобы выжить и защитить себя от различных хищных зверей.Это заставляло людей оставаться на месте, чтобы выжить, охотясь на животных, собирая пищу (растения и фрукты), которую можно есть вместе. Их место жительства было разделено, и различие между одной человеческой группой над другой. Различные виды навыков, язык появился. Все эти вещи идентифицированы как племя или клан.
В этой работе изначально различают мужчин и женщин и различают по группам разного возраста. Затем развивайте в Кахасане рутинную работу, выполняемую общинными фермерами, владельцами ранчо и охотниками.Разделение труда является прерогативой членов сообщества старейших и наиболее опытных. Тем не менее, они не считаются классом, который имеет особые привилегии, потому что их число невелико по сравнению с большинством взрослых в дополнение к их праву в общине, полученному с одобрения большинства взрослых. Их особая позиция заключается в его авторитете, владении имуществом или их силе. В эту эпоху производство будет производиться только для удовлетворения насущных потребностей, поэтому нет земли, чтобы укоренять социальную несправедливость.
После того, как эра первобытнообщинного общества постепенно угасла, произошло много других вещей, помимо исторической необходимости. Конец этой эпохи произошел не одновременно в этом мире, в регионах сэбгай, на примерах африканских стран, формирование новых классов начало формироваться после тресингкирканских колониальных режимов, т. Е. С 1950-х годов, когда класс в Древнем Египте в конце 4-го тысячелетия и в начало 3-го тысячелетия до н.
Появление социальных классов связано с социальным разделением труда, а частная собственность на средства производства становится реальностью.Маркс занимался стратификацией общества на основе экономического измерения, где самое основное в нем — владение средствами производства. Как всегда он говорил во многих работах, разделение труда является источником социальной несправедливости, возникающей из-за ослабления первобытнообщинного общества.
«Одним из наиболее общих предварительных условий существования общества, разделенного на классы, является развитие производительных сил».
В процессе своей длины этот процесс поднимает уровень производства, который движется намного выше, чем тот, который требовал от людей возобновить свою жизнь.Таким образом, избыток продукта дает человечеству больше, чем ему необходимо, и, как следствие, социальная несправедливость в обществе постепенно растет вместе с частной собственностью на средства производства, которые контролируют развитие производительных сил и производство отдельных людей. или семья имеет menghapuska предыдущего коммунального производства, экономическая несправедливость становится неизбежной и это состояние общества в классы.
Лидеры и старейшины сообщества, которые имеют полномочия в сообществе защищать этот общий интерес.В том числе с точки зрения надзора и принятия решений, которые сообщество считает справедливыми. В этом случае мы также могли назвать элементарную государственную власть, но в основном они никогда не прекращали служить обществу.
Развитие производительных сил и объединение этих сообществ в более крупные структуры, что ведет к дальнейшему разделению труда. В процессе развития формируются специализированные учреждения, функция которых заключается в защите взаимных интересов и присяжных в спорах между общинами. Постепенно эти органы обладают большей автономией и отделяются от общества, а также представляют интересы основных социальных групп.Эта автономия сотрудника по связям с общественностью превратилась в форму господства над формированием общества, давний государственный служащий теперь чиновники превратились в лордов (лордов).
«В целом, развитие общественного производства требует больше человеческого труда для того, чтобы заниматься материальным производством. Ни одна община не в состоянии самостоятельно справиться с ситуацией, и военная война обеспечивает дополнительный человеческий труд. «
Другой путь заключается в порабощении формирования классов против вражеских войск, захваченных во время войны.Участники начали осознавать, что война — это более эффективная задача, позволяющая заключенным жить и заставляющая их продолжать свою работу. Таким образом, их права, отозванные и относящиеся к людям, подобны работникам животных.
В дальнейшем развитии общества мы будем знать против классов. Это потому, что их интересы не всегда можно найти. В марксистской терминологии мы признаем, что этот класс дифференцируется на два вида формы и характера фундаментальных классов и классов, не являющихся фундаментальными.

Фундаментальные классы — это классы, существование которых определяется способом производства, доминирующим в определенных социально-экономических формациях.Каждое общественное образование имеет два антагонистических класса экономических основ. Эти классы могут быть рабовладельцем и рабом, феодалом и его слугой или буржуазией и пролетариатом. Антагонистические противоречия между классами меняются заменой существующей системы новой прогрессивной системой.
Неосновные классы — это шрамы или остатки старой системы классов, и они все еще можно увидеть в новой системе. Этот класс обычно разрабатывает новый способ производства в форме определенной экономической структуры.Например, торговцы, ростовщики, мелкие фермеры, которые находятся в государственной собственности рабов с основным классом рабов и рабовладельцев.
Фундаментальные классы и неосновные тесно взаимосвязаны, потому что в истории разработки фундаментальный класс может быть неосновным, и наоборот. Фундаментальный кел, выродившийся в неосновной класс сааа, доминирующий способ производства базового постепенно превращается во вторичную социально-экономическую структуру.Класс неосновных, чтобы быть фундаментальным, когда новая социально-экономическая структура, содержащаяся в социально-экономических формациях, стала доминирующим способом производства.
Сообщества также могут иметь слой людей, которые не принадлежат к определенным классам, то есть это не классные элементы, которые потеряли свои связи с домашним классом. Это относится к люмпен-капитализму, который состоит из людей, не имеющих конкретной работы или обычно называемых мусором общества, таких как нищие, проститутки, воры и тому подобное.
Помимо классов, есть и другие крупные социальные группы, граничная линия которых расположена на другом фоне с фоном класса подразделения, он просто может быть базовым по возрасту, полу, расе, профессии и другим отличительным признакам.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Похожие

Идеология по Марксу — определение и объяснение

Реферат: Идеология по Марксу — определение и объяснение

Идеология по Марксу — определение и объяснение

Философия Карла Маркса должна быть понята на фоне философия Просвещения, которая считала, что мир может быть через сознание естественного наблюдения, что это ворота для освобождения человеческого духа.

Маркс написал «Немецкую идеологию» за два года до публикации его знаменитый «Коммунистический Манифест» и уже здесь он представляет хорошо Сформулированное и революционное понимание идеологии. В отличие от молодых Гегельянцы во главе с Фейербахом утверждали, что идеи и идеология не являются независимыми, как идеализм, а скорее продукт, который зависит от материала вопросы, а именно социальные и экономические структуры. Согласно Марксу, идеи, восприятие и сознание всегда являются результатом конкретного исторического материала обстоятельства.Что отличает человека от животных по Марксу, так это то, что человек единственный вид, который производит, чтобы выжить; это его основная функция в то время как каждый другой аспект человеческой жизни вытекает из этого центрального характерная черта. Согласно Марксу, каждое общество в истории организовало свое производство. в соответствии с доступными средствами производства, которые определяют отношения производство (то есть феодализм, капитализм, коммунизм …) и его собственная концепция свойство. Это то, что Маркс называет экономической базой.На вершине экономической базы Маркс представляет «надстройку», все культурные структуры, которые являются результат экономической базы. Важной частью надстройки является, согласно Марксу, идеология. Идеология по Марксу — это завеса, опрокинутая базы, чтобы люди не видели ее наследство несправедливости (то есть до коммунизм наступает). Идеология убеждает людей в том, что нынешнее состояние производство оправдано, оправдано, «естественно» или что-либо еще, что заставляет их соблюдать это.Идеология была лихо названа моим Марксом «ложной». сознание «. Революции происходят, когда ошибочность этого сознание распознается. Когда Гегель и его последователи увидели изменение в человеческом сознании, Маркс увидел сдвиг в экономических структурах человека, который приводит к изменениям в идеологии.

Трудящиеся мира, поддержите своих трудящихся товарищей, пожертвовав (верхняя правая сторона) или проверьте их (вы умнее, мы платим):

Больше резюме работ Маркса и идей:


,

Что такое марксизм

ВОПРОС: Что такое марксизм?

ОТВЕТ:

Марксизм — это экономическая и социальная система, основанная на политических и экономических теориях Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Хотя для объяснения всех последствий и последствий марксистской социальной и экономической идеологии потребовались бы действительно объемы, в справочной библиотеке «Энкарта» марксизм резюмируется как «теория, в которой классовая борьба является центральным элементом анализа социальных изменений в Западные общества. Марксизм — это антитеза капитализму, который Энкарта определяет как «экономическую систему, основанную на частной собственности на средства производства и распределения товаров, характеризующуюся свободным конкурентным рынком и мотивацией прибыли». Марксизм — это система социализма, доминирующей чертой которой является общественная собственность на средства производства, распределения и обмена.

При капитализме пролетариат, рабочий класс или «народ» обладают только своей способностью работать; у них есть возможность только продавать свой труд.Согласно Марксу класс определяется отношениями его членов к средствам производства. Он провозгласил, что история — это хронология классовой борьбы, войн и восстаний. При капитализме, продолжает Маркс, рабочим, чтобы содержать свои семьи, выплачивается минимальная заработная плата. Рабочий отчужден, потому что он не контролирует труд или продукт, который он производит. Капиталисты продают продукты, произведенные рабочими, по пропорциональной стоимости по отношению к труду.Прибавочная стоимость — это разница между заработной платой работнику и ценой, по которой продается продукт.

Растущая иммиграция пролетариата происходит в результате экономических спадов; эти спады являются результатом того, что рабочий класс не может купить весь продукт своих трудов, а правящие капиталисты не потребляют всю прибавочную стоимость. Согласно Марксу, должна произойти пролетариатская или социалистическая революция, где государство (средство, которым правящий класс принудительно поддерживает власть над другими классами) является диктатурой пролетариата.Коммунизм развивается из социализма в результате этой прогрессии: социалистический лозунг «» звучит так: «От каждого согласно его способностям, каждому — по его работе». Девиз коммуниста варьируется таким образом: «От каждого в соответствии с его способностями, до каждого в соответствии с его потребностями».

Каковы были марксистские взгляды на религию? Поскольку рабочий при капиталистических режимах был несчастен и отчужден, религиозные убеждения были поддержаны. Религия, согласно Марксу, была реакцией на боль живого, реакцией на земные страдания.В году «На пути к критике философии права Гегеля» (1844) Маркс писал: «Религия — это вздох угнетенного существа, ощущение бессердечного мира и души бездушных обстоятельств». Маркс указал в этом письме, что рабочий класс, пролетариат был подлинно революционным классом, универсальным по характеру и знакомым со всеобщим страданием. Это обеспечило потребность в религии.

,
Викторина № 1: Конфликтная традиция — Социология 310 с крючками в Университете штата Вашингтон — Кампус Пуллман
Продолжить с Google

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы войти через Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

У вас нет аккаунта? Зарегистрироваться

Продолжить с Google

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

Продолжить с Facebook

Чтобы зарегистрироваться в Google, пожалуйста, включите всплывающие окна

или

Зарегистрируйтесь по электронной почте

Зарегистрируйтесь через Google или Facebook

или

Имя

Электронная почта

Пароль

День рождения

?

Чтобы зарегистрироваться, вам должно быть не менее 13 лет.Другие люди не увидят твой день рождения.

Месяц январь февраль марш апрель май июнь июль августейший сентябрь октября ноябрь Декабрь

День 12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Год

зарегистрироваться ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *