Аномия примеры – понятие, теория, примеры и преодоление аномии

понятие, теория, примеры и преодоление аномии

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может. В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  •  утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

psihomed.com

Аномия – теория, понятие, преодоление и примеры аномии

Общество строится на общепринятых правилах, которые регулируют взаимоотношения между отдельными людьми и группами, коллективами в целом. Мораль, нормы, законы и правила придуманы для того, чтобы каждый человек понимал, каких ценностей ему придерживаться, чтобы быть принятым обществом, а также как общаться с окружающими, чтобы не нарушать их права и свободу. Противоположностью этого является аномия – распространенное в современном мире явление. Следует рассмотреть понятие, способы преодоления и примеры аномии, начав с небольшой теории.

Аномия

Что понимается под аномией? Это отсутствие законов и игнорирование моральных принципов, что приводит к деструктивному поведению и появлению негативных мыслей, разрушающих общественный устой. Данной проблемой занимаются психологи, социологи, смежные науки и даже медицина.

В медицинском понимании аномией называется патологическое «выпадение» из памяти имени или наименования предмета.

Аномия может проявляться в индивидуальном или групповом порядке. Например, суицидальные мысли или противозаконные поступки могут называться индивидуальной аномией. Групповая аномия возникает во времена, когда в стране царствует смута, война, перестройка, революция, кризис. Это провоцируется невозможностью воплотить те моральные принципы, которые провозглашаются обществом. Отдельные группы замечают, что в настоящих обстоятельствах достижение моральных ценностей невозможно, поэтому это приводит к деструктивному настрою.

К аномии также можно отнести разочарование в жизни, деградацию в профессиональной деятельности, отрыв от социума.

На государственном уровне под аномией понимается нарушение целостности общества за счет разногласия моральных устоев и способов их достижения. В таком обществе возрастают убийства, самоубийства, насилие и прочие преступные действия. Если в обществе провозглашается то, что законными действиями невозможно достичь, тогда люди прибегают к незаконным поступкам:

  1. Конформизм – человек в имеющихся условиях старается достичь поставленных целей.
  2. Инновация – человек старается достичь желаемого, создав новые условия.
  3. Ритуализм – человек не меняет условий, однако меняет цели.
  4. Уход – человек отказывается от целей и не принимает имеющихся условий.
  5. Мятеж – отказ от имеющихся целей и обстоятельств с целью замены их новыми целями и условиями.

Социальная аномия

Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.

Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.

Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.

Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.

На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.

Понятие аномии и морали

Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:

  1. Социальная, или внешняя.
  2. Запрограммированная, индивидуальная.
  3. Самомотивированная, индивидуальная.

Всех людей можно разделить на 4 группы:

  1. Аморальные люди, нарушающие закон.
  2. Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
  3. Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
  4. Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.

Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения. Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов.

Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне. Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам. Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.

Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.

Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.

Социальная норма и социальная аномия

Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

  • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
  • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

Теория аномии

Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.

Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.

Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.

В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию девиантного поведения, когда человек начинает пить алкоголь, впадает в депрессию, живет скучной жизнью и т. д.

Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи psymedcare.ru как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.

Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:

  • Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
  • Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
  • Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.

В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.

Примеры аномии

Условно примеры аномии можно разделить на масштабные (государственные) и коллективные, иногда индивидуальные. Масштабными примерами аномии могут стать войны, революции, откол мелких государств. Коллективные аномии проявляются в стремлении повлиять на мнение общества: мятежи, разгромы, новые веяния в общественных целях (например, движение «чайлдфри»). Индивидуальными можно назвать аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т. д.

Происходит это с отдельным человеком или в обществе в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе человек принимает новую идею, которая создает иллюзию того, что только противоправными действиями можно достичь тех целей, которые у него имеются. Однако частыми становятся случаи, когда группировка распадается после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность реализации целей незаконными способами.

Следует отметить влияние СМИ и примеров родителей, которые провоцируют в человеке деструктивное поведение. Все частыми становятся беседы о плохом, нежели о хорошем. Люди стали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и следует быть хитрыми.

Безбожие тоже относится к аномии. Ярко данный феномен проявлялся во времена господства веры и религии. Вспомним о сжигании женщин на кострах, которых подозревали в колдовстве. Каждый, кто не соответствовал определенным нормам общества, должен был погибнуть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что безбожные люди научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормам, следует понимать, что многие люди вынуждено их придерживаются. Более хитрые представители научились уходить от наказания, которое следует за совершением противоправного поступка. Аномия – это попытка адаптироваться к условиям жизни.

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

Итог

В зависимости от того, как проявляется аномия, она может влиять на продолжительность жизни человека, а может и вовсе на ней не сказываться. Итог аномии – социальная изоляция и неприятие обществом. Зачастую люди заканчивают жизнь в одиночестве и болезнях, которые сами в себе развили.

Прогноз аномии преступного характера – наказание и заключение. Человек лишается свободы, которая позволяла ему быть деструктивным. Теперь он попадает в структуру, где он будет вынужден подчиняться, независимо от желаний.

Жизнь в социуме является сложной, поскольку нормы и правила периодически меняются. Человек вынужден подстраиваться, часто отказываясь от собственных желаний, которые ранее испытывал и старался реализовать. Это тоже вызывает внутренний конфликт, который может привести к аномии.

Человек вынужден адаптироваться в постоянно меняющемся обществе. Нормы морали всегда менялись и будут меняться. Это делает неустойчивыми те ценности, которые пропагандируются в настоящий момент. Насколько хорошо человек адаптируется, зависит от гибкости  его мышления и способности быстро перестраивать себя, свою жизнь и желания.

psymedcare.ru

Социальная структура и аномия

Понятие аномии. Примеры возникновения аномии в жизни

Понятие аномии принадлежит французскому социологу и философу Эмилю Дюркгейму.

Определение 1

Аномия – это такое состояние в обществе, когда преступность и пренебрежение нормами поведения достигают высшей точки.

Изучением данного процесса занимался американский социолог Роберт Мертон. В своей статье «Социальные структуры и аномии» он написал о диапазонах девиантного поведения и преступности. Значительная часть непрекращающегося «социологического беспокойства» Мертона ушла на изучение проблем социального регулирования и отклонения. Теории Роберта Мертона подтверждают факты: люди часто оценивают свои социальные возможности и ограничения необъективно.

Пример 1

Если высокопоставленный чиновник, проработавший немало лет в системе государственного или муниципального управления, чрезмерно акцентируется на получении прибыли от своей деятельности, не придавая значения средствам ее достижения, он, как правило, использует незаконные, коррумпированные способы достижения цели.

Встречаются случаи, когда в процессе стремления к достижению цели ослабляется удовлетворение, получаемое в процессе достижения цели, и удовольствие сводится только к достижению успешного результата. Подобные случаи мы можем наблюдать в спортивной сфере.

Замечание 1

Именно вследствие такой аномии в мире совершаются преступления, человечество ведет аморальный образ жизни и возникают другие серьезные проблемы в социальной структуре общества

В последнее время в социологической практике неудовлетворительное функционирование социальной системы принято объяснять наличием в человеке биологического инстинкта, доминирующего над разумом и неэффективно сдерживающегося социальным контролем. Ученые предполагают, что стремление к неподчинению объясняется самой природой человечества.

Существует мнение о том, что подчинение является результатом практического расчета человеческого разума или механического кондиционирования. Однако данное суждение не дает однозначного ответа об определении небиологических условий, стимулирующих отклонения от предписанного типа поведения.

Причины возникновения аномии в социальной структуре общества

Среди элементов социальной структуры ключевую роль для нас играют два элемента.

  • Комплекс целей, намерений и интересов, определяемых культурой обществе (основной компонент «схемы группового существования»).
  • Механизм контроля приемлемых для общества методов достижения целей.

Каждая социальная группа должна сочетать собственную шкалу желаемых целей с допустимыми и урегулированными общественными институтами целями. Рассуждая о том, что эти два элемента функционируют совместно, ученые не учитывают при этом, что баланс между альтернативными способами поведения и целями является стабильным Степень значимости отдельных целей может изменяться, независимо от степени значимости средств достижения целей.

Во втором варианте развития событий деятельность, первоначально задуманная в качестве способа достижения цели, трансформируется в самоцель. В данном случае для групп характерно принятие мер к обеспечению стабильности, пренебрежительное отношение к переменам. В итоге развивается традиционное общество, характеризующееся неофобией.

Существуют так же группы промежуточного типа, где цели, определенные культурой, балансируют с институционными средствами. Подобные группы отличаются стабильностью и не препятствуют переменам. Наиболее стабильное и желаемое для общества равновесие между приведенными элементами достигается до тех пор, пока лица получают удовлетворение от достижения определенных целей и от использования институционно приемлемых и одобряемых для этого способов.

Из приведенных в статье типов групп нас главным образом, интересуют группы первого типа.

Имеют место быть случаи, когда эмоциональные убеждения группируются вокруг комплекса признанных обществом целей, исключая из внимания средства их достижения.

Характерные для социальной структуры определенные черты могут привести к противонравам и антисоциальному поведению из-за различий в значении, придаваемом целям и правилам, регулирующим их достижение. В редких случаях средства достижения целей могут быть сильно подорваны излишним акцентом на целях, что приведет к ограничению выбора способов поведения только соображениями технической целесообразности. В подобных случаях единственным вопросом, имеющим значение, является вопрос о том, в какой степени эффективны наличные средства овладения социально апробированными ценностями. Наиболее практичный способ с технической точки зрения, независимо от того, законен он или нет, получает предпочтение перед институционно предписанным поведением. Вследствие развития данного процесса интеграция общества ослабевает и дает развитие аномии.

spravochnick.ru

ее отражение в общественном сознании и поведении

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«Российский Государственный  Гуманитарный Университет» 
 

Социологический Факультет 
 
 
 

Окушко  Алина Ростиславовна

Социальная аномия: ее отражение в общественном сознании и поведении

 

реферат 
 
 

Проверила: 
 

Маликова  Наиля Рамазановна 
 
 
 
 

Москва, 2010

 

Содержание 
Понятие «аномия»

Аномия –  философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношений между индивидами и обществом и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается вне общества, в пассивном состоянии по отношению к нему.

Аномия –  социологическое и социально-психологическое  понятие, обозначающее нравственно-психологическое  состояние  индивидуального и  общественного сознания, которое характеризуется разложением ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между  провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, нигилизме (мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов).

Аномия –  как философско-психологическое понятие характеризует состояние неопределенности социальных суждений и классификаций, норм и правил, принципов и догматов. Это ситуация невозможности обращения к общепризнанным идеям и принятым на веру словам, ситуация которая сопряжена с кризисом, все, что так или иначе соотносится с допущением факта существования некоего вездесущего здравого смысла.

Аномия – дезинтеграция (разрушение, распад)   нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, появления ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Аномия – опаснейшая болезнь, несовместимая с поступательным движением общества, болезнь, способная незаметно, но действительно разрушить изнутри любую конструктивную программу социально-экономических преобразований.

Аномия –  это рассогласованность ценностного мира, дисперсия (разброс) базовых и производных ценностей, приводящая к смешению норм и идеалов, законного и незаконного, должного и сущего, нарушение сетки регулятивных и контролирующих координат общества и утрата личностью ответственности перед обществом за свои социальные действия.

Из приведенных  определений аномии видно, что это  прежде всего состояние, характеризующееся  распадом и разложением ценностей, норм и правил, неопределенностью  целей, апатией, обусловленное кризисом общества.                                                                                                                             
 

 

История возникновения понятия  «аномия». Различные трактовки данного явления

На проблему аномии обращал внимание и один из основателей социологической науки в XIX в. Герберт Спенсер (1820 — 1903). Спенсер был критически настроен  по отношению к законодателям и государству. Он обвинял их в массовом неуважении норм и законов, что порождает не только индивидуальную, но и социальную аномию.

Окончательное закрепление в науке понятия «аномия» связано с именами Э. Дюркгейма ( 1858 – 1917) и Р. Мертона (1910 – 2000). Следует отметить, что в современной социологической литературе имеют хождение два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia. Термин anomie использовался Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном для описания состояния социальной безнормности в применении к большим и малым общностям. Лео Сроул, современный американский социальный психолог и социолог, предложил понятие anomia, обозначающее состояние индивидуальной депривации (психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей). Это различие имеет принципиальный характер, так как позволяет анализировать аномичные состояния как со стороны групп и общностей, так и со стороны личности.

Особое место  в изучении аномии занимает труд Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический  этюд», в котором был поставлен  и исследован процесс суицида. Именно в его работе и работе его последователей были вскрыты главные  социальные и социально-психологические причины самоубийства – утрата социальных связей, депрессия, потеря социального статуса, семейные неурядицы, разочарование в жизненных перспективах, т.е. то, что образуется в результате формирования аномии.

Наряду с Э. Дюркгеймом значительный вклад в  разработку понятия «аномия» внес Р. Мертон. Согласно Мертону, аномия не обязательно должна всегда и при всех обстоятельствах носить тотальный характер. Она обладает своей собственной динамикой. Она может быть эпизодической (смена разочарований периодами бурной целеустремленной активности) или же сегментированной (т.е. охватывать отдельные «зоны» социальной деятельности индивида). Но при этом  в своем развитии аномия охватывает большую часть или все области социальной жизнедеятельности индивида, в чем и состоит смысл аномии. Настоящая аномия наступает тогда, когда оставшиеся островки социальной стабильности и рациональности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей.

В основе возникновения аномии, согласно Мертону, лежит обострившееся противоречие между определяемыми культурой целями и институционализированными средствами их достижения. Сопутствующая этому противоречию аномия заставляет индивида (группу) искать иные, незаконные способы удовлетворения потребностей, обходя институционализированные средства достижения целей. Говоря о незаконных способах достижения целей, Мертон не обязательно имеет в виду преступность как таковую. Незаконность понимается им шире – как отклонение от нормативных средств, включая и инновационные методы, и любые иные противопоставления существующим нормам. И тем не менее основным видом аномии, по его мнению, становится именно преступность в различных ее формах.

Стоит отметить и разработки Р. Маккайвера , Д. Рисмена и Л. Сроула. Согласно Маккайверу, социальная аномия, это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности – движущая сила морали индивида – ослабевает или полностью разрушается; аномия есть «разрушения чувства причастности индивида к обществу». Маккайвер связывает это явление с тремя проблемными характеристиками современного демократического общества – конфликтом культур, капиталистической конкуренцией и быстрым темпом социальных перемен.

Д. Рисмен рассматривает  аномию как синоним неприятия. Он делит не соответствующих характеру эпохи индивидов на автономный и аномический типы.  Первый обладает способностью приспособления к поведенческим нормам собственного общества; аномические индивиды же соответствуют отличным от господствующих поведенческим нормам.

Л. Сроул предлагает измерять психологическое чувство  аномии индивидуально. Он выделяет пять параметров аномии и представляет их на пятипунктной шкале: 1) ощущение индивидом того, что общественные лидеры далеки от него и равнодушны к его нуждам; 2)пессимистическое восприятие индивидом социального строя как имущественно непрочного и непредсказуемого; 3) такой взгляд индивида, согласно которому он и ему подобные отступают назад от уже достигнутых целей; 4)ощущение индивидом бесцельности жизни; 5) ощущение, что сеть отношений личности не подлежит предвидению и не имеет поддержки.

Среди отечественных  исследователей следует отметить работы Н.Е. Покровского, разрабатывающего теоретические  основы этого явления, и Ж.Т. Тощенко, который дает анализ поведения парадоксального человека.  

 

Аномия  в современной  социологической  науке

В современной социологической науке аномия трактуется как состояние, характеризующееся отсутствием цели, самоидентичности или этнических ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения.

Аномия заявляет о себе присутствием постоянно расширяющегося спектра социальных дивиаций. К числу легко наблюдаемых и легко определяемых индикаторов аномии можно отнести: социальный хаос, смятение душ, неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, возрастание значимости материальных ориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д. В этом смысле аномия раскрывается как однозначно отклоняющееся, аномальное состояние социальной структуры.

Согласно шкале  Лоуи, аномия наиболее адекватно описывается 22 суждениями, среди которых присутствуют следующие : «Будущее совершенно пусто ля меня», «Все в мире угасает», «Как бы ты не старался, ты все равно в итоге придешь туда, откуда начал свой путь» и т.д.

Понятие «аномия» тесно связано с разработкой и обоснованием таких важных, но еще слабо разработанных терминов, как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества в качестве своеобразной формы своего проявления. Одиночество, если далеко не всегда совпадает с аномией, то , по крайней мере, как бы обменивается с ней своими предметными областями, обнаруживая при этом многие смысловые переходы и пограничные зоны. Сравнивая характеристики одиночества и аномии, У. Садлер и Т.Б. Джонсон приходят к выводу, что одиночество предшествует аномии, если оно многомерно, а не носит временный характер. В этом смысле аномия представляет более универсальный глубоко проникающим явлением.

Особого внимания требует понятие ценностный вакуум. Оно означает фрагментированность  и рассогласованность ценностных регуляторов поведения. В различных поведенческих эпизодах индивид может подчиняться ценностным направляющим локального, или низшего, уровня. Но в целом эти эпизоды не складываются  в единую систему поведения, они легко дробятся на составляющие, постоянно видоизменяются. На практике это означает поведение, характеризующееся частой сменой убеждений.

 

Причины аномии. Наиболее яркие  примеры

Проблема аномии всегда была актуальна, и я считаю, что в наши дни она продолжает оставаться одной из наиболее острых.

Одним из самых  страшных последствий аномии, мне  кажется, является суицид. Очень сложно предугадать, где, когда и как человек собирается прервать свою связь с миром, по всей видимости, его не устраивающим. И еще сложнее опередить это событие и оказать необходимую помощь. Но бороться, непременно, нужно, а для этого нам  следует понять, что толкает человека на подобное, найти причину.

В качестве примера  мне хотелось бы привести процентное соотношение главных мотивов самоубийств в двух профессиях (земледелие, свободные занятия) для Франции за период 1874—1878 гг. из уже упомянутой мной выше работы  Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд».

     
     
    Земледелие Свободные занятия
    Потеря  места или состояния, нищета 8,15 8,87
    Семейное  горе 14,45 13,14
    Отвергнутая любовь, ревность 1,48 2,01
    Пьянство  и периодический запой 13,23 6,41
    Самоубийство  преступников 4,09 4,73
    Физические  страдания 15,91 19,89
    Психическое расстройство 35,80 34,04
    Отвращение  к жизни, различного рода неприятности 2,93 4,94
    Неизвестные причины 3,96 5,87
      100,00 100,00
 

Почему я решила взять именно эту таблицу в  пример? Прошло более ста лет, а  причины, толкающие людей на смерть все те же.

В современном  мире, в мире высоких технологий, мы имеем куда большие возможности, чем вообще когда-либо имел человек. Получить любую необходимую информацию, пообщаться с теми, с кем нас разделяют тысячи километров – все это стало реальностью для нас. Но к сожалению, вместе с этим появляются и новые формы аномии.

Интернет-клубы  самоубийц появились еще в  конце 90-х годов и получили распространение  практически по всему миру. Япония стала лидером среди стран  группового суицида через Интернет. Зайдя на подобный сайт, вы сможете увидеть тысячу способов, покончить жизнь самоубийством, и огромный ряд причин, почему это именно то, что вам необходимо. Как человеку не попасть в эти сети, как определить грань между депрессией и  желанием уйти из жизни?

www.referat911.ru

Теория аномии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4

I. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э.ДЮРКГЕЙМУ………………5

II. ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р.МЕРТОНУ…………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………15

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема выбрана мной для того чтобы разобраться, что является причиной отклоняющегося поведения людей. Какие мотивы приводят их к этому. Для этого я рассматриваю различные точки зрения известных социологов, их взгляд на эту проблему. Как они оценивают происхождение и развитие аномии, можно ли её избежать. И возможно ли , вообще, общество без данного явления.

Английское слово « anomy », при­веденное в Оксфордском словаре устаревших понятий, в значении, которое дал ему Уильям Ламбард в 1951 г.: «создание беспорядков, сеяние смуты и неопределенности». В совре­менную социологию понятие «anomie» ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса.

I .ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ.

Аномия —это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин пре­ступности, заложил Эмиль Дюркгейм . Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормаль­ные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется пре­ступность, прекращается прогресс. Преступность—это плата за социальные изменения. В той же мере, в какой гений должен иметь возможность к самосовершенствованию, преступник дол­жен иметь шанс на преступление. Общество без преступности не­мыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зо­вется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачи­слить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбе­жна, неистребима. И причина этого не в том, что люди слабы и злы, а в том, что в обществе существует бесконечное множество самых различных видов поведения. Солидарность же в человече­ском обществе достигается только тогда, когда против этого раз­нообразия в поведении используют конформистский прессинг. Этот прессинг обеспечивают наказания. Преступность—это фак­тор общественного здоровья, в обществе без преступности давле­ние коллективного сознания было бы настолько сильным и жест­ким, что никто не смог бы ему противостоять. В этом случае пре­ступность была бы, конечно, уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы и всякая возможность прогрессивного социального развития. И если оригинальность идеалиста, чьи мечты опережают свой век, самовыражается, то должна найти свое выражение и «оригиналь­ность» преступника, который изрядно отстает от своего века. Преступник — это не какое-то неспособное к социализации суще­ство, не паразит, не чуждый элемент, не приспособившийся к об­ществу, а фактор, играющий в жизни общества определенную роль.

По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обще­стве, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения тру­да и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ос­лабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально от­клоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии. Данное положение Дюркгейм аргументирует следующим образом. Французское общество в по­следние 100 лет умышленно искореняло факторы самоуправления человеческими инстинктами и страстями. Религия почти полно­стью потеряла свое влияние на людей. Традиционные профессио­нальные объединения типа ремесленных гильдий (цехи и корпора­ции) были ликвидированы. Правительство твердо проводило по­литику свободы предпринимательства, невмешательства в эконо­мику. А результатом этой политики оказалось то, что мечты и стремления уже ничем не сдерживаются. Эта свобода устремле­ний стала движущей силой французской промышленной револю­ции; но она же породила хроническое состояние аномии с сопро­вождающим ее высоким уровнем самоубийств.

В деле поддержания общественной солидарности большую роль играет, по Дюркгейму, наказание преступников. Изначаль­ный и важнейший источник солидарности общества — это пра­вильное понимание честности и порядочности. Наказание пре­ступника необходимо, чтобы сохранить приверженность рядово­го гражданина к данной социальной структуре. Без угрозы нака­зания средний гражданин может потерять свою глубокую привя­занность к данному обществу и свою готовность принести необ­ходимую жертву ради сохранения этой привязанности. Кроме то­го, наказание преступника служит видимым общественным под­тверждением его неполноценности и оправданности порицания любой преступной группы. Это порицание и умаление достоин­ства преступников усиливает среди основной массы населения чувство превосходства и собственной правоты, что в свою оче­редь укрепляет и солидарность всего общества. Оно группирует преступников по категориям, делая уголовные наказания сильней­шим из всех имеющихся средств оправдания и сохранения социа­льной солидарности.

II . ТЕОРИЯ АНОМИИ ПО Р. МЕРТОНУ

Развитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон (1938). Если для Дюркгейма аномия означает неспособность об­щества регулировать естественные импульсы и желания индиви­дов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены ци­вилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных обществен­ных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной циви­лизации является достижение материального благополучия, бла­госостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег де­градируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каж­дый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой це­ли, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в против­ном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.

Западная цивилизация предоставляет человеку для достиже­ния этой цели институциональные средства, одобренные обще­ством, и проверенные опытом нормы поведения. Общество тре­бует соблюдения этих норм всеми его членами, желающими в со­ответствии с цивилизаторскими целями «выйти наверх». Институ­циональными средствами в западном обществе являются ценно­сти среднего слоя, основанные на протестантской этике труда. До­стижение цивилизаторской цели (материальное благополучие) должно обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием людей и предвосхищающим удовлетворением своих нужд. Насилие и обман как методы достижения благополучия за­прещаются. Личность, применяющая дозволенные методы, полу­чает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере уровня благополучия среднего слоя. Личность же, добивающаяся достаточно высокого уровня благополучия, обре­тает признание, престиж и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не институциональными средства­ми, не социально структурированными путями. Этот циничный подход вызывает повышенный спрос на институциональные сред­ства, оказывает особое влияние на ценностные представления лю­дей, которые не могут добиться благополучия на путях, разре­шенных обществом. Это, прежде всего представители низших слоев. В этих случаях способность достичь благополучия ограни­чивается не только нехваткой таланта или нужных качеств инди­вида, но и самой социальной структурой. С помощью институ­циональных средств и методов лишь те лица из низших слоев об­щества могут добиться благополучия, которые очень талантливы и работают исключительно упорно. Для большинства же предста­вителей низших слоев такая возможность просто нереальна и по­тому особенно сильным оказывается влияние социально откло­няющегося поведения, делинквентности и преступности, к кото­рым их толкают условия. Таким образом, в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низ­ших слоев населения, лежат два следующих момента:

— Первый состоит в том, что западная цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, де­кларируя при этом, что достичь эту цель может каждый.

— Второй сводится к тому, что сама социальная структура су­щественно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями.

Отсюда аномия, по Мертону,— это крушение системы регули­рования индивидуальных желаний, в результате чего личность на­чинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия—это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения. Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемствен­ности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия—это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в це­лом. Когда же ценностные и социальные структуры плохо инте­грированы, когда сама структура ценностей требует определенно­го поведения и взглядов, а социальная структура мешает этому, тогда из этого вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию всех правовых норм. Мертон различает пять видов индивидуального приспособления:

mirznanii.com

это.. Терминология, теории аномии. Социальная аномия :: SYL.ru

Аномия — это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как «отсутствие закона и/или организации». Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей. Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием «Самоубийство».

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала «отсутствие, отрицание и т. п», а νομία, соответственно, «закон».

Аномия — это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие «аномия» немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под «аномией» Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Что это значит?

Органическая солидарность — это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия — это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.

Во-первых, что аномия — это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.

Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.

В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются. И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

По Сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии. Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет». Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

www.syl.ru

31.Социальная аномия: причины и сущность.

Социальная аномия

Аномия — негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в:

— состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства.

— отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к «люмпенизированному» состоянию и потере групповой солидарности.

— Несоответствии, разрыве между социальными целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения.

Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения. Одна из причин аномии – несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии.

33.Интерпретивная парадигма: феноменология (а.Щюц).

Феноменология — социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество — часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность «понимающей социологии». Его основные труды:  — «Феноменология соц. мира» (1932),  — «Возвращающийся домой».  Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет «домашней» группой.  Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей «домашней» группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что «поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет». 

Питер Бергер (1929) — американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы:  — «Шум торжественных ансамблей»;  — «Приглашение в социологию»;  — «Социальное конструирование реальности»  — «Священная завеса» и т.д.  В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу «Соц. конструирование реальности», в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность «жизненного мира», на «повседневное знание», предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания — значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью). 

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *