Акцентуализация характера – Акцентуации характера (акцентуации личностей) :: Polismed.com

Акцентуация характера: определение и типы

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляют типы акцентуации характера. Вы ознакомитесь с классификациями, узнаете, что это такое и как с ними бороться.

Определение

Компания ребят с разными характерамиКомпания ребят с разными характерами

Акцентуации (в переводе с латыни accentus –ударение) являются крайними проявлениями нормального состояния, которые характеризуются наличием в характере отдельных черт, которые гипертрофированы.

Акцентуация — достаточно распространенное явление. Акцентуации у подростков встречаются в 95% случаев, у взрослых — до 50%.

В основном всему виной врожденные качества темперамента. Если у человека темперамент холерика, то вероятно развитие возбудимого типа, если сангвиника — гипертимного. Большое значение могут оказывать хронические или психотравмирующие ситуации, возникшие в детском или подростковом возрасте. Например, буллинг со стороны одноклассников. Также влияние на развитие акцентуаций могут оказывать особенности воспитания.

С одной стороны черты характера, которые проявляются в усиленной мере, делают личность более устойчивой к определенным факторам, успешной в нужной ситуации. К примеру, талантливыми актерами являются люди, у которых преобладает истероидный тип, индивиды, легко находящие общий язык с разными категориями людей, имеют гипертимный тип. Также данное явление может осложнять жизнь человеку. Можно привести пример с людьми, имеющими гипотимный тип. У них возникают серьезные проблемы при необходимости завязать с кем-то знакомство. Также стоит учитывать тот факт, что при наличии сложной ситуации усиленная черта может перерасти в психопатию, а это в свою очередь спровоцирует развитие невроза или подтолкнет на возникновение алкогольной, наркотической зависимости, совершение противоправного действия.

Акцентуации могут проявляться двумя формами:

  • явная – характерны специфические проявления;
  • скрытая — не проявляется, обнаруживается при наличии критических ситуаций, затрагивающих наиболее проявляемые черты характера.

Стоит учитывать вероятность перехода в патологическое состояние. Поэтому важно знать, что именно может на это указывать:

  • плохие условия окружающей среды, которая негативно воздействует на акцентуированную черту, например, для человека с конформным типом личности его неприятие коллективом;
  • продолжительное воздействие данного фактора;
  • влияние отрицательных факторов в уязвимые периоды жизни, в частности, в детском и подростковом возрасте.

Классификация

Портрет Карла ЛеонгардаПортрет Карла Леонгарда

Карл Леонгард

По методу Личко за основу берется типология психопатий.

  1. Гипертимный. Хорошие тактики, при этом у них трудности со стратегией. С легкостью адаптируются к новым условиям. Способны улучшить свое положение. Однако, не могут обдумывать возможные последствия своих действий, нередко сталкиваются с тем, что ошибаются в выборе друзей. Такие индивиды общительны, постоянно в хорошем настроении.
  2. Циклоидный. Характерна повышенная раздражительность, апатичное настроение. Таким людям трудно переживать любые неприятности, они остро реагируют на замечания и критику. Настроение может быстро сменяться с приподнятого на угнетенное.
  3. Сенситивный. Такой человек чувствителен к любым событием, как к радостным, так и к трагичным. Имеет место боязнь общения с незнакомцами. Рядом с ними он может вести себя замкнуто, стыдливо. Не исключено развитие комплекса неполноценности. У таких индивидов могут наблюдаться проблемы адаптации в новом коллективе. Характерно сильное чувство ответственности.
  4. Шизоидный. Такие люди больше любят находиться в одиночестве, они демонстрируют свое равнодушие. Таким личностям сложно ощутить то, что чувствует другой человек, сочувствие им не свойственно. Также данные индивиды не любят показывать свои эмоции.
  5. Истероидный. Такие люди нуждаются во внимании со стороны, для них характерен эгоцентризм. Присутствует потребность в том, чтоб их выделяли среди остальных людей, обращали на них внимание, восхищались. Такие люди неспособны быть неформальными лидерами или зарабатывать авторитет среди ровесников.
  6. Конформный. Характерно отсутствие инициативности, своего мнения. Такие индивиды находятся под влиянием авторитетов, подчиняются группам. Для них характерно желание соответствовать большинству, быть «таким, как все».
  7. Психастенический тип. Данные индивиды склонны к самоанализу, занимаются размышлениями. Как правило, такие личности высокоинтеллектуальные, может присутствовать самоуверенность. В ситуации, когда необходима внимательность, могут решиться на импульсивные поступки. Не исключено возникновение обсессий, необходимых для преодоления повышенной тревожности. Иногда развивается пристрастие к наркотическим веществам, к алкоголю. В отношении с другими людьми ведут себя деспотично, мелочно.
  8. Паранойяльный. Данный тип в основном проявляется после тридцати лет. Является продолжением шизоидной или эпилептоидной акцентуации. Присутствует завышенная самооценка, мысли о своей исключительности.
  9. Неустойчивый. Проявляется повышенной тягой к безделью, развлечениям, интересы отсутствуют, также нет целей в жизни, человека не беспокоит его будущее. Характерно фраза «плыву по течению».
  10. Эмоционально — лабильный. Присутствуют частые перепады настроения, поведение непредсказуемо. Перепады могут быть обусловлены даже незначительными мелочами. Считаются хорошими эмпатами, чувствуют других людей.
  11. Эпилептоидный. Характерна жесткость, желание заполучить власть над другими. Такой человек всегда стремится занимать лидерские позиции. Такие люди многого достигают в профессиональной деятельности. Начальник с данным типом будет устанавливать жесткий режим в своем коллективе.

Леонгард выделял основные и дополнительные черты характера. Основные являлись стержнем личности, которые были ответственными за психическое состояние здоровья человека. Всего он выделял три группы.

Акцентуации, которые относятся к темпераменту, образовались на основе черт.

  1. Эмотивный. Добрый человек, сострадателен к близким, всегда исполнителен, у него обострено чувство долга. Однако, присутствует стеснительность, некая трусость, повышенная плаксивость.
  2. Аффективно-экзальтированный. Такая особа влюбчива, общительна, проявляет повышенное внимание к близким, альтруист. Присутствует склонность к паническим настроениям, не исключены перепады настроения.
  3. Аффективно — лабильный. Такая личность ранима, способна оказать сопереживание, присутствуют высокие принципы морали. Не исключены циклические смены настроения, определяющие отношение данного индивида к другим людям. Такая личность не терпит равнодушия к себе, не допускает одиночества, не воспринимает грубость.
  4. Тревожный. Достаточно дружелюбный человек, самокритично к себе относится, всегда исполнителен. Часто находится в сниженном настроении, имеет возможность отстаивать собственные интересы. Важно, чтоб его кто-то поддерживал.
  5. Дистимический. Такие люди добросовестны, не многословны. Высоко ценят своих друзей. Однако, данные индивиды весьма замкнуты, у них имеется предрасположенность к пессимизму, пассивности.
  6. Гипертимный. Такой человек оптимист, он общителен, активен, любит трудиться, остается устойчивым к стрессу. Все дела доводит до конца. Данный индивид не допустит контроля своих действий, не любит одиночества.

Акцентуации, которые относятся к характеру в качестве социального образования.

  1. Возбудимый. Перепады настроения, не исключены вспышки гнева. Когда состояние спокойное, такой человек будет проявлять себя добросовестно, указывать на свою заботливость. Если его захлестывает гнев, перестает себя контролировать.
  2. Застревающий. Такой человек всегда ответственный, устойчив перед стрессами, вынослив. Он обидчивый, подозрительно относится к незнакомцам. Характерна повышенная ревность, занудство.
  3. Педантичный. Данная личность всегда строго следует правилам, добросовестная. Однако, может присутствовать занудство.
  4. Демонстративный. Человек артистичный, является харизматичной личностью. Стремится быть лидером. Присутствует тщеславие, склонность к эгоизму.

Типы, которые относятся ко всей личности.

  1. Экстравертированный. Такой человек дружелюбен, не будет претендовать на роль лидера. Достаточно болтлив, ведет себя легкомысленно, легко оказывается под чужим влиянием. Не исключены импульсивные поступки.
  2. Интровертированный. Такая личность ведет себя принципиально. Человек сдержанный, сконцентрирован на своем внутреннем мире. Имеет место развитая фантазия. Как правило, данные индивиды отстаивают свое мнение, не допускают чужого вмешательства в их личную жизнь.

Работа над собой

Счастливая девушка в шляпке

Счастливая девушка в шляпке

Лечение основано на снижении интенсивности проявлений усиленных черт. Однако, не во всех случаях оно необходимо. На самом деле, коррекция нужна, если акцентуация влияет на социальную адаптацию.

  1. Для истероидного типа. Общаться нужно спокойно, речь должна быть тихой. Нужно научиться совершать добрые дела, при этом не показывать и рассказывать о том, что именно Вы совершили данное действие. Находясь в компании людей, необходимо вести себя тихо, спокойно, представить себя невидимкой. Большое значение необходимо уделять аутотренингу, которым нужно заниматься ежедневно. Важно научиться любить себя таким, каким Вас создал Бог, повышать свою самооценку.
  2. Для эпилептоидного типа. Нужно научиться прощать обиды, не держать ни на кого зла. Необходимо позаботиться о развитии терпимости, научиться доброжелательно относиться к другим людям. Важно уметь проявлять щедрость. Желательно стать хорошим слушателем, не перебивать говорящего, уметь поддержать. Нужно научиться ставить себя на место другого человека.
  3. Для шизоидного типа. Необходимо освоить копирование мимики оппонента, научиться понимать, какую эмоцию он переживает в данный момент. Важно быть доброжелательным, к другим людям относиться так, как хотите, чтобы они относились к Вам. Могут понадобиться такие упражнения, как игра в холерика, человек учится говорить быстро, громко и импульсивно.
  4. Для циклонного типа. Нужно завести ежедневник. В нем отмечать, какие задачи Вы планируете, также нужно описывать свои переживания и эмоции в той или иной ситуации. Нужно задумываться над тем, как стоит измениться, чтоб не мешать жизни других людей.
  5. Для параноидального типа. Не нужно верить первому впечатлению, необходимо научиться определять мотивы людей. Нужно постараться вести себя спокойно, не допускать замечаний в сторону другого человека. Нелишним будет посетить тренинг по коммуникативному поведению. Большое значение имеют релаксационные упражнения, можно заняться медитацией или йогой. Необходимо научиться делать людям комплименты, когда они этого заслуживают.
  6. Для неустойчивого типа. Человек должен научиться противостоять собственной лени, делать вещи, которые ему необходимы. Нужно себя мотивировать.
  7. Для лабильного типа. Нужно рационально подходить к проблемам, к их решению. Необходимо завести дневник, в котором отмечать свое настроение, в частности, по каким причинам оно сменяется. Научитесь контролировать эмоции, не позволяйте им управлять Вашими действиями. Аутотренинг поможет найти баланс, нормализовать нервное состояние. Поспособствует избавлению от повышенной чувствительности к ситуациям, которые начинают раздражать, выводить из себя.
  8. Для конформного типа. Нужно научиться развивать критическое мышление. Сталкиваясь с каким-то событием, нужно обдумывать возможные последствия. Если Вам что-то хотят посоветовать или зовут куда-то пойти, Вы должны в ответ тоже кого-то позвать, предложив поступить иным путем. Совершайте нестандартные поступки, учитесь выходить из зоны своего комфорта.
  9. Для астено-невротического типа. Представьте, что являетесь супергероем и Вам все под силу. Постоянно расширяйте круг общения, развивайте свое чувство юмора.
  10. Психастенический тип. Когда появляются какие-то страхи, нужно представить, что объект боязни уже совершенное дело. Не стремитесь всегда соответствовать установленным порядкам, иногда отходите от правил. Делайте зарядку для лица, для того, чтоб расслабить мышцы.
  11. Если у Вас гипертимный тип, то понадобится навести порядок на своем рабочем месте, в шкафу. Это необходимо для систематизации мыслей в голове. Всегда доводите начатые дела до их логического завершения. Заведите ежедневник, указывайте в нем все свои задачи, планируйте действия.
  12. Если у Вас сенситивный тип, то необходимо хвалить себя за каждую победу. Можно сделать специальный плакат, на котором отметить свои достоинства и достижения. Нелишним будет обратиться к чувству юмора, это позволит снизить чувство дискомфорта.

Помощь психолога

Счастливая женщина на приеме у улыбающегося психотерапевтаСчастливая женщина на приеме у улыбающегося психотерапевта

Когда человек не в состоянии самостоятельно противостоять акцентуации, он может обратиться за помощью к специалисту. Применяются следующие методы психотерапии.

  1. Индивидуальные беседы. Пациенту рассказывают о его уязвимых местах, о том, как необходимо уравновешивать черты своего характера.
  2. Групповые занятия. Собираются люди, которые имеют схожие акцентуации, разговаривают на тему, которая для всех полезна. Психолог обучает, какие модели поведения являются продуктивными в различных ситуациях, рассказывает о правилах правильного общения с людьми, объясняет, как необходимо взаимодействовать с членами семьи.
  3. Семейная терапия. В процессе учения задействованы вся семья. Происходит налаживание взаимоотношений, улучшение семейной атмосферы.
  4. Психологические тренинги. Занятия, которые обучают, как необходимо правильно себя вести в определенных ситуациях.
  5. Методика психодрамы. Является групповым методом, который основан на создании волнующей ситуации. Оказывается помощь в выработке правильного поведения, общения с родными людьми.

Теперь Вы знаете, что собой представляет акцентуация характера человека. Как видите, данное явление иногда нуждается в коррекции. Если обнаруживаете у себя состояние, которое оказывает негативное влияние на Вашу жизнедеятельность, отправьтесь на прием к психологу или психотерапевту. Также можно попробовать справиться самостоятельно, своими силами. Главное, не бездействовать, ведь Вы достойны лучшей жизни.

psycho4you.ru

Акцентуация характера — Психологос

​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»

Такой характер трудно назвать совсем нормальным, это уже — акцентуация.
скачать видео

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

​​​​​​​​​​​​​​Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

  • Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется — Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
  • Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.

Акцентуация — особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Акцентуация характера — следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуации, относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях «культа болезни».

Акцентуации характера имеют характерные типы, такие как шизоидный, истероидный, эпилептоидный и другие типы.

Заметим, что разговор об акцентуациях личности — это всегда разговор о негативе, о проблемных особенностях личности. Разбираться в себе, кто я — более шизоид или параноик, не более воодушевляюще, чем в окружающих видеть то тяжелого эпилептоида, то истероидную даму. В кругу проблемных людей разговор об акцентуациях уместен, в кругу развитых, воспитанных, благополучных и душевно здоровых людей разглядывать акцентуации уже неуместно. А что уместно? Отмечать направленность личности и конкретный этикотип (Потребитель или Творец?), кому близка соционика — социотип, присматриваться, каков преимущественный стиль влияния (Силовик? Душка? Тактик?), развитость важных для дела или взаимоотношений черт и особенностей: уровень энергичности, степень порядочности, развитость позитива, конструктива и ответственности.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Что такое акцентуация характера? — MedPsy.World

Louis Boilly

Акцентуация характера – это заострение определённых черт личности, то есть усиление каких-либо качеств человека, дисгармоничность характера.

Например, кто-то стремится постоянно быть в центре внимания и жутко психует, когда ему это не удаётся, а другому важно следовать моде и соответствовать чужим ожиданиям.

При акцентуациях чрезмерно усилены только некоторые черты характера, по причине такого заострения и обнаруживается избирательная уязвимость от определённых стрессовых воздействий и прекрасная устойчивость от других.

Акцентуация не является отклонением или психическим расстройством, а крайним выражением нормы, которая лишь указывает на некоторые яркие проявления характера.

Усиление личностных черт определяет поступки человека и его поведение в целом, влияет на отношение к себе и окружающим, отражается в любой деятельности.

Акцентуации характера обычно проявляются, когда человек переживает психотравмирующую ситуацию, но могут отмечаться и без каких-либо стрессов, то есть быть выраженным на протяжении всей жизни. Особенно часто (по некоторым данным, до 95%) акцентуации встречаются у подростков, с возрастом нежелательные черты характера сглаживаются и отмечаются лишь у 50-60% людей.

Olim WeleriOlim Weleri

Акцентуация характера vs расстройства личности

Несмотря на то, что ярко выраженная акцентуация характера может напоминать расстройство личности, между ними есть однозначные различия.

В отличии от расстройств личности акцентуация никогда не отличается одновременным присутствием  социальной дезадаптации, то есть негибкости в поведении, стабильностью во времени и влиянием на все сферы жизни человека. То есть при расстройствах личности специфические реакции наблюдаются абсолютно на все психогенные воздействия, а при акцентуации – не всегда и не везде, а лишь на определённые ситуации, только в особых условиях.

Акцентуация может быть максимально выражена в какой-то период жизни и, как правило, сглаживается с годами. А расстройства личности обычно отличается стабильностью, то есть появившись в ранние годы

medpsy.world

2.Типы и виды акцентуаций.

Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Типы акцентуаций.

Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.

Тип акцентуированной

личности, по К. Леонгарду

Тип акцентуации характера,

по А. Е. Личко

Лабильный

Лабильный циклоид

Сверхподвижный

Эмотивный

Лабильный

Демонстративный

Истероидный

Сверхпунктуальный

Психастенический

Ригидно-аффективный

Неуправляемый

Эпилептоидный

Интравертный

Шизоидный

Боязливый

Сенситивный

Неконцентрированный или неврастенический

Астено-невротический

Экстравертный

Конформный

Слабовольный

Неустойчивый

Гипертимный

Циклоидный

Типы акцентуаций характера у подростков (Личко а.Е.)

  1. Гипертимный тип.

Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

2. Циклоидный тип.

При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ). В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта «хороших» и «плохих» периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.

3. Лабильный тип.

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера.

4. Астено-невротический тип.

Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает ипохондрические установки.

5. Сенситивный тип.

У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается высоким уровнем объективности.

6. Психастенический тип.

Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов, включая совершенно несвойственные.

7. Шизоидный тип.

Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты – эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно – неполная: хорошо констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих, другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается нонконформизм.

8. Эпилептоидный тип.

Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело – с гневом и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику – от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.

9. Истероидный тип.

Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

10. Неустойчивый тип.

Главная черта – нежелание трудиться – ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

11. Конформный тип.

Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как всех» – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому «за компанию» легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

Достаточно часто встречаются смешанные акцентуации. Однако не все сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидныйс циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают:

1. Промежуточные.

Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

2. Амальгамные.

Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

studfile.net

Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности

Мостовая Ирина

Справочник кадровика

 

Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы и т. д. с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Возможность моделирования поведения особенно важна для решения задач отбора кадров.

С этой точки зрения одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности. Но, как показывает опыт, в процессе профессионального отбора она сегодня, к сожалению, практически не используется.

Для чего нужно психологическое изучение кандидата на вакансию? Какую пользу можно извлечь из полученных данных?

Все зависит от того, на какую должность претендует кандидат. Конечно, в первую очередь мы оцениваем его профессиональные качества — образование, квалификацию, то есть то, что обычно называют профессиональной компетентностью. Но при одинаковом уровне подготовки и профессиональной компетентности люди с разными акцентуациями одну и ту же работу будут выполнять по-разному.

Например, если на каком-то участке работает слаженный коллектив, сотрудники добросовестно выполняют свою работу, но ощущается нехватка новых идей, то на вакантную должность предпочтительнее принять человека с гипертимическим типом акцентуации: «ветер перемен» будет обеспечен. Но тот же человек просто противопоказан, если на этом участке требуется тщательность, если от точности выполнения поставленных задач зависит результативность работы всего коллектива. Здесь как нельзя лучше подойдет кандидат с педантичным типом акцентуации, который любую работу будет выполнять скрупулезно и пунктуально. В то же время, если работа связана с необходимостью принимать быстрые решения, с ответственностью, то лучше поискать кого-то другого: пока педант все обдумает, взвесит плюсы и минусы, драгоценное время может быть упущено.

Поэтому, кроме соответствия квалификационным требованиям (наличие определенных знаний, умений, навыков), нужно учитывать также соответствие кандидата характеру предполагаемой работы. И, среди прочего, желательно изучить наличие акцентуаций личности.

Понятие «акцентуации» ввел в обиход немецкий психолог и психиатр Карл Леонгард. Он же разработал и описал классификацию акцентуаций личности, в которой выделил десять основных типов. В Советском Союзе получила распространение иная классификация акцентуаций, предложенная известным детским психиатром профессором Андреем Личко. Но в обоих подходах сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Что же обозначают понятия «акцентуация» и «акцентуированная личность»? Согласно концепции Леонгарда, черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие и психическое здоровье. При высокой степени выраженности (акцентуации) основные черты накладывают отпечаток на личность в целом. Соответственно, личности с высокой степенью выраженности основных черт называются акцентуированными.

Важно подчеркнуть, что, хотя акцентуации и обладают тенденцией к переходу в патологические состояния, акцентуированные личности не являются патологическими. Леонгард отмечал, что в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Очень многое зависит от жизненных обстоятельств. Конечно, человек без намека на акцентуацию, вероятно, не склонен развиваться в сторону психической патологии, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличится и в положительную сторону. Если бы все черты были выражены средне, то и мы были бы похожи друг на друга. Однако каждый из нас несет отпечаток своей индивидуальности. Следовательно, в каждом из нас какие-то черты хоть немного, но акцентуированы.

Если вам предстоит поиск работника на образовавшуюся вакансию, для которой важны личностные характеристики претендента, если особое значение имеет, как новый человек поведет себя в коллективе, чтобы не ошибиться в выборе, можно, наряду с другими методами, прибегнуть к помощи опросника Леонгарда-Шмишека (см.  Приложение ). Результаты этого тестирования, впрочем, как и любого другого, нельзя воспринимать как догму. Леонгард в книге об акцентуациях пишет, что на один и тот же вопрос, заданный дважды, один и тот же человек может дать противоположные ответы, в зависимости от того, как он его истолкует. Для получения более достоверных результатов желательно использовать наблюдение и беседу. Но предварительную информацию с высокой вероятностью достоверности тест все же дает.

Подробно рассматривая основные акцентуации, мы будем обращать внимание как на положительные моменты в их проявлении, так и на отрицательные. Итак…

Демонстративный тип. Главной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление. Эти люди хорошо приспосабливаются к другим, показывают себя такими, какими выгодно быть в данной ситуации. Они играют ту роль, которая импонирует партнеру. Благодаря этому легко устанавливают контакты, входят в доверие к нужным людям, общительны, приветливы, вежливы, готовы оказать любую услугу. Ими движет стремление к лидерству и потребность в признании. Люди с демонстративным типом акцентуации могут произносить блестящие, зажигательные, убедительные речи; умеют чувствовать аудиторию, способны увлечь других неординарностью мышления и поступков. Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, проведения презентаций и своеобразной рекламы действий и идей. Как правило, обладают широким спектром знаний во многих сферах деятельности, но, к сожалению, эти знания не отличаются глубиной.

Таким людям не хватает скрупулезности в работе, принципиальности, умения работать усердно и кропотливо, они не способны к длительной концентрации воли. В то же время жаждут повышенной оценки, стремятся показать свое превосходство и практически никогда не осознают своих ошибок. Если сталкиваются с трудностями, то часто перекладывают их на плечи других. Могут использовать «бегство в болезнь» не только для того, чтобы привлечь к себе внимание и вызвать жалость, но и как способ уклонения от выполнения обязанностей, избежания трудностей.

Демонстративные личности часто меняют место работы и профессию. Увольнение с работы, которая якобы является слишком тяжелой, сопровождается демонстрацией «истощения нервной системы», «переутомления», о которых объективно речь не идет.

Педантичный тип. Особенностью этого типа акцентуации является повышенная аккуратность, тяга к порядку, скрупулезность и пунктуальность. Такие люди основательны, осторожны и серьезны. К работе относятся очень добросовестно, всегда и все доводят до конца. Им чужда поспешность и расхлябанность, ни одна мелочь не ускользает от их внимания. Это люди долга: если что-то пообещали — обязательно сделают, причем основательно и хорошо. Из них получаются прекрасные бухгалтера, экономисты, финансисты. Они незаменимы в работе, для выполнения которой требуется большая точность и аккуратность. Конфликтуют педантичные личности редко, выступая в конфликте скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое нарушение порядка.

Люди с педантичным типом акцентуации на службе часто ведут себя как бюрократы, предъявляя к окружающим много формальных требований. Могут «достать» других своим занудством, крючкотворством, дотошностью. Свойственные им нерешительность и осторожность затрудняют принятие решений. Прежде чем что-либо сделать, они долго и тщательно все обдумывают, многократно перепроверяют. Им свойственны нежелание резких перемен и неспособность брать на себя ответственность.

Педантичные личности чрезвычайно постоянны. Они не любят менять работу, дорожат ею, любят свой коллектив, как правило, не очень стремятся к повышению по службе и могут проработать на одном месте всю жизнь.

Гипертимический тип. Главной особенностью людей с выраженной гипертимической акцентуацией является преимущественное пребывание в приподнятом настроении. Они энергичны, бодры, жизнерадостны. Любят шумные большие компании, часто выступают в роли заводил, рассказывают байки, анекдоты, с ними весело и интересно. Приподнятое настроение у них сочетается с высокой активностью и жаждой деятельности. Они деловиты, изобретательны, инициативны. Такие люди способны вести за собой, пользуются авторитетом, в коллективе бывают в центре внимания, обладают живым интеллектом. У них хорошо развиты волевые компоненты поведения, поэтому во всех проявлениях эти люди быстры: быстро думают, быстро говорят, быстро принимают решения. Свободный ум, легкость подхода к проблемам способствуют многообразию идей, нахождению творческих нестандартных решений. Это активные оптимисты. Для них подходят такие виды деятельности, где уместны инициатива, риск, решительность, скорость, но в то же время нет нужды решать проблемы, требующие осторожного и обдуманного подхода. В этом случае их решения могут быть опрометчивы.

При многих положительных качествах гипертимическим личностям не хватает серьезности и постоянства, усердия, сосредоточенности и усидчивости. У них много идей, они за многое берутся, но мало что доводят до завершения. Стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. При этом характерны вспышки гнева и раздражительности, особенно когда они встречают сильное сопротивление. На замечания реагируют бурно, но отходчивы и незлопамятны.

Таких людей тяготит одиночество, однообразие деятельности и обстановки, жесткая дисциплина и строгие правила. Они плохо переносят контроль над собой и, если чувствуют, что попадают в зависимость, стремятся разорвать отношения.

Дистимический тип. Этот тип акцентуации личности противоположен предыдущему. Главная его особенность — сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни, пессимизм. Люди этого типа отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. Для них характерна низкая контактность, немногословность в беседе. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу выполняют аккуратно и тщательно. Достигают высоких результатов там, где не требуется быстроты, энергичности, постоянного общения, принятия ответственных решений. Обладают высокоразвитым чувством справедливости.

Представители дистимического типа акцентуации, как правило, нелюдимы, угрюмы, несговорчивы. У них занижена самооценка, несколько замедлено мышление. Характерны социальная пассивность и отсутствие целеустремленности, неуверенность в правильности принятых решений. В неудачах склонны обвинять себя.

В общении с окружающими тактичны и справедливы, не эгоистичны. Обиды носят в себе, выхода эмоциям не дают. Во взаимоотношениях с руководством легко приспосабливаются, вырабатывают социально желательное поведение.

Циклотимический тип. Для представителей этого типа акцентуации характерна периодическая смена гипертимических и дистимических состояний, волнообразная смена поведения от возбуждения до депрессии. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии — дистимической. Поведение становится непредсказуемым, противоречивым, приподнятое настроение сменяется раздражительностью и агрессивностью. Изменения настроения часто происходят без видимых причин, иногда все зависит от обстановки, от внешних событий. В веселом окружении это может быть самый веселый человек. Радостные события вызывают жажду деятельности, повышенную говорливость, фонтаны идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления. В группе грустных людей человек с циклотимическим типом акцентуации будет самым печальным.

В силу частой смены настроения у циклотимических личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. В работе у них наблюдается быстрое утомление и снижение творческой активности. Они плохо работают в команде, для них предпочтительнее работа по индивидуальному (желательно гибкому) графику с персональной ответственностью.

Экзальтированный тип. Главная особенность — бурная, экзальтированная реакция на события. Люди этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением. В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному. Имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств.

В то же время люди экзальтированного типа акцентуации порывисты, подвержены сиюминутным настроениям, панике. Даже при незначительных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела.

Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

«Застревающий» тип. Для людей этого типа характерна высокая устойчивость аффекта, то есть стойкость сильных эмоциональных переживаний. При мысленном возвращении к стрессовой ситуации они переживают такие же эмоции, какие сопровождали стресс. Аффект у таких людей сохраняется значительное время, даже при отсутствии раздражителей, которые его подкрепляли бы. Такие люди отличаются способностью к длительному волевому напряжению. Это неутомимые и целеустремленные труженики, обладающие чувством долга, принципиальные, требовательные к себе и другим, настойчивые и последовательные. Они бесстрашны и способны к самопожертвованию, поэтому в начале карьеры, как правило, получают признание и симпатию окружения. Стремятся достичь высоких показателей в любом деле, за которое берутся, проявляя большое упорство в достижении своих целей.

Но вместе с тем представители этого типа очень чувствительны к обидам, подозрительны, недоверчивы и ревнивы. Их характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям. Почти всегда несговорчивы и не терпят возражений. Поэтому переговорная деятельность им просто противопоказана . Часто страдают от мнимой несправедливости по отношению к себе. И, поскольку переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, очень злопамятны и мстительны.

«Застревание» аффекта у таких людей возможно не только в случае морального ущерба, но и при достижении определенного успеха. В этой ситуации проявляется зазнайство, самоуверенность, заносчивость, вызванные чрезмерным честолюбием. Люди с «застревающим» типом акцентуации часто выступают инициаторами конфликтов, в которых жестко и настойчиво насаждают свои интересы.

Возбудимый тип. Главной особенностью возбудимых личностей является импульсивность и инстинктивность поведения. На первом плане для них — удовлетворение физиологических влечений, абсолютное потакание своим желаниям и стремлениям. Такие люди много внимания уделяют своему физическому здоровью в отличие от интеллектуального развития. Эта акцентуация проявляется особенно выраженным упрямством и напористостью преимущественно в физической работе, повышенным чувством соперничества, ревнивым и задиристым характером, склонностью к накоплению отрицательных эмоций с последующим взрывом аффекта.

Представители возбудимого типа акцентуации отличаются склонностью к импульсивным реакциям, непродуманным действиям и высказываниям, плохим усвоением опыта, максимализмом взглядов, быстро сменяющимися эмоциями, нестойкостью самооценки при чрезмерной амбициозности. Если им что-то не нравится, сразу возмущаются и высказывают недовольство. Примирения не ищут, терпимость им не свойственна. Не способны к обмену мнениями, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, склонны к грубости и хамству. В состоянии аффекта способны к рукоприкладству и проявлению насилия. Моральные нормы в их жизни не играют заметной роли. Но жестокость проявляется только в моменты ярости, в моменты разрядки накопившегося раздражения. В обычном состоянии — это заботливые, хозяйственные и добрые люди, готовые оказать любую помощь.

В силу своих особенностей возбудимые личности очень неуживчивы. На работе вступают в ссоры и конфликты по самому пустяковому поводу как с сослуживцами, так и с начальством. Причем в конфликтах занимают активную, провоцирующую позицию. Поэтому на одном месте долго не задерживаются и отдают преимущество работе, где являются сами себе начальниками.

Тревожный тип. Представители этого типа акцентуации отличаются повышенной тревожностью, беспокойством по поводу возможных неудач, за свою судьбу и судьбу своих близких, причем без объективных для этого поводов. Такие люди обладают чувством долга, ответственности, высокими моральными и этическими качествами. Они дружелюбны, самокритичны и исполнительны, воздерживаются от необдуманных поступков и поспешных решений. Хорошо работают, если нет нервно-психических нагрузок. Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты. В меру выраженная тревожность не позволяет им уснуть при работе в условиях монотонных шумов и вибрации.

В то же время тревожные люди отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в собственных силах, неумением постоять за себя. Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке.

Тревожные личности редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль. В конфликтных ситуациях ищут опору и поддержку.

Эмотивный тип. Основной отличительной чертой эмотивных личностей является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Для них характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, отзывчивость, высокоразвитая эмпатия, а также повышенная слезливость. Такие люди кажутся хрупкими, нежными и наивными. Они очень преданные и верные, им присущи альтруизм, сострадание, доброжелательность, сопереживание, чувство долга, обязательность и исполнительность. Эмотивные личности хорошо работают там, где предполагается понимание человеческих эмоций.

Но вместе с тем такие люди крайне впечатлительны, что вызывает необходимость «оранжерейного» к ним отношения. Они очень чувствительны к мнению окружающих: любое резко сказанное слово может привести их в глубокое уныние. Самооценка также очень зависит от мнения окружающих. Отстаивать свои интересы совершенно не могут. Эмотивные личности редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу.

Мы рассмотрели десять основных типов акцентуаций личности. Помимо явных, встречаются неявно выраженные (так называемые скрытые) акцентуации или случаи одновременного заострения нескольких черт. Такие варианты также необходимо учитывать в работе с кадрами.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что классификация акцентуаций личности — это классификация не патологий, а крайних вариантов нормы. При благоприятном развитии акцентуированные личности могут обладать намного большим творческим потенциалом, чем неакцентуированные, — надо только направить его в нужное русло.

hr-portal.ru

акцентуация характера — это… Что такое акцентуация характера?

   АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА (с. 31) — чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард (им предложен этот термин), у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Акцентуация может быть выражена по-разному — различают явные и скрытые (латентные) акцентуации, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

   Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных, травмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут не только стать почвой для острых эмоциональных реакций, неврозов, но и явиться условием формирования психопатии.

   На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:

   1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

   2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

   3) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

   4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

   5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

   6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;

   7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

   8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

   9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

   10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

   11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

   12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

   13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

   В отличие от «чистых» типов значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуаций характера — промежуточные (результат одновременного развития нескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру) типы. I

   Учет акцентуаций характера необходим для осуществления индивидуального подхода к воспитанию детей и подростков, профориентации, выбора подходящих форм индивидуальной и семейной психотерапии.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Вопрос 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.

Формирование характера

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Акцентуация характера

Понятие “акцентуации” было введено в психологию К. Леонгардом.

Он считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Наибольшую известность полумили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко.

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1. Гипертимный тип (гиперактивный). Его характеризует чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется. Предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. А отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают “с полуслова”. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не “выплескивая” наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного. Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.

Открыты и общительны они бывают, только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет “моральное” оправдание своему поступку.

Существуют и другие классификации типов характера. Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор — Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров.

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.

Характер — это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *