Что такое дифференциальная психология: Дифференциальная психология — Психологос

Предмет и задачи дифференциальной психологии

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).


Задачи дифференциальной психологии:

  1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.
  2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.
  3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно — см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин:
1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.
2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.

3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.
4. ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.
5. Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.
6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.

Дифференциальная психология: современный взгляд | Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Литература

Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды. М.: Смысл, 2002. 461 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 336 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

Русалов В. Д. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. Т. 12. № 5. 1991. С. 3–17.

Pawell A., Royce J. R. An overview of multifactor-system theory // Strelau J., Farley F. H., Gale A. (Eds.). The Biological Basses of Personality and Behavior. Washington; N. Y.; London, 1985.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

Брушлинский А. В.

О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ИП РАН, Пер Сэ, 2002. С. 9–23.

Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 27–42.

Машков В. Н. Основы дифференциальной психологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 132 с.

Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учеб. пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2003. 280 с.

Рыбалко Е. Ф.

Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990. 253 с.

Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / под ред. А. А. Бодалева. Л.: ЛГУ, 1974.

Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 300 с. 16-2-2012.indd 11 6-2-2012.indd 11 07.06.2012 12:50:51 7.06.2012 12:50:51

Super D. E. The psychology of careers. New York: Harper & Brothers, 1957.

Головей Л. А., Петраш М. Д. К проблеме развития человека как субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 29–41.

Манукян В. Р. Нормативные кризисы развития в период взрослости // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 39–46.

Парыгин Б. Д. Жизненные стратегии личности: [рец. на книгу К. А. Абульхановой-Славской «Стратегии жизни»] // Психол. журн. 1992. № 2. С. 93–99.

ПИ РАО | Лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии

О лаборатории

Научная деятельность лаборатории подчинена цели наполнения конкретным психологическим и психофизиологическим содержанием понимания индивидуальности как «органического целого, которое никак нельзя понять из соединения отдельных частей» (Г.И. Челпанов).

Лаборатория ведет свое начало от лаборатории «Психофизиологии индивидуальных различий», созданной в 1952 г. Б.М. Тепловым, руководителем которой он оставался до 1965 г. В этот период были разработаны новые оригинальные методы определения основных свойств нервной системы человека и их психологических проявлений в индивидуальных особенностях темперамента (активность, эмоциональность, регуляция), способностей, характера, а также в спецификепрофессиональной деятельности.

С 1965 по 1972 г. лабораторией руководил В.Д. Небылицын, творчески претворивший принципы, заложенные Б.М. Тепловым, в создании нового направления отечественной и мировой науки — дифференциальной психофизиологии. Исследования лаборатории привели к выделению новых (по сравнению со схемой И.П. Павлова) свойств нервной системы (СНС) — лабильности, динамичности, активированности и к обнаружению феномена парциальности свойств. Исходя из нейрофизиологических данных о мозговых механизмах психики человека, была сформулирована гипотеза о том, что СНС являются природной основой прежде всего темперамента и способностей.

С 1972 по 1993 г. лабораторией, получившей название «Психофизиология индивидуальных различий и способностей школьников», а позже — «Дифференциальная психология и психофизиология», руководила Э.А. Голубева. Проводилось экспериментальное изучение общих (мнемических, интеллектуальных, ориентировочноисследовательских) и специальных (музыкальных, математических, языковых, педагогических, литературных, художественноизобразительных) способностей и их задатков, главным образом через ЭЭГ-показатели. Была создана оригинальная модель структуры индивидуальности и личности, объединившая на единой концептуальной основе природные психофизические и социокультурные характеристики.

С 1993 по 1999 г. лабораторией руководила Е.П. Гусева. На этом этапе исследовательская деятельность проходила в русле углубления идеографического аспекта; к научным исследованиям привлекались представители конкретных видов деятельности. Характерной чертой сравнительного анализа результатов экспериментального изучения специальных музыкальных, математических и педагогических способностей было синтетическое применение измерительных и психографических методов исследования.

С 1999 г. и до настоящего времени под руководством профессора М.К. Кабардова осуществляется дальнейшая разработка проблем специально человеческих типов ВНД, их соотношения с общими свойствами нервной системы и индивидуального профиля латерализации, интегративной нейрофизиологии и новых концепций обучения и становления личности. Проблема индивидуальных различий включена во взаимосвязанный контекст трех факторов: учитель — метод — ученик (как в системе школьного, так и профессионального образования). Предложенная триада отражает необходимость системного анализа единства внешних (среда, условия, методы обучения) и внутренних (природные предпосылки) детерминант развития и формирования целостной индивидуальности; эффективность деятельности в широком смысле — это их благоприятное сочетание.

В настоящее время научную деятельность лаборатории отличает органическое сочетание фундаментальных и прикладных исследовательских задач. Дифференциально-психологический и психофизиологический анализ проблемы способностей на современном уровне исследований позволяет осуществлять в образовательных учреждениях различного типа научно обоснованный подход к принципам организации дифференцированного обучения, выступая базисным основанием для создания новых образовательных технологий и научно обоснованных форм эффективного обучения. Сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии решают актуальную практико-ориентированную задачу помощи в самореализации индивидуальности путем разработки методов и программ дифференцированного подхода в разных сферах жизнедеятельности человека, благодаря поиску резервных возможностей индивидуальности, в соответствии с оптимизацией психологического и психофизиологического режима.
Сотрудники лаборатории — Б.М. Теплов (посмертно), В.Д. Небылицын (посмертно), Э.А. Голубева, М.К. Кабардов, Н.А. Аминов, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.А. Левочкина, В.В. Печенков, И.В. Тихомирова — удостоены в 2000 г. Премии Президента РФ за достижения в области образования за «Разработку теоретико-экспериментальной модели общих и специальных способностей и их задатков».

Дифференциальная психология и психогенетика | SibFU

AuthorШайдурова, Ольга Валерьевна
Issued Date2010
ISBN978-5-7638-2020-1
DescriptionУчеб. пособие.
DescriptionДоступ к полному тексту открыт из сети СФУ, вне сети доступ возможен для читателей Научной библиотеки СФУ или за плату.
AbstractИзложены основные теоретические положения дифференциальной психологии и психогенетики: понятия, современные методы исследования, источники индивидуальных различий, сущность межполушарной и функциональной асимметрии, формы дизонтогенеза и вариации социально значимой деятельности. Предназначено для студентов направлений подготовки бакалавров 080800.62 «Прикладная информатика» и специалистов 080801.65 «Прикладная информатика (по областям)» укрупненной группы 080000 «Экономика и управление (менеджмент)».
Languagerus
PublisherИПК СФУ
RightsДля личного использования.
Subjectпсихология
Subjectпсихогенетика
Subjectгенетика
Subjectдифференциальная психология
Subjectпсихический дизонтогенез
Subjectпсихофизиология
Subjectпрофессиональная типология
Subjectучебные пособия
Subjectрекомендовано СибРУМЦ
TitleДифференциальная психология и психогенетика
TypeBook
Corporate ContributorСибирский федеральный университет
Publisher LocationКрасноярск
Full Text on Another Sitehttps://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=BOOK1-%D0%91%D0%91%D0%9A88%2F%D0%A8+175-556217
Identifier in IRBISRU/НБ СФУ/BOOK1/ББК88/Ш 175-556217

Дифференциальная психология как наука | Psylist.net

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К.Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

С. К. Нартова-Бочавер

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

Дифференциальная психология — психология индивидуальных различий

Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) — отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия.

Предмет дифференциальной психологии. Психологические различия между индивидами и группами людей.

Задачи дифференциальной психологии. Изучение индивидуальных различий, описание типов поведения и психической деятельности людей, отличающихся друг от друга характерными особенностями. Оценка уровня развития ребёнка, индивидуальных форм овладения трудом, анализ типологических особенностей различных людей.

Методы дифференциальной психологии. Тесты и методы факторного анализа.

Интенсивное развитие получила после внедрения в психологию генетических и статистических методов исследования. Родоначальником дифференциальной психологии был Фрэнсис Гальтон (1822 — 1911 гг.), английский антрополог и психолог, объяснявший индивидуально-психологические различия наследственными факторами. Используя «близнецовый метод» и корреляции между физическими и психическими особенностями индивидов, Гальтон разработал ныне широко распространенные методы факторного анализа и метод тестов («Исследование человеческих способностей и их развитие», 1883). Термин «дифференциальная психология» введен немецким психологом В. Штерном («О психологии индивидуальных различий», 1900). Наиболее крупными представителями этой отрасли психологии являются А. Бине, А.Ф. Лазурский, Дж. Кеттелл.

Основной метод дифференциальной психологии — тестирование. Сравнительному исследованию подвергаются индивидные и личностные психические особенности людей, психические особенности представителей различных групп (возрастных, этнических и др.). Для сравнительного анализа выделяются существенные факторы психической деятельности, основные свойства высшей нервной деятельности. Широко используется метод эксперимента, корреляционного и факторного анализа. Данные дифференциальной психологии используются в обучении, воспитании, психотерапии, профотборе.

Высшее образование т

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Т. Д. МАРЦИНКОВСКАЯ


ИСТОРИЯ

психологии

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

М29
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина


Марцинковская Т.Д.

М 29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 544 с.


ISBN 5-7695-0641-5

В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX — начале XX в.

Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.
УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

ISBN 5-7695-0641-5

© Марцинковская Т.Д., 2001

© Издательский центр «Академия», 2001

Предисловие

История психологии — одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов — общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.

Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.

Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых.

Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке.

Автор стремился создать у читателей представление о процессе творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что история психологии — это не гербарий из засушенных и не имеющих практической пользы понятий, но система живых знаний, в которой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помогают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии.

Моему учителю — Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается




Достарыңызбен бөлісу:

Дифференциальная психология > Психология > Социальные науки

  • Дифференциальная психология — Википедия, бесплатная энциклопедия

    Дифференциальная психология изучает способы, которыми люди различаются в своем поведении, и процессы, лежащие в его основе. Это отличается от других аспектов психологии тем, что, хотя психология якобы изучает отдельных людей, современные психологи часто изучают группы или биологические основы познания.

    https://en.wikipedia.org/wiki/Дифференциальная_психология
  • 10 правил, которыми управляют группы — PsyBlog

    Что общего у большинства групп людей.

    http://www.spring.org.uk/2009/07/10-rules-that-govern-groups.php
  • Дифференциальная психология — энциклопедия

    Область психологии, связанная с измерением и сравнением различий в индивидуальном и групповом поведении.

    http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3406000193.html
  • Дифференциальная психология — Britannica

    Раздел психологии, изучающий индивидуальные и групповые различия в поведении.

    http://www.britannica.com/science/дифференциальная психология
  • Раскрытие генетических основ познания: тенденции в когнитивных науках

    Никто сегодня не может игнорировать генетический подход к познанию и поведению, учитывая огромные достижения проекта «Геном человека».

    http://www.cell.com/trends/cognitive-sciences/fulltext/S1364-6613(11)00148-3
  • Дифференциальная психология характера

    Одна из самых трудных задач при написании художественной литературы — представить себя человеком, который думает совершенно иначе, чем вы. Слишком легко охарактеризовать образ мышления другого человека вкраплениями пародии, непонимания или карикатурной насмешки.

    http://melbournereviewofbooks.com/ Differential-psychology-of-character/
  • Дифференциальные и индивидуальные различия в психологии

    Когда мы здесь, в GNXP, говорим об индивидуальных различиях в психологии, они почти всегда являются различиями в той или иной форме интеллекта — реальными последствиями этих различий, межгрупповыми различиями в признаках, биологические корреляты более низкого уровня таких различий и так далее.Это все хорошо, но не следует забывать и о другой половине дифференциальной психологии: о личности.

    http://www.gnxp.com/new/2006/09/26/how-the-other-half-of-diversial-psychology-lives-part-1/
  • Психология индивидуальных различий — Holah

    Это веб-сайт, полный материалов, которые должны быть полезными и приятными, если вы изучаете психологию OCR.Психология часто делает обобщения о людях. В зависимости от вашей точки зрения это можно рассматривать как большую силу психологии или как слабость, или, возможно, и то, и другое.

    http://holah.co.uk/core-studies/individualdifferences/
  • Индивидуальные различия — Психологический наставник

    Многие психологические исследования используют так называемый номотетический подход; он пытается найти то, что одинаково для всех людей, чтобы мы могли найти законы поведения, которые можно было бы обобщить для всех.Но не скучно ли относиться ко всем одинаково, когда в мире столько разнообразия? Подход индивидуальных различий использует идеографический взгляд на людей, стремясь исследовать вещи, которые делают людей разными или даже уникальными.

    http://psychtutor.weebly.com/individual-differences.html
  • Эволюционная и дифференциальная психология: концептуальные конфликты и путь к интеграции

    Эволюционная психология добилась большей части своего успеха, исследуя адаптивные свойства разума, которые, как считается, присущи всему нашему виду.Это породило убеждение, что адаптационистский подход мало что может предложить области дифференциальной психологии, занимающейся исключительно тем, как люди систематически различаются.

    http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2013.00655/abstract
  • Введение в дифференциальную психологию — Slideshare

    Дифференциальная психология на slideshare.

    http://www.slideshare.net/dckcpsychology/01-intro-to-дифференциальная-психология
  • Что такое дифференциальная психология?

    Информация об области дифференциальной психологии.

    http://www.bestpsychologydegrees.com/faq/what-is-дифференциальная-психология/
  • Дифференциальная психология вики | TheReaderWiki

    Дифференциальная психология изучает то, как люди различаются в своем поведении, и лежащие в его основе процессы.Это дисциплина, разрабатывающая классификации (таксономии) психологических индивидуальных различий. Это отличается от других аспектов психологии тем, что, хотя психология якобы изучает отдельных людей, современные психологи часто изучают группы или пытаются обнаружить общие психологические процессы, применимые ко всем людям. [1] Эта конкретная область психологии была впервые названа и до сих пор сохраняет название «дифференциальной психологии» Уильяма Стерна в его книге (1900).

    В то время как выдающиеся психологи, включая Штерна, получили широкое признание за концепцию индивидуальных различий, исторические записи показывают, что именно Чарльз Дарвин (1859 г.) первым стимулировал научный интерес к изучению индивидуальных различий. Его интерес в дальнейшем преследовал его сводный двоюродный брат Фрэнсис Гальтон в его попытке количественно оценить индивидуальные различия между людьми. [2]

    Например, при оценке эффективности новой терапии среднюю эффективность терапии в одной группе лечения можно сравнить со средней эффективностью плацебо (или хорошо известной терапии) во второй , контрольная группа.В этом контексте различия между людьми в их реакции на экспериментальные и контрольные манипуляции фактически рассматриваются как ошибки, а не как интересные для изучения явления. Этот подход применяется потому, что психологические исследования зависят от статистического контроля, который определен только для групп людей.

    Важность индивидуальных различий

    Важно отметить, что люди также могут различаться не только своим текущим состоянием, но и величиной или даже направлением реакции на данный стимул.Подобные явления, часто объясняемые с помощью перевернутых U-образных кривых ответа, ставят дифференциальную психологию на важное место в таких начинаниях, как персонализированная медицина, в которой диагнозы подгоняются под индивидуальный профиль реакции.

    Области исследования

    Исследования индивидуальных различий обычно включают личность, темперамент (поведенческие черты, основанные на нейрохимии), мотивацию, интеллект, способности, IQ, интересы, ценности, самооценку, самоэффективность и самооценку ( чтобы назвать только несколько).В Соединенных Штатах осталось несколько программ «дифференциальной психологии», хотя исследования в этой области очень активны. Нынешние исследователи работают в различных прикладных и экспериментальных программах, включая клиническую психологию, педагогическую психологию, промышленную и организационную психологию, психологию личности, социальную психологию, поведенческую генетику и программы психологии развития, в нео -Пиаже теории когнитивного развития в частности.

    Методы исследования

    Для изучения индивидуальных различий психологи используют различные методы. Психофизиологические эксперименты как на людях, так и на других млекопитающих включают ЭЭГ, ПЭТ-сканирование, МРТ, функциональную МРТ, нейрохимию. Эти методы могут быть использованы для поиска биомаркеров устойчивых, биологически обоснованных паттернов поведения (черты темперамента и симптомы психических расстройств).Другие наборы методов включают поведенческие эксперименты, чтобы увидеть, как разные люди ведут себя в одинаковых условиях. Поведенческие эксперименты часто используются в психологии личности и социальной психологии и включают лексические методы и методы самоотчета, когда людей просят заполнить бумажные и компьютерные формы, подготовленные психологами.

    См. также

    Ссылки

    Ярл, Видкунн Кушерон (1958). «Историческая заметка о термине дифференциальная психология». Нордиск Психологи . Кандель, ER; Шварц Дж. Х., Джесселл ТМ. (2000). Принципы нейронауки, четвертое издание. Компании McGraw-Hill .

    Дополнительная литература

    • Введение в индивидуальные различия (Wilderdom)
    • Мальтби, Дж.; Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект . Лондон: образование Пирсон.
    • Бусс, Д.М. и Грейлинг, Х. (1999).«Адаптивные индивидуальные различия» (PDF) . Журнал Личности . 67 (2): 209–243. CiteSeerX 10.1.1.387.3246. дои: 10.1111/1467-6494.00053.
    • Чаморро-Премузик, Т. и Фернхэм, А. (2006). «Интеллектуальная компетентность и интеллектуальная личность: третий путь в дифференциальной психологии» (PDF) . Обзор общей психологии . 10 (3): 251–267. дои: 10.1037/1089-2680.10.3.251. S2CID 146278640. Архивировано 19 марта 2009 года. {{цитировать журнал}} : CS1 maint: неподходящий URL-адрес (ссылка)
    • Канаи, Р. и Рис, Г. (2011). «Структурная основа межиндивидуальных различий в человеческом поведении и познании». Nature Reviews Neuroscience . 12 (4): 231–241. дои: 10.1038/nrn3000. PMID 21407245. S2CID 7103414.
    • Тайлер, Л.Э. (1965). Психология различий человека . Нью-Йорк: Appleton Century Crofts.
    • Хронология исследователей и краткие биографии

    Что такое дифференциальная психология? — Личность, страница

    Большое количество исследований в области дифференциальной психологии было посвящено изучению лежащих в основе конструктов способностей с использованием оценок (также известных как тесты). влияет на другой.Для большинства исследований обычной практикой измерения было использование так называемой классической теории тестирования, в которой результаты выборки испытуемых используются в качестве эталона нормы для построения шкал с известными средними значениями и стандартными отклонениями (стандартными баллами). . Шкала со средним значением 100 и стандартным отклонением 15 настолько часто использовалась при тестировании способностей, что стала известна как шкала IQ. Однако всегда признавалось, что это не идеальная система, и действительно, Джин Гласс назвал этот процесс «… псевдоколичественной оценкой, бессмысленным применением чисел к вопросу, не подготовленному для количественного анализа.Различные исследователи, включая Л. Л. Терстона, Рэймонда Б. Кеттелла и Георга Раша, пытались поставить психометрию на более удовлетворительную основу. Это привело к равным интервальным шкалам измерения, которые требуют, чтобы исследователь сосредоточился на одной конструкции. Испытуемый и элементы, составляющие тест, расположены на одной и той же одномерной шкале. Самый простой подход, получивший широкое распространение, известен как измерение Раша, но следует отметить, что некоторые рассматривают Раша как подмножество теории ответов на вопросы.Пуристы считают измерение Раша крупным достижением социальных наук, продвигающих их вперед за счет фундаментальных измерений.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.