Дидактика это наука о воспитании и обучении – 1. Понятие дидактика, основные дидактические категории;

Теория обучения (дидактика)

Глава 13. Сущность процесса обучения

Юношество
должно получать обра­зование не
кажущееся, а истинное, не поверхностное,
а основательное, т. е. чтобы разумное
существо — человек приучался
руководствоваться не чужим умом, а своим
собственным, не только вычитывать из
книг и понимать чужие мнения … но
развивать в себе способ­ность проникать
в корень вещей и вы­рабатывать истинное
понимание их и употребление их.

Я.
А. Коменский

  1. Общее
    понятие о дидактике.

  2. Основные
    дидактические категории.

  3. Гносеологические
    основы процесса обучения.

  4. Движущие
    силы и закономерности процесса обучения.

  5. Функции
    и структура учебного процесса.

Базовые
понятия:

обучение,
процесс обучения, функции обучения,
зако­номерности процесса обучения,
структура учебного процесса.

1. Общее понятие о дидактике

Важное
место в структуре педагогического
процесса занимает процесс обучения, в
ходе которого усваиваются знания, умения
и навыки, формиру­ются личностные
качества, позволяющие человеку
адаптироваться к внешним условиям и
проявить свою индивидуальность.

Теоретические
основы организации процесса обучения,
его закономер­ности, принципы, методы
и т. д. изучает важнейшая отрасль
педагогики — дидактика.
Термин
«дидактика» происходит от греческих
слов «didaktikos»
— поучающий и «didasko»
— изучающий. Это понятие впервые ввел
в научный оборот немецкий педагог
Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обо­значения
искусства обучения (в курсе лекций
«Краткий отчет из дидакти­ки, или
искусство обучения Ратихия»).

В
развитие дидактики как науки внесли
существенный вклад Я. Л. Ко­менский,
И. Г. Пссталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К.
Д. Ушинскии, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов,
Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и
другие ученые.

Великий
чешский педагог Ян Амос Коменский (1592
-1670) в своем труде «Великая дидактика»
назвал дидактику «всеобщим искусством
всех учить всему». Он придал термину
«дидактика» широкое значение. Я. А.
Ко­менский полагал, что дидактика
представляет собой искусство не только
обучения, но и воспитания.

Немецкий
педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт
(1776—1841) разработал теоретические основы
дидактики, придав ей статус целостной
теории воспитывающего обучения. Он
считал дидактику частью педагоги­ки,
а ее предмет — воспитывающее обучение
— трактовал как важнейший фактор
воспитания.

Значительный
вклад в решение важнейших проблем
научной дидактики внес выдающийся
русский педагог Константин Дмитриевич
Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы
психического развития и воспита­ния
детей, он многое сделал для раскрытия
сущности обучения.

В
настоящее время дидактика концентрирует
внимание на разработке проблем теории
обучения. Проблемы воспитания в дидактике
самостоя­тельно не рассматриваются,
хотя ни обучение, ни образование без
воспита­ния не существуют. Отсюда
следует, что дидактика

это
педагогическая теория обучения, дающая
научное обоснование его содержания,
методов и организационных форм.

Некоторые
авторы вкладывают более широкий смысл
в понятие «ди­дактика».

Дидактика
это
наука об обучении и образовании, их
целях, содержании, методах, средствах
и организационных формах.

Андреев
В. И. считает, что и такое определение
является недостаточно полным, так как,
во-первых, существует не одна, а несколько
достаточно обоснованных и эффективных
теорий образования и обучения: теории
развивающего, проблемного, модульного,
дифференцированного, компью­терного
и других видов и типов обучения. Во-вторых,
особенно в послед­ние годы в дидактике
все более последовательно и обстоятельно
проводит­ся мысль, что дидактика не
заканчивается теорией образования и
обуче­ния, а выходит на уровень
технологии обучения. Поэтому более
полным, считает автор, будет следующее
определение дидактики.

Дидактика

это
наука о теориях образования и технологиях
обучения.

Дидактика
как наука имеет свой предмет. Предмет
дидактики

зако­номерности и принципы обучения,
его цели, научные основы содержания
образования, методы, формы, средства
обучения.

Различают
общую
и
частную
дидактики.
Общая
дидактика
исследует
процесс обучения вместе с факторами,
которые его порождают, условиями, в
которых он протекает, а также результатами,
к которым он приводит. Она изучает
закономерности, анализирует зависимости,
обусловливающие ход и результаты
процесса обучения, определяет методы,
организационные формы и средства,
обеспечивающие осуществление
запланированных це­лен и задач.

Частные
дидактики
изучают
закономерности протекания процесса,
со­держание, формы и методы преподавания
различных учебных предметов.

Частные
дидактики называют методиками
преподавания
(соответствующего
учебного предмета).

Как
наука дидактика занимается разработкой
проблем:

  • Для
    чего учить? (цели образования, обучения).

  • Кого
    учить? (субъекты обучения).

• Какие
стратегии обучения наиболее эффективны?
(принципы обуче­ния).

  • Чему
    учить? (содержание образования, обучения).

  • Как
    учить? (методы обучения).

  • Как
    организовать обучение? (формы организации
    обучения).

  • Какие
    необходимы средства обучения? (учебники,
    учебные пособия, компьютерные программы,
    дидактический материал и др.).

  • Что
    достигается в результате обучения?
    (критерии и показатели, ха­рактеризующие
    результаты обучения).

  • Как
    проконтролировать и оценить результаты
    обучения? (методы контроля и оценки
    результатов обучения).

studfile.net

11. Дидактика как наука. Объект и предмет дидактики. Структура дидактики. Категориальный аппарат дидактики: обучение, учение, преподавание.

Дидактика
– теория образования и обучения, она
изучает закономерности процесса
обучения, в процессе которого дети
получают образование. Предмет дидактики
– процесс обучения, усвоения необходимые
для его протекания (содержания, средства,
методы обучения, коммуникации между
педагогом и учеником), получемые
результаты, их диагностика и оценка.

Дидактика
— это часть пед. науки, раскрывающая в
наиболее общем виде теор. основы обучения
и образ-я. В дидактике сформулированы
и выражены эти основы в виде закономерностей
и п-пов обучения, задач и содержания
образ-я, форм и методов препод-я и учения,
стимул-я и контроля практически для
всех систем обучения.

Дидактика
— составная часть педагогики, наука об
обуч-и, исследующая з-ны, законом-ти,
п-пы и ср-ва обуч-я.

Дидактика
решает следующие задачи:

  • отвечает
    на вопросы «зачем», «чему» и «как»
    необходимо обучать;

  • описывает
    и объясняет процесс и условия обучения;

  • исследует
    сущность и закономерности обучения,
    принципы;

  • определяет
    педагогические основы содержания
    образования;

  • разрабатывает
    новые обучающие систему, обр.технологии,
    формы, методы и приемы обучения;

Объект
дидактики — обуч-е. Существуют «частные
дидактики» — методики обучения отдельным
учебным предметам, отдельных категорий
учащихся (методика начального обучения,
дидактика высшей школы), в разных типах
учебных заведений и формах образования.
У каждой методики обучения свой объект
— обучение предмету, обучение определённых
категорий учеников и т. д.

Структура
дидактики

включает в себя 7 разделов:

1
— дает сведения о содержании всего
образования и обучения. Сюда же принято
вкл. уч. планы и программы.

2
— рассм. процесс обучения с т. з. разных
дид. систем в рамках педагогики и в
какой–то степени психологии.

3
— изучает законы и закономерности
процесса обучения, а также те п-ы, кот-
вытекают из этого обучения.

4-
посвящен методам обучения и его ср-вам.

В
5- исследуются формы орг-ции и осуществления
учеб. процесса.

6-
рассм. методы контроля рез-тов обучения.

Сравнительно
молодым явл-ся 7 раздел дидактики. Особое
внимание в нем уделяется технологиям
и системам обучения. Он рассм. как
традиционные, так и новаторские методики
и приемы обучения.

Процесс
обучения хар-ся двусторонностью. С одной
стороны, в нем выступает обучающий
(педагог), кот.излагает программный
материал и руководит этим процессом, а
с др. — обучающиеся, для кот-х данный
процесс принимает х-р учения, овладения
изучаемым материалом. Вполне понятно,
что протекание этого процесса немыслимо
без активного вз/д-я м/у обучающими и
обучающимися. Данную особенность
обучения считают определяющей для
раскрытия его сущности.

Обучение
— это целенапр-е, заранее запроектированное
общение, в ходе кот-го осущ. образ-е,
восп-е и развитие, усваив-ся школьниками
отдельные стороны опыта человеч-ва,
опыта д-ти и познания. Дидактика
рассматривает
обучение как ср-во передачи соц. опыта.
В рез-те обучения та часть опыта, кот.
входит в содержание образования и
составляет содержательную сторону
обучения, становится достоянием ученика.
С помощью обучения осущ.подготовка
молодежи к жизни. Преподавание

это д-ть тех, кто обучает; учение
— это д-ть тех, кто обучается .

studfile.net

Дидактика — это… Что такое Дидактика?

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».

История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

  • описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
  • разработка более современных процессов обучения;
  • организация учебного процесса;[1]
  • новые обучающие системы;
  • новые технологии обучения (например, драмогерменевтика[2] или социо/игровая «режиссура урока»[3]).

Публикации

  • Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с .
  • Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. — М.: Тихомиров, 1908. Т.1. — 470 с.; Т.2. — 678 с.
  • Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1, с.14-21.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  • Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского — М.; Л., 1948.
  • Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б. П. Есипова; — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
  • Дидактика / Пер. с нем. // Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 287 с.
  • Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
  • Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  • Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
  • Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
  • Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915. — 434 с.
  • Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  • Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11-106.
  • Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  • Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш. Шк., 1986. — 368 с.
  • Куринский В. А. Автодидактика. — М.: Культ. учеб.-изд. центр «Автодидакт», 1994. — 391 с.
  • Лай В. А. Экспериментальная дидактика / Пер. с нем. — СПб.: Сытин, 1914. — 510 с.
  • Левичев О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике // Шк. технологии : науч. — практ. журн. — 2009. — N 6. — С. 34-42
  • Манжос Б. Основы советской дидактики. — Ч.1. — Аналитика педагогического процесса. — М.: Работник просвещения, 1930. — 332 с.
  • Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. — М.: Педагогика, 1990. — 256с.
  • Осмоловская И. М. Дидактика. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  • Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.
  • Рудакова И. Дидактика. — М.: Феникс, 2005. — 256 с.
  • Ситаров В. А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  • Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
  • Сорокин Н. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 221 с.
  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  • Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  • Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Примечания

Ссылки

  • Левичев О. Ф. Принцип законности в современной дидактике] [1]
  • Левичев О.Ф. Закон сохранения информации в дидактике. // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/journal/2009/0831-4.htm

dal.academic.ru

Глава 1.

ДИДАКТИКА
В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

§
1. Общее понятие о дидактике.

Происхождение
и эволюция дидактики.

§
2. Объект, предмет, задачи и функции
дидактики.

§
3. Основные
дидактические
категории и
понятия.

§
4. Связь дидактики
с другими отраслями знания

и
с практикой.

***

В жизнедеятельности
общества и каждого человека всегда
исключительно важную роль играло
обучение.

Так
было на заре становления человеческого
общества, когда в процессе общения и в
совместной деятельности старшие члены
рода передавали младшим свой социальный
и трудовой опыт, свои представления о
жизни, о сути происходящих явлений.

Так
было в античном мире, когда изменяющиеся
обстоятельства жизни людей и потребности
развивающегося общества обусловили
появление первых школ.

Так
было и в середине второго тысячелетия,
когда в силу значительных
социально-экономических преобразований
обучение начало превращаться в
целенаправленный, планомерно организуемый
и осуществляемый процесс, когда
были
заложены основы научно обоснованной
системы дидактической деятельности
.

Так
есть и так будет всегда, пока существует
Homo sapiens – человек разумный, смысл
жизни которого состоит в постижении
самого себя и окружающего мира путем
самостоятельного поиска, а также через
освоение опыта и всей совокупности
знаний, накопленных его предшественниками.

Так
есть и так будет всегда, пока существует
человеческое общество, основная цель
которого состоит в создании условий
для разностороннего и гармоничного
развития каждого человека.

§ 1. Общее понятие о дидактике. Происхождение и эволюция дидактики

«…ДИДАКТИКА…

универсальное
искусство

учить
всех всему,

или

верный
и тщательно обдуманный способ создавать
по всем общинам, городам и селам каждого
христианского государства такие школы,
в которых бы все юношество того и другого
пола, без всякого, где бы то ни было,
исключения, могло обучаться наукам,
совершенствоваться в нравах, исполняться
благочестия и таким образом в годы
юности научиться всему, что нужно для
настоящей и будущей жизни
,

КРАТКО,
ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,

где
для всего, что предлагается,

ОСНОВАНИЯ
почерпаются из самой природы вещей;

ИСТИННОСТЬ
подтверждается параллельными примерами
из области механических искусств;

ПОРЯДОК
распределяется по годам, месяцам, дням
и часам, наконец, указывается

ЛЕГКИЙ
И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления
этого на практике
1.

Дидактика
(от греч. didaktikos – поучающий, относящийся
к обучению) – теория образования и
обучения, отрасль педагогики
(М. В.
Кларин)2.

Дидактика
(греч.
didaktikos 
поучающий) – наука о преподавании и
учении, система корректно обоснованных
утверждений и гипотез, касающихся
явлений, зависимостей и закономерностей
преподавания-учения, способов их
преобразования3.

1.1. Дидактику понимают по-разному

ПО МАТЕРИАЛАМ
КНИГИ:

КРАЕВСКИЙ В.
В., ХУТОРСКОЙ А. В.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.
ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

В
настоящее время сосуществуют разные
определения дидактики… По нашему
мнению, можно считать соответствующим
современному состоянию образования и
общества в целом следующее определение:
дидактика

это педагогическая теория обучения.
Дидактику
также определяют
как теорию образования и обучения.
В
этом случае образование выступает как
результат обучения, а обучение ‒
как путь образования. В образование,
трактуемое таким образом, воспитание
не входит, и вся эмоционально-ценностная
сторона педагогической деятельности,
а также развитие остаются за его
пределами. Иногда дидактику рассматривают
как звено между психологией как истинным
основанием педагогики и практикой
обучения, но это уже психологический
взгляд на эти теории. Существуют и другие
трактовки дидактики.

Итак,
дидактика ‒
это педагогическая дисциплина, исследующая
обучение на теоретическом уровне. Она
представляет собой одну из педагогических
научных дисциплин, отрасль науки
педагогики. В наши дни становится все
труднее определять возможный эффект
тех или иных форм, методов, средств
обучения «на глазок». Дидактика среди
прочего разрабатывает способы
прогнозирования последствий введения
в практику школы новых методов и учебных
материалов. Учителя нуждаются в научном
обосновании своей работы и в ее осмыслении
с позиций науки.

Неправильно,
однако, было бы считать, что дидактика
может разрешить все практические
вопросы. Эта наука дает учителю материал
для размышления о своей деятельности,
сопоставления действительного с желаемым
и тем самым помогает ему действовать
более эффективно. Конечно, для учителя
важны и рекомендации.
В содержащих
их материалах отражаются в конечном
счете результаты педагогического
(научного и практического) творчества.

Однако
чтобы творчество педагога было «уловлено»
им самим или окружающими и получило
дальнейшее развитие, необходимо осмыслить
его в категориях науки, и в первую очередь
в категориях дидактики, которая специально
изучает обучение. Важно не только
констатировать, что, например, такой-то
материал не удалось «пройти», что опрос
учеников прошел неудачно, что они не
поняли объяснения, но и говорить о том,
что такой-то прием, как оказалось, не
обеспечивает формирования в сознании
школьников причинно-следственных
связей, что остались нереализованными
дидактические принципы сознательности
или научности обучения и т. п.

Итак,
творческое отношение к работе предполагает
умение использовать знания и терминологию
науки. Но сфера влияния педагогической
теории в целом и педагогической теории
обучения в частности не должна
ограничиваться деятельностью учителя.
Термин «педагогическая практика» имеет
более широкое значение и охватывает
многие виды деятельности в данной
области как обширной сфере жизни
общества. Именно в русле социальной
практики разрабатывается общая стратегия
образования на государственном уровне,
создаются проекты педагогических
процессов, готовятся учебные материалы
и т. д. Можно утверждать, что задачей
теории должно быть обоснование всех
материалов и их использования на
практике. Поэтому необходима теория
практической деятельности, в данном
случае ‒
теория деятельности обучения, т. е.
дидактика4.

Возьмем
на себя смелость, перефразируя начало
«Повести временных лет», задать вопрос:
«Откуда есть пошла» наука дидактика?
Каковы исторические и педагогические
корни теории обучения?

studfile.net

Педагогика: основы дидактики

Педагогика онлайн курсКаждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего интеллектуального клуба педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с психологической наукой: важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения – о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения – список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

Оглавление:

Что такое педагогика?

С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

Педагогика – это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию личности человека; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом – английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием – частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

  • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих привычек, например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
  • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
  • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
  • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение, т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения – передачу знаний от педагога к учащемуся.

Применение педагогических знаний

Использование знаний педагогического характера – это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к саморазвитию и личностному росту, желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

Профессиональная педагогика

Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен – восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей – в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

Как этому научиться?

Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта – теоретический и практический:

  • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг – теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
  • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, этот и этот, то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по педагогике

После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

Представим небольшой обзор каждого из уроков.

Урок 1. От великой дидактики до современных теорий

Урок 1. От великой дидактики до современных теорийПедагогика представляет собой одну из сложнейших наук, и состоит она из нескольких относительно самостоятельных направлений. Все они изучают педагогический процесс со своих точек зрения и исследуют отдельные секторы педагогической действительности. И в самую первую очередь в педагогике выделяется дисциплина, называемая дидактикой. Дидактика рассматривает, главным образом, теоретическую сторону обучения: его движущие силы, логику, структуру и функции. Дидактика является одним из самых «старых» в педагогике направлений и на настоящее время успела пройти очень большой путь.

Первый урок посвящён рассмотрению дидактики, её становлению и трансформации. Вы познакомитесь с самим понятием дидактики, личностью её создателя – Яна Амоса Коменского и его идеями относительно педагогики. Также мы поговорим о его разделении взросления человека на этапы, педагогической системе и дидактических принципах. Последние разделы посвящены трансформации учения Коменского и современным теориям образования.

Урок 2. Основные принципы дидактики

Урок 2. Основные принципы дидактикиВоззрения Яна Коменского стали основой всей современной системы образования, и ведя разговор о педагогике, было бы непозволительным не рассказать в подробностях о дидактических принципах, сформулированных этим человеком. В первом уроке они были затронуты лишь в общих чертах для ознакомления, а во втором о них рассказывается уже более подробно.

В данном уроке будут рассмотрены такие принципы как принцип научности, принцип доступности, принцип целенаправленности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, принцип сознательности и активности, принцип прочности и принцип воспитания и развития. В заключение будут даны некоторые основные моменты главного труда Яна Коменского «Великая дидактика».

Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обучения

Урок 3. Психология и педагогика. Принципы эффективного обученияСвой тернистый путь педагогическая наука проходила вместе с психологией, ведь в педагогическом процессе – процессе взаимодействия учителя и ученика никак нельзя не учитывать психологические особенности как личности участвующих в нём людей, так и самого этого процесса. Непрерывная связь педагогики и психологии привела, в конечном счёте, к появлению нового научного направления – психологии образования или психологической педагогики.

Третий урок является ещё более интересным, т.к. в нём рассказывается о связи педагогики и психологии и самой психологии образования. Также мы отдельно поговорим о психологических основах обучения и представим вашему вниманию десять принципов эффективного обучения и развития, которые любой педагог сможет без каких бы то ни было затруднений применить в своей деятельности.

Урок 4. Традиционные методы обучения

Урок 4. Традиционные методы обученияНикакое обучение априори невозможно без методологии, ведь реализуется оно именно посредством них. И за множество десятилетий образовательная система сумела выработать и отточить до блеска эти методы. В настоящее время их называют традиционными, т.к. педагогическая деятельность образовательных учреждений построена на них. А эффективность традиционных методов обучения проверена на практике тысячами преподавателей.

В четвёртом уроке нашего курса мы рассмотрим такие методы обучения как лекция, рассказ, беседа, объяснение, учебная дискуссия, работа с книгой, демонстрация, упражнения, взаимообучение, лабораторная, практическая и самостоятельная работы. Помимо общего описания этих методов будут рассмотрены некоторые их разновидности и условия наибольшей эффективности в применении.

Урок 5. Современные методы обучения

Урок 5. Современные методы обученияЧеловечество не стоит и на месте, и вместе с ним развиваются абсолютно все области его деятельности: технологии, наука, медицина, промышленность, экономика и, конечно же, образовательная система. Меняется менталитет, социальные устои и нормы, взгляды людей на жизнь, а вместе с ними и взгляды на образование. То, что было эффективно и актуально те же 10-15 лет назад, сегодня уже не считается таковым. Если же оно таковым и остаётся, то в дополнение к нему появляются инновации.

Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы – современные – методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний

Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знанийЛюбой педагог должен осознавать, что эффективность педагогического процесса зависит не только от того, насколько хорошо он разбирается в преподаваемой им дисциплине и как хорошо умеет учить других, но ещё и от того, как именно он взаимодействует с учащимися, а точнее: какие методы применяет для воздействия на них. Очень важно, чтобы преподаватель умел стимулировать учащихся к познавательной деятельности и всячески способствовал повышению их успеваемости.

В заключительном уроке тренинга мы поговорим о педагогических методах воздействия на личность учащихся: убеждении, упражнении и приучении, обучении и стимулировании; раскроем основные их характеристики и разновидности. Кроме этого, отдельный раздел урока посвящён традиционным и современным методам оценки знаний: наблюдению, опросам, контрольным работам, рейтингам, тестированию и другим. Вы узнаете о том, когда эти методы наиболее эффективны и какое воздействие оказывают на личность учащихся.

Авторы курса: Кирилл Ногалес, Евгений Буянов.

Как проходить занятия?

Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело – предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы – это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам спланировать и систематизировать свои занятия.

Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и делаете конспект, а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день самопроверке (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

Дополнительные материалы

В разделе, посвящённом дополнительным материалам, вы найдёте небольшой список одних из самых популярных на сегодняшний день книг и учебников по педагогике и дидактике. Всего нами рассмотрено несколько книг, однако все они содержат в себе бесценный кладезь как теоретической, так и практической информации на тему педагогики и образования. Авторами этих книг являются специалисты в области педагогики и психологии, доктора наук, доценты и профессора с огромным опытом работы, а также авторы сотен статей и десятков книг в педагогической области.

Кстати говоря, на тему педагогики вообще и на тему педагога в частности можно найти немало интересных высказываний и афоризмов. Все их, конечно, мы перечислять не станем, но позволим себе привести несколько наиболее, на наш взгляд, интересных, чтобы вы могли получить дополнительный заряд мотивации и положительных эмоций, а также как бы из первых уст узнать о том, что же это означает – быть педагогом.

 

Цитаты знаменитых людей на тему педагогики

«Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически» Константин Ушинский

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» Лев Толстой

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека» Адольф Дистервег

«Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным» Цицерон

«Пой учителю хвалу до скончанья века,
Из тебя учитель твой сделал человека»

— Восточная мудрость

«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» Вудро Вильсон

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Василий Ключевский

«Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон

«Обучать — значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер

«Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое и мертв для будущего» Еврипид

Желаем вам успеха в освоении навыка!

Перейти к первому уроку

Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знанийКирилл НогалесУрок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знанийЕвгений Буянов

4brain.ru

33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.

Термин «дидактика»
восходит к греческому языку, в котором
«didaktikos»
означает «поучающий», a
«didasko»
– «изучающий». Впервые данный
термин ввел в научный оборот немецкий
педагог Вольфган Ратке
(1571–1635),
назвавший
свой курс лекций «Краткий отчет из
дидактики, или искусство обучения
Ратихия». В том же значении употребил
это понятие и великий чешский педагог
Ян Амос Коменский
(1592–1670),
опубликовав в
1657 г. в
Амстердаме свой знаменитый труд «Великая
дидактика, представляющая универсальное
искусство обучения всех всему». В
начале XIX века немецкий педагог И.Ф.
Гербарт придал дидактике статус целостной
и непротиворечивой теории воспитывающего
обучения. Неизменными
со времен Ратке остаются и основные
задачи дидактики – исследование проблем:
чему учить и как учить; современная
наука интенсивно исследует также
проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

В современном
понимании дидактика представляет собой
важнейшую отрасль научного знания,
которая изучает и исследует проблемы
образования и обучения.

Дидактика

теоретическая и одновременно
нормативно-прикладная наука. Дидактические
исследования своим объектом делают
реальные процессы обучения, дают знания
о закономерных связях между различными
его сторонами, раскрывают сущностные
характеристики структурных и содержательных
элементов процесса обучения. В этом
заключается научно-теоретическая
функция дидактики.

Полученное
теоретическое знание позволяет решать
многие проблемы, связанные с обучением,
а именно: приводить в соответствие с
изменяющимися целями содержание
образования, устанавливать принципы
обучения, определять оптимальные
возможности обучающих методов и средств,
конструировать новые образовательные
технологии, и т.д. Все это говорит о
нормативно-прикладной (конструктивной)
функции дидактики.

Дидактика как
педагогическая дисциплина оперирует
общими понятиями педагогики: воспитание,
педагогическая деятельность, образование,
педагогическое сознание и др. Но как
теория образования и обучения дидактика
имеет свои специфические понятия. К ним
относятся: обучение, преподавание,
учение, содержание образования, метод
учения и др.

Таким образом, под
дидактикой мы понимаем составную часть
педагогики, науку об обучении, исследующую
законы, закономерности, принципы и
средства обучения. Объектом дидактики
является это обучение. Предметом
дидактики является связь преподавания
(деятельности учителя) и учения
(познавательной деятельности ученика),
их взаимодействие.

Основные задачи
дидактики:

– описание и
объяснение процесса обучения и условий
его реализации;

– разработка в их
эффективности: организации учебного
процесса; новых обучающих систем; новых
технологий обучения.

Существуют
«частные дидактики» – методики обучения
отдельным учебным предметам, отдельных
категорий учащихся (методика начального
обучения, дидактика высшей школы), в
разных типах учебных заведений и формах
образования. У каждой методики обучения
свой объект – обучение предмету, обучение
определенных категорий учеников и т. Д

studfile.net

Дидактика, её происхождение и развитие

Процессы образования и обучения, тесно связанные с воспитанием являются не только предметом дидактики, но и являются органической частью воспитания.

Всем известно, что наше общество волнуется и заботится о том, чтобы накопленный ранее опыт, а также навыки, умения и знания также хорошо входили и осваивались вступающими в новую жизнь поколениями. Обучение и образование служит оной единственной цели. Этой самой целью и является освоение потомками ранее изученного опыта нашими предками.

Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Процесс обучения и образования в настоящее время являются предметом дидактике на современном этапе развития. Это значит, содержание образования, которое реализуется в учебных планах, учебниках, программах, а также средства и методы обучения, воспитательная роль всего учебного процесса, организационные формы обучения и условия, которые благоприятствуют творческому и активному труду обучающихся, а также их умственному и физическому развитию. Но речь идет о дидактике общей. Общая дидактика раскрывает закономерности обучения и образования, но не занимается исследованиям особенностей обучения какому — либо учебному предмету. Эта задача решается дидактикой частной или как ее еще называют, предметной.

Происхождение дидактики

Всем известно, что дидактика развивалась исторически, как и педагогика в целом. Дидактика развивалась, при этом выполняла те задачи, которые возникали перед учебным заведением на конкретных этапах развития всего человеческого общества.

Нынешняя дидактика есть сформировавшаяся, развитая отрасль педагогической науки, которая характеризуется особенным предметом и соответствующей системе методов и задачами, которые выдвигаются перед дидактикой ходом научно — технической революции, а также развитием не только культуры, но и экономики современного социалистического общества.

Рассмотрим важнейшие и самые главные этапы исторического развития дидактики, чтобы как можно глубже раскрыть дидактику, как теорию обучения и образования нового поколения.

Потребность в создании условий, при которых молодые поколения могли овладевать добытыми их предками знаниями и опытом, возникала по мере того, как в историческом развитии всего человечества происходило обобщение материальной и духовной жизни, обобщение практического опыта человечества в сфере труда, а также развитие искусства и науки. Такие условия созревали очень и очень редко на первых этапах культурного развития человечества. Это было обусловлено тем, что темп эволюции человечества в условиях примитивной трудовой деятельности был очень замедлен, кроме этого, человеческая способность к учению формировалась крайне трудно.

Как известно, способность к учению формировалась наряду с человеческой способностью изготовлять орудия. Это значит, что способность к учению формировалось и развивалось одновременно с усложнением человеческой трудовой деятельности.

Дидактика, её происхождение и развитие

Непрерывное развитие обучения как сферы человеческой деятельности в средние века, да и в древнем мире было вызвано ростом производства, развитием наук, а также ростом торговли. Это привело к тому, что начали создаваться определенные условия для возникновения теории обучения.

Это произошло в XVII веке, когда Яном Амосом Коменским (1592—1670) был создан его величайший капитальный труд «Великая дидактика». Коменский первым выдвинул задачу, которая заключалась в том, чтобы «всех учить всему». Кроме этого, он изложил последовательно все правила и принципы обучения детей. Педагог, несмотря на борьбу между новыми идеями в области науки и философии и между идеологией феодального общества, которые были так характерны для семнадцатого века, создал дидактику, которая не только содержала в себе новые идеи обучения и воспитания, но и продолжила их практики . Хотя при этом дидактика и не смогла освободиться от влияния религиозной идеологии.

Коменский в своих педагогических трудах опирался и на своих идейных предшественников, и на труды английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626).

Дидактика Яна Амоса Коменского построена на идее природосообразности воспитания (педагог утверждал, что человек — часть природы и подчиняется ее универсальным законам). Он стремился выявить закономерности, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания человека, исходя из своего смелого для того времени утверждения.

Коменский ставил перед собой задачу раскрыть «естественный порядок вещей» в обучении, который всегда и во всем приводит к успеху. Это и было также главной задачей его дидактики.

Развитие дидактики

Обучение — это процесс, в котором главную роль играет чувственное восприятие вещей. Коменский говорил, что ощущения являются источником всех знаний, поэтому он и считал, что учить детей нужно так, чтобы дети приобретали знания не из словесных рассуждений и книг, а путем изучения причинных связей и наблений за окружающими их вещами. При обучении, как говорил педагог, нежно равномерно развивать у учеников все органы чувст, а также подводить их к следующим, тонким наблюдениям явлений и предметов окружающего мира.

Такие положения давали дальнейшую дорогу для развития дидактики, но в них были и существенные недостатки.

Чувственное познание само по себе не может привести к истине, а одностороннее увлечение им, приводящее к формуле: «вещь — ядро, слова — кора и шелуха», не может стать основой теории обучения, обеспечивающего движение к истинным знаниям.

Ян Амос создал не только учебные пособия и учебники для детей, но и разработал методы обучения наукам и языкам. Эти методы значительно повысили успешность обучения детей.

Значение Коменского, как педагога, в истории самой педагогики заключается в том, что, он раскрыл в обучении две стороны: объективную (законы обучения) и субъективную (искусное применение этих законов), а также положил начало теории обучения (дидактики) и искусству преподавания.

Следующим великим педагогом стал Жан Жак Руссо (1712- 1778). Он боролся за свободное развитие каждого человека, а также за идею всемерной активности ребенка. Педагог критиковал и был недоволен существовавшим в то время обучением в школе, его книжным характером, скованностью действий детей и отрывом их от жизни. Руссо выдвинул концепцию обучения, которая опиралась на непосредственные запросы ребенка и его потребности.

Дидактика, её происхождение и развитие

Согласно этой концепции, нельзя в угоду подготовке ребенка к будущей жизни игнорировать его потребности и интересы; в действительности, наилучшую подготовку к будущей жизни ребенок получит в том случае, если в детстве будет заниматься тем, что имеет важное значение в его сегодняшней жизни. Только в этих условиях, как считал педагог, произойдет умственное развитие ребенка.

Но есть и отрицательная сторона концепции Жан Жака Руссо. Она заключается в том, что педагог пришел к выводм о том, что ребенок сам определяет свой путь учения и развития.

Однако идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видел в том, чтобы пробуждать спящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Для этого он предлагал три средства: культуру сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений, в анализе наблюдений и приведении их в логические связи, в ознакомлении с языком для их выражения, и нравственное развитие.

Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения — в развитии человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека, в воспитании трудолюбия. Обучение должно сообразовываться с психологией ученика, развивающегося в процессе обучения.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *