Общие способности – . . . . ,

Общие и специальные способности

Существует
множество классификаций способностей.
Чаще всего способности делят на общие
и специальные, которые  в
свою очередь, могут подразделяться на
теоретические и практические, учебные
и творческие, предметные и межличностные.

К
общим способностям относят те, от наличия
которых зависят успехи человека в самых
разных областях деятельности. К ним
можно отнести способности, отражающие
скорость и специфику протекания
мыслительных процессов, таких как
память, внимание, концентрация. Так же
к общим способностям относится общая
координация и точность движений,
специфика речевой функции и некоторые
другие. Таким образом, под общими
способностями понимают способности,
свойственные большинству людей.

Специальными
называют те способности человека,
которые определяют его успехи в конкретной
деятельности, для осуществления которой
необходимы специфического рода задатки
и их развитие. К таким способностям
относятся музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественные, спортивные. Так же, к
числу общих способностей человека, с
полным основанием, можно отнести
коммуникативные способности. Эти
способности социально обусловлены. Они
формируются у человека на протяжении
всей его жизни в процессе социального
взаимодействия с обществом. Без данной
группы способностей человеку было бы
крайне трудно жить среди
себе подобных. Так, например, без владения
речевыми навыками как средством общения,
без умения адаптироваться в социуме,
нормальная жизнь и психическое развитие
человека были бы невозможны. Отсутствие
у человека такого рода способностей
явилось бы непреодолимой преградой на
пути превращения его из биологического
существа в социальное.

Следует
отметить, что, безусловно, наличие у
человека общих способностей не исключает
развития специальных способностей, а,
напротив, служит хорошей базой для их
развития. Большинство исследователей
проблемы способностей сходятся в том,
что общие и специальные способности не
противоречат и не исключают друг друга,
а сосуществуют, взаимно дополняя и
обогащая друг друга. Например, для
овладения игрой на различных музыкальных
инструментах, кроме специальных
способностей, таких как музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальность,
необходимо и наличие таких общих
способностей, как хорошая память,
координация движений, высокий уровень
концентрации внимания. Более того, без
наличия перечисленных общих способностей,
овладение профессией на высоком уровне
просто невозможно. Кроме того, в некоторых
случаях высоко развитые общие способности
могут выступать в качестве специальных
способностей для некоторых специфических
видов деятельности. Часто наличие
высокого уровня общих способностей у
человека может компенсировать некоторые
недостающие элементы
в комплексе специальных способностей
для какого-либо вида деятельности.

Одаренность

Понятие
одаренности не имеет единого общепризнанного
определения. Наиболее распространенным
является определение, данное немецким
психологом В. Штерном. По его словам,
одаренность является общей способностью
индивида к сознательной ориентации
своего мышления на новые требования,
это общая способность психики
приспосабливаться к новым задачам и
условиям жизни.

Одаренность
является природно и наследственно
обусловленным явлением. Это функция
личности и всей системы условий
жизнедеятельности в ее единстве. Она
неразрывно связана со всеми этапами
жизни человека и поэтому может проявляться
на разных этапах развития7.

Природные
задатки человеческого организма сами
по себе не являются определяющими
степень одаренности человека. Они
являются лишь неотъемлемыми компонентами
системы факторов, влияющих на успешное
развитие личности. Степень одаренности
выражает потенциал внутренних возможностей
для развития личности.

Одаренность
проявляется только в соотношении с
условиями, в которых происходит
определенная деятельность человека.
Она отражает внутренние данные и
возможности человека, то есть внутренние
психологические условия деятельности
в их соотношении с требованиями, которые
ставит пере человеком ее выполнение.
Для динамики одаренности большое
значение имеет уровень требований,
выдвигаемых в ходе деятельности человека,
в частности, тех требований, которые
ставит перед учеником учебная программа.
Для того, чтобы происходило развитие
одаренности, эти требования должны быть
достаточно высокими, однако, при этом,
посильными8.

В
педагогике до сих пор активно обсуждается
вопрос о соотношении одаренности и
специальных способностей. Основная
проблема заключается в соотношении
общего и специального образования и
развития. Решение данного рода проблемы
имеет большое значение для детской
педагогической психологии.

Установлено,
что генетически соотношение между общим
и специальным развитием, а соответственно
— между одаренностью и специальными
способностями — с возрастом меняется.
Применение каждого из этих психологических
понятий является правомерным, однако
их характер, по сути, является относительным.
Специальные способности как структурно,
так и генетически связаны с одаренностью,
а одаренность проявляется в специальных
способностях и развивается в них.

Одаренность
представляет собой своеобразное
сочетание нескольких способностей, от
которых зависит возможность достижения
разного уровня и значения успехов в
выполнении той или иной деятельности.
Определение степени одаренности
существенно зависит от того, какой вес
предоставляется тем или иным видам
деятельности и что понимается под
успешным выполнением конкретной
деятельности9.

Одаренность
и способности людей отличаются не
количественно, а качественно.
Качественные различия одаренности
выражаются в уровне ее сформированности.
На основании этого, важной задачей
исследований в области способностей
человека является нахождение качественных
отличий.

Таким
образом, цель исследования одаренности
состоит не в том, чтобы ранжировать
людей на способных и не способных, а в
разработке способов научного анализа
качественных особенностей одаренности
и способностей. Основной вопрос не в
том, насколько одарен или способен
конкретный человек, а в том, каков
характер одаренности и способностей
этого человека.

studfile.net

14. Понятие о способностях. Общие и специальные способности.

Способности –
индивидуально психологические особенности
человека, проявляющиеся в деятельности
и являющиеся условием ее успешности.
От уровня развития способностей зависят
скорость, легкость и прочность процесса
овладения знаниями, навыками и умениями,
но сами способности не сводятся к
знаниям, навыкам и умениям. Всякая
способность развивается в соответствующей
деятельности.

Деятельность, в
которой выявляются и развиваются
способности, должна быть посильной, но
в то же время она требует от человека
преодоления трудностей, интенсивных
упражнений. Таким образом, для
самореализации личности необходима
деятельность по способностям (развивающая),
а это означает высокую требовательность
к профориентации и выбору конкретной
профессии.

Среди свойств и
особенностей личности, образующих
структуру конкретных способностей,
одни играют ведущую роль, другие –
вспомогательную, образуя единство,
обеспечивающее успешность данной
деятельности.

По содержанию и
степени сложности принято выделять:

– элементарные
(основные) способности – совокупность
отдельных свойств личности как обобщение
психических процессов, свойственных
всем людям примерно в равной степени;

– сложные общие
способности – к труду, общению, речи,
обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны
всем людям, но в различной степени;

– сложные частные
(специальные) способности – совокупность
отдельных свойств личности, обеспечивающих
достижение человеком выдающихся
результатов в какой-либо специальной
области деятельности.

Выделяют следующие
уровни
способностей
:
репродуктивный
– обеспечивает высокое умение усваивать
знания, овладевать различными видами
деятельности; творческий
– обеспечивает создание нового,
оригинального.

Как и все индивидуальные
психологические особенности личности,
способности не есть нечто данное от
природы, врожденное, получаемое в готовом
виде, – они формируются в процессе жизни
и деятельности.

Общие способности
— это благоприятные возможности развития
таких особенностей психики человека,
которые одинаково важны для многих
видов деятельности. К их числу относятся:
общий уровень интеллектуального
развития, внимательность, память, волевые
качества, грамотная речь, работоспособность
и др.

Специальные,
или профессиональные, способности —
это возможности к развитию отдельных
психических качеств для конкретного
вида деятельности: музыкальные,
математические, лингвистические,
спортивные и т.д. Они предполагают для
своего развития упорную и длительную
тренировку.

15. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций и чувств.

В эмоциях и чувствах
человек проявляет свое отношение к
содержанию познаваемого. Чувства и
эмоции зависят от особенностей отражаемых
предметов. Между человеком и окружающим
миром складываются объективные отношения,
которые становятся предметом чувств и
эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется
также удовлетворенность или
неудовлетворенность человека своим
поведением, поступками, высказываниями,
деятельностью. Эмоции и чувства – это
своеобразное личностное отношение
человека к окружающей действительности
и к самому себе. Чувства и эмоции не
существуют вне познания и деятельности
человека. Они возникают в процессе
деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат
объективно существующие предметы и
явления, выполняемая деятельность,
изменения, происходящие в нашей психике
и организме. В разное время значимость
одних и тех же предметов бывает
неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств
определяется потребностями, мотивами,
стремлениями, намерениями человека,
особенностями его воли, характера. С
изменением какого-либо из этих компонентов
меняется отношение к предмету потребности.
В этом проявляется личностное отношение
человека к действительности. Чувства
выполняют две функции: сигнальную и
регулирующую. Сигнальная функция чувств
выражается в том, что переживания
возникают и изменяются в связи с
происходящими изменениями в окружающей
среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается
в том, что стойкие переживания направляют
наше поведение, поддерживают его,
заставляют преодолевать встречающиеся
на пути преграды или мешают протеканию
деятельности, блокируют ее.

Основные виды
эмоций:

Аффект
– стремительный бурно развивающийся
эмоциональный процесс взрывного
характера, который при определенных
обстоятельствах может дать разрядку в
действии.

Страсть
– сильное, стойкое, длительное чувство,
которое, пустив корни в человеке,
захватывает его, владеет им. Собственно
эмоции

более длительные, чем аффекты. Реакция
не только на события свершившиеся, но
и на вероятные. В отличие от аффектов
могут слабо проявляться.

Настроение
– общее эмоциональное состояние в
течении длительного времени. Окрашивает,
придает эмоциональный тон. В отличие
от эмоций и чувств настроение не
предметно, а личностно. Оно не ситуативно,
а растянуто во времени. Чувства
— еще более, чем эмоции, устойчивые
психические состояния, имеющие четко
выраженный предметный характер: они
выражают устойчивое отношение к
каким-либо объектам (реальным или
воображаемым).

Стресс
– эмоциональные состояния, которые
возникают в необычно трудной ситуации
и переживаются с большой внутренней
напряженностью, тревожностью.

Виды чувств:

моральные
(переживание человеком его отношения
к другим людям),

интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной
деятельностью),

эстетические
(чувства красоты при восприятии искусства,
явлений природы),

практические
(чувства, связанные с деятельностью
человека).

studfile.net

Общие способности — это… Что такое Общие способности?



Общие способности
— такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Словарь-справочник по педагогической психологии.
М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
2001.

  • Общеучебные умения и навыки
  • Обучение

Смотреть что такое «Общие способности» в других словарях:

  • общие способности — bendrieji gabumai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Bendrasis intelektas, intelekto testais matuojama individų savybė – proto gebėjimai suprasti, skirti, lyginti, įsiminti, mąstyti, t. y. spręsti problemas, remiantis žiniomis,… …   Sporto terminų žodynas

  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ — система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности …   Словарь по педагогической психологии

  • ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — способности, которые в той или иной степени развиты у многих людей, оказывающие влияние на успешность выполнения ими многих различных видов деятельности …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… …   Википедия

  • способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ —         индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… …   Философская энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОБЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОТЕРАПИИ —         Прогресс в психотерапии в настоящее время проявляется не только в разработке новых методов, но и в попытке синтеза концепций и технических приемов, поиске более гибкой интегративной психотерапевтической парадигмы. Одной из существенных… …   Психотерапевтическая энциклопедия

pedagogic_psychology.academic.ru

Тема 3 способности

Что
такое способности.

Общие
и специальные способности.

Способности
и личность.

Развитие
способностей у младших школьников.

3.1. Что такое способности

Одной
из самых сложных и интересных проблем
пси­хологии является проблема
индивидуальных различий. Трудно назвать
хоть одно свойство, качество, черту
чело­века, которое не входило бы в
круг этой проблемы. Пси­хические
свойства и качества людей формируются
в жиз­ни, в процессе обучения, воспитания,
деятельности. При одних и тех же
образовательных программах и методах
обучения мы видим у всех индивидуальные
особенности. И это прекрасно. Потому-то
так и интересны люди, что они разные.

Центральным
моментом в индивидуальных особеннос­тях
человека являются его способности,
именно способ­ности определяют
становление личности и обусловливают
степень яркости ее индивидуальности.

Способности

это внутренние условия развития
чело­века, которые формируются в
процессе его взаимодействия с внешним
миром.

«Человеческие
способности, отличающие человека от
других живых существ, составляют его
природу, но сама природа человека —
продукт истории, — писал С.Л. Рубин­штейн.
Природа человека формируется и изменяется
в про­цессе исторического развития
в результате трудовой дея­тельности
человека. Интеллектуальные способности
фор­мировались по мере того, как,
изменяя природу, человек познавал ее,
художественные, музыкальные и т.п.
фор-мировались вместе с развитием
различных видов искусст­ва»1.

Понятие
«способность» включает в себя три
основных признака:

Во-первых,
под
способностями понимают
индивидуаль­но-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого. Это особенности ощущений и
вос­приятия, памяти, мышления,
воображения, эмоций и воли, отношений
и двигательных реакций и пр.

Во-вторых,
способностями
называют не вообще инди­видуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятель­ности или многих
деятельностей. Существует огромное
многообразие видов деятельности и
отношений, каждый из которых требует
определенных способностей для своей
реализации на достаточно высоком уровне.
Такие свойства, как вспыльчивость,
вялость, безразличность, которые,
несомненно, являются индивидуальными
особенностями людей, обычно не называются
способностями, потому что не рассматриваются
как условия успешности выполнения
какой-либо деятельности.

В-третьих,
под
способностями подразумевают такие
индивидуальные особенности, которые
не сводятся к на­личным навыкам,
умениям или знаниям человека, но ко­торые
могут объяснить легкость и быстроту
приобретения этих знаний и навыков2.

На
основании вышесказанного можно вывести
следую­щее определение.

Способности
— это такие индивидуально-психологичес­кие
особенности человека, которые отвечают
требовани­ям данной деятельности и
являются условием ее успешно­го
выполнения.

Иными
словами, под способностями понимают
свой­ства, или качества, человека,
делающие его пригодным к успешному
выполнению определенной деятельности.
Нельзя быть просто «способным» или
«способным ко все­му», безотносительно
к какому-либо определенному за­нятию.
Всякая способность обязательно является
способ­ностью к чему-нибудь, к какой-либо
деятельности. Спо­собности и проявляются,
и развиваются только в дея-

1Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. -С.
127.

2См.:
Теплое
Б.М.
Избранные
труды: В 2 т. -М., 1985. — Т.1. — С.16.тельности,
и определяют большую или меньшую
успеш­ность в выполнении этой
деятельности.

Показателями
способностей в процессе их развития
могут служить темп, легкость усвоения
и быстрота про­движения в той или иной
области человеческой деятель­ности.

Человек
не рождается, имея способности к той
или иной деятельности. Врожденными
могут быть только задатки, составляющие
природную основу развития способностей.

Задатки
— это особенности строения мозга и
нервной системы, органов чувств и
движений, функциональные особенности
организма, данные каждому от рождения.

К
задаткам относятся некоторые врожденные
особен­ности зрительного и слухового
анализаторов, типологи­ческие свойства
нервной системы, от которых зависит
быстрота образования временных нервных
связей, их проч­ность, сила сосредоточенного
внимания, выносливость нервной системы,
умственная работоспособность. В каче­стве
задатков следует рассматривать также
уровень разви­тия и соотношения первой
и второй сигнальных систем. И.П. Павлов
различал три специально человеческих
типа высшей нервной деятельности:
художественный
тип
с
от­носительным преобладанием первой
сигнальной системы, мыслительный
тип
с
относительным преобладанием вто­рой
сигнальной системы, третий
тип —
с
относительной уравновешенностью
сигнальных систем. Для людей худо­жественного
типа характерна яркость непосредственных
впечатлений, образность восприятия и
памяти, богатство и живость воображения,
эмоциональность. Люди мысли­тельного
типа склонны к анализу и систематизации,
к обобщенному, абстрактному мышлению.

Задатками
могут являться и индивидуальные
особен­ности строения отдельных
участков коры головного мозга. Но задатки
— лишь предпосылки развития способностей,
они являются одним, хоть и очень важным,
из условий развития и формирования
способностей. Если человек даже с самыми
хорошими задатками не будет заниматься
соот­ветствующей деятельностью,
способности у него не разо­вьются.
Благоприятная среда, воспитание и
обучение спо­собствуют раннему
пробуждению задатков. Например,
Римский-Корсаков уже с двухлетнего
возраста хорошо различал все мелодии,
которые пела его мать, в четыре года он
уже напевал все, что играл отец, вскоре
сам на­чал подбирать на фортепьяно
слышанные от отца пьесы.Игорь Грабарь
рассказывает про себя: «Когда началась
страсть к рисованию, не помню, но
достаточно сказать, что не помню себя
нерисующим».

Способность
не может возникнуть без соответствующей
конкретной деятельности. Нельзя понимать
дело так, что способность существует
до того, как началась соответству­ющая
деятельность, и только используется в
последней. Абсолютный слух как способность
не существует у ребен­ка до того, как
он впервые стал перед задачей узнавать
высоту звука. До этого существовал
только задаток как анатомо-физиологический
факт. И тонкий музыкальный слух может
быть нереализованным, если человек не
будет специально заниматься музыкой.
Поэтому музыкальные за­нятия с
маленькими детьми, даже если малыши не
обна­руживают ярких музыкальных
талантов, имеют большое значение для
развития их музыкальных способностей.

Способности
не только проявляются в деятельности,
но и создаются в этой деятельности. Они
всегда являются результатом развития.
По самому своему существу способ­ность
есть понятие динамическое — существует
только в движении, только в развитии.

Развитие
способностей совершается по спирали:
реа­лизация возможностей, которые
представляет способность одного уровня,
открывает новые возможности для
даль­нейшего развития, для развития
способностей более вы­сокого уровня
(С.Л. Рубинштейн).

Так,
способности ребенка формируются
постепенно посредством овладения им в
процессе обучения содержа­нием
материальной и духовной культуры,
техники, на­уки, искусства. Исходной
предпосылкой для этого разви­тия
способностей служат врожденные задатки
(отметим, что понятия «врожденный» и
«наследственный» не явля­ются
тождественными).

Не
следует думать, что каждой способности
соответ­ствует особый задаток. Задатки
многозначны и могут реа-лизовываться
в различных типах способностей, на их
ос­нове могут выработаться разные
способности в зависимо­сти от того,
как будет проходить жизнь человека,
чему он учится, к чему испытывает
склонность. Задатки могут в большей или
меньшей степени обусловить своеобразие
раз­вития человека, стиль его
интеллектуальной или другой деятельности.

Нельзя
заранее указать точные границы в развитии
тех или иных способностей, определить
«потолок», предел ихразвития. Это связано
с тем, что любая деятельность тре­бует
для своего осуществления не одной, а
нескольких спо­собностей, и они могут
до известной степени компенси­ровать,
заменять друг друга. Учась и осваивая
то, что было создано человечеством за
всю историю его существования, мы
развиваем свои природные качества, свои
задатки, пре­вращаем их в способности
к деятельности. Каждый чело­век к
чему-нибудь способен. Способности
развиваются у человека по мере того,
как он осваивает какую-нибудь де­ятельность,
область знания, учебный предмет.

Способности
человека развиваются и отрабатываются
на том, что он делает. Можно привести в
пример П.И. Чай­ковского. Абсолютного
слуха у него не было, на плохую музыкальную
память композитор сам жаловался, на
рояле играл бегло, но не столь уж хорошо,
хотя музицировал с детства. Композиторской
деятельностью П.И. Чайковский впервые
занялся, уже окончив училище правоведения.
И несмотря на это, он стал гениальным
композитором.

Выделяют
два уровня развития способностей:
репродук­тивный
и
творческий.
Человек,
находящийся на первом уровне развития
способностей, обнаруживает высокую
способность овладевать умением, усваивать
знания, овла­девать деятельностью и
осуществлять ее по предложенно­му
образцу, в соответствии с предложенной
идеей. На вто­ром уровне развития
способностей человек создает новое,
оригинальное.

В
процессе овладения знаниями и умениями,
в процес­се деятельности человек
«переходит» с одного уровня на другой.
Соответственно изменяется и структура
его спо­собностей. Как известно, даже
очень одаренные люди на­чинали с
подражания, а затем, только по мере
приобре­тения опыта, проявляли
творчество.

‘Учеными
установлено, что не отдельные способности
как таковые непосредственно определяют
возможность успешного выполнения
какой-либо деятельности, а лишь то
своеобразное сочетание этих способностей,
которое характеризует данную личность.

Одной
из важнейших особенностей психики
человека является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних свойств
другими, вследствие чего относительная
слабость какой-нибудь одной способности
вовсе не исклю­чает возможности
успешного выполнения даже такой
дея­тельности, которая наиболее тесно
связана с этой способ­ностью. Недостающая
способность может быть в оченьшироких
пределах компенсирована другими,
высокораз­витыми у данного человека.
Б.М. Теплов подчеркивал важ­ность
выдвижения и разработки рядом зарубежных
психо­логов, и в первую очередь В.
Штерном, понятия компен­сации
способностей и свойств.

Отдельные
способности не просто сосуществуют
друг с другом. Каждая способность
изменяется, приобретает ка­чественно
иной характер в зависимости от наличия
и сте­пени развития других способностей.
Л.С. Выготский пи­сал: «Каждая наша
„способность» работает на самом деле
в таком сложном целом, что, взятая сама
по себе, она не дает и приблизительного
представления о настоящих воз­можностях
ее действия. Человек со слабой памятью
тогда, когда мы ее исследуем в изолированном
виде, может ока­заться запоминающим
лучше, чем человек с хорошей па­мятью,
просто в силу того, что память никогда
не высту­пает сама по себе, но всегда
в тесном сотрудничестве со вниманием,
общей установкой, мышлением — и совокуп­ное
действие этих различных способностей
может оказаться совершенно независимым
от абсолютной величины каж­дого из
слагаемых»1.

Своеобразное
сочетание способностей, которое
обес­печивает человеку возможность
успешного выполнения какой-либо
деятельности, называется одаренностью.

Проблема
одаренности — это прежде всего качествен­ная
проблема (С.Л. Рубинштейн). Первый,
основной воп­рос — каковы способности
человека, к чему у него способ­ности
и в чем их качественное своеобразие. Но
эта каче­ственная проблема имеет и
свой количественный аспект.

Высокая
ступень развития способностей называется
талантом.

Талантливые
люди способны решать в какой-то облас­ти
знаний или практики сложные теоретические
и прак­тические задачи, способны
создавать материальные или духовные
ценности, отличающиеся новизной и
имеющие прогрессивное значение. В этом
смысле мы говорим о та­лантливых
ученых, писателях, учителях, художниках,
кон­структорах, руководителях и пр.

Талант
может проявляться в любой человеческой
дея­тельности, а не только в области
науки или искусства. Та­лантливым
может быть и лечащий врач, и учитель, и
ква­лифицированный рабочий, и
руководитель, и аграрий, и летчик,
и др.

1Выготский
Л. С.
Педагогическая
психология. — М., 1991. — С. 231.Талантливыми
также называют людей, способных быс­тро
усваивать знания и правильно применять
их в жизни и в своей деятельности. Это
талантливые ученики и талант­ливые
студенты, талантливые скрипачи и
пианисты, та­лантливые инженеры и
строители.

Гениальность

это наивысшая степень проявления
творческих сил человека. Это создание
качественно но­вых творений, открывающих
новую эру в развитии куль­туры, науки,
практики. Так, А.С. Пушкин создал
произ­ведения, с появлением которых
начинается новая эпоха в развитии
русской литературы и русского литературного
языка.

Можно
сказать так: гений открывает и создает
новое, а талант это новое понимает,
быстро усваивает, прилагает к жизни и
продвигает вперед.

Гениальные
и талантливые люди — это люди с очень
развитым умом, наблюдательностью,
воображением. М. Горький замечал: «Великие
люди — это те, у которых лучше, глубже,
острее развиты способности наблюдения,
сравнения и домысла — догадки и „сметки»».

Для
творческой деятельности обязателен
так называе­мый широкий кругозор,
знакомство со многими облас­тями
знания и культуры. Тот, кто «по уши»
погрузился в узкую научную область,
лишает себя источника анало­гий.

У
многих выдающихся людей высокие
способности про­являлись в разных
областях знания. Многие из них были
разносторонними по своим способностям.
Например, Ари­стотель, Леонардо да
Винчи, М.В. Ломоносов. Вот что пи­сала
о себе Софья Ковалевская: «Я понимаю,
что вас так удивляет, что я могу заниматься
зараз и литературой и математикой.
Многие, которым никогда не представлялось
случая более узнать математику, смешивают
ее с арифме­тикой и считают ее наукой
сухой и бесплодной. В сущнос­ти же это
наука, требующая наиболее фантазии, и
один из первых математиков нашего
столетия говорит совер­шенно верно,
что нельзя быть математиком, не будучи
в то же время и поэтом в душе. Только,
разумеется, чтобы понять верность этого
определения, надо отказаться от старого
предрассудка, что поэт должен что-то
сочинять несуществующее, что фантазия
и вымысел — это одно и то же. Мне кажется,
что поэт должен видеть то, чего не видят
другие, видеть глубже других. И это же
должен и матема­тик».3.2.
Общие и специальные
способности

Различают
способности общие,
которые
проявляются везде или во многих областях
знания и деятельности, и специальные,
которые
проявляются в какой-то одной об­ласти.

Достаточно
высокий уровень развития общих
способ­ностей
— особенностей мышления, внимания,
памяти, восприятия, речи, умственной
активности, любознатель­ности,
творческого воображения и пр. — позволяет
дости­гать значительных результатов
в самых разных областях человеческой
деятельности при интенсивной,
заинтере­сованной работе. Почти не
бывает людей, у которых рав­номерно
выражены все перечисленные выше
способнос­ти. Например, Ч. Дарвин
отмечал: «Я превосхожу людей среднего
уровня в способности замечать вещи,
легко ус­кользающие от внимания, и
подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные
способности
— это способности к опреде­ленной
деятельности, которые помогают человеку
дости­гать в ней высоких результатов.
Главное различие между людьми состоит
не столько в степени одаренности и
ко­личественной характеристике
способностей, сколько в их качестве — к
чему именно он способен, какие это
способ­ности. Качество способностей
и определяет своеобразие и неповторимость
одаренности каждого человека.

И
общие, и специальные способности
неразрывно свя­заны друг с другом.
Лишь единство общих и специальных
способностей отражает истинный характер
способностей человека. В.Г. Белинский
тонко замечал: «Как ни дробите жизнь,
она всегда едина и цельна. Говорят: для
науки ну­жен ум и рассудок, для
творчества — фантазия, и думают, что этим
порешили дело начисто… А для искусства
не нужно ума и рассудка? А ученый может
обойтись без фан­тазии?».

Специальные
способности сложились в ходе развития
человеческого общества и человеческой
культуры. «Все специальные способности
человека — это, в конце кон­цов, различные
проявления, стороны общей его способ­ности
к освоению достижений человеческой
культуры и ее дальнейшему продвижению,
— отмечал С.Л. Рубин­штейн. — Способности
человека — это проявления, сторо­ны
его способности к обучению и труду»1.

1Рубинштейн
С.Л.
Основы
общей психологии. — М., 1946. — С.643.Развитие
специальных способностей каждого
человека является не чем иным, как
выражением индивидуального пути его
развития.

Специальные
способности классифицируются в
соот­ветствии с различными областями
деятельности человека: литературные
способности, математические,
конструктив­но-технические, музыкальные,
художественные, лингви­стические,
сценические, педагогические, спортивные,
способности к теоретической и практической
деятельнос­ти, духовные способности
и др. Все они являются порож­дением
сложившегося в истории человечества
разделения труда, возникновения новых
областей культуры и выделе­ния новых
видов деятельности как самостоятельных
заня­тий. Все виды специальных
способностей являются резуль­татом
развития материальной и духовной
культуры чело­вечества и развития
самого человека как существа мыслящего
и деятельного.

Способности
каждого человека достаточно широки и
разнообразны. Как уже отмечалось, они
и проявляются, и развиваются в деятельности.
Любая деятельность чело­века — сложное
явление. Ее успешность не может быть
обеспечена только одной способностью,
каждая специ­альная способность
включает в себя ряд компонентов, которые
в своем сочетании, единстве образуют
структуру этой способности. Успешность
в занятиях какой-либо де­ятельностью
обеспечивается особым сочетанием
различ­ных компонентов, входящих в
структуру способностей. Влияя друг на
друга, эти компоненты придают способ­ности
индивидуальность, неповторимость.
Именно поэто­му каждый человек
способен, талантлив по-своему в той
деятельности, в которой трудятся и
другие люди. Напри­мер, один музыкант
может быть талантлив в игре на скрипке,
другой — на рояле, третий — в дирижировании,
проявляя и в этих специальных областях
музыки свой индивидуальный творческий
почерк.

Развитие
специальных способностей является
сложным и длительным процессом. Для
разных специальных спо­собностей
характерно неодинаковое время их
выявления. Ранее прочих проявляются
дарования в области искусств, и прежде
всего в музыке. Установлено, что в
возрасте до 5 лет развитие музыкальных
способностей происходит наи­более
благоприятно, так как именно в это время
форми­руются музыкальный слух и
музыкальная память ребенка. Примерами
ранней музыкальной одаренности могут
слу-жить В.А. Моцарт, обнаруживший
незаурядные способно­сти уже в 3 года,
Ф.Й. Гайдн — в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель­сон
— в 5 лет, С.С.
Прокофьев
— в 8 лет. Несколько позже проявляются
способности к живописи и скульптуре: у
С. Рафаэля — в 8 лет, у Б. Микельанджело —
в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет.

Технические
способности выявляются, как правило,
позднее, чем способности в области
искусств. Это объяс­няется тем, что
техническая деятельность, техническое
изобретательство требуют весьма высокого
развития выс­ших психических функций,
прежде всего мышления, ко­торое
формируется в более позднем возрасте
— подростко­вом. Однако знаменитый
Паскаль осуществил техническое
изобретение уже в 9 лет, но это одно из
редких исключе­ний. Вместе с тем
элементарные технические способности
могут проявляться у детей уже и в 9-11
лет.

В
области научного творчества способности
выявляют­ся существенно позднее, чем
в других сферах деятельнос­ти, как
правило после 20 лет. При этом раньше
других обнаруживаются математические
способности.

Необходимо
помнить, что любые творческие способ­ности
сами по себе не превращаются в творческие
свер­шения. Для того чтобы получить
результат, необходимы знания и опыт,
труд и терпение, воля и желание, нужна
мощная мотивационная основа творчества.

3.3.
Способности и личность

Способности
не могут быть поняты и не могут
рассмат­риваться вне личности. Развитие
способностей и развитие личности —
взаимообусловленные процессы. Именно
на это обращают внимание психологи,
подчеркивая, что «разви­тие способности
дает не только практический эффект,
по­вышая качество деятельности, но и
личностный эффект удовлетворения от
ее процесса, который, выступая
под­креплением, оказывается, в свою
очередь, условием спо­собности» (К.А.
Абульханова-Славская).

Успех
или неуспех в значимой для человека
деятельно­сти влияет на развитие его
личности, формирует его лич­ностное
достоинство. Без развития способностей
не может происходить развития личности.
Способности лежат в ос­нове
индивидуальности, уникальности человека.
Гениаль­ность и талантливость
выражаются не только в сильном развитии
интеллекта. Признаком высоких способностей
иодаренности является устойчивое
внимание, эмоциональная
!
страстность,
сильная воля.
Все
гениальные люди отлича­лись горячей
любовью и страстностью к своему делу.
Так, А.В. Суворов был весь предан военному
делу, А.С. Пуш­кин — поэзии, И.П. Павлов
— науке, К.Э. Циолковский -изучению
межпланетных космических полетов.

Страстное
отношение к делу способствует
концентри­рованное™ всех познавательных,
творческих, эмоциональ­ных и волевых
сил.

Неверно
думать, что способным людям все дается
лег­ко, без особого труда. Как правило,
у людей, которых мы называем талантливыми,
способности к той или иной де­ятельности
всегда сочетаются с трудолюбием. Многие
та- , лантливые ученые, писатели, художники,
педагоги и дру­гие деятели подчеркивали,
что талант — это труд, умно­женный на
терпение. Великий ученый А. Эйнштейн
как-то сказал в шутливой форме, что он
добился успехов только потому, что его
отличало «упрямство мула и страшное
любопытство». М. Горький говорил о себе:
«Я знаю, что обязан успехом моим не
столько природной талантливос­ти,
сколько умению работать, любви к труду».

В
развитии способностей человека большое
значение имеет и его собственная
работа над собой.
Жизнь
знамени- • тых людей показывает, что
главнейшим в их творческой деятельности
является способность непрерывно
работать, умение месяцы, годы, десятилетия
добиваться намечен­ной цели, неустанно
искать пути ее достижения.

Вспомним
о жизни и деятельности великого русского
полководца А.В. Суворова. Его гениальные
способности раз­вивались не только
в процессе активной военной деятель­ности,
но и в результате собственной упорной
работы над собой. Суворов с детских лет
увлекался военным делом, зачитывался
описаниями походов великих полководцев
древности: Александра Македонского,
Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он
был слабым и болезненным ребен­ком.
Но с юношеских лет сам сумел создать
то, чего ему не дала природа, — здоровье,
выносливость, железную волю. Добился
он всего этого постоянной тренировкой
и закал­кой своего тела. Суворов сам
придумывал для себя различ­ные
гимнастические упражнения и постоянно
ими зани­мался: обливался холодной
водой круглый год, купался и плавал до
заморозков, преодолевал самые крутые
овраги, лазил на высокие деревья и,
забравшись на самую вер­хушку, качался
на ветках. Ночами на неоседланной лоша-ди
скакал он без дорог по полям и лесам.
Постоянные физические упражнения так
закалили Суворова, что даже 70-летним
стариком он не знал усталости.

Развитие
способностей человека тесно связано с
раз­витием интересов.

Интерес
— это индивидуальная особенность
личности, ее направленность на то, что
человек считает в мире и в своей жизни
наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают
непосредственный
и
опосредованный
интерес.
Первый связан с занимательностью,
увлекательностью, приятностью того,
что вызвало наш интерес. Например, мы
говорим об интересном спектакле, о
встрече с инте­ресным человеком, об
интересной лекции и пр. Этот ин­терес
проявляется главным образом в
непроизвольном внимании и является
весьма кратковременным.

Второй
опосредован нашим осознанным желанием
все больше узнавать о предмете, человеке,
явлении. Этот ин­терес является
произвольным, т.е. мы изъявляем свою
волю, свое желание глубже проникнуть в
суть того, что нам интересно. Опосредованность
интереса выражается в более или менее
длительной, устойчивой направленности
личности на определенный предмет, на
определенную об­ласть действительности
и жизни, на определенную дея­тельность.
Именно наличие такого интереса составляет
ин­дивидуальную особенность личности.

Интересы
людей различаются прежде всего по
содер­жанию, которое определяется
теми предметами или обла­стями
действительности, на которые эти интересы
направ­лены.

Интересы
людей различаются по
широте. Узкими
счита­ются
интересы, направленные только на одну
ограничен­ную область действительности,
широкими
и
разносторон­ними — направленные на
несколько областей действитель­ности.
При этом у человека с разносторонними
интересами обычно какой-либо интерес
бывает центральным, главным.

Одни
и те же интересы у разных людей проявляются
с различной силой.
Сильный
интерес нередко бывает связан с сильными
чувствами и проявляется как страсть.
Он со­единяется с такими качествами
личностями, как настой­чивость,
выносливость, стойкость, терпение.

Интересы
той или иной силы у разных людей
различа­ются еще по устойчивости
или
по степени
постоянства.

Интерес
как индивидуальная особенность личности
охватывает всю психику человека. Именно
интересами взначительной степени
определяются многие черты его ха­рактера
и обусловливается развитие его
способностей.

Интерес
проявляется в склонности человека к
деятель­ности, по преимуществу
связанной с предметом интере­са, в
постоянном переживании приятных чувств,
вызыва­емых этим предметом, а также
в склонности к постоян­ным разговорам
об этом предмете и о делах, связанных с
ним.

Склонность
выражается
в том, что человек по собствен­ному
желанию усиленно и постоянно занимается
опреде­ленным видом деятельности,
предпочитает ее другим, свя­зывает с
данной деятельностью свои жизненные
планы. Большинство исследователей,
занимавшихся этой пробле­мой, определяют
склонность как направленность на
соот­ветствующую деятельность или
потребность в деятельнос­ти (Н.С.
Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В.
Пет­ровский, К.К. Платонов, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский,
Г.Н. Щукина и др.).

Развитие
способностей прежде всего связано с
актив­ным положительным отношением
к соответствующей де­ятельности,
интересом к ней, склонностью заниматься
ею, нередко переходящей в страстную
увлеченность. Ин­тересы и склонности
к определенной деятельности раз­виваются
обычно в единстве с развитием способностей
к ней.

Воспитание
творческих способностей у детей,
школь­ников, студентов в значительной
степени связано с раз­витием их
личности: самостоятельности, увлеченности,
независимости в суждениях и оценках.
Высокая академи­ческая успеваемость
не всегда сочетается с высоким уров­нем
творческих способностей. Ученым удалось
выявить за­висимость между академическими
достижениями, уров­нем способностей
учащихся и уровнем творческих способностей
педагога.

Если
учитель обладает высоким творческим
потенциа­лом, то одаренные ученики
добиваются блистательных успехов, а
ученики с менее развитыми творческими
спо­собностями оказываются «в загоне»,
их академические результаты обычно
невелики. Если же преподаватель сам
находится где-то внизу шкалы «творческие
способнос­ти», успехи учащихся,
лишенных творческого блеска, ока­зываются
более высокими, чем в первом случае. А
ярко одаренные школьники не раскрываются,
не реализуют своих возможностей.
Наставник как бы оказывает пред-почтение
тому психологическому типу, к которому
при­надлежит сам1.

Педагоги
пытаются запечатлеть свой опыт по
развитию творческого потенциала учащихся
в различного вида пра­вилах. В качестве
примера приведем «10 заповедей»,
со­ставленных одной преподавательницей
средней школы:

1.
Не соглашайся с ответом ученика, если
ответ просто затвержен и принят на веру.
Требуй доказательства.

2.
Никогда не разрешай спор учащихся самым
легким способом, т.е. попросту сообщив
им правильный ответ или верный способ
решения.

3.
Внимательно слушай своих учеников, лови
каждую высказанную ими мысль, чтобы не
упустить случая рас­крыть для них
что-то новое.

4.
Постоянно помни — обучение должно
опираться на интересы, мотивы и чаяния
школьников.

5.
Расписание уроков и школьные звонки не
должны быть определяющим фактором
учебного процесса.

6.
Уважай свои собственные «сумасшедшие
идеи» и при­вивай другим вкус к
нестандартному мышлению.

7.
Никогда не говори своему ученику: «Нам
некогда об­суждать твою глупую идею».

8.
Не скупись на ободряющее слово,
доброжелательную улыбку, дружеское
поощрение.

9.
В процессе обучения не может быть
постоянной ме­тодики и раз навсегда
установленной программы.

10.
Повторяй эти заповеди каждый вечер,
пока они не станут частью тебя самого.

studfile.net

15. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Способности и задатки.

Способности

это такие индивидуально-психологические
особенности человека, которые содействуют
успешному выполнению им той или иной
деятельности и не сводятся к имеющимся
у него знаниям, умениям, навыкам.
Способности, которые проявляются у
школьника, чаще всего относятся к учению
или тем видам деятельности,’
которыми она занимается дополнительно
(рисование, музыка…). Соответствующая
деятельность является необходимым
условием не только для выполнения, но
и для развития способностей.

Глубокий анализ
проблемы способностей был дан Б.М.
Тепловым. Согласно развиваемой им и его
сотрудниками концепции, способности
не могут быть врожденными, врожденными
могут быть лишь задатки,
т.е.’ анатомо-физиологические предпосылки
формирования способностей. Задатки в
развитии способностей входят лишь как
исходным момент. Способности, развивающиеся
на их основе, обуславливаются, но не
предопределяются ими.

Характерным для
задатков является то, что они сами по
себе еще ни на что не направлены. Задатки
влияют, но не решающим образом, на процесс
формирования и развитие способностей,
которые формируются пожизненно в
процессе деятельности и воспитания.
Задатки
обуславливают:

~>
Разные пути формирования способностей;

>
Влияют на уровень достижения, быстроту
развития.

В психологии
принято различать общие и специальные
способности.

Общие
— или общие
умственные, интеллектуальные способности
проявляются во многих визах и областях
деятельности, в том числе и в учении.

Специальные
это
способности к отдельным видам деятельности,
например, к тем или иным видам искусства,
к языкам и т.д. Специальные способности
органически связаны с общими.

Способности стали
предметом специального психологического
изучения в
19 вехе. Ф
Гальтон в своих работах положил начало
экспериментальному и статистическому
исследованию человеческих различай.

Способности
обнаруживаются в процессе овладения
деятельностью в том, насколько индивид
при прочих равных условиях быстро и
основательно, легко и прочно осваивает
способы ее организации и осуществления.
Они тесно связаны с общей направленностью
личности, с мерой устойчивости склонностей
человека некоторой деятельности.

Предполагается,
что формирование способностей происходит
на основе задатков. Качественный анализ
способностей направлен на выявление
индивидуальных характеристик необходимых
для эффективного выполнения конкретного
вида деятельности. .Количественные
измерения способностей характеризуют
меру их выраженности. Самая распространенная
форма оценки меры выраженности
способностей
— тесты
(тест достижений, тест интеллекта, тест
креативности).

Уровень и степень
развития способностей выражают понятия
таланта и гениальности.

При определении
структуры способностей как свойств
личности всегда нужно учитывать
генетические механизмы и особенно те
свойства нервных процессов, кои
непосредственно сказываются на динамике
развития процессов психических и их
свойств. Но нужно учитывать, что
способности не выступают изолированно
от развили всех других систем, входящих
в личность как составляющие,

Способности разных
людей к одной и той
же
деятельности могут иметь различную
структуру благодаря индивидуальному
своеобразию психических качеств и их
сочетаний.

Нередко человек
вынужден заниматься некоторой
деятельностью, не имея способностей к
ней. При этом он сознательно или
неосознанно будет компенсировать
недостаток способностей, опираясь на
сильные стороны своей личности.

Показателями
способностей могут быть;

>
Темп продвижения в овладении деятельностью;

>
Широта переноса формирующихся психических
качеств;

>
Соотношение нервно-психических затрат
и конечного результата деятельности.

ПОНЯТИЕ О
СПОСОБНОСТЯХ

Термин «способности»,
несмотря на его давнее и широкое
при­менение в психологии, наличие в
литературе многих его определений,
неоднозначен. Если суммировать его
дефиниции и попытаться их представить
в компактной классификации, то она будет
выглядеть следующим образом:

1. Способности —
свойства души человека, понимаемые как
сово­купность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наи­более
широкое и самое старое из имеющихся
определений способнос­тей.

2, Способности
представляют собой высокий уровень
развития общих и специальных знаний,
умений и навыков, обеспечивающих успешное
выполнение человеком различных видов
деятельности.

3. Способности —
это то, что не сводится к знаниям, умениям
и навыкам, но объясняет (обеспечивает)
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
Это опреде­ление принято сейчас и
наиболее распространено.

Значительный вклад
в разработку общей теории способностей
внес наш отечественный ученый Б. М.
Теплов. Он-то и предложил третье из
перечисленных определений способностей,
на которое мы будем опираться. Уточним
его, пользуясь ссылками на работы Б. М,
Теплова. В понятии «способности», по
его мысли, заключены три идеи, «Во-первых,
под способностями разумеются
индивидуаль­но-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого… Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще ин­дивидуальные
особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих
дея-тельностей… В-третьих, понятие
«способность» не сводится к тем знаниям,
навыкам или умениям, которые уже
выработаны у данного человека»’.

Способности, считал
Б, М, Теплов, не могут существовать иначе,
как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не разви­вается,
которой на практике человек перестает
пользоваться, со временем теряется,
Только благодаря постоянным упражнениям,
связанным с систематическими занятиями
такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художествен­ное творчество,
математика, спорт и т. п,, мы поддерживаем
у себя и развиваем дальше соответствующие
способности.

Успешность
выполнения любой деятельности зависит
не от какой-либо одной, а от сочетания
различных способностей, причем это
сочетание, дающее один и тот же результат,
может быть обеспечено различными
способами. При отсутствии необходимых
задатков к развитию одних способностей
их дефицит может быть восполнен за счет
более сильного развития других, «Одной
из важнейших особен­ностей психики
человека,— писал Б. М. Теплов,— является
возмож­ность чрезвычайно широкой
компенсации одних свойств другими,
вследствие чего относительная слабость
какой-нибудь одной способ­ности вовсе
не исключает возможности успешного
выполнения даже такой деятельности,
которая наиболее тесно связана с этой
способ­ностью. Недостающая способность
может быть в очень широких пре­делах
компенсирована другими, высокоразвитыми
у данного чело­века»

Многие из природных
способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например
— у обезьян. Такими эле­ментарными
способностями являются восприятие,
память, мышление, способность к
элементарным коммуникациям на уровне
экспрессии. У человека, кроме биологических
обусловленных, есть способности,
обеспечивающие его жизнь и
развитие в
социальной среде. Это общие
и специальные высшш интеллектуальные
способности,

основанные на пользовании речью »
логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие, пред­метные и
межличностные.

Общие
способности включают те, которыми
определяются успехи человека в самых
различных видах деятельности. К таким
способностям можно отнести музыкальные,
математические, лингвистические,
технические, лите­ратурные,
художественно-творческие, спортивные
и ряд других.

Теоретические
и практические

способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к
абстрактно-теорети­ческим размышлениям,
а вторые — к конкретным, практическим
действиям.

Учебные и
творческие

способности отличаются друг от друга
тем, что первые определяют успешность
обучения и воспитания, усвоения человеком
знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности, в то время как вторые
— создание предметов материальной и
духов­ной культуры, производство
новых идей, открытий и изобретений,
словом — индивидуальное творчество в
различных областях челове­ческой
деятельности.

Способности к
общению, взаимодействию с людьми,

а также предметно-деятельностные,
или предметно-познавательные,

способ­ности — в наибольшей степени
социально обусловлены.

И межличностные,
и предметные способности взаимно
допол­няют друг друга. Благодаря их
сочетанию человек получает воз­можность
развиваться полноценно и гармонично.

Сочетание различных
высокоразвитых способностей называют
одаренностью,
и эта харак­теристика относится к
человеку, способному ко многим различным
видам деятельности.

СПОСОБНОСТИ,
ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

У человека есть
два вида задатков: врожденные
и приобретенные.
Первые иногда
называют природными,
а
вторые
социальными.
Вся­кие способности в процессе своего
развития проходят ряд этапов, и для
того, чтобы некоторая способность
поднялась в своем развитии на более
высокий уровень, необходимо, чтобы она
была уже доста­точно оформлена на
предыдущем уровне. Этот последний по
отноше­нию к более высокому уровню
развития выступает в виде своеобраз­ного
задатка.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ

Условиями и
пред­посылками развития у человека
социальных способностей являются
следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества,
социально-культурной среды, созданной
трудом многих поколений людей. Эта среда
искусственна, включает множество
предметов материальной и духовной
культуры, обеспечи­вающих существование
человека и удовлетворение его собственно
человеческих потребностей.

2. Отсутствие
природных задатков к пользованию
соответствую­щими предметами и
необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость
участия в различных сложных и
высокооргани­зованных видах человеческой
деятельности.

4. Наличие с рождения
вокруг человека образованных и
цивили­зованных людей, которые уже
обладают необходимыми ему способ ностями
и в состоянии передать ему нужные знания,
умения и навыки располагая при этом
соответствующими средствами обучения
и воспитания.

5. Отсутствие с
рождения у человека жестких,
запрограммиро­ванных структур
поведения типа врожденных инстинктов,
незрелость соответствующих мозговых
структур, обеспечивающих функциониро­вание
психики, и возможность их формирования
под влиянием обуче­ния и воспитания.

Каждое из названных
обстоятельств является необходимым
для превращения человека как биологического
существа, с рождения располагающего
некоторыми элементарными способностями,
свойст­венными и многим высшим
животным, в социальное существо,
приобретающее и развивающее в себе
собственно человеческие способности.
Социально-культурная среда позволяет
развивать способности, обеспечивающие
правильное пользование предметами
материальной и духовной культуры и
развитие необходимых для этого
способностей (они формируются и
совершенствуются в про­цессе научения
пользованию соответствующими предметами).
Необ­ходимость включения в специфически
человеческие виды деятель­ности с
раннего детства вынуждает родителей
заботиться о раз­витии у детей нужных
для них способностей, а впоследствии,
когда сами дети становятся взрослыми,
создает у них потребности в само­стоятельном
приобретении соответствующих способностей.
Окружа­ющие ребенка взрослые люди, в
большинстве своем уже обладая необходимыми
способностями и средствами обучения
(в виде гото­вых предметов материальной
и духовной культуры, которыми надо
научиться пользоваться), обеспечивают
непрерывное развитие нуж­ных
способностей у детей. Они в свою очередь
с готовностью при­нимают соответствующие
учебные и воспитательные воздействия,
быстро усваивают их благодаря пластичному
и гибкому, приспособ­ленному к научению
мозгу. Те задатки, которые необходимы
для развития человеческих способностей,
под влиянием всего этого скла­дываются
у ребенка довольно рано, примерно к трем
годам, обеспе­чивая в дальнейшем уже
не природное, а социальное его развитие,
включая становление множества таких
способностей, аналога ко­торым нет
даже у весьма высокоразвитых животных.

Утверждение о том,
что у человека нет готовых биологических
задатков к развитию социальных
способностей, не означает отсутст­вия
у этих способностей анатомо-физиологической
основы тогда, когда они становятся
полностью развитыми. Эта основа есть,
но так­же не является врожденной. Она
представлена так называемыми
функциональными органами, представляющими
собой прижизненно складывающиеся
нервно-мышечные системы, анатомически
и физио­логически обеспечивающие
функционирование и совершенствование
соответствующих способностей. Формирование
функциональных ор­ганов у человека
становится важнейшим принципом его
онтогенети­ческого морфо-физиологического
развития, связанного со способнос­тями.

РАЗВИТИЕ
СПОСОБНОСТЕЙ

Для многих
человеческих способнос­тей развитие
начинается с первых дней жизни и, если
человек продолжает заниматься теми
видами деятельности, в которых
соот­ветствующие способности
развиваются, не прекращается до конца.
И процессе развития способностей можно
выделить ряд этапов. На одних из них
происходит подготовка анатомо-физиологической
основы будущих способностей, на других
идет становление задатков небио­логического
плана, на третьих складывается и достигает
соответст­вующего уровня нужная
способность.

Первичный этап в
развитии любой такой способности связан
с, созреванием необходимых для нее
органических структур или с фор­мированием
на их основе нужных функциональных
органов. Он обычно относится к дошкольному
детству, охватывающему период жизни
ребенка от рождения до 6—7 лет. Это
создает благоприятные условия для
начала формирования и развития y
ребенка общих способностей, определенный
уровень которых выступает в качестве
предпосылки (задатков) для последующего
развития: специальных способностей.

Становление
специальных способностей активно
начинается уже в дошкольном детстве и
ускоренными темпами продолжается в
школе особенно в младших и средних
классах. Поначалу развитию этих
способностей помогают различного рода
игры детей, затем существенное влияние
на них начинает оказывать учебная и
трудовая деятельность. Занятия различными
видами творческих игр в дошкольном
детстве при­обретают особое значение
для формирования специальных способностей
у детей.

Многоплановость
и разнообразие видов деятельности, в
которые одновременно включается человек,
выступает как одно из важнейших условий
комплексного и разностороннего развития
его способностей. Требования следующие:
творческий характер деятельности,
опти­мальный уровень ее трудности
для исполнителя, должная мотивация и
обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончании выполнения
деятельности.

Если деятельность
ребенка носит творческий, нерутинный
ха­рактер, то она постоянно заставляет
его думать и сама по себе ста­новится
достаточно привлекательным делом как
средство проверки и развития способностей.
Такая деятельность всегда связана с
созда­нием чего-либо нового, открытием
для себя нового знания, об­наружения
в самом себе новых возможностей. Такая
деятельность укрепляет по­ложительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порож­дает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достиг­нутых
успехов.

Если выполняемая
деятельность находится в зоне оптималь­ной
трудности, т. е. на пределе возможностей
ребенка, то она ведет за собой развитие
его способностей, реализуя то, что Л. С.
Вы­готский называл зоной
потенциального развития.

Важным моментом
развития человеческих способностей
является их компенсируемость, причем
это относится даже к тем способностям,
для успешного развития которых необходимы
врожденные физиоло­гические задатки.
А. Н. Леонтьев показал, что определенного
уровня развития музыкального слуха
можно добиться и у тех людей, ухо ко­торых
с рождения не очень хорошо приспособлено
для обеспечения звуковысотного слуха

studfile.net

Общие и специальные способности

Кыргызско- Российский Славянский Университет

Кафедра психологии

Выполнила: Рыбальченко.Ю.

ГП-2-01

Общие и специальные способности.

(
реферат по общей психологии
.)

Проверила:

БИШКЕК

-2002-

ПЛАН:

1.

Понятие способностей.

2.Классификация способностей

-природные и естественные сп.

-специфические человеческие сп.

-общие и специальные сп.

-теоретические и практические сп.

-учебные и творческие сп.

-социально- обусловленные сп.

3.Общие и специальные способности.

4.

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

5.Основные положения по теме «способности».

6.Заключение.

1.Понятие способностей.

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечаю­щие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятёльности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского «genius» — дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — по­падание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску прин­ципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интен­сивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов.(«1»)

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»:

1.
Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения

способностей.

2.
Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.

=====================================================================

(«1») .
М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая психология.­–М.,1997

3.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов) («2»)

Наиболее полным мне кажется третье определение, предложенное Тепловым Б.М.. Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»(«3»)
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности,

тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их

(«2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

(«3»)Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно общие специальные способности рассмотрены в пункте 3)
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.
Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

mirznanii.com

Тема 2. Способности

Понятие
о способностях

Способности

это индивидуально психологические
особенности человека, от которых зависит
скорость, глубина, легкость и прочность
процесса овладения знаниями, умениями
и навыками, успешность выполнения
различных видов деятельности.

Природное
(биологическое) и приобретенное
(культурное) в способностях

Развитие
способностей обусловлено тремя главными
факторами:

1.
Наследственность
(передача генетической информации от
поколения к поколению).

2.
Влияние окружающей
среды
.

3.
Волевые
усилия
самого
человека.

Врожденными
(присущими человеку с момента появления
на свет) могут быть только задатки,
то есть анатомо-физиологические
особенности человека, которые создают
предпосылки для развития способностей.
Они влияют на скорость развития
способностей, на уровень будущих
достижений в профессиональной
деятельности, но не предопределяют их.
Пример: чувствительность и активность
как основа различных способностей.

Задатки
являются многозначными. Характерно,
что они не имеют четкой направленности,
а потому те же самые задатки могут быть
исходными моментами для развития разных
способностей. Пример.

Способности
не являются врожденными, а формируются
в течение жизни, развиваются на основании
задатков под активным влиянием
особенностей среды, воспитания и волевых
усилий личности. В процессе развития
способностей задатки не исчезают, а
органично входят в их состав. Способности
могут быть обнаружены и развиты только
в процессе деятельности, которая требует
их применения. Пример.

Виды
способностей

Способности
разделяются по их направленности или
специализации.

Виды
способностей

Направленность

Общие
//

специальные

Общие
способности

такие индивидуальные свойства личности,
которые обеспечивают относительную
легкость и продуктивность в овладении
знаниями и осуществлении разных видов
деятельности. Примеры: аттенционные
(внимание), мнемические
(память), умственные (мышление),
имажинитивные
(воображение), тонкость и точность
движений, развитая речь и т.п.

Специальные
способности

система свойств личности, которые
помогают достичь высоких результатов
в какой-то одной области деятельности.
Примеры: спортивные, литературные,
математические, педагогические
музыкальные. В состав музыкальных
способностей входят музыкальный слух,
музыкальная память, чувство ритма и
др.

Общие
и специальные способности органично
связаны. Специальные формируются на
основе общих под влиянием требований
определенного вида деятельности.
Примеры.

В
онтогенезе раньше других появляются
музыкальные, художественные и
математические способности.

Теоретические
//

практические

Теоретические
(умственные) способности
определяют
склонность человека к абстрактно-теоретическому
отражению мира, научной деятельности.
Пример.

Практические
способности

определяют склонность к конкретным
практическим действиям. Пример.

Высокоразвитые
теоретические и практические способности
редко совмещаются в личности одного
человека.

Учебные
//

творческие

Учебные
способности
определяют
успешность обучения и воспитания,
усвоения человеком знаний, умений,
навыков, формирования качеств личности.
Примеры.

Творческие
способности
определяют
успешность индивидуального творчества
(создание оригинальных предметов
материальной и духовной культуры,
появление новых идей, открытий,
изобретений). Примеры.

Социальные
//

предметные

Социальные
способности (способности к общению)

– обеспечивают успешность взаимодействия
человека с другими людьми. Пример.

Предметные
способности
обеспечивают
успешность взаимодействия человека
с предметами материальной и духовной
культуры, объектами природы. Примеры.

Профессиональные

Обеспечивают
успешность выполнения определенной
профессиональной деятельности.
В их структуре выделяют ведущие
и
вспомогательные
свойства.

Пример:
в педагогических способностях ведущим
являются педагогический
такт, наблюдательность
,
любовь
к детям
,
потребность
в передаче знаний
и
др.;
вспомогательными — артистизм,
ораторские
данные
и
др.

Успешность
овладения любой профессиональной
деятельностью и ее эффективное выполнение
предполагают наличие ряда качеств,
которые получили название профессионально
важных свойств
личности
(ПВС).
Известно, что отсутствие определенных
ПВС может в определенной мере
компенсироваться наличием других
Пример: высокоразвитые организационные
способности педагога как компенсация
недостаточного развития коммуникативных
способностей.

Однако,
подобная компенсация может быть
эффективной только для среднего уровня
мастерства. Профессионалов высшего
класса отличает очень высокий уровень
развития большинства свойств личности,
которые являются для них профессионально
важными.

Независимо
от характера и содержания конкретной
профессии в структуру ее ПВС обязательно
входит такое свойство личности, как
работоспособность.

Одаренность,
талант, гениальность.

Одаренность
это
свойство психики, которое развивается
в течение жизни и определяет возможность
достижения человеком исключительно
высоких результатов в одном или нескольких
видах деятельности. Ведущую роль в
одаренности играют задатки т.е., врожденные
предпосылки к развитию общих (интеллект,
креативность, обучаемость) либо
специальных (художественные, математические,
шахматные и пр.) способностей.

Одаренный
ребенок отличается от ровесников не
только исключительно высоким уровнем
развития определенных способностей,
весомыми достижениями в каких-либо
областях деятельности, но также некоторыми
особенностями личности и поведения,
которые не всегда можно объяснить
влиянием воспитание. Это самостоятельность
в выборе умственных задач для решения,
постоянные попытки выяснить
причинно-следственные связи предметов
и явлений окружающего мира, яркие
представления, преувеличенные страхи,
увлечение сложными играми, бескомпромиссность,
стремление понять такие явления как
смерть, загробная жизнь, жизнь в космосе,
выдвижение завышенных целей, повышенная
чувствительность, презрение к менее
одаренным детям и другие.

Талант

совокупность высокоразвитых способностей,
которые предопределяют выдающиеся
успехи в определенной профессиональной
деятельность. Независимо от профессии
и рода деятельности данная совокупность
обязательно включает творческие
способности. Пример.

Гениальность

наивысшая степень развития способностей,
результаты проявления которых в
профессиональной деятельности имеют
историческое значение. Пример.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *