Патриотическое воспитание в профессиональных библиотечных изданиях – ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Патриотическое воспитание в библиотечной деятельности Все для учителя. — Патриотическое воспитание в библиотечной деятельности — — —

На примере работы библиотеки ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»

В статье описываются основные цели и задачи, которые ставит перед собой библиотекарь в патриотическом воспитательном процессе, приведены примеры работы в данном направлении библиотеки ГПОУ «ЕПТ».

Патриотическое воспитание — это особое направление библиотечной деятельности, которое подразумевает диалог с читателем на тему его гражданской позиции, отношения к Отечеству, формирование исторической национальной памяти и воспитание духовно-нравственного и культурно-исторического сознания.

Патриотизму нельзя научить. Но его можно сформировать, воспитать в человеке, используя образное слово, тематические иллюстрации, воздействуя на эмоциональное, духовно-нравственное и патриотическое начало. 

Роль книги и библиотеки в этом кропотливом воспитательном процессе трудно переоценить. Ведь главной целью их является приобщение к чтению, знаниям, родному слову, истории и культуре страны.

Система патриотического воспитания учебной библиотеки ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум» предполагает комплексный подход к решению данной задачи. Организация мероприятий, выставок, приуроченных к памятным датам русской культуры, конкурсов литературной, краеведческой и военно-патриотической направленности – важные составляющие нашей работы по формированию гражданских ценностей и мировоззрения в духе патриотизма и любви к Родине

Когда личность формируется в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины и адекватно осмысливает ее достижения, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.

К сожалению, проблемы современного общества серьезно влияют на культурные и духовные жизненные ориентиры подрастающего поколения. Политические и экономические кризисы, социальное расслоение общества, нивелирование истинных моральных ценностей и установка на потребительское отношение к жизни рождает противоречия в формировании личности. А в силу все возрастающих информационных потоков и недостаточности личного опыта эти противоречия становятся критическими.

В таких условиях библиотеки становятся своего рода промо-площадками, упорядочивающими информационные потоки, делая акцент на истинные ценности, пропагандирующими  выдающиеся достижения страны в области культуры, истории, трудовой деятельности, развивая ценностно-смысловую сферу личности.

Мероприятия героико-патриотической тематики в библиотеке ГПОУ «ЕПТ» отмечаются большим разнообразием: это литературные обзоры, устные журналы, видео-презентации, конкурсы.

В ноябре 2016 года для группы ЭМО-16 был проведен литературный обзор «Во славу Отечества», описывающий ратные подвиги великих полководцев.

В сентябре для первокурсников был проведен устный журнал «Гордость Донбасса», для чего библиотекарями нашего техникума был создан фильм о первооткрывателях, знаменитых тружениках и деятелях культуры нашего края. В перспективе – выпуск дополнительных страниц журнала о знаменитостях Донбасса, не вошедших в основной выпуск.

К  235–летию основания города Енакиево библиотека готовит еще один устный журнал по истории нашего города. А к 9 мая планируется проведение конкурса чтецов на военно-патриотическую тематику по аналогии с проведенным в прошлом учебном году конкурсом «С любовью в сердце», который был посвящен творчеству Сергея Есенина.

Отдельную нишу в содержании патриотического воспитания в работе нашей библиотеки занимает тема Великой отечественной войны. В прошлом учебном году была показана тематическая видео-презентация «Великая Отечественная война в художественной литературе», а в текущем – «Донбасс —  путь к победе». Обе презентации были оформлены книжными выставками.

Мощный патриотический заряд даёт освещение исторических и культурных памятных событий в формате выставок, книжных полок и просмотров.  Перед учебным годом  2016-2017  зал библиотеки украсили:

— просмотр «Честь и гордость Донбасса», в которой были представлены литературные материалы к устному журналу «Гордость Донбасса»

— выставка «С Днем шахтера» и книжная полка «Шахтерская слава» к 60-летию основания знака, освещающие в литературе тему самой благородной профессии Донбасса;

— просмотр «Донбассу жить!», посвященный теме освобождения нашего края от немецких захватчиков в годы ВОВ и просмотр «Ваш подвиг вечен» ко Дню Победы;

— книжная полка «И гордо реет флаг», приуроченная ко Дню государственного Флага Донецкой Республики).

— книжные полки, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей русской культуры: «Художник мысли» (к юбилею Достоевского), «Непревзойденный гений» (к юбилею Ломоносова), «Я лиру посвятил народу своему (к юбилею Некрасова) и многие другие. Все эти выставки вы можете увидеть на сайте библиотеки.

В ноябре прошлого года была подготовлена виртуальная выставка «Борьба за жизнь» к 150-летиюромана  Ф. М. Достоевского  «Преступление и наказание», опубликованная на официальном сайте техникума. С января текущего года в библиотеке открыт просмотр «Книги Юбиляры», объединяющий отечественную и зарубежную литературу.

Система форм патриотического воспитания в библиотеке ГПОУ «ЕПТ» постоянно развивается, ориентируясь на читательские запросы и современные реалии. Это же относится и к отбору содержания воспитания. Так, в текущем учебном году была организована киновикторина «Образ библиотекаря в кино», в ходе которой студенты отгадывали знаменитые фильмы о библиотекарях. Мы постарались включить в плэй-лист не только самые громкие киноновинки мирового проката, но и патриотические ленты отечественного производства, например, фильм «У озера» Сергея Герасимова, воспитывающий ответственность за экологическое состояние Родины, картину «Два голоса» Александра Белинского, в которой упоминается стойкость наших соотечественников в годы ВОВ.

На примерах литературных и реальных героев библиотекари знакомят читателей с образцами подлинного мужества, подвигов, любви и благородства, передают подрастающему поколению гордость за подвиги отцов и сохраняют их для следующего поколения.

pedsovet.org

«Роль библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения»

«Роль библиотеки в патриотическом воспитании подрастающего поколения»

Подготовила: заведующий библиотекой МОБУ Лицея Козичева Инна Александровна

 

«Роль библиотеки в патриотическом воспитании

подрастающего поколения»

 

Родина – это город, в котором родился, где ты вырос, школа, где ты учился, одним словом, это среда, которая способствовала твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать их, они нужны тебе, как воздух и вода.   М.. Ауэзов

 

 

 

Огромные изменения происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в собственной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни.

Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей  — детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной  библиотеки.

Патриотическое сознание, чувства любви, верности Отечеству и гордости за него, чувство связи с его историей, культурой составляющее духовно – нравственные основы личности. Формирование патриотизма ведется на основе изучения исторических ценностей, присущих всем сторонам жизни и общества и государства.

Что такое патриотизм? Заглянем в словарь: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству: одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».

Чтобы ни делала библиотека, главная её цель приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни страны Родины. Патриотизму нельзя научиться, его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, как образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно школьной библиотекой, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство патриотизма сродни чувства любви к матери. Недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. И если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие – то отрицательные стороны характера, но несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека.. Нечто  подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению то богатство, которое определяется словами «историческое наследие», научить дорожить им.

Эффективность работы школьных библиотек по формированию патриотизма зависит не только от форм и методов работы, но и в большей степени от состава и организации книжного фонда.

Прошу обратить внимание на схему форм и  методов работы библиотеки.

 

Формы и методы работы

 

  • Индивидуальные:
  • Массовые:
  • рекомендательные беседы
  • книжные выставки
  • беседы о прочитанных книгах               
  • литературные игры

 

          Рекомендательные беседы происходят прямо у книжной полки. Даже когда ребенок спрашивает  конкретную книгу, это не означает, что рекомендательная беседа не нужна. Опыт работы с детьми и знание книг подсказывает библиотекарю, на какие трудные и важные моменты в книге надо обратить внимание, чтобы лучше узнать книгу. Можно порекомендовать другую книгу, более подходящую по уровню развития ребенка.

Беседы о прочитанных книгах помогут не только узнать мнение ребенка о прочитанной книге, но и подскажут, что ему еще можно порекомендовать почитать о Родине. Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, ребенок во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий слой произведения, который не раскрылся ему при чтении.

Книжные выставки  бывают тематические, посвященные определенному жанру литературы или определенному писателю.

Литературные игры пользуются наибольшей популярностью у школьников. Что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности,  они дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Литературные игры – это форма работы, которая развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя школьникам.

         Формы  и методы работы выше перечисленные формируют патриотизм. По словам видного советского педагога В.А.Сухомлинского: «Никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа». Для школьников младшего возраста  выбор форм работы широк: это  беседы, уроки мужества. Наши дети изучают историю родины. К празднику 9 Мая в библиотеке была оформлена выставка «Героический подвиг народа бессмертен». В школьных библиотеках можно организовать викторины, конкурсы, посвященные Дню защитника Отечества, конкурсы рисунков и поделок. Традиционные мероприятия, посвященные Дню Конституции РК, Дню Независимости РК,  Дню Единства России – должны стать не формальными, а интересными, полными новых фактов и материалов, способными  вызвать у ребенка интерес, чувство гордости и ответственности  за страну, в которой мы живем.

         Все формы использованные в работе школьных библиотек  по воспитанию  патриотизма формирует у учащихся  интерес к чтению и повышает интеллект. Воспитательное значение книги трудно переоценить. Ведь именно в детском, подростковом возрасте, когда человек восприимчив и к хорошему, и к плохому, появляется у него сильное подсознательное желание иметь идеал, которому хотелось бы подражать. И здесь очень важна роль школьного библиотекаря. Умно и тактично мы должны помочь нашим читателям осознать то, что в крови у каждого человека – любовь к Родине. Ведь только истинный патриотизм может быть интернациональным, ибо без любви к отчему краю, к родному народу, к его истории, культуре и языку нет и не может быть чувства уважения и дружбы к другим народам.

umcroshal.edumsko.ru

Омская областная библиотека для детей и юношества

 

 

Патриот. Гражданин. Читатель:
патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке

З.П. Гурьян,
заведующий организационно-методическим отделом
БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Страницы 1 2

 

«Патриотическое воспитание детей и молодёжи имеет в наши дни не меньшее значение, чем ядерный щит страны», – это слова Инессы Николаевны Тимофеевой, старшего научного сотрудника методического отдела Российской национальной библиотеки. Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Она была утверждена Правительством РФ 30 декабря 2015 года.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания библиотек, даже в те годы, когда это понятие широко не употреблялось.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016–2020 годы дано следующее определение: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России».

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей.

Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.
Мероприятия Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы объединены в следующие разделы:
— научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;
— совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;
военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
— развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;
— информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на восемь основных направлений.
1 Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2 Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
3 Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
4 Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.
5 Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.
6 Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
7 Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
8 Спортивно-героическое воспитание развивает морально-волевые качества, воспитывает силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность, в процессе игры, формирует опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.

В 2017 году Президент РФ В.В. Путин подписал Указ от 06.12.2017 №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)», в связи с этим в библиотечном обслуживании читателей появилось и такое понятие как патриотическое волонтёрство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

А теперь обратимся к формам библиотечной работы, используемым в патриотическом воспитании детей и молодёжи – это громкие чтения, виртуальные экскурсии, фотовыставки, интерактивные выставки, тематические вечера, театрализованные представления, беседы, встречи с ветеранами, Дни Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества, заседания клубов, конкурсы и фестивали, акции, научно-практические и читательские конференции. Мероприятия с использованием новейших телекоммуникационных технологий (фестивали фильмов, презентации, виртуальные экскурсии и видеомосты) и др.

Самой распространённой формой библиотечной работы по патриотическому воспитанию является выставка. Воспитывая в детях и подростках чувства гражданственности и патриотизма нельзя забывать о том, что любое библиотечное мероприятие сопровождает книжно-иллюстративная выставка (и рассказ, обзор, беседа, литературная экскурсия). Она является основой любого мероприятия. Приведем примеры выставок, которые можно организовать в библиотеке: выставка-рассказ «Русский народ», выставка-портрет «Великие россияне», «Екатерина Великая», «Пётр I – Великий император», выставка-мемориал «Бастионы русской славы», выставка-галерея «Святые для России имена», выставка-панорама «Славные предков деяния» (русские исторические романы), «Свидетельство века» (мемуарная литература: дневники, записки, письма). Интересными могут стать и такие выставки как: «Историческая память народа: из прошлого в будущее», «Корни рода твоего», «Мой народ – моя гордость», «Русь героическая», «Достойные потомки великой страны» и др.

В журнале //Игровая библиотека.–2017.–№12 на страницах 40-53 предлагается виртуальное путешествие по страницам истории России. Это уникальная авторская разработка, включающая методические рекомендации к проведению мероприятия, электронное иллюстративное приложение и инструкцию по работе с ним.

Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала». (Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст] /Д.С. Лихачёв.– М., 1983).

Изучению родословной можно посвятить большой цикл мероприятий. Например, провести праздник «Листая страницы старого альбома», конкурсы на лучший рисунок семейного герба, на лучшее знание своей родословной. Интересными для всех присутствующих на таких мероприятиях будут выставки семейных реликвий (старинные игрушки, вышивки, украшения, салфетки), выставки семейного архива (детские рисунки, письма, первые школьные тетрадки, билетики, открытки и т.п.). В период подготовки можно объявить конкурс на лучшее сочинение «Моя родословная». Можно предложить ребятам оформить альбом «История моей семьи». К мероприятию подготовить книжно-иллюстративную выставку «Семья в жизни и творчестве русских писателей». Одним из интересных мероприятий данного цикла может стать тема «Семейные династии». Детям и подросткам можно предложить нарисовать своё генеалогическое древо, и помочь им в этом могут родители, ведь зачастую все знания о корнях своей семьи заканчиваются знаниями о дедушках и бабушках.

Обратим внимание на статью Галины Шеламовой «Чтобы это стало делом семейным», которая была опубликована в журнале //Современная библиотека.-2016.-№8 на страницах 72-75. В статье автор достаточно подробно рассказывает о том, как эффективно построить работу библиотеки по работе с семьей. Даёт рекомендации как выстроить действующую цепочку: библиотека – семья – ребёнок – книга – чтение. Эту статью рекомендуется использовать в работе.

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.

В этой связи обратим внимание на статью Татьяны Додор в журнале //Библиотека.-2012.-№5 на страницах 43-44. Автор статьи знакомит с разработанным для юношей проектом «Священный долг – защита Отечества», а также о молодежной организации «Ювента», созданной на базе центральной городской библиотеки города Нижнего Тагила.

В воспитании патриотических чувств детей и юношества значительную роль играет краеведение. Краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальный и творческий потенциал детей и молодёжи. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Благодаря краеведению решается важная педагогическая задача – соединение обучения с жизнью. При изучении своей местности у школьников формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования научных понятий и представлений об окружающем мире.

Опытом краеведческой работы в библиотеках Иркутской области делится Наталья Савинская, главный библиотекарь Областной детской библиотеки им. Марка Сергеева на страницах журнала //Современная библиотека.-2017.-9.-С.85-87. В августе 2017 года сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева провели IV областную школу краеведа «Наследие» на базе Хужирской поселковой библиотеки Ольхонского района области. Основная цель мероприятия – формирование единой стратегии развития библиотечного краеведения в детских библиотеках Приангарья.

О краеведении в электронном формате, о создании электронных ресурсов по краеведению рассказывает Татьяна Чернышова в статье «Краеведение в электронном формате» в журнале //Современная библиотека.–2018 .–№5.– С.40-41. Автор подробно знакомит с работой информационно-краеведческого центра «Источник» Центральной городской библиотеки им. Н.С. Клестова-Ангарского. Центр предлагает множество библиотечных услуг по краеведению, занимается исследовательской деятельностью, наполнением библиотечных интернет-ресурсов, оцифровкой газетных материалов, ведет активную просветительскую деятельность.

В последние годы в Калужской области активно развивается историко-краеведческий туризм. Особое место здесь занимают этнографические мини-музеи. Являясь собирателями и хранителями наследия своего края, библиотеки одновременно служат проводниками и популяризаторами народных традиций. Подробнее об этом рассказывает Лада Бархатова, главный библиограф Калужской областной научной библиотеки в журнале //Библиотека.–2018 .–№5.–С.37-42.

В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть материал для подготовки и проведения краеведческого вечера-портрета, посвящённого Почётным гражданам города Омска и Омской области. Среди них люди разных профессий, организаторы промышленного и сельскохозяйственного производства, представители интеллигенции. Они вписали в историю Омского Прииртышья яркие строки трудового подвига. (О Петре Будеркине, Нине Бревновой, Иване Подковке и других). Материал называется «Их именами славен наш город», был выпущен в серии «Листая страницы истории», Вып.15.

Кроме того, к 300-летию города Омска выпущено методическое пособие «Омская крепость: вчера, сегодня, завтра». Пособие посвящено истории Омской крепости, содержит исторический экскурс, методические рекомендации по проведению мероприятий об Омской крепости, литературу о ней из фонда областной библиотеки для детей и юношества и список сайтов, на которых можно найти всю информацию о крепости.

Важным и наиболее разработанным направлением патриотического воспитания в библиотеках является историко-героико-патриотическое воспитание. В последние годы усилилась работа по продвижению к читателям литературы о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Среди форм работы – книжно-иллюстративные выставки, выставки-портреты, литературно-музыкальные композиции, конкурсы детских рисунков, конкурсы чтецов, литературные вечера, встречи с ветеранами, викторины, исторические диалоги, диспуты, конференции по книгам фронтовиков и т.д. Литературно-музыкальную композицию «Война: взгляд через детство» представляют в журнале //Игровая библиотека.-2016.-№1 на страницах 4-17 Лариса Родионова и Илсояр Мусифуллина библиотекарь и преподаватель английского языка из города Когалым (ХМАО — Югра). Мероприятие посвящено юным патриотам – школьникам, что отложив недочитанные книжки и школьные учебники, взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков, партизанскими связными и разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали Победу вместе со взрослыми.

Читателям среднего школьного возраста посвящена беседа-игра «Первым делом, первым делом самолеты…», предложенная Юлией Глушковой, библиотекарем ЦБС г. Миасса из Челябинской области в журнале //Игровая библиотека.-2016.-№4 на страницах 58-75. Автор статьи предлагает в игровой форме познакомить ребят с историей Военно-воздушных сил Российской Федерации от изобретения первого самолета до самых прославленных летчиков-ассов советского времени, в том числе и героев Великой Отечественной войны.

Старшеклассникам адресован интерактивный поэтический спектакль «Хотят ли русские войны», разработанный Николаем Андреевым и напечатанный в журнале //Сценарии и репертуар.–2018.–№2 на страницах 17-28.

О проведении Всероссийской акции «Бессмертная память о войне», о подготовке и этапах проведения акции организованной Волгоградской областной универсальной научной библиотекой участниками которой стали 38 регионов РФ, в том числе и Омская область, которая оказалась в числе самых активных её участников на страницах журнала //Библиотека.– 2017.–№ 4.–С.58-63 подробно рассказывает автор статьи Людмила Ульева, организатор акции. Омская областная библиотека для детей и юношества за участие в проекте награждена благодарственным письмом с формулировкой «За активную поддержку проекта и привлечение наибольшего количества участников в регионе».

Война 1812 года – актуальная тема для проведения патриотических мероприятий. В фонде организационно-методического отдела областной библиотеки для детей и юношества есть сценарии проведения мероприятий, посвящённых событиям и героям войны 1812 года. Например, в журнале «Сценарии и репертуар» в №10 за 2018 год предложен сценарий театрализованной литературно-хореографической композиции «Урок истории» на страницах 83-90. В журнале «Читаем, учимся, играем» за 2018 год №6 на страницах 34-41 предлагается историческая командная игра «Уж постоим мы головою за Родину свою!» Сценарий вечера, посвященный герою войны 1812 года – Денису Давыдову предлагает автор в журнале //Игровая библиотека.-2014.–№4 на страницах 32-53.

Надо сказать, что специалисты библиотек ведут большую работу в отношении возрождения славы русской армии, так например, в библиотеках можно провести часы истории: «С русским воином через века», «Выдающиеся воины России»; викторины, посвященные истории российских наград «За храбрость и мужество», устные журналы, литературные композиции, вечера истории Российского военно-морского флота «Три поля русской славы», «Наука побеждать», «Под Андреевским флагом»; спортивно-исторический турнир «Лихие забавы на Руси» и многое другое.

В работе по историческому просвещению, нам библиотекарям, призваны помочь серии книг. Предлагаю их вспомнить.

Большая и интереснейшая серия издательства «Белый город» – «История России» – предназначена для детей и подростков 8 – 13 лет. Издательство «Белый город», основанное в 1996 году, входит в число 20 крупнейших издательств России. Цель издательства – сохранить русские культурные традиции и передать их потомкам. За многие годы работы оно смогло снискать любовь миллионов читателей и уважение партнеров. Благодаря издательству «Белый город» вновь открыты и опубликованы незаслуженно забытые работы российских историков и мыслителей XIX – начала ХХ века («История города Москвы» И.Е. Забелина, «История искусств» П.П. Гнедича и многие другие). Главными темами издательства «Белый город» являются русская и мировая культура, искусство и история, которые великолепно раскрыты в роскошно оформленных альбомах и иллюстрированных коллекционных и подарочных справочных и энциклопедических изданиях. Особого внимания в ассортименте издательства заслуживают серии для юных читателей, которые знакомят с литературными и художественными шедеврами российских и зарубежных авторов, рассказывая об истории и культуре России. Книги издательства «Белый город» не раз становились лауреатами и победителями на международных выставках и конкурсах.

В фонде областной библиотеки для детей и юношества есть 39 книг данной серии.

Ещё одна серия этого издательства называется «Исторический роман». В ней выходят новые произведения, полностью отвечающие всем требованиям к современной детской книге. Увлекательные тексты на основе точных данных, созданные профессиональными детскими художниками иллюстрации, разнообразные приложения делают каждое издание замечательным подарком детям. В фонде нашей библиотеки есть 3 книги данной серии.

 

Страницы 1 2

oubomsk.ru

Методическая разработка на тему: «РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)

   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

(творческая работа)

Подготовила

 Белаш Г.Н.

                                                                                 

 Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм — это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. — М., 1998. — С. 482).

   В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» ( Российская газета.- 2001.- 12 марта).

    Деятельность библиотек неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель — приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

    Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

Если в работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотекари ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна педагогическая задача — помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. (Каменкова, Л. Как воспитать патриота [Текст] / Л.Каменкова // Народное образование. — 1999. — № 5.-С.249).

    Воспитание патриотизма — очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

—        формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

— воспитание активной гражданской позиции личности;

— военно-патриотическое воспитание;

— патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

—        формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

   Сейчас российское общество переживает этап национального испытания, национального возрождения. В такие переломные моменты истории когда происходит деформация сложившихся историко-патриотических ценностей, особенно обостряются проблемы воспитания подрастающего поколения.   Отсутствие у молодых юношей и девушек личной причастности к происходящему в стране наносит непоправимый вред в их воспитании. Чем скорее мы осознаем это, тем лучше будет жить Россия и быстрее сформируется гражданское общество.

Разнообразны определения патриотизма. Но, в сущности, они сводятся к самому простому: любовь к своему Отечеству и деятельность во имя его блага. За достаточно короткий срок эпоха всеобщего принудительного патриотизма успела смениться десятилетием ледяного равнодушия к «этой стране», а затем — призывами «поднимать Россию с колен» и в спешном порядке растить гражданина и патриота. Прямо скажем — задача непростая и к тому же очень тонкая, поскольку крайние проявления патриотизма граничат с такими страшными для общества явлениями как шовинизм и национализм. Да и у самих взрослых патриотическая тема вызывает больше вопросов, чем готовых рецептов воспитания. Заставить «Родину любить» невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Идеальная формула такого патриотизма: «Любить своё, уважать чужое. Знать прошлое, жить настоящим, приближая будущее».

     Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения.

   Патриотизм обладает огромным социально-культурным потенциалом в социализации детей и молодёжи. Задача в том, чтобы его максимально реализовать на уровне молодёжной и культурной политики.

Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что они могут предложить подрастающему поколению в плане познания историко-культурных ценностей. Уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи -основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек традиционно направлена на формирование духовного облика юных россиян.

Специфические особенности жизни и развития российского общества создают особую сложность в решении многих проблем. Библиотеки сегодня заняты выживанием. Однако к их чести нужно отметить, что они никогда не упускали из поля зрения проблем гражданского и патриотического воспитания, оценивая свои потенциальные возможности в воспитании подрастающего поколения с помощью книг, понимая свою миссию и социальное предназначение.

Современная концепция патриотического воспитания в условиях библиотеки ещё не сформирована окончательно. Что же может и должна делать библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня?

Исходя из основных целей патриотического воспитания, в работе библиотек, каковыми являются:

— формирование активной жизненной позиции гражданина -патриота, гордящегося своей Родиной;

— воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству.        Вытекают   основные   задачи,   которые   стремится   решить библиотека:

1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил,  примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

 3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

4) воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;

 5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством;

6) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

  1. изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива, школьного библиотекаря, семьи обучающихся.

Изучение истории родного края, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и
культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в
воспитании у обучающихся патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и
большой Родине. Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале — фактах местной истории. Они помогают донести до сознания обучающихся картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.

  Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс их — книга. Знакомить подростков с хорошей книгой — такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа эта должна быть целенаправленной, и библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра.

Вся система эффективна при непрерывном процессе на протяжении школьного обучения.

  1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

Работа кружка «Патриот»

«Многое забудется, такое — никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный Дню памяти и скорби.

«Афганистан болит в душе моей» — литературно-музыкальная композиция,       «Время выбрало их» — вечер встречи поколений

«Пионеры — герои в годы Великой Отечественной Войны»- урок памяти И оформление папки.

Оформление Зала Славы.

«Память, которой не будет конца» — урок мужества.

«Победа к памяти взывает», «Не забывай те грозные года» — выставки книг о войне.                    «Строка, оборванная пулей» — конкурс стихов о войне.


«Живая классика» — рассказываем прозу о войне.

На протяжении года реализуем проект «Читаем книги о войне»

В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ., встречаются с участниками и свидетелями исторических событий-фронтовиками, тружениками тыла. Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ., свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине.

2.Следующий аспект патриотизма духовно-нравственное

воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и

ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни,

способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

«Глаголом жечь сердца людей» — литературный час.

«Когда музы не молчали» — мероприятия по творчеству русских писателей и поэтов.

 «Мы и природа» — конкурс творческих работ

«С природой на ВЫ» — экологическая викторина.

3. Историко-краеведческое воспитание. Оно нацелено на познание историко
культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников и исторической ответственности за происходящее в
обществе.        

«Литературная радуга Ставрополья» — краеведческая выставка.

Устный журнал — «Красногвардейское – родная сторона».

Фотовыставка – «Моё село, мой край любимый!»

4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.        

«Защита народа — священный долг» — встречи с земляками отслужившие в рядах Российских войск.

«Вспоминая минувшие дни…» — встреча с ветеранами В.О.в

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

 «Моя Родина — Россия» — уроки патриотизма.

 «Три символа родной державы» — информационный  час.

«Кем быть?» — беседы по профориентации.

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание

«Молодежная политика в Российской Федерации» — социально-правовая выставка.  

 «В зоне риска — молодежь»- цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям,

«Отечества славные сыны» — выставка.

«Место подвига — Беслан» — час памяти        

«Чернобыль — как это было» — урок- хроника

Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева, К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Пикуля, В.Богомолова, В.Кондратьева и др.

Система работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию

  • Изучение интересов и уровня знаний учащихся. Анкетирование.
  • Взаимодействие с учителями-предметниками.

—        Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий.

  • Информирование учителей о новых поступлениях по методике патриотического воспитания. Составление рекомендательного списка литературы для педагогов.
  • Целенаправленное руководство чтением.
  • Чтение обучающихся необходимо направлять в русло духовно-нравственной сферы в целях воспитания гражданина-патриота. Составление рекомендательного списка.
  • Краеведческий уголок боевой славы «Не забывайте грозные года…» — стенд, на котором располагаются информационные материалы, фотографии, иллюстрации, посвященные периоду Великой Отечественной войны.
  • Книжная выставка. Позволяет познакомить читателей с героическим подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Час памяти. Урок строится по принципу воспоминаний о подвигах героев военных лет.
  • Урок-воспоминание.
  • Игровые формы. Игра является активным методом, развивающим способности детей, умение размышлять, анализировать; закреплять полученные знания, имеет большой воспитательный потенциал.
  • Конкурс стихов.        
  • Конкурс рисунков «Война глазами детей».  Развивает художественно-эстетический вкус, вызывает чувство сопереживания.
  • Конкурс «Встреча с военной песней». Знакомит учащихся с музыкальным искусством в годы войны.        
  • Стенгазета «До Победы осталось … дней». Газету оформляют дети. Обучающиеся приобщаются к поиску информации, глубже знакомятся с героическим подвигом

nsportal.ru

«Школьная библиотека-как воспитательный ресурс историко-патриотического сознания обучающихся»

« Школьная библиотека-как воспитательный ресурс

историко-патриотического сознания обучающихся»

« К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать».

Лихачев Д.С.

Слово «патриот» — греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек — личность. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники — учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

Вместе — мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины.

Патриотические качества не формируются сами по себе. Молодое поколение легко втягивается в неформальные политические движения. Деятельность некоторых из них небезопасна.

  Большим воспитательным потенциалом обладает школьная библиотека, которая приобщает к родному слову, к чтению, истории и сегодняшней жизни страны. Патриотизм надо воспитывать с детства, когда слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум.

Перед школьными библиотеками стоит нелёгкая задача– развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. Воспитание детей в духе патриотизма является частью всей воспитательной системы школы по формированию гражданина, который неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края.

Деятельность нашей школьной библиотеки в данном случае направлена на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий.

Своей целью мы поставили — формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных  форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т. е. воспитание патриота.

Достижение данной цели  осуществляется через решение  следующих задач:

-формирование у подрастающего поколения  чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

— доведение до обучающихся  боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими воинами в военные годы;

-сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии, формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством, побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина;

-уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм, изучение истории и культуры Отечества и родного края;

— воспитание гордости за свою Землю. Привитие понятия, что лучше нашей Земли нет. Это знание и уважение Конституции РБ, её герба, флага, гимна;

— оказание информационно-методической поддержки учителям, классным руководителям,  родителей в вопросах патриотического воспитания;

-пополнение фондов библиотеки  литературой и информацией военной, исторической, экологической тематики, в т. ч. краеведческой (поисковые и исследовательские материалы, воспоминания участников событий военных лет, произведения башкирских авторов о войне,  электронные презентации).

Понимая всю важность патриотического воспитания, деятельность нашей библиотеки мы неразрывно связываем с поиском и внедрением эффективных форм работы путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • Духовно – нравственное воспитание, включающее в себя воспитание через книгу высокой гражданской активности, духовности, воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья

  • Историко-краеведческое воспитание, предполагающее воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям, формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • Историко – патриотическое и гражданско-правовое воспитание, направленные на получение знаний по истории государственной системы нашего государства, значении её Конституции, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

  • Военно – патриотическое воспитание , включающее в себя изучение военной истории России , знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны, сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, позитивного образа Вооружённых Сил России, готовности к выполнению воинского долга.

Формы и методы продвижения книги и чтения патриотического направлення в библиотеке самые разнообразные, начиная с книжной выставки до проведения массового мероприятия, главная цель которых – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России и Башкортостана. В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций  и других мероприятий  школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине. В работе мы всегда учитываем психологические и индивидуальные особенности детей разных возрастных групп. Если работу с младшими школьниками мы ставим во главе – эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. Формирование активной нравственной и гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.» Библиотека является побудительной силой этого процесса.С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей мы проводим литературные вечера, встречи, гостиные. На таких мероприятиях дети знакомятся с творчеством писателей, с интересными людьми. Одной из наиболее интересной формой массовой работы является литературно-музыкальная композиция. Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.

Литературно-музыкальный вечер памяти , посвящённый 70-й годовщине Дня Победы «Войны священные страницы навеки в памяти людской» был подготовлен и проведён совместно с учащимися 6-10 классов. С замиранием сердца слушали дети стихи и песни военных лет. На такие мероприятия мы всегда ветеранов войны, ведь их так мало осталось — защитников, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом. Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных  на фронтах ВОВ,  свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Так и в этот раз незабываемым событием стала встреча детей с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята поздравляли ветеранов с Великой датой, дарили цветы. Ветераны поделились своими воспоминаниями о событиях тех тяжелых лет. Минутой молчания почтили память павших героев. Сочетание слайдов подготовленной презентации с литературно-музыкальной композицией, позволило донести до учащихся не только историческую канву военной поры, но и дух времени. Мероприятие сопровождалось книжно-иллюстративной выставкой художественных произведений, созданных в годы войны, последующих десятилетий и современной российской прозой о Великой Отечественной войне. Так же были представлены книги, периодика, фотографии, военных лет, отражающие трудный путь, пройденный советским народом от начала войны до Победы. Мы каждый год еще и еще раз вспоминаем о тех событиях военных лет и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле. Этой знаменательной дате был посвящен ряд выставок организовынных в нашей библиотеке:« Читаем книги о войне», «Во имя мира ,помни о войне!», «Вечен подвиг в сердцах поколений» , «Минувших лет живая память», «Великая Отечественная война в стихах и прозе», «Подвигом славны твои земляки», «Войны священные полотна навеки в памяти родной», «Жизнь, посвященная отчизне», «Детство опаленное войной», «Имею честь служить тебе Россия», «Следов войны не заметут столетья», «Вспомним всех поименно»,«Нам 41-й не забыть, а 45-й помнить!», «Башкирские писатели-фронтовики», « Великие битвы Великой Отечественной» .Так же проведены беседы у выставок. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра, которые могут противостоять злу. Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. Мы по-прежнему рекомендуем читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В. Астафьева ,Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева ,К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Богомолова, В. Кондратьева и др.

Книги о войне позволяют донести до сердца каждого человека память о тех героических событиях, дают уникальную возможность каждому лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, наших отцов и дедов, прадедов.

В этом году была проведена читательская конференция с учащимися 3-х и 4-х классов по книге В. Катаева «Сын полка», приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Целью этого мероприятия было помочь ребятам представить грозные события войны, вместе с главным героем пережить все испытания. Познакомиться на страницах произведения с прекрасными людьми, прочувствовать горечь потерь и радость побед. Повесть «Сын полка» окунула юных читателей в героические события военных лет, о которых дети знают лишь по учебникам и рассказам старших. Ребята узнали о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все. Кроме того, что дети с удовольствием прочитали эту книгу, они подготовили рассказ о биографии писателя ,выучили и рассказали стихи о таких же сынах полка, как Ваня Солнцев. В ходе конференции ребята единодушно сделали вывод о том, что подвиг-это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине. Исходя из того, как ребята активно делились своими впечатлениями о героях повести и их поступках, искренне радуясь и переживая за них, было видно , что написанная много лет тому назад книга не потеряла своей актуальности, она интересна и сегодняшнему читателю. После обсуждения произведения ребята написали отзывы о книге: нужно или не нужно читать эту книгу и почему, поделились мнением о прочитанном. Затем эти работы были представлены на выставке в библиотеке. Традиционная выставочная работа библиотек способствуют раскрытию книжного фонда, популяризации книг по данной тематике, расширению информационного пространства библиотек.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях,  потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших  миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война. Воспоминания о войне, несмотря на то, что уже минуло четверть века с той поры, когда последний советский солдат покинул афганскую землю, до сих пор откликаются болью в сердцах воинов-интернационалистов и родственников погибших. Вечер памяти, посвященный 25-й годовщине вывода войск из Афганистана «Афганистан. Живая память» был подготовлен совместно с учащимися 10-х классов. Был собран материал и подготовлен рассказ о войне в Афганистане, о наших земляках – участниках войны. Перед ребятами выступил и поделился своими воспоминаниями воин-интернационалист-Аминев Фаниль Амирович, который прошел Афганскую войну и стал прямым свидетелем тех событий. Затаив дыхание, со слезами на глазах, все присутствующие в зале слушали рассказ мамы одного из бывших учеников школы Ирика Муратова, Фатимы Ахметовны, которая мужественно перенесла личную трагедию-гибель своего сына в 1986 году, выполнявшего интернациональный долг. В память о нем в школе установлена мемориальная доска. Учащиеся задавали вопросы гостям вечера. Ни один из вопросов не остался без ответа. На вечере прозвучали стихи и песни об Афганистане, передающие всю боль, эмоции, переживания этой войны. Минутой молчания собравшиеся почтили память погибших воинов. Мероприятие сопровождалось электронной презентацией и видеофрагментами документальной хроники Афганской войны. А так же участники вечера ознакомились с книжной выставкой «Души опаленные афганом» .

В организации работы по формированию историко- патриотического самосознания значительную роль играет краеведение. Мероприятия по краеведению позволяют учащимся увидеть свой край в общем ходе исторических событий, расширяют кругозор, развивают у них интеллектуальный и творческий потенциал. Особое место в библиотеке отводим воспитанию любви к малой родине, уважению к ее истории, традициям, культуре, землякам. Знакомство с литературным творчеством местных поэтов и писателей, встречи с ними способствуют проявлению интереса к литературе о родном крае, о творчестве земляков, способствует формированию у учащихся патриотических чувств. С этой целью были проведены литературные гостиные, на которые были приглашены А. Генатуллин, Б. Я. Янбулатов. Встреча с писательницей Ш.Н. Зулькарнаевой и обсуждение рассказа «Любовь Черныша» вызвала огромный интерес у учащихся 6-х классов. Писательница пришла на встречу со своим питомцем — котом, о котором она написала повесть «Барон». Ш. Н. Зулькарнаева познакомила ребят со своим творчеством, ответила на вопросы. Доброй традицией таких литературных встреч стало то, что гости дарят библиотеке книги с автографами. В результате у нас собралась целая коллекция книг, более 40 экземпляров. Школьная библиотека знакомит детей с бытом и культурой народов Башкортостана, с важнейшими событиями истории нашего района, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Для привлечения читателей к чтению краеведческой литературы, изучению истории родного края мы оформляем выставки-стенды: « Мой город — моя судьба», «Любимый сердцу город», «Учалинскому району-80 лет», «Учалы-шаг в будущее» и др.на которых представлены книги по истории нашего города и района, об Учалинском ГОКе. Выставки дополняют фотографии города, комбината.

В 2014 году отпраздновало 60-летний юбилей наше градообразующее предприятие Учалинский горно-обогатительный комбинат. Этой дате была посвящена научно-практическая конференция. Вниманию участников был представлен материал об истории и развитии УГОКа, о людях, которые посвятили свои трудовые годы этому предприятию и получили высокие награды за свой труд. Со цены актового зала прозвучали стихи и песни учалинских поэтов.

Через книги мы призываем читателей не забывать о государственных символах. Помогаем в подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литератур,
Выставка «Республика моя-Башкортостан» организованная в читальном зале интересна тем, что на ней была представлена информация о гербах и флагах городов и районов Башкортостана. Понравилась читателям и выставка-стенд «12 чудес Башкортостана». Так же были представлены выставки «День республики Башкортостан», «День Конституции республики Башкортостан» «Славься наш Башкортостан! Судьбой народу ты для счастья дан!» и др.

Эффективными в нашей работе по патриотическому воспитанию являются выставки. Она является основой любого мероприятия. Практически каждую выставку стараемся сопровождать электронной презентацией. Читателей привлекает такая форма информации. Учащиеся с удовольствием просматривают и электронные выставки . Приведу примеры выставок, которые мы организовывали в своей библиотеке: «Родник мудрости Мустая Карима», «Цвети, мой край, Башкортостан», «Салават Юлаев-время на века», «Сыны Отечества-освободившие Россию», «Во славу русского оружия» (А.Суворов), «Советуясь с законом» и др.

Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, конкурс на лучшее стихотворение. Общение с книгой начинается с иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она повышает интерес к книге. Путем рисунка дети высказывают своё отношение к героям произведения. Ребята погружаются в мир фантазий, размышлений. Обсуждение результатов творческих работ, анализ выполненных иллюстраций способствует росту познавательной активности читателей. Очень часто такие конкурсы мы проводим в начальных классах. Таким образом был организован конкурс рисунков к прочитанным произведениям о Великой Отечественной войне. Главная цель обзора и беседы – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять и прочитать книгу.

В подготовке многих мероприятий принимают участие библиотечный актив и читатели. В ходе которых ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве, учатся образно представлять собранный материал, вырабатывается умение выступать перед любой аудиторией. И очень часто, однажды приняв участие в таких мероприятиях, читатели становятся постоянными и активными участниками различных вечеров, встреч. Происходит и опосредованное влияние на учащихся. После бесед, литературных вечеров обязательно кто-то из числа зрителей приходит в библиотеку.

В классах проходят уроки мужества, мы-педагоги-библиотекари оказываем помощь учителям и детям в подготовке этих уроков. Очень тесно мы сотрудничаем с библиотеками нашего города, которые помогают нам в проведении различных мероприятий. В этом году совместно с работниками городской библиотеки был проведен урок мужества к Дню воинской славы- «Мужество остается в веках», о людях повторивших подвиг Ивана Сусанина в годы Великой Отечественной войны. Дети с интересом слушали рассказ библиотекаря и рассматривали фотографии с изображением исторических фактов.

Большую работу проводит библиотека при проведении предметных недель по истории, правоведению, защите Отечества. В эти дни оформляются открытые просмотры литературы по теме, книжные выставки, беседы, презентации книг, готовятся подборки литературы для учителей и детей. Патриотическое и гражданское воспитание – сегодня самое активное и интересное направление в нашей работе. Несмотря на сегодняшнее неоднозначное отношение в нашем обществе к понятиям «честь», «долг», одной из своих задач библиотека видит в содействии воспитанию патриота и гражданина – будущего защитника Отечества.

В библиотеке оформлено большое количество папок самого различного содержания.

Вся система историко-патриотического воспитания, созданная в нашей библиотеке, реально помогает в процессе подготовки школьников к защите Отечества, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Важный аспект в работе библиотеки – содействие героико – патриотическому становлению молодежи — привлечение « живой памяти » тех, кто защищал Родину на полях сражений, кто помогал фронту, работая в тылу

Сегодня приобщение к чтению , конечно, сопряжено с рядом трудностей и, тем не менее, чтение у многих востребовано. Применительно к рассматриваемой теме – есть серьезная проблема – это низкий уровень интереса к военно-патриотической литературе. Если книги о Великой Отечественной войне еще находят своего читателя, то литература, отражающая более глубокие героические страницы истории нашей страны, востребованы очень малым количеством читателей. Библиотека стремиться работать с забытыми календарными датами и фактами из героического прошлого нашей страны.

Работа с темой «патриотизм» в библиотеках не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется в школьной библиотеке  систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

В результате проведения всей работы мы должны вырастить человека, любящего свой народ, свой край и свою Родину. Уважающего и принимающего ценности семьи и общества, любознательного, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Понимая всю важность патриотического воспитания, я считаю, что школа и библиотека должны принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Патриотическое сознание наших детей остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: « Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

 

infourok.ru

«Возможность библиотек в формировании патриотических ценностей и традиций»

   Семинар библиотечных работников « Возможности библиотек в формировании патриотических ценностей и традиций» состоялся 25 апреля 2018 года на базе Климовской межпоселенческой центральной библиотеки.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения это не только первостепенная задача семьи, школы, но и конечно же библиотеки. Старинная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».  Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Перед библиотекой стоит приоритетная задача – воспитание у населения гражданственности и патриотизма .

 

     Задача работников библиотеки состоит в том, чтобы кроме чувства любви и ответственности за свою землю и своих близких воспитать в юношестве желание узнать свою историю, заинтересовать их жизнью и подвигами великих людей нашей Родины, и таким образом, с помощью мероприятий привлечь их к чтению соответствующей литературы. С таких слов начала свое выступление заведующая детским отделом А. В. Евсеенко. Ее консультация « Патриотическое воспитание через волонтерство» была посвящена рассмотрению ключевых вопросов в понимании сути добровольчества и волонтерства: предпосылок и условий его развития, философской основе, определению и ценностям добровольчества. Были даны рекомендации по работе библиотекарей в рамках Года волонтера: понятие «волонтер» (доброволец), виды и принципы волонтерской работы, история волонтерского движения в России и мировом сообществе.

    Специалисты центральной библиотеки в своих выступлениях уделили особое внимание разнообразию направлений работы по патриотическому воспитанию в библиотеках района. Формы и методы работы могут быть самыми разнообразными, это уроки мужества, обзоры у книжных выставок, беседы, устные журналы, литературно – музыкальные  композиции, вечера встречи, часы интересных сообщений,  дни информации, викторины, электронные презентации, конкурсы чтецов. Было отмечено, что  работу по патриотическому просвещению стоит проводит  в тесном сотрудничестве со школами, учебными заведениями, учреждениями культуры, ветеранскими, молодежными   и другими организациями.

      В ходе работы семинара библиотекари района поделились своим опытом работы в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Семинар еще раз показал необходимость тесного профессионального общения и обмена опытом. Такое общение помогает внедрять современные формы и методы библиотечной работы и повышать качество обслуживания населения.

bibliotekaklimovo.ru

Роль библиотеки в патриотическом воспитании школьников

Руденцова Д.Н., библиотекарь

МАОУ СОШ №2 г. Калининграда

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать».

Лихачев Д.С.

Что такое патриотизм? Понятие «патриот» пришло к нам из Древней Греции и означало «соотечественник». Сегодня для большинства быть патриотом значит любить своё Отечество, быть преданным своему народу и готовым к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016–2020 годы дано следующее определение «Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

Школа является важным институтом формирования патриотического сознания детей и подростов. Уроки гражданственности, военно-патриотические игры, концерты, приуроченные к памятным датам Российской истории и многое другое, способствуют возникновению чувства любви и уважения к Родине, стремлению равняться на героев прошлого.

Библиотеки, в том числе школьные, как накопители исторической памяти, выступают информационными проводниками между поколениями, остаются достойными хранителями патриотических традиций. Перед школьными библиотеками стоит нелёгкая задача – развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству.

Знакомить детей и подростков с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Среди множества задач, которые библиотека решает каждый день, выделяются и те, что направлены на:

1) формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно- историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;

2) доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими войнами в военные годы;

3) сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

4) воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии;

5) формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;

6) побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;

7) изучение истории и культуры Отечества и родного края.

Эти задачи взаимосвязаны и реализуются только в единстве педагогического коллектива, школьного библиотекаря, семьей обучающихся. Система работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию работает в течение всего года и включает множество форм и средств работы.

Чтение необходимо направлять в русло духовно-нравственной сферы в целях воспитания гражданина-патриота. Большинство ребят, приходя в библиотеку, не зная, какую литературу выбрать для чтения. Наша задача показать им книги, помогающие «заботливо воспитать патриотизм». В библиотеке по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, произведения В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева, К.Симонова, А.Иванова, А.Адамовича, В.Богомолова, В.Кондратьева и др. Для юных читателей найдутся стихи и короткие рассказы о пионерах-героях.

  • Взаимодействие с учителями-предметниками. Составление списков художественной литературы, рассказывающих о подвигах; проведение совместных мероприятий с учителями истории, литературы.

  • Составление рекомендательного списка художественной литературы для педагогов. Очень важно, чтобы учитель мог помочь подростку сформировать его гражданскую позицию, представление о мире и стране, в которой он живет.

  • Книжные выставки позволяют познакомить читателей с военно-историческим прошлым Родины, примерами мужества сверстников. Целесообразно привлекать самих ребят к формированию таких выставок. Например, выставка, посвященная юным героям Великой Отечественной войны «Юные герои Победы» показала высокий интерес учащихся к данной теме.

  • Часы памяти. Библиотечный урок может строиться по принципу воспоминаний о подвигах героев прошлых лет, а также тех, кто совершает подвиги уже в наше время. Крайне важно, чтобы подростки могли равняться на своих выдающихся современников.

  • Литературная акция на военную тематику «Я пишу сочинение», позволяет не только показать тему героизма, но и дать школьникам возможность раскрыть свой литературный талант. Самые лучшие произведения будут опубликованы в школьной газете и литературном альманахе.

  • Конкурс стихов. Ежегодно накануне 23 февраля и 9 мая в школьной библиотеке проводятся конкурсы патриотических стихов. Традиционно звучат стихи А. Ахматовой, К. Симонова, О. Бергольц.

  • Конкурс рисунков «Дети и война» не только развивает художественно-эстетический вкус, но и вызывает чувство сопереживания. Десятки рисунков призывают к миру на земле.

  • Литературно-музыкальные композиции уже давно стали частью патриотического воспитания школьников. Они знакомят учащихся с музыкальным искусством в годы войны. Именно наши кадеты многие годы являются одними из лучших в этом непростом искусстве.

  • Составление альманаха «Защитники Родины в моей семье». Учащиеся приобщаются к поиску информации, глубже знакомятся с героическим подвигом народа. За несколько лет в нашей школе была собрана уникальная коллекция материалов, посвященных героям Великой Отечественной войны.

  • Важной частью воспитания патриота и гражданина является и историко-краеведческая работа, которую частично берет на себя и библиотека. У подростов должна четко сформироваться представление о малой Родине, Калининградской области как неотъемлемой части России.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум.  Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотическое воспитание подрастающего поколения — это наша общая задача, задача семьи, школы, библиотеки. В наших с вами силах сделать всё возможное для того, чтобы дети и молодёжь любили и ценили свою историю и свою страну.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *