Психология личности изучает – Психология личности — что это такое и что она изучает: краткое определение, что является личностными психологическими характеристиками человека

что это такое, психологическая структура человека, какие свойства выделяют, значение по Платонову, Леонтьеву, Рубинштейну

Личность в психологии — центральная тема для изучения в психологической науке, поскольку составляет главный раздел общей психологии, называемый «психологией личности».

Зачем нужна психология личности?

Психология личности человека давно вышла за рамки «узкого направления», и интересует как специалиста-психолога, так и простого человека. Причина в том, что человек хочет изучать себя и общество, хочет уметь взаимодействовать с разными социальными группами, понимать себя, окружающих людей — ведь это одно из центральных понятий в жизни, залог достижения душевного и социального комфорта.

Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

Психология личности изучает поведение, эмоции, чувства человека в некоторых ситуациях. По сути, каждый индивид — «сам себе психолог», поскольку ежедневно анализирует поведение окружающих и собственное.

Личность в психологии

Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

К примеру, в советской психологии в начале двадцатого века личность воспринималась как набор определенных психологических функций. С 30-х годов двадцатого века личность трансформировалась в «опыт жизни и деятельности». В 50-е появилось понятие о личности в психологии: «темперамент и возраст», а с 60-х личность стала обозначаться как совокупность отношений человека, которая проявляется в разных направлениях его деятельности.

Определение личности

На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

  • Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
  • Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
  • Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

Психологическая структура личности

Это набор психологических, биологических и социальных свойств. Подобное «выстраивание» позволяет объективно анализировать личность, рассматривая отдельно каждую группу.

Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

Психические свойства

Здесь стоит рассмотреть:

Темперамент

Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.

Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

  1. Меланхолический. Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
  2. Холерический. Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
  3. Флегматический. Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
  4. Сангвинический. Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

Характер

Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

Группы черт характера:

  1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
  2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
  3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
  4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

Также выделяют нормальные свойства — это все вышеперечисленные свойства, которые являются естественными, и аномальные — характерны для психических заболеваний. Например, чрезмерная подозрительность, переходящая в паранойю. Или ревность, приводящая к возникновению «синдрома Отелло».

Направленность

Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

Направленность определяет поведение личности.

Способности

Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение  способностью.

Способности делятся на:

  1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
  2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

Также способности делятся по следующим признакам:

  1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
  2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

Психические процессы

Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

Делятся на:

  1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
  2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.

Виды эмоций:

  1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
  2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
  3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
  4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
  5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи.
  6. Стресс — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.

Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

На мотивацию влияют следующие факторы:

  • потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
  • стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
  • намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
  • побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

Психические образования

Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

В содержание психических образований входят:

  1. Знания — полученная в результате исторического опыта информация. Знания имеют практическое и теоретическое значения. Знания также делятся на «донаучные» — неточные, построенные на предположениях, «вненаучные» — те, которые наукой необоснованы, и «научные» — доказанные и подтверждённые наукой. Также различаются теоретические знания, состоящие из сведений о состоянии окружающего мира, и практические — сведения о способах использования объектов окружающего мира.
  2. Навыки — действия, сформировавшиеся в процессе повторения и являющиеся результатом освоения. Как правило, может вырабатываться при отсутствии сознательной регуляции процесса в результате тренировок и упражнений. К примеру, выработка навыка быстрого чтения.

Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

  • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
  • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

Социальная структура личности

Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

Направления, характеризующие данную структуру:

  1. Составляющие структуры по 1-му подходу:
    • Память — совокупность приобретаемых знаний.
    • Культура — единство социальных норм. А также — социальные ценности.
    • Деятельность — влияние, которое личность способна оказывать по отношению к разным объектам.
  2. Второй подход подразумевает раскрытие понятия личности в 2-х направлениях:
    • Объективный подход — «статус + социальная роль».
    • Субъективный — следование правовым, культурным нормам.
  3. 3-й подход позволяет рассмотреть соц. структуру как единение возможностей:
    • возможность целенаправленной деятельности;
    • мышления и анализа;
    • регуляции потребностей; проявления способностей;
    • обладания определенной социальной ролью, статусом;
    • обладания ценностными ориентациями;
    • обладания культурными знаниями и убеждениями, правовыми нормами.

Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

Личность в основных психологических теориях

С середины двадцатого века появляются основные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.

После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.

Структура личности по Рубинштейну

По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

  1. Направленность. В неё входят потребности человека, а также убеждения, интересы и мироощущение. В направленности заключена концепция «Я» и социальная сущность индивида.
  2. Психические образования. Благодаря приобретаемым знаниям, умениям и навыкам человек соориентирован во внешнем мире, и достигает хороших результатов в разных видах деятельности.
  3. Индивидуальные свойства типологического характера — проявления характера, темперамента и способностей. Благодаря этим факторам формируется индивидуальность.

Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.

По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

Структура личности по Платонову

Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

  1. Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
  2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
  3. Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
  4. Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

Структура личности по А. Н. Леонтьеву

Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

  1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
  2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
  3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

  • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
  • то, насколько эти отношения иерархизированы;
  • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.

Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

  1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.

Структура:

  • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
  • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
  • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

  1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

Существует формула «успех/уровень притязаний», позволяющая рассчитать уровень самоуважения. Если человек испытывает проблемы с самооценкой, он не находится в гармонии и равновесии с реальностью, не может адекватно оценивать действия. Для устранения психологических неполадок такого рода может потребоваться специалист по работе с психосоматикой, такой как Батурин Никита Валерьевич.

Важно! В теории Джемса впервые появляется понятие духовности. Взгляд, согласно которому духовная сущность заключается в саморазвитии, оказал в дальнейшем сильное влияние на экзистенциальное направление психологии.

Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.

Похожие записи:

propanika.ru

Психология личности — Психология человека

Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём — внутри должно быть больше, чем снаружи.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни. Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества. А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно. В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни. Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.

Что такое личность?

Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные. Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение. Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения. И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.

Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем. То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо. И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.

Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека. При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх. С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть. И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью. Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.

Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь. Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете. Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному. Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.

Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира. Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира. И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.

Фиктивная личность

Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения. Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным. При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается. И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность. Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.

Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей. Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают. Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает. Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.

Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих. Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют. Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других. Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы. Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.

Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью. А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет. Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.

Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное. Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность. Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем. Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет. Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.

Развитие личности

Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют. Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью. Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других. То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.

Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей. Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно. Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком. Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка. Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах. На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.

При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы. Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним. Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела. И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.

Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас. Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой. И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.

psichel.ru

17.Психология личности, её основные понятия.

Психология
личности
— раздел
психологии, изучающий личность и
различные индивидуальные процессы.
Акцент делается на попытке создать
согласованную картину личности в ее
взаимосвязях с миром, жизнью, социумом,
другими. Кроме того, изучаются динамические
аспекты душевной жизни, индивидуальные
различия. Различные
определения понятия личность
:
Личность – совокупность общественных
отношений, реализующихся в многообразных
деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

Личность
– «живой человек из плоти и крови»,
вплетенный во множество отношений к
миру; эпицентр «взрывных» изменений
бытия; бытие, переходящее в идеальную
форму ( С.Л. Рубинштейн).

Личность
– субъект жизни: активный, ответственный,
обладающий способностью к временной
регуляции жизни и разрешению жизненных
противоречий (К.А. Абульханова)

ЧЕЛОВЕК
— существо, воплощающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исторической
деятельности.

Основные
направления в психологии личности: 1)
Глубинная психология личности-
Психоанализ
З. Фрейда; Индивидуальная
психология А. Адлера;
Гуманистический
психоанализ Э. Фромма;
Психоаналитическая
теория невротических конфликтов К.
Хорни; Аналитическая
теория личности К. Г. Юнга;
Эго-психоанализ Э.
Эриксона; Трансакционный
анализ Э. Берна;
Гуманистическая психология-
Гуманистическая
теория личности А. Маслоу;
Человеко-центрированный
подход К. Роджерса;
Экзистенциальная психология-
Dasein-анализ
Л. Бинсвангера и М. Босса;
Американская школа
экзистенциальной психологии — И. Ялом,
Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.;
Логотерапия В. Франкла;
Экзистенциальный
анализ А. Лэнгле;
Когнитивное и социально-когнитивное
направления в психологии личности-
Теория
личностных конструктов Дж. Келли;
Социально-когнитивная
теория личности А.Бандуры;
Социально-когнитивная
теория личности Дж. Роттер;
Бихевиориальная
психология; Теория
оперантного научения Б. Скиннера;
Диспозициональное направление в теории
личности-
Диспозициональная
теория личности Г. Олпорта;
Структурная теория
черт личности Р. Кэттелла;
Психопатология
личности; Теория
психопатологии душевной жизни К. Ясперса;
Теория личностных
акцентуаций К. Леонгарда;
Патопсихология
личности Б. В. Зейгарник;
Клиническая психология
личности П.С. Гуревич.

Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.

Формирование
личности
— это процесс освоения
специальной сферы общественного опыта,
но совершенно особый, отличный от
освоения знаний, умений и пр. Ведь в
результате этого освоения происходит
формирование новых мотивов и потребностей,
их преобразование и соподчинение.
Достичь этого простым усвоением
невозможно — это были бы мотивы знаемые,
но не реально действующие. Новые
потребности и мотивы, их соподчинение
возникают не при усвоении, а при
переживании или проживании: этот процесс
происходит только в реальной жизни,
всегда — эмоционально насыщенный, часто
— субъективно творческий.

Развитие
личности —
процесс
закономерного изменения личности как
системного качества индивида в результате
его социализации. Обладая природными
анатомо-физиологическими предпосылками
к становлению личности, в процессе
социализации ребенок вступает во
взаимодействие с окружающим миром,
овладевая достижениями человечества.
Складывающиеся в ходе этого процесса
способности и функции воспроизводят в
личности исторически сформировавшиеся
человеческие качества. Овладение
действительностью у ребенка осуществляется
в его деятельности при посредстве
взрослых: тем самым процесс воспитания
является ведущим в развитии его личности.

 На
формирование и развитие личности
человека большое значение оказывают
биологические факторы: наследственность,
физиологические особенности пребывания
в среде обитания, образа жизни. Однако
все же человек личностью не рождается,
а становится. Если предположить, что —
к примеру — Михайло Ломоносов родился
бы в восемнадцатом веке до нашей эры,
он был бы, скорее всего, простым рыболовом
(охотником, земледельцем), который не
оставил никакого следа в истории. Может
быть и так, что никому не известный
человек, родись он в другое время и в
другом месте, мог бы своей славой затмить
и Михайло Ломоносова, и Исаака Ньютона. 
  
Данное разумное соображение всем
понятно, и подавляющее большинство
современных психологов согласно с тем,
что личностью человек именно становится.
Однако существуют различные точки
зрения на то, как реализуется сам механизм
формирования и развития личности. Эти
расхождения вызваны различным пониманием
значения общества и социальных групп
для развития личности, а также
закономерностей и этапов развития,
кризисов развития личности, возможностей
ускорения процесса развития и других
вопросов.Теории
личности:
 Психодинамическая
теория:
Ни
одно из направлений теории личности не
приобрело такую громкую известность
за приделами психологической науки,
как фрейдизм (классический психоанализ).
Его основоположником был австрийский
ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший
главным источником развития личности
врожденные биологические факторы
(инстинкты), порождающие энергию либидо
(влечение, желание). Эта биологическая
энергия направлена как на продолжение
рода (сексуальное влечение), так и на
разрушение (агрессия). По Фрейду,
происходит сложное динамическое
взаимодействие между инстинктами и
влечениями, с одной стороны, и мотивами,
сознанием, морально-этическими
императивами – с другой. Это взаимодействие
и регулирует поведение человека, причем
главенствующая роль принадлежит
бессознательному. Такое объяснение
послужило основанием для обозначения
целого направления в теории личности
– психодинамического (психоанализ).

Психоаналитическая
теория:
Щвейцарский
психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906
по 1913 год сотрудничал с Зигмундом
Фрейдом, но в последствии создал свой
вариант психоаналитического учения –
аналитическую психологию.
Структура личности,
по мнению Карла Юнга, состоит из трех
частей: индивидуального бессознательного,
коллективного бессознательного и
сознания.

Индивидуальная
теория:
Целостность
и уникальность личности, ее неповторимая
индивидуальность – краеугольный камень
и кредо индивидуальной психологии,
основоположником которой считается
австрийский психиатр и психолог
еврейского происхождения Альфред Адлер
(1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты,
а чувство общности с другими людьми,
ориентация на них определяет все их
поступки и поведение. Поведенческая
теория, Гуманистическая теория,
Мотивационное направление (Маслоу),
Когнитивная теория, Деятельностная
теория и тд.

studfile.net

Лекция 3 Психология личности

ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ

1.
Определение понятия «личность».
Соотношение понятий «человек»,
«индивид», «индивидуальность»
с понятием «личность»

Реальность,
которая описывается понятием «личность»,
про­является уже в этимологии этого
термина. Слово «личность» (persona)
первоначально относилось к актерским
маскам (в рим­ском театре маска актера
называлась «личина» — лицо,
обращен­ное к аудитории), которые были
закреплены за определенными типами
действующих лиц. Затем это слово стало
означать самого актера и его роль. У
римлян слово «persona» употреблялось
обяза­тельно с указанием определенной
социальной функции роли (лич­ность
отца, личность царя, личность судьи).
Таким образом, лич­ность по первоначальному
значению — это определенная соци­альная
роль или функция человека.

Сегодня
психология трактует личность как
социально-психо­логическое образование,
которое формируется благодаря жизни
человека в обществе. Человек как
общественное существо приоб­ретает
новые (личностные) качества, когда
вступает в отношения с другими людьми
и эти отношения становятся «образующими»
его личность. У индивида в момент рождения
еще нет этих приоб­ретаемых (личностных)
качеств.

Поскольку
личность
чаще всего определяют как человека в
сово­купности его социальных,
приобретенных качеств,

это значит, что к числу личностных не
относятся такие особенности человека,
ко­торые природно обусловлены и не
зависят от его жизни в обще­стве. К
числу личностных не относятся
психологические качества человека,
характеризующие его познавательные
процессы или индивидуальный стиль
деятельности, за исключением тех, которые
проявляются в отношениях к людям в
обществе. В понятие «личность»
обычно включают такие свойства, которые
являются более или менее устойчивыми
и свидетельствуют об индивиду­альности
человека, определяя его значимые для
людей черты и поступки.

По
определению Р.С.Немова, личность
это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
соци­ально обусловлены, проявляются
в общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми и
определяют нравственные поступки
человека, имеющие существенное значение
для него самого и окружающих.

Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «че­ловек», «индивид»,
«индивидуальность». Содержательно
эти по­нятия переплетены между собой.
Именно поэтому анализ каждого из этих
понятий, их соотношение с понятием
«личность» позво­лит более полно
раскрыть последнее.

Человек

это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей ступени
развития живой природы — к челове­ческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая пре­допределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.

Специфические
человеческие способности и свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются при­жизненно, в процессе
усвоения культуры, созданной
предшеству­ющими поколениями. Никакой
личный опыт человека не может привести
к тому, чтобы у него самостоятельно
сформировались ло­гическое мышление
и системы понятий. Участвуя в труде и
раз­личных формам общественной
деятельности, люди развивают в себе те
специфические человеческие способности,
которые уже сформировались у человечества.
Как живое существо человек под­чиняется
основным биологическим и физиологическим
законам, как социальное — законам
развития общества.

Индивид

это единичный представитель вида «homo
sapiens». Как индивиды люди отличаются
друг от друга не только морфо­логическими
особенностями (такими, как рост, телесная
консти­туция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами
(способ­ностями, темпераментом,
эмоциональностью).

Индивидуальность

это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизио­логической
структуры (тип темперамента, физические
и психи­ческие особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).

При
всей многогранности понятия
«индивидуальность» оно в первую
очередь обозначает духовные качества
человека. Сущностное определение
индивидуальности связано не столько с
поняти­ями «особенность»,
«неповторимость», сколько с понятиями
«целостность», «единство»,
«самобытность», «авторство»,
«соб­ственный способ жизни».
Сущность индивидуальности связана с
самобытностью индивида, его способностью
быть самим собой, быть независимым и
самостоятельным.

Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определе­ния.
Несовпадение же этих понятий проявляется,
в частности, в том, что существуют два
отличающихся процесса становления
личности и индивидуальности.

Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им своей родовой, общественной сущности.
Это освоение всегда осуществляется в
конкретно-исто­рических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе соци­альных функций и
ролей, социальных норм и правил поведения,
с формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная личность
есть субъект свободного, самостоятель­ного
и ответственного поведения в социуме.

Становление
индивидуальности есть процесс
индивидуализа­ции объекта.
Индивидуализация — это процесс
самоопределения и обособления личности,
ее выделенность из сообщества, оформление
ее отдельности, уникальности и
неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность — это самобытный, активно и
твор­чески проявляющий себя в жизни
человек.

В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности чело­века.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляют такие эпитеты, как «сильная»,
«энергичная», «независимая»,
подчеркивая тем самым ее деятельностную
представленность в глазах других.
Об

индивидуальности мы чаще говорим:
«яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.

2.
Исследования личности: этапы, научные
подходы

Изучение
личности всегда было и продолжает
оставаться од­ной из самых интригующих
тайн и самых трудных проблем. В сущности,
все социально-психологические теории
вносят свою лепту в понимание личности:
что ее формирует, почему существуют
индивидуальные различия, как происходят
ее развитие и измене­ние на протяжении
жизни человека. Поскольку большинство
на­правлений психологии лишь в
минимальной мере представлены в
современных теориях личности, это
является доказательством того, что
адекватная теория личности еще не
создана.

Основными
проблемами психологии личности в
философско-литературный
период

ее изучения являлись вопросы о нравственной
и социальной природе человека, о его
поступках и поведении. Первые определения
личности были достаточно широкими и
вклю­чали в себя все то, что есть в
человеке и что он может назвать своим.

В
клинический
период

представление о личности как об особом
феномене было сужено. В центре внимания
психиатров оказались такие особенности
личности, которые обычно можно обнаружить
у больного человека. В дальнейшем было
установлено, что эти осо­бенности
умеренно выражены практически у всех
здоровых людей. Определения личности
врачами-психиатрами были даны в таких
терминах, пользуясь которыми можно
описать и вполне нормаль­ную, и
патологическую, и акцентуированную
личность.

Экспериментальный
период

характеризуется активным внедре­нием
в психологию экспериментальных методик
исследований психических явлений. Это
диктовалось необходимостью избавить­ся
от умозрительности и субъективизма в
трактовке психических явлений и сделать
психологию более точной наукой (не
только описывающей, но и объясняющей
свои выводы).

С
конца 30-х гг. нашего столетия в психологии
личности нача­лась активная
дифференциация направлений исследований.
В ре­зультате ко второй половине
нашего века сложилось много раз­личных
теорий личности: бихевиористская,
гештальт-психологическая, психоаналитическая,
когнитивная и гуманистическая.

В
соответствии с бихевиористской
теорией личности

(основопо­ложником которой является
американский ученый Д.Уотсон) 1878—1958)
психология должна заниматься не душевными
явле­ниями, недоступными научному
наблюдению, а поведением. За­дачу
психологии Д.Уотсон видел в том, чтобы
научиться «про­считывать» и
программировать поведение личности.

Основоположники
гештальт-психологической
теории личнос­ти

Т.Вертгеймер, В.Келер и К.Левин выдвинули
идею изучения психики с точки зрения
целостных структур — гештальтов (нем.
gestalt — образ). Построение психического
образа происходит как мгновенное
«схватывание» его структуры.

Психоаналитическая
теория личности

(З.Фрейд) анализирует поступки личности
исходя не только из сферы сознания, но
и глубинной структуры подсознания,
выделяя потребности в каче­стве
движущего ее поступками фактора.

Когнитивная
теория личности

(У.Найссер, А.Пайвио) главную роль в
объяснении поведения личности отводит
знаниям (лат. cognito — знания).

Гуманистическая
теория личности

(Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Мас-лоу) объясняет
поведение личности исходя из стремления
человека к самоактуализации, реализации
всех своих возможностей.

Среди
рассмотренных теорий можно выделить
три практичес­ки не пересекающиеся
ориентации: биогенетическую,
социогенетическую и персонологическую.

1.
Биогенетическая
ориентация

исходит из того, что развитие человека,
как и всякого другого организма, есть
онтогенез (про­цесс индивидуального
развития организма) с заложенной в нем
филогенетической (исторически
обусловленной) программой, а следовательно,
его основные закономерности, стадии и
свойства одинаковы. Социокультурные и
ситуативные факторы лишь на­кладывают
свой отпечаток на форму их протекания.

Наибольшую
известность среди концепций этой
ориентации (причем не только в психологии)
получила теория, разработан­ная
З.Фрейдом.
Самосознание человека З.Фрейд сравнивал
с вер­шиной айсберга. Он считал, что
лишь незначительная часть того, что на
самом деле происходит в душе человека
и характеризует его как личность,
осознается им актуально. Только небольшую
часть своих поступков человек в состоянии
правильно понять и объяснить. Основная
же часть его опыта и личности находится
вне сферы сознания, и только специальные
процедуры, разработан­ные в психоанализе,
позволяют проникнуть в нее.

Структура
личности, по З.Фрейду, состоит из трех
компонен­тов, или уровней: «Оно»,
«Я», «Сверх-Я». «Оно» —
бессозна­тельная часть психики,
бурлящий котел биологических врожден­ных
инстинктивных влечений. «Оно»
насыщено сексуальной энер­гией —
либидо. Человек есть замкнутая
энергетическая система, причем количество
энергии у каждого человека — постоянная
ве­личина. Будучи бессознательным и
иррациональным, «Оно» под­чиняется
принципу удовольствия, т.е. удовольствие
и счастье есть главные цели в жизни
человека (первый принцип поведения).
Вто­рой принцип поведения — гомеостаз
— тенденция к сохранению внутреннего
равновесия.

«Я»
представлено сознанием. Это, как правило,
самосознание человека, восприятие и
оценка им самим собственной личности
и поведения. «Я» ориентируется на
реальность.

«Сверх-Я»
представлено как на сознательном, так
и на под­сознательном уровнях. «Сверх-Я»
руководствуется идеальными представлениями
— принятыми в обществе нормами морали
и ценностями.

Неосознаваемые
влечения, идущие от «Оно», чаще
всего нахо­дятся в состоянии конфликта
с тем, что содержится в «Сверх-Я»,
т.е. с социальными и нравственными
нормами поведения. Конф­ликт разрешается
с помощью «Я», т.е. сознания, которое,
дей­ствуя в соответствии с принципами
реальности и рациональнос­ти, стремится
разумно примирить обе стороны таким
образом, чтобы влечения «Оно» были
в максимальной степени удовлетво­рены
и при этом не были нарушены нормы морали.

2.
Социогенетическая
ориентация

ставит во главу угла процессы социализации
и научения в широком смысле слова,
утверждая, что психологические возрастные
изменения зависят прежде всего от
сдвигов в общественном положении,
системы социальных ро­лей, прав и
обязанностей, короче — от структуры
социальной деятельности индивида.

По
мнению теоретиков-бихевиористов,
социальные роли лю­дей и большинство
форм социального поведения личности
скла­дываются в результате наблюдений
над такими социальными мо­делями,
которые задают родители, учителя,
товарищи и другие члены социума.
Индивидуальные различия в поведении
людей яв­ляются, согласно теории
социального научения, результатом
взаимодействия и взаимоотношений с
разными людьми. Личность при таком
подходе — это результат взаимодействия
между инди­видом с его способностями,
прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и
окружающего его средой.

3.
Персонологическая
(личностно-центрированная) ориентация

выдвигает
на первый план сознание и самосознание
субъекта, исходя из того, что основу
развития личности составляет творчес­кий
процесс формирования и реализации ее
собственных жиз­ненных целей и
ценностей. Это направление определяется
как гу­манистическое
и ассоциируется с такими именами, как
К.Род­жерс, А. Маслоу и др. Суть
гуманистической ориентации в изуче­нии
личности состоит в отказе от манипулятивного
подхода и выделении личности в качестве
высшей социальной ценности. Гу­манистический
подход помогает раскрыть возможности
личности путем соответствующей
организации межличностных отношений.
Согласно этому подходу, человек может
проявить своеобразие и неповторимость
собственного «я» лишь при полной
открытости в выражении своих чувств,
отказе от психологической защиты.

Поскольку
каждая из этих моделей отражает реальные
стороны развития личности, спор по
принципу «или-или» не имеет смыс­ла.
В качестве основания для интеграции
ранее названных подходов к пониманию
личности в отечественной психологии
предла­гается историко-эволюционный
подход, в котором антропологи­ческие
свойства человека и социально-исторический
образ жизни выступают как предпосылки
и результат развития личности. В
кон­тексте данного подхода подлинным
основанием и движущей си­лой развития
личности является совместная деятельность,
благо­даря которой происходит
индивидуализация личности. Формиро­вание
и развитие этого направления — заслуга
Л.С.Выготского (1836—1904) и А.Н.Леонтьева
(1903—1979). Эта теория в отече­ственной
психологии носит название теории
деятельности
.

В
отечественной психологии можно выделить
и ряд других теорий.

Основоположники
теории
отношений


А.Ф-Лазурский (1874— 1917), В.Н.Мясищев
(1892—1973) — считали, что «ядро»
лично­сти составляет система ее
отношений к внешнему миру и к само­му
себе, которая формируется под воздействием
отражения со­знанием человека
окружающей действительности.

Согласно
теории
общения


Б.Ф.Ломов (1927—1989), А.А.Бодалев,
К.ААбульханова-Славская — личность
формируется и разви­вается в процессе
общения в системе существующих социальных
связей и отношений.

Теория
установки


Д.Н.Узнадзе (1886—1950), А.С.Прангишвили —
развивает представление об установке
как готовности лич­ности к восприятию
будущих событий в определенном
направле­нии действий, что является
основой ее целесообразной избира­тельной
активности.

studfile.net

что является основой, основные стороны

Психологическая наука изучает разные психические явления, поэтому существуют узкоспециализированные отрасли. Так, например, психология личности изучает особенности развития познавательных способностей юношей и девушек, их индивидуальные параметры.

Люди бывают разными

Определение психологии личности

Личностная психология изучает мужчин и женщин в контексте их взаимодействия с другими людьми. Этот раздел психологии направлен на изучение основных сторон личности. Психологи пришли к выводу, что существует 4 стороны личности: тело, душа, дух, сознание.

Дополнительная информация. В структуре индивидуальности органично сочетаются биологические, психологические и социальные основы.

Главным объектом изучения в психологии индивидуальных различий является личность. Некоторые разделы в смежных дисциплинах также направлены на изучение особенностей поведения и деятельности индивида. Такими науками являются социальная и возрастная психология, социология и педагогика.

Знание основ психологии личности помогает людям эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, понимать себя и окружающих.

Ключевыми характеристиками индивида являются темперамент и характер. Тип темперамента основывается на совокупности динамических особенностей психофизиологической деятельности и определяет скорость протекания тех или иных психических процессов, особенности работы нервной системы. Эти характеристики индивида определяют его поведение.

От типа характера зависит то, как складываются отношения с другими людьми. Характер проявляется в общении и совместной деятельности. В психологической науке уделяется пристальное внимание проявлениям характера, на основе их изучения можно определить, к какому типу относится человек.

Интересно. Индивидуальная психология призвана изучить онтогенез развития воли, эмоций, потребностей, способностей и мотивации.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Видео

srazu.pro

Психология личности человека: особенности и полезные статьи

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности». Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Личность представляет собой совокупность психологических, биологических и социальных свойств человека. Именно в данных аспектах каждый человек проявляет себя. Что же в первую очередь нужно знать, чтобы понимать психологическую сущность человека, а также то, в чем она проявляется главным образом?

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека. Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология. Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).

Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком.Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.

Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.

Статьи по личностной психологии



  • Жизнь в одиночестве — плюсы и минусы


  • Стоит ли обычному человеку мечтать о неосуществимом


  • Чем отличается умный человек от мудрого


  • Чем личность отличается от индивида?


  • Чем отличается любовь ХХ и ХХІ века


  • Плюсы и минусы ситуации успеха


  • Психотерапевт и психолог: в чем разница?


  • В чем разница между любовью и влюбленностью


  • Почему человек плачет без причины


  • Что нужно, чтобы стать везучим, счастливым и удачливым человеком


  • Психология алкоголика – почему люди спиваются?


  • Как выработать стрессоустойчивость


  • Как стать толстокожим человеком


  • Как найти свое призвание в жизни


  • Основные жизненные ценности человека


  • Как правильно расслабляться — советы психологов


  • Холерик — характеристика.Мужчина и женщина холерик


  • Шаги, которые помогут стать хозяином своей жизни


  • Как научиться получать удовольствие от жизни


  • Как побороть страх темноты


  • Стоит ли человеку искать свою любовь


  • Как воспитать в себе чувство собственного достоинства


  • Как стать психически сильным человеком


  • Что делать если человек хочет умереть


  • Как полюбить свою работу


  • Состояние крайней безнадежности, чувство безысходности – как с этим бороться?


  • Как человеку повзрослеть психологически


  • Психология богатства и бедности — основные отличия


  • Психологические причины появления прыщей


  • Осенняя депрессия — как от нее избавиться


  • Сангвиник — характеристика.Мужчина и женщина сангвиник


  • Как привлечь удачу в свою жизнь


  • Как жить настоящим и перестать волноваться по пустякам


  • Почему все бесит и раздражает?


  • Способы борьбы с ленью и апатией — как от это избавиться


  • Как правильно реагировать на оскорбления


  • Как обрести внутреннюю гармонию с самим собой


  • Как распределить время так, чтобы все успеть


  • Как правильно воспитывать в себе силу воли — основные рекомендации


  • Самовнушение на уверенность в себе


  • Шопоголизм: причины и как от него избавиться


  • Как развить в себе фантазию и воображение — полезные советы


  • Флегматик — характеристика и особенности темперамента


  • Психологические причины болезней по Луизе Хей


  • Как воспитать в себе волевой и сильный характер


  • Как перестать грызть ногти на руках — основные способы


  • Как успешно пройти собеседование на руководящую должность


  • Обида и злость: что это и как от них избавиться


  • Как побороть страх перед стоматологом


  • Минимализм как стиль и образ жизни — что нужно об это знать


  • Полезные советы о том, как заставить свой мозг работать на 100 процентов


  • Меланхолик — характеристика темперамента


  • Что делать и как быть когда тяжело на душе


  • Как изменить жизнь к лучшему и с чего нужно начать


  • Как стать счастливым и довольным жизнью человеком?


  • Как побороть страх смерти и перестать боятся неизбежного конца


  • Как избавиться от проблемы тревоги и беспокойства


  • Как побороть страх высоты


  • Страх летать на самолете: как подготовиться и побороть его


  • Как человеку перестать думать о плохом: способы и советы


  • Как человеку обрести душевное равновесие — основные шаги


  • Как перестать быть стеснительным и побороть неуверенность


  • Как побороть страх вождения автомобиля


  • Эмоции и чувства: какими они бывают и чем отличаются


  • Как научиться уважать, любить и ценить себя таким, какой ты есть


  • Чувство вины: как простить себя избавиться и от него


  • Как оставаться спокойным в любых ситуациях


  • Психологические границы личности


  • Упражнения для повышения самооценки


  • Во сколько правильно нужно ложиться спать и вставать?


  • Как работает закон притяжения и исполнения желаний


  • Как поменять свой характер и измениться лучшую сторону


  • Советы о том, как быстро успокоиться и перестать нервничать


  • Как поднять себе настроение если все плохо


  • Энергетические вампиры: как распознать и защититься


  • Cила мысли или как притянуть человека


  • Как самостоятельно выйти из депрессии — полезные советы


  • Зависть и жадность — как от них избавиться


  • Чувство вины, стыд и совесть


  • Роль денег в жизни человека


  • Как забыть обиду и простить человека


  • Образы сознания


  • Как побороть неуверенность в себе и избавиться от страха


  • Общее и разное: карма, грех и мораль


  • Препятствия на пути к успеху — гордыня, тщеславие и унижение


  • Смысл жизни – как найти и не терять


  • Почему появляются комплексы неполноценности и как с ними бороться


  • Как развить самодисциплину


  • Стереотипы общества и их позитивные и негативные стороны


  • Что такое гордость и зачем она нужна людям


  • Что такое зона комфорта


  • Одиночество — причины и как его преодолеть


  • Как мотивировать себя на то, чтобы начать что-то делать


  • Духовные цели.Как найти себя


  • Осознанность: что это, и как ее обрести?


  • Развитие интуиции и способности предчувствовать: советы и упражнения


  • Моральные идеалы как символ благополучия общества


  • Что такое бессознательное подсознание человека?

psychology-s.ru

Что такое Психология личности? Психология личности — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Из шести миллиардов человек, живущих на планете невозможно найти даже двух похожих, несмотря на наличие некоторых сходств. Мы разнимся не только внешним видом, но и поступками, которые очень часто бывают сложными и непредсказуемыми. Ряд таких наук, как астрология, философия, теология, литература, социология делают попытки понять сложность нашего поведения, а также саму сущность человека. В какой-то степени им удалось это сделать, однако эта проблема по-прежнему актуальна, поскольку мы всё ещё можем наблюдать такие негативы человечества, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, терроризм, расовые предрассудки, наркомания, нищета и прочее. Всё это является результатом поведения людей.

Качество нашей жизни можно изменить только одним способом — лучшее понимание себя, выстраивание отношений между людьми в соответствии с этим новым пониманием.

И здесь большая роль отводится психологии личности, которая изучает личность и индивидуальные процессы. Основной упор в психологии личности делается на создании картины личности, её связи с миром, жизнью, социумом, духовная природа человека и её индивидуальных различиях.

Наибольшую сложность в изучении личности представляет собой определение самого понятия личности. На сегодняшний день существует множество таких определений. Вот некоторые из них:

  • «Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях», — А.Н. Леонтьев.
  • «Личность — «живой человек из плоти и крови», вплетённый во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму», — С.Л. Рубинштейн.
  • «Личность — субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий», — К.А. Абульханова.
  • «Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении», — В.А. Ганзен.

Также психология личности оперирует понятиями индивид, человека, индивидуальности:

  • Человек — с одной стороны существо биологическое, животное, наделённое сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек — существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Индивидуальность — это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
  • Индивид — человек как единица общества.

Психология личности изучается в следующих направлениях психологии:

  • Глубинная психология личности: психоанализ З. Фрейда, аналитическая теория личности К. Юнга, гуманистический психоанализ Э. Фромма, индивидуальная психология А. Адлера, транзактный анализ Э. Берна, эго-психоанализ Э. Эриксона.
  • Гуманистическая психология: человеко-центрированный подход К. Роджерса, гуманистическая теория личности А. Маслоу.
  • Экзистенциальная психология: экзистенциальный анализ А. Лэенге, логотерапия В. Франкла, американская школа экзистенциальной психологии.
  • Когнитивная психология: теория личностных конструктов Дж. Келли, социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер и А. Бандуры.
  • Бихевиоральная психология: теория оперантного учения.
  • Диспозициональное направление в теории личности Г. Оппорта и структура теории черт личности Р. Кэттела.
  • Психопаталогия личности.

Каждое из этих направлений представляет нам своё видение того, что называется личностью.

Изучение человеческой природы — сложная и значимая проблема, которая охватывает огромную область для изучения. Результаты исследования психологии личности помогают качественно изменить нашу жизнь.

samopoznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *