Она тупо выслушала и тупо задумалась – . . . . . . II

И.А.Гончаров «Обломов». Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына (любовь в жизни Обломова)






цитаты

Хар-ка

Возраст

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

Внеш-ность

Характер

«Ей было лет тридцать …»

«…ей двадцать лет …»

«… прекрасное лицо Ольги…» «…с этим изящным , беленьким личиком, тонкой нежной шеей…»

«… умные серо-голубые глаза…»

«…ее темные , говорящие брови …»

«… Руки у ней влажны и мягки …»

«…У ней простое, но приятное лицо …»

«Она была очень бела и полна в лице…»

«Глаза серовато-простодушные»

« Бровей у нее почти совсем не было …»

«…руки белые, но жесткие …»

«…вот голос , вот пение!»

«…кушанье такое вкусное …»

«… в умненькой , хорошенькой голове…»

«…Она тупо выслушала и тупо задумалась…»

«…в глазах самолюбивой, гордой Ольги…»

«… замарашки, как я сама , – небрежно говорила она…»

«…и не такие тонкие женщины, как она , умеют отличить преданность…»

«…Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя …»


оценка

Хар-ка

Ольга Ильинская

Знаком-ство

Отноше-ние к Обломову

Агафья Пшеницына

Отноше-ние Обломов а

Познакомил их кум Агафьи Тарантьев . Затем Обломов снимает жильё у вдовы . Замечает в ней что-то особенное .

Познакомил их Штольц в доме у Ильинских . Обломов был поражён её дивным пением .

Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется . Обломов является первой любовью , она принимает его таким каков он есть : ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком .

Любила рассказы Штольца об Обломове , затем её начало умилять его доброе сердце. Ольга влюбилась и ждала изменений в нем. Но позже разочаровывается , понимает, что любила выдуманного Обломова . Однако понимает, что он неповторимый человек .

С ней Илье Ильичу очень уютно и спокойно , жизнь у неё напоминает Обломовку .

Она пробудила в нём светлые чувства , он безумно влюбился , очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго .


оценка

Хар-ка

Знаком-ство

Ольга Ильинская

Отноше-ние к Обломову

Агафья Пшеницына

Отноше-ние Обломов а

Даль-нейшая судьба

Познакомил Тарантьев . Затем Обломов снимает жильё у вдовы . Замечает в ней что-то особенное .

Познакомил их Штольц в доме у Ильинских . Обломов был поражён её дивным пением .

Боготворит его, во время болезни заботится о нём и лелеет, молиться за его здоровье. Сама того не замечая бескорыстно влюбляется . Обломов является первой любовью , она принимает его таким каков он есть : ленивым и тихим барином. Считает его удивительным человеком .

Любила рассказы Штольца об Обломове , затем её начало умилять его доброе сердце. Ольга влюбилась и ждала изменений в нем. Но позже разочаровывается , понимает, что любила выдуманного Обломова . Однако понимает, что он неповторимый человек .

С ней Илье Ильичу очень уютно и спокойно , жизнь у неё напоминает Обломовку .

Она пробудила в нём светлые чувства , он безумно влюбился , очнулся, пробудился после глубокого сна, но ненадолго .

После 7 лет совестной жизни Обломов умирает , и жизнь Агафьи теряет смысл , утешение — сын — Андрей.

Стала намного мудренее; вышла замуж за Андрея Штольца и родила детей .


Вывод!

ИЛЬИНСТКАЯ

ПШЕНИЦЫНА

1) Любит не Обломова , а свои усилия , вложенные в него.

1) Любит Обломова, не считает усилий , вложенных в него

2) Ее любовь – расчет , она влюблена в будущего Обломова .

2) Ее любовь – забота , опека, она готова любить его настоящего.

3) Не может дать истинного счастья Обломову, потому она не учитывает его потребностей .

3) Старается сделать его счастливым, т.к. знает, что ему нужно, живет ради его потребностей.

  • Ольга и Агафья – женщины, сыгравшие важную роль в жизни Обломова, повлиявшие на его судьбу.
  • Именно во взаимоотношениях с ними Обломов раскрывает перед нами читателем свою душу , свою сущность.
  • С одной стороны, Обломов – человек, готовый меняться ради любимой женщины , а с другой стороны, он человек, который нуждается с бескорыстной любви и заботе, понимании .


Домашнее задание

Сочинение на одну из тем:

« Обломов и Штольц»

«Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына»

«Любовь в жизни Обломова» *

«Обломовщина» как явление действительности»

«Актуальность романа «Обломов» в наши дни»

multiurok.ru

Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова «Обломов»


Ольга жила со своей тетушкой.

– отношение
к Штольцу:


«Называла его другом, любила за то, что он всегда
смешил её и не давал скучать, но немного и
боялась, потому что чувствовала себя слишком
ребенком перед ним». (стр. 170)

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на
Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть
сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита
щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не
было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего
ребенка, с пальцами в виде винограда…

– Ольга заставила своим знакомством, своим
присутствием, своим пением «оживить» Обломова.

Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с
ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он,
Обломов, «Чего только не бывает на свете!»

До Ольги:

глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:

глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял,
отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во
весь рост лег на спину, напрасно брал самые
ленивые и самые покойные позы – не спится, да и
только». (стр. 172)

«– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! –
тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он
там и обеими ногами, и руками , и головой».

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз
Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел,
как давно не проводил: без постели, без дивана,
обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых
позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных
порывов, на первом плане всегда грезилась
женщина как жена и никогда – как любовница (стр.
182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

«Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208).

«Опять жизнь, опять надежда!»

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов
предлагает Ольге встречаться тайно, а значит
быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов
переживает. Ольга – не уходит. Обломов
предлагает ей своё сердце.

«Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, –
обязанность, а обязанность бывает тяжела.
Исполним же долг…»

Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой…
Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…»
(стр. 219).

стр. 252 – конец II части.

После переезда Обломов и Ольга не перестают
общаться.

Обломов становится всё более ленивым, действие
его покидает.

«Ольга требовала ответа о здоровье». Обломов
написал «клевету».

Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не
приходить в воскресенье.

Он написал ей, что действительно, для
совершенного выздоровления нужно просидеть ещё
несколько дней дома» (стр. 295).

«В воскресенье он был с визитом у хозяйки
(Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду
посылал Захара на ту сторону за мороженным и за
конфетами для детей».

«Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть.
Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге».

«… жестокая судьба лишает его счастья ещё на
несколько дней видеть ненаглядную Ольгу».

Ольга ждала, надеялась, что мосты будут наведены
и они встретятся.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от
Обломова.

Ольга плакала.

– Отчего погибла все?

– Кто проклял тебя, Илья?

– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден…
и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому
злу…

– Есть, – сказал он чуть слышно.

– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая
головы, не показывая ей лица, он обернулся и
пошёл.

Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему
ребенка.

«Дом вдовы коллежского секретаря
Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел
въехать на двор.

Обломов – новый жилец.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и
полна в лице, так что румянец, кажется, не мог
пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти  не
было, а были на их местах две немного будто
припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми
волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все
выражение лица; руки белые, но жесткие, с
выступившими наружу крупными узлами синих жил»
(стр. 260).

 

«Она вошла робко и остановилась, глядя
застенчиво на Обломова.»

«Она тупо выслушала и тупо задумалась».

«У ней простое, но приятное лицо, –
снисходительно решил Обломов, – должно быть,
добрая женщина!» (стр. 262)

«– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа:
мальчик по восьмому году да девочка по шестому, –
довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у
ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная,
еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только»
(стр. 262)

«Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая
хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам
себе и погружался в мысль … об Ольге».

«Приходили хозяйские дети к нему: он проверил
сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки.
Маше налиновал тетрадь и написал большие азы,
потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в
полуотворенную дверь, как мелькали и двигались
локти хозяйки». (стр. 292)

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

=>

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр.
296)

=>

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь
только завидит её локти в полуотворенную дверь.
Он уже, по движению локтей, привык распознавать,
что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

«Однажды, лишь только беззаботно проснулся и
принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты
наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)

 

 

После возвращения от Ольги:

(стр. 322)

Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и
накинул на него халат»!

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все
погрузилось в сон и мрак около него.

=>

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно.
Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное,
естественное, бескорыстное, оставалось тайною
для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

«Его отношения к ней были гораздо проще: для
него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся
локтях, в заботливо останавливающихся на всем
глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из
кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332)

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто
подвигался к огню, от которого становится все
теплее и теплее, но которого любить нельзя…»

«Но ему не было скучно…»

«И главное, все это делалось покойно…»

«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал
он».

«Никаких понуканий, никаких требований не
предъявляет Агафья Матвеевна».

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной
Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Она родила ему сына Андрея (назвали как и
Штольца, в память). (стр. 416)

urok.1sept.ru

Читать онлайн «Том 5» автора Гончаров Иван Александрович — RuLit

37 видел / видел в дверь◊

39 тридцать / тридцать с небольшим◊

39 была очень бела / была красива, то есть бела

39-40 и полна в лице / с круглым лицом, с румянцем и довольно полна в лице

41 После: сквозь щеки – начато: Платье сид‹ело›

41 у нее / у ней

41 После: не было – начато: а. если не б. места‹ми?›

42 две / две каки‹е-то›

43 светлыми / бе‹лыми›

С. 297.

1-2 с выступившими наружу ~ синих жил / а. с выступавшими жилами б. с выступавшими крупными жилами

3 в обтяжку / почти в обтяжку◊

10 После: и поношено. – Оно и в самом деле так было.

11 Она не ожидала гостей / Начато: Она [бы‹ла›] не ожидала гостей и была

12 накинула / надела

20 нерешительно спросила / спросила

345

21 Они / Он

21-22 не приходят / не приходит

24 села на диван / села на диване◊

24-25 и смотрела / Начато: и, не зная куда смотреть

26 до полу / почти до полу

26 Фраза: Руки она прятала тоже под шаль. – вписана на полях со знаком вставки.

30 Фраза: Она тупо выслушала и тупо задумалась. – вписана на полях со знаком вставки.

31 сказала она потом / а. Начато: сказ‹ала› б. перебила она в. сказала потом◊

31 После: потом – а я без [него] них ничего не знаю

33 – Мой, – коротко отвечала она. / – Да, мой, – коротко сказала она.◊

35 – Да вот братца-то нет /а. – Вы лучше подождите, когда братец [придет] придут, – сказала она б. – Да вот братца-то нет, – упрямо повторила она

35-36 После: заведывают – начато: «У ней простое, но п‹риятное›

36 сказала она монотонно, взглянув / сказала она [взгл‹янув›] монотонно, [мигнув два раза] поглядев

41-42 украдкой кивнула ей головой / а. тихонько замахала на нее головой б. тихонько замахнула‹сь› на нее

С. 298.

9 по восьмому году / по осьмому году◊

10-11 Слова: довольно словоохотливо ~ стало поживее – вписаны.

11 еще / да еще

11 После: больная – начато: ничего

14 на ступеньке / за печкой

22-25 Текст: – Какая тишина у вас здесь! ~ в ответ. – вписан на полях со знаком вставки.

23 можно бы / можно◊

26 – Вы часто выходите со двора? / Начато: – Вы бываете где-ни‹будь?›

29 После: ходили – и телегу с обедом и с самоваром брали

31-33 глядя ~ никогда не волнующуюся грудь / глядя, через распахнувшийся ее платок, на модель высокой, крепкой [и, кажется, никогда не вол‹кующейся›], как подушка дивана, и, кажется, никогда не волнующейся груди◊

31 чрез / через◊

35 После: А то много бывает. — вписано на полях и зачеркнуто:

– В самом деле? – [спросил] рассеянно спросил Обломов.

– Ей-богу, правда, – сказала она.

36 После: бываете вы? – Ходим в Спаса на Охту, 26 августа‹?› на Смоленское – там праздник.

37-40 Текст: – Мы мало где бываем. ~ – Ей-богу, правда. – вписан на полях со знаком вставки.

37-38 с Михеем Андреичем / с Михеем Андреевичем◊

41-42 Двадцать четвертого июня / 24 июня◊

42 братец именинники / братец именинник◊

43 После: обедают – почти что целые сутки пробудут. Всё в роще тогда, ковров туда настелем, беседку сделаем: очень весело.

346

С. 299.

1 – Братец бывают / – Братец ездят

6 Она усмехнулась. / Она простодушно усмехнулась.

7 нам / мне

8 с Акулиной / с Марфой◊

11 После: В это время – начато: вош‹ла›

11 Акулина / Марфа◊

14 Агафья Матвевна / Агафья Матвеевна◊

15 Слов: спросила она – нет

18 Акулина / Марфа◊

18-19 Взяв петуха за ноги / держа его за ноги

20 говорила / сказала◊

22 После: прибавила она – начато: стыд‹ливо›

22 спрятала / и спрятала◊

23 вниз / на шаль

27 отвечала / сказала◊

27-28 После: на Обломова. – начато: а. А ко‹гда?› б. И когда речь шла

29-30 После: выражение – начато: когда

30-31 о знакомом ей предмете / а. о таком практическом, знакомом ей предмете б. о практическом, знакомом ей предмете◊

34 – Надо бы было это разобрать / – Надо бы это было разобрать◊

34 заметил / сказал◊

37 и уж / и уже◊

38 После: Бог знает – говорят они

41 прибавил / сказал◊

С. 300.

1-2 Усмешка у ней была больше принятая форма, которою / Усмешка у ней не выражала того, что у других, а была больше принятая форма, которою◊

www.rulit.me

Урок на тему «Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов». Опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Проверяют готовность рабочих мест.

2.

Письменный ответ на вопрос

2-3 мин

Ответы учащихся и выводы

1-2 мин

Роман И.А. Гончарова «Обломов» обладает особой притягательной силой для читателя, открывая нам сложный, противоречивый мир литературных героев.

На прошлом уроке мы сопоставляли образы Ильи Обломова и Андрея Штольца.

Подумайте, близки эти герои или противопоставлены друг другу?

 Илья Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы? Почему?

Предварительно определим лексическое значение слов антипод и двойник

Словарная работа.

Антипод — человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.). Он — совершенный его антипод или он совершенный антипод ему.

Двойник — человек, имеющий полное сходство с другим (и о мужчине и о женщине).

Промежуточный вывод

Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя, но этого так и не произошло.

Обломов и Штольц – герои-антиподы, гармонично дополняющие друг друга.

Ответы учащихся на листочках.

Подведение итогов.

3. Тема урока.

Цели и задачи урока.

2- 3 минуты

Как вы считаете, есть ли в системе образов романа подобная пара? Кого можно сопоставить и противопоставить друг другу?

(Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына)

Перед нами два женских образа — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Попытайтесь сформулировать цели и задачи сегодняшнего урока

Верно, сегодня на уроке нам предстоит сопоставить женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя при этом приемы сравнительной характеристики, поэтому тема урока будет звучать так:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Запишите тему в тетрадь.

Выход на тему урока:

Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1. Сравнить два женских образа, выявив общие и отличительные черты.

2.Выяснить, как раскрылся характер Обломова во взаимоотношениях с каждой из героинь.

Запись темы урока в тетрадь.

4. Новая тема

4.1. Первая учебная ситуация

2-3 минуты

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Давайте определим критерии, по которым можно сопоставить героинь друг с другом.

Промежуточный вывод

Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

1. Внешность

2. Социальное происхождение

3. Внутренний мир. Интересы

4. Как любит героиня?

5. Что дала герою эта любовь?

Приготовьте в тетради таблицу для сравнительной характеристики героинь.

Критерии

Ольга Ильинская

Агафья Пшеницына

     

4.2. Сравнительная характеристика

Ольги Ильинской и АгафьиПшеницыной (групповая работа )

5-7 минут

Мы определили с вами критерии для сравнительной характеристики героинь.

В течение 5-7 минут каждая группа должна, опираясь на текст романа, найти необходимые цитаты для характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и прийти к выводу, похожи или противопоставлены героини.

Работа в группах по каждому из параметров сравнения героинь.

4.3.

Выступления учащихся

15 минут

(5 выступлений

по 3 минуты каждое)

Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров?

Как выглядит Агафья Пшеницына?

Промежуточный вывод

Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами.

Ольга: «…ей двадцать лет… «

«…прекрасное лицо Ольги…»

«…с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…» «…умные серо-голубые глаза…»

Агафья :» …Ей было лет тридцать… » «…У ней простое, но приятное лицо…» «…Она была очень бела и полна в лице… » «…руки белые, но жесткие…»

Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества

Что можно сказать о социальном происхождении героинь?

Промежуточный вывод

Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами.

Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни.

Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы?

Промежуточный вывод

Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга читает книги: «…вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она…»

Агафья не читает книги: «…– А читаете что-нибудь?     Она поглядела на него тупо и молчала…»

Ольга часто бывает в театре: «…Она ехала и во французский спектакль…»

Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете?     – […] Когда мне?»

Ольга знает французский: «… французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских…»

Агафья плохо пишет по-русски: «…она подписала криво, косо и крупно…»

Ольга красиво поет: «…вот голос, вот пение!..»

Агафья вкусно готовит: «…кушанье такое вкусное, подано чисто…»

Ольга — умная женщина: «…У ней, в умненькой, хорошенькой головке…»

Агафья — глуповатая женщина: «…Она тупо выслушала и тупо задумалась…»

Ольга — задумчивая девушка: «…прибавила она задумчиво…»

Ольга — умная, разносторонняя девушка, Агафья — женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами.

Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному.

В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову?

Промежуточный вывод

Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы.

Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.

Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения.

Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе.

Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.

Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь?

Промежуточный вывод

Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя.

Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

5. Обобщение

Две женщины

Обсуждение

3-4 минуты

В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи?

Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство.

Промежуточный вывод

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие.

Какую роль в судьбе героинь сыграл Обломов?

Промежуточный вывод

Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне.

В основе их сопоставления лежит прием антитезы.

Сходство:

1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

2.Естественность, простота, отсутствие жеманства

3. Обе неравнодушны к Обломову.

Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её.  Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной  и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.

Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца.

1-2 минуты

Нам удалось найти точки соприкосновения в описании Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, но мы не ответили на самый важный вопрос: зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует.

Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»?

Запись вывода в тетрадь

Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины.

Ответы учащихся

(Выход на понятие «обломовщина»)

Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления.

Ответы учащихся

Ольге хотелось  участвовать  в  общественной жизни, много знать.

Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием.

7. Рефлексия

Д/з

1-2 минуты

В ходе сегодняшнего обсуждения и сопоставления женских образов романа у вас, наверняка, сложилось своё отношение к каждой из героинь и её роли в жизни Обломова.

В качестве домашнего задания вам предлагается сравнить высказывания критиков об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной и подготовить письменный доказательный ответ на вопрос:

«Какая позиция вам ближе и почему?»

Учащиеся получают распечатки с высказываниями критиков.

И. Ф. Анненский: «Ольга – миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга… Миссия у нее скромная – разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Обломов… был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь».

Н. А. Добролюбов: «Ольга представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… от нее можно ожидать слóва, которое сожжет и развеет обломовщину».

Д. И. Писарев: «…особенно замечательна вдова Пшеницына, в лице которой г. Гончаров воплотил чистое чувство, не возвышенное образованием и не основанное на сознании».

А. В. Дружинин: «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его [Обломова] вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину…»

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Агафья Пшеницына. Цитатная характристика | Школьные файлы SchoolFiles.net



Цитатная характеристика Агафьи Пшеницыной
Полное имя — Агафья Матвеена Пшеницына: «…Славная баба Агафья Матвевна!..»
Возраст Агафьи — около 30 лет:»…Ей было лет тридцать…»
Агафья Пщеницына — вдова с двумя детьми. У Агафьи есть сын Ваня и дочь Маша: «…Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми…» «…ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын…» «…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…» «…Маша, хозяйская девочка…Ваню, ее сына…»
Живет в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге: «…в переулок, на Выборгскую сторону…» «…будочник указал на старый домик на дворе…» Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной
Бедная дворянка: «…Она бедная вдова,…» «…замарашки, как я сама, – небрежно говорила она…» «…ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины…» (слово «благородная» означало в то время принадлежность к дворянству) «…Сама барыня на рынок ходит!..» (Обломов говорит это не конкретно о Пшеницыной, но, судя по всему, именно ее он имеет в виду)
Разводит кур на продажу: «…Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она…»
Свежая, здоровая: «…Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…»
Внешность. Приятное лицо: «…У ней простое, но приятное лицо…» «…Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…» «…соколиными очами, без бровей…» «…круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек…» Серые глаза: «…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»
Фигура полная: «…женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную…» «…Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности…» «…на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь…»
Белые, но жесткие руки: «…руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…» «…Руки она прятала тоже под шаль…» (стыдится своих натруженных рук) «…чистыми, белыми руками и с голыми локтями…»
Трудолюбива: всегда открыты локти (что говорит о ее трудолюбии): «…Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь…» «…Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать…» «…Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти…» «…Обломов любовался ее полными, круглыми локтями…»
Одежда. Носит простую, недорогую одежду: «…она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом…» «…накин

schoolfiles.net

Агафья Матвеевна Пшеницына-Обломова («Обломов») — это… Что такое Агафья Матвеевна Пшеницына-Обломова («Обломов»)?

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

— Чиновница; вдова коллежского секретаря, владельца дома на Выборгской, впоследствии жена Ильи Ильича. Когда Обломов увидел в первый раз А. М., «ей было лет тридцать». «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, a были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». «Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности». «У ней простое, но приятное лицо, должно быть, добрая женщина!» — «Чиновница, а локти хоть бы графине какой-нибудь; еще с ямочками! «Есть в ней, что-то такое…» — подумал Обломов». На всякий вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием», «тупо выслушивала» его и «тупо» задумывалась. Эта «усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание, что в том или другом случае делать», но «лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете». «Запас мыслей и слов y нее был невелик». Писать А. М. «отвыкла совсем»; на вопрос Обломова, читает ли она что-нибудь, «поглядела на него тупо и молчала». — «Газеты из трактира берем, так иногда братец вслух читают», — отвечала она. За всеми делами отсылала «к братцу», но не могла сказать, где он служит: «в канцелярии, где мужиков записывают».


— «Вам, м. б., с братцем нужно поговорить?» — спросила она Обломова… — «Да вот, братца-то нет… — говорила она. — Вы бы поговорили с братцем»… — «Вы бы лучше с братцем переговорили, — отвечает она Штольцу. — «Что она, дура или плутовка?» — подумал Штольц, встретясь с А. М., но скоро «взгляд пренебрежения, почти презрения, который он кидал на нее, говоря с ней, невольно сменился взглядом любопытства, даже участия». А. М. и Анисья «сразу, с первого взгляда, слова и движения», «поняли и оценили одна другую». Они поменялись знаниями «в хозяйственном деле, не по одной только кулинарной части, но и по части холста, ниток, шитья, мытья белья, платьев, чистки блонд, кружев, перчаток, выведения пятен из разных материй, также употребления разных домашних лекарственных составов, трав — всего, что внесли в известную сферу жизни наблюдательный ум и вековые опыты!»

А. М. всегда за работой: «все что-нибудь гладит, толчет, трет», «вертит ручку кофейной мельницы». У нее «работа всегда есть». «Она вечно на ногах, вечно в забеге и движении». — «Некогда покладываться!» — отвечала она на приглашение Обломова присесть. Кухня была истинным палладиумом деятельности А. М. — в ней она «царствовала». «Славная», «великая хозяйка», по характеристике Обломова: «пироги такие пекла, какие пеклись только, бывало, в Обломовке. По утрам все время проводила на кухне «в будничном платье». Когда Обломов сказал А. М., что «ей бы надо замуж выйти», усмехнулась и ответила: «Кто меня с детьми-то возьмет?» Лишь тогда, когда удалось «законное дело братца», А. М. «в первый раз узнала, что у ней есть только дом, огород и цыплята и что ни корица, ни ваниль не растут в ее огороде; увидала, что на рынках лавочники мало-помалу перестали ей низко кланяться». «Тогда в первый раз в жизни А. М. задумалась не о хозяйстве, а о чем-то другом, в первый раз заплакала не от досады на Акулину за разбитую посуду, не от брани братца за недоваренную рыбу; в первый раз ей предстала грозная нужда, но грозная не для нее — для Ильи Ильича».

Обломов понравился ей с первого взгляда: таких А. М. не видала, — но чувства своего «она ему никогда не высказывала, п. ч. не понимала сама и не умела». «Она не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит». Так и позднее она «хотела бы сказать что-нибудь Андрею Ивановичу, поблагодарить его, наконец, выложить перед ним все, все, что сосредоточилось и жило неисходно в ее сердце: он бы понял, да не умеет она, и только бросится к Ольге, прильнет губами к ее рукам и зальется потоком таких горячих слез, что и та невольно заплачет с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты». Предложение Обломова, «взять на себя заботу о его продовольствии» и избавить его от всяких хлопот по хозяйству А. М. приняла охотно; «радость разлилась y ней по лицу; она усмехнулась даже сознательно». «Все ее хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — все это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить, по-своему, полно и разнообразно». «Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, a перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». «Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что эта за вера, какие догматы в ней, a слепо повинуясь ее законам». «Это как-то легло на нее само собой, и она подошла точно под тучу, но пятясь назад и не забегая вперед — а полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». «Она сама и не подозревала ничего: если б это ей сказать, то это было бы для нее новостью — она бы усмехнулась и застыдилась». «Она молча приняла обязанности в отношении к Обломову, выучила физиономию каждой его рубашки, сосчитала протертые пятки на чулках, знала, какой ногой он встает с постели, замечала, когда хочет сесть ячмень на глазу, какого блюда и по скольку съедает он, весел он или скучен, много спал или нет, как будто делала это всю жизнь, не спрашивая себя, зачем, что такое ей Обломов, отчего она так суетится». Если б ее спросили, любит ли она его, она бы опять усмехнулась и отвечала утвердительно, но она отвечала бы так и тогда, когда Обломов жил y нее всего с неделю». «За что или отчего полюбила она его именно, отчего не любя вышла замуж, не любя дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?» «Она не думала, не сознавала всего этого». Когда однажды Илья Ильич спросил: «Скажите, что если б я вас… полюбил?» Она усмехнулась. «А вы бы полюбили меня? — опять спросил он». — «Отчего же не полюбить? Бог всех велел любить». — «А если я поцелую вас? — шепнул он, наклоняясь к ее щеке, так что дыхание его обожгло ей щеку. — «Теперь не святая неделя», — сказала она с усмешкою. — «Ну, поцелуйте же меня». — «Вот, Бог даст, доживем до Пасхи, так поцелуемся», — сказала она, не удивляясь, не смущаясь, не робея, а стоя прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Он слегка поцеловал ее в шею». — «Смотрите, просыплю корицу; вам же нечего будет в пирожное положить, — заметила она. — Не беда! — отвечал он». «Что это у вас на халате опять пятно? — заботливо спросила она, взяв в руки полу халата. — Кажется, масло? — Она понюхала пятно. — Где это вы? Не с лампадки ли накапало? — «Не знаю, где это я приобрел». — «Верно, за дверь задели? — вдруг догадалась Агафья Матвеевна. — Вчера мазали петли: все скрипят. Скиньте да дайте скорее, я выведу и замою: завтра ничего не будет». «Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой». «Она не замечала» его, но если Обломов поедет в театр или засидится у Ивана Герасимовича», А. М. не спалось: «чуть застучат на улице, она поднимет голову, иногда вскочит с постели, отворит форточку и слушает: не он ли? Если застучат в ворота — она накинет юбку и бежит в кухню, расталкивает Захара, Анисью и посылает отворить ворота». «Когда Обломов сделался болен, она никого не впускала к нему в комнату, устлала ее войлоками и коврами, завесила окна и приходила в ярость» — «если Ваня или Маша чуть вскрикнут или громко засмеются?» «По ночам, не надеясь на Захара и Анисью, она просиживала у его постели, не спуская с него глаз, до ранней обедни, а потом, накинув салоп и написав крупными буквами на бумажке: «Елья», бежала в церковь, подавала бумажку в алтарь, помянуть за здравие, потом отходила в угол, бросалась на колени и долго лежала, припав головой к полу, потом поспешно шла на рынок и с боязнью возвращалась домой, взглядывала в дверь и шепотом спрашивала у Анисьи: «Что?» «Когда Обломов, выздоравливая, всю зиму был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней в комнату, не интересовался, что она делает, не шутил, не смеялся с ней — она похудела, на нее вдруг пал такой холод, такая нехоть ко всему». «Прежде, бывало, ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей: все она ходит да движется, на все смотрит зорко и видит все, а тут вдруг, со ступкой на коленях, точно заснет и не двигается, потом вдруг так начнет колотить пестиком, что даже собака залает, думая, что стучатся в ворота». Ее чувство к Обломову «было в самом деле бескорыстно, потому что она ставила свечку в церкви, поминала Обломова за здравие затем только, чтоб он выздоровел, и он никогда не узнал об этом. Сидела она y изголовья его ночью и уходила с зарей, и потом не было разговора о том». «Любовь ее высказалась только в безграничной преданности до гроба». На приглашение Обломова ехать хозяйничать в деревню отвечала: «Где родились, жили век, тут надо и умереть!» То же самое она ответила и Штольцам, звавшим ее после смерти Ильи Ильича жить вместе, подле Андрюши». После того как Илья Ильич подписал заемное письмо Мухоярову, А. М. «ужасно изменилась, не в свою пользу»: «глаза у ней впали», «в лице у ней — глубокое уныние». «Но не о себе» «вздыхает она», «тужит не оттого, что ей нет случая посуетиться, похозяйничать широко», потолочь корицу, положить ваниль в соус или варить густые сливки, «а оттого, что другой год не кушает этого ничего Илья Ильич, оттого, что кофе ему не берется пудами из лучшего магазина, а покупается на гривенники в лавочке; сливки приносит не чухонка, а снабжает ими та же лавочка, оттого, что вместо сочной котлетки она несет ему на завтрак яичницу, заправленную жесткой, залежавшейся в лавочке же ветчиной». Когда у ней вышли последние «семь гривен» и y Ильи Ильича «ничего не было», она пошла к «братцу» и наивно сказала, что «в доме денег нет». «Утром рано» «поехала к мужниной родне» «с заботой, с необычайной речью и вопросом, что делать, и взять у них денег». — «У них много: они сейчас дадут, как узнают, что это для Ильи Ильича. Если б это было ей на кофе, на чай, детям на платье, на башмаки, или на другие подобные прихоти, она бы и не заикнулась, а то на крайнюю нужду, до зарезу: спаржи Илье Ильичу купить, рябчиков на жаркое, он любит французский горошек…» Денег «ей не дали, a сказали, что если у Ильи Ильича есть вещи какие-нибудь, золотые или, пожалуй, серебряные, даже мех, так можно заложить, и что есть такие благодетели, что третью часть просимой суммы дадут до тех пор, пока он опять получит из деревни». «Этот практический урок в другое время пролетел бы над гениальной хозяйкой, не коснувшись ее головы, и не втолковать бы ей его никакими путями, а тут она умом сердца поняла, сообразила все и взвесила… свой жемчуг, полученный в приданое». «Вскоре за жемчугом достала она из заветного сундука фермуар, потом пошло серебро, потом салоп…» Получив деньги от Обломова, «она выкупила жемчуг и заплатила проценты за фермуар, серебро и мех, и опять готовила ему спаржу, рябчики и только для виду пила с ним кофе. Жемчуг опять поступил на свое место. «Из недели в неделю, изо дня в день тянулась она из сил, мучилась, перебивалась, продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде, с голыми локтями и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой». «Вот отчего она похудела», но Илье Ильичу не сказала ни слова; «у ней доставало даже духа сделать веселое лицо, когда Обломов объявлял ей, что завтра к нему придут обедать» приятели. «Обед являлся вкусный и чисто поданный: она не срамила хозяина», хотя все «эти заботы» стоили ей «волнений, беготни, упрашиванья по лавочкам, потом бессонницы». В каждой обломовской копейке А. М. «отдавала отчет Анисье», а об этой тайне (о закладе жемчуга) даже Анисье не сказала. Не сказала и Штольцу, заявив, что Илья Ильич ей «ничего не долины — ни копеечки, они мне не долины», «а что я закладывала серебро, земчуг и мех, так это я для себя закладывала. Маше и себе башмаки купила, Ванюше на рубашки, да в зеленные лавки отдала. А на Илью Ильича ни копеечки не пошло!» Все это она так скрыла, что даже Штольц только «вполовину, смутно прочел тайну жертв» А. М. — «Ни копеечки, ей-Богу, правда! — божилась она, глядя на образ и крестясь».



«Добрая и кроткая». «Братца» слушалась во всем, но, когда дело коснулось Ильи Ильича и Штольц сказал А. М.: «Нет, я вас прошу братцу до меня ничего не говорить, иначе Илье Ильичу будет очень неприятно…» — «послушно» ответила: «Так я не скажу им ничего!» Дала Штольцу свидетельство, что она никакой денежной претензии на Обломова не имеет». На упреки братца «вельможей» отвечала: «Что вы, братец, меня барином попрекаете? Что он вам делает? Никого не трогает, живет себе. Не я приманивала его на квартиру — вы с Михеем Андреичем». Она и Михею Андреевичу нашла, что ответить, когда Тарантьев, получив оплеуху от Ильи Ильича, заявил, что пришел не к Обломову, а к куме: «Бог с вами! Мне вас же надо, Михей Андреевич: вы к братцу ходили, а не ко мне. Вы мне хуже горькой редьки. Опиваете, объедаете, да еще лаетесь!» «Вдруг» глубоко окунулась она в треволнения жизни и «познала ее счастливые и несчастные дни». Но она любила эту жизнь, несмотря на всю горечь своих слез и забот, она не променяла бы ее на прежнее, тихое теченье, когда она не знала Обломова». «Она от ужаса даже вздрогнет, когда вдруг ей предстанет мысль о смерти; хотя смерть разом положила бы конец ее невысыхаемым слезам, ежедневной беготне и еженочной несмыкаемости глаз». «Она так полно и много любила: любила Обломова как любовника, как мужа и как барина», но только позднее, когда Илья Ильич уже умер, «она поняла, что проиграла и проспала ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померло навсегда». Таким солнцем был для А. М. Илья Ильич. Не только самого Обломова А. М. считала «барином», но даже участь своего сына от Ильи Ильича не равняла и не смешивала с судьбою первых детей своих, хотя в сердце своем, может быть бессознательно, и давала им всем равное место. Но воспитание, образ жизни, будущую жизнь Андрюши она отделяла целой бездной от жизни Ванюши и Машеньки. «Те что? Такие же замарашки, как я сама, — небрежно говорила она: — они родились в черном теле, a этот, — прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью, лаская его: — этот — барчонок!» При жизни Ильи Ильича «с ужасом думала, как «этот барин» «будет есть студень из лавочки»; после его смерти напрасно давал ей Штольц отчет в управлении имением, присылал следующие ей доходы, все отдавала она назад, просила беречь для Андрюши. «Это его, а не мое, — упрямо твердила она: — ему понадобится; он барин, а я проживу и так».

После того, как Штольц выручил Обломова «от воровских долгов», А. М. «жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла, или, лучше, ей в голову об этом не приходило. Она только молила Бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой «скорби, гнева и нужды», а себя, детей своих и весь дом предавала на волю Божию. Зато лицо ее постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний, следовательно, редкое и при всякой другой натуре невозможное. Она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой, в глазах светились кротость и только хозяйственная заботливость. К ней воротились то достоинство и спокойствие, с которыми она прежде властвовала над домом, y нее «завелся большой шкап, с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, a шляпка» — из «Морской!» «За разными покупками она ездила» на паре собственных лошадей, но по-прежнему глаз А. М. «светил» над Обломовым, «как око Провидения», «сторожил каждое мгновение его жизни». «Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над ее значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на ее лицо. Выплакав потом свое горе, она сосредоточилась на сознании о потере: все прочее умерло для нее, кроме маленького Андрюши. Только когда видела она его, в ней будто пробуждались признаки жизни, черты лица оживали, глаза наполнялись радостным светом и потом заливались слезами воспоминаний». «Она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять» Андрюшу «на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца». «Она была чужда всего окружающего, на все отвечала достоинством своей скорби и покорным молчанием», но она не по-прежнему смотрела «вокруг беспечно перебегающими с предмета на предмет глазами, а с сосредоточенным выражением, с затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль эта села невидимо на ее лицо, кажется, в то мгновение, когда она сознательно и долго вглядывалась в мертвое лицо своего мужа, и с тех пор не покидала ее». «Навсегда осмыслилась ее жизнь»: «теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». С летами она понимала свое прошедшее все больше и яснее и таила все глубже, становилась все молчаливее и сосредоточеннее. На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет и нечего было ей желать больше, некуда идти».

Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы».
Под редакцией Н. Д. Носкова.
1908-1914.

literary_types.academic.ru

35 гениальных и коротких цитат Чехова

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте

Один из друзей Чехова вспоминает такой случай:
— Однажды мы разговорились о «Степи». Почему-то вспомнилась в самом начале фраза, на которой я запнулся, читая впервые рассказ: «Она была жива, пока не умерла…» Что-то в этом роде.

— Быть не может! — воскликнул Чехов и сейчас же достал с полки книгу и нашел место: «До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики», — Чехов рассмеялся. — Действительно, как это я так не доглядел. А впрочем, нынешняя публика не такие еще фрукты кушает. Нехай!
Эта фраза так и осталась в рассказе.

AdMe.ru собрал неустаревающие высказывания писателя, чье природное остроумие, парадоксальность мышления и лаконичность до сих пор остаются непревзойденными.

  1. Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.
  2. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
  3. Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
  4. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди.
  5. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
  6. Университет развивает все способности, в том числе — глупость.
  7. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.
  8. Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди.
  9. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.
  10. Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»
  11. У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.
  12. Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.

А.П.Чехов и Л.Н.Толстой, 12 сентября 1901 года

  1. Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.
  2. Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
  3. Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
  4. Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.
  5. Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.
  6. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.
  7. Нужно по капле выдавливать из себя раба.
  8. Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.
  9. Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.
  10. Не стоит мешать людям сходить с ума.

Чехов с женой Ольгой Книппер.

  1. «Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.
  2. Эти умники все такие глупые, что не с кем поговорить.
  3. Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.
  4. Талантливый человек в России не может быть чистеньким.
  5. Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен.
  6. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.
  7. Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.
  8. «Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
  9. Уходить от людей — это самоубийство.
  10. На земле нет ничего хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости.
  11. …за почтовым отделением давно уже установилась репутация учреждения, в котором страшно бывать.
  12. На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.
  13. Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

AdMe.ru по материалам Собрания сочинений А.П.Чехова в двенадцати томах.
Фотографии из архива сайта anton-chehov.info

  • Подписаться на AdMe

www.adme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *