Военно патриотическое – 14. — |

Военно-патриотический клуб — это… Что такое Военно-патриотический клуб?

Военно-патриотический клуб (также детско-юношеский военно-патриотический клуб, сокр. ДЮВПК) — общее наименование некоммерческих общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни и т. п. В отличие от своих аналогов в других странах, в русскоговорящих странах военно-патриотический клуб является уникальным общественным явлением — он появился как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в вооружённых силах и в среде молодёжи[1].. В 1980-х — 90-х гг. клубы образовывались стихийно и бессистемно, но уже начиная с середины 2000-х в военно-патриотическом движении России и стран СНГ начались объединительные процессы[2]. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О военно-патриотических молодёжных объединениях».

Возникновение

Как отмечает научный сотрудник Федерального института развития образования А. В. Баранов, молодёжные военно-патриотические организации в России стали появляться в конце XIX в., и в разных формах их развитие продолжается до настоящего времени, и на протяжении всего периода своего существования эти организации показали себя как явление, имеющее особое общественное значение.

Первые военно-патриотические клубы стали появляться в СССР в середине 1970-х гг., и создавались они на базе общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны. Однако расцвет их деятельности пришёлся на вторую половину 80-х гг., когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых участие в Афганской войне сделало очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодёжи в СССР. Ветераны-афганцы, ведомые чувством долга, а не какими-либо указаниями «сверху» заложили основу уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом неиспортившейся части русского офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие общество и армию в перестроечные годы[3].

Обращаясь к недавней истории, необходимо также вспомнить о масштабном Юнармейском движении, которое зародилось в конце 1980-х гг. Это движение объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициатором Юнармейского движения были государственные структуры в лице Министерства обороны, комсомола. Ежегодно проводились областные, республиканские и всесоюзные слеты, а также крупные военно-тактические игры. Распад Советского Союза фактически прекратил существование Юнармейского движения, как целостного явления. Хотя в некоторых регионах России традиции проведения слетов и военно-тактических игр «Зарница» и «Орлёнок» проводятся и в настоящее время[2].

Советская система патриотического воспитания

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы[4]:

Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования В. И. Лутовинов отмечает, что эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе[5].

Образовательный потенциал

Наблюдения показали: Школьный военный клуб, работающий на базе учебного заведения (школы, училища, техникума) во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников, учащихся данного учебного заведения и других учебных заведений, расположенных поблизости. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военно-теоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития, и как утверждает Баранов, сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Каждый такой клуб может иметь определённую направленность, благодаря чему в одном районе будет представлен весь спектр военно-патриотической работы с подрастающим поколением, что является большим преимуществом крупного города. При этом деятельность каждого такого клуба должна быть направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военно-прикладную и физическую подготовку подростков и построенного с учётом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала[6].

Источники

dic.academic.ru

Юнармия России: для чего возродилось всероссийское военно-патриотическое движение — Армия и ОПК

В подмосковном парке «Патриот» проходит I Всероссийский патриотический молодежный форум «Я — Юнармия!». В течение двух дней более 8 тыс. человек обсудят деятельность движения, поучаствуют в мастер-классах олимпийских чемпионов, деятелей культуры и ученых.

Официально Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия» стартовало в России 1 сентября 2016 года, его основная задача — патриотическое воспитание школьников. Действует в рамках общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Минобороны России анонсировало образование этой организации еще в январе 2016 года. Инициатором возрождения движения выступил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Это предложение было поддержано президентом России Владимиром Путиным.

Как развивалось детское патриотическое движение

  • В Советском Союзе действовал физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (возрожден в России в 2014 году).
  • Во всех средних образовательных школах был обязательным предмет «Начальная военная подготовка» (НВП) для учащихся 9–10-х классов — как юношей, так и девушек.
  • В 1990 году было образовано Всесоюзное юнармейское движение, которое занималось проведением военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», организовывало посты у Вечного огня славы, военно-патриотические клубы «Юный пограничник», «Зоргенцы» и др.
  • В 1992 году оно было преобразовано в детско-юношескую добровольную общественную организацию «Движение юных патриотов» (ДЮП).
  • Деятельность движения направлена на патриотическое воспитание молодого поколения, приобщение юношей и девушек к истории Отечества.
  • В его рамках реализуются программы по подготовке детей и подростков к военной службе, на базе воинских частей проходят различные конкурсы и соревнования, сборы и слеты.
  • В настоящее время движение продолжает работать в ряде российских регионов (Мордовии, Ульяновской, Брянской областях и др.).

Слеты движения

  • Учредительный слет Юнармии прошел 28 мая 2016 года на площадке парка «Патриот» в подмосковной Кубинке. Слет собрал около 500 делегатов из всех 85 российских регионов, в нем принял участие министр обороны РФ Сергей Шойгу.
  • В число учредителей движения вошли: ДОСААФ России; Общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных сил РФ; председатель Союза десантников России, глава московского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Герой Советского Союза Валерий Востротин; первая женщина-космонавт, Герой Советского Союза, депутат Госдумы РФ Валентина Терешкова; первый вице-президент Русского географического общества, депутат Госдумы РФ Артур Чилингаров; двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.
  • На слете были утверждены устав, гимн и символика движения. Форму одежды и атрибутику членов организации разработало Минобороны России. Ее отличительной чертой являются красные береты и красные футболки с логотипом движения, на котором изображен его символ — профиль головы орла, повернутой вправо, со звездой серебряного цвета и надписью «Юнармия».
  • 28 мая 2017 года в парке «Патриот» состоялся II Всероссийский юнармейский слет, в котором приняли участие около 400 делегатов.

Кто руководит движением

  • Высшим руководящим органом движения является Всероссийский юнармейский слет. Он созывается не реже одного раза в пять лет.
  • В период между слетами руководство осуществляет главный штаб Юнармии, который находится в Москве. Его состав избирается слетом сроком на пять лет из числа юнармейского актива, организаторов движения или представителей организаций-учредителей.
  • Начальник главного штаба — олимпийский чемпион по бобслею, инструктор по зимним видам спорта Центрального спортивного клуба армии (ЦСКА) лейтенант Дмитрий Труненков (избран 28 мая 2016 года на учредительном слете).

В состав главного штаба также входят:

  • Артур Чилингаров;
  • начальник управления государственно-патриотического воспитания Главного управления по работе с личным составом ВС РФ полковник Сергей Гусев;
  • двукратная олимпийская чемпионка, легкоатлетка майор Елена Исинбаева;
  • генеральный продюсер федерального спортивного телеканала «Матч ТВ» Тина Канделаки;
  • президент Федерации военно-тактических игр актер Михаил Галустян и др.

Каковы задачи и структура

  • Как заявил на учредительном слете Юнармии министр обороны РФ Сергей Шойгу, основная задача движения — воспитать здоровых, патриотически настроенных граждан России.
  • Военно-патриотическое движение, в частности, призвано объединить все организации, занимающиеся допризывной подготовкой молодого поколения.
  • Помимо руководящих органов в структуру Юнармии входят региональные и местные отделения, юнармейские отряды.
  • Структура движения привязана к местам дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуре ДОСААФ и ЦСКА.
  • Центральной площадкой для проведения всероссийских юнармейских мероприятий является парк «Патриот» и его филиалы в военных округах, на региональном уровне — спортивные объекты ДОСААФ и ЦСКА.
  • Кроме слетов Юнармия проводит и форумы, в 2017 году — впервые на региональном уровне.
  • С 2018-го стартовал Всероссийский патриотический форум «Я — Юнармия!».

Задача первого форума — рассказать об основных достижениях юнармейского движения, а также заинтересовать и привлечь в ряды Юнармии новых членов. Для детей и подростков будут организованы встречи с деятелями культуры и артистами, учеными, космонавтами, известными журналистами и блогерами. Планируется проведение мастер-классов с олимпийскими чемпионами, а также практические занятия по написанию текстов, видеосъемкам и монтажу и др.

Какова деятельность и численность

  • Основные формы деятельности детско-юношеского движения — военно-спортивные игры, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, Вахты Памяти и походы по местам боевой славы, а также посты у Вечного огня, обелисков и мемориалов.
  • 9 мая 2017 года юнармейцы впервые приняли участие в параде, посвященном 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Два парадных расчета движения общей численностью 240 человек прошли по Красной площади в Москве.
  • Движение выпускает печатные издания: еженедельную газету (тираж — 10 тыс. экземпляров) и ежемесячный журнал «Юнармеец» (5 тыс. экземпляров).
  • В настоящее время действуют 85 региональных штабов движения (по одному в каждом субъекте РФ) и 1,6 тыс. местных отделений.
  • На 21 февраля 2018 года в Юнармию вступили почти 192,6 тыс. человек. 
  • Официальный сайт движения — http://yunarmy.ru

Для чего создавалась Юнармия

  • Руководители организации ставили своей целью вырастить поколение, способное не только защищать Отечество с оружием в руках, но и отстаивать интересы России в мирных сферах.
  • Юнармейцы будут активно изучать географию и историю России, ее народов, героев, полководцев и выдающихся ученых, заниматься начальной военной подготовкой.
  • Министр обороны РФ пообещал юнармейцам, что у них будет возможность летать на самолетах, прыгать с парашютом и стрелять из любого оружия, за исключением ракет.
  • Подростки в свободное от учебы время будут заниматься волонтерской и общественной деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, исторических олимпиадах, реконструкциях, Вахтах Памяти, поисковых экспедициях, а также смогут получить дополнительное образование.

Кто может стать юнармейцем

  • Вступить в Юнармию могут граждане РФ, достигшие 11 лет.
  • Допускается вступление и целых общественных организаций: военно-патриотических клубов, поисковых отрядов и др.
  • Кроме того, участниками движения могут быть иностранные граждане, а также лица без гражданства, на законных основаниях находящиеся в РФ.
  • Членство в организации является добровольным.
  • Клятва юнармейца: «Клянусь стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни, готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, чтить память героев, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины, быть патриотом и достойным гражданином России».

Как одеты юнармейцы

tass.ru

Военно-патриотический клуб — Википедия. Что такое Военно-патриотический клуб

Военно-патриотический клуб (также детско-юношеский военно-патриотический клуб, сокр. ДЮВПК) — общее наименование некоммерческих общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни и т. п. В отличие от своих аналогов в других странах, в русскоговорящих странах военно-патриотический клуб является уникальным общественным явлением — он появился как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в вооружённых силах и в среде молодёжи[1]. В 1980-х — 90-х гг. клубы образовывались стихийно и бессистемно, но уже начиная с середины 2000-х в военно-патриотическом движении России и стран СНГ начались объединительные процессы[2]. В Российской Федерации деятельность военно-патриотических, военно-спортивных и военно-исторических клубов осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях».

Возникновение

Как отмечает научный сотрудник Федерального института развития образования А. В. Баранов, молодёжные военно-патриотические организации в России стали появляться в конце XIX в., и в разных формах их развитие продолжается до настоящего времени, и на протяжении всего периода своего существования эти организации показали себя, как явление, имеющее особое общественное значение.

Первые военно-патриотические клубы стали появляться в СССР в середине 1970-х гг., и создавались они на базе общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны. Однако расцвет их деятельности пришёлся на вторую половину 80-х гг., когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых участие в Афганской войне сделало очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодёжи в СССР. Ветераны-афганцы, ведомые чувством долга, а не какими-либо указаниями «сверху» заложили основу уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом неиспортившейся части русского офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие общество и армию в перестроечные годы[3].

Обращаясь к недавней истории, необходимо также вспомнить о масштабном Юнармейском движении, которое зародилось в конце 1980-х гг. Это движение объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициатором Юнармейского движения были государственные структуры в лице Министерства обороны, комсомола. Ежегодно проводились областные, республиканские и всесоюзные слеты, а также крупные военно-тактические игры. Распад Советского Союза фактически прекратил существование Юнармейского движения, как целостного явления. Хотя в некоторых регионах России традиции проведения слетов и военно-тактических игр «Зарница» и «Орлёнок» проводятся и в настоящее время[2].

Советская система патриотического воспитания

В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического
режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы[4]:

Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования В. И. Лутовинов отмечает, что эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе[5].

Образовательный потенциал

Наблюдения показали: Школьный военный клуб, работающий на базе учебного заведения (школы, училища, техникума) во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников, учащихся данного учебного заведения и других учебных заведений, расположенных поблизости. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военно-теоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития, и как утверждает Баранов, сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Каждый такой клуб может иметь определённую направленность, благодаря чему в одном районе будет представлен весь спектр военно-патриотической работы с подрастающим поколением, что является большим преимуществом крупного города. При этом деятельность каждого такого клуба должна быть направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военно-прикладную и физическую подготовку подростков и построенного с учётом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала[6].

Источники

Ссылки

  • ЗАКОН РФ «Об обороне»(извлечения) №3521-1 от 24.07.92 г.. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\15 < 2.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» http://www.shkolnik.ru/army/zakarmy.shtml ð 2.3. ДОКТРИНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\28 < 2.4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «Об основах государственной молодежной политики в РФ». Принят Государственной Думой 27 октября 1999 года Одобрен Советом Федерации 11 ноября 1999 года. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\10 < 2.5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Принят Государственной Думой 26 мая 1995 года. Диск. «Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программные информационные основы». Опыт регионов России\Калуга\Normativ\11 < 2.6. КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РФ Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.). http://www.redstar.ru/2003/07/05_07/1_02.html ð 2.7. КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ Рассмотрена и одобрена Координационным Советом при Президенте РФ по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах 6 марта 1998 г.. ð http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N01_99/1_09.HTMПатриотическое воспитание мурманчан

wiki.sc

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»

Юные друзья!
Уважаемые родители!

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» решением учредительного собрания, которое состоялось 28 марта 2016 года в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова, в России образована общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

Составной частью «Российского движения школьников» является Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» (далее — Движение). Оно является общественным объединением физических и юридических лиц, созданным на основе совместной деятельности для достижения уставных целей, призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан.

Участниками Движения могут быть граждане (физические лица), достигшие 8 лет, и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения.

Участниками Движения могут быть иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.

Структуру Движения составляют Региональные и Местные отделения (Юнармейские отряды).

В Москве создано Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» города Москвы (далее — Московское отделение Движения).

Структуру Московского отделения движения составляют Юнармейские отряды.

Юнармейские отряды создаются по согласованию с Главным штабом Движения, осуществляют свою деятельность без образования юридического лица и входят в состав регионального отделения.

28 мая 2016 г. учредителями Движения утверждены Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», клятва юнармейца и гимн Движения (см. документы).

29 июля 2016 г. Детско-юношеское Всероссийское военно-патриотическое движение «Юнармия» получило свидетельство о регистрации организации.

Координация деятельности Московского отделения Движения возложена на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания» (далее – ГБОУ ДПО ЦВПГВ), директор – Ярославская Ольга Владимировна.

Контактный телефон Юнармии Москвы: 8(499)163-02-00 (доб. 186)

Заявки на участие в деятельности Московского отделения Движения подаются образовательными организациями по электронному адресу: [email protected]


Модульные программы обучения по военной и военно-технической подготовке

Форма заявки на обучение по модульной программе

Презентация модульной программы МОСКОВСКИЙ ЮНАРМЕЕЦ до 2020 года

29 июня парни и девушки «ЮНАРМИИ» Москвы прибыли в лагерь поселка Тучково для участия во второй тематической смене «Московский юнармеец».

подробнее

обновлено:
03 июля 2019

28 июня в филиале оздоровительно-образовательного центра «Патриот» состоялось закрытие первой тематической смены «Московский юнармеец». Весь период лагерной смены для московских юнармейцев был наполнен патриотическими мероприятиями, встречами с интересными людьми – Герои России проводили уроки Мужества.

подробнее

обновлено:
03 июля 2019

В Москве на базе 27 отдельной гвардейской Севастопольской Краснознаменной мотострелковой бригады прошел День Призывника, который собрал на одной площадке военнослужащих, будущих защитников Отечества, их родителей, учеников кадетских школ и интернатов. В мероприятии приняла участие руководитель Центра патриотического воспитания и школьного спорта Ольга Ярославская.

подробнее

обновлено:
23 апреля 2019

4 апреля в Музее Победы на Поклонной горе Президент Российской Федерации Владимир Путин принял участие в торжественном открытии Всероссийской акции «Вахта памяти – 2019». В акции приняли участие юнармейцы ГБОУ Школы № 1500 и отряда Строгино «ЮНАРМИЯ имени Героя Советского Союза партизана Брайко П.Е.»

подробнее

обновлено:
08 апреля 2019

Посещение Музея Отечественной войны 1812 года

подробнее

обновлено:
02 апреля 2019

Поздравляем команду нашей Школы № 950 с победой!

подробнее

обновлено:
02 апреля 2019

21 марта состоялась встреча «ЮНАРМИИ» города Москвы с военнослужащими противоминного Центра.

подробнее

обновлено:
28 марта 2019

16 марта сводная команда юнармейцев — сборная «ЮНАРМИИ» города Москвы заняла первое место во Всероссийском юнармейском чемпионате — зимней юнармейской эстафете «ТЕХНОДОГБИАТЛОН» «Арктика-2019!»
подробнее

обновлено:
28 марта 2019

Была продемонстрирована трофейная техника и вооружение, участников приветствовал заместитель Министра Обороны генерал-полковник Андрей Валерьевич Картаполов. Военачальник поздравил юнармейцев ГБОУ Школ 1499, 2103, 319, 1500 с Днём защитника Отечества!

подробнее

обновлено:
27 февраля 2019

22 февраля в Московской городской Думе прошёл круглый стол, в работе которого приняло участие региональное отделение «ЮНАРМИИ» Москвы. Участники круглого стола обсудили современные форматы патриотического воспитания детей и молодежи. В ходе заседания военный комиссар Щепилов Виктор Алексеевич наградил заместителя начальника московского штаба «ЮНАРМИИ» Исаханяна Геворка Анушавановича медалью 30-летия вывода советских войск из Афганистана
подробнее

обновлено:
27 февраля 2019

20 февраля в Государственном Кремлевском Дворце состоялся V городской Форум кадетского движения «Честь имею служить Отчизне!»
подробнее

обновлено:
25 февраля 2019

Была составлена насыщенная программа для жителей всех возрастов для того, чтобы продемонстрировать новые современные технологии обучения и образовательные возможности, познакомить москвичей с городскими проектами.
подробнее

обновлено:
18 февраля 2019

6 декабря в Музее Победы на Поклонной горе в присутствии Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина состоялась торжественная церемония принятия кадетами Кадетского корпуса СК России имени Александра Невского торжественной клятвы юнармейцев. В мероприятии приняли участие председатель комитета Государственной Думы по обороне, руководитель московского отделения «Юнармии» Герой Российской Федерации Владимир Шаманов.
подробнее

обновлено:
07 февраля 2019

В день 75-летия со дня снятия блокады Ленинграда юнармейцы воздушно-десантного отряда Десантер совершили ночной лыжный переход, преодолев часть пути по льду Ладожского озера в районе деревни Кобона Ленинградской области, где проходила знаменитая «Дорога Жизни», снабжавшая отрезанный от Большой земли город.
подробнее

обновлено:
07 февраля 2019

В работе конференции приняли участие юнармейцы города Москвы. Цель проекта: повышение уровня знаний истории страны и военно-исторического наследия Отечества у школьников посредством проведения уроков живой истории в образовательных организациях. Основными мероприятиями проекта станут: обучение юнармейцев-наставников технологии проведения интерактивных уроков истории, «Уроки живой истории», патриотические спектакли, военно-историческая реконструкция «Мы из будущего».
подробнее

обновлено:
07 февраля 2019

27 октября 2018 года в концертном зале здания Национального исследовательского технологического университета «МИСиС состоялся Второй форум «ЮНАРМИИ» города Москвы. В форуме приняли участие более 1000 юнармейцев из московских отрядов образовательных организаций Москвы, их родители, преподаватели и почетные гости.
подробнее

обновлено:
06 ноября 2018

На сборах ребята тренировались под присмотром опытных наставников и инструкторов. Скалодром, полоса препятствий, тир, воздушно-десантная подготовка, штурм — только малая часть занятий. Юнармейцы развили в себе смелость и волю к победе, расширили свои пределы, выходя из зоны комфорта, познали себя и свои возможности, воспитали силу воли, командный дух и выносливость.
подробнее

обновлено:
23 августа 2018

У московских юнармейцев активное лето! Рукопашный бой, горная подготовка на «скалодроме», огневая и тактическая подготовка, спортивно — массовая работа.
подробнее

обновлено:
26 июля 2018

В рамках тематической смены в ООЦ «Патриот» будут организованы занятия и активный отдых для 280 лучших командиров юнармейских отрядов и их заместителей.
подробнее

обновлено:
19 июня 2018

18 мая в актовом зале ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2» состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию Международного Дня медицинской сестры «Фронтовые медсестры: не прервется связь поколений (от первой мировой до наших дней)», в котором приняли участие юнармейцы московских школ № 950, 1494, «Марьина Роща», медколледжа № 2.

подробнее

обновлено:
23 мая 2018

В Региональном отделении Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» города Москвы, совместно с ГБОУ ДПО «Центр патриотического воспитания и школьного спорта», отделениями ДОСААФ России по г. Москве, Техническим пожарно-спасательным колледжем имени Героя РФ Владимира Максимчука и авиационным клубом «Авиатор» продолжается реализация специализированных модульных программ обучения по военной и военно-технической подготовке юнармейцев.
подробнее

обновлено:
08 февраля 2018

26 января 140 юнармейцев города Москвы посетили Центральный академический театр Российской Армии, где проходил финал игр Клуба веселых и находчивых среди команд довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. В нем приняли участие 8 команд-победительниц, в состав которых вошли курсанты, слушатели, преподаватели и иностранные военнослужащие.

подробнее

обновлено:
31 января 2017

20 января 2017 года юнармейцы города Москвы посетили Центральный академический театр Российской Армии, где приняли участие в праздничном концерте, посвящённом 90-летию ДОСААФ России.

подробнее

обновлено:
26 января 2017

11 января Московские Юнармейцы в количестве 22 человек, приняли участие в мероприятии, посвященном итогам завершившейся осенней призывной кампании 2016 года которое проходило в национальном центре управления обороной Российской Федерации.

подробнее

обновлено:
13 января 2017

17 декабря на площадке «Кадетская слава» ГБОУ Школа №1981 СП Школа №1994 прошёл фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты.

подробнее

обновлено:
21 декабря 2016

8 декабря 2016 г. Кадеты Кадетского корпуса СК России имени Александра Невского приняли торжественную клятву юнармейцев.

подробнее

обновлено:
16 декабря 2016

20 ноября в России прошел второй Всероссийский географический диктант, организованный Русским географическим обществом. Проверить свои географические знания можно было в вузах, школах, библиотеках, научных институтах, детских центрах и других учреждениях во всех субъектах Российской Федерации.

подробнее

обновлено:
06 декабря 2016

10 ноября 2016 г. состоялась церемония закрытия фестиваля «Славим Отечество» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Авторы лучших проектов из России и других стран получили заслуженные награды.

подробнее

обновлено:
06 декабря 2016

7 ноября 2016 года в Государственном Большом академическом театре России прошла торжественная встреча участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и военной службы, молодежи столицы и воинов Московского гарнизона, посвященная 75-й годовщине битвы под Москвой и историческому военному параду 1941 года на Красной площади.

подробнее

обновлено:
06 декабря 2016

7 ноября на Красной площади состоялся торжественный марш в честь Парада 1941 года. На брусчатку строевым шагом вышли пять тысяч человек — военнослужащие, кадеты, воспитанники суворовских училищ. Они пронесли знамена подразделений, защищавших столицу в далеком 41-ом году.

подробнее

обновлено:
06 декабря 2016

Первый слет Московского отделения Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» прошел 12 октября на Воробьевых горах. Глава комитета Государственной Думы по обороне Владимир Шаманов, ранее командовавший Воздушно-десантными войсками России, был единогласно избран руководителем московского отделения движения «Юнармия».

подробнее

обновлено:
14 октября 2016

voenpatriot.mskobr.ru

Военно-патриотическое воспитание — это… Что такое Военно-патриотическое воспитание?

ВОÉННО-ПАТРИОТИ́ЧЕСКОЕ ВОСПИТÁНИЕ, одно из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у сов. народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите социалистич. Отечества. В подвигах, совершённых миллионами сов. людей на войне, проявились высокие патриотич. качества, воспитанные у них Коммунистич. партией. Массовый героизм сынов и дочерей Страны Советов – бесценное богатство, неиссякаемый источник гордости, великий вдохновляющий пример сов. молодёжи для подражания и в мирном труде, и в бою с врагом. Пропаганда массового героизма сов. воинов началась с самого нач. войны.

Одним из важных условий повышения нашей готовности к защите Сов. Родины КПСС считает улучшение оборонно-массовой работы, воен.-патриотич. воспитания. Будучи неотъемлемой частью воспитания масс в духе преданности идеалам коммунизма, оно призвано всемерно способствовать формированию у граждан СССравни особенно у молодёжи, высоких идейно-политич., боевых и морально-психологич. качеств, необходимых для выполнения задач надёжной охраны безопасности Отечества, всего социалистич. содружества. Воспитание сов. молодёжи на истории войны, на её героике и боевых традициях является одной из важных задач идеологич. работы партии, гос. и обществ. орг-ций. Осн. цель В.-п. в. на материалах войны – показ закономерности, причин, источников и всемирно-историч. значения великой победы сов. народа в войне, решающего вклада СССР в разгром фаш. Германии и её союзников. При этом широко освещается вдохновляющая и руководящая роль КПСС в достижении победы над врагом, массовый героизм и мастерство сов. воинов, подвиги коммунистов и комсомольцев в боях и в труде. В системе В.-п. в. большое значение придаётся критике фальсификаторов истории 2-й мировой и Вел. Отечеств. войн, разоблачению антисов., антисоциалистич. характера политики) англо-амер. империализма в ходе войны и после её окончания. В.-п. в. осуществляется путём лекций и бесед, через литературу и искусство. Широко используются в этой работе средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Определённое место в В.-п.


в. занимают ежегодное празднование годовщин победы сов. народа над нем.-фаш. захватчиками (см. Праздник Победы), систематич. проведение встреч с ветеранами войны, непосредств. носителями славных боевых традиций, организация походов и экскурсий по местам боёв и сражений (см. Всесоюзный поход), теоретич. и читательские конференции, тематич. вечера, посв. минувшей войне, встречи поколений с выносом боевых знамён частей и соединений, работы поисковых объединений и героико-патриотич. клубы и другие. Воспитанию на героике минувшей войны активно способствует деятельность музеев и комнат боевой и трудовой славы, монументальная пропаганда (см. Мемориалы и памятники). Велико значение памятных сооружений-комплексов в честь победы сов. народа и его героев, воздвигнутых во мн. городах и насел. пунктах СССравни В вузах, Сравни спец. уч. заведениях, общеобразоват. школах под руководством и при участии парт., комс., др. обществ. орг-ций систематически проводятся уроки мужества, на к-рые часто приглашаются ветераны войны. Студенты и учащиеся выступают на занятиях с докладами и рефератами о самоотверженной борьбе сов. людей против нем.-фаш. захватчиков. Учащаяся молодёжь активно участвует в конкурсах, воен.-историч. викторинах, посв. истории войны. На отд. лекции, семинары и уроки приглашаются участники войны, ветераны партии и комсомола. Ряд занятий проводится в музеях, историч. и памятных местах. Так, во многих вузах Волгограда нек-рые уч. занятия проводят на Мамаевом кургане – месте самых ожесточённых сражений с врагом на берегах Волги. На занятиях, где порой присутствуют участники боёв за город, студенты выступают с докладами о Сталингр. битве. Сов. молодёжь активно участвует во всес. поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной». Стали традиционными для комсомольцев и пионеров всес. воен.-спортивные игры «Орлёнок» и «Зарница», являющиеся ныне неотъемлемой частью всей системы В.-п. в. сов. молодёжи.

Более чем в 100 городах действуют комс.-пионерские посты почётного караула у огня Вечной Славы. Стало благородной традицией с 3 по 9 мая проведение Всес. вахты Памяти. Большому размаху воен.-патриотич. работы на героич. истории войны способствует широкая деятельность парт., гос. и обществ. орг-ций. Активно участвуют в этой работе Советы нар. депутатов, профсоюзы, ВЛКСмотри ДОСААФ, Сов. к-т ветеранов войны, общество «Знание», разл. культ.-просвет. учреждения, творческие союзы и другие. учреждения.

Лит.: Устинов Д. Ф., Служим Родине, делу коммунизма, М., 1982; Средин Г. В., Всенно-патриотич. и интернациональное воспитание молодежи – на уровень требований партии, М., 1981; Васютин Ю. С., Завещано Лениным, М., 1982; Фролов Г, Α., Военно-патриотич. воспитание молодежи на учебных пунктах, М., 1975; Бублик Л. Α., Военно-патриотич, воспитание сов. молодежи на уровень требований КПСС, М., 1977; Другов В. И., Некоторые вопросы военно-патриотич, воспитания, М., 1977; Прокофьев А. Г., Военно-патриотич. воспитание в высшей школе, 2 изд., М., 1977; Волкогонов Д. Α., На страже социалистич. Отечества, М., 1978; Военно-патриотич. воспитание старшеклассников, М., 1982; Военно-патриотич. воспитание сов. молодежи, М., 1983.

Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др..
1985.

velikaya_otechestvennaya_voyna.academic.ru

Статья: Доклад «Военно- патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8 имени И.Х, Барона» аула Псейтук Тахтамукайского района Республики Адыгея

Доклад на тему:

«Военно- патриотическое воспитание детей и учащейся молодежи».

Подготовил : преподаватель- организатор

ОБЖ МБОУ «СШ №8» а. Псейтук

Ачмиз Асфар Ашмезович

 

а. Псейтук

2018

Содержание.

                                                     

1.ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                                          Стр. 3-4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.                  Стр. 5-6

3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.                                                                         Стр.7

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.           Стр.8

5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.                       Стр.9

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ И

РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА.                                                                                           Стр.10

7. УРОВНИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.                                                   Стр.11 — 13

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                                                  Стр.14

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.                                                                          Стр. 15

10. ПРИЛОЖЕНИЕ.                                                                                                               Стр. 16-17

Патриотизм – это любовь к Родине,

                                                                                                            преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность,

                                                                                  вплоть до самопожертвования, к его защите.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача —  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

 Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:

•        Закон «Об образовании»;

•        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

•        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.»;

Гражданское воспитание —  понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.  

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства  за основу патриотического  воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений;  уважение к истории и традициям своего народа,  государства, любовь к  Родине  и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности  можно считать:

•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

•воспитание гражданского отношения к семье через  осознание себя частью своей семьи;

•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

•воспитание  гражданского отношения к Отечеству  через осознание себя его частью.

Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.

Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

 2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.

Важнейшей составной частью  воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных  отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии  личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его  дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм  и культура  межнациональных  отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
  • проявление гражданских чувств;
  • гордость за своё Отечество, за символы государства;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает  формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные  компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и  социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

 На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования  и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания школьников.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.

Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не  только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются  потребностно – мотивационный , когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.

  • Потребностно – мотивационный компонент патриотизма:

Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе  учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки истории призваны помочь школьникам  пережить и смыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

  • Когнитивно – интеллектуальный компонент патриотизма:

Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.

Немало возможностей для этого  имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

  • Эмоционально – чувственный компонент патриотизма:

Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических  взглядов  и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.

Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.

  • Поведенческий и волевой компоненты патриотизма:

Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.  Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко – юбилейных дат, встречи с ветеранами.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  • Духовно – нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Гражданско – патриотическое. Воздействует через  систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и пооцессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
  • Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
  • Героико – патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
  • Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
  • Социально – патриотическое. Направлено на активизацию  духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

  • Школьный  историко – краеведческий музей;
  • Научно – практическая конференция «Мир через культуру»;
  • Месячник  героико – патриотического воспитания;
  • Вахта Памяти;
  • Экскурсии по местам боевой славы;
  • Встречи с ветеранами В.О.войны;
  • Уроки мужества и памяти;
  • Участие в районных конкурсах и мероприятиях  патриотической направленности;
  • Патриотическая акция «Подарок солдату;
  • Военно – спортивная игра «Зарница»;
  • Конкурс патриотической песни;
  • Конкурс чтецов;
  • Содержание закрепленных за школой памятников;
  • Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
  • Проведение рейда «Забота»  практики шефства школы над ветеранами;
  • Организация изучения краеведческих  материалов на уроках истории, географии, литературы.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ И

РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность.

Но многим из нас сегодня не ведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций. Вот почему на помощь семье призвана прийти школа.

Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мирок, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

Несмотря на изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всесторонне развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к миру других, ответственности и любви.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего.

Взаимодействия малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют процесс патриотического воспитания. В работе по патриотическому воспитанию  главным  направлением  является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы  добра и зла, истории развития конкретной семьи.

Одним из направлений  можно считать краеведение, где ребятам предлагается  изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив.

Любимым занятием является и составление народного календаря, который дает представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.

7. УРОВНИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных  россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с приобщения ребенка к историко – культурным традициям родного края. На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая ее на такие ценности как: СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА и не позволяющая  противоречить принципу: «Где хорошо, там и Родина».

Система работы педагогов школы по патриотическому воспитанию учащихся

Патриотическое воспитание учащихся через работу библиотеки

Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность

Патриотическое воспитание учащихся через работу музея

Патриотическое воспитание учащихся через участие в мероприятиях различных уровней:

— акции;

— выставки;

— конкурсы;

— экскурсии;

-месячники;

— работа с ветеранами и многое другое.

Патриотическое воспитание учащихся через организацию экскурсий, выходов:

— выход и экскурсия в школьный историко – краеведческий музей и городской историко – архитектурный  музей.

Патриотическое воспитание учащихся через систему классных часов:

-изучение государственной символики России;

-уроки мужества;

— встречи с ветеранами ВОВ;

-беседы, посвященные  чествованию памятных дат, дней воинской славы;

-классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню матери и другие мероприятия.

Патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования:

— участие в различных конкурсах, выставках по патриотической направленности.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества , родного края и малой родины.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону;1993. –Ч.1. – С. 11-42.

2. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

3. Караковский, В.А. Воспитай гражданина.  – М., 1987. – С. 8-20.

4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

5. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.

Приложение № 1

 

Отношение к патриотизму.

Цель: оценка уровня  патриотического воспитания в России.

Выразите свое отношение по предлагаемым вопросам.

1. Развито ли чувство патриотизма у современной молодежи?

А) да; б) нет; в) скорее да; г) скорее нет.

2. Главенствующую роль в  формировании патриотических позиций Вы отводите?

А) средствам  массовой информации; б) школе; в) общественным организациям; г) семье; д) молодежным группировкам.

3. Почему у молодежи недостаточно сформировано чувство патриотизма?

А) отсутствие ясной патриотической цели в обществе; б) ненормальная обстановка в семье;

в) отрицательное влияние друзей; г) отсутствие возможности проявить себя в нужном деле;

д) отсутствие дружного коллектива; е) трудная обстановка в стране.

4. Хотите ли Вы эмигрировать из страны, если бы были возможности?

А) за границу для получения образования; б) временно уехать; в) уехать навсегда; г) предпочитаю жить в России, даже при плохом раскладе событий.

5. Испытываете ли Вы чувство гордости

                  за Россию                   а) да;          б) нет

                  за  город                     а) да;          б) нет

                  за школу                     а) да;          б) нет.

6. Какие Вы оцениваете возможности нашего города?

А) нет перспектив; б) имеет большие возможности? в) имеет средние возможности.

7. Хотите ли Вы в будущем остаться  и работать в своем городе?

А) да; б) нет (почему?).

8. Участвуете ли Вы в мероприятиях патриотического и военно – патриотического характера, проводимых в школе и городе?

А) да; б) нет.

9. Как изменилось состояние патриотического сознания среди молодежи  Вашего населенного пункта за последние два года?

А) в лучшую сторону; б) в худшую сторону; в) постоянное.

Приложение № 2.
Эссе «Моя школа – это …»

Приложение № 3.

Анкета «Что такое Армия?»

1. Чем для тебя является служба в Армии?

2. Хочешь ли ты служить в Армии? Почему?

3. Какой должен быть срок службы?

4. Как далеко от нашего города ты хочешь служить?

5. Боишься ли ты «дедовщины»?

6. В каких войсках хотел бы служить?

7. Какой по – твоему должна быть Армия?

8. Хотят ли твои родители, чтобы ты служил?

 

nsportal.ru

«Военно-патриотическое воспитание должно стать одним из приоритетов государственной политики!» / Православие.Ru

– Александр Александрович! Расскажите, пожалуйста, о деятельности Ассоциации военно-патриотических клубов «Стяг».

– Прежде чем рассказать о нашем объединении, я хотел бы познакомить читателей с таким явлением нашей жизни, как военно-патриотический клуб. К сожалению, многие наши сограждане весьма смутно представляют себе, как работают подобные организации.

Саму концепцию военно-патриотического клуба разработали середине 1980-х годов ветераны афганской войны. Напомню, кстати, что этот год является юбилейным – 20-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Так вот, предложенные ими военно-патриотические клубы являются составной частью внешкольного образования. То есть, подросток проводит значительную часть времени после школы в подобных организациях, где он имеет возможность реализовать себя и получить массу полезных навыков, которые ему пригодятся в жизни. Классический военно-патриотический клуб основан на трех составляющих – духовно-идейная, физическая (рукопашный бой) и военно-прикладные дисциплины. Очень важно отметить военизированный характер подобных организаций, то есть наличие униформы и субординации, знаков отличия и т.д. Это очень привлекает ребят и является основой всей системы. Занятия, как правило, проходят два или более раз в неделю. Кроме того, практикуются регулярные соревнования, походы, лагеря.

– А сколько на сегодняшний день в России существует военно-патриотических клубов?

– Сегодня в нашей стране действует около двух с половиной тысяч подобных организаций. Общая примерная численность занимающихся в них подростков – 50 тысяч. Уже несколько лет наблюдается тенденция к росту численности этих организаций. Особо хочу отметить, что военно-патриотические клубы массово возникают при структурах Русской Православной Церкви – приходах, монастырях, средних учебных заведениях.

– Как Вы относитесь к довольно распространенному мнению, что, мол, не дело Церкви заниматься воинским воспитаниям. Пусть душой занимается…

– Абсолютно неверная точка зрения! Православная Церковь всегда являлась, наряду с служилым сословием и народом, одной из главных опор Российской государственности. И в качестве таковой всегда занималась вопросами защиты Отечества. Вспомним, как Дмитрия Донского на Куликовскую битву благословлял Преподобный Сергий Радонежский . Или как ополчение Минина и Пожарского родилось потому, что прозвучал пламенный призыв Патриарха Гермогена к освобождению страны. И таких примеров не счесть. Все наиболее выдающиеся русские полководцы были, как известно, людьми глубоко верующими. Более того, до 1917 года существовала стройная система подходов к воспитанию воинов, основанная всецело на православных традициях. Так что повышенное внимание Церкви к воинскому воспитанию молодёжи сегодня вполне закономерно. В отличие от тех, кто пытается превратить защиту Родины в один из способов зарабатывания денег, Церковь видит в воинской службе прежде всего служение Богу и Родине. Мы в военно-патриотических клубах придерживаемся такой же точки зрения.

– Масштабы развития военно-патриотического движения, действительно, впечатляют. Но, к сожалению, мало кто об этом знает…

– Да, к сожалению, телевидение и пресса сегодня больше пропагандирует других «героев» другую молодёжь. Если судить о современной молодёжи исключительно по нашим телепрограммам, создаётся впечатление, что вся она занята бесконечными перемещениями из одного ночного клуба в другой, что интересуют её исключительно вечеринки, пиво и соревнование по числу мимолётных романов друг с другом. Но, по счастью, это не так. Существенная часть молодёжи имеет совершенно другие жизненные ориентиры, и многим из них помогают самореализоваться именно военно-патриотические клубы. Причём нынешние масштабы роста численности военно-патриотических клубов совершенно не удовлетворяют потребностей современного российского общества, учитывая рост негативных явлений в молодежной среде. Нам сегодня необходимо иметь как минимум 10 тысяч таких клубов с охватом до полумиллиона подростков! Более того, военно-патриотическое воспитание должно стать одним из приоритетов государственной политики в области образования и финансироваться в том числе из бюджета. В идеале – при каждой школе надо иметь свой военно-патриотический клуб!

– Каким образом система военно-патриотических клубов может предотвратить негативные явления в молодежной среде?

– Современные дети и подростки по сути дела, предоставлены сами себе. При этом вокруг них – агрессивная среда, которая через улицу, телевидение, неразумное поведение взрослых толкает ребенка на пагубный путь, пропагандирует порок, цинизм и потребительство как норму жизни. Самое главное, что никакой альтернативы этому практически не предлагается! В итоге – рост подростковой преступности, наркомания, алкоголизм. Попробуйте посетить любой компьютерный игровой клуб и посмотреть, сколько детей посещает его и сколько времени они там проводят. А ведь научно доказано, что подобный образ жизни неотвратимо уродует психику ребёнка, фактически – делает его больным человеком. Попадая же в наши клубы, ребенок раскрывает себя, раскрывает свои возможности, получает возможность общения в здоровой среде, приобретает огромное количество полезных навыков. Таким образом, мы не только вырываем ребенка с улицы, из агрессивной среды, но и даем ему возможность подготовиться к нелегкой будущей жизни через игру, через спорт, через приобщение к патриотизму и традиционной духовности. По сути дела, в наших руках находится чрезвычайно эффективный инструмент, с помощью которого мы можем за короткий период изменить облик нашего народа и нашей страны. Печально, что люди, определяющие государственную политику в области образования, этих простых вещей не понимают. Или делают вид, что не понимают.

– Какова роль в процессе военно-патриотического воспитания вашей организации?

– Ассоциация «Стяг» является одним из крупнейших объединений военно-патриотических организаций в нашей стране. Она включает 45 клубов из 17 регионов России. Основой для организации и деятельности Ассоциации «Стяг» является Проект по содействию развитию военно-патриотическому воспитанию «Стяг», которым непосредственно руковожу я. Проект «Стяг» оказывает клубам помощь организационного, информационного и учебно-методического характера. При этом хочу отметить, что нашу помощь получают не только клубы, входящие в Ассоциацию, но и все, кому она необходима. Задача Ассоциации и Проекта «Стяг» заключается еще и в том, чтобы показать нашему обществу данное направление и, соответственно, дать возможность родителям и детям узнать побольше о наших клубах, для того, чтобы они могли начать посещать наши клубы. Основными инструментами здесь являются, конечно же, наш сайт www.stjag.ru, на котором можно узнать полную информацию о военно-патриотическом движении, в том числе и узнать адреса военно-патриотических организаций. Кроме того, мы выпускаем газету «Стяг». С февраля месяца на волнах «Народного радио» будет регулярно выходить наша передача.

Кроме того, ассоциация «Стяг» активно принимает участие в организации проводящихся несколько раз в год конференций, посвященных военно-патриотическому воспитанию.

– На Ваш взгляд, что мешает сегодня развитию военно-патриотического движения в том направлении, в котором Вы указали?

– Сегодня практически не существует объективных факторов, которые бы серьезно мешали развитию военно-патриотического движения в России. Однако я хотел бы обратить внимание не на то, что мешает, а на то, что может посодействовать развитию военно-патриотического движения. Сегодня крайне необходимо создать благоприятные условия на общенациональном уровне для того, чтобы количество клубов возросло на порядки и, соответственно, увеличилось количество вовлекаемых в орбиту военно-патриотического движения детей и подростков. Для этого необходимо как минимум государственная программа развития этого направления, а как максимум – национальный проект. Государство должно разработать при нашей помощи прозрачную систему финансирования военно-патриотических клубов и крупных военно-патриотических мероприятий (слетов, сборов, лагерей, соревнований). Конечной целью подобных государственных программ и проектов должно стать появление в России единой системы военно-патриотического воспитания, которая могла бы целенаправленно создавать повсеместно клубы. Сегодня необходимо появление таких организаций в каждой школе, в каждом дворе, при каждом приходе Русской православной церкви. Кроме того, я хотел бы отметить роль общественных организаций в этом процессе. Они должны активно помогать нам в создании и деятельности клубов и в их финансировании. Надеюсь, что голос представителей российского военно-патриотического движения в скором времени будет услышан государственными и общественными структурами нашей страны.


СПРАВКА «НС»: КРАВЧЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился в 1972г в г.Караганда (Казахстан).

Принимал участие в качестве добровольца в отечественных войнах (1991-1999 гг.) сербского народа. Имеет ранения и боевые награды.

В 1992 году активно участвовал в возрождении казачества в Казахстане.

Создатель и руководитель с 2002 года проекта «СТЯГ». Руководитель созданного им военно-патриотического клуба «Дружина «Доброволец».

pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *