Бихевиоризма – Бихевиоризм — Википедия

Бихевиоризм — Психологос

Джон Уотсон

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Фильм «История Джона Утсона»

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

​​​​​​​Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →

www.psychologos.ru

Бихевиоризм Википедия

Бихевиоризм (англ. behavior «поведение») — систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего, фокусируются на средовых факторах.

Бихевиоризм сочетает элементы философии, методологии и психологической теории. Он появился в конце девятнадцатого века, как реакция на глубинную психологию и другие традиционные формы психологии, которые зачастую не справлялись с экспериментальной проверкой предсказаний. Первые производные бихевиоризма могут быть отслежены уже в 19 веке, когда Эдвард Торндайк открыл закон эффекта[en] (процесс, включавший в себя усиление поведения посредством подкрепления).

В течение первой половины двадцатого века, Джон Б. Уотсон разрабатывал методологический бихевиоризм, который отвергал методы интроспекции и старался понять поведение, измеряя только наблюдаемое поведение и события. Но только в 1930-х, Б.Ф Скиннер предложил, что личные события, включая мысли и чувства, контролируются теми же переменными, что и наблюдаемое поведение. Это стало основой его философии радикального бихевиоризма[en][1]. В то время как Уотсон и Павлов исследовали процедуры стимула-реакции классического обусловливания, Скиннер придавал значение контролирующей природе последствий и антецедентов (или дискриминативных стимулов), которые создают условия для поведения; техника стала известна как оперантное обусловливание.

Радикальный бихевиоризм Скиннера преуспел в области экспериментов благодаря неиспользованным ранее методам, которые открыли новые феномены. Но Скиннеровское уклонение от теорий ограничило его развитие. Теоретический бихевиоризм[2] признал, что историческая система, организм, в нормальном состоянии обладает чувствительностью к стимулам и возможностью осуществлять реакции. На самом деле, сам Скиннер признавал возможность того, что он называл «латентными» реакциями людей, однако не распространял эту идею на крыс и голубей[3]. Набор латентных реакций и приводит к определённым последствиям[4].

Прикладной анализ поведения[5] (англ. applied behavior analysis, ABA) — научная дисциплина, использующая принципы радикального бихевиоризма для решения практических проблем. В основном, применение ABA известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом[6], сохранение природных ресурсов[7], образование[8] (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости[9]), геронтологию[10], поддержание здорового образа жизни и физическую культуру[11], промышленную безопасность[12], изучение языков[13], загрязнение природы[14], медицинские процедуры[15], воспитание детей[16], использование ремней безопасности[17],

ru-wiki.ru

Бихевиоризм подробно — Психологос

Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изм…а» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX века — всегда была представлена у нас (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес.

Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков.

Критика бихевиоризма

Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:

— заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

— трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека др уровня автомата, робота, марионетки;

— опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

— не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

— не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

— опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

— неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

— недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

— игнорирует категории морали и нравственности;

— антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б. Ф. Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?

Появление психологии как науки

Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XIX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т. е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должно насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.

Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность. В наши дни мы понимаем психологию совсем иначе, чем это было принято сто лет назад. И во многом — благодаря теоретикам и практикам бихевиоризма, отважившимся выступить против господствовавшего в начале прошлого века академического взгляда на предмет и задачи психологии. Если бы психология по сей день оставалась такой, какой ее мыслили основоположники, мы вряд ли заинтересовасись бы ею.

Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны. Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.

История бихевиоризма

Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он, как нынче принято выражаться, их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.

Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.

Философская основа

Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У. Джемс и Дж. Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).

Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного дела) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906).

В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.

Исследования Д. Уотсона

Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.

Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?». Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний. Пафос выступления Джемса состоял в том, чтобы превратить эмоциональные состояния в объект, доступный естественнонаучному постижению. Эту задачу он пытался решить сведением субъективно переживаемого к телесному. Гипотеза Джемса носила умозрительный характер и впоследствии не выдержала опытной проверки, но в свое время сыграла роль катализатора новых воззрений на психические процессы. Первое десятилетие XX в. характеризовалось, в марксистских терминах, нарастанием революционной ситуации. В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объ¬екту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?». Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, — свершилась!

Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животных, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментальный лабиринт еще в 1900 г., а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.

Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения, и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.

Практическое применение бихевиоризма

Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на том ли основана идеология всей тренинговой работы? Хотя, конечно, редкий современный тренер согласится признать себя бихевиористом, напротив — еще наговорит кучу красивых слов об экзистенциально-гуманистических идеалах своей деятельности. Но попробовал бы он осуществлять эту деятельность без опоры на поведение!

Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

Бихевиоризм в педагогике

Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробывание различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.

Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».

Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?

Итоги

Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев действительно производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может-служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе они ни принадлежали, такого успеха пока не добился.

www.psychologos.ru

основные положения теории, представители и предмет изучения

Психология как наука довольно широка по обхвату воззрений на человеческую деятельность и механизмы, связанные с ней. Одной из ключевых концепций является бихевиоризм. Он изучает поведенческие реакции не только людей, но и животных. В данной статье разберемся в сути бихевиоризма и основных положениях, а также познакомимся с представителями этого направления.

Суть понятия

Неофициально бихевиоризм зародился еще в начале 19 столетия. Тогда американский ученый Эдвард Торндайк открыл закон эффекта. Это процесс, при котором поведение индивида посредством определенных событий или реакций усиливается. Его разработки уже в ХХ веке продолжил и сформулировал в отдельную концепцию Джон Уотсон. Это стало поистине революционным прорывом и определило облик американской психологии на десятилетия вперед.

Бихевиоризм (от английского «behaviour» — поведение) перевернул научные представления о психике. Предметом изучения стало не сознание, а поведение индивида как ответная реакция на внешние раздражители (стимулы). Субъективные переживания при этом не отрицались, но находились в зависимом положении от словесных или эмоциональных воздействий на личность.

Под поведением Уотсон понимал поступки и слова, которые человек совершает и произносит на протяжении всей своей жизни. Это совокупность реакций, благодаря которым происходит приспособление к новым условиям. Последователи концепции выявили, что данный процесс включает не только психические, но и физиологические изменения (например, сокращение мускулатуры, ускорение секреции желез).

Основные положения

Дж. Уотсоном были сформулированы основные положения бихевиоризма, которые дают представление о направлении и методах его приверженцев:

  • Предмет изучения психологии — поведение живых существ. Оно связано с психическими и физиологическими аспектами и может быть исследовано путем наблюдения.
  • Основной задачей бихевиоризма является правильное предсказание действия индивида по характеру внешнего стимула. Решение этой задачи помогает формировать, контролировать поведение человека.
  • Все реакции делятся на врожденные (безусловные рефлексы) и приобретенные (условные рефлексы).
  • Многократное повторение ведет к автоматизации и запоминанию действий. Поэтому можно утверждать, что поведение человека — результат обучения, вырабатывания условного рефлекса (навыков).
  • Мышление и речь тоже относятся к навыкам.
  • Память — это процесс хранения приобретенных рефлексов.
  • Психические реакции развиваются всю жизнь и зависят от окружающих условий, социума.
  • Эмоции — это реакция организма на приятные и неприятные стимулы.
  • Периодизации возрастного развития и общих закономерностей формирования психики нет.

На воззрения Уотсона во многом повлияли исследования Ивана Петровича Павлова. Российский академик обнаружил, что условные и безусловные рефлексы у животных формируют определенное реактивное поведение. Он вывел несколько общих моделей. А Уотсон, в свою очередь, провел ряд экспериментов с младенцами и определил три инстинктивные реакции: гнев, страх и любовь. Однако ученому так и не удалось раскрыть природу сложных моделей поведения.

Представители

В своих взглядах Уотсон был не одинок. Его единомышленник Уильям Хантер в 1914 году создал схему изучения поведения животных. Впоследствии она получила определение «отсроченной». В эксперименте участвовала обезьяна, которой показывали в одном из двух ящиков банан. Затем закрывали все это ширмой, а через некоторое время открывали вновь. И обезьяна успешно находила лакомство, зная уже его местоположение. Это было демонстрацией отсроченной реакции на стимул.

Другой бихевиорист, Карл Лешли, пытался понять, от каких частей мозга животного зависит приобретенный навык. Для этого он обучал мышь, а затем хирургическим методом удалял ей определенный участок мозга. В результате психолог доказал, что все части равноценны и могут друг друга заменять.

Течения бихевиоризма

Некоторые основные положения бихевиоризма Уотсона, получившего определение классического (методологического), в конце 20 века были опровергнуты когнитивной психологией. Кроме того, были сформулированы течения, приемы которых используются в современной психотерапии. Среди таковых стоит выделить радикальный, психологический и социальный бихевиоризм.

Представителем радикальной концепции является Беррес Скиннер — американский ученый, изобретатель. Он предположил, что поведение индивида напрямую зависит от внутренних событий (мыслей и чувств). Это был экспериментальный анализ, который во многом перекликался с философскими позициями (например, с американским прагматизмом). В то время как Дж. Уотсон, напротив, отрицал интроспекцию.

Основоположником психологического бихевиоризма стал Артур Стаатс. Он утверждал, что поведение человека поддается практическому контролю. Для этого он предложил использовать тайм-ауты и жетонную систему вознаграждения. До сих пор эти приемы используются в программах детского развития и патопсихологии.

Теория бихевиоризма насчитывает и социальный аспект. Его сторонники полагают, что определение стимулов внешнего воздействия зависит от социального опыта индивида.

Когнитивный бихевиоризм

Особняком стоит когнитивный бихевиоризм. Основные положения сформулировал в 30-годы прошлого века Эдвард Толмэн. Согласно им, при обучении психические процессы не ограничиваются строгой связью «стимул-реакция». Американский психолог расширил цепочку, включив в нее промежуточные факторы — когнитивные представления. Они способны влиять на поведение человека: усиливать или замедлять приобретение привычек. Познавательная деятельность отождествляется с умственными образами, возможными ожиданиями и другими переменными.

Толмэн проводил эксперименты с использованием животных. Например, он предоставлял им возможность найти корм в лабиринте различными путями. Цель в данном случае преобладала над способом поведения, поэтому Толмэн назвал свою концепцию «целевым бихевиоризмом».

Плюсы и минусы

Как и у любого научного направления, у классического бихевиоризма есть сильные и слабые стороны.

Изучение поведенческих реакций человека стало прорывом для начала 20 века. До этого вниманием ученых было сосредоточено только на сознании в отрыве от объективной реальности. Однако новый метод все равно сложился неполно, однобоко.

Последователи концепции рассматривали поведение живых существ только во внешних проявлениях, без учета физиологических и психических процессов.

Бихевиористы считали, что поведением человека можно управлять, тем самым сводили его к проявлению простейших реакций. А активная сущность индивида не учитывалась.

Методы лабораторных опытов легли в основу исследований бихевиористов, но при этом не было четкой разницы между поведением человека и животных.

Мотивация и умственный образ действия являются обязательными компонентами в приобретении новых навыков. А бихевиористы ошибочно их отрицали.

Заключение

Несмотря на критику со стороны приверженцев других направлений, еще активно используется бихевиоризм в психологии. Основные положения его пригодны и для построения педагогического процесса. Однако важно отметить некоторые ограничения подхода. Как правило, они связаны с этическими проблемами (общественными отношениями). Невозможность свести сложную психику человека только к основным положениям бихевиоризма способствует тому, что ученые комбинируют различные методы.

fb.ru

Бихевиоризм |

Кто стоял у истоков психологии?

Обычно, когда говорят о зарождении психологии в начале 20 века, то чаще всего упоминают такие имена как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер.

Фрейд Зигмунд

И это вполне справедливо: ведь эти люди стояли у истоков психологии, создали свои собственные оригинальные школы и терапевтические методы построенные на базе психоанализа.

Также вы можете спросить практически любого психолога — с какого направления психологии все начиналось, и большинство почти наверняка скажет, что это ни что иное как психоанализ Фрейда.

А дело все в том, что именно с психоанализа началась практическая психология, то есть набор тех специфических методов призванных не сколько объяснить что же такое сознание и почему человек ведет себя тем или иным образом, а именно оказать помощь тем людям, которые воспринимали свое внутреннее состояние как проблему, а говоря иначе испытывали страдания или психологический дискомфорт.

На сегодняшний день практическая психология давно вышла за рамки психоанализа и включает в себя огромное количество методов и работа психолога куда чаще ассоциируется не с работой ученого, а с действиями по оказанию психологической помощи клиентам на базе этих различных методов. Большинство их так или иначе возникли на основе идей психоанализа, были основаны людьми выросшими в рамках психоаналитической школы или же, по крайней мере, имевших к этому методу самое непосредственное отношение.

И это неудивительно, ведь практически любое из сегодняшних направлений психотерапии так или иначе, но оперирует такими терминами как эго и бессознательное, то есть использует идеи Зигмунда Фрейда. По этой причине мы и ставим психоанализ на первое место, когда говорим о психологии.

Однако, если уж говорить об истоках психологии надо обязательно вспомнить про еще одно направление, бывшее чрезвычайно популярным в 20-40 годы в Америке и родившееся фактически одновременно с психоанализом, которое в немалой степени базировалось на идеях противостоящих идеям Фрейда.

Справедливости ради надо также упомянуть, что и если говорить о психологии, как о строгой научной дисциплине, то именно направление о котором пойдет речь далее может с полным правом претендовать на эту роль.

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) учение о поведении человека в его различных аспектах.

Учение о котором котором пойдет разговор называется бихевиоризм — направление из которого впоследствии вышла поведенческая психология, социальная психология а также некоторые методы оказания психологической помощи которые используются и в наше время.

Противостояние о котором мы упомянули в одном из предыдущих абзацев имеет для объяснения появления бихевиоризма весьма важное значение. Дело в том, что психоанализ и прочие идеи о структуре человеческого сознания, зародившиеся на его основе, носили очевидно умозрительный характер и с точки зрения классического научного подхода, подразумевавшего использование реальных опытных данных и их интерпретацию на основе сравнения друг с другом, могли быть в лучшем случае отнесены к разряду научных предположений или гипотез за которыми, тем не менее, не стояло никаких научных опытных данных. Многочисленные наблюдения за реакциями пациентов того же Фрейда и других психоаналитиков и психиатров базировались на субъективных данных, которые транслировали им те же пациенты, разумеется проверить их достоверность не представлялось возможным, а любая обратная связь, которую давал психологу пациент по той же причине могла быть подвергнута сомнению.

       

Иван Павлов (1849 — 1936)                         Владимир Бехтерев (1857 — 1927)

В свете такого подхода многие известные ученые того времени, ведущие исследования условных рефлексов животных, их поведенческих особенностей (Павлов, Бехтерев, Торндайк, Шеррингтон и другие), то есть того, что можно было наблюдать непосредственно в условиях опыта, считали учение Фрейда как минимум ненаучным.

Разумеется, и сам Зигмунд Фрейд и его последователи прекрасно понимали суть подобных претензий, однако обладали своими, не менее вескими аргументами в пользу своих теорий, о чем мы поговорим позднее, когда речь зайдет о критике бихевиоризма.

Основные принципы Бихевиоризма.

Как уже было сказано, это течение возникло отчасти на базе идеи противостояния с психоанализом, и это противостояние в известной мере определило отношение основателя бихевиоризма Джона Бродеса Уотсона (1878 — 1958) к так называемому субъективному методу в психологии, когда в качестве опытных данных принимались результаты самонаблюдения (интроспекции).

Джон Бродес Уотсон

Разрабатывая принципы своего нового метода Уотсон предполагал, что все процессы происходящие в человеческом сознании можно было понять и описать на основании чисто физиологических, но при этом конечно совершенно объективных данных, а базовый метод, который предполагалось использовать содержался в простой формуле «стимул — реакция» или S=>R и именно эта простейшая схема и стала ведущей в бихевиоризме на очень долгое время.

С позиций учения Уотсона личность человека рассматривалась исключительно как некая совокупность поведенческих реакций на определенные стимулы в условиях определенной окружающей среды. Отсюда и основной метод исследования живого организма, основанный на наблюдении и изучении его реагирования на различные воздействия обстоятельств этой среды. Огромное количество данных о поведенческих реакциях людей на различные раздражители собирались и подвергались математической обработке, вследствие чего выводились закономерности на основании которых делались выводы о психологических особенностях испытуемых и их различиях.

Подобная работа, которая проводилась бихевиористами на протяжении десятилетий позволила выявить массу полезных закономерностей в человеческом поведении.

В качестве примера использования данных исследований можно привести работу немецкого психолога Ганса Юргена Айзенка (1916 — 1997), который на их базе создал свою факторную теорию личности.

Работа Айзенка.

Ганс Айзенк

Началом создания этой теории стало исследование и сравнение поведенческих реакций довольно больших групп военных с одной стороны обладающих невротическими симптомами, с другой признанных психологически здоровыми. В итоге Айзенк выделил 39 меняющихся факторов по которым различались эти две группы испытуемых, а последующий их анализ позволил выявить четыре основных различия — стабильность, нейротизм, экстраверсию и интраверсию.

Здесь же следует упомянуть о том, что в прочтении Айзенка термины интраверсия и экстраверсия надо понимать с несколько иной точки зрения, нежели у Юнга. Так, совершенно ожидаемо для бихевиориста, Айзенк привязал оба термина к чисто биологическим процессам возбуждения и торможения. Невротические же проявления Айзенк связывал с условными рефлексами. Адаптивное поведение индивида, направленное на устранение стимула несущего опасность невротических последствий и в результате снижающего фактор тревожности способствовало развитию фактора стабильности.

В результате этих исследований Айзенком было выявлено 4 категории характеров, которые определялись как сочетание двух параметров — стабильный + интраверт, невротичный + экстраверт, стабильный + экстраверт, невротичный + интраверт.

Айзенк широко известен как автор тестов на интеллект, а в среде психологов, как автор соотвествующей теории личности и множества психологических тестов и опросников различной направленности — личностного, подросткового и т.д.

Теория Айзенка является довольно ярким примером использования данных полученных методом бихевиоризма.

В чем заключается основная проблема бихевиоризма?

Поведенческий подход к изучению психики весьма способствовал развитию психологии, как объективного научного метода, а также дал мощный толчок к развитию новых социальных дисциплин, таких как антропология, социология, политология и других.

Но с самого начала своего появления учение Уотсона обладало и одним, но весьма существенным недостатком, оно подчеркнуто игнорировало роль самого индивида во взаимодействии со средой, и тем более, роль психической реальности человека, существование и сильное влияние которой на поведенческие факторы было невозможно отрицать. Увы, но часто в рамках теории бихевиоризма человеческой личности была уготована незавидная и незаслуженная роль абстрактного черного ящика содержимое которого не принималось в расчет.

Сам Уотсон всегда подчеркивал свое отношение к человеческой личности, как к чистому листу бумаги, лишенному свободы воли, на котором можно было написать все что угодно.

Вот его слова в полной мере демонстрирующие позицию бихевиоризма: «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

Эдвард Толмен

Естественно такая позиция изначально закладывала камень преткновения, ограничивающий возможности учения. Со временем это привело к тому, что в 1948 году Толменом было внесено изменение — в основную формулу стимул-реакция, он добавил еще одну переменную I, которая означала собственно психические явления в сознании личности. Отныне формула поведенческой психологии выглядела следующим образом S=>I=>R, где I означала психические процессы человека, которые зависели от типа стимула, условий окружающей среды, физического состояния организма, наследственности и накопленного опыта. Эта переменная объясняла например факт неодинакового поведения людей подвергающихся одинаковому воздействию стимула.

Это новое учение получило название необихевиоризма и на настоящий момент именно оно является основной наукой изучающей поведение людей.

Принципы необихевиоризма.

Несмотря на то, что в последние десятилетия бихевиоризм претерпел весьма серьезные изменения, его базовые принципы декларированные еще Уотсоном остались в основном прежними.

К ним можно отнести следующее.

1. отношение к психике человека, как к преимущественно «белому листу» с некоторым незначительным влиянием врожденных наследственных факторов.

2. основную идею о необходимости изучения только лишь доступных непосредственному наблюдению и анализу поведенческих реакций на стимул (хотя исключительную значимость переменной I сегодня никто не отрицает).

3. убеждение, что посредством использования определенных техник можно существенно изменить поведенческие реакции индивида, и в этом последователи этого направления действительно преуспели больше других.

Необихевиоризм сегодня.

Именно использование таких техник по изменению поведенческих реакций людей в рамках практической психологии позволило идеям бихевиоризма получить широкое распространение за пределами США, где он известен в основном именно благодаря таким техникам и созданным на их основе многочисленным тренингам.

Как научное направление необихевиоризм не снискал себе популярности за пределами США, но если говорить именно о психотерапевтических методах созданных на его основе, то следует признать, что его идеи весьма широко распространены в мире. Так именно на базе этого учения создано большинство терапевтических методов имеющих дело с поведением человека и особенно с изменением этого поведения. Довольно много психологов считает, что истоки проблем (в том числе и психологических) человека в обществе связаны именно с погрешностями поведения, когда поведение индивида просто неадекватно ситуации. В таких случаях первая лежащая на поверхности мысль вполне совпадает с принципами бихевиоризма — чтобы избавить человека от проблем нужно изменить способы его реакций на определенные ситуации, то есть научить вести себя адаптивно или адекватно возникающим ситуациям. С этой целью и было разработано несколько терапевтических методик, которые практические психологи довольно успешно используют в своей работе.

Основная техника, которую с полным основанием можно отнести к бихевиоризму, это поведенческая психотерапия, которая акцентирует внимание практически исключительно на поведении человека и его коррекции.

Такой подход превосходно работает в случае различных зависимостей, панических расстройств, синдромах навязчивых состояний, различных фобиях, расстройствах сна, приема пищи и других проблем связанных именно с поведенческими нарушениями. Это те состояния, в которых можно вычленить определенный и реальный симптом с которым потом и предстоит работать психологу. Однако, в настоящее время поведенческая терапия в таком радикально чистом виде применяется не столь часто.

Причина все та же, необходимость принимать во внимание фактор внутреннего мира клиента, который естественно оказывает огромное влияние на поведение. Ярким примером такого влияния являются ошибочные установки и убеждения которые часто и являются источником неадаптивного поведения.

К разновидностям терапии, в основе которых лежит изменение поведения человека посредством воздействия на эти установки относится например когнитивная терапия, когнитивно — поведенческая терапия, рационально — эмоциональная терапия и т.п. Эти разновидности терапии сочетает в себе как поведенческие методики научения, так и те, которые используются в более традиционных психотерпевтических методах, такие как беседа, целью которой является выявление дисфункциональных убеждений клиента влияющих на поведение, которое является проблемным, а также прояснение, в результате которого клиент убеждается в том, что в основе его установок и убеждений лежат  либо иррациональные верования, либо идеи и предположения не имеющие под собой рациональной основы или построенные на основании неверных данных.

Конечно перечисленные терапевтические методы не являются в чистом виде бихевиоризмом, однако нельзя отрицать, тот факт, что поведенческая терапия легла в их основу.

Заключение.

Если давать оценку в целом психологии как науки, то следует признать, что бихевиоризм единственное направление которое может в полной мере претендовать на собственно научность, в том смысле как ее понимает большинство ученых.

Однако, в случае с психологией подобный подход едва ли можно назвать разумным. Причина в том, что психология и особенно прикладная психология имеет дело с такой неуловимо тонкой субстанцией, как сознание человека, которое, с одной стороны очевидно не подлежит научному исследованию в силу своей природы, а с другой является настолько сложным проявлением бытия, что едва ли возможно изучать его только лишь с точки зрения его внешних проявлений (поведения) и с любых разумных точек зрения такой подход является весьма ограниченным. Так есть ли выход из сложившейся ситуации?

На настоящее время все больше и больше ученых закрывают глаза на использование в психологии таких якобы «ненаучных» идей, как идеи психоанализа и даже использование откровенно медитативных техник уже мало кого удивляет и возмущает. Тем не менее необходимость научной «реабилитации» практической психологии всегда незримо витает в воздухе. Возможно решение проблемы лежит в будущей возможности некоторого пересмотра принципов научного подхода, согласно которому так называемый субъективный метод на котором по сути основано большинство психологических идей по прежнему является синонимом лженауки.

И тем не менее реальность сегодняшнего дня заключается в том, что представленная проблема вовсе не мешает развитию практической психологии, которая, пусть и не на строго научных основаниях, все больше становится реалией нашей повседневной жизни.

Комментировать через Facebook

Comment

xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai

2.2.7. Бихевиоризм, или поведенческая психология

Основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал
кредо бихевиоризма: «Предметом психологии
является по­ведение». Отсюда и название
— от английского behavior
— поведение («бихевиоризм» можно
перевести как «пове­денческая
психология»). Анализ поведения должен
но­сить строго объективный характер
и ограничиваться внеш­не наблюдаемыми
реакциями (все, что не поддается
объек­тивной регистрации, — не подлежит
изучению, т. е. мыс­ли, сознание человека
не подлежат изучению, их нельзя измерить,
регистрировать). Все, что происходит
внутри человека, изучить невозможно,
т. е. человек представля­ет собой
«черный ящик». Объективно изучать,
регистри­ровать можно только реакции,
внешние действия челове­ка и те
стимулы, ситуации, которые эти реакции
обус­ловливают. И задача психологии
заключается в том, что­бы по реакции
определять вероятный стимул, а по
стиму­лу предсказывать определенную
реакцию. Согласно би-хевиористам, такие
понятия, как сознание, переживание, не
могут считаться научными, так как они
есть результат-самонаблюдения. Основной
метод бихевиоризма — наблю­дение и
экспериментальное изучение реакций
организма в ответ на воздействия среды.
Поведение определялось как система
реакций организма в ответ на стимулы.
Сти­мул (S) порождает
реакцию(R) (S-R).
В бихевиоризме широко использовались
эксперименты на животных, ре­зультаты
которых переносились и на объяснение
поведе­ния людей.

И личность человека, с точки зрения
бихевиоризма, не что иное, как совокупность
поведенческих реакций, присущих данному
человеку. Та или иная поведенческая
реакция возникает на определенный
стимул, ситуацию. Формула «стимул —
реакция» S-Rявлялась ведущей в бихевиоризме. Закон
эффекта Торндайка уточняет: связь междуSиRусиливается, если есть подкрепление.
Под­крепление может быть положительным
(похвала, полу­чение желаемого
результата, материальное вознагражде­ние
и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание,
неуда­ча, критическое замечание и т.
п.). Поведение человека вытекает чаще
всего из ожидания положительного
под­крепления, но иногда преобладает
желание, прежде все­го, избежать
отрицательного подкрепления, т. е.
наказа­ния, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма,
личность все то, чем обладает
индивид, и его возможности в от­ношении
реакции (навыки, сознательно регулируемые
инстинкты, социализованные эмоции +
способность пла­стичности, чтобы
образовывать новые навыки + спо­собность
удержания, сохранения навыков) для
приспо­собления к среде,
т. е. личность
— организованная и относительно
устойчивая система навыков. Навыки
составляют основу относительно
устойчивого поведения, навыки приспособлены
к жизненным ситуациям, измене­ние
ситуации ведет к формированию новых
навыков. Лич­ность, по определению
Б.Ф. Скиннера, есть набор поведен­ческих
шаблонов. Различные ситуации вызывают
разную реакцию. Реакция же человека
зависит исключительно от предыдущего
опыта игенетической истории. Указание
на влияние генетических факторов
подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал
толкование поведения и считал, что оно
зависит от многих скрытых факторов.

Человек в концепции бихевиоризма
понимается преж­де всего как реагирующее,
действующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение. Изменяя
стимулы и подкрепления, можно
программировать человека на требуемое
поведе­ние.

В недрах самого бихевиоризма психолог
Толмен (1948) подверг сомнению схему S-Rкак слишком упрощенную и ввел между
этими членами важную промежуточную
пере­меннуюI— психические
процессы данного индивида, за­висящие
от его наследственности, физиологического
со­стояния, прошлого опыта и природы
стимулаS-I-R.

Под промежуточными переменными понимались
внут­ренние процессы, детерминирующие
действие стимула, то есть влияющие на
внешнее поведение. Под промежу­точными
переменными понимались такие образования,
как цели, намерения, потребности,
гипотезы, образы ситу­аций — когнитивные
карты.

В концепции Халла поведение является
реакцией на различные побуждающие
стимулы — драйв.

Драйвы — импульсы к действию. Достигая
опреде­ленной силы, они активизируют
поведение. Поведение вознаграждается
ослаблением побуждающих стимулов.
Например: голодный человек, движимый
сильным драй­вом голода, начинает
искать место и способ, которым можно
утолить голод. Если человеку это удается,
поведе­ние подкрепляется, происходит
научение. В следующий раз человек будет
использовать те реакции, которые в
прошлом позволили удовлетворить
потребность (умень­шить силу драйва).

При повторении связки S—Rвозникает ассоциация ре­акции со
стимулом, что приводит к возникновению
при­вычки. Личность человека
рассматривается Халлом как совокупность
привычек, то есть связей стимулов и
реак­ций. Человек от рождения обладает
набором драйвов (жажда, голод, боль,
ориентировочный рефлекс). Эти драй­вы
при определенной интенсивности запускают
соответствующее им поведение
(инструментальное). Если это поведение
протекает в определенных условиях, то
эти условия могут приобретать характер
вторичного драйва, наличие которого
становится необходимым для удовлет­ворения
потребности.

Основываясь на экспериментальных
исследованиях и теоретическом анализе
поведения животных, Скиннер формулирует
положение о трех видах поведения:безус­ловно рефлекторном,
условно-рефлекторном
иоперантном.

Безусловно рефлекторный и
условно-рефлекторный виды поведения
вызываются стимулами (
S)
и называ­ются респондентным, отвечающим
поведением.
Это ре­акция обусловливания
типаS. Они составляют
опреде­ленную часть репертуара
поведения, но только ими не обеспечивается
адаптация к реальной среде обитания.
Реально процесс приспособления строитсяна основе ак­тивных проб — воздействий
животного на окружающий мир. Некоторые
из них случайно могут приводить к
по­лезному результату, который в силу
этого закрепляется. Такие реакции,
которые не вызываются стимулом, а
вы­деляются («ислускаются») организмом,
некоторые из ко­торых оказываются
правильными и подкрепляются, Скин­нер
назвал оперантными. Это реакции типаR.Оперант-ное поведение
предполагает, что организм активно
воз­действует на окружение, и в
зависимости от послед­ствий результатов
этих активных действий они (ре­акции)
закрепляются или отвергаются.
По
Скиннеру, именно эти реакции являются
преобладающими в адап­тивном поведении
животного: они являются формой
про­извольного поведения. Катание на
роликовой доске, игра на фортепиано,
обучение письму — все это примеры
опе-рантных реакций человека, контролируемые
результата­ми, следующими за
соответствующим поведением. Если
последствия благоприятны для организма,
тогда вероят­ность повторения
оперантной реакции усиливается.

Ключевое отличие оперантного обусловливания
от клас­сического состоит в том, что
в случае оперантного обус­ловливания
живой организм своим поведением активно
воздействует на окружающую среду и
сталкивается с теми или иными последствиями.
Скиннер предположил, что поведение
определяется не стимулом, предшествующим
реакции, а последствиями поведения.
Скиннер считал, что животное или человек
будут стремиться воспроиз­водить
свое прошлое поведение, если оно имело
прият­ные последствия. Следовательно,
можно управлять пове­дением, положительно
подкрепляя его определенные спо­собы.
Скиннер вывел следующую закономерность:
образ­цы поведения, за которыми следуют
приятные послед­ствия в будущем,
встречаются чаще.

Развивая идею Скиннера, можно предположить,
что поведение, которое наказывается и
ведет к неприятным для индивида
последствиям, должно исчезнуть. Однако
Скиннер не нашел подтверждения этому
выводу. С его точки зрения «наказание
— довольно спорный способ оту­чить
от нежелательного поведения, поскольку
поведение, за которым следуют неприятные
последствия, никуда не исчезает, оно
лишь видоизменяется самым неожиданным
образом. Человек в случае штрафа вынужден
искать иные формы поведения, чтобы
избежать штрафа. Часто ока­зывается
так, что эти новые формы бывают еще менее
желательными, чем те, которые вызвали
наказание».

Главным средством формирования нового
поведе­ния выступает подкрепление.

Скинер выделяет 4 режима подкрепления:
1. Режим подкрепления с постоянным
соотношением, когда уровень положительного
подкрепления зави­сит от количества
правильно выполненных действий (например,
платят работнику пропорционально
ко­личеству произведенной продукции,
т. е. чем чаще организм правильно
реагирует, тем больше под­креплений
он получает).

2. Режим подкрепления с постоянным
интервалом, ког­да организм получает
подкрепление после того, как пройдет
строго фиксированное время с момента
пре­дыдущего подкрепления. (Например,
платят работ­нику зарплату через
каждый месяц, или у студента сессия
через каждые 4 месяца, при этом скорость
реагирования ухудшается сразу после
получения подкрепления — ведь следующая
зарплата или сес­сия будет еще нескоро).

3. Режим подкрепления с вариативным
соотношением (например, выигрыш-подкрепление
в азартной игре бывает непредсказуем,
непостоянен, человек не зна­ет, когда
и каким будет «следующее подкрепление,
но всякий раз надеется на выигрыш —
такой режим подкрепления значимо
воздействует на поведение человека).

4. Режим подкрепления с вариативным
интервалом (через неопределенные
интервалы времени человек по­лучает
подкрепления; знания студента контролиру­ют
с помощью «неожиданных контрольных»
через случайные промежутки времени,
что побуждает со­блюдать более высокий
уровень прилежания и реагирования по
сравнению с режимом подкрепления с
постоянным интервалом). Скиннер выделял
«первичные подкрепления» (пища, вода,
физический комфорт, секс) и вторичные,
или ус­ловные, подкрепления (деньги,
внимание, хорошие оцен­ки, привязанность
и т. п.). Вторичные подкрепления
ге­нерализуются, объединяются со
многими первичными подкреплениями.
Например, деньги являются средством
для получения множества удовольствий,
или еще более сильным генерализованным
условным подкреплением яв­ляется
социальное одобрение, — ради социального
одоб­рения со стороны родителей,
окружающих людей чело­век стремится
хорошо себя вести, соблюдать социальные
нормы, хорошо учиться, делать карьеру,
красиво выгля­деть и т. п.

Скиннер полагал, что условные подкрепляющие
сти­мулы очень важны в контроле
поведения человека, он выделял позитивные,
негативные подкрепления и пози­тивные,
негативные наказания (табл.).

Таблица 1

Скиннер боролся против использования
наказания для контроля поведения, т. к.
болевое наказание вызывает отрицательные
эмоциональные и социальные побочные
эффекты (страх, тревогу, антисоциальные
действия, ложь, потерю самоуважения и
уверенности), лишь временно подавляет
нежелательное поведение, которое вновь
про­явится там, где отсутствует тот,
кто может наказать, если уменьшится
вероятность наказания. Вместо аверсивного
контроля Скиннер рекомендует позитивное
подкрепление как наиболее эффективный
метод для устранения неже­лательного
поведения и поощрения желательных
реак­ций. «Метод успешного приближения
или формирования поведения» заключается
в положительном подкреплении того
поведения, которое наиболее близко к
желаемому оперантному поведению. К
этому приближаются шаг за шагом, поэтому
одна реакция закрепляется, а затем
за­меняется другой, более близкой к
желаемому поведению (так формируют
речь, трудовые навыки и т. п.).

Чтобы эффективнее управлять поведением
человека, необходимо учитывать, какое
подкрепление является для человека
наиболее важным, значимым, ценным в
дан­ный момент (закон субъективной
ценности подкрепления), и, предоставляя
это субъективно ценное подкреп­ление
в случае правильного поведения человека
или уг­рожая лишить человека этой
субъективной ценности в случае его
неправильного поведения, будет возможно
с высокой вероятностью управлять его
поведением. Скин­нер сформулировал
закон оперантного обусловливания:
«поведение живых существ полностью
определяется по­следствиями, к которым
оно приводит. В зависимости от того,
будут ли эти последствия приятными,
безразлич­ными или неприятными, живой
организм проявит тен­денцию повторять
данный поведенческий акт, не прида­вать
ему никакого значения или же избегать
его повторе­ния в дальнейшем». Человек
способен предвидеть воз­можные
последствия своего поведения и избегать
тех дей­ствий и ситуаций, которые
могут привести к негативным для него
последствиям. Человек субъективно
оценивает вероятность наступления тех
или иных последствий; чем выше субъективная
вероятность наступления негативных
последствий, тем сильнее это влияет на
поведение чело­века (закон субъективной
оценки вероятности послед­ствий).
Субъективная оценка вероятности
наступления тех или инь: l
последствий после реакций человека
мо­жет не совпадать с объективной
вероятностью этих по­следствий, но
на поведение влияет именно субъективная
вероятность, то, как человеку кажется,
поэтому один из способов воздействия
на поведение человека — «нагнете­ние
обстановки», «запугивание», «преувеличение
веро­ятности негативных последствий».
Если человеку кажет­ся, что вероятность
негативных последствий после какой-либо
его реакции незначительна, то он готов
«рискнуть» и совершить данную реакцию.

Первым в США принципы бихевиоризма на
область социальной психологии
распространил Ф. Оллпорт. Со­гласно
мнению Оллпорта, социальными стимулами
при взаимодействии людей выступают
речь, жесты, мимика, действия, соматические
реакции. А в качестве социальных реакции
выступают подражание, симпатии,
заразительность реакций в толпе,
выполняемая совместно работа.

В последние десятилетия, развивая идеи
классическо­го бихевиоризма,
сформировалось социально-когнитивное
направление. Его представители Альберт
Бандура и Джу­лиан Роттер показали,
что хотя на поведение человека влияет
окружение, но люди также играют активную
роль в создании социальной окружающей
среды. Люди — это активные участники
событий, влияющих на их жизнь, и научение
происходит не только посредством прямого
опы­та и внешних подкреплений, внешних
событий, но и по­ведение человека
может формироваться через наблюде­ние
или на основе примеров.

Альберт Бандура предположил, что новое
поведение может возникнуть не только
вследствие спонтанной ин­струментальной
активности (как это полагал Скиннер),
но и в результате подражания, а так же,
как результат вербального (словесного)
инструктирования. Первая фор­ма
научения характерна как для человека,
так и для жи­вотных. Научение с помощью
вербальных инструкций — исключительно
человеческое приобретение, следствие
со­циальной жизни людей.

Бандура считал, что люди копируют то,
что видят вокруг себя. Поведение из
окружения ребенка, подрост­ка, взрослого
человека выступает в качестве модели
для подражания и копирования. Выучивание
нового поведе­ния зависит от поведения
окружающих человека людей, от социальной
среды. Вначале человек копирует поведе­ние
родителей, позже одноклассников и
учителей, теле­визионных героев,
супругов и героев сериалов.

На поведение человека влияет тип его
личности, его «локус» контроля: экстернал
либо интернал, — чувству­ет ли он себя
«пешкой» либо считает, что достижение
его целей зависит от собственных усилий.
Экстерналы взва­ливают ответственность
за все происходящие с ними со­бытия
на других людей и внешние обстоятельства.Интерналы считают себя ответственными
за все хорошие и плохие события их жизни.
Легче поддаются влиянию и внешнему
управлению экстерналы, их поведение
легче программируется изменением
внешних воздействий, си­туаций,
стимулов и подкреплений, поскольку они
изна­чально больше зависят от внешних
обстоятельств. Таким образом,с позиции
бихевиоризма, человек — своеобраз­ный
биоробот, поведением которого можно
управлять, фор­мируя и закрепляя
определенные реакции (без учета со­знанияи мнения человека) за счет внешних
воздействий: изменяя стимулы, подкрепления,
вероятность наступле­ния последствий,
давая внешние образцы поведения для
подражания.

Теория социального научения показывает,
что награ­да и наказание недостаточны,
чтобы научить новому по­ведению.
Научение через имитацию, подражание,
иден­тификацию — важнейшая форма
научения.Идентифи­кация — процесс,
в котором личность заимствует мыс­ли,
чувства и действия от другой личности,
выступаю­щей в качестве модели.
Люди
могут учиться, наблюдая, или читая, или
слышао поведении других людей.
Чело­век наблюдает что делают другие,
а затем повторяет эти действия —научение
через наблюдение или пример (А.
Бандура).

Механизмы подражания и копирования в
социальной среде, с одной стороны,
поддерживают постоянство, с другой
стороны, способствуют изменению среды
за счет появления новых, часто встречающихся
форм поведения (феномен моды). Копироваться
может любое восприня­тое, доступное
и привлекательное поведение. Агрессив­ное
поведение копируется так же успешно,
как просо-циальное.

В своей социально-когнитивной теории
А. Бандура от­мечает, что хотя на
поведение человека влияет внешнее и
социальное окружение, но оно также
частично является продуктом деятельности
человека, т. е. люди своим поведением
могут изменять окружение, могут оказывать
ка­кие-то влияния на свою среду и
собственное поведение. Человек способен
представить символически и осознать
последствия, исход своих действий,
заранее предприни­мать необходимые
меры предосторожности, сформиро­вать
образы желаемых будущих результатов и
бихевиоральные стратегии, направленные
на то, чтобы достичь желаемых результатов
(способность человека к саморе­гуляции,
к научению через наблюдение и
моделирова­ние).
Люди формируют
образ определенной поведенчес­кой
реакции через наблюдение поведения
модели, и да­лее эта закодированная
информация служит ориенти­ром в их
действиях. Поведение модели сохраняется
в памяти человека благодаря образному
кодированию (мыс­ленные визуальные
образы) и вербальному кодированию
(наблюдая модель, человек может повторять
про себя, что она делает). Люди могут
получить пользу от наблю­дения успехов
и поражений других так же, как из свое­го
непосредственного опыта.

Большую роль в механизмах обучения
новому пове­дению играют средства
массовой информации. Механизмы копирования
используются в рекламных и коммерческих
целях, реже в образовательных.

Люди способны сами оценивать свое
поведение и по­ощрять или критиковать,
или наказывать себя (Бандура назвал
этот процесс самоподкреплением, т. е.
люди на­граждают себя поощрениями,
над которыми они имеют власть, всякий
раз когда достигают установленной ими
самими нормы поведения).

Американскому психологу Мартину
Селигману при­надлежит создание очень
интересной теории, которая получила
название «теории выученной беспомощности».
Суть теории состоит в том, что беспомощность
вызывают не сами по себе неприятные
события, а опыт их неконт­ролируемости.
Живое существо становится беспомощным
в том случае, если оно привыкает к тому,
что от его поведения ничего не зависит
в случае, когда невозможно вли­ять на
возникновение неприятных ситуаций.
Было так­же выявлено, что беспомощности
человек может на­учиться, если просто
наблюдает за беспомощностью дру­гих.

Эксперименты проводила Эллен Лангер с
людьми преклонного возраста в частной
лечебнице и имела возможность кое-что
изменить в жизни этих людей.

На двух разных этажах она давала людям
две почти одинаковые инструкции,
различающиеся лишь мерой воз­можности,
в которой пожилые люди могли что-либо
изменить в окружающей действительности.
Одна инст­рукция давала людям право
выбора и звучала примерно так: «Я хочу,
чтобы вы узнали обо всем, что можете
де­лать сами здесь, в этой клинике. Вы
можете выбрать на завтрак либо омлет,
либо яичницу. По средам или чет­вергам
будет кино, но записаться надо заранее.
В саду можно выбрать цветы для своей
комнаты, выбрать мож­но, что хотите,
— но поливать свои цветы вы должны
сами».

Вторая инструкция для жителей другого
этажа зву­чала несколько иначе: «Я
хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах,
которые мы делаем для вас здесь, в нашей
клинике. На завтрак бывает омлет или
яичница. Омлет готовим по понедельникам,
средам, пятницам, а яични­цу — в
остальные дни. Кино бывает в среду и
четверг. В среду для тех, кто живет в
левом крыле, а в четверг — для живущих
в правом. В саду растут цветы для ваших
комнат. Сестра выберет каждому по цветку
и будет уха­живать за ним сама».

Согласно этим инструкциям, получалось,
что обита­тели одного из этажей дома
престарелых могли распо­ряжаться
своей жизнью; на другом этаже люди
получали то же самое, но без возможности
влиять на свой выбор.

Через восемнадцать месяцев Эллен Лангер
вернулась в клинику и установила, что
группа с правом выбора оказалась более
активной и счастливой. Результаты были
получены с использованием специальных
оценочных шкал. Также было обнаружено,
что в этой группе умерло меньше людей,
чем в другой. Таким образом, можно
пред­положить, что возможность выбора
и контроля ситуации могут спасать жизнь,
а беспомощность может убивать.

Кроме процесса научения, бихевиористы
изучали и социализацию детей, приобретение
ими социального опыта и норм поведения
того круга, к которому они принадле­жат.
Джордж Мид (1863-1931), американский ученый,
является автором концепции, названной
социальным би­хевиоризмом. Д. Мид
полагал, что личность ребенка фор­мируется
в процессе его взаимодействия с другими.

В общении с разными людьми ребенок
играет разные роли. Личность ребенка
является объединением различ­ных
ролей, которые он на себя примеряет.
Большое зна­чение как в формировании,
так и в осознании этих ролей имеет игра.
В зависимости от ожидания и от прошлого
опыта (наблюдений за родителями,
знакомыми) дети по-разыому играют одни
и те же роли. Представляют инте­рес
исследования асоциального (агрессивного)
и просоци-ального (приемлемого обществом)
поведения, предприня­тые психологами
данного направления. Д. Доллард раз­работал
теорию фрустрации. Фрустрация
нарушение поведения, вызванное
невозможностью справиться с труд­ностями.
Согласно теории Долларда, сдерживание
сла­бых проявлений агрессивности,
которые являются резуль­татом прошлых
фрустраций, может привести к агрессив­ности
в зрелом возрасте.

Бихевиоризм рассматривает аномальное
поведение как результат научения, т. е.
внешние факторы окружения, воспитания
вызывают аномальное поведение. Поэтому
психические расстройства можно
корректировать и уст­ранять в
соответствии с общими законами,
выявленными бихевиористами. Бихевиориальная
терапия направлена на то, что убрать
неадекватные реакции человека и
сформировать более адекватные реакции
поведения (не вни­кая в причины, которые
вызывали эти неадекватные ре­акции,
не интересуясь мнением, мыслями человека).

studfile.net

что это такое, характеристика, основные положения

Бихевиоризм — это один из подходов к изучению поведенческих моделей людей и животных. Бихевиоральное направление начало развиваться в XX в. среди американских ученых, но быстро заинтересовало представителей науки других стран. Однако несмотря на наличие рационального зерна, бихевиоризм часто подвергается критике за то, что недооценивает сложность человеческого поведения.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — особый подход в изучении поведения, который рассматривает стимулы наблюдаемой животной или человеческой деятельности.

Общая характеристика бихевиоризма

Классический бихевиоризм рассматривает действие как механическую реакцию на внешние раздражители. Бихевиористы утверждают, что то, что делают люди или животные, полностью определяется условиями окружающей среды. Это модель «стимул-реакция». Таким образом, бихевиористов интересуют только стимулы, а не психические процессы или намерения, ведущие к действию.

Бихевиоризм — позитивистский подход, он рассматривается как часть естествознания. Во внимание принимаются только научные измерения и экспериментальные данные. Т.е. отвергается идея о том, что люди обладают свободой воли, а окружающая среда определяет все поведение.

Основные положения бихевиоризма

Бихевиоризм — научное исследование наблюдаемого поведения, основанное на том, что поведение может быть сведено к изученным единицам. Он отличается от большинства других подходов тем, что рассматривает людей и животных как контролируемых их окружающей средой существ. Т.е. люди и животные являются результатом того, что их окружает. Этот подход связан с тем, как факторы окружающей среды (стимулы) влияют на наблюдаемое поведение (реакцию).

В бихевиоральном направлении разум не существует как отдельный фактор, влияющий на поведение. Т. е. все психические состояния, включая ценности, убеждения, мотивы и причины, могут быть объяснены только с точки зрения наблюдаемого поведения.

Бихевиоризм — основные идеи: этот подход предлагает 2 процесса, посредством которых люди учатся в своей среде: классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Классическое обусловливание включает в себя обучение по ассоциации, а оперантное обусловливание предполагает обучение на последствиях поведения. Бихевиоризм также верит в научную методологию (например, контролируемые эксперименты), и что следует изучать только наблюдаемое поведение, потому что это может быть объективно измерено.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое рассматривает подход как объективную экспериментальную ветвь естествознания. Ее теоретической целью является предсказание и контроль поведения. Самоанализ не является существенной частью его методов, а научная ценность данных не зависит от готовности интерпретации с точки зрения сознания.

Бихевиорист, пытаясь получить единую схему реакции животных, не признает разделительной линии между человеком и животным. Действие человека, со всей своей утонченностью и сложностью, формирует только часть одной схемы исследования бихевиоризма.

Влияние бихевиористского подхода с акцентом на манипулирование поведением с помощью моделей подкрепления и наказания можно увидеть во многих практических ситуациях. Терапевтические методы, основанные на процессах кондиционирования, называют модификацией поведения или поведенческой терапией. Методы, основанные на оперантном обусловливании, называют изменением поведения, а техники, основанные на принципах классического обусловливания, называют поведенческой терапией.

Модификация поведения — это метод, который используется для изменения или удаления нежелательного поведения. Его центральный принцип, взятый из оперантного обусловливания, заключается в том, что действие, которое имеет благоприятные последствия, т. е. которое положительно подкрепляется, будет повторяться, а действие, которое игнорируется, исчезнет.

Поведение разбито на последовательность небольших шагов. Каждый достигнутый шаг немедленно вознаграждается, но постепенно все больше и больше требуется, прежде чем выдается награда. Этот процесс в психотерапии является формированием поведения посредством последовательных приближений.

Поведенческая терапия — это термин, применяемый к методикам, основанным на классическом обусловливании, которые имеют дело с непроизвольным или рефлекторным поведением. Он направлен на устранение неадаптивного поведения и замену требуемым действием. Одним из примеров такой техники является систематическая десенсибилизация, которая чаще всего используется для устранения фобий.

Например, пациента, у которого был иррациональный страх, сначала научат отдыхать. Постепенно объект, которого боятся, будет вводиться пациенту в пошаговом процессе, пока пациент не сможет контактировать с объектом без беспокойства.

Достоинства и недостатки бихевиоризма

Бихевиористский подход оказал большое влияние на психологию и внес свой вклад в понимание психологического функционирования, предоставил ряд методов для изменения нежелательного поведения. Его использование строгих эмпирических методов повысило авторитет психологии как науки. Однако изучение методов исследования доказали наличие как достоинств этого научного подхода, так и его недостатки.

Достоинством является глубокое изучение поведенческих реакций и разработка практических методик контроля поведения человека или животного. Это помогает быстрее обучить испытуемого необходимым навыкам, а также скорректировать его поведение.

Критика подхода включает следующее:

  1. Механистический взгляд имеет тенденцию игнорировать сферу сознания и субъективных переживаний и не учитывает возможную роль биологических факторов в действиях человека.
  2. Люди рассматриваются как пассивные существа, которые находятся во власти своего окружения. Этот акцент на экологическом детерминизме не оставляет места для понятия свободы воли в человеке.
  3. Теории классического и оперантного обусловливания не могут объяснить возникновение спонтанного, нового или творческого поведения.
  4. Его основа в исследованиях на животных была поставлена ​​под сомнение.
  5. Клинические психологи, которые применяют поведенчески-ориентированную терапию, подвергаются критике за лечение возможных симптомов психических расстройств, при этом часто игнорируя основные причины.

Представители бихевиоризма

Бихевиористский подход к психологическому функционированию коренится в работе таких ученых, как: Иван Павлов, Беррес Скиннер и Эдвард Торндайк, а также ранних бихевиористов Джона Уотсона и Кларка Халла, которые изучали обучение в форме обусловливании.

Джон Бродус Уотсон являются основоположником американского бихевиоризма. Его работы оказали глубокое влияние на курс психологии в первой половине XX в.

Он утверждал, что внутренние переживания, которые были в центре психологии, не могли быть хорошо изучены, т. к. их нельзя было наблюдать. Вместо этого он обратился к лабораторным экспериментам. Результатом стало создание модели «стимул-ответ». В этом отношении среда рассматривается как обеспечивающая стимулы, на которые люди развивают реакции.

3 ключевых предположения лежат в основе этой точки зрения:

  • наблюдаемые действия, а не внутренние мыслительные процессы, являются предметом изучения;
  • окружающая действительность формирует поведение человека;
  • принципы смежности и подкрепление являются центральными для объяснения процесса обучения.

С точки зрения обучения, согласно Кларку Халлу, на передний план выходят 4 ключевых принципа:

  1. Активность. Обучение лучше, когда ученик активен, а не пассивен.
  2. Повторение и обобщение. Частая практика в различных контекстах необходима для обучения. Навыки не приобретаются без частой практики.
  3. Усиление является основным мотиватором. Позитивные подкрепления, такие как награды и успехи, предпочтительнее негативных событий.
  4. Обучение помогает, когда цели ясны. Те, кто обращает внимание на бихевиоризм в обучении, определяют свою деятельность в соответствии с поведенческими целями, например, «К концу этого занятия участники смогут…».

Павлов изучал обусловленность рефлекторных реакций или классическое обусловливание. Хотя он изучал естественные рефлексы и нейтральные раздражители, он сумел заставить собак выделять слюну под звуки колокольчика. Его научные принципы были применены во многих методах лечения. К ним относятся систематическая десенсибилизация к фобиям (поэтапное воздействие на вызываемого страхом раздражителя) и терапия отвращения.

Работа Торндайка была сосредоточена на обусловливании произвольного поведения, которая теперь называется оперантным обусловливанием, а затем исследована Б. Ф. Скиннером. Б. Ф. Скиннер исследовал оперантное обусловливание добровольного и недобровольного поведения. Скиннер чувствовал, что какое-то действие можно объяснить мотивом человека. Поэтому действие происходит по причине, и тремя основными методами формирования поведения являются положительное подкрепление, отрицательное подкрепление и наказание.

Скиннер изучил стимулы, которые вызывают поведенческие реакции, поощрения и наказания, влияющие на эти реакции, и изменения в поведении, вызванные манипулированием моделями вознаграждений и наказаний.

Скиннер экспериментировал с крысами, а затем с голубями. Например, он заставлял крыс нажимать на планку в «коробке Скиннера» в обмен на вознаграждение за еду. Он мог точно измерить обучение в строго контролируемых условиях, варьируя частоту вознаграждения или подкрепления, а иногда применяя не относящиеся к делу стимулы. Хотя он начал свои исследования с животными, позже разработал теорию кондиционирования, которая могла бы включать людей.

eustress.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *