Государство вики – Государство — Википедия

Государство — Википедия

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»[1]. «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство». На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами[1]. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].

  • Разделение и организация населения по территориальному принципу.
  • Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео)
  • Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)
  • Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.

Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства[1].

Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой
является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития[1].

Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи[1].

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов[1].

Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты[1].

Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.

Классификация функций[править | править код]

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Также проводится разделение между:

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:

  1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
  2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].

Форма государства — это структура, определённая модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики[3].
Выделяют следующие основные параметры классификации форм государств[1]:

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.

Выделяют три основных стадии развития государства[4][5][6]:

  • раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами[7];
  • развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
  • зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать её членами, но добровольно отказываются от такой возможности. По состоянию на февраль 2018 года таких государств насчитывается 195[8]. Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики[9]).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения[1].

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наиболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве[1].

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран[1].

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии[1]:

  • «государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

В эпоху продолжающейся глобализации и установления постиндустриального общества институт государства претерпевает ряд существенных изменений. Среди учёных нет единого мнения о том, в какую форму трансформируется государство и будет ли оно существовать вообще в привычном сегодня понимании. Кроме того, можно говорить о том, что современный институт государства переживает некоторый кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

К существенной модернизации государственный институт подталкивается и изменениями в сознании людей представлений о государстве. Если ранее, практически на протяжение всей истории, государство воспринималось как нечто давлеющее над людьми, превосходящее их по силе и подчиняющее их, то сегодня происходит полный переворот этой парадигмы. Теперь само государство воспринимается как набор институтов, позволяющих обществу слаженно функционировать, служащих на благо гражданам, а политическая власть и властииущие люди уже не представляют собой ничего заставляющего народ трепетать, произошла десакрализация государства и власти. В обществе возросло недоверие к стремительно устаревающим государственным институтам. Прокатившаяся в XX веке волна образования тоталитарных и авторитарных режимов заставляет людей настороженно следить за деятельностью государственных образований, чтобы не допустить повторения печального опыта. Инертность множества государств к современным тенденциям, их неспособность быстро подстроиться под цифровизацию – всё это приводит к кризису традиционного государства.[10]

Одним из первых о качественных изменениях положения государства в мире начал задумываться футуролог Э. Тоффлер. В своей книге «Третья волна» он говорит о двух противоположных тенденциях, имеющих место в современном мире: с одной стороны, происходит всё более глубокая децентрализация государств, а с другой – более сильная власть переходит в руки наднациональных корпораций, в условиях чего и намечается кризис государства. Помимо этого, философ говорил и о национальном государстве, которое, по его мнению, становится пережитком прошлого и уже не имеет былых позиций на международной арене. В первую очередь, он связывал это с тем, что в рамках его теории национальное государство принадлежит к второму этапу илм «волне» формирования общества, а в рамках современного общества «третьей волны» оно существовать уже не может. О кризисе национального государства говорил и Хантингтон, рассуждая об активно протекающем процессе «столкновения цивилизаций».[11]

Другой учёный, М. ванн Кревельд, говорил о кризисе не только национального государства, но также социального и в принципе совокупности устоявшихся моделей государственных институтов. Он связывал это с рядом причин:

— в первую очередь, это возникновение транснациональных корпораций и крупных м влиятельных объединений государств;

— возникновение организаций, пускай внутри государства, однако пользующихся большой автономией от него, в частности благодаря рыночной экономике и частной собственности.

О кризисе государства свидетельствует не только развитие ТНК и обособление отдельных организаций от него. Внутри самих государств активно нарождаются центры международной торговли, которые всё больше напоминают города-государства — мегаполисы. Такие крупные города как Нью-Йорк, Токио и другие, по сути, становятся всё более экономически независимыми от какого бы то ни было центра. Данная тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Помимо этого, существует и активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций как следствие порождает множество гибридных образований, являющихся объединениями государственных и негосударственных структур с целью более эффективного взаимодействия.[12][13]

Кроме вышеперечисленных, существуют и теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, учёные, работающие в данной парадигме, делают вывод о том, что в будущем будет существовать единая планетарная цивилизация, и государства в привычном смысле, в том числе и, безусловно, национального, просто не будет в привычном понимании.[14]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  3. ↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  4. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  5. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  6. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  7. ↑ Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  8. ↑ Список государств
  9. ↑ Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом
  10. Оболонский А.В. Гражданин и государство: новая парадигма взаимоотношений и шаги по её институционализации // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011.
  11. Э. Тоффлер. Третья волна. — АСТ. — 2002.
  12. Окара А. Н. Государство-корпорация как новый тренд для России, Украины и Белоруссии.
  13. Кефели И. Ф. Философия геополитики. — 2007.
  14. Харин А. Н. Государство в условиях глобализации: новые подходы // Власть. — 2013.
  • П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
  • Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
  • Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
  • Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
  • Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
  • Энтони де Ясаи. Государство.
  • Бредихин А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография. — М.: Инфра-М,2012.

ru.wikipedia.org

Государство — Википедия

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»[1]. «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство». На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами[1]. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Этимология

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Признаки

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].

  • Разделение и организация населения по территориальному принципу.
  • Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти.
  • Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений. Здесь решающую роль играют специальные учреждения, например армия, полиция, тюрьмы.
  • Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
  • Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Функции государства

Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства[1].

Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой
является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития[1].

Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи[1].

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов[1].

Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты[1].

Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.

Классификация функций

Функции государства подразделяются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Также проводится разделение между:

Типы государств

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:

  1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
  2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].

Формы государства

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[3].
Выделяют следующие основные параметры классификации форм государств[1]:

Происхождение государства

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.

Стадии развития государства

Выделяют три основных стадии развития государства[4][5][6]:

  • раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами[7];
  • развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
  • зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

Современные государства мира

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать таковыми, но добровольно от неё отказываются. В настоящее время (февраль 2018 года) таких государств насчитывается 195[8]. Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики[9]).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

Развитие понимания государства

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения[1].

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве[1].

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран[1].

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии[1]:

  • «государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  3. ↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  4. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  5. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  6. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  7. ↑ Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  8. ↑ Список государств
  9. ↑ Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом

Литература

  • П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
  • Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
  • Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
  • Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
  • Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
  • Энтони де Ясаи. Государство.

Ссылки

wikipedia.green

Страна — Википедия

Та же карта Европы, что и выше, но с отображением политических стран

Страна́ — территория, имеющая политические, физико-географические, культурные или исторические границы, которые могут быть как чётко определёнными и зафиксированными, так и размытыми (в таком случае нередко говорят не о границах, а о «рубежах»). В соответствии с этим, выделяют несколько типов стран:

Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории).[1]

Слова страна (в политико-географическом её понимании) и государство обозначают близкие по смыслу, но не тождественные понятия, хотя в ряде случаев термин страна используется в качестве полного синонима государства[2] (в таких случаях подразумевается политическая страна как территория государства). Понятие государства охватывает, в первую очередь, структуру господства, установившуюся на определённой территории и беспрерывно возобновляющуюся вследствие совместных действий людей[3]. Напротив, понятие страны имеет более ёмкое культурно-историческое, социально-экономическое содержание, нежели политическое, в связи с чем включает в себя понятия, определяющие особенности местного национального сообщества (менталитет, обычаи, язык и т. д.)[2]. Как отмечал Д. С. Лихачёв, страна есть единство народа, природы и культуры[4]. В связи с этим, в частности, предметом страноведения являются как территории, очерченные государственными, так и историко-географическими границами[5], а также предполагается, что понятие страны сохранится и в случае исчезновения в будущем государственных границ.[5]

На практике наиболее яркими примерами расхождений между понятиями страны и государства являются колониальные империи, рассматривавшиеся в качестве суверенных государств, но не в качестве единых стран. Другим показательным примером является представление о разрушении одних государств и строительстве других на полностью или по большей части совпадающих территориях стран, сохраняющих экономическую и историко-культурную преемственность.

В то же время понятие исторической страны не требует и преемственности, хотя возможна частичная преемственность: так, исторические Нидерланды размещены в государствах Нидерланды (соответствующая по территории страна по-русски именуется Голландией), Бельгия, Люксембург и Франция. При этом не только политического, но и культурного единства исторические Нидерланды не составляют, потому что часть этой страны тяготеет к французской культуре, а часть — к немецкой и британской. Пример с Нидерландами показывает то же явление несоответствия границ и в более мелком масштабе: историческая область Люксембург (одна из исторических областей исторических Нидерландов, наравне с Голландией, Зеландией и др.) состоит из западной части, провинции Бельгии, и восточной — суверенного Великого герцогства Люксембург. Расхождения между границами государств и стран, остающиеся традиционно распознаваемыми, хотя и не отражающими существовавшего в прошлом климатического, культурного и этнического единства, могут представлять такие страны как Туркестан (сейчас в шести государствах, территории которых отличаются и климатически, и этнически), Корея (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые социально-политические и культурные ценности), Монголия (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые культурные ценности), Бенгалия (сейчас в двух государствах, в каждом из которых формируются новые религиозно-культурные ценности).

Крушение колониального мироустройства и построение международных отношений на принципах Организации Объединённых Наций не разрешило до конца проблемы имеющих некоторые признаки государственности несуверенных территорий. Степень самостоятельности не имеющих государственного суверенитета стран колеблется в широких пределах. Однако по большей части они являются частью государства или нескольких государств на правах заморских особо управляемых территорий (например, Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова, Американское Самоа и др.) с отличиями в гражданском статусе местного населения.

Многие народы, в настоящее время не имеющие суверенного государства, вели и ведут так называемые освободительные войны, или проявляют действия (часто террористические) других организаций. В настоящее время примером могут служить борющиеся за независимость Курдистан от Турции, Палестина от Израиля, Восточный Туркестан от Китая, а также Тибет, Страна Басков, Восточный Тимор (в последнем случае уже восстановлено государство) и др.

В одних случаях это бывшие государства, в других — страны, не имевшие государственности. Несоответствие границ стран и государств достаточно распространённое явление в Азии. Кроме того принято выделять страны разного масштаба, называя наиболее мелкие территории историческими областями (так, например, Восточный Туркестан, будучи частью Туркестана, сам состоит из двух стран: Кашгарии и Джунгарии). В то же время большое количество примеров стран вне государственных границ можно найти и в Европе: Лапландия (территория распределена между королевствами Норвегия и Швеция, Финляндской республикой и Российской Федерацией), Трансильвания (полностью входит в Румынскую республику), Окситания (часть Французской республики).

Однако в случае с государствами, объединяющими несколько стран, могут использовать нейтральные объединительные названия для синтетически образовываемой политической страны. Например, Бельгией называется политическая страна, объединяющая страну фламандцев и страну валлонов, Великобританией — англичан, шотландцев, валлийцев и ирландцев, Испанией называется политическая страна, в которую входят Кастилия, Андалузия, Каталония и др. страны (используемые языки: галисийский, каталонский и кастильский, — последний в мире традиционно называется испанским), Грузией (на грузинском языке нет точного соответствия этому слову — для грузин их страна называется Сакартвело, то есть Картвелия, — собственно Картли находится с Кахетией в восточной части территории) называют политическую страну, в которой привычно объединены восточные исторические области и западные исторические области, то есть в культурном и языковом плане допустимо говорить о двух странах — собственно Грузии или исторической Иверии (восточная часть, то есть Картли для грузин) и Колхиде или Мингрелии (западная часть, Сванетия, Мингрелия и Имеретия, в которой кроме распространившегося в последнее время литературного собственно картвельского (грузинского) используются мегрельский язык и сванский язык). Показательным примером нейтрального названия политической страны, выбранного для государства, объединяющего несколько стран, является Иран, именуемый иногда Персией, культура и язык которой доминируют в этом государстве. [источник не указан 2971 день]

  1. ↑ Страна // Большой энциклопедический словарь. — М.: АСТ, 2005. — (Современная энциклопедия). — ISBN 5-17-015808-4.
  2. 1 2 Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю. И. Аверьянова. — М.,: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. — С. 366.
  3. Дергачёв В. А. Государство (неопр.). Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. Институт геополитики профессора Дергачёва. Дата обращения 31 марта 2011. Архивировано 21 августа 2011 года.
  4. Лихачёв Д. С. Заметки о русском // Новый мир. — 1980. — № 3.
  5. 1 2 Анучин В. А. География, страноведение и системный подход // Московский филиал Географического общества Союза ССР Вопросы географии. Страноведение: состояние и задачи : Сб. — М.: Мысль, 1981. — № 116. — С. 38-39.

ru.wikipedia.org

Национальное государство — Википедия

Национа́льное госуда́рство (госуда́рство-на́ция) — конституционно-правовой тип государства, означающий, что оно (государство) — форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации.

Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в 1-й статье Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.

Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы.

Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств, которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй, которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей. Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию.

Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France).

Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному. Например, принято считать, что армия защищает не государство, а народ.

Система национальных государств начала складываться после Вестфальского мира (1648), подведшего итоги Тридцатилетней войны и Реформации и закрепившего в международных договорах международно-правовые положения нового мироустройства в Европе: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории[1]. Появление национальных государств ознаменовало конец политического господства папства, фактический распад Священной Римской империи и выход на арену новой социально-политической силы — буржуазии[2]. Буржуазные революции и последовавшее распространение национализма в XIX веке способствовали переходу к капиталистической экономике, повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи[3].

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре.

В конце XIX века Ренан обратил внимание на роль гражданского национализма в повседневной жизни: «Существование нации — это повседневный плебисцит, как существование индивидуума — вечное утверждение жизни». Действительно, как показал Геллнер, в современных нациях на протяжении всей своей жизни граждане активно подтверждают свою национальную принадлежность и тем самым легитимный статус государства.

Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди, Неру, Мандела, Мугабе.

Политико-философское обоснование концепции национальных государств было дано в трудах Ж. Бодена («Книга шести государств»), сформулировавшего понятие «суверенитет», Н. Макиавелли («Государь»), разработавшего категорию «государственный интерес» и Г. Гроция («О праве войны и мира»), заложившего основы корпуса международного права; а также в сочинениях Т. Гоббса и Б. Спинозы[4].

Среди основных целей национального государства выделяют:

  • Политическое и социальное единство[5]
  • Коллективный прогресс, например, экономический рост и рост уровня жизни[6]
  • Права и развитие граждан, включая равенство и улучшение возможностей[6]

Такие цели могут быть отражены в конституции, программе образования, концепции экономического развития и других официальных документах[6].

Вестфальская система национальных государств подвергается критике в двух аспектах: «во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации»[1].

ru.wikipedia.org

Виртуальное государство — Википедия

Официальное название Флаг Основано Описание Лидер
Аэрическая Империя 1987 Микрогосударство, основанное канадцем Эриком Лисом ещё ребёнком. Поддерживается на протяжении нескольких десятилетий. Оно претендует на различные наземные и межпланетные территории, называемые Аэрическими землями[23]. Эрик Лис
Этерна Люцина[en] 1978 Австралийское микрогосударство, основанное самопровозглашённым бароном, который претендует на собственность в Новом Южном Уэльсе, принадлежащую ему. Нескольким связанным с ним бизнесменам в 1990 году были предъявлены обвинения в афере с земельными участками и мошенничестве с визами[24]. Пол Барон Ньюман
Ахзивленд (ивр. ‏מדינת אכזיב‏‎ — Медина́т Ахзи́в) 1952 Микрогосударство, расположенное в Израиле и основанное хиппи и бывшим моряком по имени Эли Авиви. Оно состоит из прибрежного анклава, бывшей части арабского села Аз-Зиб[en], десятитысячное население которого было изгнано во время войны 1948 года[25][26][27]. Эли Авиви
Атлантиум 1981 Глобальная суверенная группа, расположенная в Австралии, которая была основана в Сиднее Джорджем Фрэнсисом Крукшенком[28]. Джордж Крукшенк
Остиназия 2008 Территориальное микрогосударство, основанное Джонатаном Остином; включает его дом, дом его друга и площадь на Шотландских высотах[29]. Джонатан Остин
Аврам 1980 Микрогосударство без чётких границ, основанное самопровозглашённым герцогом, который позже был избран в парламент Тасмании[30]. Джон Чарлтон Радж
Бьорнская Социалистическая Республика 2005 Самопровозглашённое марксистское государство, основанное на принципах выдуманного группой шведских студентов учения Бьорн. Занимает 6 м² на камне, «похожем на трактор» у озера в Сконе, Швеция. Признано микрогосударством Ладония[31][32][33].
Британская Западная Флорида 2005 Микрогосударство, претендующее на воскрешение одноимённой британской колонии[34]. Бо Регистер
Вестарктика (англ. Grand Duchy of Westarctica) 2001 Первое виртуальное государство в Антарктиде. Основано Трэвисом МакГенри, претендует на землю Мэри Брэд. Тревис МакГенри
Вейшнория Viejšnoryja, Вейшнорыя 2017 Республика Вейшнория, Виртуальное государство, о существовании которого стало известно 29 августа 2017 при подготовке учений Запад-2017, население составляет около 15 000 жителей[35].
Республика Конк 1982 Республика, провозгласившая независимость от США в 1982 году, после того, как патруль перекрыл автостраду US1 во Флорида-Кис[36]. Деннис Уардлоу
Дубелдека 2000 Княжество Дубелдека было провозглашено в городе Бремер Лодж (Braemar Lodge) около Миттагонг/Боаурел (Mittagong/Bowral), Новый Южный Уэльс, Австралия, доктором Вэзудео и Дорин Хэндекэр во время спора в местном совете по поводу расположения линий отвода сточных вод[37]. Вэзудео Хэндекэр
Империя Коупман 2003 Империей Коупман управляет со стоянки для автоприцепов в графстве Норфолк её основатель — Ник Коупман, который провозгласил себя королём Николасом I[38]. Ник Коупман
Королевство геев и лесбиянок 2004 Основано как символический протест активистов гей-организаций, находится в Квинсленде, Австралия[39]. Дейл Андерсон
Королевство Эллеоры 1944 Шуточное микрогосударство, основанное группой учителей в летнем лагере на острове Эллеоры в Дании[40][41].
Энен-Кио 1994 Королевство Энен-Кио берёт название от северного атолла Маршалловых островов, с маршалльского языка название переводится как «остров оранжевых цветов». Требует территорию атолла Уэйк на Маршалловых островах, и считается провозглашённым в целях жульничества с паспортами и дипломатическими бумагами[42].
Фландренсис 2008 Микрогосударство, претендующее на несколько островов Антарктики[43]. Нильс Вермеерш
Филеттино 2011 Мэр маленького (с населением около 550 чел.) итальянского городка объявил независимость от Италии в знак протеста против мер экономии, предпринятых в результате европейского экономического кризиса. Филеттино напечатало свою собственную валюту, фиорито. Лука Селлари
Форуик 2008 Островок в составе Шетландских островов, провозглашён коронной землёй пенсионером Стюартом Хиллом. Он утверждает, что Великобритания нарушила условия сделки, заключённой в 1469 году, не позволив Дании выкупить заложенные шотландцам Шетландские и Оркнейские острова[44]. Стюарт Хилл
Христиания 1997 Частично самоуправляемое, неофициальное «государство внутри государства», расположившееся в районе Христиансхавн Копенгагена, датской столицы. Христиания, вопреки противникам среди датских властей, имеет особый полулегальный статус в Дании и частичную независимость. Христиания возникла в 1971 году, когда группа хиппи незаконно вселилась в заброшенные военные казармы в Копенгагене. Одним из наиболее значимых людей в истории Христиании был Якоб Лудвигсен (дат. Jacob Ludvigsen), издававший анархистскую газету, в которой объявил провозглашение свободного (вольного) города.
Фрестония 1977 Фрестон-роуд, район Западного Лондона, «отделился» от Соединённого Королевства назвав своё государство Фрестонией. Хиткот Уильямс (англ. Heathcote Williams) выиграл юридический спор относительно несанкционированного исполнения его пьесы The Immortalist, — согласно решению британского суда, Фрестония не является частью Великобритании[45].
Республика Гласьер (англ. Glacier Republic) 2014 О создании микрогосударства на территории ледников между Чили и Аргентиной 5 марта 2014 года объявил Гринпис, действуя в рамках кампании по привлечению внимания к деятельности добывающих корпораций, вредящей ледникам[46].
Гайдуцкая республика Мията Томича (серб. Hajdučka Republika Mijata Tomića) 2002 Протестный проект (основана в горах Врань (Vran) в природном парке Блидинье (серб. Blidinje), Босния и Герцеговина, из-за неэффективности решения местными властями проблем местного электроснабжения[47]. Винко Вукоя Ластвич
Хей-он-Уай 1977 Город в Уэльсе, независимость которого, провозглашённая библиофилом Ричардом Бутом, послужила рекламным трюком для привлечения туристов. За успешное продвижение Хей-он-Уай в качестве «Книжного города» Бут в 2004 году был пожалован королевой в кавалеры Ордена Британской империи[48]. Ричард Бут
Королевство Гуманности 1887 Ныне несуществующее государство, занимавшее Острова Спратли с 1932 (юридически — с 1887) года. В сентябре 1963 года вошло в состав республики Морак-Сонграти-Мидс[en][49].
Княжество Хатт-Ривер 1970 Обширная сельскохозяйственная область в Западной Австралии, из-за введения в 1969 году квот на пшеницу в одностороннем порядке отделилась от Австралийского Союза и провозгласила себя суверенным государством[50]. Леонард Кэслей
Кугельмугель 1984 Дом в форме шара, созданный художником Эдвином Липбургером, в настоящее время находится в Пратере[51]. Эдвин Лимбургер
Ладония 1980 Микрогосударство, основанное шведским художником Ларсом Вилксом как место для размещения скульптур, созданных им в заповеднике Куллаберг в северо-западной части Сконе[52].
Либерленд 2015 Либерленд или Свободная республика Либерленд (чеш. Svobodná republika Liberland) — самопровозглашённое микрогосударство, которое провозгласил 13 апреля 2015 чешский политик Вит Едличка (чеш. Vít Jedlička) на свободной нейтральной территории на западном берегу Дуная между Хорватией и Сербией, на коротком отрезке общей границы.
Лагоанские острова 2005 Творение самозваного Великого Герцога Льюиса, который утверждает, что три маленьких островка в Баффиновом пруду близ Портсмута не принадлежат местному совету. Им объявлена их независимость[53]. Луи Стефана
Лланруст (англ.)русск. 1276 Город в Конуи, Уэльс. Лливелином Последним ему был дарован статус «вольного города». В 1947 году предпринял неудачную попытку вступить в ООН. Лливелин Последний
Лизбекистан Популярный сетевой проект, созданный австралийской художницей Лиз Стирлинг[54]. Лиз Стирлинг
Королевство Прекрасного 2004 Базирующееся в сети Интернет микрогосударство, основанное комиком Дэнни Уоллесом в рамках TV программы на канале «Би-би-си» «Как создать своё собственное государство», считает квартиру своего создателя суверенной территорией[55]. Дэнни Уоллес
Королевство Северный Бархант 2015 Микрогосударство, расположенное на двух баржах, дрейфующих в нейтральных водах Атлантического океана в 78 морских милях к западу от Марокко[56]. Основным мотивом создания королевства послужила ситуация, в которой оказались команда моряков, а также примкнувшие к ним рыбаки и беженцы: из-за отсутствия средств и юридических оснований на возвращение домой, группа людей при помощи правозащитных организаций и волонтёров начала кампанию по защите своих интересов и получению статуса независимого государства[57]. Анна Макко
Ланди 1925 Остров у западного побережья Англии, который исторически, в XII—XIII вв. н. э., имел полунезависимый статус и время от времени объявлял независимость от Англии под властью различных военачальников. С 1925 по 1931 год его владелец объявил себя королём и даже чеканил монеты, но формальная независимость провозглашена не была. Мартин Коулз Хармэн
Федеративная Республика Лостайленд 2008 Микрогосударство, объявившее о символическом суверенитете над тихоокеанским островом Хантер (в составе архипелага Мэтью и Хантер)[58][59][60][61] и организовавшее в 2012 году экспедицию к острову; повторная экспедиция была запланирована на 2016 год[62]. В отличие от большинства своих «собратьев», не претендует на статус государства и не оспаривает претензии других государств на остров, подчёркивая, что «суверенитет» Лостайленда над Хантером следует расценивать как символ, а не как заявку на государственность. Классифицирует себя как «социальную и культурную организацию»[63].
Мальборо 1993 Недолговечное микрогосударство, располагавшееся в Австралии. Его создатель объявил свою ферму независимым государством, чтобы избежать выселения после банкротства. Он был выселен полицией менее чем через неделю, привлечён к судебной ответственности и с тех пор отказался от любых требований независимости[64]. Джордж Майрхед
Доминион Мельхиседека 1986 Доминион Мельхиседека (DOM) — виртуальное государство, известно, в основном, по причастности его создателей к организации крупномасштабных банковских афер во многих частях света[65]. Ричард Джеймс Макдональд
Минерва 1973 Попытка создать искусственный остров и организовать на нём новое либертарианское государство. Новая земля располагалась на рифе Минерва к югу от Фиджи, однако вскоре остров был захвачен и присоединен к Тонга[66]. Моррис С. Дэвис
Молоссия 1977 Виртуальное государство, которое основал Кевин Бо на своём жилом участке в одном из посёлков в штате Невада. Он заявил полушутливо, что организовал диктаторскую банановую республику[67]. Кевин Бо
Морак-Сонграти-Мидс 1959 Виртуальное государство, утверждавшее, что занимает территорию островов Спратли. Территория в настоящее время спорная, с момента открытия нефти в 1968 г. находится де-факто под контролем военных Китая, Малайзии, Филиппин, Тайваня и Вьетнама[49].
Новое словенское искусство (NSK) 1984 Нация, созданная несколькими словенскими художниками[68].
Новая Утопия 1990е Виртуальное государство на основе либертарианских принципов, которое предложил построить на платформах в Карибском море американский предприниматель Лазар Лонг. Текущий статус проекта — спорный[69]. Лазар Лонг
Северный Лесной Архипелаг 1998 Экологически ориентированное виртуальное государство, расположенное на северо-востоке США, состоящее из нескольких несмежных частных участков в области Нортен Форест (англ. Northern Forest) штата Нью-Йорк[70]. Джеймс Шеффилд
Новый Рим (итал. Nova Roma) 1998 Международная организация сторонников римского возрождения, которые заявили о стремлении быть современной нацией римлян, имеющая административную структуру древней Римской республики. Новый Рим (итал. Nova Roma) прямо заявляет, что является не виртуальным государством, а «civitas» или «республикой»; тем не менее, организация соответствует всем требованиям для классификации государства как такового[71].
Нутопия 1973 Нутопия — воображаемая страна, которую создали Джон Леннон и Йоко Оно под вдохновением от песен Imagine. Джон Леннон и Йоко Оно
Мирная земля 2008 Это государство расположено в Чехии, основано участниками движения Greenpeace в местечке Брди (чеш. Brdy), где США планировали разместить ракетную базу[72].
Пещеница 1990s Пещеница (хорв. Peščenica) — сатирическо-пародийный проект республики с диктаторской формой правления известного хорватского путешественника-одиночки Желько Мальнара (хорв. Željko Malnar). Он расположен в г. Загреб, Хорватия[73]. Желько Малнар
Радужный Ручей 1979 Основано фермером, «отколовшимся» от штата Виктория, который понёс ущерб, нанесённый его сельхозугодьям наводнением. По его утверждениям, ущерб возрос ввиду некомпетентности сотрудников агентства по управлению водными ресурсами правительства штата[74]. Томас Барнс
Редонда 1865 Маленький необитаемый остров в Карибском море, в настоящее время юридически является частью государства Антигуа и Барбуда. В 1865 году гражданин Монтсеррата, якобы по разрешению королевы Виктории, претендовал на титул короля Редонды, пока не оказался подстрекателем восстания против колониальных властей[75].
Остров Розы 1968 Попытка создания суверенного государства на морской платформе в международных водах вблизи итальянского города Римини. Хотя государство и было создано, однако вскоре платформу захватила Италия, после чего она была взорвана[66]. Джорджио Роза
Соже 1947 Виртуальное государство, расположенное в восточной части Франции, в департаменте Ду. Республика имеет также свой гимн, написанный на собственном языке (Langue Saugette, одном из провансальских диалектов)[76]. Жоржетта Бертин-Паурчет
Силенд 1967 Заброшенная платформа Рафс-Тауэр — военный объект времён Второй мировой войны, искусственное сооружение, расположенное у побережья Англии, занятое и провозглашённое Пэдди Рой Бейтсом независимым государством. В 2006 году на Силенде произошел пожар. Пэдди Рой Бейтс
Себорга &&&&&&&&&&&&0954.&&&&&0954 Небольшой город в итальянской области Лигурия, с 1963 г. заявляющий, что не является частью современного итальянского государства[77]. Марчелло I
Сулу и Сабах 1823 Сулу и Сабах претендовал на то, чтобы называться законным наследником исторического султаната Сулу на одноимённом архипелаге (Филиппины) и Сабаха (штат Малайзии)[78].
Санда Неизвестно Виртуальное государство, утверждающее, что оно является законным современным преемником древнего Королевства Санда. В настоящее время правительство находится в изгнании в Швейцарии[79][80].
Талосса 1979 Виртуальное государство, основанное как королевство Робертом Беном Мэдисоном, жителем г. Милуоки, штат Висконсин в его собственной спальне. Мэдисон также утверждал, что придумал термин «виртуальное государство»[81][82]. Джон Вулли
Валтио 2006 Королевство площадью 50 м² земли в лесу в районе Посио, Финляндия, основал Ари Пелтонен (фин. Ari Peltonen) в качестве шутки. Радио Хельсинки и Helsingin Sanomat освещали события, происходившие в государстве[83]. Ари Пелтонен
Викслэнд 2005 Виртуальное государство находится в провинции Манитоба, Канада, и основано в целях съёмок документального телефильма о микронациях (виртуальных государствах). Располагалось на двух участках в городе и недалеко от города Брандон[84] .
Ванстония 1994 Ванстония была создана протестующими против строительства соединительной дороги M11 через Ванстид (англ. Wanstead) в северо-восточном Лондоне. По соседству с Ванстонией в то же самое время были созданы также Лейтонстония и Эйфория[85].
Уэйвленд 1997 Микрогосударство, расположенное на небольшом скалистом острове в северной части Атлантического океана, известном как Роколл. «Гринпис» оккупировал этот остров

ru.wikipedia.org

Город-государство — Википедия

Панорама города-государства Сингапур

Город-государство — небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством.

Исторически города-государства часто были частью больших культурных областей и разнообразных политических союзов, как например:

Города-государства были обычны в древние времена и в средневековье. Однако, будучи независимыми, многие такие города присоединялись к формальным или неформальным союзам, возглавляемым наиболее влиятельными членами таких союзов. Иногда империи или союзы (конфедерации и федерации) создавались путём прямой военной аннексии (например, Микенская цивилизация или Римская республика), в других случаях они создавались как добровольные или полудобровольные альянсы для взаимной защиты (Пелопоннесский, Афинский и Беотийский союзы).

В средневековье города-государства — вольные города и города-коммуны — были особенностью средневековых Германии, Италии и Руси. Многие из германских вольных городов входили в Ганзейский союз, который был существенной силой в течение ряда столетий.

Сегодня существует всего несколько городов-государств, среди которых большинство не имеют полного суверенитета.

Независимые государства[править | править код]

Сингапур[править | править код]

Государство, расположенное на островах в Юго-Восточной Азии, отделённых от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии, и с островами Риау в составе Индонезии.

С 1959 года Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов. В 1963 году в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государствами Малайя, Сабах и Саравак. 7 августа 1965 года в результате конфликта Сингапур вышел из Малайзии и 9 августа 1965 года провозгласил независимость.

Монако[править | править код]

Княжество-полуанклав на средиземноморском побережье Франции, карликовое государство, на суше окружённое территорией Франции и ассоциированное с последней, примыкающее к берегу Лигурийского моря[1]. Является одним из самых маленьких и наиболее густонаселённых государств мира.

Ватикан[править | править код]

Карликовое государство-анклав (самое маленькое государство в мире) внутри города Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-католической церкви. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным (национальным), а проистекает из суверенитета Святого Престола. Иными словами, его источник — не население Ватикана, а именно папский престол.

В современном виде возник 11 февраля 1929 года на основании заключённых правительством Муссолини Латеранских соглашений.

Частично автономные[править | править код]

Гибралтар[править | править код]

Заморская территория Великобритании, оспариваемая Испанией, на юге Пиренейского полуострова, включающая Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, соединяющий скалу с Пиренейским полуостровом.

Гонконг[править | править код]

Специальный административный район Китайской Народной Республики, один из ведущих финансовых центров Азии и мира. Расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах, наиболее крупными среди которых являются Гонконг (местоположение органов верховной власти и финансового центра территории), Лантау и Ламма.

Макао[править | править код]

Специальный административный район Китайской Народной Республики. Бывшая португальская колония. Был образован 20 декабря 1999 года в результате ликвидации португальской колонии Макао и стал одним из двух специальных административных районов КНР.

Мелилья[править | править код]

Испанский город и порт на средиземноморском побережье Африки. Имеет статус автономного города Испании.

Сеута[править | править код]

Небольшой полуанклав Испании на северном побережье Африки, прямо напротив Гибралтара.

ru.wikipedia.org

Унитарное государство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Унита́рное госуда́рство (от лат. unitas — «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти.

На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и налоговые системы[1][2]. Большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства.

Современные унитарные государства на карте мира

По признаку централизации[править | править код]

Среди унитарных государств по признаку централизации выделяют государства следующих типов:

  • Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия и другие.
  • Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и другие.
  • Относительно децентрализованные унитарные государства, сочетающие местное самоуправление и централизованное государственное управление, проявляющееся в центральном административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления[3][4].

По признаку автономии[править | править код]

Унитарные государства также разделяют по наличию автономий в их составе:

  • Простые унитарные государства, которые либо вообще не имеют административно-территориального деления в силу их малой площади (например, Мальта, Бахрейн, Аруба, Науру), либо делятся только на административно-территориальные единицы (например, Алжир, Колумбия, Польша, Франция). При этом административно-территориальное деление может быть двух-, трёх-, и даже четырёхуровневым[3][4].
  • Сложные унитарные государства, имеющие в своем составе одну или несколько автономий (например, Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Абхазская Автономная Республика в Грузии; Автономная Республика Крым в Украине; Фарерские острова и Гренландия в составе Дании; Испания; автономные районы в Китае) , имеющих некоторые атрибуты собственной государственности[3][4].
    • Национально-территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
    • Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Северной Македонии — албанское).

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *