Характеристика общих принципов формирования физической культуры личности – Характеристика общих принципов формирования физической культуры личности

Общие принципы формирования физической культуры человека




Принципы формирования физической культуры человека — это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогичес­кого процесса в сфере физической культуры. В своей основе они имеют объектив­ные закономерности физической культуры, многократно проверенные на практике и обоснованные научно. К наиболее общим (социальным) принципам относят:

принцип гармонического развития личности: » принцип связи с жизнедеятельностью:

принцип оздоровительной направленности.

Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламенти­руют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности.

По направленности педагогических воздействий условно выделяют:

принципы обучения двигательным действиям

принципы развития физических способностей

принципы воспитания личностных качеств

Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требова­ний, относящихся к основным направлениям в формировании физической культу­ры личности и связанными ними особенностями педагогического процесса и педа­гогических воздействий.

Принцип гармонического развития личности

Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни че­ловека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, — с потребностями общества, а с другой, — с интересами самой личности.

Общество на каждом историческом этапе своего развития предъявляет к чело­веку комплекс требований, среди которых значимое место занимает наличие креп­кого здоровья и владение умением его формировать и поддерживать. Но эти мо­менты должны органически дополнять другие стороны жизнедеятельности. В противном случае (если представить, что это стало предметом основной деятельности всех членов общества), — произойдёт упадок производства материальных и духов­ных ценностей.

Отдельный человек, исходя из своих интересов, иногда отходит от господствую­щего представления об усредненном (типичном) индивиде и до предела увеличи­вает место процесса физического совершенствования в своей жизни (это харак­терно для высококвалифицированных спортсменов). Однако полностью игнориро­вать потребности общества могут очень немногие — это социальная патология.



Требования принципа всестороннего развития личности:

I. Формирование физической культуры личности должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования является комплек­сное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физических начал человека в ущерб его духовным качествам.

//. Педагогический процесс должен обеспечить всесторонность физического воспитания. Из этого следует, что в процессе физического воспитания следует ис­пользовать такие педагогические воздействия, которые гарантировали бы целенап­равленное развитие всех основных физических способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навыки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физической подготовки.

///. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться разнонап­равленные формы педагогических воздействий. Данное требование основывается на учете объективных закономерностей онтогенеза (индивидуальное развитие орга­низма) человека и проявляется в определенной последовательности решения вос­питательных и образовательных задач физического воспитания, определяемой по­лом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами.











infopedia.su

Общая характеристика общепедагогических и специфических принципов физической культуры.

Под принципами в теории и практике воспитания подразумевают те наиболее важные, краеугольные положения, которые, обобщенно отражая фундаментальные закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивающих требований, тем самым направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели.

Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют раскрыть логику решения задач, очерчивают главные правила их реализации.

В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы системы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистического общества являются принципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительства. В сфере физического воспитания эти принципы преломляются в ряде кардинальных положений, обязывающих гарантировать единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания, осуществлять всестороннюю физическую подготовку подрастающего и взрослого поколений к трудовой и другим общественно важным видам деятельности, всемерно содействовать развитию жизненных сил и ценностей человека как высшей ценности общества.

В физическом воспитании должны получать свое конкретное воплощение и общепедагогические принципы,поскольку они отражают общие педагогические закономерности, действующие и в сфере физического воспитания. В общей педагогике такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических воздействий, направленных на формирование сознания и поведения воспитываемых, на развитие личностных качеств). Фактически дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и т. д.) содержат ряд универсальных методических положений, без соблюдения которых не мыслится рациональная методика не только в обучении, но и вообще, ни в одном из основных аспектов педагогической деятельности. В этом отношении они представляют собой общеметодические принципы. Именно в таком качестве они утвердились и в методике физического воспитания. Их содержание здесь получило свою конкретизацию в соответствии с особенностями этого вида воспитания.


Определяя краеугольные позиции, линии и подходы в педагогической деятельности, названные принципы являются своего рода общим руководством к действию во всех сферах воспитания. Но в качестве предельно обобщенных положений они, естественно, не раскрывают специфических закономерностей каждого отдельного вида воспитания. Эту роль призваны выполнять специальные принципы.В частности, таковыми являются принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения (например принцип построения спортивной тренировки).

30. Принцип динамичности (постепенного повышения требований) Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.


Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, — то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т. д. Доступность, таким образом, обусловливает последовательность. Требования:

• физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения;

• физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;

• во время физических упражнений и после них происходят приспособительные изменения, но держатся они только некоторое время.

 

Принцип систематичности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Физиологической основой этого принципа является суперкомпенсация (сверхвосстановление энергоисточников, возбудимости нервной системы). Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма (например, увеличение поперечника мышц) и образовываться двигательные навыки.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.

Физическое воспитание мыслится в целом как непрерывный процесс, охватывающий все основные периоды жизни. Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.

Понятно, что оптимальные условия для физического совершенствования создаются лишь в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Такая непрерывность обеспечивается определенной системой чередования нагрузок и отдыха.

Одно из главных положений принципа систематичности исходит именно из того, что в процессе физического воспитания недопустимы перерывы, которые приводят к утрате положительного эффекта занятий, и что, следовательно, эффект каждого последующего занятия должен, образно говоря, «наслаиваться» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. В итоге эффект ряда занятий как бы суммируется — возникает кумулятивный эффект системы занятий, т. е. относительно стойкие адаптационные перестройки функционального и структурного характера, которые составляют основу физической подготовленности, тренированности и стабильных двигательных навыков.

В жизни, в практике физического воспитания, занятия часто чередуются по содержанию, направленности, объему и интенсивности нагрузки. Восстановительные процессы в различных органах и системах протекают не одновременно (гетерохронно). Более того, даже в пределах одной и той же функциональной системы наблюдается гетерохронность восстановления. Не удивительно, что реальное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания оказывается весьма сложным и в то же время несравненно более гибким, чем это можно представить в стандартной схеме. Таким образом, в процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования занятий и отдыха. Однако в любом случае должна сохраняться непрерывность процесса. Рациональный отдых в этой связи надо рассматривать в качестве столь же необходимого компонента процесса физического воспитания, как и занятия, упражнения, нагрузки.

Естественно, что фактическая система чередования занятий и отдыха зависит от конкретных задач, уровня предварительной подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей, общего режима жизни и других условий. По мере повышения подготовленности интервалы между занятиями уменьшаются, и процесс физического воспитания как бы уплотняется.

Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также — в определенных чертах — и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.

Повторяемость — только одна из черт рационального построения процесса физического воспитания. Столь же существенное значение имеет противоположная черта — вариативность, т.е. широкое видоизменение упражнений и условий их выполнения, динамичность нагрузок и разнообразие методов их применения, обновление форм и содержания занятий.

Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности.

Принцип доступности и индивидуализациии. Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.

Прогресс в развитии физических качеств и в обучении движениям возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью занимающегося.

Важность и особенности реализации общепедагогического принципа доступности в сфере физического воспитания обусловлены прежде всего тем, что в процессе занятий физическими упражнениями серьезным нагрузкам подвергаются двигательные и другие жизненно важные функции организма. Если при этом завышается посильная мера нагрузок, возникает угроза для здоровья занимающихся, т. е. физические упражнения вместо оздоровительного начинают оказывать отрицательное воздействие. Умелое соблюдение принципа доступности является поэтому залогом оздоровительной направленности физического воспитания.

Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях.

Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, а с другой — от объективных трудностей возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возможностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такую степень, при которой они могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Вместе с тем не всякую преодолимую трудность можно считать с педагогической точки зрения оправданной. Чтобы не допустить опасного несоответствия между кажущейся доступностью и действительной «стоимостью» для организма физических нагрузок, необходимо, разумеется, предвидеть как ближайший, так и отдаленный их эффект. Обязательными предпосылками к тому служат глубокие специальные знания, профессиональный опыт специалиста, систематический врачеб-но-педагогический контроль.

Последовательно обеспечивать методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Требуется так же распределять учебный материал, чтобы содержание каждого Предыдущего занятия служило своего рода ступенькой к следующему, подводящей кратчайшим путем к освоению его материала.

• от простого к сложному

• постепенность

• от известного к не известному

• от освоенного к неосвоенном

Принцип сознательности и активности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Очевидно, что наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому будет способствовать четко поставленная преподавателем перед учеником цель в занятиях физическими упражнениями. Необходимо довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему необходимо соблюдать эти, а не другие правила его выполнения. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе увлекательного материала и соответствующей организации должна быть активность занимающихся, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу.

Последовательная реализация в физическом воспитании принципа сознательности и активности предполагает квалифицированное выполнение специалистом следующих требований:

• формирование у воспитываемых осмысленного отношение и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам поставленным в занятиях. Значение этого требования очевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическом воспитании детей. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны и нередко с педагогической точки зрения случайны или малосущественны.

• Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательные действия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитания, зависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся в анализе этих действий, оценке их качества, поиске путей устранения ошибок и совершенствования действий.

• Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих начал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по праву принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе, было бы принципиально неверным видеть ее основную линию в противостоянии самонаправленной активности воспитанное. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать доступные двигательные задачи, искать адекватные способы их решения.

Ясно, что инициативность и самостоятельность лишь тогда при обретают смысл, когда они сопряжены с целеустремленностью, а она во многом зависит от твердой убежденности в значимости того, на что направлена, причем значимости, признаваемой не только лично, но и общепризнанной. В интересах содействия формированию такого отношения есть смысл использовать, в частности, систему официально установленных поощрений за физкультурные и спортивные достижения (знаки, удостоверяющие выполнение общих нормативов физической подготовленности, грамоты, присвоение спортивных разрядов и званий и т. д.), но этим нельзя, разумеется, подменять подлинную цель физкультурной деятельности.

 

Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания

Обеспечивая наглядность в физическом воспитании, предусматривают не только широкую опору на зрительно воспринимаемую информацию, но и направленную активизацию всех органов чувств, поставляющих в комплексе богатую чувственную информацию о реальных условиях и параметрах двигательной деятельности. Особое значение в реализации принципа наглядности имеет адекватное использование средств и методов наглядного воздействия применительно к закономерностям начального и углубленного разучивания двигательных действий, оптимальное сочетание комплексного и избирательного воздействия на функции анализаторов движения. Предусматривается также сочетание непосредственной и опосредствованной наглядности в системе мер, обеспечивающих совершенствование двигательной деятельности.

Наглядность необходимо рассматривать как фактор адекватного разучивания двигательных действий. Чем полнее чувственный образ вновь разучиваемого двигательного действия, тем, несомненно, благоприятнее предпосылки к его формированию, к становлению нового двигательного умения.

Для реализации этого принципа на практике применяются:

• показ двигательного действия преподавателем;

• демонстрация наглядных пособий;

• кинофильмы;

• видеофильмы;

• звуковая и световая сигнализация.

Необходимость направленного воздействия на функции сенсомоторных систем, участвующих в управлении движениями. Наряду с традиционными общепедагогическими средствами и методами обеспечения наглядности в процессе разучивания и последующего совершенствования двигательных действий используют специализированные средства и способы направленного воздействия на функция сенсорных систем, информирующих выполняющего действие об условиях, параметрах, динамике и результатах его выполнения. Важную роль в оптимизации процесса становления и отлаживания действий играют как взаимосвязанные, так и дифференцированные воздействия на функции различных сенсорных систем, причем на только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних, без которых невозможна саморегуляция движений (проприорецепторов мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата).

Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Постановка и уяснение двигательных задач, решаемых в ход физического воспитания, предполагают сочетанное использование факторов непосредственной и опосредствованной наглядности. Факторами непосредственной наглядности здесь являются прямое восприятие натурального показа того, как выполняется разучиваемое двигательное действие, и чувственные образы — отображения действия, возникающие в процессе и в результате его выполнения; факторами же опосредствованной наглядности служат восприятия и представления, создаваемые демонстрацией наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонной демонстрацией и тому подобными средствами формирования образа действия, а также образное слово.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование Двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

 

cyberpedia.su

3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.

Физическая культура, как отмечалось
ранее, структурно подразделяется на
две части: предметную и личностную.
Предметная часть объединяет продукты
матери­ального и духовного труда в
сфере физической культуры, а личностная
характери­зуется результатами
деятельности, воплощенной в самом
человеке, физической культуре личности.
Формирование физической культуры
человека может осуществ­ляться с
позиций двух основных подходов:

/. Нормативно-механистического,
характеризующегося
чисто внешней под­гонкой личности
под усредненные нормы и требования
(например, комплекс ГТО).

II.
Личностно-гуманистического,

проявляющегося в
приобщении людей к ду­ховным и
материальным ценностям физической
культуры. В этом процессе можно выделить
три основных компонента:

1. Социально-психологическое
воспитание
направлено
на формирование миро­воззрения,
ценностных ориентации, мотивов и
интересов к активной физкультурно-спортивной
деятельности.

2. Интеллектуальное
воспитание
наполняет
человека знаниями, формирующи­ми его
общеобразовательную и специальную
подготовленность в сфере физичес­кой
культуры.

3. Телесно-двигательное воспитание
нацелено на формирование двигательных
умений и навыков, развитие физических
кондиций человека и совершенствование
его телосложения.

Все указанные компоненты должны
реализовываться в любом педагогическом
процессе, ориентированном на формирование
физической культуры личности.

В принципиальном плане педагогический
процесс можно представить как про­цесс
управления. В общем виде это будет
проявляться в том, что педагог (субъект
управления) на основании определенной
информации оказывает влияние
(педаго­гическое воздействие) на
занимающегося (объект управления) для
того, чтобы в нем произошли определенные
позитивные изменения, направленные на
достиже­ние поставленных целей и
решение конкретных задач. Данные
структурные компо­ненты имеют место
в любом педагогическом процессе.

Субъект и объект педагогического
процесса в принципе могут оставаться
по­стоянными (например, учитель и
ученик в начальной школе). Поэтому,
основные отличия между педагогическими
процессами различной направленности
заключе­ны в их цели, конкретизирующих
ее задачах и используемых для решения
задач пе­дагогических воздействиях.

Помимо этого, общепедагогический процесс
характеризуется рядом признаков, среди
которых важнейшими являются:

• направляющая роль педагога специалиста;

• соответствие деятельности педагогическим
принципам;

• наличие конкретных педагогических
задач;

• учет индивидуальных особенностей
занимающихся.

Общие признаки педагогического процесса
характерны и для физического вос­питания.
Но имеются и отличительные особенности:

• преимущественное воздействие на
двигательные способности человека;

• непосредственное создание
оздоровительного эффекта.

Также, в физическом воспитании выделяют
две специфические стороны:

I.
Обучение двигательным
действиям.

II.
Развитие физических
способностей (качеств).

Выделение указанных аспектов физического
воспитания в значительной мере условно,
поскольку процесс обучения двигательным
действиям обязательно сопря­жен с
развитием тех или иных физических
способностей и, наоборот. Но в то же
время, оно имеет под собой объективные
причины, поскольку процесс обучения
двигательным действиям в основном
зависит от процессов происходящих в
цент­ральной нервной системе, а
развитие физических способностей в
существенной степени определяется
биохимическими сдвигами и морфологическими
изменени­ями в организме.

studfile.net

Принцип (от лат. Principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, организации и т.д.

Под «принципом» в теории физической культуры понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. С помощью физической культуры необходимо:

во–первых, компенсировать недостаток двигательной активности;

во–вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Основные рекомендации  при реализации этого принципа:

1. Оздоровительная ценность применяемых средств и методов физического воспитания должна быть научно обоснованна. Это означает, в частности, что любое новшество, возникающее в физкультурной практике, оздоровительный эффект, которого не ус­тановлен, недопустимо рекомендовать для культиви­рования до тех пор, пока он не будет достоверно уста­новлен; если же на поверку выясняется, что новше­ство противопоказано по данному критерию, оно принципиально не подлежит культивированию, ка­ким бы модным и привлекательным оно ни казалось кому-либо.

2. Соответствие величины физических нагрузок возможностям занимающихся. Это обеспечивается с опорой на накопленные исследова­тельские и опытно-практические данные о гранич­ных и оптимальных параметрах нагрузок, о порядке чередования их с восстановительными фазами и о целесообразном, с оздоровительных позиций, управ­лении их долговременной динамикой, согласующим­ся с уровнем функциональных и адаптационных воз­можностей, а также с возрастными тенденциями про­цесса физического развития индивида.

3. Сопровождение учебно-воспитательного процесса врачебно- педагогическим контролем. В стране существует система врачебно-физкультурной диспансеризации. Ее функционирова­ние обеспечивается необходимым штатом специалистов, в том числе специалистов медицинского профиля. К занятиям по физической культуре в образовательных учреждениях приступают после медицинского осмотра и разрешения врача. Вместе с тем в настоящее время все больше обращается внимание на ответственность каждого члена общества за состояние своего здоро­вья, а значит, и за овладение каждым знаниями и умениями самоконтроля в процессе использования ценностей физической культуры.

4. Сочетание физкультур­ной двигательной активности с другими компонен­тами и условиями здорового образа жизни. В частно­сти: использование гигиенических и диетологических факторов восстановления после перенесенных нагру­зок, соблюдение рационального режима повседнев­ной жизни, отказ от вредных привычек, закаливание, увеличивающее защитные свойства организма, с по­мощью использования благотворных свойств естествен­ной среды, применение способствующих эффективно­сти и безопасности физкультурных занятий элемен­тов искусственной среды, специально создаваемых в связи с физкультурной практикой (физкультурная экипировка и снаряжение, специальное оборудова­ние мест физкультурных занятий).

Принцип гармоничного (целостного) развития личности отражает одно из важнейших требований общества к процессу физического воспитания.

Процесс физического воспитания в связи с этим принципом необходимо строить таким образом, чтобы он не ограничивался совершенствованием только двигательно-телесной сферы, а широко распространялся на духовную сущность человека.

Этот принцип предусматривает выполнение 2-х основных рекомендаций:

1. В процессе физического воспитания необходим комплексный подход в решении задач физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания;

2. Содержание физического воспитания рекомендуется планировать так, чтобы обеспечить согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, разностороннее формирование двигательных умений и получение специальных знаний.

Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физической подготовке.

Принцип связи с жизнедеятельностью определяет прикладную функцию физической культуры в обществе – предполагает подготовку членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости и к участию в военных действиях, а также обеспечивать безопасный уровень жизнедеятельности человека в окружающей среде.

Реализуется через выполнение следующих рекомендаций:

1. Следует формировать, прежде всего, жизненно важные двигательные умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. п.

2. Создавать разностороннюю физическую подготовленность человека, позволяющую осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия.

3. Максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Принципами системы физической культуры обязан руководствоваться каждый специалист физической культуры, какую бы педагогическую задачу он не решал.

 

www.magma-team.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *