Коммуникативные навыки общения – Развитие коммуникативных навыков | Блог 4brain

Коммуникативные навыки общения – формирование, развитие и совершенствование навыков

Коммуникативные навыки формируются с детства – общаясь, ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействию с другими. Эффективные навыки общения помогают легко устанавливать контакты, вести интересный разговор, договариваться и узнавать много нового о человеке.

Коммуникативные навыки общения

Коммуникативные навыки – это способность человека устанавливать контакт с другими людьми, правильно интерпретировать их речь, поведение и адекватно отвечать. Навыки общения важны для целого ряда профессий (журналистика, психология, торговля, актерство) и бизнеса, где взаимодействие с другими приобретает статус искусства или мастерства общения.

Формирование коммуникативных навыков

Речевые и коммуникативные навыки общения с людьми закладываются в раннем детстве. Общение важно для выживания человека в социуме. Формированию коммуникации способствуют коллективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, посещение разных кружков. Взрослым людям, желающим улучшить коммуникативные навыки полезно ходить на различные выставки, мероприятия, тренинги и курсы ораторского мастерства.

Развитие коммуникативных навыков

Совершенствование коммуникативных навыков происходит в течение всей жизни человека, всегда есть к чему стремиться. Разносторонне развитый человек умеет общаться с людьми на разные темы и если тематика для него незнакома, он честно признается в этом и будет внимательно слушать собеседника, поддерживая так беседу. Развитие коммуникативных навыков это практика:

  • говорения;
  • слушания;
  • наблюдения;
  • обучения профессиональным техникам ведения переговоров.

Способы совершенствования коммуникативных навыков

Как развить коммуникативные навыки? Самое первое, что надо сделать, начать больше общаться, буквально стремиться к общению, стараться выслушивать людей, наблюдать как они меняются в ходе разговора (мимика, жесты, поза). Полезным будет прочтение книг на эту тематику и выполнение заданий, которые даются авторами. Курсы и тренинги на тему эффективной коммуникации помогают отработать страх общения.

Тренинг коммуникативных навыков

Тренинг на развитие коммуникативных навыков – это возможность в безопасной среде прокачать навыки коммуникации через игры, выполнение упражнений. Такие тренинги бывают разными, каждый может выбрать для своих целей. Это может быть тренинг для неуверенных в себе и стеснительных людей, мечтающих начать полноценно общаться, также существуют деловые тренинги для начинающих и уже статусных бизнесменов, где происходит обучение деловой коммуникации.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Как развить навыки общения? Как и любой другой навык, важно уделять время и внимание, практиковаться и результат не заставит себя ждать. Игра – эффективный практический инструмент не только для детей, но и для взрослых. Совместные игры по прокачиванию коммуникативных навыков помогают снять телесные зажимы, учат чувствовать партнера, угадывать его настроение. Примеры игр на развитие коммуникации:

  1. «Картина». Участники делятся на две группы, одна из групп уходит за дверь, другая, обсуждает какую картину они будут изображать – это должны быть известные картины знаменитых художников. Ведущий зовет участников второй группы и те должны угадать картину. Игра учит взаимодействию, коллективной смекалке, доверию и ориентированию на других.
  2. «Кораблекрушение». Тренировка командной сплоченности, умения конструктивно общаться. Моделируется ситуация кораблекрушения возле необитаемого острова. Задача участников распределить полномочия, кто за что будет ответственным. В ходе игры решаются совместные задачи:
  • освоение острова и организация хозяйства;
  • налаживание социальной жизни;
  • установление норм, правил совместного проживания.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные разговорные навыки лучше развивать и совершенствовать в для начала в небольшой группе, некоторые практики можно выполнять вдвоем. Упражнения на коммуникативные навыки:

  1. «Сценка». Участвуют двое. Условия заключаются в том, что нужно выбрать тему для диалога, любую, например: колонизация Марса, капризный клиент или партнер. Перед тем, как начать диалог важно прописать конфликт (например, двое спорят про колонизацию Марса, один уверен, что это произойдет в ближайшем будущем, другой скептик и утверждает, что это нереально).
  2. «Как дела?». Упражнение на коммуникативную гибкость и компетенцию, подходит для группы в 10 – 15 человек. Ведущий идет по кругу и задает участникам вопрос: «Как дела?». Задача каждого ответить на вопрос оригинально, необычно, нестандартно и ответ должен отличаться от всех предыдущих, сказанных другими участниками. Те, кто отвечает обычными предложениями – выбывают из круга, так продолжается, пока не останется один участник-победитель.
  3. «Разговор через стекло». Отработка невербальных навыков коммуникации. Группа делится на пары. По очереди, каждый из пары пытается без слов что-то «сказать», например позвать в кинотеатр, сходить на выставку импрессионистов, позагорать или помочь что-то сделать.

Навыки эффективного общения

Навыки делового общения – необходимый инструмент ведения бизнеса. Успешность в переговорах достигается за счет мастерства, харизматичности, уверенности в себе и знании психологии человека. Редко, когда от природы личность наделена способностями к эффективному общению, но навыки коммуникации можно развивать, стоит лишь задаться такой целью и упорством в ее достижении.

Навыки общения с клиентами

Как улучшить коммуникативные навыки? Ведение деловых переговоров требует большой собранности и подготовки. Навыки общения нарабатываются постепенно, одним из важных инструментов является наблюдение за теми, кто уже достиг успеха в коммуникации с людьми. Коммуникативные навыки для успешного общения с клиентами включают в себя:

  • терпение;
  • внимательность;
  • тактичность;
  • отсутствие «воды» в разговоре, только по делу;
  • умение убеждать;
  • отличное знание продукции своей фирмы, производства;
  • позитивный настрой;
  • умение выходить из сложных, неожиданных ситуаций;
  • время общения должно быть лимитировано;
  • умение читать эмоции, состояние человека.

Формирование навыков телефонного общения

Развитие навыков общения важное направление для людей научной и деловой среды. Прокачанные коммуникативные навыки играют большую роль в телефонных переговорах, когда при первом же разговоре нужно оставить о себе благоприятное впечатление. Телефонное общение предполагает следование определенным правилам и этикету:

  • благоприятное время для звонков с 8.00 – 9.30 утром, 13.30 – 14.00 и после 16.00;
  • после трех гудков, если абонент не взял трубку, лучше перезвонить в другое время;
  • речь должна быть четкой и ясной, поэтому нужно больше тренировать голосовые навыки: тембр, тон;
  • эмоциональный настрой должен быть доброжелательный, совершать звонки в плохом настроении не стоит;
  • внимательность и вежливость при беседе.

Книги по развитию коммуникативных навыков

Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми. Другие полезные книги по развитию навыков общения:

  1. «Как разговаривать с кем угодно» М. Роудс. У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка. Автор уделяет большое внимание по преодолению всех этих психологических барьеров в себе.
  2. «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров» М. Гоулстон. Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
  3. «Секреты общения. Магия слов» Дж. Борг. Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой. Важно начать отслеживать свою речь и подбирать правильные слова для общения. В книге много практических упражнений.
  4. «Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего» С. Скотт. Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
  5. «Никогда не ешьте в одиночку. И другие правила нетворкинга» К. Феррацци, Т. Рэз. Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

 

kak-bog.ru

Коммуникативные навыки — Психологос

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

В семейных отношениях наиболее востребованы оказываются следующие базовые навыки синтонной коммуникации:

  • Не перебивать.
  • Не устраивать ненужные споры, избегать возражений, учиться разумно соглашаться.
  • Избегать негативных тем, поднимать в первую очередь позитивные темы.
  • Избегать негативных переводов, использовать позитивный переводчик.
  • Не давать негативные внушения, давать внушения позитивные.
  • Уметь явным для партнера образом обозначать свои намерения. Вас не всегда легко понять по вашим словам, но если вы явным образом скажете: «Я хочу поделиться своими сомнениями только для того, чтобы лучше тебя понять», ваш партнер в ваших словах увидит уже не возражения, а желание вас лучше понять.
  • Избегать категоричности, говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера.
  • Говорить тезисами, четко выражая свою главную мысль и то, что вы собственно от партнера хотите.
  • Говорить в режиме диалога: коротко формулировать свою мысль и спрашивать партнера «А ты что думаешь?»
  • Избегать упреков и обвинений. Затрагивать больные темы только тогда, когда есть конструктив: предложение, как ситуацию можно поправить.
  • Подчеркивание согласия с партнером, восхищение, комплименты, благодарность.

Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.

Освоите главные навыки — будете общаться эффективно, не освоите — будете размышлять «почему у меня не строятся отношения»… Чтобы освоить эти навыки быстро и качественно, вставайте на Дистанцию!


Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Коммуникативные навыки

коммуникативные навыки

«Коммуникабельный» — как часто мы видим, или используем это слово, например, в резюме при описании своих положительных качеств. Многие думают, что коммуникабельность и общительность это два понятия между которыми можно поставить знак равенства. Однако это далеко не так: коммуникабельность это не просто общительность — это способность человека к установлению контактов и связей с различными людьми, умение вести конструктивный диалог в любой ситуации, причем как в устной, так и в письменной форме. В достижении этого, как раз и помогают коммуникативные навыки.

Виды коммуникативных навыков

Часто коммуникативные умения и навыки делят на:

  • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
  • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

Формирование коммуникативных навыков

Формирование коммуникативных навыков происходит у человека практически с самого рождения (устные коммуникативные навыки). В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Если на самом раннем этапе ребенок не получал достаточно общения, то зачастую позднее (в школе, во взрослом возрасте) у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Также большое значение играет и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности (интроверт, или экстраверт), наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений. Согласитесь, ребенок-экстраверт с темпераментом сангвиника или холерика, гораздо легче адаптируется в любом детском коллективе, чем, к примеру, интроверт-меланхолик, следовательно, и во взрослом возрасте он будет куда более коммуникабелен.

Это то, что касается устной коммуникабельности, основные же письменные коммуникативные навыки формируются в школьном возрасте, когда ребенок осваивает письменную речь. Здесь тоже не обходится без подводных камней, например, таких как дислексия и дисграфия — проявляются в неспособности овладеть чтением и письмом, или только письмом (дисграфия), при нормальном интеллектуальном развитии. Эти нарушения, конечно, поддаются коррекции, однако человек, у которого наблюдались подобные расстройства в детстве, и во взрослом возрасте имеет некоторые проблемы с передачей письменной информации.

Совершенствование коммуникативных навыков

Коммуникативные навыки общения всегда играли большую роль в жизни человека. Ведь те люди, которые владеют ими в совершенстве, часто добиваются больших успехов, как в работе, так и на личном фронте. Поэтому, если вам не повезло появиться на свет с уникальными ораторскими способностями, то стоит задуматься о том, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Для этого существует много вариантов психологических тренингов, чаще всего групповых. В повседневной же жизни развить коммуникативные способности поможет общение с людьми из различных социальных слоев. Выступайте инициатором общения, формирование коммуникативных навыковпри разговоре старайтесь контролировать мимику и жесты. Этому могут помочь тренировки перед зеркалом. Также нужно помнить, что эффективное общение невозможно без умения слушать, поэтому нужно следить, чтобы речь была как можно более краткой, и при этом максимально информативной.

И в заключение: конечно коммуникативные навыки очень важны, особенно в профессиях, ориентированных на работу с людьми, там без коммуникабельности просто никуда. Однако не стоит забывать, что для того, чтобы состояться в профессиональной сфере, нужно быть настоящим специалистом, разбирающимся в специфике производства (проще говоря, неважно насколько коммуникабелен повар, если он не умеет готовить). Да и в личной жизни важно быть не только коммуникабельным, но и просто хорошим человеком.

 

womanadvice.ru

Коммуникативные способности как фактор успешного общения



В статье рассматриваются разные подходы к пониманию коммуникативных способностей в современной психологии. Описывается структура данного конструкта, его компоненты и детерминанты успешной коммуникации.

Ключевые слова:процесс общения, коммуникативные способности, комплексный подход к изучению коммуникативных способностей

Гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования коммуникативных способностей личности в любом возрасте. Процесс общения является сложным процессом, который включает в себя множество условий и факторов. Е. А. Смирнова отмечает, что от условий, необходимых для развития речевой коммуникации, напрямую зависит успешность или не успешность общения [10, c. 34]. В современной педагогике и психологии понятие коммуникативных способностей рассматривается с разных точек зрения. В. Н. Мясищев уделяет особое внимание именно речевым способностям человека, используя которые он устанавливает коммуникативные связи с окружающими [8, c. 34]. Е. А. Смирнова, А. Г. Самохвалова, Я. М. Колкер, Л. А. Дубинина, Е. А. Быстрова склонны рассматривать коммуникативные способности с психологических аспектов, определяя не инструментарий, а общую способность, готовность человека вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении ввиду каких-либо индивидуальных особенностей личности [3, 5, 6, 9, 10]. Так, исследования Е. А. Смирновой показывают, насколько велико значение возможности и условий общения для развития коммуникативных способностей ребенка. Дети, испытывавшие стеснение при вступлении в акт общения, еще в дошкольном возрасте, могут стать впоследствии агрессивными, равнодушными к чувствам других людей, неуспешными при разрешении конфликтов [10, с. 45]. При установлении контактов с незнакомыми людьми, они с трудом достигают равноправного общения, занимая либо превосходящую позицию, либо позицию ниже партнера. Такие дети не способны адекватно оценивать себя и других, а при построении дружеских отношений данные качества необходимы. При депривации общения со сверстниками, ребенок так и не научается выстраивать дружественные, партнерские отношения с незнакомыми людьми. При дефиците общения со взрослым, он склонен впоследствии вырабатывать зависимость от мнения вышестоящих лиц, более взрослых людей, родителей, руководителей и т. д. Тем не менее, одной из особенностей коммуникативных способностей выступает индивидуально-личностный аспект, который основывается на том или ином типе темперамента и характера ребенка, а также на внешних условиях и особенностях общения, с которыми ребенок сталкивался по мере взросления.

Исследователь А. Г. Самохвалова пишет о том, что тот или иной тип темперамента закладывает основную базу для развития коммуникативных способностей. Но следует отметить, что на конечный результат их формирования, по её мнению, влияют стиль воспитания родителей, качество установленных связей с близкими и друзьями ребенка еще в период дошкольного детства [9, c. 51].

Я. М. Колкер выделяет следующие показатели высокоразвитых коммуникативных способностей: высокая интенсивность общения личности, активность личности при установлении, поддержании, завершении акта коммуникации, характер длительности и включенности личности в процесс коммуникации, общий размер круга общения, успешность личности при разрешении конфликтных ситуаций в общении [6, c. 32].

Л. А. Дубинина характеризует коммуникативные способности с точки зрения динамики общения, которая проявляется в виде легкости и скорости вхождения личности в новый круг общения, успешности в формировании новых качеств в процессе общения, умения управлять вербальными и невербальными средствами общения, степенью эмоциональной выразительности [5, c. 6]. Наличие коммуникативных способностей подразумевает склонность личности стратегически и тактически мыслить, определяя предстоящий характер общения и конкретные методы, которыми следует руководствоваться для достижения максимально положительного результата. В связи с этим Е. А. Быстрова выделяет стратегические и тактические способности, входящие в комплекс коммуникативных способностей личности [3, c. 7]. Стратегические способности подразумевают, что личность может распознать характер и специфику ситуации общения, а также сориентироваться в ней таким образом, чтобы выбранная поведенческая стратегия позволяла достигнуть максимально положительного результата в общении. По своей сути, стратегические способности — это предварительное планирование коммуникативной тактики, которую личность будет применять в процессе общения. Тактические же способности представляют собой более конкретные подходы и методы, которые личность предпринимает в процессе общения. Правильно отобранные тактические коммуникативные способности позволяют включить личность в процесс общения и удержаться в коммуникации. В свою очередь, они включают в себя две группы методов — личностно-ориентированные и технические. Личностно-ориентированные методы в общении учитывают личностные и индивидуальные особенности собеседника, собственные интеллектуальные, эмоциональные и другие черты, которые позволят достигнуть необходимого результата в коммуникации. Технические методы общения в большей мере практико-ориентированы. Личность также использует их в процессе коммуникации: это способности к саморегуляции, перцепции, эмпатии, поддержании и регулировании процесса коммуникации, владение собственным речевым аппаратом для производства развернутых и понятных предложений [3].

Э. А. Голубева, А. А. Леонтьев, О. Б. Асриян, Т. В. Капустина, В. М. Ларина пытаются выделить различные составляющие и компоненты коммуникативных способностей. То есть, по их мнению, коммуникативные способности можно рассматривать как комплексное новообразование в психике [1, 2, 4, 7].

Асриян О. Б. и соавторы рассматривают коммуникативные способности в рамках коммуникативной профессиональной компетентности, представленной когнитивными, эмоциональными и поведенческими особенностями личности [1, 2].

Также в рамках комплексного подхода изучения способностей Э. А. Голубева выделяет когнитивный, эмоциональный, самооценочный, коммуникативно-деятельностный компоненты коммуникативных способностей. Эти компоненты тесно связаны между собой, и взаимодействуя, образуют коммуникативные способности [4, c. 75].

  1. Когнитивный компонент представлен психическими процессами, а именно, познавательными функциями. Он участвует в том, чтобы индивид замечал, все социальные события, происходящие вокруг него, чтобы в дальнейшем интерпретировать и сохранять в своей памяти эти события. То есть в больше мер данный компонент представлен восприятием, вниманием и памятью.
  2. Самооценочный компонент отвечает за умение человека адекватно оценивать свои качества и качества личности партнера в процессе коммуникации.
  3. Деятельностный компонент связан с приобретенными ранее знаниями и умениями в коммуникативной сфере. К таким умениям можно отнести самостоятельность в конструировании социально одобряемых форм общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления, умения проявлять инициативу в общении с взрослыми и сверстниками и конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. Данный компонент представлен вербальными и невербальными средствами коммуникации.
  4. Эмоциональный компонент представлен умением создавать и поддерживать эмоциональный контакт со своим собеседником, навыками саморегуляции, умением не только контролировать себя, но и реагировать на эмоциональное состояние собеседника. Этот компонент позволяет создавать эмоциональный фон, который благоприятно или неблагоприятно влияет на ощущение комфортного или дискомфортного общения.


Таким образом, мы видим, что для формирования коммуникативных способностей требуется, во-первых, умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, во-вторых, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствия собеседника, и, в-третьих, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Это означает, что коммуникативные способности включают в себя комплекс компетенций или умений, необходимых для формирования и развития уже в начальный период развития личности ребенка. Как и любое другое необходимое новообразование в структуре личности, коммуникативные способности характеризуются определенными чертами, изучив специфику которых возможно диагностировать тот или иной уровень развитости коммуникативных способностей.

А. А. Леонтьев, в свою очередь, выделяет три компонента коммуникативных способностей. Первый компонент является информационно-коммуникативным. Он содержит в себе основные умения начала, поддержания и заключения беседы, обмен высказываниями, определенный опыт и знание собеседника об окружающем мире и о самом себе, на основе которых будет строиться высказывание с использованием основных средств вербального и невербального общения. Второй компонент представлен аффективно-коммуникативной составляющей. Автор сюда относит умение личности распознать эмоциональное состояние партнера по общению и применить те образцы поведения, которые будут подчиняться заданным условиям общения. Они выделяет такие черты как отзывчивость, внимательность, уважительное отношение к личности собеседника, склонность к эмпатии. И третий компонент — регулятивно-коммуникативный. Данная составляющая характеризует умение личности устанавливать отношения сотрудничества во время общения, принимать и просить помощь, применять те адекватные методы урегулирования конфликта через компромисс [7].

Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что успешность процесса общения в полной мере зависит от уровня их развития. То есть умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствие собеседника, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом. Понимание сути, как процесса общения, так и понятия коммуникативных способностей, может благотворно повлиять на успешность коммуникации с окружающими людьми.

Литература:

  1. Асриян О. Б., Капустина Т. В., Ларина В. М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 631–635.
  2. Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал. — 2016. — № 4. — С. 93–97.
  3. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. — 1996. — № 1. — С. 3–8.
  4. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10 — № 4. — С. 75.
  5. Дубинина Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Обучение и воспитание. — 2005. — № 10. — С. 3–11.
  6. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в школе. — 2010. — № 4 — С. 30–33.
  7. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — 94 с.
  8. Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. — СПб.: Речь, 2010. — С. 34–45.
  9. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.
  10. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография. — Шуя: Издательство «Весть», 2006. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, процесс общения, компонент, умение, общение, процесс коммуникации, мирный способ, положительный результат, внешнее условие общения, коммуникативная способность личности.

moluch.ru

Как развить коммуникативные навыки у взрослого: ТОП 10 способов

Доброго всем времени суток! В статье «Что такое коммуникационные навыки человека и почему они жизненно важны» я рассказал о том, что такое общение и его значимость для каждого человека. Ведь основа закладывается в детстве, в зависимости от обстановки в семье и условий жизни, которые ребёнок не способен контролировать и регулировать. Поэтому уже во взрослом возрасте он вполне способен самостоятельно заполнить пробелы с помощью саморазвития. И сегодня я решил поделиться рекомендациями, как развить коммуникативные навыки у взрослого, который осознанно принял решение улучшить качество своей жизни.

 Топ 10 методик

1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

  • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
  • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

2.Читайте книги для расширения кругозора

человек сидит на книгах и смотрит вдальчеловек сидит на книгах и смотрит вдаль

Это, помимо новых знаний, поспособствует запоминанию новых слов и умению строить грамматически правильные предложения. Вы сможете поддержать любую беседу, или, в крайнем случае, перевести на тему, в которой хорошо ориентируетесь. Прочитав какую-либо книгу, попробуйте пересказать её вкратце, записывая себя на диктофон. Во время прослушивания обратите внимание, каким образом делаете паузы, какие слова-паразиты наиболее часто встречаются и как вообще звучит ваша речь. Что хотелось бы изменить, чтобы слушать было интереснее и приятнее?

Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

3.Язык тела

Если вы читали мою статью «Что такое невербальное общение и как распознать эмоциональное состояние человека» то знаете, что язык тела отображает порой до 90% информации о нашем состоянии и отношении к другому человеку. Поэтому, помимо качества речи, следует научиться отслеживать свои позы и жесты, чтобы они неосознанно не отталкивали других людей. А для этого, в тот момент, когда записываете свой пересказ прочитанной книги на диктофон, сядьте напротив зеркала и внимательно наблюдайте за своими жестами.

Попробуйте ощутить, комфортно ли в вашей позе и попробуйте её сменить на другую, прислушиваясь к внутренним изменениям. Изучите, какие жесты располагают к себе и говорят об открытости и старайтесь как можно чаще их использовать. Попрактикуйте улыбку перед зеркалом, чтобы она не выглядела искусственной или оскалом, а чтобы была приятна. Старайтесь как можно чаще улыбаться, и со временем вы заметите, как меняется внутренний настрой и ваше отношение к жизни.

4.Упражнение «Перевоплощение»

2 одинаковых мужчины2 одинаковых мужчины

Подумайте о своём любимом герое, из сказки, мультика, фильма, или просто человеке, на которого хочется быть похожим. Вспомните в деталях всё, что вас так в нём привлекает, и войдите в образ, пробуя воспроизвести его характер. Пройдитесь по комнате, что-то рассказывая с его интонацией и манерой поведения, используя такие же жесты, взгляд, слова. Прочувствуйте себя совсем в другой роли, и затем выпишите на листе свои мысли и ощущения. В будущем вы вполне можете опираться на них, вспоминая прожитую роль.

5. Фантазирование о не знакомом человеке

Когда вы находитесь в общественном месте, выберите одного человека, и попробуйте придумать его историю жизни. Какой он по характеру, как живёт, как смеётся, кем работает и каким образом строит отношения? Отвернитесь и вспомните его черты лица, во что одет, а потом посмотрите и проверьте, что упустили в образе.

6.Посещайте выставки, какие-либо культурные мероприятия, ходите в музеи

Находясь в таких местах, просто невозможно будет не завязать с кем-то даже самый непринуждённый разговор. Просто попробуйте спросить у кого-то мнение об экспозиции, либо поделитесь своим восхищением или другой реакцией на картину. И так с каждым разом будет всё больше опыта в построении разговора, своих ощущениях.

Помимо того, что это поможет расширить ваш кругозор и поднять самооценку, так ещё и повысит интерес к жизни, ведь творчество вдохновляет и помогает раскрыть потенциал. Если выставки и музеи не интересны, займитесь каким-то видом спорта. Это очень сближает и помогает найти единомышленников, с которыми намного проще начать беседу.

7.Практиковать и не оттачивать свои навыки

К примеру, поставьте перед собой задачу, каждый день знакомиться с новым человеком. Поначалу может быть много страха и тревоги, это нормально. Но день за днём, выполняя это правило, вы начнёте замечать, что уже по-другому начинаете реагировать, что волнение перекрывает заинтересованность в другом человеке, искренний интерес к нему. Так что не бойтесь рисковать, действуйте.

8.Ощущение уверенности в себе

человек уверен в себечеловек уверен в себе

Ведь если в разговоре вы замолкаете, не осмеливаясь высказать свою точку зрения – вряд ли будете считаться компанейским и интересным человеком. Развивайте свою самооценку, открывайте в себе свои сильные стороны, которые можете предъявить окружающим, уважайте себя, своё мнение и цените собственное время, тогда и окружающие будут это чувствовать, не игнорируя вас. Можете почитать мою статью, в которой я изложил подробные техники для повышения самооценки «Лучшие методы достижения успеха которые помогут наконец поверить в себя».

9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия

две сестрыдве сестры

Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов. Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт. Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

qvilon.ru

Как развить коммуникативные навыки у ребёнка и взрослого человека

Некоторые люди очень легко заводят новые знакомства, имеют много друзей и быстро вливаются в непривычный коллектив при смене рабочего места. Другие же могут общаться лишь с узким кругом самых близких, а справиться со сменой работы и поговорить с кем-то малознакомым становится для них сложной задачей, сравнимой со страшным сном. Все зависит от того, насколько человек коммуникабелен. Именно поэтому в детсадах все дети много времени проводят вместе, развивая способность общаться. При нехватке общительности не стоит расстраиваться, ведь существуют специальные методы, как развить коммуникативные навыки у взрослого или ребенка.

Особенности коммуникации

Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия. Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха. Во многом качество коммуникации зависит от темперамента, из-за чего для многих даже попытки развить в себе общительность приносят массу трудностей.

Компания

Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями. Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.

Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:

  1. Активное слушание.
  2. Невербальная коммуникация.
  3. Задавание вопросов.
  4. Прояснение.
  5. Осознанность.

Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами. Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние. Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание. Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны.

Общительные люди отличаются трудолюбием, эффективностью, ответственностью.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

  1. Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
  2. Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
  3. Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
  4. Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
  5. Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
  6. Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
  7. Выражать дружелюбие. Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
  8. Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
  9. Всегда слушать. Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
  10. Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
  11. Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
  12. Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
  13. Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Упражнения

Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений. Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день. Поначалу может показаться трудно, т.к. вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.

Зеркало

Какие упражнения стоит использовать:

  1. Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком. Собеседником должен быть реальный знакомый, а не вымышленный герой, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно проследить за своими движениями, выделить особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявить для себя сильные и слабые стороны этого разговора.
  2. Общение с зеркалом. Очень простая методика развития коммуникабельности с обаянием, которым пользуются многие успешные люди. После нескольких недель тренировок получится правильнее передавать свои эмоции и мысли, а также красиво разговаривать. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать различные эмоции, а также разговаривать с собой.
  3. Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
  4. Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
  5. Выход из круга. Один человек встает в центр круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, а целью других людей станет выманивание его любыми средствами убеждения. При этом рекомендуется снимать все на видео, чтобы затем проанализировать поведение главного участника.
  6. Разговор на чистоту. Выполнять упражнение можно внутри целой группы участников. Желательно, чтобы все они имели неразвитые коммуникативные способности. Суть метода заключается в написании своего портрета на листочке. Нужно указать свои плюсы и минусы, касающиеся общительности, а потом сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты будут готовы, потребуется сравнить свой личный взгляд на себя со мнением всех других участников.
  7. Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого потребуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека должны встать рядом, а их целью будет создание рассказа. Каждое предложение начинает первый участник, обрывая после пары слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему несколько словосочетаний, завершая его. В итоге должен получиться интересный рассказ, который рекомендуется совместно обсудить.

Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.

Известный оратор Демосфен проговаривал речи, набив рот камнями. Он считал это лучшим способом развития коммуникабельности, качества речи и уверенности в себе.

Игры

Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.

Общение

Как играть:

  1. Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
  2. Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
  3. Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
  4. Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.

Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.

Командные игры – лучший способ завести новых друзей и открыться для окружающих.

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Девочка

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

  • Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
  • Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
  • Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
  • Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
  • Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
  • Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
  • Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
  • Спокойно реагировать на конфликты;
  • Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
  • Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
  • Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Иногда дети, которые не имеют достаточных коммуникативных навыков, оказываются отсталыми или страдают от некоторых болезней.

Достижение цели

Знать, как улучшить коммуникативные навыки, недостаточно. Даже ежедневные тренировки не гарантируют их развития. Важнее всего в достижении этой цели становится качество занятий. Очень важно не давать себе поблажек и выполнять все правила, а также никогда не отказываться от общения. Только так удастся добиться результата.

vsepromozg.ru

Что такое коммуникативные навыки 🚩 Общение

Коммуникативные навыки – это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.

Кроме того, при общении важно уметь отстаивать собственные интересы с помощью грамотно подобранной и преподнесенной аргументации, потому что успех коммуникаций измеряется в том, насколько близко вы подошли к намеченной цели.

Для освоения искусства общения с людьми вам понадобится знание психологии. Благодаря этой науке вы узнаете, каких поступков или слов можно ожидать от окружающих в той или иной ситуации. Изучив значения жестов и мимики, вы сможете пользоваться не только вербальным, но и невербальным способом общения.

Лучший способ стать гуру в сфере межличностных коммуникаций – больше практиковаться. Соедините свои теоретические знания с отработкой в реальной ситуации, и тогда сможете развить свои навыки общения.

Сделайте упор на то, чтобы создать нужную атмосферу при беседе. Помните, что к каждому человеку нужно подобрать свой подход. В определении верного пути вам поможет диагностика психологического состояния вашего собеседника.

Не забывайте о своих целях при общении. Чтобы оно было не просто приятным для всех участников, а именно продуктивным, вы должны выполнить намеченные задачи. Чем лучше вам это удалось, тем эффективнее вы можете использовать навыки коммуникаций.

В общении важно быть адекватным той среде, в которой вы находитесь. Заранее следует изучить нормы поведения и традиции тех людей, с которыми вам необходимо установить контакт. Также не следует пренебрегать этикетом и тактичностью.

Эффективное общение строится не только на умении доносить собственные мысли и идеи. Немаловажно научиться слушать оппонентов и правильно интерпретировать их слова. Чтобы показать собеседнику, что вы искренне интересуетесь содержанием беседы, используйте приемы активного слушания. Задавайте конкретизирующие вопросы, держите зрительный контакт, улыбайтесь.

Человек, владеющий основными коммуникативными навыками, чувствует себя увереннее в общении, легче заводит новых друзей, познает себя и других людей, быстрее разрешает конфликтные ситуации, развивается и самосовершенствуется.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *