Донаучная психология кратко – —

Донаучная психология

Первые западные
философы

Первые
греческие философы, пытавшиеся в VI
веке до н. э. понять природу человека,
сознавали, что представление о мире,
привлекающее богов и богинь, чтобы
объяснить поведение людей, основано на
мифах. Не
более приемлемой они считали и примитивную
идею о существе, заключенном в человеке
и ответственном за его поведение.

Тем не менее они
все еще были убеждены, что в каждом
человеке есть нечто, позволяющее ему
думать, принимать решения, волноваться,
владеть собой. Этот «дух» был, по их
мнению, чем – то нематериальным, похожим
на пламя или на дуновение. Например,
согласно представлению Платона, дух,
или «душа», обитает в теле человека и
направляет его на протяжении всей его
жизни, а после смерти покидает его и
вступает в «мир идей».

Аристотель
выдвинул концепцию души как функции
тела, а не какого – то внешнего по
отношению к нему феномена. Согласно
теории Аристотеля, душа, или «психе», –
это двигатель, позволяющий живому
существу реализовать
себя.
Центр
«психе» находится в сердце, куда поступают
впечатления, передаваемые от органов
чувств. Эти впечатления образуют источник
идей, которые, накапливаясь в течение
всей жизни и сочетаясь между собой в
результате рассудочного мышления,
подчиняют себе поведение.

От конца античной
культуры до середины средневековья

Аристотель
считал, что познание человека возможно
только через познание Вселенной и
существующего в ней порядка. В его
философских взглядах на первое место
выдвигаются мышление, знание, интеллект
и мудрость. Вместе с представлениями
Платона и других философов идеи Аристотеля
владели умами вплоть до V
века новой эры.

Вскоре
против этой концепции восстала иудейско
– христианская религия, по которой
сущность человека постигается не через
разум и рассудочное мышление, а через
Высшее существо, которое представляет
собой тайну,
недоступную смертным. Путь к спасению
лежит поэтому через незнание и веру в
догматы.

На
протяжении всех одиннадцати столетий
интеллектуального средневековья
возникало множество философских школ,
учения которых противостояли этим двум
концепциям. По одну сторону находились
несгибаемые богословы,
которые чаще
всего рассматривают философию лишь как
измышление дьявола, а естественные
науки – как ограничение божественной
власти, стоящей над человеческим разумом.
По другую – возникавшие философские
течения, из которых наиболее известное
– схоластическое. Его предтечей был
Абеляр (Abelard,
1079 – 1142),
но расцвета оно достигло лишь в XIII
веке благодаря Фоме Аквинскому (1228 –
1274).

Схоласты проповедовали
учение, основанное одновременно и на
богословии, и на доктрине Аристотеля.
Они пытались, таким образом, объяснить
мир с помощью разума, «озаренного»
верой. Роль философа состоит в том, чтобы
раскрыть упорядоченность и иерархическое
устройство созданного Богом мира,
попытавшись отвести всему сущему его
подлинное место.

Одна
из тем, вызывающих вечные дискуссии, –
это проблема души. В самом деле, как
можно рационально изучать нечто такое,
что невозможно увидеть и еще менее того
– описать? Начиная со II
века до н. э. считалось установленным,
что душа помещается в мозгу, но философы
без конца вели умозрительные
споры о ее
природе и о способе ее влияния на
поведение. Выдвигался даже аргумент,
что физическое существование души
невозможно, поскольку она, будучи
бессмертной, находится в смертном теле.

От
эпохи Возрождения до
XIX
века

Лишь
в эпоху Возрождения, в XV,
XVI
и особенно в XVII
веке сложились более близкие к научным
представления – математические и
одновременно механические – о мире и
о человеке. Они были основаны главным
образом на разуме независимо от веры.

Так,
сталкиваясь с враждебностью богословов,
которые прочно держались за догму о
сотворенном Господом мире, неподвижно
лежащем в центре Вселенной, Коперник
(1543), Кеплер (1604) и Галилей (1633) один за
другим утверждали, что планеты совершают
одновременно вращение вокруг своей оси
и обращение вокруг какой-нибудь звезды
(для Земли это будет Солнце)*.

* Опасаясь реакции
богословов, польский астроном Коперник
опубликовал свои открытия только
накануне смерти. Что касается итальянца
Галилея, его судила инквизиция и заставила
отречься от своих взглядов, что не
помешало ему все же воскликнуть: «А все
– таки она вертится!».

Что касается
Декарта, то он на основании известных
в его время фактов создал теорию,
объяснявшую поведение на основе
механистической модели. Согласно этой
модели, информация, доставляемая органами
чувств, направляется по чувствительным
нервам к отверстиям в головном мозгу,
которые эти нервы расширяют; это позволяет
«животным душам», находящимся в мозгу,
вытекать по тончайшим трубочкам –
двигательным нервам – в мышцы, которые
надуваются, что либо приводит к
отдергиванию конечности, подвергшейся
раздражению, либо заставляет совершить
то или иное действие.

Рис.
2.5. Французский философ Рене Декарт
(1596 – 1650). Им написаны «Рассуждения о
методе для хорошего направления разума
и отыскания истины в науках» и «Медитации».
Его знаменитое «я мыслю, следовательно,
существую» остается одним из стержней
философской мысли с XVII
в. и до наших дней.

Таким образом,
отпадала необходимость прибегать к
душе, чтобы объяснить, как возникают
простые поведенческие акты, хотя Декарт
и считал, что наличие «разумной души»,
локализованной в головном мозгу и
составляющей сущность человека, помогает
последнему управлять своими страстями
и возвышает его тем самым над животными,
лишенными разума (рис. 2.6).

Этот
декартовский
дуализм –
тело,
действующее
механически, и управляющая им душа –
надолго оставил отпечаток на представлениях
о функционировании человеческого
организма. И несмотря на то что знания
в области анатомии и физиологии в
последующие века значительно обогащались,
лишь в начале XX
века понятие «души», которое сменилось
сначала понятием «разума», а затем
«сознания», окончательно уступило место
монистической
концепции,
согласно которой поведение человека
управляется в основном нервной системой
(см. документ 2.3).

Рис.
2.6. Иллюстрация из «Трактата о человеке»
Декарта (1664), в котором изложена его
механистическая концепция о функционировании
человеческой «машины». Рисунок показывает,
как «животные души» стекают по трубкам
из мозговой «железы», чтобы обеспечить
одновременный поворот обоих глаз и
правой руки к предмету В.

Тем не менее
представления Декарта, пусть зачаточные,
о функционировании организма и реализации
различных поведенческих актов послужили
отправной точкой для развития современной
психологии.

Зарождение
естественных наук.
Со
времен Древней Греции, как мы видим,
только философы пытались понять сущность
человека и его взаимоотношения со
средой, как физической, так и социальной.
Среди них рационалисты
от Платона
до Декарта*
– полагали, что «любые достоверные
знания могут исходить лишь от разума»;
следовательно, один только разум должен
играть главную роль в объяснении фактов
как в онтологическом плане, так и в плане
познания или действия. Согласно этим
философам, наилучший способ сформулировать
какую – либо проблему и попытаться
получить ответ состоит в поисках
логических доводов. В результате они
на протяжении веков обсуждали, что
должно быть,
вместо
того чтобы наблюдать существующее
в действительности.

* А позднее Кант и
Гегель.

Развитие
естественных наук начинается в тот
день, когда философская дискуссия
перестает быть единственным инструментом
познания, уступая частично место точным
и систематическим наблюдениям, а главное
– эксперименту*.

* Как это уже
неоднократно происходило в античную
эпоху.

Эмпирическое
направление,
которое легло в основу экспериментирования,
делает главный упор на опыт и тем самым
радикально отличается от господствовавшего
ранее рационалистического направления.
Это не означает, однако, пренебрежения
логикой и рассудительностью или просто
здравым смыслом. Ученые, выбравшие это
направление, тоже высказывают предположения
о том, как все происходит в этом мире, и
аргументы, выдвигаемые для объяснения
некоторых фактов, нередко вызывают
яростные споры. Однако предположения
этих ученых рассматриваются как гипотезы,
т. е. новые
соображения, выдвигаемые на основе уже
установленных фактов. Эти гипотезы
затем проверяют путем экспериментов
или контролируемых наблюдений, в
результате которых получают новые
данные. Если эти новые данные согласуются
с тем, что уже было известно, то постепенно
создается все более и более четкая
теория,
позволяющая
объяснить наблюдаемые факты. Если же
новые данные противоречат выдвинутой
гипотезе, то ее подвергают изменениям
или даже отбрасывают. Именно в сочетании
теоретических построений и проверки
их соответствия реальной действительности
и состоит научный
метод
(см.
документ 2.4).

В
XVII
веке от философии начинают отделяться
различные естественные науки. Сначала
это были химия и физика, открытия которой
в области света и звука позднее позволили
лучше понять, каким образом мы
расшифровываем реальную действительность.
В XVIII
веке наступает очередь физиологии
приобрести самостоятельность; в
результате изучения нервной системы
появилась возможность объяснить, как
происходит передача информации в
организме. Наконец, на исходе XIX
века развиваются социология и научная
психология.

Психология
в
XVIII
и
XIX
веках.
Естественные
науки обособились от философии
сравнительно легко, но психологии,
напротив, оказалось довольно трудно
определиться в качестве самостоятельной
науки и отделиться от своей старшей
сестры. Для этого ей пришлось создать
новые методы, опирающиеся на строгие
научные основы. Начиная с XVIII
века первые эмпирики пытались объяснить
психические феномены по – новому. Они
стремились понять, каким образом
человеческий организм реагирует на
информацию, получаемую от органов
чувств, оставляя религии и рационалистической
философии область духовного и изучение
связей между мышлением и душой.

Так,
Кондильяк (Condillac,
1754) полагал,
что все наши знания проистекают из наших
ощущений.
Локк (Locke,
1690) и Юм
(Hume,
1739) выдвинули
гипотезу о том, что основные элементы,
из которых складываются ощущения,
сочетаются по закону ассоциации
идей.
Идея
снежка, например, ничего не говорит
ребенку, который его никогда не видел.
Лишь через ощущения, вызываемые качествами
белого,
холодного и округлого, присущими снежку,
которым ребенок играет впервые в жизни,
создаются у него путем ассоциации этих
фундаментальных идей восприятия, лежащие
в основе более сложной идеи снежка.

Итак,
эта субъективная
психология
предлагает изучать интеллектуальную
жизнь, для того чтобы понять, каким
образом по ассоциации идей индивидуум
осознаёт окружающий его мир. Изучение
взаимоотношений души и тела при этом
окончательно уступает место изучению
умственной деятельности и сознания.

Так был сделан
большой шаг вперед, поскольку психика
была признана лишь одной из функций
организма, а ее изучение вошло составной
частью в изучение жизненных процессов.
Тем не менее, несмотря на научную
«окраску» такой позиции, приходится
признать, что психическая деятельность
в сущности не в большей степени видима
и измерима, чем состояние «души». А между
тем увидеть – значит поверить. Кроме
того, до тех пор пока психология не
начнет систематически исследовать
конкретные факты, она не сможет
претендовать на то, чтобы называться
наукой.

studfile.net

Из истории донаучной психологии — Психологос

Фильм «Лекции В.В. Петухова»

​​​​​​​

Раздел 1.Введение в психологию

Лекция 1 (2.09.97)

Клод Леви-Стросс изучал древние мифы и легенды. Мы не вполне понимаем их, мы воспринимаем эти мифы и легенды подчас как загадки, как вопросы, на которые надо найти ответы. Пытаемся эти мифы расшифровать, узнать что за ними стоит. Так вот Леви-Строс однажды сообразил: вот это положение «миф-загадка», «миф-вопрос» надо перевернуть. Он говорит: «Миф (древняя легенда, древний текст) — это некий ответ на вопрос, который мы пока ещё не задали. Когда зададим вопрос – поймём ответ». Вот, что имеет ввиду Леви-Строс. Про конспект общей психологии вы должны знать главное: конспект – это совокупность ответов на те вопросы, которые вы пока себе даже не задавали. Эти вопросы могут возникнуть в будущей профессиональной жизни.

Сначала будем говорить на языке, который способен сопоставить психологию житейскую и научную.

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Вступление

Термин «Психология» состоит из двух слов: «pshyche» и logos». Оба эти слова восходят к древним грекам. Перевод первого слова «pshyche» для грека – душа. А для нас пожалуй, более скромно, но и более точно – психика. Кто знает греческую мифологию, тот вспомнит о том, что Психея – легендарная героиня древних греков, невеста одного из богов Эроса. Она родилась как смертная, а в течении своей жизни стала бессмертной. Вот таковое отношение древних греков к слову душа. Кем бы ты не родился, ты можешь обессмертить себя, можешь стать вечным. Слова нашему уху не очень привычные.

Второе слово – «logos». Пожалуй, не менее важное, во всяком случае, не менее интересное для нас. Имеет одновременно несколько значений. Обычно «logos» переводят на русский язык как «слово», но это будет не точно. Более точные варианты перевода: «разумное слово», «осмысленное слово». То есть «logos» это слово, позволяющее что-то осмыслить, что-то понять. Мы могли бы вновь шагнуть через века и сказать, что для нас «logos» будет переводиться как «понятие», ведь любое понятие и есть осмысленное разумное слово. Понимание, осмысление, изучение – это всё разные значения слова «logos».

И тогда, если переводить слово «психология» вместе, объединить эти два слова вместе, то получится, древний грек сказал бы: «разумное осмысленное слово о душе». А мы с вами сказали бы гораздо скромнее: «наука о психике». И скажем сразу, что наука эта сравнительно молодая и, конечно, древние греки и их последователи много рассуждали о душе, но сейчас слово душа в каком-то смысле уже ушло из науки по разным причинам. И начиная с последней трети прошлого века, а именно, с 1879 года, психология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Причём заметим сразу же, что первая психология ориентируется на науки естественные, такие как физика, химия биология. И вот этот подход – естественно-научный подход, был для психологии основным. Мы скажем, что сегодня это не только так. И ведь действительно, психология не может быть только естественной наукой, психология это, конечно, и гуманитарная наука.

Сколько существует факультет психологии МГУ, столько деканы просят ректора сделать их естественными факультетами. Это во многом изменило бы статус факультета. И тем не менее ректоры всегда отвечают, что психология стремится быть естественной, но при этом всегда остаётся гуманитарной.

Как только мы рассмотрели термин «психология», дадим сразу определение психики – хотя это немножко огрублять суть дела. И всё же, определённое понимание психики универсально, его признает каждый. Для начала выделим две характеристики психики:

  1. Отражение. Психика — есть субъективное отражение реальности, отражение мира, в котором субъект , например человек, живёт и действует. О чём бы мы не говорили, о восприятии, о памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение.
  2. Регуляция. Это функциональная характеристика. Слово функция – это ответ на вопрос «Зачем?». Психика нужна для регуляции собственного поведения. Роль психики – управлять собой.

И если эти два слова отражение и регуляция вновь соединить, то мы получим такое определение. Психика – это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней (для управления своим поведением). Психикой обладает не только человек. Психикой обладает субъект: как человек, так и животное.

Но если мы отважились дать хотя бы грубое определение психики, то, продолжая ряд, дадим определение сознания. Именно сознание было первым предметом научной психологии. В школьных представлениях о философии, в курсах обществоведения, например, встречается определение: сознание суть высшая форма психики. Обе характеристики (отражение и регуляция) надо ещё раз уточнить, но теперь это будут характеристики сознания:

  1. Отражение. Если мы говорим о сознании, то оно связано со способностью отражать не только мир, но и себя в этом мире. Сознание – это способность дать (субъективный) отчёт о себе. Если наш субъект может что-то рассказать о себе (о переживаниях, впечатлениях и т.д.), то значит, этого субъекта можно изучать. Именно тогда же в 1879 году основатель научной психологии — немецкий учёный Вильгельм Вундт, не просто строил науку о сознании, он опирался на определённый метод. Если сознание можно изучать, то надо спросить: «Как изучать? Каким методом?». Первый метод научной психологии был назван – интроспекция (смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски иногда переводят, и это отчасти правильно, интроспекция – самонаблюдение . Это и есть в самом широком смысле возможность дать отчёт о себе.
  2. Регуляция. Сознание в мировой психологии многозначный термин, а в отечественной (пока давайте опираться именно на неё), сознание считается характеристикой только человека. Ну, хотя бы потому что только человек может дать отчёт о себе. Но не только поэтому. Это функциональная характеристика. Зачем необходимо сознание? Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. «Со» плюс «знание» — совместное знание . Для того, чтобы действовать совместно необходимо сознание.

Сознание – есть представление субъекта о мире (и своём месте в нём), связанное со способностью дать отчёт о своём внутреннем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.

Посмотрим на слово психология ещё раз. Слово «logos» имеет ещё одно значение. Даже житейски, начиная с тех же древних греков, его переводят как «разумное устройство» или «разумная организация». И тогда психология – есть разумная организация психики (разумная организация психических черт). У каждого из нас есть масса психических черт (свойств, качеств), и поэтому у каждого из нас своя психология.

И когда мы используем слово «психология» в таком значение, то имеем ввиду индивидуальный портрет психики каждого. И это второе значение подчас заменяют такими словами как характер (темперамент, менталитет). Менталитет это буквально «строение психики». Все эти слова можно объединить в одну группу и назвать – индивидуальностью.

Индивидуальность есть совокупность всех психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Конечно, индивидуальностью, как и психикой, обладает не только человек, но и животное. У тех кто любит животных или содержит их, например, у сотрудников зоопарка, конечно, есть развёрнутое представление об индивидуальности их питомцев. Иногда все посетители зоопарка кажутся им на одно, лицо, а вот животные, которых любишь и за которыми ухаживаешь, обладают индивидуальностью. И тогда мы, сами того не заметив, можем подвести маленький итог.

Наука о психике и сознании, о психических процессах, где рассматривается любой субъект, сегодня именуется общая психология. А вторая ветвь, там, где рассматривается индивидуальность – психология индивидуальных различий, дифференциальная психология. Эти две ветви всегда дополняли друг друга. Есть представление о человеке вообще и, конечно, должно быть представление об индивидуальных особенностях каждого.

Раз есть два значение у слова психология, то конечно, как минимум два значения должно быть у слова психолог. Первое значение ясно – представитель науки. Есть, конечно, и второе. Помимо научного есть и житейское значение, в котором психологом является каждый человек, потому что в общении с другими каждый вынужден быть житейским психологом. Соответственно и психология всегда будет не только научной, но и житейской. Между ними не надо устраивать конкуренции. Научная психология сравнительно молода, а житейская всегда существовала и всегда будет существовать. Мы всю эту тему посвятим сравнению психологии научной и житейской.

Вопрос 1. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии

Для того, чтобы разговор был структурирован , попробуем опереться на цитату одного крупного психолога, работавшего в нашей стране, одного из основателей психологии в нашей стране. Это Сергей Леонидович Рубинштейн, который известен, прежде всего тем, что написал один фундаментальный учебник по общей психологии – «Основы общей психологии».

Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «Психология и очень древняя и очень молодая наука. Она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет.

Из истории донаучной психологии (психологическое знание внутри житейской практики)

Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст (Феофраст), который известен нам как автор книги «Характеры». Приведу несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажу следующее, наверняка, каждый по-своему знаком с психологическими тестами . Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Для определения черты надо описать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях, описать способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом описывает как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации. Отрывки из книги Теофраста «Характер»:

Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Если врач запрещает что-то давать больному, он все-таки дает это, говоря, что хочет испытать – поправится ли он. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, я уже много раз клялся».

Тщеславие определим как низменное стремление к почету. А тщеславный вот какой человек. В гостях за обедом он старается занять место рядом с самим хозяином. Возвращая взятую в долг меру серебра, он старается отдать ее целиком новой монетой. После торжественного шествия с всадниками он велит рабу отнести домой все вещи и снаряжение, а сам, накинув гражданский плащ, но в шпорах, красуется, разгуливая по рынку.

Грубость есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот какой человек грубиян. На вопрос где такой то, он отвечает: «Оставь меня в покое». На приветствия он не отвечает. А случись ему что продавать, то не объявит, почем продает, а спрашивает у покупателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим ему подарки к празднику, он говорит что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий его нечаянно заденет, толкнет или наступит ему на ногу. Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.

В книге Теофраста мы встречаем различные индивидуальные портреты. Это первый этап дифференциальной психологии: описать факт, прежде чем его обобщить.

В качестве другого примера приведем источник из истории восточной. Есть книга «Цза-цзу-ань», которая пишется из века в век, которая началась в древнем Китае. На русский ее название можно перевести как «Заметки о разном». Еще один вариант перевода: смесь, кое-что кое о чем, различные разнородные факты. Слово «смесь» здесь не случайно. Слово «смесь» или «смешиваю» – это латинское слово «темперамент». Темперамент значит – смешиваю в различном соотношении.

Древние китайцы в отличие от Теофраста помимо индивидуальных портретов описывают и эмоциональные состояния. Помимо ответа на вопрос: «Чем я отличаюсь от других», они также дают ответ на вопрос: «Как управлять собой, своими эмоциональными состояниями».

Отрывки из книги «Цза-цзу-ань»:

Умен. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается.

Неразумно. Не объяснив в чем дело бранить, человека. Не зная сути дела, поступать как другие. Стараться выгадать на мелочах.

Из желания показать себя. Увидев у кого-то книгу, тут же выхватит ее и листает. Если двое дерутся, поддаст одному под бок. Если спорят – лезет судить, кто прав, кто неправ.

Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.

Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.

Рассмотрим метафоры из древнекитайской книги «Цза-цзу-ань»:

Очень напоминает столичный чиновник тыкву: растет незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра: чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь: вечно прячется.

А не было ли тогда же попыток обобщить весь этот материал? Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины — Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).

Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.

В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы , затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.

Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг — ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.

20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:

  1. эмоционально устойчивый экстраверт — сангвиник,
  2. эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,
  3. эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,
  4. эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.

По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.

Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.

Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начеле 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.

Психология и философия или психология внутри философии

Каждый философ неизбежно является и психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе»? Философа обязательно интересует: «А кто субъект? Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность, рефлекс) пришли из философии. И факультет психологии когда-то был отделением философского факультета. Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции Платона и Аристотеля. Кстати по мнению Юнга это типовая пара (Платон — экстраверт, Аристотель – интроверт). И зададим каждому три вопроса: Что такое душа? Какова стратегия (общее направление) познания души? Какова тактика (конкретные приемы) познания души? См.→

Сознание как первый предмет психологии

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон. Психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3). См.→

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Шпаргалка по психологии — донаучная психология

4. ДОНАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Донаучное, или житейское, мировосприятие и соответствующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, которое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. Поэтому донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась лишь символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в котором обитали тот или иной род или племя.

Обыденные психологические знания первобытных людей соответствовали этому несистемному, фрагментарному мировоззрению.

Тем не менее, это знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека.

Зарождение этих знаний было вызвано некоторыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

  • сновидения:

  • психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;

  • разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.

Древние люди, пытаясь объяснить эти явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда. Одним из самых древних является широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое.

Но несмотря на свою простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некоторые из этих представлений сохранили свое значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.

Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, которые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:

  • представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;

  • мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.

Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, которая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.

Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, которые он совершит в течение жизни.

«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).

Таким образом, древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.

infourok.ru

Донаучная психология

 Уже в древнейшие времена душа как явление и как проблема возбуждала к себе интерес в трояком отношении:

            1. С точки зрения религиозной.

            С самого начала человек приписывал свои мысли и желания, определяющие его поведение, внешним силам. Те мысли и поступки, которые древние не могли понять, они приписывали вмешательству богов, постепенно формируя представление о существовании самостоятельной, невидимой души. В этой связи особенно плодотворными оказались рассуждения по поводу сновидений и явления смерти. Во сне призрак “я” покидает тело, носится по всему миру и вступает в общение с другими призраками, с тенями умерших. При наступлении смерти с последним дыханием вылетает невидимое нечто, которое, быть может, ищет и находит путь туда, где властвуют духи и демоны.

            Истолкованные таким образом переживания приводят в конце концов к общему взгляду, что “душа-призрак” и “душа-дыхание” продолжают существовать и после смерти, так как они и при жизни самостоятельны и независимы.

            Согласно верованиям многих народов, эти формы души могут временами или даже надолго переходить в тела животных, могут покинуть тело без ущерба для последнего, если только они не слишком долго отсутствуют или не подпадут тем временем под власть волшебных сил.

            У древних народов переживания тех лиц, которые во время танцевальных оргий и экстаза чувствовали себя перенесенными в другой мир, также истолковывались как проявления второго “я”, находящегося в “я” телесном.

            Такие древнейшие культы души стали источниками возникновения, с одной стороны, сказок, народных суеверий и спиритизма, а с другой стороны, — всех метафизических учений о родственной Богу бессмертной субстанции Души.

            Понятие души возникает также благодаря другому источнику — из первичного и непосредственного опыта деятельности тела человека.

            Пока жив человек, в нем работают неизменные силы, которые находят свое выражение в ощущениях и движениях, в них-то и усматривали душу человека. Об их местонахождении в теле существовали различные предположения.

            Синантропы (400 000 лет назад) — перед захоронением затылочное отверстие расширялось и мозг умерших, очевидно, извлекался и поедался. Верили в существование “разума” или “духа”, который можно приобрести таким образом.

            Иногда эти силы помещали в определенные органы, например, в сердце или грудобрюшную перегородку, или принимали за их носителя теплую, везде ощутимую кровь. Эта смертная душа, которая могла распадаться на множество  душ отдельных органов, отнюдь не служит только функциям сознания, но и всем жизненным процессам вообще.

            Собственно психология ведет свое начало от совокупности этих фактов и учений.

Третий источник возникновения понятий о душе, образовавший еще одну часть психологии, был с самого начала заложен в наблюдениях, которые каждый человек делает над своим характером и над характером других людей. Даже в самой простой среде человек замечает, что при всей общности чувств и образа действий, люди отличаются друг от друга. Житейский опыт закрепляется в пословицах и в искусстве.

            Так под влиянием религиозных представлений, созерцания природы и жизненного опыта сформировались три предмета и способа изучения. Действительное положение вещей всегда было почти таково, что боролись между собой три направления, причем метафизическая и точная психология всегда уживались рядом.

            Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от принадлежности к материализму или идеализму. Сущность расхождений можно выразить формулами:

1+1=1 (душа и тело едины, монизм)       

1+1=2 (душа и тело — два разных начала, дуализм)

            Демокрит ( V в. до н.э.) — материалистическое представление о душе. Понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобных атомам огня. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе, выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Декарт считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, только у него очень мало души. Панпсихизм — все имеет душу, и растения, и камни.

            Платон (427-347 гг. до н.э.) — взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию, она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

            Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

            Платон постулирует изначальное существование мира идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей — идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей есть лишь отражение, тень этих общих идей. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того, чтобы приобщиться к нему, душа должна освободится от влияния тела. Истинное знание достигается путем непосредственного проникновения души в мир идей.

            Душа — посредник между миром идей и миром чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступит в соединение с каким-либо телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего.

            Индивидуальная душа — образ и истечение мировой души. Она имеет тройственный состав:

            1) Стадо — низшее начало — общее у человека, животных и растений. Это вожделеющее неразумное начало, именно этой частью души человек влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями. Это большая часть души каждого человека;

            2) Пастух — разумное начало, противоборствует стремлениям первого;

            3) Собака — яростный дух, помогающий пастуху.

            Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом и, в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

            В последней четверти ХІХ века, когда оформилась научная психология, понятие души было объявлено метафизическим и отказались от рассмотрения как самого этого понятия, так и связанных с ним этических выводов. В последнее время в психологии интенсивно обсуждаются проблемы духовных аспектов жизни человека.

            Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Трактат “О душе” — первое специальное психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

            Отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия, которая означает осуществление чего-либо.

            “Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть душа есть энтелехия такого тела…Если бы глаз был живым существом — то душой его было бы зрение”.

            Итак, душа есть сущность живого тела, осуществление его бытия, так же как зрение — сущность и “осуществление” глаза как органа зрения. Душа делает тело живым, без души оно было бы трупом. В душе заложена цель активности живого тела, в душе основа всех проявлений живого. Душа под воздействием внешних причин заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное стремится быть животным. Тело и все его органы являются инструментами на службе у души.

            Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которое вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

            Душа — функция тела, позволяющая живому существу реализовать себя.

 

            Рене Декарт (1596-1650) — вывод о полнейшей разнице, существующей между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим.

            Душа и тело — две абсолютно противоположные субстанции, каждая из которых (по определению) не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой.

            Существуют чисто материальные вещи — вся природа, включая человека, и мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении — это душа. Собственные проявления души — желания и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному.

            Декарт называл “большой ошибкой” связывать движение и тепло с душой.

            “Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела”.

            Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в противоречие. Вводит понятие “животных духов”, которые управляют движением, понятие рефлекса.

            Размышления Декарта породили так называемую психофизическую проблему: все, что не может быть приписано телу, относится к душе.

            Средством познания души является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении.

            Современные физические теории побудили расширить монистический подход до масштабов Вселенной. Поскольку Вселенная построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в природе существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи от камня до самых высокоорганизованных существ. Человек — лишь одно звено в этой огромной совокупности.

            В целом Земля есть определенная иерархически построенная совокупность процессов различной степени сложности. Так, химические процессы содержат в себе физические, но, в свою очередь, входят в биохимические. В природе травоядные поедают растительную пищу, чтобы стать пищей хищников. Человек питается и растениями, и животными. Поскольку каждый вид пищи есть не что иное, как вид аккумуляции солнечной энергии, возникает вопрос: какую пищу и для каких дальнейших уровней поставляет человек? Логично предположить, что он может поставлять еще более сложный энергетический продукт — психологическую энергию. Она может иметь разное качество:

            — низкое, более близкое к рудиментарным живым организмам, энергия этого типа примитивна и большей частью отрицательна, поскольку связана со страхом, стрессами и т.п. отрицательными эмоциями, энергетически обеспечивающими биологическое выживание;

            — с появлением человечества возрастает объем энергии более высокого качества, порождаемой позитивными социальными эмоциями — любовью, альтруизмом, творческим вдохновением, религиозным экстазом. Этой энергии требуется меньше, ибо она лучшего качества. Но в том случае, когда ее не хватает, растет потребность в полуфабрикате — примитивной энергии.

            Иными словами, “потребитель” питается обоими видами энергии и от человечества зависит: будет ли оно выполнять свою функцию более качественно и с меньшими усилиями или менее качественно и с большими потерями в виде всех тех трагедий, свидетелями и участниками которых мы все являемся.

 

students-library.com

Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование «психология»  в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №1 (1-2)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура курса

РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗДЕЛ ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ ІV. РЕЧЕ-МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Раздел І. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Развитие взглядов на предмет в истории психологии

1.1. Донаучная психология как учение о душе.
1.2. Психология – наука о сознании.
1.3. Поведение как предмет психологии.
1.4. Психика как отражение.

Литература по данному разделу:
Общее представление о психологии как науке. Гиппенрейтер Ю.Б.
Представления древних философов о душе. Психология сознания. Гиппенрейтер Ю.Б.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б.
Психология как наука о поведении. Гиппенрейтер Ю.Б.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1. Немов Р.С.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2. Немов Р.С.
Характеристика психических явлений. Рубинштейн С. Л.

1.1. Донаучная психология как учение о душе

Psyche — душа, logos -учение (гр),т.е. психология — наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.
* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию — возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» — возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении. 
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, а психология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии:
Донаучная/философская психология: душа
Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы 

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии «психе» — это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину — Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.   

Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело — две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна, и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобным атомам огня. Когда мелкие части проникают в большие, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в спокойствии, двигают тело, становясь его душой.

Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что душа — это самостоятельная субстанция, которая существует рядом с телом и независима от него. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана руководить телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело руководствуется разными желаниями и страстями. Оно беспокоится о еде, поддается искушениям, страхам, недугам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно также мешает чистому познанию.

Аристотель (348-322 гг. до н.э.)  создал трактат «О душе» — первое специальное психологичсекое произведение, которое на протяжении многих столетий остается главным пособием по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещь. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия, что означает «осуществленность чего-либо». «Если бы глаз был живым существом — то душой его было бы зрение», — писал Аристотель. Душа — функция тела, которая позволяет живому существу реализовать себя.

Рене Декарт (1596-1650гг) приходит к выводу о существенной разнице между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совершенно неделим. Душа и тело — две абсолютно противоположные субстанции, каждая их которых не требует для своего существования ничего, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи — вся природа, включая человека, и вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, — это душа. Собственные проявления души — желание и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в учении Декарта в противоречия. Он вводит понятия «животных духов», которые руководят движением, понятие рефлекса.

1.2. Психология – наука о сознании

В 1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию — это считается рождением психологии как самостоятельной науки. 

Основные задачи психологии сознания:
1. Описать свойства сознания.
2. Выявить простейшие элементы сознания.
3. Найти законы соединения этих элементов в более сложные явления.

Особенности сознания, выявленные в рамках первой научной психологии:
(Свойства сознания Вундта):

1) Сознание разнообразно. Необычайная разнообразность содержания поля сознания: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания — все это могло находится там одновременно. 

2) Неоднородность поля — четко выделяется центральная область, особенно ясная и выразительная, это «поле внимания», или «фокус сознания«. За ее границами находится область, содержания которой невыразительны — «периферия сознания«.

3) Содержания сознания, которые заполняют обе области, находятся в постоянном движении. Движение сознания, беспрерывную смену его содержания и состояний У.Джеймс отобразил в понятии «поток сознания«. Поток сознания невозможно остановить, каждое прошлое состояние сознания не повторяется. Поток сознания — перемещение содержания из периферии в фокус.

4) Все процессы сознания делятся на 2 группы:
1) Произвольные процессы (организуются и направляются субъектом, мы можем ими управлять)
2) Непроизвольные процессы (происходят сами по себе)

5) Сознание ритмично по своей природе.

6) Человеческое сознание способно почти безгранично насыщаться определенным смыслом, если он активно соединяется в более большие единицы. Процессы такой организации В.Вундт назвал «актами апперцепции»

ВУНДТ Вильгельм Макс (1832 — 1920)
немецкий психолог, физиолог, философ, языковед

ДЖЕЙМС Уильям (1842 — 1910 )
американский психолог и философ

Следующее задание, которое было поставлено психологами (по аналогии с естественными науками), — найти простейшие элементы, т.е. разложить сложную динамическую картину сознания на простейшие, далее неделимые элементы и найти законы их соединения.

Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Основная единица сознания — ощущения (отдельные свойства предметов)

Каждое ощущение имеет:
качество,
интенсивность,
длительность (протяженность),
пространственную протяженность (есть у зрительного, но нет у слухового ощущения)

Ощущения с описанными особенностями — объективные элементы сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства.

Структура сознания:

Вундт предложил 3 пары субъективных элементов — элементарных чувств:
-удовольствие-неудовольствие
-возбуждение-успокоение
-напряжение-разрядка

Эти пары — независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Все внутренние переживания состоят из соединения этих элементов:
-радость=удовольствие+возбуждение;
-надежда=удовольствие+напряжение
-страх=неудовольствие+напряжение

Элементарные чувства:

Соединение простых элементов сознания происходит по закону ассоциации: если два впечатления появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними устанавливается ассоциативная связь и в дальнейшем появление одного элемента в сознании по ассоциации вызывает появление другого.

Основным методом исследования была интроспекция – «взгляд вовнутрь».
(Сознание изучается методом самонаблюдения. Для внешнего наблюдателя оно закрыто)

Этот метод был признан единственным в психологии сознания, потому что:
– свойства процессов сознания в интроспекции непосредственно открываются субъекту;
– для внешнего наблюдателя они «скрыты».

Идейный отец метода Дж.Локк (1632-1704 гг), который считал, что существует 2 источника всех наших знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума, которая осуществляется с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Интроспективный метод состоял в описании собственных чувств, которые появлялись при получении определенных стимулов.

1.3. Поведение как предмет психологии

УОТСОН Джон Бродес (1878 – 1958)
американский психолог, основатель бихевиоризма

Во втором десятилетии ХХст. произошла «революция в психологии», которую можно сравнить с началом новой психологии Вундта:
Дж. Уотсон в 1913 г. издает книгу “Психология с точки зрения бихевиориста”, в которой утверждает, что не сознание, а поведение является предметом психологии. Уотсон считал, что психология должна стать естественно-научной дисциплиной и ввести научный объективный метод в исследования. Объективно можно было изучать только то, что наблюдается внешне. 
Соотношение «стимул-реакция»  S-R провозглашается единицей поведения, а перед психологией ставятся такие ближайшие задания:

Основные задачи бихевиоризма:
— выявить и описать типы реакций;
— исследовать процесс их образования;
— изучить законы их комбинации, т.е. образования сложного поведения
Необходимо научиться подбирая стимулы вызывать реакцию.

Уотсон начал с описания типов реакций. Он выделил, прежде всего,
реакции врожденные и приобретенные, а также внешние и внутренние. Вследствие их объединения в поведении существуют такие типы реакций:
внешние приобретенные (двигательные навыки)
внутренние приобретенные (мышление, под которым понималось внутреннее говорение)
внешние врожденные (чихание, мигание, а также реакции при страхе, любви, злости, т.е.инстинкты и эмоции, но описаны объективно в терминах стимула и реакции)
внутренние врожденные — реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, т.е.реакции, исследуемые в физиологии.

Наблюдения и эксперименты доказывают, что поведенческие реакции образуются вследствии обучения, поэтому навык и обучение — главная проблема бихевиоризма. Язык, мышление — виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врожденными. Удержание навыков — память.

Как расширяется поток активности?
По каким законам образуются новые реакции?
Уотсон обращается к работам русских ученых И.П.Павлова та В.Н.Бехтерева, которые описали

anchiktigra.livejournal.com

Тема 2. История психологии Образовательные задачи:

–      
Понять специфику
становления психологии.

–      
Осознать закономерности
развития представлений о предмете
психологии.

–      
Усвоить основные
категории и особенности построенных
на их основе психологических научных
школ.

–      
Сформировать представление
об этапах развития психологии.

Содержание

1.      
Этапы развития
психологии.

2.      
Донаучный этап
развития психологического знания.

3.      
Различные категории
как основа для оформления научных школ
в психологии.

1. Этапы развития психологии

Историю развития
психологии можно рассматривать как
историю развития представлений о её
предмете.

Выделим основные
этапы становления психологии как науки:

I
этап

– психология как наука о душе. Такое
представление психологии было дано
2000 лет
назад. Наличием души пытались объяснить
все непонятные явления в жизни человека.

II
этап

– психология как наука о сознании.
Возникает
в XVIII в.
в связи с развитием естественных наук.
Способность думать, чувствовать, желать
назвали сознанием. Основным методом
изучения считалось наблюдение человека
за самим собой и описание фактов.

III
этап

– психология как наука о поведении.
Возникает в XX
столетии. Задачи психологии состоят в
наблюдении за тем, что можно непосредственно
увидеть, а именно поведение, поступки,
реакции человека. Мотивы, вызывающие
поступки, не учитывались.

IV
этап

– психология как наука, изучающая факты,
закономерности, механизмы психики [8].

Самостоятельной
дисциплиной психология стала, когда в
естественно-научном
опыте были открыты психодетерминанты
как особые факторы организации и
регуляции жизненных отношений индивида
с миром. Выявление их несводимости к
другим причинным факторам породило
представление о замкнутом ряде психических
причин [10]. Действительное же значение
и влияние этих психических детерминант
выступает только в их взаимосвязи с
природными и социальными процессами.
От успехов в познании этих процессов
зависит продвижение психологической
мысли к новым рубежам.

2. Донаучный этап развития психологического знания

В истории психологии
сложились различные представления об
ее предмете. Психология как наука имеет
длительный период становления и
относительно короткую историю. Еще в
древней Греции возникли первые попытки
объяснить психические явления. Эти
представления рассматривали психику,
душу как непременный атрибут природы:
животные, явления природы имеют душу,
которая выступает источником движения
и развития. Душа
существует независимо от физического
тела и может оказывать влияние на судьбу
человека, его здоровье, успех. Этот
взгляд на природу психики получил
название анимизма (от лат.
anima –
душа, дух). Дальнейшее развитие
представлений о природе психики связано
с именами Демокрита и Платона.

Демокрит
явился родоначальником материалистических
взглядов

на психику. Считая, что душа состоит из
атомов, он обосновал идеи причинности
и отсутствие беспричинных явлений.

Платон
утверждал первичность идей и вторичность
материального мира. Всякое познание
есть воспоминание
души,
считал он. Платон является родоначальником
философии идеализма.
Античные ученые, философы, врачи
высказывали мысли о связи психики и
мозга, выдвигали идеи о зависимости
психики от окружающей среды, об устойчивых
индивидуальных признаках психики
человека (учение о темпераменте).

Более подробно о развитии
этого этапа можно прочитать в работах
А. В. Петровского,
Ю. Б. Гиппенрейтер,
Ж. Годфруа, Т. Д. Марцинковской,
С. Л. Рубинштейна.

studfile.net

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки Вступление. 1. Из истории «донаучной» психологии (1:14).

Термин «Психология1»
состоит из двух слов. Pshy
и che
.
Оба эти слова восходят к древним грекам.
Перевод первого слова для грека –
душа2.
А для нас пожалуй, более скромно, но и
более точно – психика3.
Кто знает греческую мифологию, тот
вспомнит о том, что психея
– легендарная героиня древних греков,
невеста одного из Богов Эроса,
она родилась как смертная, а в течении
своей жизни стала бессмертной. Вот
таковое отношение древних греков к
слову душа. Кем бы ты не родился, ты
можешь обессмертить себя, можешь стать
вечным. Слова нашему уху не очень
привычные.

Второе слово4
– «logos».
Пожалуй, не менее важное, во всяком
случае, не менее интересное для нас.
Имеет одновременно несколько значений.
Довольно трудно перевести на русский
одним словом. Если переводить точно, то
уже нужно два слова. Первое – это слово,
логос, это просто-напросто слово. Но
рядом надо поставить термин смысл,
не просто слово, а разумное слово,
позволяющее что-то осмыслить, что-то
понять. Мы могли бы вновь шагнуть через
века и сказать, что для нас логос будет
переводиться как понятие5,
ведь любое понятие и есть осмысленное
разумное слово. Понимание6,
осмысление, изучение – это всё разные
значения слова логос.

И тогда, если
переводить слово психология вместе,
объединить эти два слова вместе, то
получится, древний грек сказал бы:
«разумное
осмысленное слово о душе»
.
А мы с вами сказали бы гораздо скромнее:
«наука о
психике».
И
скажем сразу, что наука эта сравнительно
молодая и, конечно, древние греки и их
последователи много рассуждали о душе,
но сейчас слово душа в каком-то смысле
уже ушло из науки по разным причинам. И
начинаю с последней трети прошлого
века, а именно, с 1879
года, психология возникает как
самостоятельная научная дисциплина.
Причём заметим сразу же, что первая
психология ориентируется на науки
естественные, такие как физика, химия
биология. И вот этот подход –
естественнонаучный подход, был для
психологии основным. Мы скажем, что
сегодня это не только так. И ведь
действительно, психология не может быть
только естественной наукой, психология
это, конечно, и гуманитарная наука.

Сколько существует
факультет
— с 1966 года, или в тогдашнем Ленинграде
или в Тбилиси, столько деканы просят
ректора сделать их естественными
факультетами. Это во многом изменило
бы статус факультета. И тем не менее
ректоры всегда отвечают, что психология
стремится быть естественной, но при
этом всегда остаётся гуманитарной.

Как только мы
рассмотрели термин психологии, дадим
определение психики сразу – хотя это
немножко огрублять суть дела. И всё же,
определённое понимание психики
универсально, его признает каждый. Для
начала выделим две характеристики
психики: 1)
Отражение.
Психика — есть субъективное отражение
реальности, отражение мира, в котором
субъект7,
например человек, живёт и действует. О
чём бы мы не говорили, о восприятии, о
памяти, о мышлении и т.д. это всё отражение.
2)
Функциональная.
Поймём сразу так. Слово функция – это
ответ на вопрос «Зачем?». То есть кто-то
может заменить словечко функция на
слово роль значение психики. И тогда
ключевое слово здесь регуляция. Психика
нужна для регуляции собственного
поведения. Роль психики – управлять
собой.

И если эти два
слова отражение и регуляция вновь
соединить, то мы получим такое определение.
Психика
– это отражение реальности, необходимое
субъекту для жизни и деятельности в ней
(для управления своим поведением8).

Психикой обладает
не только человек. Поэтому обратим
попутно внимание на особенности нашего
языка. Психикой обладает субъект как
человек, так и животное.

Но если мы отважились
дать хотя бы грубое определение психики,
то, продолжая ряд, дадим определение
сознания.
Именно сознание9
было первым предметом научной психологии.
В школьных представлениях о философии,
в курсах обществоведения, например,
встречается определение: сознание суть
высшая форма психики. Обе характеристики
(отражение и регуляция) надо ещё раз
уточнить, но теперь это будут характеристики
сознания. 1)
Если мы говорим о сознании, то оно связано
со способностью отражать не только мир,
но и себя в этом мире. Сознание – это
способность дать (субъективный) отчёт
о себе. Если наш субъект может что-то
рассказать о себе (о переживаниях,
впечатлениях и т.д.), то значит, этого
субъекта можно изучать.

Именно тогда же в
1879 году основатель научной психологии
— немецкий учёный Вильгельм
Вундт
,
не просто строил науку о сознании, он
опирался на определённый метод. Если
сознание можно изучать, то надо спросить
«как изучать?», «каким методом?». Первый
метод научной психологии был назван –
интроспекция10
(смотрю внутрь, наблюдаю себя). По-русски
иногда переводят, и это отчасти правильно,
интроспекция – самонаблюдение11.
Это и есть в самом широком смысле
возможность дать отчёт о себе.

2)
Сознание в мировой психологии многозначный
термин, а в отечественной, и всё же пока
давайте опираться именно на неё, сознание
считается характеристикой только
человека. Ну, хотя бы потому что только
человек может дать отчёт о себе. Но не
только поэтому. Это функциональная
характеристика. Зачем необходимо
сознание? Сознание необходимо для
регуляции совместной деятельности
людей. Со+знание, совместное знание12.
Для того, чтобы действовать совместно
необходимо сознание.

Сознание
– есть представление13
субъекта о мире (и своём месте в нём),
связанное со способностью дать отчёт
о своём внутреннем психическом опыте
и необходимое для разумной организации
14совместной
деятельности людей.

Посмотрим на слово
психология ещё раз. Слово «логос»
имеет ещё одно значение. Даже житейски,
начиная с тех же древних греков, переводят
как разумное устройство (разумная
организация). И тогда психология – есть
разумная организация психики (разумная
организация психических черт). У каждого
из нас есть масса психических черт
(свойств, качеств) и поэтому у каждого
из нас в принципе своя психология.

И когда мы используем
психологию второй раз имеем ввиду
индивидуальный портрет психики каждого.
И это второе значение подчас заменяют
такими словами как характер15
(темперамент16,
менталитет). Менталитет это буквально
строение психики. Все эти слова можно
объединить в одну группу и назвать –
индивидуальностью17.

Индивидуальность
есть совокупность всех психических
черт, способов поведения субъекта,
которые отличают его от других. Конечно,
индивидуальностью обладает не только
человек, но и животное, также как психикой.
У тех кто любит животных или содержит
их, например, у сотрудников зоопарка,
конечно, есть развёрнутое представление
об индивидуальности их питомцев и иногда
все посетители зоопарка кажутся им на
одно, лицо, а вот животные, которых любишь
и за которыми ухаживаешь, обладают
индивидуальностью. И тогда мы, сами того
не заметив, можем подвести маленький
итог.

Наука о психике и
сознании, о психических процессах, где
рассматривается любой субъект, сегодня
именуется «общая
психология
18
». А
вторая ветвь, там, где рассматривается
индивидуальность – психология
индивидуальных различий
,
дифференциальная
психология
19.
Эти две ветви всегда дополняли друг
друга.

Вот есть представление
о человеке вообще и конечно должно быть
представление об индивидуальных
особенностях каждого.

Раз два значение
есть у слова психология, то конечно, как
минимум два значения должно быть у слова
психолог. Первое значение ясно –
представитель науки. Есть конечно и
второе. Помимо научного есть и житейское
значение, в котором психологом является
каждый человек, потому что в общении с
другими каждый вынужден быть житейским
психологом. Соответственно и психология
всегда будет не только научной, но и
житейской. Между ними не надо устраивать
конкуренции. Научная психология
сравнительно молода, а житейская всегда
существовала и всегда будет существовать.
Мы всю эту тему посвятим сравнению
психологии научной и житейской.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *