Психофизиологические функции это – 1. Психофизиологические функции

Психофизиологические функции





⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 16Следующая ⇒

 

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их врожденного характера. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими. Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда – просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковским синдромом» (по имени выдающегося русского психиатра С. С. Корсакова, впервые его описавшего). Она состоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такие больные могут, например, несколько раз в день поздороваться с врачом, не помнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

 

Мотивационно-личностные аспекты деятельности

 

Источником активности человека, как и животного являются потребности.

Потребность — это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Таковы потребности в пище, воде, кислороде, в контактах с себе подобными, во внешних впечатлениях и т.п.



В жизни каждой потребности необходимо выделить два этапа. Первый этап – период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап – после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В элементарных своих формах он известен как «механизм импринтинга» (т. е. запечатления). Пример импринтинга – пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе неживого: он начинает идти за ним, как за матерью (опыты К. Лоренца).

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта – в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Опредмечивание потребности важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе – как опредмеченная потребность.

Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность!

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Поведение приобретает направленность. Оно направлено на предмет или от него – если мотив отрицательно валентен.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется особенной деятельностью или особенным видом деятельности. Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельности.




 

Мотивы и сознание

 

Все мотивы можно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму – неосознаваемые.

Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей.

Неосознаваемые мотивы значительно обширнее, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме — в форме эмоций и личностных смыслов.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные эмоции.

Эмоции – очень важный показатель и, следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства.

Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том, что его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих, и это его разочаровало. Чувство разочарования и подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

Личностный смысл — то переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива. В смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

 

Мотивы и личность

 

Мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то «здание» это у разных людей будет иметь очень разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве, – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высоким и низким, в зависимости от силы ведущего мотива и т. д.

Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Например, маленький, узкий, единственный мотив гоголевского Акакия Акакиевича – страсть к переписыванию бумаг – создает картину убогой личности этого человека.

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода – или интересы дела, самосохранение – или честь.

 

Развитие мотивов

 

Этот вопрос важен прежде всего с точки зрения воспитания и самовоспитания личности.

В ходе деятельности формируются новые мотивы благодаря механизму, который получил название механизма сдвига мотива на цель (иначе, механизм превращения цели в мотив). ОЛн состоит в том, что цель побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

Например, когда ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился и школьник продолжает заниматься этим предметом уже ради него самого и даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

Превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются положительные эмоции: например, хорошо известно, что одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно. Цель не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Она должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций.

 

Внутренняя деятельность

Функция внутренних действий состоит в том, что они подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

Внутренняя деятельность характеризуется двумя важными особенностями.

Во-первых, подобная активность есть деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от последней только формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями (не менее, а часто и более острыми), имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с материальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Очевидно, что для успешного воспроизведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия.

Также очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность, хотя и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее.

 

 

Понятие деятельности

Деятельность — категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности.

Деятельностьспецифически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, деятельность— форма активности, побуждаемая потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность проявляется в переживании дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения. Это переживание вызывает поисковую активность, в ходе которой происходит идентификация с предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить, в результате чего активность становится направленной, опредмечивается как потребность уже в чем-то конкретном и становится мотивом деятельности. Предметностьсвойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях. Другая особенность деятельности — субъектность— заключается в специфике ее выполнения, обусловленности психического образа прошлым опытом, своеобразием потребностей, установок, эмоций, целей и мотивов, определяющих направленность и избирательность деятельности.

Единицей анализа деятельности является действие.состоящее из отдельных движений, направленных на предмет, имеющих определенную цель. Действия могут быть ориентированы не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения — поступком,если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком,если противоречат им. Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность (схема 9).

В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью специально организуемых средств или способов действия.

 

 











infopedia.su

Психофизиологические функции — это… Что такое Психофизиологические функции?



Психофизиологические функции
— функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Психосоциальные свойства
  • Психофизические свойства

Смотреть что такое «Психофизиологические функции» в других словарях:

  • Активность личности — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности  особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр …   Википедия

  • Ритм — (греч. rhytmos соразмерность, стройность) 1) чередование каких либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи,… …   Педагогическое речеведение

  • Гиппенрейтер, Юлия Борисовна — (1930 г.р.)    Российский психолог. Закончила отделение психологии философского факультета МГУ (1953), доктор психологических наук (1975), профессор (с 1978). Является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Леонтьев Алексей Николаевич — (1903 1979), выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20 х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • норма — установленная мера, средняя величина чего либо. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. НОРМА …   Большая психологическая энциклопедия

  • Леонтьев Алексей Николаевич — (1903–1979) советский психолог. Разрабатывая в 20 х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиологическая адаптация — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Биологическая адаптация (от лат. adaptatio  приспособление)  приспособление органи …   Википедия

  • Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный… …   Википедия

  • ЛУРИЯ — Александр Романович (1902 1977) российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • установка — Процесс помощи в приобретении новой стратегии или поведения. Новая стратегия может быть установлена некоторой комбинацией якорения, ключей доступа, метафор и протяжки. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психофизиологические основы творческого интеллекта в деятельности преподавателя, Е. А. Умрюхин. Рассмотрены возможности и пути развития высокого уровня творческого интеллекта — способности решать новые сложные задачи, возникающие в жизни и профессиональнойдеятельности преподавателя.… Подробнее  Купить за 372 руб
  • Я читаю Тетради по чтению к Азбуке Тетрадь 3, Нечаева Н., Белорусец К.. Тетради по чтению «Я читаю» выпускаются в комплекте с «Азбукой». Они помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, а… Подробнее  Купить за 253 руб
  • Я читаю Тетрадь по чтению к Азбуке В 3 частях Часть 2, Нечаева Н., Белорусец К.. Тетради по чтению «Я читаю» (в 3 частях) выпускаются в комплекте с «Азбукой» (авторы Н. В. Нечаева, К. С. Бело-русец). Они помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать… Подробнее  Купить за 204 руб

Другие книги по запросу «Психофизиологические функции» >>

psihologiya_cheloveka.academic.ru

функция психофизиологическая — это… Что такое функция психофизиологическая?



функция психофизиологическая

— в теории деятельности под ними понимаются физиологические обеспечения процессов психических. Сюда относится ряд способностей организма, как способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и пр. Соответственно говорится о функциях сенсорной, мнемической и моторной. К этому уровню относятся и врожденные механизмы, закрепленные в морфологии системы нервной, и те, что созревают в первые месяцы жизни.

Граница между операциями — автоматизмами и функциями психофизиологическими достаточно условна, подобно границе между действиями и операциями (см. действие — операция). Но эти функции выделяются в особый уровень из-за их «организмического характера». Они достаются субъекту от природы и всегда готовы к использованию. Можно сказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • функция психическая: локализация
  • функция семиотическая

Смотреть что такое «функция психофизиологическая» в других словарях:

  • функция психическая высшая — сложные, прижизненно формирующиеся системные процессы психические, социальные по происхождению особый вид функций психических, полностью отсутствующий у животных. Сюда относятся внимание произвольное, память произвольная, мышление логическое и пр …   Большая психологическая энциклопедия

  • локализация высших психических функций — (от лат. localis местный) отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Сенсорная система — Человеческий глаз, элемент зрительной системы Сенсорная система  часть нервной системы, ответственная за восприятие определённых сигналов (так называемых сенсорных стимулов) из окружающей или внут …   Википедия

  • Измайлов, Чингиз Абильфазович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Измайлов. Чингиз Абильфазович Измайлов …   Википедия

  • Резонансная теория пения — (РТП)  система представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностях образования и восприятия певческого голоса, обуславливающих его высокие эстетические и вокально технические качества… …   Википедия

  • действие — целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ХАЛЬБВАКС — (Halbwachs) Морис (11.03.1877, Реймс 16.03.1945, Бухенвальд) франц. социолог и социальный психолог, представитель социольной школы Дюркгейма. В политическом плане был приверженцем реформистского социализма, участвовал в Сопротивлении. Xальбвакс… …   Энциклопедия социологии

  • БЛОК — У этого термина существуют и другие значения, см. Блок. БЛОК Безопасный локомотивный объединенный комплекс В свое время качественный скачок в повышении уровня безопасности движения поездов позволило сделать массовое внедрение АЛСН. С начала 90 х… …   Википедия

psychology.academic.ru

Действие и операции. Виды операций. Психофизиологические функции.

ДЕЙСТВИЕ И ОПЕРАЦИЯ — Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя подлежащих им операций. Граница слоев действий и операций подвижна: ее движение вверх означает превращение некоих действий, в основном элементарных, в операции: происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия: происходит дробление деятельности на более мелкие единицы. Очень важен вопрос, как в конкретных случаях определить, где проходит эта граница. Поскольку действие — единица деятельности, ответ на него позволил бы установить, какими единицами работает индивид, что важно и теоретически, и практически (например, с позиции обучения). Пока это — одна из проблем экспериментальных исследований. Теоретически этот вопрос решить невозможно, ибо хотя операция есть способ выполнения действия, однако не всякий способ есть операция: так, частные действия можно рассматривать как способы выполнения более крупного действия, в состав коего они входят, — но они не перестают быть действиями. Потому ни статус способа, ни соотнесенность с условиями, ни величина и масштаб акта не позволяют определить его деятельностный ранг — определить, действие он или операция. Самый точный признак, различающий действия и операции — осознаваемость или неосознаваемость — в принципе можно использовать, но далеко не всегда. Он не работает как раз в пограничной зоне, у границы между действиями и операциями. Чем дальше от границы, тем достовернее данные самонаблюдения. В пограничье становится существенной ситуативная динамика процесса деятельности, и уже сама попытка определить осознаваемость некоего акта может привести к его осознанию, тем нарушая естественную структуру деятельности. Единственный путь, что пока видится, — это использование объективных индикаторов деятельного уровня текущего процесса — поведенческих и физиологических признаков. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие).

Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия.

Приведу несколько простых примеров. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример «в столбик». Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия или две разные операции.

Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, — ушко надвигают на нитку. Это тоже разные операции, в данном случае двигательные.

Еще пример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, что закладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.

Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

По существу, уровень операций заполнен уже известными вам автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.

Давайте же воспроизведем ряд известным нам положений, только на новом языке, предлагаемом теорией деятельности.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Третий тезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Рассмотрим какой-нибудь пример.

Предположим, в ходе дискуссии у вас возникла одна мысль, и вы ее высказали, заботясь в основном о ее содержании, а не о способе выражения. Вы совершили действие, которое было обеспечено многими операциями — умственными, речевыми, артикуляционными и т.п. Все вместе они реализовали действие — высказывание мысли.

Но предположим, что вы не смогли для выражения мысли сразу подобрать нужного слова. Тогда вы направляете усилия на поиск его и наконец находите. То, что раньше происходило на уровне операций (подбор слов), стало действием: граница сдвинулась вниз. Но снова предположим, что, произнося слово, вы сделали оговорку; тогда вы повторяете это слово, следя за правильным его произношением. Действием стал еще более мелкий акт — собственно артикуляция слова, который, как правило, лежит в глубинных слоях операций. Иными словами, граница, отделяющая действия от операций, спустилась еще ниже.

Наверное, каждый из вас наблюдал при изучении иностранного языка противоположную динамику: в самом начале обучения произнесение отдельного слова и даже отдельного звука — мелкое, но самостоятельное действие; на стадии же свободного владения языком практически все фонетические, лексические и грамматические проблемы решаются на уровне операций.

Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции — осознаваемость / неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко не всегда. Он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т.е. нарушить естественную структуру деятельности.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности — психофизиологическим функциям. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т.п. По существу, психология никогда об этом и не забывала, но ей не удавалось органически включить работу мозговых механизмов в психическую деятельность. Эта работа рассматривалась, например, В. Вундтом параллельно с анализом процессов сознания.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях К этому уровню относятся также врожденные механизмы закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни

Как же «вписываются» психофизиологические функции в деятельность? Можно сказать, что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Возьмем для примера память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими. Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда — просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковский синдром» (по имени выдающегося русского психиатра С.С. Корсакова, впервые его описавшего). Она состоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такие больные могут, например, несколько раз в день поздороваться с врачом, не помнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд.

Очевидно, что если бы такой больной попытался специально заучить какой-нибудь текст, то он тут же забыл бы не только этот текст, но и сам факт заучивания.

Итак, можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

students-library.com

Уровень психофизиологических функций.

Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение (способности организма: к ощущению, моторная способность и др.) протекания психических процессов. Отличаются от операций тем, что находятся на органическом уровне (являются необходимыми предпосылками и средствами).

 

Типы, виды, формы деятельности:

1. Типы Д – это типы отношений субъекта к объекту:

а) практическая (преобразование мира в соответствии с целями)

б) познавательная (понимание объективных законов существования мира)

в) эстетическая (оперированиеобразами, представлениями о предметах)

2. Внутри каждого типа Д выделяются виды Д – в зависимости от мотивов (игровая, учебная, трудовая Д и мн. др.).

3. Выделяются две формы Д:

а) внешняя (чувственно-предметная, материальная деятельность)

б) внутренняя (скрытая от прямого наблюдения Д субъекта с образами объектов).

Внутренняя деятельность:

имеет принципиально то же строение, что и у внешней деятельности, но отличается формой протекания. Внутренняя деятельность также побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами. А вместо реального продукта получается мысленный результат.

произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. В умственном плане отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе. Весь процесс протекания проходит намного быстрее.

Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность избежать грубых, роковых ошибок.

 

Свойства Д. (по Леонтьеву):

— осознанность;

— целенаправленность;

— предметность;

— социальный характер

 

Закономерности развития Д (по Давыдову):

1. существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.).

2. ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).

3. различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни(поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой, трудом, спортом и т.д.).

4. каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.

 

Д как объяснительный принцип.


Развитие психики.

Психика возникает в связи с необходимостью ориентировки Д субъекта в дискретной (дробной, неоднородной) среде обитания. Развитие психики связано с развитием деятельности. Источник развития психики – противоречие между особенностями среды и содержанием отражения.

Основные стадии развития психики:

Стадия Особенности среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
1. Элементарная (сенсорная) Предметная среда Свойства среды, предмета Ощущения Инстинкт (безусл. рефлекс).
Преобладаниеинстинктивного (видового) поведения.
Достижение животным результата тесно связано со способом его достижения.
Пример – опыт А.Н. Леонтьева с американским сомиком (ниже)
2. Перцептивная Среда отношениймежду предметами Различение предметов в форме образа Образы Навык
(усл. рефлекс).
Преобладаниеиндивидуально-изменчивого поведения.
Появление операций
3. Интеллект И среда – отношений между предметами и содержание отражения – отношения между предметами (нет противоречия) Предметные ситуации, функциональные понятия Появление двухфазного поведения (подготовка, реализация) -интеллектуальное поведение.

 

Психические процессы.

Эльконин Д.Б.. Решающую роль в психологических новообразованиях играет деятельность. Ведущая Д– это Д, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Период Ведущая деятельность
Младенчество (2-12 месяцев) Непосредственное эмоциональное общение c близким взрослым
Ранний возраст (1-3 года) Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия.
Дошкольный (3-7 лет) Сюжетно-ролевая игра.
Младший школьный (7-11 лет) Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).
Младший подростковый возраст (12-15 лет) Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.
Старший подростковый возраст (15-17 лет) Учебно-профессиональная.

 

Зинченко П.И.. Непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Лучше запоминается то, что имеет отношение к «цели» деятельности (а не просто находящееся в поле зрения).

П. Я. Гальперин. Анализ отношения между внутренней и внешней Д привел к гипотезе поэтапного формирования умственных действий. Основной тезис: «психическая Д. есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий». Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д …».

 

Д и личность.

Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений.Личность человека производится/создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей (иерархия мотивов – по Капустину). Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект.

Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура:

Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (этот уровень по А.Н. Ленотьеву характеризует понятие индивид).

Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.

Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).


pdnr.ru

Уровень психофизиологических функции (самый низкий уровень деятельности)

Субъект представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, опорно-двигательным аппаратом… Психологии не удавалось включить работу мозга в психическую деятельность. Ее параллельно с процессом сознания рассматривал Вундт.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается способность нашего организма к ощущениям, моторным действиям, возможности фиксировать прошлый опыт… Эти функции достаются субъекту деятельности от природы. Психофизиологические функции составляют одновременно предпосылки и средства деятельности.

Например, память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы\ действия, которые называются мнемическими. Эта функция врожденная , с момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации.

Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда –просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к результату, если бы человек не обладал мнемической функцией.

Существует болезнь памяти, которая называется «корсаковским синдромом» русский психиатр Корсаков впервые описал. Она состоит в потере мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те которые случились несколько минут назад.

Т.о., психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них не выполнялось бы ни действие, ни операция, ни задачи.

Уровень операций.

Операция – это способ выполнения действия, механизмы посредством которых выполняется действие.

Например, перемножить два число можно в уме и письменно, «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же действия или две разные операции.

Еще пример женский способ вдевания нитки в иголку отличается от мужского.

Еще пример: вы хотите найти определенное место в книге, но обнаруживаете, что закладка выпала. Вы пытаетесь либо вспомнить страницу, либо пробегаете глазами каждую страницу… Опять несколько разных способов достижения цели.

Операции являются технической стороной выполнения действий, т. е. ловкостью, сноровкой. Это уровень автоматических действий и навыков. Характеристика операций (свойства):

1. Они мало осознаются или совсем не осознаются и этим отличаются от действий, у которых есть сознаваемая цель и контроль за протеканием действия.


2. Операции заполнены автоматическими действиями и навыками.

3. Операции возникают из действий путем адаптации, непосредственного подражания (не осознаются), автоматизации (находятся на границе сознания).

 

Структура операций: навык, умения, привычки.

1.Навык— это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, т. е. бессознательная регуляция движения.

Благодаря частичной автоматизации (навыку) в структуре действия изменяются приемы:

— устраняются лишние движения и ускоряется темп выполнения движений;

— развивается способность быстро различать и выделять ориентиры;

— внимание переносится на результаты действий.

В основе навыка лежит упрочнение условнорефлекторных связей.

В основе изменений в приемах действий лежат многократные выполнения движений — называемое упражнением. Признаки упражнений:

— человек должен удерживать в своем сознании эталон – образец;

— давать себе отчет чего он достиг каковы его недостатки.

Навыки приобретаются в упражнениях. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия.

Виды навыков:

— моторные \двигательные

— интеллектуальные (навыки счета, чтения, заучивания…)

— сенсорно-двигательные (письмо, рисование, черчение)

— сенсорно-мыслительные(решение задач).

Каждый навык складывается из системы навыков. Одни помогают формироваться, другие мешают. Интерференция – тормозящее взаимодействие навыков. Н-р, учили водить машину по одним приемам, а правильно нужно по-другому.

Перенос навыков — положительное влияние усвоенных навыков.

Навык – это упрочившийся способ выполнения действий.

В основе большинства навыков лежит осознанное действие. Например, начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная .Особенностью навыка является автоматизация –процесс формирования разных навыков путем упражнения., т. е. выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Особенность навыка – это высокая степень автоматизации действия. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для более важных задач деятельности.


Виды навыков:

-двигательные

-мыслительные

-сенсорные

— навыки поведения.

2. Умения — это воплощение знаний и навыков в действия.

Попадая в новые условия человек применяет свои знания и навыки. Н-р, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, карандашом, мелом, выбить зубилом. Элементарное умение возникает из случайных знаний, но чем сложнее вид деятельности, тем меньше надежды на успех умений, которые складываются из наблюдения и подражания. В деятельность человека включены навыки и умения.

Умение — элементарный уровень выполнения действий, это действия, возникшие на основе знаний или в результате подражания. О первокласснике, который закончил изучать букварь, говорят, что он умеет читать.

Т.о., вслед за знаниями в деятельности проявляется элементарное умение что-то выполнять.

3.Привычки — потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Н-р, мытье рук перед едой… Привычки побуждают человека поступать определенным образом. Привычки могут быть полезными и вредными. Привычка – потребность совершать действия. Например, ребенок овладел гигиеническими навыками: чистить зубы…

Привычка заставляет человека поступать определенным образом. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что привыкли.

Уровень действий.

Действие – основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию деятельности.

Для выполнения какой-либо деятельности необходима цель. Для того, чтобы человек поставил цель, ему необходимы потребность и мотивы.

Действие занимает центральное место в деятельности.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Выполняя определенную деятельность, действие, человек постоянно держит образ у себя в сознании.

Характеристики понятие «действие»:

— Содержит сознание в виде постановки и удержания цели.

— Действие –есть и акт поведения.

— Содержит принцип активности. Активность это есть свойство самого субъекта.

— Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир.

Т.о., трудно выделить грань м\д операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываетесь переворачивать, но если начинаете себя контролировать и думать как сделать лучше, то сталкиваетесь с рядом действий и эти действия рассматриваются не как операции. Следовательно, отличительным признаком действия от операции, является осознанность выполняемой деятельности.

cyberpedia.su

Тема 4. Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе. План

1. Основные этапы
развития высшей нервной деятельности.

2. Возрастные
особенности психофизиологических
функций.

1. Основные этапы развития высшей нервной деятельности

Низшая и высшая
нервная деятельность ребенка формируются
в результате морфофункционального
созревания всего нервного аппарата.
Нервная система, а вместе с ней и высшая
нервная деятельность у детей и подростков
достигают уровня взрослого человека
примерно к 20 годам. Весь сложный процесс
развития ВНД человека определяется как
наследственно, так и многими другими
биологическими и социальными факторами
внешней среды. Последние приобретают
ведущее значение в постнатальном
периоде, поэтому на семью и учебные
заведения ложится основная ответственность
за развитие интеллектуальных возможностей
человека.

ВНД ребенка
от рождения до 7 лет.

Ребенок
рождается с набором безусловных
рефлексов, рефлекторные дуги которых
начинают формироваться на 3-м месяце
внутриутробного развития. Тогда у плода
появляются первые сосательные и
дыхательные движения, а активное движение
плода наблюдается на 4-5-м месяце. К
моменту рождения
у ребенка
формируется большинство врожденных
рефлексов, которые обеспечивают ему
нормальное функционирование вегетативной
сферы.

Возможность простых
пищевых условных реакций возникает уже
на 1-2-е сутки,
а
к концу
первого месяца развития образуются
условные рефлексы с двигательного
анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца
жизни
образуются
слуховые, зрительные и тактильные
рефлексы, а к 5-му месяцу развития у
ребенка вырабатываются все основные
виды условного торможения. Большое
значение в совершенствовании
условно-рефлекторной деятельности
имеет обучение ребенка. Чем раньше
начато обучение, т. е. выработка условных
рефлексов, тем быстрее идет их формирование
впоследствии.

К концу 1-го года
развития
ребенок
относительно хорошо различает вкус
пищи, запахи, форму и цвет предметов,
различает голоса и лица. Значительно
совершенствуются движения, некоторые
дети начинают ходить. Ребенок пытается
произносить отдельные слова, и у него
формируются условные рефлексы на
словесные раздражители. Следовательно,
уже в конце первого года полным ходом
идет развитие второй сигнальной системы
и формируется ее совместная деятельность
с первой.

На 2-м году развития
ребенка
совершенствуются все виды условно-рефлекторной
деятельности, и продолжается формирование
второй сигнальной системы, значительно
увеличивается словарный запас;
раздражители или их комплексы начинают
вызывать словесные реакции. Уже у
двухгодовалого ребенка слова приобретают
сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни
отличаются
живой ориентировочной и исследовательской
деятельностью. Этот возраст ребенка
характеризуется «предметным» характером
мышления, т. е. решающим значением
мышечных ощущений. Эта особенность в
значительной степени связана с
морфологическим созреванием мозга, так
как многие моторные корковые зоны и
зоны кожно-мышечной чувствительности
уже к 1-2 годам достигают достаточно
высокой функциональной полноценности.
Основным фактором, стимулирующим
созревание этих корковых зон, являются
мышечные сокращения и высокая двигательная
активность ребенка.

Период до 3-х лет
характеризуется
также легкостью образования условных
рефлексов на самые различные раздражители.
Примечательной особенностью 2-3-летнего
ребенка является легкость выработки
динамических стереотипов – последовательных
цепей условно-рефлекторных актов,
осуществляющихся в строго определенном,
закрепленном во времени порядке.
Динамический стереотип это следствие
сложной системной реакции организма
на комплекс условных раздражителей
(условный рефлекс на время – прием пищи,
время сна и др.).

Возраст от 3-х до
5-ти
лет
характеризуется дальнейшим развитием
речи и совершенствованием нервных
процессов (увеличивается их сила,
подвижность и уравновешенность), процессы
внутреннего торможения приобретают
доминирующее значение, но запаздывательное
торможение и условный тормоз вырабатываются
с трудом.

К
5-7 годам еще
более повышается роль сигнальной системы
слов и дети начинают свободно говорить.
Это обусловлено тем, что только к семи
годам постнатального развития
функционально созревает материальный
субстрат второй сигнальной системы –
кора больших полушариев.

ВНД детей
от 7 до 18 лет.

Младший
школьный возраст

7 до 12 лет) – период относительно
«спокойного» развития ВНД. Сила процессов
торможения и возбуждения, их подвижность,
уравновешенность и взаимная индукция,
а также уменьшение силы внешнего
торможения обеспечивают возможности
широкого обучения ребенка. Но только
при обучении письму и чтению слово
становится предметом сознания ребенка,
все, более отдаляясь от связанных с ним
образов, предметов и действий.
Незначительное ухудшение процессов
ВНД наблюдается только в 1-м классе в
связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение
для педагогов имеет подростковый
(с 11-12 до
15-17 лет) период. В это время нарушается
уравновешенность нервных процессов,
большую силу приобретает возбуждение,
замедляется прирост подвижности нервных
процессов, значительно ухудшается
дифференцировка условных раздражителей.
Ослабляется деятельность коры, а вместе
с тем и второй сигнальной системы. Все
функциональные изменения приводят к
психической неуравновешенности и
конфликтности подростка.

Старший школьный
возраст
(15-18
лет) совпадает с окончательным
морфофункциональным созреванием всех
систем организма. Повышается роль
корковых процессов в регуляции психической
деятельности и функций второй сигнальной
системы. Все свойства нервных процессов
достигают уровня взрослого человека,
т. е. ВНД старших школьников становится
упорядоченной и гармоничной. Таким
образом, для нормального развития ВНД
на каждом отдельном этапе онтогенеза
необходимо создание оптимальных условий.

Типологические
особенности ВНД ребенка.

Н.И.
Красногорский, изучая ВНД ребенка на
основе силы, уравновешенности, подвижности
нервных процессов, взаимоотношений
коры и подкорковых образований,
соотношения между сигнальными системами,
выделил 4 типа нервной деятельности в
детском возрасте.

1. Сильный,
уравновешенный, оптимально возбудимый,
быстрый тип. Характеризуется быстрым
образованием прочных условных рефлексов.
Дети этого типа имеют хорошо развитую
речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный,
уравновешенный, медленный тип. У детей
этого типа условные связи образуются
медленнее и прочность их меньше. Дети
этого типа быстро обучаются речи, только
речь у них несколько замедленная. Активны
и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный,
неуравновешенный, повышенно возбудимый,
безудержный тип. Условные рефлексы у
таких детей быстро угасают. Дети такого
типа отличаются высокой эмоциональной
возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь
быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с
пониженной возбудимостью. Условные
рефлексы образуются медленно, неустойчивы,
речь часто замедленная. Дети этого типа
не переносят сильных и продолжительных
раздражений, легко утомляются.

Существенные
различия основных свойств нервных
процессов у детей, относящихся к разным
типам, определяют их разные функциональные
возможности в процессе обучения и
воспитания, но пластичность клеток коры
больших полушарий, их приспособляемость
к меняющимся условиям среды является
морфофункциональной основой преобразования
типа ВНД. Так как пластичность нервных
структур особенно велика в период их
интенсивного развития, педагогические
воздействия, корригирующие типологические
особенности, особенно важно применять
в детском возрасте.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *