Шкала самоуважения м розенберга – 3.Тест на самоуважение. Методика шкала м.Розенберга.

3.Тест на самоуважение. Методика шкала м.Розенберга.

Шкала
самоуважения Розенберга(Rosenberg’s
Self-Esteem Scale) — это личностный опросник для
измерения уровня самоуважения.

Самоуважение
— это субъективная оценка человеком
себя как внутренне положительного или
отрицательного до какой-то степени.
Сюда также входит уверенность в своей
ценности; утвердительный принцип по
отношению к  праву жить и быть
счастливым; комфорт при уместном
утверждении своих мыслей, желаний и
потребностей; чувство, что радость — это
неотъемлемое право
.

Опросник
создавался и использовался как одномерный,
хотя, проведенный позднее, факторный
анализ выявил два независимых
фактора:самоунижение и самоуважение:
чем выше одно, тем ниже другое.

Самоунижение
может быть следствием депрессивного
состояния, тревожности и психосоматических
симптомов; самоуважение является
причиной и следствием активности в
общении, лидерства, чувства межличностной
безопасности. Оба фактора напрямую
зависят от отношения к тестируемому
его родителей в детстве.

Опросник
Розенцвейга состоит из 10 суждений, на
каждое из которых предлагается четыре
градации ответов, кодируемых в баллах
по предложенной схеме.

Тест
на самоуважение. Методика шкала
М.Розенберга:

Инструкция.

Определите,
насколько вы согласны или не согласны
с приведенными ниже утверждениями.
Поставьте напротив соответствующую
цифру.

4
— полностью согласен
3 — согласен
2 —
не согласен
1 — абсолютно не согласен

Тестовый
материал

1.
Я чувствую, что я достойный человек, по
крайней мере, не менее чем другие.

2.
Я всегда склонен чувствовать себя
неудачником.

3.
Мне кажется, у меня есть ряд хороших
качеств.

4.
Я способен кое-что делать не хуже, чем
большинство.

5.
Мне кажется, что мне особенно нечем
гордиться.

6.
Я к себе хорошо отношусь.

7.
В целом я удовлетворен собой.

8.
Мне бы хотелось больше уважать себя.

9.
Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10.
Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ
и обработка результатов теста.

За
каждый ответ начислите себе баллы в
соответствии с ключом.

прямые
вопросы: 1,3,4,6  
обратные вопросы
– 2,5,7,8,9,10 — баллы в них начисляются
наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень
самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10
– 18 баллов – вам не хватает самоуважения,
его очень мало, вы склонны во всем плохом
винить себя, видите только свои недостатки
и акцентируете внимание только на своих
слабых сторонах, вы попали в замкнутый
круг самоуничижения, которое не позволяет
вам ставить цели и достигать успеха. В
каждом событии вы ищите подтверждение
своей ничтожности.

18
– 22 баллов – вы балансируете между
самоуважением и самоуничижением, успехи
поднимают вас до небывалых вершин и
самоуважение зашкаливает, неудачи
подпитывают низкую самооценку и
сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение
о себе колеблется то в одну, то в другую
сторону.

23
– 34 балла – самоуважение у вас преобладает,
и вы можете адекватно оценивать свои
достоинства и недостатки, можете
согласиться с тем, что бываете неправы,
сохраняете уважение к себе при неудачах,
но склонны иногда заниматься затянутым
«самобичеванием», что не предусмотрели,
не заметили, «соломку не подстелили»,
что не позволяет смириться с тем, что
изменить невозможно и быстро среагировать
и откорректировать там, где есть
возможность.

35
— 40 баллов – вы уважаете себя как человека,
личность, профессионала и делаете все
для того, чтобы продолжать уважать себя
и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь
в профессии, духовном и интеллектуальном
плане, в сфере отношений, умеете извлекать
уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это
норма, к которой стоит стремиться.

4.ТЕСТ
«САМООЦЕНКА»
Тест
«Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы
психологии: Практикум. – Ростов н/Д,
2003. С.479-480

Шкалы: уровень
самооценки

НАЗНАЧЕНИЕ
ТЕСТА

Исследование
самооценки личности. 

Вариант
I

Инструкция
к тесту 

Каждый
человек имеет определенные представления
об идеале наиболее ценных свойств
личности. На эти качества люди ориентируются
в процессе самовоспитания. Какие качества
вы более всего цените в людях? У разных
людей эти представления неодинаковы,
а потому не совпадают результаты
самовоспитания. Какие же представления
об идеале имеются у вас? Разобраться в
этом вам поможет следующее задание,
которое выполняется в два этапа.

ТЕСТ

Этап

Разделите
лист бумаги на четыре равные части,
обозначьте каждую часть римскими цифрами
I, II, III, IV. 

Даны четыре набора слов,
характеризующих положительные качества
людей. Вы должны в каждом наборе качеств
выделить те, которые более значимы и
ценны для вас лично, которым вы отдаете
предпочтение перед другими. Какие это
качества и сколько их – каждый решает
сам. 

Внимательно прочитайте
слова первого набора качеств. Выпишите
в столбик наиболее ценные для вас
качества вместе с их номерами, стоящими
слева. Теперь приступайте ко второму
набору качеств – и так до самого конца.
В итоге вы должны получить четыре набора
идеальных качеств. 

Чтобы создать
условия для одинакового понимания
качеств всеми участниками психологического
обследования, приводим толкование этих
качеств:

I.
Межличностные отношения, общение.

1.
Вежливость – соблюдение правил приличия,
учтивость. 
2. Заботливость – мысль
или действие, направленные к благополучию
людей; попечение, уход. 
3. Искренность
– выражение подлинных чувств, правдивость,
откровенность. 
4. Коллективизм –
способность поддерживать общую работу,
общие интересы, коллективное начало. 
5.
Отзывчивость – готовность отозваться
на чужие нужды. 
6. Радушие – сердечное,
ласковое отношение, соединенное с
гостеприимством, с готовностью чем-нибудь
услужить. 
7. Сочувствие – отзывчивое,
участливое отношение к переживаниям,
несчастью людей. 
8. Тактичность –
чувство меры, создающее умение вести
себя в обществе, не задевать достоинства
людей. 
9. Терпимость – умение без
вражды относиться к чужому мнению,
характеру, привычкам, 
10. Чуткость
– отзывчивость, сочувствие, способность
легко понимать людей. 
11.
Доброжелательность – желание добра
людям, готовность содействовать их
благополучию. 
12. Приветливость –
способность выражать чувство личной
приязни. 
13. Обаятельность –
способность очаровывать, притягивать
к себе. 
14. Общительность – способность
легко входить в общение. 
15.
Обязательность – верность слову, долгу,
обещанию. 
16. Ответственность –
необходимость, обязанность отвечать
за свои поступки и действия. 
17.
Откровенность – открытость, доступность
для людей. 
18. Справедливость –
объективная оценка людей в соответствии
с истиной. 
19. Совместимость – умение
соединять свои усилия с активностью
других при решении общих задач. 
20.
Требовательность – строгость, ожидание
от людей выполнения своих обязанностей,
долга. 

II.
Поведение 

1.
Активность – проявление заинтересованного
отношения к окружающему миру и самому
себе, к делам коллектива, энергичные
поступки и действия. 
2. Гордость –
чувство собственного достоинства. 
3.
Добродушие – мягкость характера,
расположение к людям. 
4. Порядочность
– честность, неспособность совершать
подлые и антиобщественные поступки. 
5.
Смелость – способность принимать и
осуществлять свои решения без страха. 
6.
Твердость – умение настоять на своем,
не поддаваться давлению, непоколебимость,
устойчивость. 
7. Уверенность – вера
в правильность поступков, отсутствие
колебаний, сомнений. 
8. Честность
– прямота, искренность в отношениях и
поступках. 
9. Энергичность –
решительность, активность поступков и
действий. 
10. Энтузиазм – сильное
воодушевление, душевный подъем. 
11.
Добросовестность – честное выполнение
своих обязанностей. 
12. Инициативность
– стремление к новым формам
деятельности. 
13. Интеллигентность
– высокая культура, образованность,
эрудиция. 
14. Настойчивость –
упорство в достижении целей. 
15.
Решительность – непреклонность,
твердость в поступках, способность
быстро принимать решения, преодолевая
внутренние колебания. 
16.
Принципиальность – умение придерживаться
твердых принципов, убеждений, взглядов
на вещи и события. 
17. Самокритичность
– стремление оценивать свое поведение,
умение вскрывать свои ошибки и
недостатки. 
18. Самостоятельность
– способность осуществлять действия
без чужой помощи, своими силами. 
19.
Уравновешенность – ровный, спокойный
характер, поведение. 
20. Целеустремленность
– наличие ясной цели, стремление ее
достичь. 

III.
Деятельность 

1.
Вдумчивость – глубокое проникновение
в суть дела. 
2. Деловитость – знание
дела, предприимчивость, толковость. 
3.
Мастерство – высокое искусство в
какой-либо области. 
4. Понятливость
– умение понять смысл, сообразительность. 
5.
Скорость – стремительность поступков
и действий, быстрота. 
6. Собранность
– сосредоточенность, подтянутость. 
7.
Точность – умение действовать, как
задано, в соответствии с образцом. 
8.
Трудолюбие – любовь к труду, общественно
полезной деятельности, требующей
напряжения. 
9. Увлеченность – умение
целиком отдаваться какому-либо делу. 
10.
Усидчивость – усердие в том, что требует
длительного времени и терпения. 
11.
Аккуратность– соблюдение во всем
порядка, тщательность работы,
исполнительность. 
12. Внимательность
– сосредоточенность на выполняемой
деятельности. 
13. Дальновидность –
прозорливость, способность предвидеть
последствия, прогнозировать будущее. 
14.
Дисциплинированность – привычка к
дисциплине, сознание долга перед
обществом. 
15. Исполнительность –
старательность, хорошее исполнение
заданий. 
16. Любознательность –
пытливость ума, склонность к приобретению
новых знаний. 
17. Находчивость –
способность быстро находить выход из
затруднительных положений. 
18.
Последовательность – умение выполнять
задания, действия в строгом порядке,
логически стройно. 
19. Работоспособность
– способность много и продуктивно
работать. 
20. Скрупулезность –
точность до мелочей, особая
тщательность. 

IV.
Переживания, чувства

1.
Бодрость – ощущение полноты сил,
деятельности, энергии. 
2. Бесстрашие
– отсутствие страха, храбрость. 
3.
Веселость – беззаботно-радостное
состояние. 
4. Душевность – искреннее
дружелюбие, расположенность к людям. 
5.
Милосердие – готовность помочь, простить
из сострадания, человеколюбия. 
6.
Нежность – проявление любви, ласки. 
7.
Свободолюбие – любовь и стремление к
свободе, независимости. 
8. Сердечность
– задушевность, искренность в
отношениях. 
9. Страстность –
способность целиком отдаваться
увлечению. 
10. Стыдливость –
способность испытывать чувство
стыда. 
11. Взволнованность – мера
переживания, душевное беспокойство. 
12.
Восторженность – большой подъем чувств,
восторг, восхищение. 
13. Жалостливость
– склонность к чувству жалости,
состраданию. 
14. Жизнерадостность
– постоянство чувства радости, отсутствие
уныния. 
15. Любвеобильность –
способность сильно и многих любить. 
16.
Оптимистичность – жизнерадостное
мироощущение, вера в успех. 
17.
Сдержанность – способность удержать
себя от проявления чувств. 
18.
Удовлетворенность – ощущение удовольствия
от исполнения желаний. 
19.
Хладнокровность – способность сохранять
спокойствие и выдержку. 
20.
Чувствительность – легкость возникновения
переживаний, чувств, повышенная
восприимчивость к воздействиям
извне. 

Этап
II

Внимательно
рассмотрите качества личности, выписанные
вами из первого набора, и найдите среди
них такие, которыми вы обладаете реально.
Обведите цифры при них кружком. Теперь
переходите ко второму набору качеств,
затем к третьему и четвертому.

ОБРАБОТКА
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Подсчитайте,
сколько вы нашли у себя реальных качеств
(Р). 

Подсчитайте количество
идеальных качеств, выписанных вами (И;
качества, выписанные на первом этапе),
а затем вычислите их процентное
отношение:

С
= ( Р / И ) * 100%
.

Уровни
самооценки

Неадекватно-низкий   
Низкий    Ниже среднего   
Средний    Выше среднего   
Высокий   
Неадекватно-высокий

                                                                              
Мужчины

            
0-10             11–34             
35-45           46-54      
     55-63           64-66  
            
67

                                                                             
Женщины

            
0-15             16-37   
          38-46       
   47-56            57-65 
         66-68          
     69

Вариант

Инструкция к тесту 

Внимательно
прочтите набор из 20 качеств личности:
аккуратность, доброта, жизнерадостность,
настойчивость, ум, правдивость,
принципиальность, самостоятельность,
скромность, общительность, гордость,
добросовестность, равнодушие, лень,
зазнайство, трусость, жадность,
подозрительность, эгоизм, нахальство. 

В
столбик «идеал» под номером (рангом) 1
запишите то качество из вышеуказанных,
которое вы более всего цените в людях,
под номером 2 – то качество, которое
цените чуть меньше и т. д., в порядке
убывания значимости. Под номером 13
укажите то качество – недостаток – из
вышеуказанных, которое вы легче всего
могли бы простить людям (ведь, как
известно, идеальных людей не бывает, у
каждого есть недостатки, но какие-то вы
можете простить, а какие-то – нет), под
номером 14 – тот недостаток, который
простить труднее и т. д., под номером 20
–самое отвратительное, с вашей точки
зрения, качество людей. 

В столбик
«Я» под (рангом) 1 запишите то качество
из вышеуказанных, которое лично у вас
сильнее всего развито (независимо от
того, достоинство это или недостаток),
под номером 2 – то качество, которое
развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем
порядке, под последними номерами – те
качества, которые у вас менее всего
развиты или отсутствуют.

Образец
бланка к тесту

Идеал
    Я    d=Идеал – Я    
d2    Σd2

1   
2    3    4    5
1   
1            
2   
2            
…   
…            
20   
20            

Обработка
результатов теста 

В
колонке №3 респондент должен подсчитать
разность номеров рангов по каждому
выписанному качеству. Например: такое
свойство как «аккуратность» в первой
колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте,
а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6;
такое качество как «принципиальность»
и в первой, и во второй колонке стоит на
3 ранговом месте. В этом случае d будет
равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие»
в первой колонке стоит на 20 ранговом
месте, а во второй – на 2. В этом случае
d будет равно 20-2=18 и т. д. 
В колонке
№4 нужно подсчитать d2по каждому
качеству. 
В колонке №5 подсчитывается
сумма d2, то есть:

Σd2
= d12 + d22 + d32 + … + d202
;

Необходимо
подсчитать коэффициент ранговой
корреляции по Спирмену: 

R
= 1 – 6Σd2/(n3 – n)
,
где

•   
n
 –
количество сравниваемых пар 

В
случае n=20 формула приобретает следующий
вид: 

R
= 1 – 0,00075Σd2

Значения
R будут находится в пределах [-1;
+1]. 

Уровни
самооценки

Неадекватно-низкий   
Низкий    Ниже среднего   
Средний    Выше среднего   
Высокий    Неадекватно-высокий

          
[-1; 0]           (0; 0,2]   
    [0,21; 0,3]      [0,31; 0,5]   
[0,51; 0,65]     [0,66; 0,8]      
   (0,8; 1] 

Интерпретация
результатов теста

Самооценка
может быть оптимальной и неоптимальной.
При оптимальной, адекватной самооценке
субъект правильно соотносит свои
возможности и способности, достаточно
критически относится к себе, стремится
реально смотреть на свои неудачи и
успехи, старается ставить перед собой
достижимые цели, которые можно осуществить
на деле. К оценке достигнутого он подходит
не только со своими мерками, но и старается
предвидеть, как к этому отнесутся другие
люди: товарищи по работе и близкие. Иными
словами, адекватная самооценка является
итогом постоянного поиска реальной
меры, т.е. без слишком большой переоценки,
но и без излишней критичности к своему
общению, поведению, деятельности,
переживаниям. Такая самооценка является
наилучшей для конкретных условий и
ситуаций. 

К оптимальной относятся
самооценки «высокий уровень» и «выше
среднего уровня» (человек заслуженно
ценит, уважает себя, доволен собой), а
также «средний уровень» (человек уважает
себя, но знает свои слабые стороны и
стремится к самосовершенствованию,
саморазвитию). 

Самооценка может
быть неоптимальной – чрезмерно завышенной
или слишком заниженной.

На основе
неадекватно завышенной самооценки у
человека возникает неправильное
представление о себе, идеализированный
образ своей личности и возможностей,
своей ценности для окружающих, для
общего дела. В таких случаях человек
идет на игнорирование неудач ради
сохранения привычной высокой оценки
самого себя, своих поступков и дел.
Происходит острое эмоциональное
«отталкивание» всего, что нарушает
представление о себе. Восприятие реальной
действительности искажается, отношение
к ней становится неадекватным – чисто
эмоциональным. Рациональное зерно
оценки выпадает полностью. Поэтому
справедливое замечание начинает
восприниматься как придирка, а объективная
оценка результатов работы – как
несправедливо заниженная. Неуспех
предстает как следствие чьих-то козней
или неблагоприятно сложившихся
обстоятельств, ни в коей мере не зависящих
от действий самой личности. 

Человек
с завышенной неадекватной самооценкой
не желает признавать, что все это –
следствие собственных ошибок, лени,
недостатка знаний, способностей или
неправильного поведения. Возникает
тяжелое эмоциональное состояние –
аффект неадекватности, главной причиной
которого является стойкость сложившегося
стереотипа завышенной оценки своей
личности. Если же высокая самооценка
пластична, меняется в соответствии с
реальным положением дел – увеличивается
при успехе и снижается при неудаче, то
это может способствовать развитию
личности, так как ей приходится
прикладывать максимум усилий для
достижения поставленных целей, развивать
свои способности и волю. 

Самооценка
может быть и заниженной, т. е. ниже
реальных возможностей личности. Обычно
это приводит к неуверенности в себе,
робости и отсутствию дерзаний,
невозможности реализовать свои
способности. Такие люди не ставят перед
собой труднодостижимых целей,
ограничиваются решением обыденных
задач, слишком критичны к себе. 

Слишком
высокая или слишком низкая самооценка
нарушают процесс самоуправления,
искажают самоконтроль. Особенно это
заметно в общении, где лица с завышенной
и заниженной самооценкой выступают
причиной конфликтов. При завышенной
самооценке конфликты возникают из-за
пренебрежительного отношения к другим
людям и неуважительного обращения с
ними, слишком резких и необоснованных
высказываний в их адрес, нетерпимости
к чужому мнению, проявлению высокомерия
и зазнайства. Низкая критичность к себе
мешает им даже замечать, как они оскорбляют
других высокомерием и непререкаемостью
суждений. 

При заниженной самооценке
конфликты могут возникать из-за чрезмерной
критичности этих людей. Они очень
требовательны к себе и еще более
требовательны к другим, не прощают ни
одного промаха или ошибки, склонны
постоянно подчеркивать недостатки
других. И хотя это делается из самых
лучших побуждений, все же становится
причиной конфликтов в силу того, что
немногие могут терпеть систематическое
«пиление». Когда в тебе видят только
плохое и постоянно указывают на это, то
возникает неприязнь к источнику таких
оценок, мыслей и действий. 

Аффект
неадекватности возникает как попытка
лиц с завышенной самооценкой оградить
себя от реальных обстоятельств и
сохранить привычную самооценку. Это
приводит к нарушению отношений с другими
людьми. Переживание обиды и несправедливости
позволяет чувствовать себя хорошо,
оставаться на должной высоте в собственных
глазах, считать себя пострадавшим или
обиженным. Это возвышает человека в его
собственных глазах и исключает
недовольство собой. Потребность в
завышенной самооценке удовлетворяется
и отпадает необходимость изменить ее,
т е. вплотную заняться само управлением.
Неизбежно возникают конфликты с людьми,
которые имеют иные представления о
данной личности, ее способностях,
возможностях и ценности для общества.
Аффект неадекватности – это психологическая
защита, она является временной мерой,
поскольку не решает главной задачи, а
именно – коренного изменения неоптимальной
самооценки, выступающей причиной
возникновения неблагоприятных
межличностных отношений.

Данные
методики позволяют решить еще несколько
исследовательских и практических задач.
Вот некоторые из них: 

I. Существует
несколько форм активности человека:
общение, поведение, деятельность,
переживания. Личность можно рассматривать
и как субъект самоуправления. Поскольку
одновременное осуществление всех этих
форм активности затруднительно, то
личность проявляет интерес к одной-двум
сферам своей жизни. Действительно,
каждый наблюдал людей, которые живут
«в мире людей», «в замкнутом мире», «в
мире дел» и «в мире чувств». Естественным
будет предположить, что при выполнении
методики люди выбирают больше качеств
в той сфере, которая их больше интересует.
Это и позволяет узнать, в какой области
лежат их интересы, их предпочтения. С
этой целью нужно подсчитать, сколько
было выписано «идеальных» качеств по
каждому из четырех блоков и сравнить
между собой полученные числа. Ведущим
будет тот уровень активности человека,
где больше всего собрано «идеальных»
и «реальных» качеств, а также их процентное
отношение.

II.
Можно получить представление о ценностных
ориентирах какой-либо группы, отличающейся
от других по возрасту, полу, профессии;
для этого нужно подсчитать, сколько
человек выбрало то или иное качество и
с каким рангом значимости. Если это
число перевести в проценты, то открывается
интересная возможность сравнивать
между собой группы по предпочтению
свойств личности, по степени важности
для нее отдельных свойств. Ранжирование
этих свойств по количеству людей,
выбравших это свойство, показывает,
какое место принадлежит ему в целостной
системе представлений о личности.

III.
Можно получить представление о том, чем
отличается каждый конкретный человек
от других людей по своим ценностным
ориентирам. Для этого нужно создать
усредненный «портрет» ценностных
ориентации группы, в которую он входит.
Затем нужен качественный анализ выбранных
им качеств и тех свойств личности,
которые чаще всего встречаются в группе
в целом. Так, на фоне групповых предпочтений
удается выявить индивидуальные
особенности. 

studfile.net

Тест Розенберга на самоуважение онлайн

Специализированная шкала самоуважения Розенберга представляет собой личностный опросник, который позволяет человеку определить, насколько он уважает сам себя. Самоуважение представляет собой субъективную оценку собственных поступков как внутренне отрицательного или же положительно до определенной степени. Помимо этого, оно позволяет определить уверенность в своей ценности, комфорт при утверждении каких-то личных мыслей, потребностей и желаний, а также чувство, при котором радость воспринимается как неотъемлемое право.

Первоначально данный опросник использовался и разрабатывался как одномерный, однако впоследствии при проведении факторного анализа было определено два абсолютно независимых фактора, получивших названия самоуважение и самоунижение. Последнее является последствием каких-либо депрессивных состояний, тревожности или же психосоматических симптомов, в то время как самоуважение происходит в случае общественной активности, проявлении лидерства, а также чувства межличностной безопасности.

Пройти тест на самоуважение онлайн

  1. 1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  2. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  3. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качествь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  4. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  5. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  6. 6. Я к себе хорошо отношусь

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  7. 7. В целом я удовлетворен собой

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  8. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  9. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  10. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош

    • Полностью согласен
    • Скорее согласен
    • Скорее не согласен
    • Полностью не согласен
  • У вас низкий уровень самоуважения, вам его, определенно, не хватает. Вы постоянно вините себя в происходящем и склонны замечать лишь свои недостатки. Вы склонны преувеличивать свои слабые стороны, скрывая и преуменьшая достоинства. Вам необходимо изменить подход к себе и начать любить себя.

  • Вы находитесь между двух огней: самоуважение и самоуничижение. Ваши успехи заставляют считать себя королём и хозяином положения, в такие моменты ваше самоуважение зашкаливает. В то же время неудачи резко снижают вашу самооценку, заставляя сомневаться в себе и в своих способностях.

  • Вы способны достаточно объективно давать оценку своим положительным и отрицательным качествам. Для вас не является проблемой признать свою неправоту, при этом сохранив достоинство и самоуважение. При этом вы склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием» и сверх меры обвинять себя в неудачах. На успех вы реагируете адекватно, признавая часть удачи в случившимся, но и отдавая должное себе и своим усилиям.

  • Отличный результат, вы уважитеьно относитесь к себе как к личности и как к профессионалу своего дела. При это вы любите вкладывать ресурсы и времяв развитие себя и своих способностей: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

tvoytest.ru

«Шкала самоуважения» М.Розенберга | Блог Сергея Минакова

Шкала самоуважения Розенберга(Rosenberg’s Self-Esteem Scale) — это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

Самоуважение — это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к  праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — это неотъемлемое право.

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора:самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое.

Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

Опросник Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга:

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

4 — полностью согласен 3 — согласен 2 — не согласен 1 — абсолютно не согласен

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

прямые вопросы: 1,3,4,6

обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 — баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 — 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

minakov.com.ru

Шкала самоуважения Розенберга . Шкала самоуважения Розенберга

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.

2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.

3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

4. Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.

Методика относится к классу стандартизованных самоотчетов. Шкала может быть использована для выявления глобального самоотношения. Шкала состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: полностью согласен, согласен, не согласен, абсолютно не согласен.

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.

Литература Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
Кобзаренко Л.С. Психологические предпосылки социальной
адаптации подростков с девиантным поведением. Рукопись. М.,
Московский психолого-социальный институт, 2002, 59 с.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. –
СПб.: Речь, 2000.
Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой,
К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2004.
Практическая психология образования / Под ред.
И.В. Дубровиной. – СПб.: П

tltaudit.ru

Шкала самоуважения Розенберга « Психологические тесты

Шкалы: самоуважение

Темы: самооценка

Тестируем: свойства личности · Возраст: взрослым, школьникам, детям
Тип теста: вербальный · Вопросов: 10
Комментарии: 9 · написать

Назначение теста

Диагностика уровня самоуважения испытуемого.

Описание теста

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.

Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Инструкция к тесту

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями по используя для этого следующую шкалу:

  • a) – полностью согласен;
  • b) – согласен;
  • c) – не согласен;
  • d) – абсолютно не согласен.
Тестовый материал
  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.
  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.
  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.
  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.
  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.
  6. Я к себе хорошо отношусь.
  7. В целом я удовлетворен собой.
  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
  9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.
  10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Ключ и обработка резульатов теста
Варианты ответов
  a b c d
1 4 3 2 1
2 1 2 3 4
3 4 3 2 1
4 4 3 2 1
5 1 2 3 4
6 4 3 2 1
7 4 3 2 1
8 1 2 3 4
9 1 2 3 4
10 1 2 3 4

За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым.

Источники
  • Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98-101.

vsetesti.ru

Тест на самоуважение. Методика шкала М. Розенберга. Шкала самоуважения

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга.

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg’s Self-Esteem Scale) — это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

Самоуважение — это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к  праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — это неотъемлемое право.

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое.

Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

Опросник Розенцвейга состоит из 10 суждений, на каждое из которых предлагается четыре градации ответов, кодируемых в баллах по предложенной схеме.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга:

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

4-полностью согласен
3-согласен
2-не согласен
1 — абсолютно не согласен

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

прямые вопросы: 1,3,4,6  
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 — баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 — 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

Тест на самоуважение. Методика шкала М.Розенберга.
Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Источник: «Практикум по возрастной психологии» под редакцией Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., СПб, 2002, с. 559. 
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. 
Проведение исследования. 
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Испытуемым предлагается семь таких линий. 
Шкалы: 
1) здоровье; 
2) ум, способности; 
3) характер; 
4) авторитет у сверстников; 
5) умение много делать своими руками, умелые руки; 
6) внешность; 
7) уверенность в себе. 
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. 
Обработка и интерпретация результатов. 
При обработке учитывается шесть шкал (первая, тренировочная – «здоровье» – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах, по шести шкалам рассчитывается средняя величина показателей уровня притязаний и самооценки. Полученные показатели сравниваются с количественными характеристиками по таблице и выявляются уровни притязаний и самооценки обследуемого. 
Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла). 
1. По каждой из шести шкал определить: 
а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (0) до знака «х»; 
б) высоту самооценки – от 0 до знака «-» 
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам. 
Уровень притязаний: норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности. 
Высота самооценки: количество баллов от 45 до 74 удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определённые отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. 
Н.И.Сарджвеладзе
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ
Тбилиси: «Мецниереба»
Предисловие

Разработка методологически обоснованного концептуального аппарата структуры и динамика личности предполагает изучение тех связей и отношений, в которые вовлечен индивид и устанавливаются им в процессе своей жизнедеятельности. Именно так поставлен вопрос в представленной монографии, посвященной исследованию возможных образцов взаимодействия личности с социумом, отношения к внешнему миру и самоотношения, а также механизмов перехода виртуальных состояний, свойственных целостной системе «личность – социальный мир», в реальное, манифестированное поведение.
Проблема виртуальных образцов отношения человека к предметному миру, миру людей и самоотношения, а также возможных вариантов взаимодействия личности с социумом – фактически проблема резервов человеческой жизнедеятельности, резервов его адаптивной и преобразовательной активности. Их актуализация и адекватная реализация – цель, которая ставится всей системой воспитания, а также практикой психологического консультирования и психокоррекции. Без опоры на резервы личности воспитуемого, обучающегося и консультируемого, на возможные образцы ее межличностного и внутриличностного взаимодействия и перспективы их расширения или трансформации – трудно рассчитывать на полноценный эффект воспитания, психологической помощи. Поэтому практическая работа с личностью, учитывающая ее виртуальные особенности, прежде всего требует теоретического осмысления и определенной классификации возможных образцов жизнедеятельности субъекта в социальном мире. С другой стороны, феноменологическое описание и поиск механизмов реализации виртуальных состояний в реальном поведении осуществимы лишь путем практической психоконсультационной и психокоррекционной работы с отдельной личностью или с малой социальной группой (семейное психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, психодрама, групповая динамика и др.). В этом контексте связь методолого-теоретической разработки с конкретной практической деятельностью психолога представляется не только и не столько достаточным, но и необходимым условием исследовательской работы. Опора на указанное условие определила общий характер данной работы, ее форму и содержание.
Автору выпала огромная честь обсудить ряд положений монографии с выдающимся психологом современности К. Роджерсом во время его рабочего визита в Институт психологии АН ГССР в 1986 г. Высказанные им пожелания обнадежили автора в том, что выбранный в работе способ концептуализации имеет перспективу развития. Мы глубоко признательны проф. В. Г. Норакидзе, В. П. Трусову, М. Г. Колбая, Н. Н. Обозову, М. С. Балиашвили, Д. А. Чарквиани, Г. Я. Чаганава и В. В. Столину, которые читали рукопись и высказали конструктивные замечания по целому ряду пунктам исследования. Отдельные критические замечания и пожелания, высказанные проф. У. Хентшел и В. Матеус (ФРГ), К. А. Абульхановой-Славской, Г. В. Дарахвелидзе, П. Н. Шихиревым, Н. Г. Адамашвили, и многими другими во время официальных докладов автора или частных бесед, позволили внести в текст необходимые коррективы. Мы глубоко благодарны Г. Ш. Лежава за его усердную работу над текстом, а также Л. Е. Мгалоблишвили, которая в течение ряда лет внимательно следила за работой и тем самым участвовала в развертывании замыслов автора.

Глава I

ЛИЧНОСТЬ:

ТРУДНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В современной психологии вряд ли найдется понятие, определение которого было бы более многозначным, а попытки четкого определения – более многочисленными, чем понятие «личность». Уже стало тривиальным, что авторы учебников или специальных работ указывают на разнообразие подходов, отмеченных Г. Олпортом в 40-е годы, когда он приводил свыше 50 различных определений личности. Как отмечает Р. Мейли, «Эти различия касаются не столько самого объекта исследования, сколько его концептуализации и отражают, таким образом, теоретические разногласия авторов» [34]. С выводом Р. Мейли частично можно согласиться. Действительно, методологические и идеологические позиции теоретика в области психологии или социальной психологии личности дают некоторый толчок для построения такого понятийного аппарата исследования, который еще более утверждал бы (а порой и оправдывал бы) методолого-идеологические установки автора. Более того, общественное сознание и господствующая идеология «моделирует» личность, преподносит «фабрикуемые» ими «образцы» личности, а сознание отдельного исследователя, пронизанное общественным сознанием, следует такой моде-ля и в научных терминах описывает то, что уже «смоделировано» и описано. Так, например, отдельные теоретические построения, рассматривающие личность как «атомарное» существо или особую субстанциональность, которой присущи изначальная автономность и самодостаточность, фактически реализуют идеологические установки буржуазного индивидуализма, разобщающего человеческие индивиды и провозглашающего единственно верным принципом человеческого существования «бытие-для-себя». Сказанное рисует интересную картину соотношения между общественно-моделируемыми образцами личности, научными теориями о личности и конкретной личностью: с одной стороны, в соответствии с общественно моделируемыми образцами происходит социализация конкретного индивида, а с другой – создаваемые философами, психологами, педагогами или социологами концепции о личности имплицитно или эксплицитно следуют этим образцам, научно их обобщают и концептуализируют. Тем самым поддерживается функционирование этих образцов и существующих идеологических установок. Однако тут же следует отметить, что такого рода детерминация не является абсолютной и жестокой: конкретная личность никогда не является пассивным «слепком» существующего социального образца, а теоретические построения не полностью воспроизводят эти идеологически обусловленные модели личностного бытия, отклоняются от такого буквального их воспроизводства. Поэтому всегда налицо определенное расхождение между общественными образцами, теоретическими построениями и реальным бытием конкретной личности, что является выражением процессов роста персонализации человеческой природы.
Но вернемся опять к вопросу о многозначности определения понятия личности. Следует ли нам ограничиваться упоминанием роли разнообразия методологических и идеологических позиций как определяющего фактора разногласия в дефинициях понятия «личность»? Нет ли оснований искать причину таких разногласий в самом объекте определения, т. е. в специфике той области реальности, которая семантически обозначается как «личность»? Думается, что не только различие теоретико-методологических позиций является определяющим фактором упомянутой разноречивости, но и сам объект определения включает в себя специфику, постоянно отражающуюся в разнообразии теоретических концепций и, соответственно, в различных подходах его эмпирического изучения. Иначе чем объяснить тот факт, что исследователи одной и той же методологической ориентации порой совершенно по-разному определяют личность? Разве не очевиден тот факт, что советские психологи, которых объединяет твердый фундамент марксистско-ленинской научной методологии, не так уж редко выдвигают достаточно отличающиеся определения понятия личности, тогда как объект определения один и тот же? Попытаемся ответить на вопрос, в чем же состоит такая специфика. Представляется излишним доказывать, что эта специфика кроется в глубокой диалектической природе человеческой личности. Вряд ли найдется другой такой объект изучения, при описании которого столь часто обнаруживались бы полярности, как это наблюдается при построении теории личности. «Индивидуальное и общественное в природе личности», «природное (биологическое) и социальное в личности», «уникальное и всеобщее в структуре личности», «структура и динамика личности», «сознание и бессознательное в личности», «внешнее и внутреннее в деятельности личности» и т. п. – вот далеко не исчерпывающий перечень тем, привлекающих внимание ученых. Но дело не в простом противопоставлении отдельных полярных качеств или пластов в единой системе личности. Диалектическая природа личностного бытия раскрывается в глубокой антиномности тех методолого-философских построений, в которых «моделировалась» связь индивида с миром. Так, согласно объективно-идеалистическим теориям или метафизическому материализму, исходным пунктом для понимания взаимоотношений между человеческим индивидом, вселенной и историей выступает некий абстрактный, оторванный от человеческой практики универсум. Типичным примером могут служить гегелевские рассуждения, согласно которым личность человека растворяется в историческом движении всеобщего духа. Как пишет К. Маркс, у Гегеля «не субъекты нуждаются во «всеобщем деле» как в своем настоящем деле, а «всеобщее дело», нуждается в субъектах для своего формального существования» [1, с. 263]. С другой стороны, в экзистенциалистических концепциях в качестве исходного пункта взаимоотношения индивида и внешнего мира берется самосознание, внутреннее переживание личности «затерянности в мире». Эти полярно различные концепции объединяет общее положение, согласно которому этот мир человеку «задан извне». Марксизм преодолевает односторонность указанных воззрений. Если согласно марксистскому учению в многостороннем отношении между человеком и природой – материальный мир, «мир в себе» – преобразуется человеческой практикой в «мир для нас», то и наш мир нельзя считать просто «данным извне»; он является продуктом исторической человеческой практики. При таком понимании преодолевается абсолютизация противопоставления человека и мира, индивида и общества, а личность представляется не «придатком» общества или, растворенная во всеобщности, некая абстрактная единичность, субъективно относящаяся к этому миру как чуждому и враждебному, но действующим индивидом, совместно с другими созидающим и свой мир и самого себя. В процессе человеческой практики происходит гуманизация, очеловечение природы – её преобразование деятельностью людей и приспособление ее к их потребностям. Как пишет Т. Ярошевский, лишь марксизм открывает «новые познавательные перспективы, позволяющие преодолевать, характерные для домарксистских концепций человека, «неразрешимые противоречия», таящиеся за последующими утверждениями: 1. О постоянной изменчивости духовной жизни индивидов (являющейся результатом присущих человеческому индивиду свободы, открытости, восприимчивости к новым идеям и ценностям, стремления к самосозиданию «собственного внутреннего мира») и о постоянстве их духовной жизни (позволяющем признать наличие у них определенной личности, проявляющейся в их делах и начинаниях). 2. О субъективности психической жизни человеческих индивидов и об объективном характере содержания научного познания… 3. О личной ответственности за все, что он совершил и чего не совершил; о самодетерминированности его выборов и об общественной обусловленности его стремлений, выборов и мечтаний» [70, с 63]. В этих рассуждениях известного польского философа представлены оппозиционные суждения, касающиеся характеристик природы личности и ее научного изучения.
Важность такого рода рассуждения определяется не только их содержанием, но и способом или формой, которыми они формулируются. Имеется в виду их оппозиционность. Как можно убедиться из литературы по методологии науки, формулировка научной проблематики через противопоставление основных понятий и положений является одним из наиболее плодотворных способов научного мышления. Следуя такому подходу, мы предпримем попытку охарактеризовать основные на наш взгляд, оппозиции в теориях личности, которые могут быть представлены в виде противоположных друг другу формулировок (тезиса и антитезиса).

rykovodstvo.ru

Методика «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) для изучения самоуважения и защитных механизмов. Шкала самоуважения розенберга

Рефлексивность как психическое свойство

А. В. Карпов

Инструкция:
«Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 — абсолютно неверно; 2 — неверно; 3 — скорее неверно; 4 — не знаю; 5 — скорее верно; 6 — верно; 7 — совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.

Текст опросника

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга»

Инструкция к тесту:

Определить, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями, используя для этого следующую шкалу.

Тестовый материал:

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Я к себе хорошо отношусь.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. В целом я удовлетворен собой.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Мне бы хотелось больше уважать себя.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

  1. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

a) полностью согласен;

b) согласен;

c) не согласен;

d) абсолютно не согласен.

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.

2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.

3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

4. Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.

www.ldk1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *