Логик и этик отличия – «Логика–этика»

«Логика–этика»

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги «Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений»)

 


Поверил я алгеброй гармонию

А. С. Пушкин

Тьмы низких истин нам дороже
нас возвышающий обман


А. С. Пушкин

 

Психологические функции

Изучая особенности человеческой психики, К.Г. Юнг выделил четыре основные психологические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение. Он писал: «Почему я устанавливаю именно эти четыре функции в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта» [2].

Психологические функции Юнг разделил на два класса:

рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

Впоследствии было замечено, что рациональные функции определяют способ принятия решений: «мыслительные» типы при этом ориентируются в первую очередь на правильность, целесообразность действий, а «чувствующие» – преимущественно на чувства и эмоции людей. В свою очередь иррациональные функции в психике человека – это функции непосредственного восприятия действительности. Восприятие может происходить как интуитивным путем, так и при помощи ощущений.

Аушра Аугустинавичюте в соционике сохранила суть юнговских понятий, но дала им новые названия: логика, этика, интуиция, сенсорика.




Класс

Функции

Назначение

рациональные

мышление (логика)

чувство (этика)

принятие решений

иррациональные

интуиция

ощущение (сенсорика)

непосредственное восприятие действительности

 

Определения

Рассмотрим подробнее логические и этические типы. Их юнговские названия «мыслительные» и «чувствующие» не означают, что «некоторые типы никогда не мыслят, а другие – ничего не чувствуют» [3]. Существенная разница между ними состоит в том, что этики легче и яснее видят и понимают и свои и чужие чувства и эмоции, а логики – проще и свободнее понимают смысл правил и оценивают пользу дела.

Функции логика и этика определяют то, как мы принимаем решения. При этом этики опираются главным образом на сочувствие и одобрение окружающих, а логики – на правильность и целесообразность своих поступков.

Обе эти функции – рациональные, оценочные.

Логика сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями.

Этика сравнивает содержание суждения с принятыми моральными нормами и ценностями.

Если у человека логика – сильная функция, то, соответственно, этика – слабая. Это не означает, что у человека «нет этики», просто она у него слабее логики, представлена в меньшей степени, творчество по ней затруднено. Человек в этом случае опирается на известные ему правила и нормы поведения, но не придумывает их сам. При этом он их может хорошо знать и быть человеком воспитанным, корректным.

Наоборот, при низком уровне интеллекта логик может и не уметь организовать свои дела, решить трудную задачу, пользоваться компьютером, разобраться в законах. Однако собственное логическое творчество на доступном ему уровне доставляет удовольствие.

Если у человека сильная этика, то логика представлена слабее. И опять это не значит, что у него «нет логики», она у него просто слабее его сильной этики. Такие люди, зная правила, с успехом выполняют многие логические операции, бывают и программистами, и бухгалтерами, и бизнесменами, но опираются они при этом на известное, знакомое, а не на собственное логическое творчество. Ни новых правил, ни новых методов действия они обычно не открывают.

 

Логики и этики. Разница в поведении

Этики легче ориентируются в чувствах и эмоциях других людей, но это не значит, что любой этик всегда будет вести себя красиво, не допустит неэтичных высказываний, поддержит хорошие отношения с людьми. Однако если захочет, сумеет «выкрутиться», сообразить на ходу, как сказать, чтобы не обидеть.

Здесь многое зависит от уровня интеллекта и воспитания человека, которые лежат за пределами рассмотрения классической соционики и индивидуальны у каждого человека вне зависимости от его соционического типа.

Добропорядочных логиков больно задевает нарушение этических законов, они стремятся разобраться в них, «раз и навсегда договориться».
Законопослушных этиков же больно задевает манипулирование правилами, законами. Они стремятся к разумности, понятности окружающего мира, хотят быть «умными» и «деловыми», в то время как логики – честными и справедливыми. Здесь, конечно, речь не идет о людях низкого уровня, которые манипулируют своими сильными функциями для извлечения собственной пользы.

Этикам бывает трудно оценить, прав человек или нет. В таком случае они оценивают личные качества человека.
Логикам бывает трудно оценить моральные качества человека. Они в таком случае оценивают правильность его поступков, интересуются, кому это выгодно.

Этик лучше разбирается в людях и доверяет себе в этом.
Логик доверяет собственной оценке правоты и деловых качеств.
Логикам легче отстаивать свою правоту, но труднее подавать информацию в мягкой, обтекаемой форме. Этикам – наоборот.

Аушра Аугустинавичюте в книге [3] пишет: «Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют. Логический свою нужность людям показывает делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами и эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях».

«Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические – тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них».
«Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические – уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры поддаются легче.
Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, как не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнит, а то, что от него, как от «хорошего человека» другие ожидают. Он не чувствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом».

Соционика дает возможность по-другому посмотреть на привычное для нас деление способностей к наукам на технические и гуманитарные. Так, например, отнесение способности к изучению языков к гуманитарным наукам весьма условно: в соционических исследованиях замечено, что для изучения правил языков необходимы логические способности, в то время как для изучения разговорного языка в общении важнее этические способности.

В. В. Гуленко в книге [39] описывает, как проявляются юнговские признаки. В частности он утверждает, что логики больше обращают внимание на целесообразность, законы, объективный смысл, вычленение фактов. Для них характерны оценка поступков (а не чувств, вызвавших эти поступки), плохая ориентация во внутреннем мире других людей, беспристрастность, ориентация на задачу.

Этики вычленяют настроения, ориентируются на симпатию, субъективное отношение. Для них характерны эмпатия, стремление к гармонизирующим отношениям, внимание к психологическому климату, жизнь чувств, интерес к внутреннему миру других людей, общительность. Этик партнера заинтересовывает (уговаривает, а не убеждает), решения его эмоциональные.

Таблица 4.  Особенности логических и этических типов










Признаки

Логики

Этики

Ход мышления

аналитический, беспристрастный

оценочный, причастный

Цель общения

донести истину, обменяться информацией

донести отношение, обменяться энергией

Деятельность, ведущая к успеху

организация процессов, структур, разработка схем и технологий

работа с людьми, образа-ми, эмоциями, человеческими отношениями

Цель деятельности

сделанная работа

доставленное удовольствие

Оценивают людей в работе

по квалификации, по результату

по участию, по старанию

Ориентация на

дело, справедливость, законы

людей, гуманность, ценности

Стиль

рассудочность, доказательство

эмоциональность, убеждение

Приоритеты

что сказано, содержание

кем сказано, форма

 

 

Внешние различия логиков и этиков

Некоторые черты логических и этических типов хорошо проявляются в общении, заметны внешне.

Логики проявляют некоторую эмоциональную закрытость, хорошо заметную даже на фотографиях. Ориентация на содержание общения не позволяет им одновременно творчески следить и за формой подачи информации. Поэтому внешние проявления логических типов – одежда, манеры, прически – скорее правильны и просты, чем искусны.

Этики проявляют заинтересованность в общении, эмоциональную подстройку к партнеру. Даже если партнер воображаемый, например, тот, кто будет когда-то смотреть на фотографию, он получит эмоциональный заряд, посланный этиком в объектив фотоаппарата. Этики ценят впечатление, производимое их внешностью и творческая работа в этом направлении заметна окружающим.

Проиллюстрируем внешние различия логиков и этиков с помощью портретов кисти великих мастеров:

           

Рис.3. А. Варнек. А. П. Бунина                                                        Рис. 4. В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной

[Здесь важно понимать, что «внешность обманчива». 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

 

Взаимная дополняемость логических и этических типов

Теперь видно, как по-разному воспринимают один и тот же мир логические и этические типы. Без любого из этих видов информации трудно прожить на свете. Информация может быть оценена с обеих позиций, и это еще один аргумент за то, чтобы люди помогали друг другу. Дополняющие типы нужны друг другу для адекватного восприятия действительности. Об этом пишет Р. К. Седых [7].








Зачем логику дуал этик Зачем этику дуал логик
Чтобы поднять настроение (а иногда и наоборот) Чтобы рационально организовать работу
разобраться в чувствах и эмоциях навести порядок в делах и мыслях

видеть, что хорошо и что плохо

понимать что правильно и что неправильно
служить посредником между миром людей и логиком. служить посредником между миром техники и этиком.
Кроме того, чтобы давать логику чувство, что он нужен. И еще чтобы давать этику ощущение его значительности.

 

Это же сформулировано и в руководстве к MBTI ( [11]).









Логический тип

нуждается в этическом

Этический тип

нуждается в логическом

Для убеждения.

Для анализа.

Для расположения к себе.

Для организации.

Для видения чувств других.

Для нахождения слабых мест в рассуждениях.

Для подъема энтузиазма.

Для реформ того, что нуждается в реформах.

Для популяризации.

Для выдерживания последовательного курса.

Для рекламы.

Для сопоставления «закона и обстоятельств».

Чтобы ценить рассудочность.

Чтобы противостоять оппозиции.

 

Виды деятельности для логиков и этиков

По той же причине разного восприятия действительности люди логического и этического типов эффективны в различных видах деятельности. Об этом пишет В. В. Гуленко [25].





Логикам поручайте

Этикам поручайте

управление, организацию и контроль производственной деятельности

работу, связанную с постоянными контактами с клиентами и удовлетворением их эмоционально-этических запросов

составление и анализ графиков, программ и других логических структур

рекламу, установление неформальных связей с окружающим миром

технические, не требующие частых и глубоких контактов с клиентами задания.

вопросы отдыха, праздничных мероприятий, налаживания благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

 

Характерные понятия для функций логика – этика

Как же эти столь разные люди понимают одни и те же слова? Какие слова, незначимые для одних, для других полны смысла? Ниже приведены понятия, несущие преимущественно логический или этический аспект информации.



Логика

Этика

разум

правильно – неправильно

нужно – не нужно для дела

разумно – глупо

рационально – нерационально

заслуживает доверия

объект, субъект

мысль

содержание

целесообразность

явление, факт

ясность, четкость

беспристрастность

деловая команда

доказательство

аргумент

закон

истина

эффективный

проанализировать

обдумать

миропонимание

порядок – хаос

право

потребность

права – обязанности

наука

удовлетворение

цена

прямота

справедливость

бесстрастность

сердце

хорошо – плохо

нужно – не нужно людям

гуманно – негуманно

нравственно – безнравственно

нравится

личность

чувство

форма

радость

суждение, оценка

гармония

вовлеченность, причастность

душевная компания

убежденность, убеждение

мнение

обычай

добро

эффектный

прочувствовать

схватить образ

мировоззрение

гармония – хаос

мораль

желание

моральные нормы

религия

экстаз

ценность

уклончивость

порядочность

эмоциональность

 

Приведем еще характерные слова по этой дихотомии, уже без оппозиций.

Для логики: система, анализ, измерение, параметр, технология, функция, слова с корнем «след», грамотный, теория, гипотеза, структура, практичность, инструкция, постановление, конституция, хартия, билль, классификация, реестр, критерий, презумпция, априори/апостериори, закономерность, обеспечение, инструмент, рациональность, модель, синтез, график, формула, принцип, схема, адекватность, переносный смысл, метафора, каламбур, прагматика.

Для этики: замечательный, потрясающий, симпатичный, дикий, отвратительный, безобразный, жуткий, впечатление, настроение, обида, щедрость, энтузиазм, переживание, чуткость, робость, контактность, стеснительность, наглость, вражда, ненависть, восторг, зависть, запальчивость, протест, откровенность, облегчить душу, восхищение, вздор, обаяние, эмпатия, страсть, предупредительность, очарование.

Некоторые понятия часто используют как логики, так и этики, но понимают они их несколько по-разному, так как эти слова могут нести оба аспекта информации.

Логики и этики понимают по-своему: сомнение, отношения, влияние, корректность, правило, иерархия, взгляд, информация, выгода, максимум-минимум, оценивать, хитрость, польза, риск, тщательный, вариант, активность-пассивность, контекст, строгость, сфера, область, аккуратность, сущность, универсальность, тяга, гибкость, связь, преднамеренность.

Все это не означает, что логики – «сухари», пользующиеся только логическими словами, а слова этиков – только эмоциональны и не несут смысла. Просто логики легче ориентируются в логических понятиях, а этики – в этических.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



www.socionics.ru

Логик или этик. Определение соционического типа


Ноябрь 18, 2014


Эта статья – для тех, кто сомневается, какая из функций, этика или логика, развита у него сильнее. Прежде чем мы поговорим о том, каковы основное различия между этикой и логикой, я бы хотела обозначить один важный момент. Все мы живем в мире людей. И, соответственно, все мы испытываем чувства, строим отношения. И у каждого из нас есть разум, способность к анализу, логическое мышление.  Не бывает так, чтобы у человека присутствовала только одна функция. Как и в других дихотомиях, сочетание этики-логики у психически здорового человека приблизительно равно 30/70.

Причины, по которым человеку бывает сложно определить — этик он или логик

Однако некоторым людям сложно определить, что же у них развито больше – этика или логика.  Большую роль в этой путанице играет гендерный фактор. В нашем обществе к мужским качествам обычно причисляют способность мыслить рационально, логично, а к женским – эмоциональность, мягкость, склонность к сопереживанию. Поэтому существует негласное разделение на «мужские» и «женские» профессии. Соционика опровергает такое разделение, показывая, что склонность к логическому или этическому мышлению не зависит от пола.

Именно дихотомия «этика-логика», на мой взгляд, задействована больше, чем другие, в выборе профессии. Не зря в народе часто говорят о «физиках» и «лириках». Самое основное деление классов в школах – на математические и гуманитарные – тоже отчасти отражает две основные профессиональные сферы. Причем, не только учителя, но и люди, далекие от психологии, интуитивно понимают, что если человек — «гуманитарий», то с математическими предметами у него могут возникать сложности, и наоборот.

Многие проходят тесты на определение соционического типа, но, как известно, тест показывает то, что мы думаем о себе, но это не всегда то, что есть на самом деле.  Нередки случаи, когда человек успешно обучался в гуманитарных классах в школе, но при диагностике выясняется, что он логик. Также я наблюдала этиков, у которых в школе были отличные оценки по математике. Многое зависит от учителя, от того, как он преподносит тот или иной материал. А так же от родителей, и от того, как и на какую деятельность они настраивают ребенка. Например, родители могут говорить ребенку: «У нас в семье все гуманитарии, у тебя и не может быть высокой оценки по математике», и ребенок, которому еще сложно оценить себя самостоятельно, принимает эти слова на веру. Вырастая, человек уносит с собой во взрослый мир эти установки. Таким образом, получается, что причин для сомнения может быть множество.

Главное отличие сильной функции от слабой

То, что я напишу дальше, относится не только к функциям этики и логики, однако именно на них очень хорошо видно, как это проявляется. Мы знаем, что если одна из функций – сильная, то другая – слабая. Однако сила и слабость функций – это не только количество информации (знаний, опыта), накопленное по аспекту этой функции. Самое главное заключается в том, что по сильной функции человек может создавать что-то новое или находить эффективное решение в сложной ситуации.  Сильная функция всегда в той или иной мере способна к творчеству. Она ищет и находит нестандартные решения, она видит ситуацию с разных сторон и может себе позволить игнорировать шаблонные способы решения задач и чужую помощь. Если это подсознательная функция, то решения могут вырабатываться мгновенно и без лишних слов. Если сознательная, то человек может рассуждать об этом, показывая на деле свою работу. И даже если в похожих ситуациях человек использует одни и те же способы действия по своей сильной функции ( как это бывает, например, с фоновой или ограничительной функцией), то это решение все равно самостоятельное. Теперь о том, как это проявляется применительно к этике и логике.

В чем выражается сильная этика и сильная логика

Этики в общении с людьми, даже с незнакомыми, в меньшей степени пользуются шаблонами поведения и больше подстраиваются под конкретного человека, опираются на свое чувствование человека, ситуации. Они более гибки в отношениях, и, главное, способны влиять на людей эмоционально, создавать настроение, атмосферу. Это необязательно происходит ярко и бурно, наоборот, чаще – незаметно для окружающих. Этики делают это искусно и естественно. У них есть в этом потребность, и для них это не очень –то и сложно. Они могут заметить назревающий конфликт еще до его фактического возникновения и сгладить острые углы. Если, конечно, они заинтересованы в спокойствии и мире. Не всегда этики – миротворцы, и в других ситуациях они могут, наоборот, спровоцировать конфликт, однако, важно то, что они самостоятельно создают ситуацию в общении, ту, которая им нужна, и способны ею управлять. Способность влиять на ситуацию и управлять своей сильной функцией, пользоваться ею, не прибегая к шаблонам – это и есть то, что ее определяет.

Описание этика в соционике вы можете прочитать в моей предыдущей статье Этики и логики.

Соответственно, логики могут быть способны создавать новые концепции, искать нестандартные варианты решения логических задач, самостоятельно чинить и изобретать технические устройства, придумывать алгоритмы, синтезировать между собой различные факты, данные, создавая новые закономерности, логические цепочки. Когда я работала с детьми, то была свидетелем того, как ребенок разобрал сломанный будильник с целью починить его. Когда он собрал его, будильник работал. Мальчику было 5 лет. И это не было случайностью, потому что это было не первое техническое устройство, которое он починил. Конечно, не все логики могут проявлять особые таланты, но подобные факты свидетельствуют о том, что у ребенка функция логики развита сильно. Она самостоятельна, и способна решать сложные задачи. И все логики в той или иной степени предрасположены к этому.

Описание логика в соционике вы можете прочитать в уже упомянутой выше статье , в рубрике Основы соционики.

Надеюсь, мне удалось помочь вам определиться с дихотомией этика – логика. О том, как проявляются слабые функции у логиков и этиков, мы поговорим в следующий раз.

Статьи по теме

pro-socionic.ru

Вы логик или этик?

Соционика делит всех людей на различные типы. Одно их таких делений: логики и этики. Как известно, логика и этика – это взаимоисключающие признаки.

Если говорить о логике, то это приверженность фактам. Этика же, напротив, больше ориентирована на человеческие ценности и мораль.

Тип личности, где преобладает логика, присущ русским богатырям из сказок. Обычно логиками можно назвать мужчин. Логики обычно немногословны и движутся к поставленной цели с упорством танка.

Соционический тип этик чаще встречается у девушек. Его прототипом можно назвать Алёнушку из русской сказки. Такие люди хорошо способны убеждать, используя свои эмоции, как оружие.

Логики

Человек, который руководствуется логикой, всегда оценивает предстоящее дело, перед его началом. В соционике этот социотип отбрасывает все свои эмоции. Для него не имеет значения, что думают окружающие его люди. Он действует согласно своей логике и уверен, что делает все правильно. Данный тип личности предпочитает на работе только деловые отношения. Иных отношений он просто не понимает. Такие люди не привыкли что-то просить. Они стараются выполнить всю работу собственными силами. Легко поддаются, если их уговаривают помочь в чем-то. Доказывают, что полезны, не словами, а делом. Сами принимают решения. Чтобы убедить оппонента в своей правоте, всегда приводят подходящие аргументы. Стремятся выполнить все обещания, которые дали.

Согласно соционике такие люди слабо понимают, когда поступают неэтично. Редко проявляют творческие таланты на работе и в быту. Много читают художественной литературы. Это позволяет лучше понимать, что чувствуют окружающие.

У этого социотипа всегда долгие и стабильные чувства. В своих эмоциях такие люди разбираются крайне редко. Если они и выплескивают эмоции, то на полную катушку. Однако это происходит редко. Соционический тип мужского пола может с легкостью попросить руки своей возлюбленной, но признаться ей в чувствах для него будет сложнее.

Хорошо чувствует себя в роли руководителя. Логик стремится идти к поставленной цели. Он очень не любит выяснять отношения. Два логика в отношениях постоянно стараются учить друг друга уму разуму. В итоге, каждый остается при своем мнении. Таким отношениям очень не хватает тепла.

Вот характерные признаки для этого психотипа:

Стремится все упорядочить и навести порядок.

Часто анализирует ситуации и находит невидимые связи между событиями.

Легко игнорирует других людей.

Если внутри есть море эмоций, то никогда не покажет их открыто.

Ему не нравится ссориться, ругаться и выяснять отношения.

К логикам можно отнести:

Этики

Ориентируются на отношения с окружающими их людьми. Они точно знают, как стоит относиться к другому человеку. Понимают, когда делают хорошо, а когда плохо. Отлично манипулируют другими людьми, если это понадобится. Однако не менее хорошо заботятся о близких людях.

Этик может обещать невыполнимые условия. Из-за этого часто случаются конфликты и ссоры. Несмотря на это, они прирожденные дипломаты. Очень любят уговаривать.

Этики хотят нравиться всем и каждому. Из-за этого, такие люди обычно душа компании. Они отлично понимают все эмоции и чувства людей. Любое случайное движение тут же будет замечено и проанализировано. Этот тип делает первый шаг в отношениях. Он доверяет своим чувствам и интуиции.

С логикой у этиков слабо, поэтому они соблюдают «логические нормы». Они могут отстаивать абсолютно любые идеалы. Это может легко привести к разжиганию религиозной розни. На работе такие люди стараются сильнее углубить отношения с коллегами. Отношения между двумя этиками – это частые выяснения отношений.

Как вы уже поняли, этик и логик – это полные противоположности. Именно поэтому каждому этику нужен логик. Тогда все эмоции будут под полным контролем. Логик в этом случае будет прекрасно снимать все свое напряжение.

Вот характерные признаки для этого социотипа:

  • Прекрасно знает, что люди чувствуют.
  • Подпитывает себя эмоциями других людей. Способен управлять чужими эмоциями.
  • Все свои решения принимает на основании своих чувств к конкретному человеку.
  • Способен пойти на попятную, чтобы сохранить отличные отношения.
  • Такого человека очень просто обидеть, однако он сам старается никого не обижать.
  • Очень виртуозно делает комплименты, если захочет.
  • Считает, что любовь – это самое важное, что только может быть.

К этикам можно отнести:

socionika.pro

Кто вы? Логик или этик? Определение социотипа

Наряду с сенсорикой и интуицией, рациональностью и иррациональностью, существует еще одна пара взаимоисключающих признаков  – это логика и этика. Логика  — это ориентация на факты, схемы, расчеты, на соотношение затрат и результатов. Этика – это ориентация на общечеловеческие ценности, мораль, гуманизм, отношения, гармонию, энтузиазм. Нужно отметить, что в соционике эти термины рассматриваются в несколько ином ключе, нежели в общепринятом понимании. Эти признаки нужны для того, чтобы определить тип характера человека.

Считается, что логический тип преобладает среди мужчин. Характерный пример тому из русского народного фольклора  — Илья-Муромец. Немногословный, скупой на проявление эмоций, он как танк, идет к своей цели, невзирая ни на что.

Этический тип считается более распространенным среди женщин – он более мягкий и более гибкий, но отнюдь не более слабый. Ярким примером может служить Аленушка: она идет к своей цели уговорами, лестью, эмоциональным напором, но точно также в конце добивается своего.

Я мыслю, следовательно,  я существую…

Логик поступает так или иначе в зависимости от того, насколько логичным ему кажется свое действие или поведение, при этом руководствуется исключительно здравым смыслом, без учета эмоций. Его не волнует мнение окружающих в этот момент, так как он уверен в том, что делает все правильно. На работе деловые отношения он предпочитает приятельским, этическим, еще и потому, что последние ему непонятны. Логик стремится все делать сам, просить не умеет, однако поддается на уговоры.  Свою полезность доказывает делами, самостоятелен в принятии решений. Для того, чтобы убедить собеседника в своей правоте, логик применяет факты. Свои обещания выполняет независимо от обстоятельств. Поступки он оценивает с точки зрения разумности и логичности.

Логик плохо понимает этичность и неэтичность своего поведения, поэтому к принятым в социуме нормам относится серьезно, следует им педантично, не проявляя в этом личного творчества. Логик много читает, особенно художественную литературу — это дает ему возможность лучше понять чувства и эмоции людей.

Чувства логика продолжительны и стабильны. Природу своих эмоций логик осознает плохо, выход эмоциям дает редко (но метко:-)). Мужчине-логику проще спросить женщину о том, выйдет ли она за него замуж, чем сказать, что он ее любит. Для того, чтобы чувства логика развивались, его партнер должен сильно и ярко выражать свои эмоции и чувства. Логику трудно просить прощения.

На должности руководителя логик чувствует себя великолепно. Чем больше информации и фактов — тем он более объективен. Логик ориентирован строго на поставленные цели и не склонен к выяснению отношений. В браке два логика холодны, стремятся все время поучать друг друга, но каждый в итоге остается при своем мнении, им не хватает теплоты чувств в отношениях.

Как приятно и забавно, что я очень нравлюсь Вам…

Этик в своем поведении ориентирован, прежде всего, на отношения с людьми. Этик хорошо разбирается в том, как нужно поступать в разных ситуациях с разными людьми, что хорошо для отношений с конкретным человеком, а что нет. Он быстро устанавливает контакты с новыми людьми, если надо — манипулирует ими, но в то же время проявляет заботу о людях, особенно это касается «своих».

Этический тип может легко испортить свои отношения с тем или иным человеком, обещая то, чего не может выполнить. Но он при этом считает себя хорошим человеком и талантливым дипломатом. Он любит уговоры, просьбы, «уламывания», «выбивания». Особенно «пробивным» типом считается Этико-сенсорный экстраверт, или Гюго.

Этик применяет критерии  —  честно или нечестно, гуманно или негуманно, поэтому объективная истина для него – это понятие относительное. Мужской образ этика – трактирщик Эмиль из «Обыкновенного чуда».

Этик стремится быть приятным для всех. Ему часто удается быть в центре коллектива. Он легко понимает эмоции и чувства окружающих. Случайные оговорки, слова, мимика и жесты – все это поле для понимания мира чувств человека. Он первый проявляет инициативу в отношениях. Доверяет только своим симпатиям и антипатиям.

Этик, в отличие  от логика,  не уверен в логичности своего поведения, поэтому стремится строго следовать «логическим нормам». Он любит рассказывать о разных научных системах, хотя сам не в состоянии выстраивать новые логические системы. Этики способны оказывать большое влияние в социуме — как положительное, так и отрицательное: от отстаивания идеалов гуманизма до разжигания межнациональной или религиозной розни. В коллективе этики часто поддерживают неформальные контакты, углубляют межличностные отношения. В браке два этика постоянно выясняют отношения, упрекают друг друга.

В повседневной жизни каждому человеку необходимо дополнение,  поэтому каждому этику нужен логик: в этом случае его поведение будет под контролем разумности, а мысли будут приведены в порядок. Логику наоборот, нужен этик для разнообразия его эмоций, для снятия напряжения.

Можно выделить ряд характерных признаков каждого типа.

Логический тип:

  • направлен на закон, систему, порядок;
  • для него характерен анализ, установление причинно-следственных связей;
  • если того требует ситуация, может проигнорировать чувства людей;
  • не проявляет чувств и эмоций, которые глубоко скрыты;
  • не любит выяснять отношения.

Этический тип:

  • хорошо понимает эмоции окружающих людей;
  • подвержен эмоциональному влиянию извне, сам способен управлять эмоциями  других людей;
  • его решения зависят от личной симпатии или антипатии к человеку;
  • идет на компромиссы во имя сохранения хороших отношений;
  • легко обижается, но сам при этом боится кого-либо обидеть;
  • любит делать комплименты;
  • любовь для него – это одна из самых важных ценностей.

Кроме того, существует ряд признаков, позволяющих определить тип человека по его  внешности.

Подводя итог, можно сказать, что логика и этика – это способы познания мира, дополняющие друг друга.

Ну как, Вы уже поняли, к какому типу Вы относитесь? Если нет, можете сделать это здесь.

Успехов Вам!

С этой статьей читают:

mudrilka.ru

Логик — Этик — Психологос

Логик и Этик — один из четырёх дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических типов личности. Основоположник соционики А. Аугустинавичюте переименовала юнговский признак «мышление» на «логику», а «чувствование» на «этику». Новые названия закрепились в соционической традиции.

Логик и Этик

Логик имеет дело очередь с информацией. Даже любое общение для логика — это прежде всего обмен информацией.

«Столько слов и никакой конкретики. Говори уже по делу?»

Доверяет фактам, судит по параметрам правильно — неправильно, логично — не логично, справедливо — несправедливо. «Я пообещал, поэтому я сделаю» Говорит о фактах, о данностях. Действует по договору, по закону. Обычно «шаблонная» мимика и жесты.

Логик не уверен в своих отношениях с людьми: кому он нравится, а кому нет. Судит других по делам, слушает, что ему говорят, а не как.

Обычно переходит к фактам и логическим умозаключениям, даже когда его спрашивают о человеческих взаимоотношениях.

Этик имеет дело с энергией. Для этика общение — обмен энергией. Судит по интонациям, мимике, жестам собеседника. Смотрит, на то, как говорит собеседник, меньше обращает внимание на то, что именно.

«Он только сказал «Алло», а мне сразу уже все было понятно».

Судит по параметрам морально — аморально, гуманно — не гуманно. Говорит о людях, об отношениях, даже когда вопросы идут на логические темы

«Кем я работаю? О, у нас очень дружный коллектив! Такие замечательные люди!»

Компетентен в области человеческих взаимоотношений. Действует по тому, как подсказывает сердце, настроение. Очень разнообразная мимика, живая.

Логику нужен этик для того, чтобы поддержать настроение, наладить отношения, приободрить. Помочь разобраться в межличностных проблемах, воодушевить. Этик может подсказать линию поведения, какую позицию лучше занять в общении с теми или иными людьми.

Этику нужен логик, чтобы выяснить целесообразность или нецелесообразность действий, рассчитать расходы, выявить логические связи, помочь разобраться с логической информацией: законами, технологиями и пр.

В рабочем коллективе логику проще дается составление бизнес-планов, распределение ресурсов, разработка концепций. Этику лучше удается находить подход к людям, мотивировать, поддерживать атмосферу в коллективе.

Логик и Этик по В.В. Гуленко

По В.В. Гуленко, дихотомия Логик — Этик проявляется на всех уровнях коммуникативного пространства: физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном.

1. Физический уровень.

Логики живут в «неодушевленном» мире объективных законов. Их чувства подчинены разуму. Они никогда добровольно не будут делать то, что считают неправильным, нелогичным. Законы природы и целесообразность – вот что ими движет. Объект для логика стоит над субъектом.

Этики погружены всецело в одушевленный мир человеческих отношений. Их главный советчик – сердце, а не разум. Субъект для них стоит выше объекта. Этики антропоцентричны – исходят из душевного состояния человека или группы людей. Их поступки больше объясняются субъективными тяготениями, чем строгими законами целесообразности. Даже машины они как бы одушевляют.

Находясь в коммуникации, этики прекрасно вычленяют из общего информационного потока субъективную составляющую, для них более весомым часто оказываются не то, что человек сказал или сделал, а то, как он это сказал или сделал: в каком настроении он при этом был, что его тяготило или подбадривало, какие интонации в речи преобладали, как он жестикулировал и выглядел и т.п.

Логик субъективный компонент информации бессознательно отметает. «Душевные нюансы» затрудняют ему принятие решения, так как они ненадёжны, нечётки, неоднозначны. Логик полагается лишь на «голые факты» и оценки, основанные на таких фактах. Улыбки, жесты, ритм дыхания, блеск глаз – то есть все личностно-субъективное, говорящее о чувствах другого человека, не служит логику основанием для изменения своего поведения.

2. Психологический уровень.

Этические социотипы – это психологи от природы, так как они в той или иной мере наделены даром эмпатии – способностью почувствовать другого человека как самого себя. Доброта, сочувствие, стремление к гармонии отношений – все это неотъемлемые черты этиков.

Этики постоянно следят за психологической атмосферой в группе, выясняют субъективные причины ссор и конфликтов, постоянно влюбляются и разочаровываются, одним словом, – живут полнокровной чувственной жизнью.

Совсем иначе проявляют себя на психологическом уровне логики. Они словно отделены от внутреннего мира других людей невидимым барьером. Им не дано умение глубоко погружаться в другого человека. Их эмоциональность поверхностна, чувства не пронизывают их глубоко, если их не подпитывать снаружи. Правильность, критичность, трезвый анализ преобладают у логиков над гармонизирующим началом. Они не станут приспосабливаться под партнёра, даже если очень симпатизируют ему.

Психологическая атмосфера в группе мало сказывается на продуктивности логика. Он никогда добровольно не станет вникать в скрытый мир чувст и отношений, симпатий и антипатий. В общении логик игнорирует психологический фактор, свои чувства выражает не столько словами и игрой эмоций, а поступками и физической дистанцией. Логику трудно разобраться в своих субъективных чувственных привязанностях, он ищет для них каких-либо более надёжных подтверждений.

Из-за неумения оперировать субъективно-личностной информацией логику трудно общаться в неформальном кругу незнакомых людей. Логик не чувствует, с кем какую дистанцию в коммуникации нужно устанавливать. Поэтому в психологическом плане, когда нет никаких деловых зацепок, логик является необщительным. Ему нелегко ориентироваться в море субъективных чувств, внутренний мир других людей ему мало интересен, впрочем, как и свой собственный.

Этик же великолепно чувствует, с кем и на какое расстояние можно сблизиться. Поэтому этик общителен, особенно если рядом оказываются люди, которые ему внутренне симпатичны. Он с удовольствием принимает участие в обсуждении людей и их оценке с этической точки зрения. Критериями «хорошо-плохо», «нравится-не нравится» этики пользуются постоянно, благодаря чему всегда знают, с кем в каких отношениях они находятся. Внутренний мир другого человека – самый пристальный объект их внимания.

2. Социальный уровень.

В социальной жизни субъективизм этиков приводит к пристрастной позиции, что имеет как свои положительные, так и отрицательные последствия. Защищая идеалы добра и человечности, этики становятся хорошими выразителями интересов тех или иных социальных групп. Но, с другой стороны, именно этики приводят к возникновению в обществе национальных, идеологических и конфессиональных предрассудков.

Логики как типы беспристрастные в своей основе являются лучшими руководителями. Они способны трезво сопоставить разные точки зрения с реальным положение дел и принять равновесное решение. Степень их объективности будет определяться полнотой имеющейся в их распоряжении информации. Гармония социальной жизни больше строится на логике объективных правителей, чем на эмоциях вожаков толпы.

В любом коллективе имеется сеть неформальных контактов, которая создается и культивируется этиками. На изучение подобных процессов направляет свои усилия социометрия – метод Дж. Морено. Однако глубоким заблуждением является утверждение о том, что в социально здоровом коллективе все должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений. Отобрав людей по этому методу, вы создадите «теплую компанию» этических социотипов, не способную делать то, что надо, а предпочитающую углублять межличностные отношения.

Скатыванию с социального уровня на чисто психологический препятствуют логические члены коллектива. Они образуют ту его часть, которая твёрдо ориентирована на задачу, под которую создавался коллектив. Однако если выбрать другую крайность и создать коллектив из одних логиков, то социальный уровень также разрушится, ведь некому будет выступать эмоциональным индикатором развития, общение станет сухим и скучным, будут преданы забвению этические нормы. Чисто логический социум регулируется иерархическим государством, превращающим человека в ничего не значащий «винтик» этой машины.

4. Интеллектуальный уровень.

При обработке информации логик отличается полной самостоятельностью в её оценке и принятии решения. Он не доверяет мнениям со стороны, особенно тех людей, которых он не знает. Логик вообще не склонен принимать во внимание субъективный фактор, стремится его всячески нейтрализовать. Поэтому для него нет авторитетов и кем-то доказанных положений.

Этик же в этом отношении оказывается очень зависимым от мнений и оценок окружающих людей, особенно тех, которых он уважает. Субъективное мнение кого-либо для этика столь же весомо, как и закон целесообразности для логика. Этику всегда важно, чтобы его рассуждения и выводы подтверждались какими-либо авторитетами в соответствующей области, не противоречили бы каким-то общепринятым правилам или стандартам. Они соблюдают принцип преемственности.

Когда логик сообщает важное сведение, он всегда доказывает свое мнение. Его обоснования опять-таки строятся на фактах и объективных умозаключениях, в которых он не сомневается. Проблему он анализирует всесторонне, прорабатывая все «за» и «против». Логик не склонен предлагать простые решения запутанных проблем. Эмоциональная реакция аудитории на свои выводы его интересует мало.

Этик предпочитает не столько доказывать свою правоту, сколько заимпонировать своим мнением интересующих его людей. Этик силен в сознательном умении нравиться, он всегда делает ставку на отношение к обсуждаемой проблеме тех людей, которые ему небезразличны. Его мышление всегда эмоционально окрашено, хочет он того или нет. Так как решение, принятое этиком для себя, всегда несет отпечаток личных симпатий или антипатий, он постоянно сомневается в объективности или обоснованности своих выводов для всех.

Таким образом, этик предпочитает решать одушевленные, привязанные к тем или иным человеческим потребностям проблемы. Если же проблема объективно сложна, он пытается опереться на советы авторитетных людей в этой области. Если и этого нет, он либо становится в тупик, либо предлагает простые, рассчитанные на эмоциональный эффект пути.

Логик выбирает для решения безличностные, касающиеся всех в одинаковой степени проблемы. В этой области он уверен и не доверяет мнениям со стороны. В сложных этических проблемах он теряется, предпочитает их разрубать как «гордиев узел», то есть решать простыми способами. В эмоционально-чувственной сфере он так же беспомощен, как этик в мире объективности.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

Кто такие логик и этик

Логик и этик – это те два типа личности, которые зачастую проще всего определить в ходе общения. Определение типа личности клиента в значительной степени помогает сотруднику находить к нему ключи для дальнейшего плодотворного взаимодействия. Как известно, чем лучше вы знаете своего клиента, тем легче вам найти с ним общий язык. Отсюда вытекает и то, что если вы его хорошо знаете, то вы легче можете закрыть с ним сделку, вам легче дать ему то, что он хочет и в том числе, вам легче превратить такого клиента в постоянного. Залог успеха любого бизнеса кроется именно в понимании своих клиентов.

Введение

Наряду с типами личности, которые я описывал в статье «Рациональные и иррациональные клиенты», соционика выделяет еще одну пару характерных типов – это логик и этик. Логика основывается на фактах, цифрах, расчетах, соотношении затрат к доходам и так далее. Этика в свою очередь ориентируется на человеческие ценности, такие, как мораль, гуманизм, отношения и не только. Стоит отметить, что в науке соционике, данные термины рассматриваются несколько иначе, чем это находит отражение в общественном сознании. Эти характерные признаки зачастую используются для определения типа характера человека.

Как показывает опыт и практика, первый тип – логик, больше характерен для мужчин. Именно они в большинстве своем бывают немногословны, мало эмоциональны и сконцентрированы на достижении цели любой ценой. Этический тип личности по большей части преобладает среди женщин. Они наоборот – более эмоциональны, склонны к переживаниям за других людей, и добиваются своего не реже мужчин, однако другим путем – не напором, а уговорами и обходительностью. Впрочем, как и всегда, не будем забывать о том, что существуют также и переходные типы, сочетающие в себе приблизительно равную долю качеств, присущих как логикам, так и этикам.

Как ведет себя логик

соционика логика

Логик в любой жизненной ситуации ориентируется лишь на то, насколько он сам считает свое поведение логичным или не логичным, без привязки к эмоциональной составляющей. Точка зрения окружающих его мало заботит, так как он всегда уверен, что им руководит здравый смысл, а значит, поступает он правильно. В работе он отдает больше предпочтения деловым отношениям, чем приятельским, так как смысл последних ему не совсем понятен. Логик склонен проявлять самостоятельность и независимость, за помощью никогда не обратится, если может сделать что-либо сам, даже если это займет много времени.

Отсюда также вытекает и то, что свою пользу для дела он доказывает делами, которые выполняет скурпулезно и в назначенный срок. В беседе, для убеждения оппонента пользуется только логическими доводами, результатами исследований и научно обоснованными фактами. С позитивной стороны его характеризует тот факт, что данные кому-либо обещания он выполняет в не зависимости от обстоятельств. В совершении поступков никогда не руководствуется эмоциями, а только лишь целесообразностью принимаемого решения.

Логик практически не проявляет эмоций. Природу их возникновения понимает с трудом, а вместе с этим и выход своим эмоциям дает редко. Если его заботит окружение и контингент, то покупая, например, абонемент в фитнес-клуб он не спросит насколько дружелюбной является там атмосфера, он спросит сколько человек занимается в конкретное время. Для того, чтобы чувства логика находили свое выражение, обстановка должна буквально поглощать его, вовлекая в общую атмосферу заведения.

Как ведет себя этик

этика соционика

Этик выделяется тем, что в первую очередь придает большое значение окружающим его людям. Он хорошо понимает, как нужно вести себя в различных ситуациях с теми или иными людьми и что может оказать положительное или отрицательное воздействие на отношения с ними. Ему с легкостью удается заводить новые контакты с незнакомыми людьми, при этом в некоторых случаях он этими контактами может манипулировать для извлечения личной выгоды. Как бы там ни было, забота о людях стоит у этика в приоритете, особенно если это кто-то из его окружения.

Этик нередко склонен к тому, чтобы обещать то, чего он не способен выполнить, из-за этого периодически портит отношения с людьми. Даже не смотря на это, он все равно считает себя хорошим переговорщиком и отличным другом. Своего он добивается уговорами, просьбами, мольбами пойти на уступки и не только. Иными словами, если вы попали на такого клиента, скидку он будет выбивать из вас до победного конца, а уже как вы себя поведете в данной ситуации, будет зависеть только от вас.

Для этика определение истины является достаточно размытым и относительным, так как в ее поисках он руководствуется соображениями гуманности и справедливости. Он старается угодить буквально всем. По возможности пытается становиться душой компании, что с легкостью ему удается, так как он легко проникает в чувства и переживания своих собеседников. Он хорошо улавливает жесты и мимику, по которым буквально считывает собеседника, а значит, успех сделки с таким клиентом будет во многом зависеть от того, насколько вы ему понравились как человек.

Тип личности: логик

тип личности логик

Логик характеризуется проявлением хладнокровия, спокойствием, рассудительностью и объективностью в тех обстоятельствах, когда все вокруг теряют голову. Ему свойственно скорее рассуждать о том, что является проявлением справедливости, а что нет, чем о том, как можно сделать людей более счастливыми. Логики любят что-либо доказывать исключительно для того, чтобы внести ясность в ситуацию. Часто вовлекаются в спор лишь для пополнения словарного запаса. Они отличаются скорее грубым умом, чем податливым сердцем. Если оппонент не прав, они не скрывают свою точку зрения, а сразу ему об этом говорят. Логик гордится тем, что в любой ситуации остается объективен, даже не смотря на то, что часто его за это называют черствым и бессердечным. Логики не уходят от принятия сложных решений и одновременно с этим не понимают, почему другие люди стараются принятия сложных решений избегать. Они считают, что достичь результата важнее, чем понравиться другим. Не обязательно нравиться коллегам, чтобы ладить с ними в одном коллективе. Логики доверяют лишь той информации, которая базируется на логических и рациональных выводах. Все, что не подтверждено наукой – сомнительно. Им легче работать с точной информацией, представленной в виде цифр и дат, чем с визуальными образами, представленными в виде лиц.

Тип личности: этик

тип личности этик

Этик склонен к тому, чтобы принимать решения, удовлетворяющие интересы других людей. В его понимании любое правильное решение – только такое. Он негативно относится к попыткам объяснить абстрактные вещи конкретными определениями. Например, что такое любовь, душа и тому подобные вещи. Этики часто идут навстречу другим людям в попытках помочь им осуществить свои цели, даже если это идет вразрез с их личными планами и целями. Они способны ставить себя на место других людей. Их больше интересует не столько личная выгода, сколько как то или иное решение отразится на других. Этики склонны оказывать помощь другим даже в том случае, если знают, что их добродушием злоупотребляют. Они считают нужным этого не замечать. Нередко такие люди ловят себя на мысли – «Важно ли хоть кому-то то, что я хочу?». Но вместе с этим, высказывать вслух свои соображения они боятся. Этики без колебаний способны забрать свои слова обратно, если им кажется, что они ими задели чьи-то чувства, из-за чего их обвиняют в непоследовательности. Конфликтные ситуации повергают их в депрессию, так что они стараются либо менять тему разговора, либо попросту стараются избегать таких ситуаций.

Отличия логика и этика

логик или этик

Довольно любопытным оказывается тот факт, что пара «логик – этик» в отличие от других пар предпочтений очень тесно завязана на пол человека. Как уже было сказано в начале, около двух третей мужчин можно отнести к логикам, и примерно такое же количество женщин можно отнести к этикам. Опять же, ни первый ни второй вариант некорректно называть хорошим или плохим, хотя иногда они таки доставляют друг другу и окружающим неудобства. Как бы там ни было, рекомендую по мере чтения материала сравнивать свое видение предпочтений с тем, как их видят ваши коллеги и друзья. Это имеет значение, так как зачастую окружающие видят нас не такими, какие мы есть, а такими, какими они считают, что мы есть. Разобравшись с тем, как это работает на себе, вам будет легче разобраться с тем, как это работает на других людях.

  • Характерные черты для логика. Им руководит закон, система и порядок. Он склонен искать первопричины и устанавливать причинно-следственные связи. Нередко игнорирует чувства и интересы других людей. Может быть скрытным и часто специально притупляет свои эмоции.
  • Характерные черты для этика. Принимает решения, основываясь на личной приязни или неприязни. Подвержен влиянию других людей. Легко идет на компромиссы. Часто обижается сам, но боится обидеть других. Добивается своих целей путем уговоров и выпрашиваний.

Заключение

Подводя черту, можно с уверенностью сказать, что в соционике, черты как логика, так и этика очень часто встречаются и перемешиваются в одном человеке. Но это вовсе не значит, что определить тип в таком случае становится невозможным, так как нас интересуют именно предпочтения. В ходе общения с человеком, старайтесь узнать его ближе, следите за его словами, жестами, мимикой и реакцией на те или иные вопросы. Чем лучше вы познаете своих клиентов, тем проще вам будет выстроить с ними долгосрочные отношения, которые в перспективе принесут вам прибыль, а им результат.

Автор статьи – Давиденко Феликс

crusfit.com

О различиях между логиками и этиками

логики и этики

Логики и этики порой совершенно по-разному могут воспринять одну и ту же фразу, произнесенную одним и тем же человеком, с одинаковой интонацией и в одинаковом контексте. Однако общая характеристика различий логических и этических оценок может прозвучать так: что для логика — информация, для этика — маркер отношения.

  • Логик говорит для того, чтобы проинформировать окружающих о своем состоянии, настроении, о своем мнении и так далее.
  • Этик говорит для того, чтобы выразить свое отношение, подчеркнуть какие-то его аспекты к данному собеседнику, к какому-то факту, к окружающей действительности и так далее.

По вине этих различий в мотивации высказывания между логиками и этиками могут возникать недопонимания.

Например, после многолюдной вечеринки логик может заявить: «Я сел и расслабился, когда все разошлись по домам». Для логика это информация. Он сообщает, что достиг определенного состояния в определенных условиях. В подобных фразах, звучащих время от времени от логика, как говорится, нет «ничего личного». Однако этики могут усмотреть в этом выражении упрек, что они мешали человеку расслабиться. Или что человек был не рад, что все пришли, а хорошо себя почувствовал только, когда все разошлись. Этики склонны интерпретировать высказывания с точки зрения выражения отношения, а не «сухого» информирования.

Логики действительно зачастую не вкладывают никакого личностного смысла в те фразы, которые говорят. Даже если эти фразы касаются взаимодействия с другими людьми. Для них это в первую очередь констатация факта, информация, где-то, может быть, даже из цикла «что вижу, то пою» — «что имею, то и констатирую». По этой причине порою высказывания логиков выглядят (или являются) не совсем этичными. По этой причине логик, сам того не подозревая, может «обидеть» или «задеть» человека. В свою очередь, этики более чувствительны к тому, какие реакции могут вызывать в других людях их слова, поэтому от этика, если он этого сам не хочет и это не входит в его намерение, реже можно услышать «обидные» замечания, отпускаемые походя.

Не торопитесь обижаться на логиков, если в обыденном разговоре слышите от них нечто некорректное или даже обидное. Логики действительно часто ничего «такого» в эти свои проходные высказывания не вкладывают, и порой даже не рефлексируют, что подобные выражения могут кого-то задеть. В свою очередь, логикам, если они часто видят «неадекватную» реакцию окружающих на свои «обычные» слова, следует быть более внимательными и осторожными в выражениях.

psy-resource.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *