Теории характера – 34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.

34. Характер в структуре индивидуальности. Основные теории характера.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых
психических особенностей человека,
обусловливающих типичный для данного
субъекта способ поведения в определенных
жизненных условиях и обстоятельствах
(1, 6, 8, 9, 10) Характером называют обычно
своеобразие склада психической
деятельности, проявляющееся в особенностях
социального поведения личности, и в
первую очередь – в отношениях к профессии,
людям, самому себе.

Говоря о характере
(что в переводе с греческого означает
«чеканка», «печать») обычно подразумевают,
те свойства личности, которые накладывают
определённый отпечаток на все её
проявления, выражают специфическое
отношение к миру и к другим людям.

Понятие «характер»
— дискуссионно.

  • тенденция
    отождествлять характер с личностью в
    целом, по мнению многих психологов,
    более изученной и включающей в себя
    проявления характера.

  • характер по
    феноменологии многие относят к области
    этики, и тем самым включение его в
    систему психологии признается незаконным.

  • сомнения в
    возможности изучения характера как
    самостоятельного явления вообще.
    Напомним, что английское character означает
    «личность», «персонаж».

Характер:

  • формируется на
    протяжении жизни человеками, в общих
    чертах складываясь к подростковому
    возрасту,

  • меняется под
    влиянием воспитания и самовоспитания.

  • в отличие от
    темперамента, может подлежать этической
    оценке.

Темперамент и
характер

В.Кречмер,
сын известного психиатра Э.Кречмера,
пользовался следующими дефинициями.
Темперамент – это врожденная особенность
протекания психофизиологических
процессов (их темп, инертность, накал,
способность к переключению и т.п.).
Характер
же
– это устойчивая особенность отношения
человека к миру, окружающим людям и
себе.

А.Г.Ковалев
и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям
индивидуальности разделили на четыре
группы:

1.
Характер и темперамент отождествляются.

2.
Между ними устанавливаются антагонистические
отношения.

3.
Темперамент является элементом характера.

4.
Темперамент признается основной природой
характера.

Последняя
– наиболее близка отечественным
исследователям.

Психология
характера в работах А.Ф.Лазурского

В
основе — принцип активного приспособления
индивида к среде. Для классификации
выделил два основания – психический
уровень и психическое содержание
.
Чем выше психический уровень (А.Ф.Лазурский
выделил их всего три), тем более успешно,
активно и продуктивно идет приспособление.

  • Психический
    уровень

    (похож на уровень самоактуализации
    Маслоу): определяется со стороны
    врожденных качеств одаренностью
    человека и
    запасом его нервно-психической энергии
    (жизненных сил)
    .
    Критерии повышения уровня:

    • 1.
      Продуктивность деятельности, объем и
      дифференцированность, богатство
      оттенков интересов человека (этот
      критерий несколько напоминает
      «эргичность» в теории В.М.Русалова).

    • 2.
      Интенсивность и сила отдельных
      психических проявлений, выражающие
      собой неравнодушие к результату своих
      усилий.

    • 3.
      Сознательность и произвольность
      психических проявлений, преобладание
      идейных процессов над чувственными.

    • 4.
      Все возрастающая координация психических
      элементов и усиление связи между ними
      (интегрированность личности).

  • Содержание
    психической жизни

    — способы приспособления, индивидуальные
    вариации в ответах индивидов на
    проявления среды. Уровни:

    • эндопсихика
      (все основные психические и
      психофизиологические функции –
      чувствительность, память, внимание,
      мышление, воображение, воля, быстрота
      и сила моторики и т.п.).

    • сочетание
      эндо- и экзопсихики (отношение личности
      к внешним объектам (природе, людям,
      духовным благам, душевной жизни самого
      человека и пр.). Эндо- и экзопсихика
      взаимодействуют и взаимообусловливают
      друг друга, и эндочерты могут переходить
      из латентных в актуальные под влиянием
      экзопроявлений (например, способности
      проявляются только в деятельности, а
      мотив и интерес – это экзопсихичеекие
      качества)

    • собственно,
      экзопсихика

С
повышением уровня увеличивается «вклад»
духовно-мировоззренческих особенностей
и уменьшается влияние биологического
фундамента личности.

Уровни
психической жизни могут меняться, и
критерием этической оценки личности,
по мнению А.Ф.Лазурского, должны быть
те усилия, которые субъект прикладывает
к тому, чтобы повысить уровень своего
бытия (в современной психологии это
называется личностным ростом).

Типы
характера(от экзо к эндо):

3.
Приспособляющиеся

(приспособление среды к собственным
запросам и стремлениям). Деление по

экзопсихическим
категориям (идеалам).

1.
Альтруизм

2.
Знание

а)
индуктивное

б)
дедуктивное

3.
Красота

4.
Религия

5.
Общество, государство

6.
Внешняя деятельность, инициатива

7.
Система, организация

8.
Власть, борьба

2.
Приспособившиеся

(взаимное
влияние среды и человека) Деление по
психосоциальным комплексам, объединяющим
эндо- и экзоособенности

(непрактичные,
теоретики-идеалисты)

1.
Ученые

2.
Художники

3.
Религиозные созерцатели

4.
Практики-реалисты

5.
Человеколюбцы (альтруисты)

6.
Общественники

7.
Властные

8.
Хозяйственные

1.
Недостаточно приспособившиеся

(пассивное
приспособление к среде) Деление по
преобладанию психофизиологических
функций

(эндопсихические
категории)

1.
Рассудочные

2.
Аффективнее

а)
подвижные (сангвиники)

б)
чувственные

в)
мечтатели

3.
Активные

а)
энергичные низшего порядка (импульсивные)

б)
покорно-деятельные

в)
упрямые

Типология
характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна
(голландцы)

В
основе — три психологические характеристики,
3 основных элемента характера.

  • Активность
    – пассивность

  • Эмоциональность
    – безэмоциональность

  • первичность
    – вторичность (темпорально-энергетическую
    реакция человека,

    • «Первичные»
      непрестанно разряжают свои эмоции, но
      эффект и след реакции быстро исчезает.
      Они живут настоящим, способны на
      большое, но не длительное, усилие, любят
      неожиданности и не способны к построению
      долговременных планов.

    • «Вторичные»
      же выдают первую слабую реакцию, но
      затем она как бы «догоняет» раздражитель,
      сила реагирования нарастает, и эффект
      сохраняется более длительное время.
      Они надолго заряжаются под влиянием
      значимой ситуации, упорны, терпеливы,
      способны к осуществлению долговременных
      планов и отказу от текущих удовольствий.

Составляя
различные комбинации из качеств
эмоциональности, активности,
первичности-вторичности, можно получить
восемь основных характерологических
типов.

1.
Э + А – П (Нервный)

Раб
настоящего, неустойчив, склонен к
подозрительности, но легко примиряется.
Постоянно в поисках новых и сильных
ощущений. Ему нужно много разнообразных
друзей, поэтому семейного круга обычно
бывает недостаточно. Чувствителен, но
его эмоции быстротечны. Мало считается
с объективной картиной мира, легко
подчиняя ее минутным настроениям. Плохо
переносит монотонный труд, и в работе
не нужно опасаться им управлять.

2.
Э + А – В (Сентиментальный)

Тоже
чувствителен, но, в отличие от нервного,
долго помнит и бережет свои чувства.
Любит одиночество, имеет не очень много
друзей. Глубоко переживает все то, что
ему говорят, что с ним происходит. Редко
живет настоящим, хорошо помнит прошлое,
строит планы на будущее. Трезво оценивает
обстановку. Не любит перемен. Вести себя
с ним следует осторожно, подчеркивать
уважение к его личности.

3.
Э + А + П (Бурный)

Имеет
характер большой силы, отличается
отвагой. Увлекающийся человек, склонный
к анархии. Откровенен, но переменчив.
Доверчив, любит все приукрашать. Охотно
участвует в общем деле, способен
загореться идеей коллектива, но за ним
нужно присматривать, потому что он так
же быстро остывает. Может справиться с
работой, которая должна быть выполнена
без промедления, но следует помнить о
том, что его высокая жизнеспособность
сочетается с высокой отвлекаемостью.

4.
Э + А + В (Страстный)

Человек
одной идеи, отдающийся ее реализации
со всей страстью. Любит порядок, редко
меняет свои убеждения, может все жизненные
устремления и способности поставить
на службу своему стремлению. Если такой
человек становится лидером в группе,
то справляется с этим вполне успешно
до тех пор, пока не столкнется с сильной
позицией другого лидера такого же
характера.

5.
Э – А + П (Сангвиник)

Практичный,
покладистый и оптимистичный тип, легко
адаптируется и хорошо перестраивается.
Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен
и основателен. Слабые места – невысокая
чувствительность к состоянию других
людей, способность легко отгораживаться
от чужих проблем, что может производить
на близких впечатление равнодушия.

6.
Э – А + В (Флегматик)

Холодный
и спокойный, предпочитает одиночество,
неразговорчив и обычно сводит беседу
к разговору о главном. Методичен, верен
своему кругу. Эмоциональное воздействие
на флегматика бесполезно – убедить его
можно только доводами. Медленный,
надежный ум флегматика, его спокойствие
и уравновешенность исключительно ценны
на стадии разработки любых проектов.

7.
Э – А – П (Аморфный)

Очень
инертный, никогда не делающий больше
того, что требуется в настоящий момент,
человек. Ум его незатейлив, он охотно
откладывает на завтра все, что можно
делать не сразу. Пунктуальность
отсутствует, он не честолюбив и привязан
к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно
апатичному типу, рассматриваемому ниже,
аморфный нечасто встречается в реальной
жизни и является скорее теоретическим
конструктом.

8.
Э – А – В (Апатичный)

Тоже
безразличен к тому, что делает и как
живет. Способен справляться с повседневной
работой, но не честолюбив, не старается
как-то изменить свою судьбу. Он получает
удовлетворение от одиночества, но это
бедное одиночество, не заполненное ни
планами, ни переживаниями, ни каким-то
иным духовным содержанием. Обычно вполне
равнодушен к другим.

А.Е.
Личко

(1977): классификация патологических
характеров, названных «акцентуациями
личности»

Акцентуация

крайний вариант нормы, связанный с
резким, излишним подчеркиванием
определенной черты, что приводит к
болезненной чувствительности в одних
социальных ситуациях при относительной
устойчивости к другим.

Любой
подросток имеет акцентуация, иногда
это является признаком возраста.

Акцентуации
граничат с патологией и при сильном
прессинге обстоятельств могут перейти
в соответствующую психопатию.

Акцентуации
— явные(проявляющими себя в поведении)
и скрытые (латентными), могут переходить
одна в другую.

Оформляются
обычно к подростковому возрасту, с
возрастом могут сгладиться, компенсироваться,
но могут и усилиться, как, например,
педантичность.

Тип
акцентуации характера

Описание

Гипертимный

«Взрывной»
характер, кипучая энергия, подвижность,
болтливость, склонность к панибратству,
всегда приподнятое настроение

Циклоидный

Периодическая
смена настроения, переход от периодов
подъема к депрессии, раздражительность
и апатия сменяется приступами
энтузиазма

Лабильный

Крайняя
изменчивость настроения под влиянием
ничтожных стимулов

Астено-невротический

Беспокойный
сон, плохой аппетит, плаксивость,
утомляемость, раздражительность,
склонность к ипохондрии (поиску у
себя различных заболеваний)

Сенситивный

Пугливость,
робость, застенчивость, замкнутость
с новыми людьми, плохая устойчивость
к стрессу, чрезмерная впечатлительность,
чувство неполноценности, глубокая
привязанность в дружбе

Психастенический

Склонность
к рассуждениям, самоанализу,
мнительность, образование навязчивых
страхов, педантизм, формализм,
нетерпеливость

Шизоидный

Замкнутость,
отгороженность от окружающего,
холодность, неумение понимать чувства
других, склонность к фантазиям,
необычные увлечения, подчеркнутая
независимость

Эпилептоидный

Склонность
к вспышкам гнева, инертность мышления,
садистские склонности, жадность,
аккуратность, угодничество перед
начальством, «приземленные» интересы

Истероидный

Жажда
постоянно быть в центре внимания,
демонстративное поведение, показные
попытки самоубийства, обостренное
самолюбие, склонность к симуляции
заболеваний, лживость

Неустойчивый

Тенденция
«плыть по течению», слабоволие,
отсутствие настойчивости, любовь к
развлечениям

Конформный

Готовность
подчиняться, ханжество, уступчивость

Типология
К. Леонгарда:

К.Леонгард

скорее
перечисления недостатков человека, чем
указания на его сильные стороны, в этом
состоит особенность подхода, но его,
конечно, недостаточно для того, чтобы
пытаться поставить медицинский диагноз.

Выделял
4 акцентуации характера и 6 акцентуаций
темперамента (х и т)

Демонстративный
(истероидный
)
(X) тип отмечается, когда человек больше
всего стремится быть в центре внимания,
при этом забывая и о том, что он делает,
и о том, как он это делает. Для
демонстративного типа характерна
высокая способность к вытеснению и
зависимость от социального окружения,
внушаемость.

Педантичный
(сверхпунктуалъный)

(X) тип имеет склонность долго переживать
мелкие обиды, придавать сверхважное
значение незначительным событиям. Он
склонен придерживаться образца поведения,
традиционен, с ограниченной креативностью
и сверхответственностью.

Застревающий
(X)

тип имеет сложности с переключением от
одного состояния к другому, а наиболее
выраженная его черта – это формирование
так называемых сверхценных идей, которым
он придает исключительное значение и
на службу которым он готов поставить
собственную жизнь и жизнь других людей.
Поскольку положительные эмоции могут
легче разрешаться в повседневности,
чем отрицательные, застревающие склонны
подолгу фиксироваться на неотреагированных
чувствах обиды, ненависти, вины.

Возбудимый
(неуправляемый, эпилептоидный)

(X) тип с трудом контролирует свои
влечения, высказывания и поведение в
целом. Склонен неожиданно взрываться
и отвечать неадекватно сильной реакцией
на незначительный раздражитель. Склонен
возвращаться к обидам и мстить спустя
большой промежуток времени.

Гипертимический
(Т)

тип всегда находится в приподнятом
настроении, одержим жаждой деятельности,
в связи с чем не всегда внимателен к
окружающим и с трудом контролирует свое
собственное состояние. Ребенок – будущий
гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться,
и положительное мироотношение не всегда
обусловлено объективными достижениями.

Дистимический
(Т)
тип,
напротив, характеризуется сниженным
настроением, фиксируется на мрачных
сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает
плакать, а во взрослом возрасте редко
осознает и признает светлые стороны
жизни, вызывая у окружающих неадекватное
чувство вины, в связи с чем имеет не
очень высокий статус в группе (зануд
никто не любит).

Тревожно-боязливый
(Т)

тип склонен к страхам, испытывает тревогу
даже в связи с несложными жизненными
задачами.

Циклотимический
(Т)

тип, объединяя недостатки двух
вышеперечисленных, склонен к смене
высокого тонуса состоянием упадка. В
случае патологического развития личности
обнаруживается маниакально-депрессивный
психоз.

Эмотивный
(Т)
тип
живет чувствами, переживая весь диапазон
эмоциональных состояний, легко заражаясь
настроением других людей и испытывая
влияние произведений искусства.

аффективно-экзальтированный
(Т)

тип – включает в себя людей тонких и
впечатлительных, которым иллюзорный
мир нередко заменяет реальность.

studfile.net

Теории характера

Количество просмотров публикации Теории характера — 2916

1. Характер зависит от телосложения (подход нем. Психолога — Э.Кречмера)

ü астеники (от греч.ἀσθενές — слабый) Описание: худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

ü атлетики (от греч.ἀθλητικός — свойственный борцам). Описание: высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелœетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

ü пикники (от греч. πυκνός — плотный, толстый) . Описание: среднего роста͵ полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

По уровню проявления черт характера:

Ø средние (ʼʼнормальныеʼʼ),

Ø выраженные (акцентуированные) — крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт

Ø выходящие за рамки нормы (психопатии).

Свойства характера

o определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

Связь с темпераментом

ü темперамент – не предопределяет черт характера

ü между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь.

· от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. (к примеру, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному)

· темперамент влияет на развитие отдельных черт характера (одни свойства темперамента способствуют формированию определœенных черт характера, другие противодействуют)

· исходя из типа темперамента ребенка крайне важно использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.

· обратная зависимость проявлений темперамента от его характера (благодаря определœенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента)

РАЗДЕЛ 1.4. Психология личности

Понятие личности в различных науках о человеке

referatwork.ru

Теории характера

По С.Л.Рубинштейну темперамент – это основа характера.

Н.Д. Левитов считал, что характер может входить в конфликт с темпераментом. Свойства темперамента могут компенсироваться свойствами характера.

Э. Фром писал «смешение темперамента и характера чревато серьезными последствиями для этической теории. Предпочтение того или иного темперамента – это дело вкуса, но различие в области характера – это, с этической точки зрения, вопрос огромной важности.

Концепция отношения личности В.Н. Мясищева

Отношение личности – это целостная система избирательно сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Мясищев считал, что отношения личности лежат в основе черт характера.

Характер – это единство отношений личности и способы их осуществления в переживаниях и поступках.

Не каждое отношение личности становится чертой характера.

Виды отношения личности:

отношение к обществу, к общественным идеям;

отношение к людям;

отношение к деятельности, труду;

отношение к самому себе и др.

Трехфакторная теория черт Г. Айзенка

В отличие от Олпорта А. исследовал черты эмпирически.

На основе теории он ставил опросник, результаты ответов на который он подверг технике факторного анализа.

Факторный анализ – это математика — статистическая процедура, позволяющая уменьшить, сгруппировать полученные данные.

Повторное применение факторного анализа позволило А. объединить первичные факторы и обнаружить вторичные (суперфакторы: экстраверсия – интерверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; психотизм)

А. показал связь этих черт с четырьмя типами темперамента Гиппократа.

Меланхолик – интроверт, Холерик – экстраверт – не стабильны;

Сангвиник – экстраверт, Флегматик – интроверт.

Теория черт Р. Кеттела

Для эмпирического изучения структуры личности Кеттелл изучал черты личности в трех видах проявлений:

Наблюдения в реальных жизненных ситуациях (L – данные).

Ответы на вопросники (Q – данные).

Данные экспериментов или объективных тестов (ОТ – данные).

Кеттелл выдвинул гипотезу, что базовые черты личности должны проявляться во всех этих видах проявлений.

Отдельных испытуемых оценивали, наблюдая, опрашивая, и в экспериментах эти данные подвергали факторному анализу. В результате факторизации опросника он получил 16 базовых черт личности, которые легли в основу опросника «16 PF Кеттелла».

Гипотеза Кеттелла не подтвердилась, то есть данные опросника не совпали с данными наблюдения и эксперимента.

students-library.com

Физиологические основы х.:

Психология
характера.

С
древних времён под характером
подразумевались врождённые образования.
Термин «характер» ввел Теофрат. А.Ф.
Лазурский Х. отождествлял с понятием
личности.

Ананьев:
Х.- проявление личности, которое выражает
жизненную направленность и проявляется
в своеобразном образе действий.

Левитов:
Х. – индивидуально качественное
своеобразие психической черты человека,
влияющее на его поведение.

Направленность
– переживание избирательного отношения
к деятельности, влияющее на неё. Основой
направленности является мировоззрение.
Формы направленности – интерес,
внимательность, идеалы. Чувства являются
сторонами характера в той мере, в которой
они отражают отношение человека к
действительности и влияют на личность.

В
узком смысле Х. выражается в виде воли
– сторона, которая отражает общие
потребности и выражается в сознательной
постановке цели, готовности её достичь.

Направленность
регулирует и контролирует деятельность.
Волевые процессы разнообразны: желание
лежит в основе самоопределения личности.
Намерение – это готовность действовать.

Волю
нельзя сводить к Х., не каждый волевой
процесс имеет характерологическое
строение. Когда характеристики воли
становятся устойчивыми, то они превращаются
в черты характера.

По
мнению С.Л. Рубинштена, любой действующий
мотив поведения, который приобретает
устойчивость, есть потенциальная будущая
черта Х. «Х. – закреплённая в индивиде
система генерализованных мотивов».
Каждый мотив содержит отношение к
действительности.

При
определение Х. нужно исходить из двух
моментов:

  1. Х. может
    быть определён по отношению к личности
    как к своему носителю.

  2. Х. может
    быть определён через его содержание
    как единство генерализованных мотивов,
    отношений и способов их осуществления.
    Генерализация происходит медленно,
    следовательно процесс формирования
    Х. длительный.

В
Х. выделяют динамическую и содержательную
стороны. Динамическая – скорость
формирования, устойчивость, глубина,
яркость и проявление. Содержательная
– содержание мотивов, которые наполнены
смыслом.

Ковалёв:
Х. представляет собой целостное
образование, психический склад личности.
Но целое состоит из элементов, определить
структуру, значит, выделить в характере
основные компоненты и установить их
взаимосвязь. При анализе структуры Х.
содержание отношения личности к
объективной деятельности должно
выдвигаться на передний план, как ведущая
сторона Х. Содержание Х. проявляется в
форме индивидуальных эмоций, волевой
или импульсивной активности, в виде
сложившейся манеры поведения, привычек,
динамических особенностей, поведения
и деятельности.

Рубинштейн:
Структура Х.: выделяют общий компонент
(общепсихологическая характеристика
Х.) и особенный компонент, обусловленный
специфическими чертами деятельности,
единичный компонент – качественное
своеобразие индивида как нечто
неповторимое и присущее только одному
человеку.

Черты
Х. связаны 3 типами связей:

  • Родство
    или близость черт, усиляющих друг друга

  • Отношения
    причинности черт

  • Родовая
    общность

Часто
одни черты Х. доминируют над другими.

Рубинштейн
выделяет несколько типов Х.:

  1. По
    отношению к другим людям (замкнутые и
    общительные)

  2. По
    отношению к вещам и деятельности

  3. По
    отношению к самому себе

Рибо
ввел другую классификацию по соотношению
активности и чувствительности:

  1. Преобладание
    чувствительности

  2. Апатичные

  3. Активные

Черта
Х. отражает сущность какой-то стороны
характера.Черта Х. – сложные индивидуальные
особенности, показательные для человека
и позволяющие с некоторой вероятностью
предсказать его поведение. Каждая черта
Х. — сплав динамических и содержательных
свойств. Динамическая сторона проявляется
в том, на сколько человек проявляет
себя, что сказывается на деятельности.
Содержательная сторона – система
генерализованных мотивов. Динамические
особенности развиваются во времени.
Каждая из динамических характеристик
соответствует содержательной.

Относительная
самостоятельность сторон характера
проявляется в наличии двух взаимодополняющих
друг друга процессов генерализации
мотивов:

  • Генерализация
    на основе типологических свойств.
    Различные условия деятельности
    активизируют свойства нервной системы,
    которые при систематической активизации
    преломляются через содержание
    деятельности и переходят в черты
    характера. Так формируются базовые
    черты. Этот процесс опирается на
    динамические особенности.

  • Содержание
    процесса генерализации — усвоение
    человеком, предъявляемых ему целей,
    идеалов, которые по логике воспитания
    должны формироваться у человека. Это
    путь формирования надстроечных черт.
    Процесс опирается на содержательные
    характеристики.

Базовые
черты Х. формируются до 5 лет, надстроечные
от 4 лет до смерти.

Схема
процесса формирования черт Х. : 1. Поступок,
2. Повторение действия несколько раз.
3. Привычка (один и тот же поступок в
разных ситуациях). 4. Черта Х.

Для
понимания физиологической основы
характера необходимо обратиться к
работам И.П. Павлова о высшей нервной
деятельности, а особенно к его учению
о свойствах и типах нервной системы. В
своих работах он сближал понятие нервной
системы с понятием темперамента. В
основу классификации типов нервной
системы Павлов положил:

1)
силу основных нервных процессов —
раздражительного и тормозного;

2)
уравновешенность возбуждения и
торможения;

3)
подвижность этих процессов.

Сила
нервной системы определяется как к
раздражительному, так и к тормозному
процессу. Согласно принципу силы нервной
системы, Павлов противопоставляет
меланхоликов, как представителей слабого
типа сангвиникам и холерикам как типам
сильным. Следующим принципом различения
типов является принцип уравновешенности
процессов возбуждения и торможения или
способности уравновешивать процесс
возбуждения процессом торможения. Надо
отметить, что этот принцип первоначально
был положен Павловым в основу его
классификации типов. Он различал два
крайних типа: возбудимый и тормозной и
два центральных, уравновешенных. В
свете последних исследований многих
психологов надо отказаться от каких-либо
попыток сравнивать темперамент как
психическое свойство личности с типом
нервной деятельности или нервной
системы. То, что тип нервной системы —
физиологическая основа темперамента,
и при том однозначная, то есть, что
темперамент физиологически зависит от
типа нервной системы, не означает
приравнивания темперамента к свойствам
этого типа — темперамент характеризуется
своими психологическими чертами. Помимо
того, тип нервной системы лежит в основе
не только темперамента, но и других
психических свойств личности, а также
психических процессов и состояний.
Таким образом, говоря о физиологической
основе характера, следует говорить не
о темпераменте, который не является
физиологической категорией, а о типе
нервной системы. Павлов признает, что
многое в его учении о типах нервной
системы требует дополнительных
исследований. Признавая все значение
учения Павлова о свойствах и типах
нервной системы, не следует слепо
следовать этому учению — надо творчески
развивать его, внося существенные
карективы, а иногда и пересматривая
проблематику этого учения. Тип, по
Павлову, «основная характеристика»
нервной системы, кладущая отпечаток на
всю деятельность человека, конечно, тем
самым является одной из основ характера.
Но Павлов вместе с тем твердо и определенно
разграничивал тип (нередко называвшийся
им темпераментом) и характер. Под типом
нервной системы следует понимать ее
врожденные качества, а под характером
— прежде всего то, что приобретено нервной
системой под влиянием жизненного опыта
и в первую очередь воспитания. Таким
образом, тип нервной системы, является
только одной из основ характера, но не
является характером человека и не
предопределяет его. Однако все те черты,
которые приобретаются в течении
жизненного опыта и которые, по взглядам
И.П. Павлова, составляют главным образом
характер, формируются не на пустом
месте, а связаны с определенным
прирожденным типом, с некоторыми
«данными» силы, уравновешенности
и подвижности нервной системы. Наибольшее
же значение для характера имеет воспитание
и отсюда не унаследованный тип, а
пластичность нервной организации.
Именно на пластичности нервной системы
основан характер как по преимуществу
та организация нервных процессов,
которая связана с влиянием среды.

Тип
ВНД составляет основу темперамента и
является динамической стороной Х. Тип
ВНД –основная характеристика НС, которая
накладывает отпечаток на на деятельность
человека и является основой характера.
Под типом НС понимаются врожденные
наследуемые характеристики и качества,
а под характером то, что приобретено
прижизненно.Тип НС является только
одной из сторон Х. и не предопределяет
его в целом. Хотя черты, которые образуют
характер формируются не на пустом месте,
а связаны с врожденным типом (сила,
уровень, подвижность). Наибольшее
значение имеет пластичность НС, на
которой основывается организация
нервных процессов, связанных с образованием
реакций на воздействия среды. Наиболее
интенсивно черты формируются в первые
пять лет. После 14 лет формируются
медленно.И уже после 18-20 лет ничего не
меняется и не формируется.

Системность
– основное свойство, выражающее тенденцию
нервных связей к объединению или
интеграции. Частным случаем проявления
системности является динамический
стереотип (по Анохину). Формирование
сильного характера следует понимать
как выработку такого рода системности
в коре больших полушарий, при котором
не было бы ни одного одностороннего
сопротивления стереотипа (шаблонности)
ни чрезмерной податливости (неустойчивости).
В формировании Х. принимает участие
вторая сигнальная система. Свойства Х.
не предопределяют строго поведение
человека, а образуют условия, при которых
легче формируются одни формы поведения
и труднее — другие. Сила процесса
возбуждения образует условия для
настойчивости, упрямства, выдержки, но
не предопределяют цели, которым эти
черты будут служить. Содержательная
сторона Х. своим источником имеет
общественные категории и формируются
на базе норм, принятых в обществе.

studfile.net

1. Динамика взглядов на характер в зарубежной психологии.

16

ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА.

1. Динамика взглядов на характер в
зарубежной психологии.

2. Подходы отечественной психологической
науки к анализу характера личности.

3. Патопсихологический подход к анализу
характера личности.

4. Формирование характера.

1. Ананьев
Б.Г. Строение характера
// Психология индивидуальных различий.
Тексты. — М., 1982.

2. Анастази
А. Дифференциальная
психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001.

3. Березин
Ф.Б., Мирошников М.Л., Соколова Е.Д. Методика
многостороннего исследования личности.
— М.: Фолиум, 1994.

4. Волков П.
Разнообразие человеческих
миров. — М.: Аграф,2000.

5. Ганнушкин
П.Б. Клиника психопатий.
// Психология индивидуальных различий.
Тексты. М., 1982.

6. Грановская
P.M.
Элементы практической
психологии. — Л., 1988.

7. Егорова
М.С. Психология
индивидуальных различий. — М.: Планета
детей, 1997.

8. Ковалев
А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент
и характер // Психология индивидуальных
различий. Тексты. — М., 1982.

9. Краткий психологический словарь. —
М., 1985.

10. Лазурский
А.Ф. Классификация
личностей // Психология индивидуальных
различий. Тексты. — М., 1982. — С. 179 — 198.

11. Левитов
НД. Проблема характера
в современной психологии // Психология
индивидуальных различий. Тексты. — М.,
1982.

12. Леонгард
К. Акцентуированные
личности. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

13. Либин
А.В. Дифференциальная
психология: на пересечении европейских,
российских и американских традиций. —
М.: Смысл, 1999.

14. Литвак
М.Е. Предисловие // К.
Леонгард. Акцентуированные личности.
— Ростов/н/Д.: Феникс, 2000.

15. Личко
А.Е. Типы акцентуаций
характера и психопатий у подростков. —
М.: ЭКСМО, 1999.

16. Машков
В.Н. Основы дифференциальной
психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского
ун-та, 1998.

17. Мельников
В.М., Ямпольскии Л.Т. Введение
в экспериментальную психологию личности.
— М., 1985.

18. Психологическое самообразование:
читая зарубежные учебники. — М., 1992.

19. Роль среды и наследственности в
формировании индивидуальности человека
/Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика,
1988.

20. Робер
М.А., Тилъман Ф. Психология
индивида и группы. — М., 1988.

21. Современная психология / Под ред. В.Н.
Дружинина. — М.: Инфра+, 2000.

22. Эйдемиллер
Э.Г., Юстицкис В. Психология
и психотерапия семьи. — СПб.: Питер,
2000.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых
психических особенностей человека,
обусловливающих типичный для данного
субъекта способ поведения в определенных
жизненных условиях и обстоятельствах
(1, б, 8, 9, 10). Характером
называют обычно своеобразие склада
психической деятельности, проявляющееся
в особенностях социального поведения
личности, и в первую очередь — в отношениях
к профессии, людям, самому себе.

Впервые термин «характер» ввел
Теофраст (ок. 370-288 гг. до н. э.), обозначив
им признак, примету, черту, особенность
человека. Он описал 31 характер по наиболее
выраженной примете: «льстец», «болтун»,
«хвастун» и т.п. Греческое «характер»
– печать, чеканка, вмятина на монете.

Теофраст впервые высказал предположение
о том, что характеры людей отражают и
выражают нравственную жизнь общества.

В XVIII в. французские материалисты (Дидро,
Гельвеций, Ламетри, Гольбах, Робине)
рассматривали характер человека в
неразрывной связи с условиями жизни.
Они считали, что среда обуславливает
характер человека, а воспитание —
формирует характер.

Наряду с материалистическими учениями
о личности как природном существе, жизнь
и характер которого определяются
внешними условиями, возникают
фаталистические теории наследственной
предопределенности. Так большое
распространение в XVIII веке получает
«Физиогномика» Лафатера, который
рассматривал характер человека как
порождение судьбы и воплощение рока,
считая, что на строении и выражении лица
лежит печать наследственности.

В определенных общественных кругах
того времени пользовалась особой
популярностью «Френология» Галля.
Сущность ее заключалась в том, что
развитие черт характера связано с
определенными участками строения
черепа. Несостоятельность «Френологии»
была в последствии доказана, но ее
ликвидация не была ликвидацией
биологического фатализма.

Начиная с середины XIX века, с выделением
психологии в самостоятельную науку
проблема характера становится предметом
специального исследования. Представитель
английского эмпиризма Джон Стюард Милль
впервые высказался о создании особой
науки характерологии как ветви психологии.
Эта особая наука первоначально
называлась этология (потому что со
времен Теофраста характер называли
этос). Если
иметь в виду, что этика — это наука о
добре и зле, то мы уже получаем указание
на тот смысл, который с самого начала
вкладывался в обсуждаемое понятие —
характер раскрывает и ограничивает
меру личной ответственности человека,
он определяет те поступки, которыми
человек может управлять (в отличие от
темпераментальных проявлений, изменить
которые человек практически не может)
(8, 11).

В зарубежной
характерологии первой половины 20 века
выделяют несколько направлений.

Зарубежная
характерология первой половины 20 века

придают
решающее значение биологической
конституции и строению человеческого
тела

лежащим
в основе природы человека подсознательным
влечениям и инстинктам

пытаются
определить характер особой имманентной
направленностью личности на различные
области культуры и общественной жизни

Кречмер,
Пенде, Шелдон, Иенч

Фрейд
и его последователи

Шпрангер,
Фромм, Хорни

Сторонники конституционально-биологического
направления
пытались вывести сущность
характера из биологических основ:
конституции, вегетативно-эндокринной
и нервной системы.

Так, Э.Кречмерсчитал, что темперамент,
характер и способности связаны с
особенностями внешнего строения и
обусловлены химизмом тела. Причем, по
его мнению основополагающим понятием
является конституция. Основываясь на
эмпирических данных он установилчетыре
постоянно повторяющихся главных типа
строения тела, которые назвал астеническим,
атлетическим, пикническим и диспластическим.
Люди пикнического телосложения обычно
среднего роста, с плотной фигурой, мягким
широким лицом на короткой шее, к короткими
конечностями, склонные к полноте.
Астеническому сложению характерно
вытянутое лицо, длинные ноги, тонкая
фигура, узкие плечи. У атлетиков
пропорциональная фигура, широкие плечи,
сильная мускулатура.

Кречмер
выделял два рода темперамента:
циклотимический и шизотимический.

Пикническому типу соответствует первый
род темперамента, астеническому,
атлетическому и диспластическому —
второй. Циклотимическиму темпераменту
свойственна диатетическая пропорция
колебания между состояниями веселья и
печали, шизотимическому свойственна
психолоэстическая пропорция колебания
между раздражительностью и холодностью.
Что касается третьей особенности
темперамента — психического темпа, то
циклотимическому свойственна «колеблющаяся
кривая между подвижным и флегматичным»,
шизотимическому — прыгающая кривая
между тягучестью и подвижностью».

Однако, Э.Кречмер, считая характер
зависимым в первую очередь от конституции,
не исключал и некоторого влияния
«психического воспитания, среды и
переживаний».

Наличие корреляции связи между
конституцией тела и темпераментом
подтвердил У.Шелдон. Он выделилтри
компонента телосложения: эндоморфный,
мезоморфный и эктоморфный
. Термины
произошли от названия зародышевых
листков, так как предполагалось, что из
андодермы (внутреннего зародышевого
листка) развиваются внутренние органы;
эндодермы (среднего зародышевого листка)
развиваются кости, мышцы, сердце,
кровеносные сосуды; из эктодермы
(внешнего зародышевого листка) — волосы,
ногти, рецепторный аппарат, нервная
система и мозг.

Типы У.Шелдона схожи по своему проявлению
с типами по Э.Кречмеру. Так, эндоморфы
— пикники по Э.Кречмеру, мезоморфы —
атлетики, эктоморфы — астеники.

Установлено, что эндоморфия, мезоморфия
и эктоморфия соответственно соотносятся
с первичными компонентами темперамента
— висцеротонией, соматотонией и
церебротонией. По предположенным
параметрам можно оценить выраженность
у человека каждого из указанных
компонентов отдельно.

В том же направлении ориентированы
работы С.Делингера. Он также пытался
связать физические и психологические
особенности людей. Получили распространениеего психогеометрические типы: «круг»,
«прямоугольник», «квадрат»,
«зигзаг».

Психоаналитическое
или психодинамическое направление

в характерологииобъясняет характер
человека, его действия и поступки,
социальную жизнь в целом инстинктивными,
бессознательными влечениями. Основоположник
данного направленияЗ.Фрейд
считал, что младенец испытывает
наслаждение в области рта при кормлении
и анального отверстия при испражнении.
В результате определенных жизненных
обстоятельств эти зоны сохраняют
свойства либидо в последующие годы, и,
реализуясь в сублимированных реакциях,
определяют особенности характера.
Соответственно человек с «анальными»
чертами характера стремится к накоплению
денег, потому что он сублимирует
подсознательное желание к задержке
испражнения. Подсознательное желание
людей с «оральным» характером,
чтобы его кормили, сублимирует желание
получить помощь, знания и т.п.

Он
выделял анальный
тип характера
,
которым обладают в основном дети и
либидозные
типы: эротический, обсессивный
(лат. obsessio
— «осада», «охватывание») — навязчивое
состояние
,
связанное с беспокоящими человека
мыслями, чувствами, желаниями, периодически,
в течение длительного времени возникающими
у него и не поддающимися сознательному
контролю),
нарцистический, кроме этого, смешанные
типы: эротически-обсессивный,
эротически-нарцистический и
нарцистически-обсессивный.

В
отличие от З.Фрейда, у которого на первый
план выступают сексуальные влечения
личности, его ученик К.Г.Юнг
при создании
типологии исходит из биологических
установок (сознательных и бессознательных)
самосохранения. Юнг рассматривал либидо
как диффузную творческую жизненную
силу, которая проявляется по разному,
например, в стремлении к власти.

К.Г.Юнг различал два противоположных
психических механизма или жизненных
установки личности — экстраверсию и
интроверсию
.Интровертированный
тип отличается от экстравертированного
тем, что он преимущественно ориентируется
не на объект и объективные данные, какэкстравертированный
тип, но на субъективные факторы.

Однако люди отличаются и по преобладанию
одной их основных психических функций.
По К.Г.Юнгу, это: мышление,
чувство, ощущение и интуиция
.
Результатом комбинаций двух видов
личностных установок и их психологических
функций являются восемь различных типов
личности.

Экстравертный мыслительный типлюбое свое суждение строит на основе
критерия, получаемого из внешних условий.
Владея хорошим чувством реальности, он
вносит ясность в эмоциональные ситуации.
Они превосходные организаторы, справедливы
и моральны. В своем крайнем выражении
эти типы как подчиняются сами, так и
подчиняют других. «Обязан» и «должен»
— типично для них.

Экстравертный чувствующий типориентирован объективными данными и
обычно пребывает в гармонии с ними. Люди
этого типа очень добродушны и быстро
приобретают друзей. Они легко оценивают
требования внешней ситуации и с
готовностью жертвуют собой. У данного
типа мышление всегда подчинено чувству.

Экстравертный
ощущающий тип

имеет достаточно сильную сенсорную
связь с внешним миром. Для данного типа
характерно, то, что экстравертное
ощущение превосходит все остальные
функции. У них также хорошо развито
ощущение объективных факторов. Они чаще
обращают внимание на внешнюю сторону
жизни, бывают безупречно и модно одеты,
любят окружать себя изысканными вещами.

Экстравертный интуитивный тип.Интуиция — это функция бессознательного
восприятия. В экстравертной установке
она направлена на внешние объекты и ими
обусловлена. При доминировании интуиции
мышление и чувство подавлены. Интуиция
видит все как бы внутренним взором, он
высматривает новые возможности, новые
области для завоевания и подчинения.
Данный тип хорошо проявляет себя в
профессиях связанных со способностью
видеть возможности во внешних ситуациях,
при этом их ориентация направлена в
большей степени на людей, чем на предметы.

Интровертный мыслительный тип.Мышление в интровертированной установке
ориентируется на субъективный фактор.
Люди данного типа склонны быть теоретиками.
Их можно охарактеризовать как интенсивных,
напряженных и сильных. Им свойственна
ясность и точность. Они безразличны к
мнению других, упрямы и неподатливы для
каких-либо влияний.

Интровертный чувствующий тип.Такой
тип людей труден для понимания, он
кажется холодным и равнодушным. Он
ориентирован на (у внутренние образы,
а не на внешние факторы. Образы
интровертного чувства проявляются как
ценность. Люди данного типа независимы
и самостоятельны. Они склонны избегать
больших собраний и вечеринок.

Интровертный ощущающий тип. Ощущение
у данного типа основано на субъективном
компоненте восприятия. Люди такого типа
производят впечатление спокойных,
выдержанных и разумных. Они не способны
к рациональным суждениям.

Интровертный интуитивный тип.Интуиция ориентированна на психическую
реальность. Интровертированая интуиция
направлена на содержание бессознательного,
вовнутрь и такие люди чаще встречаются
среди пророков, поэтов и художников.
Общаются они с трудом, ничего не доводят
до конца. Такие люди пренебрегают
обычными физическими нуждами и часто
реальность для них не существует, они
беззаботны и равнодушны к осязаемой
реальности. Они верны не внешним факторам,
а внутренним образам.

Таким образом, Юнг и Фрейд стремятся
показать, что личность, ее поведение и
характер определяются не внешними
условиями жизни, а внутренними свойствами.

Более поздней
типологией, в которой используются
некоторые положения Г.Юнга, является
типология Д.Кейрси.
Согласно этой типологии люди
дифференцируются по четырем параметрам:
экстраверсия — интроверсия, здравомыслие
— интуиция, логичность — чувствование,
рассудительность — импульсивность.В результате возможных сочетаний
образуются 16 психологических портретов,
которые объединяются в 4 темперамента:
Эпиметей, Прометей, Дионисий, Апполон.
Для Эпиметея характерно чувство долга,
стремление занять достойное место в
определенной социальной структуре; для
Прометея — наличие духа научного поиска,
стремление к власти над законами природы;
для Дионисия — стремление следовать
собственным импульсам; для Апполона —
стремление к тому, чтобы быть самим
собою, иметь ценность в собственных
глазах.

Идеологическое направление в
характерологии
представляют взглядыШпрангера.
Он считал, что каждый человек обладает
определенным «предрасположением к
переживаниям и действиям», обусловливающим
его направленность. По мнению Шпрангера,
направленности личностей соответствуют
исторически сложившиеся культурные
формы жизни человечества: экономика,
наука, искусство, религия, государство,
общество.

Исходя из этого, он намечает шесть типов
индивидуальных проявлений характера:

1. Практик — с ориентацией
на экономику. В поведении руководствуется
принципом пользы.

2. Теоретик. Для него
главное — интеллектуальные построения,
логические связи.

3. Эстет. Наслаждается
игрой жизни.

4. Религиозный человек.

5. Властный. Стремится
к господству.

6. Социальный.

Психическое, по Шпрангеру, определяет
социальную направленность людей, а не
наоборот, как это происходит в
действительности.

Э.Фромм. особую
важность в понимании проблемы характера
придавал вопросам общественной жизни
и утверждал, что поведение человека
может быть понято в свете влияний
культуры, существующих в данный конкретный
момент истории. Он первым сформулировал
теорию типов характера, в основу которой
был положен социологический анализ
того, как люди в обществе формируют
социальный процесс и саму культуру. Он
также считал, что личность является
продуктом динамического взаимодействия
между врожденными потребностями и
давлением социальных норм и отношений.

Общую
совокупность черт характера для
большинства людей Э.Фромм назвал
социальным характером, который он
отличал от индивидуального (чем одна
личность отличается от другой).

Характер социальный — совокупность
существенных черт, свойственных
определенной группе людей и являющихся
продуктом общественного развития в
данной культуре.

Ориентации, посредством которых индивид
вступает в отношения с миром, определяют
суть его характера. Характер
— это форма, служащая проводником
человеческой энергии в процессе
ассимиляции
(посредством овладения вещами), и
социализации
(посредством отношений с людьми и с
самим собой). Обе формы отношений
не инстинктивно заданы, а «открыты».
Раз энергия проводится определенным
способом, в поступке непосредственно
выражается характер.

Неплодотворная
ориентация

Рецептивный (берущий)
(лат. receptio
— прием, принятие)

Мазохизм — этот термин (от
имени австрийского романиста Леопольда
Захер-Мазоха) обозначает любой вида
враждебности или деструктивного
импульса, направленного на себя.

Садизм —
получение удовольствия
от причинения боли и страдания другим.
Этот термин происходит от довольно
определенной сексуальной ориентации
известного романиста и революционера
Альфреда Франсиса, маркиза де Сада

Эксплуататорский
(овладевающий)

Разрушение

Стяжательский
(сберегающий)

Конформизм
(от поздн. лат.
conformis
— подобный, сообразный) — соглашательство,
приспособленчество, пассивное принятие
окружающей среды, существующего
порядка, господствующих мнений,
отсутствие собственной позиции и
слепое подражание любому образу,
обладающему наибольшей силой давления,
психического принуждения.

Рыночный
(обменивающий)

Плодотворная
ориентация

Деятельный

Любовь

Фромм
(1947) выделял пять социальных типов
характера,

превалирующих в современных обществах.
Эти социальные типы, или формы установления
отношений с другими, представляют собой
взаимодействие экзистенциальных
потребностей и социального контекста,
в котором живут люди. Фромм разделил их
на два больших класса: непродуктивные
(нездоровые) и продуктивные (здоровые)
типы. К категории непродуктивных
относятся рецептивный, эксплуатирующий,
накапливающий и рыночный типы характера.
Категорию продуктивных представляет
тип идеального психического здоровья
в понимании Фромма. Фромм отмечал, что
ни один из этих типов характера не
существует в чистом виде, поскольку
непродуктивные и продуктивные качества
сочетаются у разных людей в разных
пропорциях. Следовательно, влияние
данного социального типа характера на
психическое здоровье или болезнь зависит
от соотношения позитивных и негативных
черт, проявляющихся у индивидуума.

1. Рецептивные
типы
убеждены
в том, что источник всего хорошего в
жизни находится вне их самих. Они открыто
зависимы и пассивны, не способны делать
что-либо без посторонней помощи и думают,
что их основная задача в жизни — скорее
быть любимыми, чем любить. Рецептивных
индивидуумов можно охарактеризовать
как пассивных, доверчивых и сентиментальных.
Если отбросить крайности, то люди с
рецептивной ориентацией могут быть
оптимистичными и идеалистичными.

2. Эксплуатирующие
типы
берут
все, что им нужно или о чем они мечтают,
силой или изобретательностью. Они тоже
неспособны к творчеству, и поэтому
добиваются любви, обладания, идей и
эмоций, заимствуя все это у других.
Негативными чертами эксплуатирующего
характера являются агрессивность,
надменность и самонадеянность, эгоцентризм
и склонность к соблазнению. К положительным
качествам относятся уверенность в себе,
чувство собственного достоинства и
импульсивность.

3. Накапливающие
(стяжательские) типы

пытаются обладать как можно большим
количеством материальных благ, власти
и любви; они стремятся избегать любых
поползновений на свои накопления. В
отличие от первых двух типов, «накопители»
тяготеют к прошлому, их отпугивает все
новое. Они напоминают анально-удерживающую
личность по Фрейду: ригидные, подозрительные
и упрямые. Согласно Фромму, у них есть
и некоторые положительные особенности
— предусмотрительность, лояльность и
сдержанность.

4. Рыночный
тип
исходит из
убеждения, что личность оценивается
как товар, который можно продать или
выгодно обменять. Эти люди заинтересованы
в сохранении приятной внешности,
знакомствах с нужными людьми и готовы
продемонстрировать любую личностную
черту, которая повысила бы их шансы на
успех в деле продажи себя потенциальным
заказчикам. Их отношения с окружающими
поверхностны, их девиз — «Я такой, каким
вы хотите меня видеть».

Кроме предельной отстраненности,
рыночная ориентация может быть описана
с помощью следующих ключевых черт
характера: оппортунистический, бесцельный,
бестактный, неразборчивый в средствах
и опустошенный. Их положительные качества
— открытость, любознательность и
щедрость. Фромм рассматривал «рыночную»
личность как продукт современного
капиталистического общества,
сформировавшегося в США и западноевропейских
странах.

5. В противоположность
непродуктивной ориентации, продуктивный
характер

представляет собой, с точки зрения
Фромма, конечную цель в развитии человека.
Этот тип — независимый, честный,
спокойный, любящий, творческий и
совершающий социально-полезные поступки.
Из работ Фромма (1968) видно, что он
рассматривал эту ориентацию как ответ
на противоречия человеческого
существования, присущие обществу. В ней
проявляется способность человека к
продуктивному логическому мышлению,
любви и труду. Благодаря продуктивному
мышлению люди узнают, кто они такие, и
поэтому освобождаются от самообмана.
Сила продуктивной любви дает возможность
людям горячо любить все живое на Земле
(биофилия). Фромм определял биофилию с
помощью таких качеств, как забота,
ответственность, уважение и знание.
Наконец, продуктивный труд обеспечивает
возможность производства предметов,
необходимых для жизни, благодаря
творческому самовыражению. Результатом
реализации всех вышеперечисленных сил,
свойственных всем людям, является зрелая
и целостная структура характера.

По существу, продуктивная ориентация
в гуманистической теории Фромма — это
идеальное состояние человека. Вряд ли
кто-нибудь достигал всех характеристик
продуктивной личности. В то же время
Фромм был убежден, что в результате
коренной социальной реформы продуктивная
ориентация может стать доминирующим
типом в любой культуре. Совершенное
общество рисовалось Фромму (1968) таким,
в котором находят
удовлетворение базисные потребности
человека. Он называл это общество
гуманистическим общинным социализмом.

Следует согласиться с авторами «Теории
личности» Зиглером и Хьелом, что, к
сожалению, теория развития характеров
Э.Фромма недоступна эмпирическому
изучению.

К настоящему времени понятие «характер»
признано дискуссионным. Некоторые
психологические течения вообще отказывают
этому понятию в праве на существование,
а из большинства зарубежных справочных
изданий и исследований оно просто
исключено. Почему это произошло?

Во-первых, наблюдается тенденция
отождествлять характер с личностью в
целом, по мнению многих психологов,
более изученной и включающей в себя
проявления характера.

Во-вторых, характер по феноменологии
многие относят к области этики, и тем
самым включение его в систему психологии
признается незаконным.

В-третьих,
выражаются сомнения в возможности
изучения характера как самостоятельного
явления вообще. Напомним, что английское
character
означает «личность»,
«персонаж» (8, 11).

Г. Оллпорт, один из создателей
эго-психологии, несколько тавтологично,
но выразительно писал: характер — это
личность оцениваемая, а личность —
характер неоцениваемый. То есть при
самом безоценочном отношении к человеку
его характер концентрирует в себе то,
что он может контролировать, изменять
и развивать. Действительно, характер
формируется на протяжении жизни человека,
и, в общих чертах складываясь к
подростковому возрасту, он меняется
под влиянием воспитания и самовоспитания.
Таким образом, характер, в отличие от
темперамента, может подлежать этической
оценке.

Если не всегда возможно
определить водораздел между проявлениями
характера и личности, то еще сложнее
разделить характер и темперамент (8). В.
Кречмер, сын известного психиатра Э.
Кречмера, пользовался следующими
дефинициями. Темперамент
— это врожденная
особенность протекания психофизиологических
процессов (их темп, инертность, накал,
способность к переключению и т.п.).
Характер
же — это устойчивая
особенность отношения человека к миру,
окружающим людям и себе (4).

studfile.net

34.Социальный характер в теории э. Фромма.

Социальные
типы характера

Рассматривая
человеческие потребности в
экономико-политическом контексте, Фромм
утверждал, что выражение и удовлетворение
этих потребностей зависит от типа
социальных условий, в которых живет
индивидуум. В сущности, возможности
удовлетворения экзистенциальных
потребностей, которые предоставляет
людям определенное общество, формируют
у них структуру личности — то, что Фромм
называл “основными ориентациями
характера”. Более того, в теории Фромма,
как и у Фрейда, ориентации характера
человека рассматриваются как стабильные
и не меняющиеся со временем.

Фромм
выделял пять социальных типов характера,
превалирующих в современных обществах.
Эти социальные типы, или формы установления
отношений с другими, представляют собой
взаимодействие экзистенциальных
потребностей и социального контекста,
в котором живут люди. Фромм разделил их
на два больших класса: непродуктивные
(нездоровые) и продуктивные (здоровые)
типы. К категории непродуктивных
относятся рецептивный, эксплуатирующий,
накапливающий и рыночный типы характера.
Категорию продуктивным представляет
тип идеального психического здоровья
в понимании Фромма. Фромм отмечал, что
ни один из этих типов характера не
существует в чистом виде, поскольку
непродуктивные и продуктивные качества
сочетаются у разным людей в разных
пропорциях. Следовательно, влияние
данного социального типа характера на
психическое здоровье или болезнь зависит
от соотношения позитивных и негативных
черт, проявляющихся у индивидуума.

Рецептивные
типы

Рецептивные
типы убеждены в том, что источник всего
хорошего в жизни t находится вне их
самих. Они открыто зависимы и пассивны,
не способны делать что-либо без посторонней
помощи и думают, что их основная задача
в жизни -скорее быть любимыми, чем любить.
Рецептивных индивидуумов можно
охарактеризовать как пассивных,
доверчивых и сентиментальных. Если
отбросить крайности, то люди с рецептивной
ориентацией могут быть оптимистичными
и идеалистичными.

Эксплуатирующие
типы

Эксплуатирующие
типы берут все, что им нужно или о чем
они мечтают, силой или изобретательностью.
Они тоже неспособны к творчеству, и
поэтому а добиваются любви, обладания,
идей и эмоций, заимствуя все это у других.
Негативными чертами эксплуатирующего
характера являются агрессивность,
надменность и самонадеянность, эгоцентризм
и склонность к соблазнению. К положительным
качествам относятся уверенность в себе,
чувство собственного достоинства и
импульсивность.

Накапливающие
типы

Накапливающие
типы пытаются обладать как можно большим
количеством материальных благ, власти
и любви; они стремятся избегать любых
поползновений на свои накопления. В
отличие от первых двух типов, “накопители”
ч тяготеют к прошлому, их отпугивает
все новое. Они напоминают анально-удерживающую
личность по Фрейду: ригидные, подозрительные
и упрямые. Согласно Фромму, у них есть
и некоторые положительные особенности
— предусмотрительность, лояльность и
сдержанность.

Рыночный
тип

Рыночный
тип исходит из убеждения, что личность,
оценивается как товар, который можно
продать или выгодно обменять. Эти люди
заинтересованы в сохранении приятной
внешности, знакомствах с нужными людьми
и готовы продемонстрировать любую
личностную черту, которая повысила бы
их шансы на успех в деле продажи себя
потенциальным заказчикам. Их отношения
с окружающими поверхностны, их девиз —
“Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме
предельной отстраненности, рыночная
ориентация может быть описана с помощью
следующих ключевых черт характера:
оппортунистический, бесцельный,
бестактный, неразборчивый в средствах
и опустошенный. Их положительные качества
— открытость, любознательность и
щедрость. Фромм рассматривал “рыночную”
личность как продукт современного
капиталистического общества,
сформировавшегося в США и западноевропейских
странах.

Продуктивный
характер

В
противоположность непродуктивной
ориентации, продуктивный характер
представляет собой, с точки зрения
Фромма, конечную цель в развитии человека.
Этот тип — независимый, честный,
спокойный, любящий, творческий и
совершающий социально-полезные поступки.
Из работ Фромма видно, что он рассматривал
эту ориентацию как ответ на противоречия
человеческого существования, присущие
обществу. В ней проявляется способность
человека к продуктивному логическому
мышлению, любви и труду. Благодаря
продуктивному мышлению люди узнают,
кто они такие, и поэтому освобождаются
от самообмана. Сила продуктивной любви
дает возможность — людям горячо любить
все живое на Земле (биофилия). Фромм
определял биофилию с помощью таких
качеств, как забота, ответственность,
уважение и знание. Наконец, продуктивный
труд обеспечивает возможность производства
предметов, необходимых для жизни,
благодаря творческому самовыражению.
Результатом реализации всех
вышеперечисленных сил, свойственных
всем людям, является зрелая и целостная
структура характера.

По
существу, продуктивная ориентация в
гуманистической теории Фромма —
идеальное состояние человека. Вряд ли
кто-нибудь достигал всех характеристик
продуктивной личности. В то же время
Фромм был убежден, что в результате
коренной социальной реформы продуктивная
ориентация может стать доминирующим
типом в любой культуре. Совершенное
общество рисовалось Фромму таким, в
котором находят удовлетворение базисные
потребности человека. Он называл это
общество гуманистическим общинным
социализмом.

Теория
Фромма пытается показать, как обширные
социокультурные влияния взаимодействуют
с уникальными человеческими потребностями
в процессе формирования личности. Его
принципиальный тезис заключался в том,
что структура характера (типы личности)
связана с определенными социальными
структурами.

studfile.net

Характер. Динамическая концепция характера. Психология и психоанализ характера

Характер. Динамическая концепция характера

Черты характера считались и считаются в среде бихевиористски ориентированных психологов синонимами свойств поведения. С этой точки зрения характер определяется как «модель поведения, характерная для данного индивида», в то время как другие авторы, подобно Креч-Меру, придавали особое значение волевому и динамичному элементам черт характера.

Фрейд развил не только первую, но также и наиболее последовательную и глубокую теорию характера, как системы влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему. Чтобы понять ценность фрейдовской динамической концепции характера, будет полезно сравнить поведенческие свойства с чертами характера. Поведенческие свойства описываются как то в поступках, что доступно наблюдению третьего лица. Так, например, поведенческое свойство «смелость» определялось бы как поведение, направленное на достижение определенной цели, когда человек не считается с риском утраты собственного комфорта, свободы или жизни. Или бережливость, как поведенческое свойство, определялось бы как поведение, нацеленное на сбережение денег или других материальных вещей. Однако, если мы исследуем мотивацию, и особенно бессознательную мотивацию, таких поведенческих свойств, мы обнаружим, что заповеденческим свойством кроются многочисленные й совершенно различные черты характера. Смелое поведение может быть мотивировано честолюбием, и тогда человек будет рисковать своей жизнью в определенных ситуациях ради того, чтобы удовлетворить свою страстную жажду быть предметом восхищения; оно может быть мотивировано влечением к самоубийству, которое побуждает человека искать опасности, ибо сознательно или бессознательно он не ценит свою жизнь или желает самоуничтожения; оно может быть мотивировано полнейшим отсутствием воображения, и тогда человек действует смело, потому что не осознает подстерегающей его опасности; наконец, оно может быть обусловлено искренней преданностью идее или цели, ради которых человек действует, и эта мотивация общепризнанна в качестве источника смелости. Внешне поведение во всех этих примерах одно и то же, хотя мотивации различны. Я говорю «внешне» потому, что «тли б можно было пронаблюдать такое поведение в деталях, обнаружилось бы, что различия в мотивации приводят к трудно уловимым различиям в поведении.

Например, офицер в сражении будет вести себя совершенно иначе в ситуации, где его отвага мотивирована преданностью идее, чем в ситуации, где она мотивирована честолюбием. В первом случае он не пойдет в атаку, когда риск не пропорционален достижению тактических целей. Если же, наоборот, им движет тщеславие, эта страсть может сделать его слепым по отношению к опасностям, грожающим ему и его солдатам. В последнем случае его поведенческое свойство «смелость» — это, как ясно, то и мое честолюбие. Другой пример — бережливость, человек может быть экономным, потому что этого требует его материальное положение; или он может быть бережливым потому, что обладает скупым характером, который побуждает к экономии ради самой экономии безотносительно креальной необходимости. Здесь также мотивация несколько отлична от самого поведения. В первом случае человек способен очень хорошо отличить ситуацию, где разумно — экономить, от ситуации, в которой разумнее — тратить деньги. Во втором случае он будет экономить, не считаясь с объективной необходимостью. Другой фактор, обусловленный различием мотивации, касается предска зуемости поведения. В случае со «смелым» солдатом, мотивом которого является честолюбие, мы можем предсказать, что он будет вести себя смело, только если смелость может быть вознаграждена. В случае с солдатом, который смел из-за преданности своему делу, мы обнаружим, что одобрение будет иметь мало влияния на егоповедение.

У Фрейда концепция бессознательной мотивации тесно связана с его теорией волевой природы черт характера. Он признал то, что великие романисты и драматурги знали нсегда: изучение характера, как показал это Бальзак, имеет дело с «силами, мотивирующими человека»; как личность действует, чувствует и мыслит — это в большой степени обусловлено особенностями ее характера, а не просто результат рациональных ответов на реальные ситуации; «судьба человека — это его характер». Фрейд признал динамичность черт характера и то, что склад характера человека представляет особую форму, служащую проводником жизненной энергии.

Фрейд пытался объяснить эту динамическую природу свойств характера, комбинируя свою характерологию со своей теорией либидо. В согласии с материалистическим мышлением того типа, какой преобладал в естественных науках в конце девятнадцатого века, когда энергия природных и психических явлений считалась субстанциальной, а не порождаемой в процессе взаимодействий, Фрейд считал сексуальное влечение источником энергии характера. Привлекая множество сложных и блестящих доводов, он объяснял различные черты характера, как «сублимации» или «реактивные образования» в ответ на различные формы сексуального влечения. Он истолковал динамическую природу черт характера как действия их либидинозного источника.

Прогресс психоаналитической теории наряду с прогрессом естественных и социальных наук привел к новой концепции, основанной не на идее изначально обособленного индивида, а на идее взаимоотношений человека с другими людьми, с природой, с самим собой. Была высказана мысль, что именно взаимоотношения направляют и регулируют проявление энергии в страстных влечениях человека. Г.С.Салливэн, один из первых, кто высказал такую точку зрения, определил психоанализ как «изучение межличностных отношений».

Теория, представленная на следующих страницах, согласуется с фрейдовской характерологией в таких основных пунктах: признание того, что черты характера обуславливают поведение, и о них нужно судить по поведению; что черты характера конституируют силы, которые личность, несмотря на их могущество, может совершенно не осознавать. Эта теория также следует Фрейду в признании того, что фундаментальная сущность характера строги не на единичном его свойстве, а является целостной руктурой, из которой вытекает некое множество единичных свойств. Черты характера следует понимать как ядром, являющийся следствием этой особой структуры, которую я буду называть ориентацией характера. Я коснулся только ограниченного числа черт характера, вытекащих непосредственно из основополагающей ориентацци. С множеством других черт характера можно было бы «ггупить сходным образом и показать, что они также шляются прямыми следствиями основных ориентации и смесью этих первичных черт характера со свойствами миерамента. Однако большое число других свойств, илчно причисляемых к чертам характера, следовало отнесли не к чертам характера в нашем понимании, к свойствам темперамента или особенностям поведения

Главное отличие предложенной здесь теории от теории рейда состоит в том, что фундаментальная основа характера мне видится не в различного типа либидинозной, гинизации, а в специфического вида отношениях личности с миром. Вгщоцессе жизни человек вступает в ношения с миром 1) посредством овладения вещами и ассимиляции и 2) посредством отношений с людьми (и самим собой). Первой я называю процессом ассимиляции; второе — процессом социализации. Обе формы относительно «открыты», а не инстинктивно заданы, как у ивотного. Человек может овладевать вещами, получая или беря их из внешних источников или производя их посредством самих усилий. Но он должен овладевать ими и каким-то образом ассимилировать их, чтобы удовлетворить свои потребности. К тому же человек не может жить один, без связи с другими людьми. Он должен объединяться с другими для защиты, для труда, для сексуального удовлетворения, для игры, для воспитания потомства, для передачи знаний и. материальной собственности. Но, кроме того, он по необходимости связан с другими, как один из них, как часть некоей группы. Полная обособленность непереносима и несовместима с нормальным психическим состоянием. И опять же человек может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может любить или ненавидеть, он может соперничать или сотрудничать; он может построить социальную систему, основанную на равенстве или авторитете, на свободе или насилии, но он должен так или иначе вступать в отношения, и форма этих отношений зависит от егохарактера.

Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера; характер можно определить, как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации. Это проведение психической энергии выполняет очень важную биологическую функцию. Поскольку действия человека не обусловлены врожденными инстинктами, жизнь была бы в опасности, если б человеку приходилось обдумывать каждое действие, каждый шаг. Но многие действия должны совершаться намного быстрее, чем позволяет процесс сознательного обдумывания. Более того, если бы все поведение строилось на обдуманных решениях, в поступках было бы намного больше противоречий, чем допустимо при надлежащем функционировании. Согласно бихевиоризму, человек научается реагировать полуавтоматически, развивая навыки действия и мышления, которые можно понимать аналогично условным рефлексам. Хотя эта точки зрения в известной мере верна, она не учитывает, что большинство характерных для человека и устойчивых к изменениям глубинных навыков и мнений обусловлены складом характера; через них выражена особая форма, которая является проводником энергии при данном складе характера. Систему характера у человека можно считать заместителем системы инстинктов у животного. Раз энергия проводится определенным способом, в поступке непосредственно выражается характер. Некий характер может быть нежелателен с этической точки зрения, но он, по крайней мере, позволяет человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от имени принятия всякий раз новых и обдуманных решений. Человек может устроить свою жизнь сообразно тому характеру и таким образомдостичь определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Более того, характер выполняет также функцию юра идей и ценностей. Так как большинству людей жется, что идеи независимы от их эмоций и желаний и шются результатом логической дедукции, им предстовляется, что их жизненную позицию подтверждают их 1-й и оценки, в то время как на самом деле последние гяются таким же результатом их характера, как и их гупки. Такое подтверждение в свою очередь способствует потеплению сложившегося склада характера, так как позволит ему казаться правильным и благоразумным. Это не единственная функция характера — позволять дивиду действовать последовательно и «разумно»; характер также дает основу для приспособления индивида обществу. Характер ребенка — это слепок с характера чителей, он развивается в ответ на их характер. Родители и их методы воспитания ребенка в свою очередь шсят от социальной структуры их культуры. Обычная семья — это «психический посредник» общества, и, приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает характер, делающий его приспособленным к задачам, предстоящим ему в социальной жизни. Он обретает такой актер, какой заставляет его хотеть делать то, что он должен делать, и суть этого характера та же, что и у большинства членов данного социального класса или мьтуры. Тот факт, что большинство членов некоего шального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера, и что можно говорить о щиальном характере», репрезентирующем суть склада актера, общую большинству членов данной культуры, вызывает на степень участия в формировании характера шальных и культурных моделей. Но от социального характера мы должны отличить индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия отчасти обусловлены особенностями личностей родителей, а также психическими и материальными особенностями, свойственными социальной среде, в которой растет ребенок. Но они также обусловлены особенностями конституции каждого индивида, в частности, особенностями темперамента. Формирование индивидуального характера определяется столкновением экзистенциальных переживаний, индивидуальных переживанй и тех, что обусловлены культурой, с темпераментом и физической конституцией индивида. Для двух людей среда никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и ту же среду. Лишь навыки действия и мышления, развившиеся в результате приспособления индивида к культурным моделям и не укорененные в характере личности, легко изменяются под воздействием новых социальных моделей. Если же поведение человека коренится в его характере, оно заряжено устойчивой энергией и изменяется только в том случае, если в характере происходят функциональные изменения.

В предлагаемом анализе неплодотворные ориентации и плодотворная ориентация разграничены. Следует отметить, что данные понятия являются «идеальными типами» не описаниями характера некоего данного индивида. Далее, хотя в дидактических целях они рассматриваются здесь раздельно, обычно характер каждой личности представляет собой сочетание всех или некоторых из этих ориентации, однако одна из них доминирует. И наконец, я хочу заявить здесь, что при описании неплодотворных ориентации представлены лишь их отрицательные стороны, а положительные стороны — кратко рассмотрены в последней части данной главы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *