Стэнли милгрэм – Милгрэм, Стэнли — Википедия

Милгрэм, Стэнли — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мильграм.

Стэ́нли Ми́лгрэм (англ. Stanley Milgram; 15 августа 1933, Нью-Йорк — 20 декабря 1984, Нью-Йорк) — американский социальный психолог и педагог, известный своими экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»).

Входит в число наиболее влиятельных психологов XX века. На работы Милгрэма оказали влияние такие психологи, как Соломон Аш и Гордон Олпорт.

Ранние годы[править | править код]

Милгрэм родился в 1933 году в Бронксе (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы[4]. Родители: Адель и Самуэль Милгрэм приехали в США из Румынии и Венгрии соответственно[5][6][7][8]. После войны в семье Милгрэмов нашли приют родственники из Европы, пережившие нацистские концлагеря[9]. Тема Холокоста впоследствии оказала большое влияние на научные интересы Стэнли Милгрэма.

Образование[править | править код]

Окончил среднюю школу имени Джеймса Монро[en] в Бронксе. В 1954 году получил степень бакалавра в области политологии в Квинс-колледже в Нью-Йорке. Продолжил учебу в Бруклинском колледже, где изучал психологию личности и социальную психологию.  В 1954 поступил в аспирантуру в Гарварде[10]. В 1960 году получил степень доктора философии в области социальной психологии.

Карьера[править | править код]

Осенью 1960 года поступил на работу доцентом в Йеле[11]. В 1967 году принял предложение стать штатным профессором в Центре подготовки аспирантов университета шт. Нью-Йорк[en], где и работал до своей смерти в 1984 году[12].

Смерть[править | править код]

Скончался 20 декабря 1984, в возрасте 51 года от сердечного приступа.   

В 1963 году Милгрэм опубликовал статью «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience) с описанием своих экспериментов по подчинению власти. В результате развернувшейся полемики, американская психологическая Ассоциация на год задержала заявку Милгрэма на членство из-за вопросов об этичности его работы, но в итоге членство было предоставлено. В 1964 году его исследование социальных аспектов подчинения было отмечено премией Американской ассоциации содействия развитию науки[13]. Десять лет спустя, в 1974 году, Милгрэм опубликовал книгу «Подчинение власти» (Obedience to Authority).

Модель Милгрэма была отчасти основана на суде над Адольфом Эйхманом в 1961 году. В дальнейшем теория Милгрэма была использована для объяснения массового убийства в Сонгми (1968).

Эксперименты Милгрэма вызвали волну критики. Некоторые утверждали, что результаты зависят от актёрских способностей экспериментатора и что большинство испытуемых, вероятно, понимали нереальность ситуации. Другие оспаривали соотносимость лабораторных условий и реальной жизни.

В 1967 году Милгрэм провел ставший впоследствии знаменитым эксперимент, который он назвал «Мир тесен» (англ. small world). Целью эксперимента была проверка гипотезы математика Манфреда Кохена[es] и политолога Итиэля де Сола Пул[en] относительно связности социальных сетей. В результате эксперимента выяснилось, что среднее число знакомых между любыми двумя случайно взятыми людьми равно шести. Вывод Милгрэма известен как «теории шести рукопожатий»

Результат Милгрэма был подвергнут серьезной критике. В частности, критики указывали на то, что Милгрэм не отследил прохождение многих из отправленных пакетов, что ставило под сомнение вывод о «шести рукопожатиях»[14][15].

В 2008 году исследование Microsoft показало, что средняя длина цепочки контактов между пользователями почтового сервиса .NET Messenger составляет 6,6[16].

Другой известный эксперимент Милгрэма получил название «потерянное письмо». В ходе эксперимента в публичных местах были оставлены письма, адресованные как частным лицам, так и вымышленным организациям. Практически все письма, адресованные людям, были брошены в ящики; письма в организации дошли лишь в тех случаях, когда названия последних вызывали положительные ассоциации — прежде всего наименования таких корпораций, как исследовательские институты, медицинские учреждения и тому подобные объединения. Письма, адресованные вымышленным организациям с запятнанной репутацией, таким как «Друзья нацистской партии», до адресата не дошли. Таким образом, методика «потерянного письма» позволяет определить отношение общества к различным политическим течениям[17][18].

В 1970—1971 годах Милгрэм провёл эксперимент по проверке влияния медиапотребления (в данном случае, телевидения) на социальное поведение. Испытуемым предоставлялась возможность присвоить деньги или пожертвовать на благотворительность, в зависимости от аналогичных действий героев специально снятого эпизода популярного сериала «Медицинский центр[en]».[18]

В начале 70-х годов Милгрэм начал экспериментировать с т. н. «сираноидами»[прим. 1]. Эксперимент заключался в том, что группе испытуемых предъявлялся человек, в ухо которого был незаметно для испытуемых вставлен наушник, соединённый с миниатюрным радиоприёмником. Испытуемые, — часто это были школьные учителя, — могли задавать сираноиду (им, как правило, был ребёнок школьного возраста) различные вопросы. Получая ответы по радио, незаметно для испытуемых, сираноид демонстрировал необыкновенный уровень знаний. Эксперименты показали, что сираноид легко вводил испытуемых в заблуждение; учителя, как правило, не догадывались о том, что их водят за нос[19].

  • В 2009 году немецкая пост-рок группа Long Distance Calling в своём альбоме Avoid The Light выпустила песню «I Know you Stanley Milgram» (рус. «Я знаю вас, Стэнли Милгрэм»).
  • В 2015 году вышел фильм «Экспериментатор». В фильме рассказывается о ряде радикальных поведенческих экспериментов проведённых Стэнли Милгрэмом в 1961 году, в процессе которых проверялась готовность обычных людей подчиняться власти.
Монографии
Статьи
На русском
  • Милгрэм С. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль = Obedience to Authority: An Experimental View». — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 282 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-655-9.
Примечания
  1. ↑ Название было дано в честь Сирано-де-Бержерака, героя
    одноименной пьесы Эдмона Ростана
Сноски
  1. 1 2 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  2. ↑ Library of Congress Authorities — Library of Congress.
  3. ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  4. Blass, Thomas. The roots of Stanley Milgram’s obedience experiments and their relevance to the Holocaust (англ.) // Analyse & Kritik : journal. — Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1998. — Vol. 20, no. 1. — P. 49. — ISSN 0171-5860. Архивировано 5 ноября 2013 года. Архивная копия от 5 ноября 2013 на Wayback Machine
  5. Thomas Blass. Obedience to Authority: Current Perspectives on the Milgram Paradigm. — Psychology Press. — P. 1. — ISBN 0-8058-3934-8.
  6. ↑ The Scribner Encyclopedia of American Lives. — New York, NY, USA : Charles Scribner’s Sons. — ISBN 0684804921.
  7. ↑ Moral Education: M-Z (неопр.). Books.google.com. Дата обращения 5 мая 2016.
  8. ↑ Stanley Milgram Facts, information, pictures | Encyclopedia.com articles about Stanley Milgram (неопр.). Encyclopedia.com. Дата обращения 5 мая 2016.
  9. Kirsten Fermaglich. American Dreams and Nazi Nightmares: Early Holocaust Consciousness and … (неопр.). Books.google.com. Дата обращения 5 мая 2016.
  10. ↑ Blass, T. (2004)
  11. ↑ Stanley Milgram (неопр.) (недоступная ссылка). faculty.frostburg.edu. Дата обращения 23 октября 2015. Архивировано 2 декабря 2017 года.
  12. ↑ OCR Psychology: AS Core Studies and Psychological Investigations (неопр.). Books.google.com. Дата обращения 5 мая 2016.
  13. ↑ AAAS Prize for Behavioral Science Research (неопр.). Archives.aaas.org. Дата обращения 5 мая 2016.
  14. ↑ Could It Be A Big World After All? (неопр.). Uaf.edu. Дата обращения 22 июня 2009. Архивировано 1 марта 2009 года.
  15. Elizabeth DeVita–Raebu. If Osama’s Only 6 Degrees Away, Why Can’t We Find Him? | Human Origins (неопр.). DISCOVER Magazine (28 января 2008). Дата обращения 22 июня 2009.
  16. ↑ Jure Leskovec & Eric Horvitz (2008), «Planetary-Scale Views on an Instant-Messaging Network», arΧiv:0803.0939 [physics.soc-ph] 
  17. Harvey Russell Bernard. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches (неопр.). Books.google.com. Дата обращения 5 мая 2016.
  18. 1 2 Stanley Milgram (неопр.). Everything2.com. Дата обращения 22 июня 2009.
  19. Стэнли Милгрэм. Эксперимент в социальной психологии. — 3-е международное издание. — Питер, 2000. — С. 331. — 336 с.
  • Бласс Т. Человек, который шокировал мир: жизнь и творчество Стэнли Милгрэма = The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram. — М., 2004. — 282 p.

ru.wikipedia.org

Эксперимент Милгрэма — Психологос

Эксперимент Ми́лгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).

Введение

В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Предыстория

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке. Подробный отчёт об этих экспериментах опубликован в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, & Raaijmakers Q. A. W. (1986). «Administrative obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative violence». «European Journal of Social Psychology», 16,311-324).

Авторы допускают неточность. Не только немецкие граждане, но и граждане с оккупированных территорий участвовали в «уничтожении миллионов невинных людей …», а иногда геноцид и пытки производились и без участия немецких подразделений, силами местного, с позволения сказать «самоуправления». Следовательно существует определённый процент людей среди любой нации, готовых причинить боль, страдание и смерть не только чужеземцу, но и своему соотечественнику. И дело тут не в повиновении, а скорее, наоборот, в отсутствии ограничений для проявления своих психопатологических наклонностей.

Описание эксперимента

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Результаты

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Дискуссии и предположения

За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, несмотря ни на что, увеличивать напряжение разряда до тех пор, пока их не остановит (при напряжении 450 В) экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, предположив, что не более 20 % испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела. Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены — вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали «ученика» электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.

Для объяснения проявленной испытуемыми жестокости было высказано несколько предположений.

  • Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.
  • Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.
  • Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.
  • Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.

При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.

Результаты не зависели от авторитета университета

Милгрэм повторил эксперимент, сняв помещение в Бриджпорте, штат Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты изменились не сильно: дойти до конца шкалы согласились 48 % испытуемых.

Пол испытуемого не влиял на результаты

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердечии женщин.

Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика»

Ещё в одном эксперименте изучалось предположение, что испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента «ученику» была дана инструкция заявить, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током. В процессе эксперимента «ученик» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!». Однако поведение «учителей» не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума.

Испытуемые были обыкновенными людьми

Предположение о том, что испытуемые имели нарушенную психику, также было отвергнуто как не имеющее под собой оснований. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, по возрасту, профессии и образовательному уровню являлись среднестатистическими гражданами. Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих оценить личность, показали, что эти люди были вполне нормальными и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от обычных людей или, как сказал Милгрэм, «они и есть мы с вами».

Испытуемые не были садистами

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.

Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент (подробнее об этом см. ниже)

Дополнительные эксперименты

В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале Psychology Today сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США и за их пределами. Выяснилось, что до конца шкалы доходят от 61 % до 66 % независимо от времени и места.

Если Милгрэм прав и участники эксперимента такие же обычные люди как мы, то вопрос: «Что может заставить людей вести себя подобным образом?» — приобретает личный характер: «Что может заставить нас поступать таким образом?». Милгрэм уверен — в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую «ученику».

Милгрэм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента.

Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался

Милгрэм провёл несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, ещё более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.

Испытуемый отказывался подчиняться человеку его ранга

Так, в одном случае он внес в сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел «учителю» остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на продолжении эксперимента. Результат говорит сам за себя: когда продолжать требовал всего лишь такой же испытуемый, как и они, испытуемые в 100 % случаев отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд.

В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор. При этом второй испытуемый приказывал «учителю» продолжать, в то время как исследователь бурно протестовал. И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке.

При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия

Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена результатами ещё одного варианта основного исследования. На этот раз «учитель» оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал «учителю» остановиться, когда жертва молила об освобождении, а другой настаивал на продолжении эксперимента. Противоречивые распоряжения приводили испытуемых в замешательство. Сбитые с толку испытуемые переводили взгляд с одного исследователя на другого, просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды, которые можно было бы без раздумий выполнять. Когда же исследователи продолжали «ссориться» друг с другом, «учителя» пытались понять, кто из них двоих главнее. В конечном итоге, не имея возможности подчиняться именно авторитету, каждый испытуемый-«учитель» начинал действовать исходя из своих лучших побуждений, и прекращал наказывать «ученика».

Как и в других экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, если бы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышенным уровнем агрессивности.

Другие варианты эксперимента

  • В других вариантах в эксперименте также участвовали один или два дополнительных «учителя». Их тоже играли актёры. В варианте, когда актёр-«учитель» настаивал на продолжении, только 3 из 40 испытуемых прекратили эксперимент. В другом случае двое актёров-«учителей» отказывались продолжать эксперимент — и 36 из 40 испытуемых делали то же самое.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Послушание также уменьшилось, когда «ученик» находился рядом с «учителем». В опыте, в котором «учитель» держал «ученика» за руку, до конца дошли только 30 % испытуемых.
  • Когда один экспериментатор был «учеником» и требовал прекратить эксперимент, а другой экспериментатор требовал продолжать — 100 % прекращали.
  • Когда от испытуемого требовалось передавать приказы «учителю», а не нажимать на кнопку самому, отказались это делать только 5 %.

Выводы

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram, 1974). Теперь становится понятной способность правительства добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение.

www.psychologos.ru

Милгрэм, Стэнли — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мильграм.

Стэ́нли Ми́лгрэм (англ. Stanley Milgram; 15 августа 1933, Нью-Йорк — 20 декабря 1984, Нью-Йорк) — американский социальный психолог и педагог, известный своим экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»).

Входит в число наиболее влиятельных психологов XX века. На работы Милгрэма оказали влияние такие психологи, как Соломон Аш и Гордон Олпорт.

Биография

Ранние годы

Милгрэм родился в 1933 году в Бронксе (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы[3]. Родители: Адель и Самуэль Милгрэм приехали в США из Румынии и Венгрии соответственно[4][5][6][7]. После войны в семье Милгрэмов нашли приют родственники из Европы, пережившие нацистские концлагеря[8]. Тема Холокоста впоследствии оказала большое влияние на научные интересы Стэнли Милгрэма.

Образование

Окончил среднюю школу имени Джеймса Монро[en] в Бронксе. В 1954 году получил степень бакалавра в области политологии в Квинс-колледже в Нью-Йорке. Продолжил учебу в Бруклинском колледже, где изучал психологию личности и социальную психологию.  В 1954 поступил в аспирантуру в Гарварде[9]. В 1960 году получил степень доктора философии в области социальной психологии.

Карьера

Осенью 1960 года поступил на работу доцентом в Йеле[10]. В 1967 году принял предложение стать штатным профессором в Центре подготовки аспирантов университета шт. Нью-Йорк[en], где и работал до своей смерти в 1984 году[11].

Смерть

Скончался 20 декабря 1984, в возрасте 51 года от сердечного приступа.   

Подчинение власти

В 1963 году Милгрэм опубликовал статью «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience) с описанием своих экспериментов по подчинению власти. В результате развернувшейся полемики, американская психологическая Ассоциация на год задержала заявку Милгрэма на членство из-за вопросов об этичности его работы, но в итоге членство было предоставлено. В 1964 году его исследование социальных аспектов подчинения было отмечено премией Американской ассоциации содействия развитию науки[12]. Десять лет спустя, в 1974 году, Милгрэм опубликовал книгу «Подчинение власти» (Obedience to Authority).

Модель Милгрэма была отчасти основана на суде над Адольфом Эйхманом в 1961 году. В дальнейшем теория Милгрэма была использована для объяснения массового убийства в Сонгми (1968).

Эксперименты Милгрэма вызвали волну критики. Некоторые утверждали, что результаты зависят от актёрских способностей экспериментатора и что большинство испытуемых, вероятно, понимали нереальность ситуации. Другие оспаривали соотносимость лабораторных условий и реальной жизни.

Социальные сети

В 1967 году Милгрэм провел ставший впоследствии знаменитым эксперимент, который он назвал «Мир тесен» (англ. small world). Целью эксперимента была проверка гипотезы математика Манфреда Кохена[es] и политолога Итиэля де Сола Пул[en] относительно связности социальных сетей. В результате эксперимента выяснилось, что среднее число знакомых между любыми двумя случайно взятыми людьми равно шести. Вывод Милгрэма известен как «теории шести рукопожатий»

Результат Милгрэма был подвергнут серьезной критике. В частности, критики указывали на то, что Милгрэм не отследил прохождение многих из отправленных пакетов, что ставило под сомнение вывод о «шести рукопожатиях»[13][14].

В 2008 году исследование Microsoft показало, что средняя длина цепочки контактов между пользователями почтового сервиса .NET Messenger составляет 6,6[15].

«Потерянное письмо»

Другой известный эксперимент Милгрэма получил название «потерянное письмо». В ходе эксперимента в публичных местах были оставлены письма, адресованные как частным лицам, так и вымышленным организациям. Практически все письма, адресованные людям, были брошены в ящики; письма в организации дошли лишь в тех случаях, когда названия последних вызывали положительные ассоциации — прежде всего наименования таких корпораций, как исследовательские институты, медицинские учреждения и тому подобные объединения. Письма, адресованные вымышленным организациям с запятнанной репутацией, таким как «Друзья нацистской партии», до адресата не дошли. Таким образом, методика «потерянного письма» позволяет определить отношение общества к различным политическим течениям[16][17].

Влияние телевидения

В 1970—1971 годах Милгрэм провёл эксперимент по проверке влияния медиапотребления (в данном случае, телевидения) на социальное поведение. Испытуемым предоставлялась возможность присвоить деньги или пожертвовать на благотворительность, в зависимости от аналогичных действий героев специально снятого эпизода популярного сериала «Медицинский центр[en]».[17]

Сираноиды

В начале 70-х годов Милгрэм начал экспериментировать с т. н. «сираноидами»[прим. 1]. Эксперимент заключался в том, что группе испытуемых предъявлялся человек, в ухо которого был незаметно для испытуемых вставлен наушник, соединённый с миниатюрным радиоприёмником. Испытуемые, — часто это были школьные учителя, — могли задавать сираноиду (им, как правило, был ребёнок школьного возраста) различные вопросы. Получая ответы по радио, незаметно для испытуемых, сираноид демонстрировал необыкновенный уровень знаний. Эксперименты показали, что сираноид легко вводил испытуемых в заблуждение; учителя, как правило, не догадывались о том, что их водят за нос[18].

В культуре

  • В 2009 году немецкая пост-рок группа Long Distance Calling в своём альбоме Avoid The Light выпустила песню «I Know you Stanley Milgram» (рус. «Я знаю вас, Стэнли Милгрэм»).
  • В 2015 году вышел фильм «Экспериментатор». В фильме рассказывается о ряде радикальных поведенческих экспериментов проведённых Стэнли Милгрэмом в 1961 году, в процессе которых проверялась готовность обычных людей подчиняться власти.

Библиография

Монографии
Статьи
На русском
  • Милгрэм С. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль = Obedience to Authority: An Experimental View». — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 282 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-655-9.

Примечания

Примечания
  1. ↑ Название было дано в честь Сирано-де-Бержерака, героя
    одноименной пьесы Эдмона Ростана
Сноски
  1. 1 2 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  2. ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. Blass, Thomas (1998). «The roots of Stanley Milgram’s obedience experiments and their relevance to the Holocaust» (PDF). Analyse & Kritik (Westdeutscher Verlag) 20 (1). ISSN 0171-5860. Проверено January 14, 2012.
  4. Thomas Blass. Obedience to Authority: Current Perspectives on the Milgram Paradigm. — Psychology Press. — P. 1. — ISBN 0-8058-3934-8.
  5. ↑ The Scribner Encyclopedia of American Lives. — New York, NY, USA : Charles Scribner’s Sons. — ISBN 0684804921.
  6. ↑ Moral Education: M-Z. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  7. ↑ Stanley Milgram Facts, information, pictures | Encyclopedia.com articles about Stanley Milgram. Encyclopedia.com. Проверено 5 мая 2016.
  8. Kirsten Fermaglich. American Dreams and Nazi Nightmares: Early Holocaust Consciousness and …. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  9. ↑ Blass, T. (2004)
  10. ↑ Stanley Milgram. faculty.frostburg.edu  (недоступная ссылка — история). Проверено 23 октября 2015. Архивировано 2 декабря 2017 года.
  11. ↑ OCR Psychology: AS Core Studies and Psychological Investigations. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  12. ↑ AAAS Prize for Behavioral Science Research. Archives.aaas.org. Проверено 5 мая 2016.
  13. ↑ Could It Be A Big World After All?. Uaf.edu. Проверено 22 июня 2009. Архивировано 1 марта 2009 года.
  14. Elizabeth DeVita–Raebu. If Osama’s Only 6 Degrees Away, Why Can’t We Find Him? | Human Origins. DISCOVER Magazine (28 января 2008). Проверено 22 июня 2009.
  15. ↑ Jure Leskovec & Eric Horvitz (2008), «Planetary-Scale Views on an Instant-Messaging Network», arΧiv:0803.0939 [physics.soc-ph] 
  16. Harvey Russell Bernard. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  17. 1 2 Stanley Milgram. Everything2.com. Проверено 22 июня 2009.
  18. Стэнли Милгрэм. Эксперимент в социальной психологии. — 3-е международное издание. — Питер, 2000. — С. 331. — 336 с.

Литература

  • Бласс Т. Человек, который шокировал мир: жизнь и творчество Стэнли Милгрэма = The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram. — М., 2004. — 282 p.

wikipedia.green

Стэнли Милгрэм — Психологос

​Стэ́нли Ми́лгрэм (также Ми́лграм; 15 августа 1933, Нью-Йорк — 20 декабря 1984, Нью-Йорк) — американский социальный психолог, известный своим экспериментом подчинения авторитету и исследованием феномена «маленького мира» (экспериментальное обоснование «правила шести рукопожатий»).

​С осени 1960 г. 27-летний ассистент профессора начал проводить свои знаменитые эксперименты в подвальной лаборатории Йельского университета (Linsly-Chittenden Hall). Через 15 лет, в 1975 г., на конференции Американской Психологической Ассоциации (АПА) в Чикаго Дональд Кэмпбелл публично согласился с утверждением Музафера Шерифа: «По моему мнению, Йельские эксперименты Стэнли Милгрэма по изучению повинуемости власти – самый глубокий вклад в человеческое знание, сделанный когда-либо нашей наукой социальной психологией, если не вообще, всей психологией».

Почему XX-е столетие было, безусловно, самым смертоносным в истории человечества (более чем 100 миллионов гражданских лиц, убитых в войне и при геноциде)? Ключ к ответу на этот вопрос, по мнению Милгрэма, возможно, кроется не столько в человеческой агрессии или даже эмоциях, сколько в нашей способности подчинить свою волю лицам, наделенным официальной (законной) властью. Во многих лабораториях других стран, как и в лаборатории самого Милгрэма, было показано, что даже добрые люди проявляли жестокость в отношении других людей.

Теперь, 50 лет спустя, покойный Стэнли Милгрэм (1933–1984) во всем мире считается крупнейшим исследователем, автором классических obedience-экспериментов, изучение которых сегодня обязательно для каждого начинающего студента-психолога. Но те из нас, кому посчастливилось учиться или работать со Стэнли Милгрэмом в течение его короткого жизненного пути (он скончался в возрасте 51 года), хранят в памяти также и другие, менее известные ипостаси этого уникального человека и его глобального наследства (Takooshian et al., 2010). Им и посвящены 10 пунктов данного представления.

1 Студент. Юный Стэнли фактически стал ученым еще до поступления в среднюю школу имени Дж. Монро (James Monroe High School, Bronx, New York). В то же время он не выбрал ни одного курса по психологии за 4 года своей учебы в Куинс-Колледже (Queens College) и только по окончании его получил специальное разрешение от Гарвардского университета перейти на специализацию «бихевиористские исследования». В Гарварде его учителями стали выдающиеся бихевиористы того времени: Гордон Оллпорт, Соломон Эш, Джером Брунер (Takooshian, 1998).

2 Повинуемость. Получив в 1960 г. должность ассистента Йельского университета, Милгрэм немедленно приступил к пилотным obedience-экспериментам, преодолевая критику со стороны профессорско-преподавательского состава Йельского университета, финансовые проблемы и отклонение редакцией журнала первой версии его классической статьи (Milgram, 1963). Его экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» (Milgram, 1974/2009) позволила ему сделать несколько важнейших открытий в этой области.

3 Другие исследования. Экспериментальная парадигма «Деструктивная повинуемость легитимным авторитетам» была одной из более чем дюжины важнейших тем, разработанных его инновационными методологическими подходами: «Мир тесен», Потерянное письмо, Психология толпы, Сираноиды и Психология городской жизни (тогда еще недавно сформировавшееся направление) (Milgram, 2010).

4 Уникальная творческая одаренность Милгрэма проявилась, помимо психологии, и в других, менее известных сферах его деятельности. Он был киносценаристом, кинорежиссером, переводчиком.

5 Этика. Несмотря на десятилетия вводящей в заблуждение критики, Милгрэм был высоконравственным исследователем, который никогда не толковал неправильно существующие этические принципы и ввел новые методы дебрифинга участников его экспериментов и измерения их этичности. После того как АПА удостоверилась в необоснованности одного анонимного обвинения, предъявленного против Милгрэма (когда он впервые подал заявление о членстве), он вскоре был избран ее Действительным Членом за «выдающийся вклад в психологию».

6 Борец. Личный опыт сделал Милгрэма отважным борцом, защищавшим от критиков значение экспериментальных методов для изучения актуальных социальных проблем (Blass, 2004). Противоречия в его исследованиях оказали заметное влияние на то, как сегодня психологи разрабатывают и проводят свои эксперименты, а также анализируют их результаты.

7 Непонимание. Работы Милгрэма очень часто активно освещались СМИ. Столь же часто СМИ искажали или неправильно толковали результаты его исследований. Например, Милгрэм направил в телевизионный журнал статью с исправлениями ошибок в некорректном биографическом фильме (NBC-TV) «Десятый Уровень», основанном на его obedience-экспериментах.

8 Ситуационизм. Музафер Шериф, Дональд Кэмпбелл и многие их коллеги считали исследования Милгрэма в области деструктивной повинуемости легитимным авторитетам символическим примером принципа «ситуационизма» в социальной психологии: в объяснении причин и механизмов различных феноменов нашего поведения и межличностного взаимодействия роль внешних социальных факторов перекрывает влияние внутренних (личностных) диспозиций.

9 Учитель. Хотя Милгрэм преподавал всю свою творческую жизнь, с 1960 по 1984 г., у него было немного студентов, поскольку он вел обычно лишь небольшие семинары для магистров (вплоть до своей безвременной кончины 20 декабря 1984 г.). Те, кому посчастливилось оказаться в числе его учеников, знали его как уникального преподавателя и увлеченного наставника, блеск которого в аудитории конкурировал с его блеском в лаборатории и вдохновлял его студентов. Как преподавателю Милгрэму просто не было равных.

10 Наследие. Милгрэм продолжает и сегодня вдохновлять психологов на независимые исследования в русле бихевиоризма. В 2010 г. продюсеры французского телешоу «Игра Смерти» повторили исследование Милгрэма и зарегистрировали 80-процентную норму повинуемости у участников, согласившихся на возможное убийство незнакомца для того, чтобы участвовать в реалити-шоу (Beardsley, 2010).

www.psychologos.ru

Милгрэм, Стэнли — Википедия

Стэнли Милгрэм
англ. Stanley Milgram
Дата рождения 15 августа 1933(1933-08-15)[1]
Место рождения
  • Бронкс, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Дата смерти 20 декабря 1984(1984-12-20)[2][1](51 год)
Место смерти
  • Манхэттен, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Страна
  •  США
Место работы
  • Гарвардский университет
  • Йельский университет
Альма-матер
  • Гарвардский университет
  • Куинз-колледж[d]
  • Бруклинский колледж
Учёная степень доктор философии
Награды и премии

стипендия Гуггенхайма

Премия Американской ассоциации содействия развитию науки за выдающиеся исследования по социопсихологии[d]

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мильграм.

Стэ́нли Ми́лгрэм (англ. Stanley Milgram; 15 августа 1933, Нью-Йорк — 20 декабря 1984, Нью-Йорк) — американский социальный психолог и педагог, известный своим экспериментами в области

wiki2.red

Милгрэм, Стэнли — Википедия. Что такое Милгрэм, Стэнли

Стэ́нли Ми́лгрэм (англ. Stanley Milgram; 15 августа 1933, Нью-Йорк — 20 декабря 1984, Нью-Йорк) — американский социальный психолог и педагог, известный своим экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»).

Входит в число наиболее влиятельных психологов XX века. На работы Милгрэма оказали влияние такие психологи, как Соломон Аш и Гордон Олпорт.

Биография

Ранние годы

Милгрэм родился в 1933 году в Бронксе (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы[3]. Родители: Адель и Самуэль Милгрэм приехали в США из Румынии и Венгрии соответственно[4][5][6][7]. После войны в семье Милгрэмов нашли приют родственники из Европы, пережившие нацистские концлагеря[8]. Тема Холокоста впоследствии оказала большое влияние на научные интересы Стэнли Милгрэма.

Образование

Окончил среднюю школу имени Джеймса Монро[en] в Бронксе. В 1954 году получил степень бакалавра в области политологии в Квинс-колледже в Нью-Йорке. Продолжил учебу в Бруклинском колледже, где изучал психологию личности и социальную психологию.  В 1954 поступил в аспирантуру в Гарварде[9]. В 1960 году получил степень доктора философии в области социальной психологии.

Карьера

Осенью 1960 года поступил на работу доцентом в Йеле[10]. В 1967 году принял предложение стать штатным профессором в Центре подготовки аспирантов университета шт. Нью-Йорк[en], где и работал до своей смерти в 1984 году[11].

Смерть

Скончался 20 декабря 1984, в возрасте 51 года от сердечного приступа.   

Подчинение власти

В 1963 году Милгрэм опубликовал статью «Подчинение: исследование поведения» (Behavioral Study of Obedience) с описанием своих экспериментов по подчинению власти. В результате развернувшейся полемики, американская психологическая Ассоциация на год задержала заявку Милгрэма на членство из-за вопросов об этичности его работы, но в итоге членство было предоставлено. В 1964 году его исследование социальных аспектов подчинения было отмечено премией Американской ассоциации содействия развитию науки[12]. Десять лет спустя, в 1974 году, Милгрэм опубликовал книгу «Подчинение власти» (Obedience to Authority).

Модель Милгрэма была отчасти основана на суде над Адольфом Эйхманом в 1961 году. В дальнейшем теория Милгрэма была использована для объяснения массового убийства в Сонгми (1968).

Эксперименты Милгрэма вызвали волну критики. Некоторые утверждали, что результаты зависят от актёрских способностей экспериментатора и что большинство испытуемых, вероятно, понимали нереальность ситуации. Другие оспаривали соотносимость лабораторных условий и реальной жизни.

Социальные сети

В 1967 году Милгрэм провел ставший впоследствии знаменитым эксперимент, который он назвал «Мир тесен» (англ. small world). Целью эксперимента была проверка гипотезы математика Манфреда Кохена[es] и политолога Итиэля де Сола Пул[en] относительно связности социальных сетей. В результате эксперимента выяснилось, что среднее число знакомых между любыми двумя случайно взятыми людьми равно шести. Вывод Милгрэма известен как «теории шести рукопожатий»

Результат Милгрэма был подвергнут серьезной критике. В частности, критики указывали на то, что Милгрэм не отследил прохождение многих из отправленных пакетов, что ставило под сомнение вывод о «шести рукопожатиях»[13][14].

В 2008 году исследование Microsoft показало, что средняя длина цепочки контактов между пользователями почтового сервиса .NET Messenger составляет 6,6[15].

«Потерянное письмо»

Другой известный эксперимент Милгрэма получил название «потерянное письмо». В ходе эксперимента в публичных местах были оставлены письма, адресованные как частным лицам, так и вымышленным организациям. Практически все письма, адресованные людям, были брошены в ящики; письма в организации дошли лишь в тех случаях, когда названия последних вызывали положительные ассоциации — прежде всего наименования таких корпораций, как исследовательские институты, медицинские учреждения и тому подобные объединения. Письма, адресованные вымышленным организациям с запятнанной репутацией, таким как «Друзья нацистской партии», до адресата не дошли. Таким образом, методика «потерянного письма» позволяет определить отношение общества к различным политическим течениям[16][17].

Влияние телевидения

В 1970—1971 годах Милгрэм провёл эксперимент по проверке влияния медиапотребления (в данном случае, телевидения) на социальное поведение. Испытуемым предоставлялась возможность присвоить деньги или пожертвовать на благотворительность, в зависимости от аналогичных действий героев специально снятого эпизода популярного сериала «Медицинский центр[en]».[17]

Сираноиды

В начале 70-х годов Милгрэм начал экспериментировать с т. н. «сираноидами»[прим. 1]. Эксперимент заключался в том, что группе испытуемых предъявлялся человек, в ухо которого был незаметно для испытуемых вставлен наушник, соединённый с миниатюрным радиоприёмником. Испытуемые, — часто это были школьные учителя, — могли задавать сираноиду (им, как правило, был ребёнок школьного возраста) различные вопросы. Получая ответы по радио, незаметно для испытуемых, сираноид демонстрировал необыкновенный уровень знаний. Эксперименты показали, что сираноид легко вводил испытуемых в заблуждение; учителя, как правило, не догадывались о том, что их водят за нос[18].

В культуре

  • В 2009 году немецкая пост-рок группа Long Distance Calling в своём альбоме Avoid The Light выпустила песню «I Know you Stanley Milgram» (рус. «Я знаю вас, Стэнли Милгрэм»).
  • В 2015 году вышел фильм «Экспериментатор». В фильме рассказывается о ряде радикальных поведенческих экспериментов проведённых Стэнли Милгрэмом в 1961 году, в процессе которых проверялась готовность обычных людей подчиняться власти.

Библиография

Монографии
Статьи
На русском
  • Милгрэм С. Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль = Obedience to Authority: An Experimental View». — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 282 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-655-9.

Примечания

Примечания
  1. ↑ Название было дано в честь Сирано-де-Бержерака, героя
    одноименной пьесы Эдмона Ростана
Сноски
  1. 1 2 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  2. ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. Blass, Thomas (1998). «The roots of Stanley Milgram’s obedience experiments and their relevance to the Holocaust» (PDF). Analyse & Kritik (Westdeutscher Verlag) 20 (1). ISSN 0171-5860. Проверено January 14, 2012.
  4. Thomas Blass. Obedience to Authority: Current Perspectives on the Milgram Paradigm. — Psychology Press. — P. 1. — ISBN 0-8058-3934-8.
  5. ↑ The Scribner Encyclopedia of American Lives. — New York, NY, USA : Charles Scribner’s Sons. — ISBN 0684804921.
  6. ↑ Moral Education: M-Z. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  7. ↑ Stanley Milgram Facts, information, pictures | Encyclopedia.com articles about Stanley Milgram. Encyclopedia.com. Проверено 5 мая 2016.
  8. Kirsten Fermaglich. American Dreams and Nazi Nightmares: Early Holocaust Consciousness and …. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  9. ↑ Blass, T. (2004)
  10. ↑ Stanley Milgram. faculty.frostburg.edu. Проверено 23 октября 2015.
  11. ↑ OCR Psychology: AS Core Studies and Psychological Investigations. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  12. ↑ AAAS Prize for Behavioral Science Research. Archives.aaas.org. Проверено 5 мая 2016.
  13. ↑ Could It Be A Big World After All?. Uaf.edu. Проверено 22 июня 2009. Архивировано 1 марта 2009 года.
  14. Elizabeth DeVita–Raebu. If Osama’s Only 6 Degrees Away, Why Can’t We Find Him? | Human Origins. DISCOVER Magazine (28 января 2008). Проверено 22 июня 2009.
  15. ↑ Jure Leskovec & Eric Horvitz (2008), «Planetary-Scale Views on an Instant-Messaging Network», arΧiv:0803.0939 [physics.soc-ph] 
  16. Harvey Russell Bernard. Social Research Methods: Qualitative and Quantitative Approaches. Books.google.com. Проверено 5 мая 2016.
  17. 1 2 Stanley Milgram. Everything2.com. Проверено 22 июня 2009.
  18. Стэнли Милгрэм. Эксперимент в социальной психологии. — 3-е международное издание. — Питер, 2000. — С. 331. — 336 с.

Литература

  • Бласс Т. Человек, который шокировал мир: жизнь и творчество Стэнли Милгрэма = The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram. — М., 2004. — 282 p.

wiki.sc

Стенли Милгрэм – биография, книги, отзывы, цитаты

Стэнли Милгрэм родился 15 августа 1933 года в Бронксе, малореспектабельном районе Нью-Йорка, где во множестве селились небогатые эмигранты из Восточной Европы (за четверть века до этого события на одной из соседних улиц появился на свет еще один эмигрантский сын, ставший известным психологом, — Абрахам Маслоу).

Стэнли был средним из троих детей Сэмюэла и Адели Милгрэм, перебравшихся в Америку в годы Первой мировой войны.

Среднее образование он получил в школе Джеймса Монро, где вместе с ним учился другой будущий психолог, сын итальянских эмигрантов Филип Зимбардо. В наши дни переводы книг Милгрэма и Зимбардо на русский язык вышли в одной серии («Мастера психологии»). Интересно, что и некоторые их опыты явно пересекаются как по форме, так и по содержанию — знаменитый «тюремный эксперимент» Зимбардо звучит буквально в унисон с опытами Милгрэма, посвященными подчинению авторитету .

После окончания школы Милгрэм поступил в знаменитый Нью-Йоркский Королевский колледж, где намеревался специализироваться в области политологии, однако быстро разочаровался в этой дисциплине, так как в ней, по его мнению, при анализе общественно-политических процессов не придавалось должного значения человеческим побуждениям. А именно этот предмет и вызывал особый интерес Милгрэма. Поэтому в аспирантуру он вознамерился поступить в Гарварде и специализироваться там в области социальной психологии.
Его, однако, не приняли, потому что никакой психологической подготовки он ранее не получил. Но Милгрэм проявил настойчивость и за лето освоил в трех нью-йоркских вузах целых шесть психологических курсов. В итоге осенью 1954 года он был принят в аспирантуру в Гарвард.

Культурные особенности конформности
Именно здесь Милгрэм повстречал человека, который на всю жизнь стал для него крупнейшим научным авторитетом и образцом для подражания. Это был Соломон Аш, получивший известность своими исследованиями феномена конформности.

В 1955–1956 годах Аш преподавал в Гарварде в качестве приглашенного лектора, и Милгрэм был его ассистентом как в учебном процессе, так и в исследовательской деятельности. Среди его преподавателей были и другие ныне всемирно известные психологи — Г. Оллпорт и Дж. Брунер, также оказавшие на него большое влияние.

Диссертационным исследованием Милгрэма формально руководил Оллпорт, однако фактически работа была выполнена под влиянием теории конформности С. Аша. Милгрэм осуществил сравнительный анализ степени конформности с привлечением двух национальных выборок — французской и норвежской.

Им для этой цели была модифицирована методика Аша. Вместо оценки длины отрезков, предъявляемых, разумеется, визуально и в присутствии подставных участников эксперимента, Милгрэм воспользовался аудиотестом, в котором от испытуемых требовалось указать, какая из пар тонов в предъявлявшейся серии более продолжительна. Дезориентирующая реакция «соучастников» также поступала через наушники — испытуемый постоянно слышал единодушную реакцию заблуждающегося большинства и был принужден принимать решение: то ли присоединиться к большинству (проявить конформность), то ли настоять на своем варианте ответа.

Методика в данной модификации была апробирована в Гарварде летом 1957 года. Затем в течение 1957/58 учебного года опыты проводились в Институте социальных исследований в Осло, а в 1958/59 учебном году — в Сорбонне.

В опытах на норвежской выборке был зафиксирован более высокий уровень конформности, что позволило выдвинуть гипотезу о взаимосвязи этой социально-психологической характеристики с национальными и культурными особенностями. Вероятно, в более компактном и гомогенном норвежском обществе тенденции к конформным реакциям более сильны, чем во французском с его традиционным разномыслием.

(Характерно, что более или менее широкая апробация методики на российской выборке так и не была проведена. Интересно, какие бы тут выявились местные особенности? Догадаться, впрочем, нетрудно. Хотя в целях научной корректности надо бы проверить.)

Так или иначе, это было очень важное исследование, поскольку в нем впервые вопрос о национальных различиях в поведении был перенесен из сферы житейских гипотез и побасенок в область систематических и контролируемых наблюдений за поведением.

Степень подчинения
После возвращения в США Милгрэм последовал за Ашем, который получил должность в Принстоне. Здесь он продолжал ассистировать мэтру и даже принимал участие в редактировании книги о проблемах конформности, которую Аш писал в те годы, но которая так и не была опубликована.

Несмотря на то что Милгрэм всегда считал Аша своим интеллектуальным наставником, их личные отношения складывались довольно формально, без той доверительности и легкости, которой Милгрэму удавалось достигать в общении с другими коллегами, в том числе и старшими. Год в Принстоне он провел в одиночестве, предаваясь долгим размышлениям о перспективах своих исследований. В результате этих раздумий у него сложилась модель эксперимента, которая нашла блестящее воплощение годом позже, когда он перебрался в Йель и приступил к полностью самостоятельной работе.
В этих экспериментах была поставлена задача выяснить, до какой степени подчинения могут дойти обычные люди под давлением авторитета. Милгрэму удалось создать лабораторную ситуацию, которая оказалась очень эффективной для изучения способности к подчинению.

Суть опыта заключалась в том, что испытуемый, выполнявший роль ассистента экспериментатора, получал приказ, противоречивший элементарной гуманности, и мог либо подчиниться, либо выразить протест и отказаться участвовать в бесчеловечном эксперименте. Приказ состоял в том, чтобы сильными электрическими разрядами (до 450 вольт) подкреплять неудачи в решении задач подставным испытуемым.
В роли последнего выступал профессиональный актер (разумеется, реально не получавший ударов током), который демонстрировал страдания от боли и умолял его отпустить. Однако, несмотря на очевидные страдания невинной жертвы и даже явную опасность для ее жизни, около 2/3 реальных испытуемых («ассистентов») шли на поводу у авторитарного ученого-экспериментатора и не решались прекратить пытку.

Первые результаты этого исследования были опубликованы в 1963 г. в Journal of Аbnormal and Social Psychology и сразу вызвали оживленную полемику. В частности, оппонентами были высказаны претензии к этической стороне эксперимента. Тот факт, что экспериментальная ситуация была подтасована и реальный испытуемый был намеренно введен в заблуждение, особых возражений не вызывал — для социально-психологических экспериментов это обычная практика.

Однако было очевидно, что эксперимент мог повлечь негативные последствия для самоуважения испытуемого, лишить его душевного спокойствия — кому приятно осознавать, что он оказался марионеткой в руках манипуляторов, да еще и выступил в неприглядной роли палача?

По мнению Милгрэма, вся полемика по этическим вопросам была чрезмерно раздута. Он писал: «Суть в том, что с точки зрения влияния на самоуважение последствия для испытуемых в этом эксперименте даже меньше, чем для студентов, сдающих обычные экзамены. Почему-то при проверке знаний человека мы вполне готовы к проявлению напряжения, а также негативным последствиям для самооценки в случае провала и даже просто невысокой оценки. Но как же мы становимся нетерпимы, когда дело касается генерирования новых идей и знаний!»

Тем не менее этическая неоднозначность эксперимента вызвала настороженное отношение к Милгрэму в официальных научных кругах, и его заявление о приеме в Американскую психологическую ассоциацию поначалу даже было отвергнуто (членом АПА он стал только в 1970 г.)

Потерянное письмо
Научная карьера Милгрэма складывалась в обычной для западных ученых традиции — для большинства из них постоянная должность выступает пределом мечтаний, а в реальности приходится путешествовать по научным учреждениям от контракта до контракта. По истечении контракта в Йеле он возвратился в Гарвард, где ему был предложен новый трехгодичный контракт (его годовой оклад составлял 8600 долларов — даже по меркам шестидесятых довольно скромная сумма, так что рассказы о благоденствии заокеанских коллег и прежде и теперь относятся скорее к мифам).

В Гарварде Милгрэм сосредоточил свое внимание на двух направлениях исследований. Одно было продолжением проекта, начатого в Йеле, другое — абсолютно новым.

Еще работая в Йеле, Милгрэм вместе со своими аспирантами Леоном Манном и Сьюзен Хартер придумал «метод потерянного письма», чтобы иметь возможность ненавязчиво выяснить настроения местного сообщества.

Подобно многим другим проектам Милгрэма, метод потерянного письма ставит человека перед дилеммой. Существует распространенное мнение — его можно назвать даже нормой, что, если вы случайно находите кем-то оброненное письмо, вам следует опустить его в почтовый ящик. А если письмо адресовано подрывной организации, преследующей антидемократические и антигуманные цели, которые ответственный гражданин не может разделять? Ведь если он отправит письмо, то тем самым окажет косвенную поддержку этой организации.

Во время первой апробации этого метода в Йеле на тротуарах, около телефонных будок, в магазинах и студенческих общежитиях было «потеряно» 400 писем. По сотне было адресовано сторонникам нацистской и коммунистической партий, сотня якобы рассылалась научным работникам медицинского колледжа, сотня — неизвестному частному лицу, некоему мистеру Уолтеру Карнапу. Милгрэм установил, что из писем, адресованных красным и коричневым, оказалось отправлено менее четверти, тогда как свыше 70% писем в адрес научных работников и частных лиц были опущены в почтовый ящик. Впоследствии эта методика нашла широкое применение для анализа общественных настроений.

Колебания ответсвенности
Гарвардский студенческий городок в архитектурном отношении сильно отличался от Йельского. Это натолкнуло Милгрэма на мысль сопоставить данные об отправке потерянного письма из общежитий разного рода. В одном городке здания были двух типов: 22-этажные башни, вмещавшие до 500 человек, и небольшие 4–5-этажные строения на 165 студентов. Другой студенческий городок состоял из 2–4-этажных общежитий, вмещавших в среднем по 58 студентов.

Исследователи под руководством Милгрэма хотели определить уровень взаимопомощи в жилищах разного типа. Для этого они воспользовались ранее опробованной методикой потерянного письма. По людным местам общежитий были разбросаны запечатанные конверты с обычным благодарственным письмом, на которых была марка и адрес получателя, но отсутствовали данные отправителя. Требовалось определить, какая доля «утерянных» конвертов будет отправлена по почте нашедшими их студентами разных общежитий.

Можно было бы ожидать, что чем больше людей будет проходить мимо письма, тем выше вероятность, что его заметят и опустят в почтовый ящик. На самом деле все оказалось наоборот. Выяснилось, что только 63% писем, оставленных в общежитиях с высокой плотностью проживания, было отправлено по почте; в общежитиях со средней плотностью доля таких писем составляла 87%, а в общежитиях с низкой плотностью — 100%. Аналогичные опыты, проведенные впоследствии в других университетах, дали очень сходные результаты.

Для того чтобы выяснить, чем обусловлено такое положение дел, студентам, проживавшим в разных общежитиях, разослали опросники. Полученные ответы подтвердили, что у тех, кто жил в условиях «высокой плотности населения», чувство коллективной ответственности гораздо слабее. Это, в частности, могло объясняться более сильным чувством одиночества и «анонимности», которое испытывали большинство из них.

Что же тогда говорить о самих учебных заведениях, где между корпусами циркулируют тысячи студентов, переходя из одной переполненной аудитории в другую? Быть может, наблюдаемые в последние десятилетия сдвиги в поведении молодежи отчасти связаны с такими условиями существования…

Насколько тесен мир
В совершенно новом исследовании, которое Милгрэм начал в Гарварде, использовался метод «малого мира», призванный ответить на вопрос: «Если взять наугад двух незнакомых людей, сколько понадобится промежуточных связей через общих знакомых, чтобы они встретились?» Вопрос, в самом деле, довольно интересный. «Как тесен мир!» — иной раз восклицаем мы, обнаружив, что имеем общих знакомых, скажем, со случайным попутчиком в поезде. Но насколько он тесен? Выяснить это и решил Стэнли Милгрэм.

Из телефонных справочников нескольких городов он выбрал наугад некоторое количество адресов и каждому адресату направил конверт с краткими сведениями о другом, столь же случайно выбранном американце. В письме содержалась его фамилия, характерные внешние приметы и краткие биографические данные.

Вероятность того, что получивший письмо лично знает описанного в нем человека, составляла одну двухсоттысячную.
Милгрэм просил адресата, если он знает описанного в письме человека, вернуть письмо экспериментатору, а если не знает, переслать его кому-либо из своих знакомых, который мог бы знать такую личность. Если следующий в цепи адресат также не знал указанного человека, он должен был на тех же условиях передать письмо другому своему знакомому. Число таких передач и может служить показателем дистанции, разделяющей двух совершенно случайно выбранных людей в большой стране.

Исходя из математической вероятности, можно было бы предположить, что отправленные Милгрэмом письма по сей день безуспешно кочуют по просторам Америки. Однако в действительности цепочка связи оказалась на удивление короткой. Подавляющее большинство связей лежало в интервале от 2 до 10 передач, а в среднем их было пять.
Мир действительно довольно тесен!

Противоричивое отношение
По мере того как Милгрэм и его деятельность в Гарварде становились все более известными академическим кругам и широкой общественности по его журнальным и газетным публикациям (исследователь никогда не брезговал популяризацией своих изысканий), вокруг его имени стали разгораться все более оживленные дискуссии.

Лавиной посыпались приглашения на семинары и коллоквиумы, его журнальные статьи перепечатывались в десятках антологий, а священники в своих проповедях приводили уроки морали, почерпнутые из его работ.

В течение ряда лет самые разные люди писали ему, расспрашивая о деталях экспериментов, а порою и делясь, весьма откровенно, своим личным опытом. Например, один человек написал, что прочел об экспериментах по подчинению и нашел их интересными, но несколько искусственными. Сам автор письма в своей профессиональной деятельности имел дело с реальными жертвами: в его обязанности входило отключать электроэнергию у злостных неплательщиков, невзирая даже на лютую стужу за окном.

Психолог охотно отвечал своим корреспондентам, однако эта личная переписка, разумеется, осталась неопубликованной. А жаль! Интересно, что он ответил на то письмо…

В Гарварде Милгрэм пережил одно из самых больших разочарований в своей жизни. Будучи уже именитым ученым, он рассчитывал наконец удостоиться постоянной должности, и такая возможность на самом деле рассматривалась университетской администрацией. Однако его кандидатура была отвергнута. Создавалось впечатление, что кое у кого образ Милгрэма напрямую ассоциировался с его экспериментами и его безотчетно считали полоумным ученым-садистом, от которого лучше держаться подальше.

Оскорбленный таким отношением, Милгрэм покинул Гарвард. Новые контракты ему предлагали Корнельский университет и Калифорнийский университет в Беркли, однако он предпочел далеко не самый престижный вариант и заключил контракт с Нью-Йоркским городским университетом (CUNY). Этот выбор был продиктован рядом материальных и бытовых соображений, и сам Милгрэм считал его временным, надеясь впоследствии обосноваться в более солидном учреждении. В действительности же университет превзошел все его ожидания, и он проработал там 17 лет до самой смерти. Американский социальный психолог, известный своим экспериментом подчинения авторитету и исследованием феномена «маленького мира» (экспериментальное обоснование «правила шести рукопожатий»).

Преподавал социальную психологию в Йельском и Гарвардском университетах, затем занял должность заслуженного профессора в аспирантуре Городского университета Нью-Йорка. Среди его наград — стипендия Фонда Форда, социально-психологическая премия Американской ассоциации развития науки, стипендия Гуггенхайма. Умер в 1984 г. в возрасте 51 года.

www.livelib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *