Средства воспитания и их классификация – Средства воспитания их характеристика и классификация. — КиберПедия

Средства воспитания их характеристика и классификация. — КиберПедия

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ — с одной стороны, — это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания. Педагогические характеристики средств воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами:

· объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания;

· субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая новые требования общества и личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания;

· объекты, играющие роль средств воспитания, могут быть общими в деятельности воспитателей и воспитанников, а также специальными, которыми пользуется только воспитатель;

· как правило, воспитатель использует систему средств воспитания, причем чем богаче набор используемых средств, тем эффективнее результат воспитания;

Виды средств воспитания:

1. Общение. Происходит во всех других средствах воспитания и вообще деятельности человека, является его первой деятельностью. Оно во многом определяет интерес ребенка к знаниям вообще, получаемым из любых источников, а также один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития человека.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют. Его специфика проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:
а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.


2. Игра. Воображаемая или реальная деятельность, ориентированная на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения. Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Игры можно использовать как одно из средств формирования личности ребенка, как средство отдыха после активной умственной деятельности или смены любой деятельности, игры-упражнения в коллективе, которые позволят ему чувствовать себя его частью.

3. Учение. Деятельность, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Основная цель учения — подготовка к будущей самостоятельной деятельности, где основное средство — освоение обобщенных результатов того, что создано опытом человечества. Процесс учения протекает не стихийно, а последовательно.

 

Учение является специфичным видом деятельности, в которой выделяются следующие компоненты:
1.Наличие специальных мотивов.
2. Наличие учебной задачи- то, что ученик должен усвоить.
3. Наличие учебных действий — это действия, которые ученик должен осуществить для усвоения учебного материала. При формировании учебных действий надо иметь ввиду педагогический и психологический аспекты:
• Психологический аспект — овладение познавательными базовыми действиями: анализом, сравнением, обобщением, классификацией, установлением закономерностей, абстрагированием, перекодирование информации из одной знаковой системы в другую, моделирование, прогнозирование, переносом.
• Педагогические аспект — формирование учебных умений: выполнять требования взрослого, действовать по образцу, а так же основных навыков: письма, чтения, счета.


4. Определение правильности выполнения задания на основе соотнесения своих учебных действий и их результатов с заданными образцами. Перед педагогом стоит задача научить ребенка самопроверке, т.е. сознательному установлению зависимость между слабым воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий.

4. Труд. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования: 1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами; 2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации; 3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей; 4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного. Условия: постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска; заданий имеющие нескольких вариантов решения; ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы. создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям, как минимум – по всем учебным предметам, изучаемым в школе;

ТРУД ДУШИ – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека.

Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы, подкрепленное поощрением в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.

Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического, интеллектуального и душевного труда способно сформировать настоящего гражданина и неповторимую личность.

условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

cyberpedia.su

Классификация средств воспитания — Мегаобучалка

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть— и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.
Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны. Особенностью и достоинством, например, прямого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В данном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточно продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.

В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воздействия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток — тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить по причине недостаточной контролируемости сознанием.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности. В последнее время на практике широкое распространение получили различные средстваи психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т. е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные.
Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.

К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

— Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым).

— Расширяют возможности воспитания.

— Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).

Недостатки косвенных средств воспитания:

Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии).

Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).5

 

 

________________________

5.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник для студ. ед. вузов: в 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

 

Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, но и его поведение.Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции «открывают», а отрицательные «закрывают» воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.
Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).

В последнее время широкое распространение получили различные средства психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.

Как мы уже говорили, к средствам воспитания относят компоненты мира жизнедеятельности ребенка такие, как общение, учение, труд и игра средство воспитания. Об одном из них речь пойдет в следующем параграфе.

 

megaobuchalka.ru

Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике

…Отдельное
средство всегда может быть

положительным
и отрицатель­ным,

решающим
моментом является не его прямая

логика,
а логика и дей­ствие всей системы

средств,
гармони­чески организованных.

А.
С. Макаренко

  1. Понятие
    о методах воспитания.

  2. Классификация
    методов воспитания.

  3. Характеристика
    методов воспитания.

  1. Средства
    воспитания.

  1. Формы
    воспитания.

Базовые
понятия:

методы
воспитания, средства воспитания, формы
вос­питания, метод убеждении, метод
упражнения, классный час, классное
со­брание.

1. Понятие о методах воспитания

До
сих пор речь шла об общей характеристике
процесса воспитания, его целях и
содержании, теперь следует выяснить
пути и средства достиже­ния результатов,
помня общую схему любого процесса: цель,
средства, ре­зультат. Когда
профессиональные педагоги или родители
осуществляют свои воспитательные
функции, решают очередные конкретные
педагоги­ческие проблемы, задачи,
проще говоря, занимаются с детьми, ведут
вос­питательную работу, они часто
вынуждены задавать себе вопрос: как
посту­пить, как его, ее, их сделать
любознательными, прилежными,
ответствен­ными, трудолюбивыми и т.
д. — словом, тогда они, педагоги, думают
о ме­тодах воспитания.

Методами
воспитания
современная
наука называет способы
взаимосвя­занной деятельности
воспитателей и воспитанников, направленной
на реше­ние задач воспитания.
Это
соответствует гуманистическому пониманию
процесса воспитания как совместной
деятельности учителей и учеников и
основному закону воспитания: воспитывать
— организуя деятельность вос­питанников.
Как видим, воспитатель все-таки —
организатор деятельности воспитанников,
и это педагоги всегда понимали. Поэтому
метод воспита­ния определяют еще и
как
способ педагогического воздействия на
ребенка.
Например,
И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания
это
совокуп­ность способов и приемов
воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной сферы и
сознания учащихся, для выработки привычек
по­ведения, его корректировки и
совершенствовании.
Видимо,
мы не должны связывать со словом
«воздействие» что-то опасное для ребенка,
нечто авто­ритарное и насильственное.

Да,
профессиональный педагог воздействует
на воспитанников, и при­том главным
образом организуя различные виды
развивающей деятельно­сти, общение,
интересную содержательную жизнь детей
и работающих с ними взрослых. При этом
в разнообразной воспитательной работе
с деть­ми педагог может и жестко
потребовать подчинения принятым нормам
по­ведения, и страстно убеждать,
спорить, доказывать свою правоту, и
вести за собой своим собственным
примером, и осудить неверное поведение,
по­ступок ученика. Мы назвали здесь
почти все наиболее известные методы
воспитания, точнее, внеурочной
воспитательной работы с детьми в
образо­вательных учреждениях:
вовлечение в деятельность (упражнение),
убежде­ние, пример, требование,
наказание.

Уточним,
что специалисты различают методы
воспитания и методы вне­урочной
воспитательной работы. Вслед за Ю. К.
Бабанским ряд ученых рас­сматривают
обучение и воспитание как единый процесс
— целостный педа­гогический процесс,
справедливо считая, что нет обучения
без воспитания. Поэтому предлагается
и единая система методов целостного
педагогического процесса, куда входят
методы обучения и методы воспитания,
которые тра­диционно анализируются
отдельно в дидактике и в теории воспитания.
Для объединения методов есть определенные
основания, хотя эти же специалис­ты,
говоря о процессе воспитания, все же
характеризуют методы воспитания как
специфические, отличные от обучения
методы. При этом подчеркивает­ся, что
их лучше называть методами внеурочной
воспитательной работы, ко­торую ведут
образовательные и воспитательные
учреждения. Учитывая эту близость
методов обучения и воспитания, мы в духе
традиции рассматриваем методы воспитания
отдельно, соглашаясь с тем, что они
используются педа­гогом в учебной и
во внеурочной работе с детьми.

В
науке, кроме методов воспитания, имеется
еще ряд понятий, характе­ризующих
организационно-процессуальную часть
воспитания, а именно: прием
воспитания, средства, формы воспитания,
а
также технология
воспи­тания
и
техника,
точнее,
педагогическая техника. Все эти понятия
не слишком хорошо различимы в педагогической
науке, тем не менее мы должны представлять
границы между ними.

Прием
воспитания
обычно
характеризуют как составную
часть метода, подчиненную ему, входящую
в его структуру и употребляемую в
конкретной ситуации.
В
педагогической литературе часто
указываются при этом разные частные
варианты метода. Например, метод поощрения
реализуется в при­емах: похвала,
благодарность перед классом, награждение
на общем собра­нии. Иначе говоря,
проводить воспитательную беседу,
поощрять, наказы­вать, организовывать
праздник можно по-разному. Например,
можно со­здать эмоциональный настрой
с помощью музыки при проведении беседы
с учениками; перейти на «вы» с учеником
и назвать его полным именем с фамилией,
когда надо сделать строгое замечание.
Или вот классический прием: поручить
трудному ученику, нарушителю порядка,
какое-либо дело, выполняя которое ученик
вынужден вести себя иначе.

Из
примеров видно, что прием, с одной
стороны, сливается с методом, а с другой
стороны — с технологией воспитания и
педагогической техни­кой. Педагогическая
технология

воспитательной работе) — это система
последовательных и конкретных действий
и операций педагога, ведущих
к
за­планированным
результатам при организации воспитательной
работы с деть­ми.
Иногда
педагогическую технологию как научно
разработанную систему действий
необоснованно сближают с педагогической
техникой, по суще­ству, подменяют
технологию техникой.

Педагогическая
техника

это
комплекс умений педагога владеть собой,
своим эмоциональным внутренним состоянием
и внешним поведением и воздей­ствовать
на учеников этими профессионально-личностными
средствами.
К
психотехническим умениям педагога
относятся техника и культура речи,
общения, мимика и пантомимика, умение
психофизической регуляции. Можно
сказать, что речь идет о личности учителя,
о профессиональном индивидуальном
стиле работы педагога, его профессиональном
поведении, мастерстве. Вопросы технологии
и техники воспитания не всеми понима­ются
однозначно, здесь нам важно по возможности
отличить их от методов воспитания,
указав в то же время на связь между
объективным научным содержанием слова
«метод воспитания» — характер
разнообразных дей­ствий воспитателя
— и личностью педагога, использующего
тот или иной метод. Личность педагога
во всей ее сложности и своеобразии, а
также его профессиональная техника
часто имеют решающую роль в выборе и
реали­зации метода воспитания. Что
получается у одного, может не получиться
у другого.

К
средствам
воспитания
относят
сравнительно
независимые источники формирования
личности:
виды
воспитывающей и развивающей деятельности
(учение, труд, игра, спорт), предметы,
вещи, устройства (игрушки, техни­ческие
средства, ЭВМ), процессы, произведения
и явления духовной и ма­териальной
культуры (искусство, общественная
жизнь), природа. К сред­ствам относят
также конкретные мероприятия и формы
воспитательной работы (вечера, собрания,
праздники). Некоторые специалисты
считают, что средства — более широкое
понятие, включающее в себя методы, фор­мы
и собственно средства.

Праздник,
поход, литературный спектакль,
интеллектуальная игра, бе­седа на
этическую и другую тему, конференция
учеников и т. д. — это фор­мы
воспитательной работы.
Однако
можно заметить, что они названы сре­ди
методов и средств: беседа, дискуссия,
конференция отнесены к методам убеждения,
направленным на формирование знаний и
взглядов воспитан­ников. Приходится
мириться с тем, что в науке довольно
нечетко разде­ляются названные
понятия. Тем не менее методы — одна из
основных ка­тегорий воспитания —
характеризуют деятельностную сторону
воспита­тельного процесса. Знание
педагогом общей теории, сущности методов
воспитания повышает эффективность их
использования.

Характеризуя
методы воспитания, некоторые ученые
говорят о структу­ре метода, выделяя
в ней задачу, деятельность воспитателя,
деятельность детей, результаты. Но это,
скорее, представляет основные компоненты
процесса воспитания. Если помнить
определение метода, то в нем отражен
способ и состав действий, операций
воспитателя и учеников. Действия
пе­дагога носят инициирующий характер,
побуждают учеников к соответст­вующим
действиям. Действия учеников реактивны,
отвечают на действия воспитателя. Эта
несколько упрощенная схема все же
показывает метод как взаимодействие.
В реальности ученики, особенно развитые
коллективы, осуществляют педагогически
целесообразные, воспитывающие действия
по отношению к себе, товарищам и даже
учителю.

Наконец,
при изучении методов воспитания следует
знать еще один термин «методика
воспитательной работы»

это отрасль теории воспита­ния,
прикладная научная дисциплина, изучающая
методы и формы орга­низации воспитательной
работы. По мнению методистов, она должна
по­мочь педагогам овладеть искусством
воспитания. Начало методике воспи­тания
положил А. С. Макаренко своей блестящей
работой «Методика организации
воспитательного процесса». Правда,
сегодня вместо слов «ме­тодика»,
«методическая система» чаще говорят
«технология».

studfile.net

4. Средства воспитания

Средства
воспитания — слабо разработанная
педагогическая категория. Однако
актуальность изучения их в последние
пятьдесят лет возросла, по­тому что
школа и учение, книга и слово учителя,
родителей перестали быть единственным
источником воздействия на ребенка,
действенными факто­рами формирования
и развития личности. Не случайно педагоги
стали больше говорить о процессе
социализации личности, о педагогизации
сре­ды, о создании образовательной
среды. Это значит, что возросла роль
дру­гих, кроме прямого воздействия
учителя и школы, факторов, источников
формирования молодежи. К ним относят
прежде всего средства массовой
коммуникации (информации), компьютер и
Интернет, рекламу и массовую культуру,
молодежную субкультуру, процессы
глобализации, информатиза­ции,
секуляризации. Иначе говоря, современный
ребенок, подросток жи­вет и формируется
в перенасыщенной информационной среде,
увы, часто агрессивной, дегуманизированной.

Проблема
состоит в том, чтобы отсеивать информацию,
остаться собой, оградить свой внутренний
мир от назойливого вмешательства,
вольного или невольного насилия. Но
закрыться от жизни школа, система
воспита­ния, человек не должны. Значит,
задача состоит в том, чтобы использовать
в педагогических целях все источники,
все факторы, средства как в самой школе,
так и в окружающей среде. Для этого надо
знать эти факторы.

Слово
«средства» в толковом словаре имеет
несколько значений. Пер­вое — прием,
способ действия для достижения цели.
Второе и третье (во множественном числе)
— предметы, приспособления для чего-либо;
матери­альные ценности, деньги.
Философский словарь дает термин «средства
про­изводства», отмечая, что это
«вещные» элементы производства в отличие
от «личного элемента» — работника. В
философии и экономике к «вещным»
средствам производства относят,
во-первых, сырье, объект человеческой
де­ятельности, исходный материал для
обработки. В педагогике, как это ни
покажется грубым, «сырьем» является
абитуриент, человек, поступающий в
педагогическую систему (детский сад,
школу, вуз). И, во-вторых, средства
производства — это орудия труда: станки,
конвейеры, здания и пр. Если опять
провести аналогию со «школьным
производством», то это здание школы,
классы, рекреации, столы и прочее
материально-техническое обеспечение,
а также учебники и учебные пособия,
лабораторные приборы, макеты и др.

В
педагогике изучались преимущественно
средства обучения, дидакти­ческие
средства, понимаемые как материальные
предметы, только что на­званные нами
выше, и идеальные средства — это, можно
сказать, завоева­ния человеческой
культуры и цивилизации: письмо, речь,
символы и зна­ки, произведения искусства
и т. д. В школе средства обучения часто
учителем понимаются в основном как
технические средства обучения:
маг­нитофон, телевизор, компьютер.

Жизнь
заставила расширить арсенал средств
педагогического воздей­ствия на
ребенка. Еще в XIX столетии К. Д. Ушинский
называл средствами воспитания учение,
труд, игру и саму жизнь ребенка в семье
и школе, его отношения с окружающими,
совместные дела и общение. В XX в. Дж.
Дьюи, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и другие
педагоги в своих подходах к вос­питанию,
в своей педагогической практике наряду
с учением ввели в актив, сделали
повседневной реальностью такие средства
воспитания, как труд, общественная
коллективная деятельность детей, игра,
искусство. А. С. Ма­каренко писал, что
школа, режим и распорядок дня, все
устройство жизни школы являются средством
воспитания. Такое понимание источников
формирования личности, факторов
педагогического процесса расширило
объект педагогической науки и породило
ее новую отрасль — социальную педагогику,
воспитание детей с активным привлечением
средств окружаю­щего их мира, воспитание
в среде.

Итак,
что считать средством воспитания? Из
сказанного напрашивают­ся такие
ответы. Во-первых, в очень широком
толковании это все социаль­ное,
культурное и природное окружение, все
социальные институты и со­здания
цивилизации. Такое понимание слишком
широко и оставляет нас на уровне общего
закона о развитии личности, согласно
которому развитие человека определяется
окружающей средой.

Во-вторых,
средством воспитания называют предметы,
вещи окружаю­щей среды, преднамеренно,
специально включенные в процесс
воспита­ния. Причем эти предметы могут
быть обычными бытовыми предметами
общего пользования и специально
созданными для педагогических целей:
пособия, игры и игрушки, в том числе
сложные технические приборы и
приспособления вроде компьютера,
роботов. Возникает вопрос: сам ли по
себе предмет, вещь, прибор воспитывает
и обучает или его воспитывающие функции
обусловливаются «включенностью» в
процесс воспитания? Кукла в руках
ребенка, «дары» Ф. Фребеля и развивающие
материалы М. Монтессори, конструктор
«Lego»,
компьютерная программа, электронный
робот, телевизор, новый костюмчик ребенка
— формируют ли человека все эти вещи
сами по себе? В. И. Журавлев отвечал на
вопрос утвердительно, но добавлял: если
они включены в воспитательный процесс.
При этом он оп­ределял средства все
же как относительно независимый источник
педаго­гического влияния и относил
к ним предметы и явления материальной
культуры и жизненные ситуации.

Ему
возражает другой специалист: но ведь
включает вещи в воспита­тельный
процесс кто-то. Кто? Ответ простой:
педагог, воспитатель или сам воспитанник.
Значит, воспитательным средством можно
назвать не сам по себе предмет, а
деятельность воспитанника с этим
предметом, которая организуется
воспитателем или осуществляется самим
воспитанником. Та­кая логика приводит
исследователя В. С. Селиванова к выводу
о том, что средством воспитания являются
виды деятельности воспитанников —
уче­ние, труд, игра, общение. Да, это
не противоречит главному закону
воспи­тания: человек формируется в
деятельности. Но в таком случае вывод
зву­чит как тафтология: средством
воспитания является само воспитание,
по­скольку воспитание понимается как
деятельность, как взаимодействие
воспитателей и воспитанников. Если
принять во внимание, что предметы
культуры используют как орудия труда
воспитатель и воспитанник, каждый в
своей деятельности, то надо согласиться
с тем, что средствами
воспитания являются различные виды
деятельности и, следовательно, вместе
с ними и орудия труда, предметы культуры,
включенные в деятельность.

Трудность
определения категории «средства
воспитания» заставляет сделать такое
замечание: стремясь к логической чистоте,
есть опасность построить бедную схему,
потерять объясняющую силу науки; с
другой сто­роны, эмпирический материал
без научно-теоретического анализа тоже
может не иметь смысла.

При
рассмотрении средств воспитания не
будем говорить о таких фунда­ментальных
средствах, как учение, труд, игра, общение
(об этом надо смот­реть специальную
литературу). Ограничимся краткой
характеристикой видов деятельности
школьников во внеурочной
воспитательной работе.
Поясним,
что внеурочную воспитательную работу
в школе ведут в основном классные
руководители, освобожденные воспитатели.
Учителя ведут, как правило, и внеклассную
воспитательную работу по своему предмету,
ее методы, сред­ства и формы могут
совпадать со средствами работы
воспитателей.

Психология
и педагогика справедливо утверждают,
что человек разви­вается, формирует
свои навыки, модели поведения, ценности,
чувства в процессе совместной деятельности
с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому
педагог, классный руководитель для
достижения воспитательных целей должны
уметь организовать разнообразную
деятельность воспитуе­мых, которая
для них является их естественной жизнью,
а для педагога на­зывается развивающей,
воспитывающей деятельностью.

Организация
внеурочной деятельности детей в любой
школе всегда была и остается очень
важной сферой деятельности учителей.
Занятия с детьми помимо уроков, общение
с ними в более или менее свободной форме
и обстановке крайне важны для их развития
и воспитания. Они важны и для самого
учителя, классного руководителя, так
как помогают сблизиться с детьми, лучше
их узнать и установить хорошие отношения,
показать неожиданные и привлекательные
для учеников стороны личности самого
учителя, наконец, позволяют пережить
счастливые минуты едине­ния, совместных
переживаний, человеческой близости,
что часто делает учителя и учеников
друзьями на всю жизнь. Это дает учителю
ощущение необходимости его работы, его
социальной значимости, признания.

Однако,
чтобы это происходило, надо знать, как
организовать такую ра­боту. Методисты
выделяют определенные виды
внеурочной деятельности,
которые
возможны в школе, а именно: познавательная
деятельность, ценностно-ориентационная,
общественная, эстетическая, досуговая.
Понятно, что все они тесно связаны с
учебным процессом, с содержанием обучения
и воспитания в школе и результатом имеют
достижение образовательных и воспитательных
целей. Так, познавательная
деятельность
служит
развитию познавательных интересов,
накоплению знаний, формированию
умствен­ных способностей и пр.
Организуется она в таких формах внеурочной
ра­боты, как экскурсия, обзоры
литературы, олимпиады, конкурсы, лектории,
научные конференции, аукционы знаний
и т. д.

Ценностно-ориентационная
деятельность —
это,
по существу, не дея­тельность, а скорее,
психологический процесс формирования
отношений к миру, формирования убеждений,
взглядов, усвоения нравственных и
дру­гих норм жизни людей — всего того,
что называют ценностями. Классный
руководитель имеет богатые возможности
стимулировать выработку школь­никами
отношений, взглядов на жизнь в различных
формах внеурочной де­ятельности:
беседы по социально-нравственной
проблематике, классные собрания,
дискуссии. Конечно, усвоение школьниками
социальных ценно­стей происходит и
во всех других формах и видах деятельности,
а также просто по мере расширения
жизненного опыта.

Общественная
деятельность
предполагает
участие школьников в органах управления
школой, в работе ученического
самоуправления, в различных уче­нических
и молодежных объединениях в школе и вне
ее, участие в трудовых, политических и
других акциях и кампаниях. Это происходит
в таких формах, как работа по
самообслуживанию, уборка школы, школьные
собрания, заседа­ния, выборы ученических
органов управления, вечера, праздники
и пр.

Эстетическая
деятельность
развивает
художественные вкусы, интересы, культуру,
способности детей. Трудно переоценить
значение эстетических занятий учащихся,
которые могут быть организованы особенно
эффектив­но вне школы в специальных
учреждениях. Школьные педагоги, однако,
тоже имеют возможность проводить эту
работу в таких формах: инсцени­ровки,
конкурсы, школьные театры, концерты,
фестивали, экскурсии в му­зеи, посещение
театра и многое другое.

Досуговая
деятельность
обозначает
содержательный, развивающий отдых,
свободное общение, в котором инициатива
должна принадлежать ученикам, однако
учитель должен помнить о своих функциях
воспитывающего взрос­лого, не стороннего
наблюдателя. Сюда же можно отнести и
спортивно-оздоровительную деятельность.
Свободное общение, досуг учеников может
проходить в самых разных формах: игры,
праздники, вечера отдыха, коллек­тивные
дни рождения, соревнования, совместные
прогулки, походы и пр.

Дети
и подростки могут заниматься еще
техническим творчеством,
спортивно-оздоровительной деятельностью.
Эти и другие занятия им пред­лагают,
наряду со школой, учреждения системы
дополнительного образо­вания.

studfile.net

Средства, методы и формы воспитания — Студопедия.Нет

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Общие методы и средства воспитания. Их взаимосвязь.                                                                              Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, примера.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут


Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Формы воспитания

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.



Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, они разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

* наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

Пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий. 

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные — от 5 до 40 человек), массовые.

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.

Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

 

Критерии воспитанности

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств.привычек ­ — содержан­ие нравственной сферы: то, чем, руководствуется человек.

Уровень преднамеренности, произвольности поведения ­ моральная -устойчи­вость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими -желаниями, своим поведением.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

— отношение к учению;

— отношение к людям;

— отношение к самому себе;

— отношение к природе;

— отношение к труду;

— отношение к действительности.

Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:

— педагогически целесообразный…..4

— допустимый………………………..3

— тревожный…………………………2

— критический………………………..1

Другой подход изучения уровня воспитанности – по пяти группам качеств, охватывающих всю структуру отношений личности – представлен в табл.

Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности школьников, сформированности жизненно важных потенциалов личности обучающихся можно увидеть в ниже приведенных таблицах.

 

Критерии Показатели
1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. 1. Обученность обучающихся.
2. Развитость мышления.
3. Познавательная активность.
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. 1. Нравственная направленность.
2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, семье, школе, к себе, учебе, природе, труду, классному коллективу.
3. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника. 1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры.
4. Сформированность физического потенциала личности выпускника. 1. Состояние здоровья.
2. Развитость физических качеств.
5. Сформированность эстетического потенциала личности. 1. Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

 

Самовоспитание­ — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциаль­ным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются­ предпосылками самовоспитания.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

Методы самовоспитания

. Самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

. Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтрол­­ь, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

. Самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самоо6одрение, caмопоощрение, самонаказание, самоограничение.

­Приемы самовоспитания

— Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества).

— Самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь).

— Осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).

— Самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *