Психическое развитие взрослого человека – .

§ 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций
возрастного развития довольно много.
Наиболее детально разработанными и
содержательными яв­ляются периодизации
развития в детстве и отрочестве. Это не
случайно. Первый этап в жизненном цикле
человека -истоки, время становления и
психических функций, и личностных
образований; он очень значим в генетическом
плане и хорошо изучен. В зрелости уже
не будет качествен­ных изменений
(«метаморфоз») в развитии психологичес­ких
процессов: взрослый человек имеет
творческое мыш­ление, произвольную
смысловую память, произвольное внимание,
развитые формы речи, включая письменную,
и т.д. Отдельные их показатели колеблются
в том или ином диапазоне, но таких
существенных сдвигов, как в дет­стве,
в зрелости не наблюдается.

О личности детские
психологи говорят, начиная с дош­кольного
возраста. Формирование мотивационной
сферы, самосознания, ценностных ориентации
и др. прослежива­ется на протяжении
младшего школьного и подросткового
возрастов. По окончании отрочества
начинается стабили­зация личностного
развития, хотя в юности именно в этом
плане могут происходить существенные
изменения.

Таким образом,
психическое развитие ребенка и под­ростка
интенсивно и охватывает все сферы. Оно
имеет об­щие закономерности, прежде
всего потому, что условия жизни в это
время однотипны. В семье, детском саду
и школе осваиваются основные нормы
поведения и отношений со взрослыми и
сверстниками, наиболее важные виды
дея­тельности — непосредственно-эмоциональное
общение с матерью, манипулирование
предметами, игра, учение.

Американские
психологи рассматривают влияние на
развитие личности трех типов факторов
— нормативного возрастного, нормативного
исторического и ненорматив­ного. Как
видно на рис. 1.12, возрастные изменения
в пси­хике для всех максимальны в
детстве, минимальны в юности и зрелости;
роль нормативного возрастного фактора
не­сколько повышается в старости.
Исторические условия (эко­номический
подъем или спад, война, революция,
полити­ческая стабильность и т.д.)
отражаются на развитии лично­сти
наиболее сильно в юности. Для детей,
которые не виде­ли в своей жизни ничего
другого, и для пожилых людей,
мировоззренческие взгляды и ценности
которых давно сло­жились и мало зависят
от обстоятельств, этот фактор мало­значим.
И наконец, неуклонно повышается с
возрастом роль ненормативных факторов
— индивидуальных условий жиз­ни,
достижения или недостижения конкретным
человеком поставленных целей, важнейших
событий, таких, как обре­тение любви,
рождение ребенка, утрата близкого
человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12. Роль
нормативных и ненормативных факторов
в раз­витии личности (по Г. Крайг):

——— — нормативные
возрастные факторы;

─ ─ ─ — нормативные
исторические факторы;

– ∙ – ∙ – — ненормативные
факторы

В детстве и
отрочестве развитие зависит от нормативных
возрастных факторов и подчиняется общим
закономернос­тям. Возрастные периоды
вследствие этого имеют определен­ное
содержание и достаточно четкие временные
границы.

Возрастные периоды,
приходящиеся на середину и ко­нец
жизненного цикла, охарактеризовать
труднее: с возра­стом увеличиваются
индивидуально-типические различия.
Развитие личности на каждом этапе
зрелости зависит от жизненного замысла
и его реализации, «дорог, которые мы
выбираем». Менее определенными становятся,
наряду с содержанием, и границы периодов.
Анализируя развитие зрелой личности,
следует исходить не столько из общих
закономерностей, сколько из вариантов
развития.

В то же время
существуют периодизации развития
взрос­лого человека. В них отражены
представления, иногда совер­шенно
различные, о целостном жизненном пути,
решаемых задачах, переживаниях и
кризисах. Возрастные рамки перио­дов
чаще всего определяются следующим
образом. Граница юности и молодости
устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости
и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают
до 35 лет, граница зрелости и старости —
примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях
выделяется дряхлость. Последнюю границу
жизни особенно трудно определить. По
современ­ным статистическим данным,
в развитых западных странах это 84 года
у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные
различия настолько велики, что некоторые
долгожители про­длевают последний
возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной
и признанной в мировой психоло­гии
является периодизация Э. Эриксона,
охватывающая весь жизненный цикл. Она
представлена в следующей главе.

Приведем в качестве
примера две различные периодиза­ции
развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р.
Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз
жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер
делает акцент на зрелости — времени
расцвета; после 50 лет начинается старение,
окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

1.До 16-20 лет

2. От 16-20 до 25—30
лет

3. От 25-30 до 45—50
лет

4. От 45-50 до 65—70
лет

5. После 65-70 лет

Нет семьи,
профессии, жизненного пути

Предварительное
самоопределение, выбор супруга

Зрелость:
собственная семья, призвание, постановка
конкретных жизненных целей и
самореализация

Стареющий человек
переживает трудный возраст душевного
кризиса. В конце периода нет ни
самоопределения, ни постановки
жизненных целей

Старый человек
теряет социальные связи. Бесцельное
существование, обращенность к прошлому,
пассивное ожидание смерти,
самозавершенность

Более оптимистична
периодизация американских психо­логов
Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во
взрослой жиз­ни человека они подчеркивают
два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное
время, в том числе и в старости, наступает
душев­ное равновесие.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

  1. 16—22 года

2. 23-28 лет

3. 29—32 года

4. 33-39 лет

5. 40—42 года

6. 43—50 лет

7. После 50 лет

Время взросления,
стремление к самостоя­тельности,
неопределенность. Уход из роди­тельского
дома

Осознание себя
как взрослого человека с его правами
и обязанностями, сформированность
представлений о своей будущей жизни,
работе. Встреча со спутником жизни,
заклю­чение брака

Переходный
период: прежние представления о жизни
оказываются не совсем верными. Иногда
жизнь строится заново

«Буря и натиск»,
как бы возврат отрочества. Семейное
счастье часто теряет свое очарова­ние,
все силы вкладываются в работу,
достигнутое кажется недостаточным

Взрыв в середине
жизни: впечатление, что жизнь проходит
зря, молодость утрачена

Новое равновесие.
Привязанность к семье

Семейная жизнь,
успехи детей — источник постоянного
удовлетворения. Вопросы о смысле
жизни, ценности сделанного

В отечественной
психологии, по сравнению с западной,
проблеме периодизации развития зрелой
личности уделя­лось меньше внимания;
интерес к ней повысился в после­днее
время.

В периодизации
В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

  1. Юность (18-23 года)

2. Молодость
(24-30 лет)

3. Переход к
расцвету (около 30 лет)

4. Расцвет (31 -40
лет)

5. Переход к
зрелости

(около 40 лет)

6. Зрелость (40-55
лет)

7. Кризис 50-55 лет

8. Пожилой возраст

(55-75 лет)

9. Старческий
возраст

(75-90 лет)

10. Долгожительство
(свыше 90 лет)

Порог взрослой
жизни; поиски своего места в обществе.
Личностное и профессиональное
самоопределение

Выработка
индивидуальности, осознание нереальности
юношеских мечтаний. Более конкретные
представления о будущей жизни. Встреча
с будущим супругом, брак, переход к
«оседлости». Специализация в выбранной
профессии

Кризис, если
недостаточно благополучно прошла
эпоха самоопределения

Время высокой
работоспособности и отдачи. Человек,
приобретая богатый жизненный опыт,
становится полноценным специалистом
и семьянином, впервые серьезно
задумывается над вопросом: «Что
остается людям?»

Кризис, возможность
личностных сдвигов, если на предыдущем
этапе не было целенаправленной работы
по самосовершенствованию

Вершина жизненного
пути личности. Достижение профессионального
мастерства, положения в обществе,
стремление передать свой опыт другим

Осознание
возрастных перестроек, начала
физиологического старения, что приводит
или к пессимизму, или к изменению
образа жизни, постановке новых целей

Продолжение
творческой активности, передача
накопленного жизненного опыта, общение

Психологическая
перестройка в связи с уходом на пенсию
смягчается сохранением широкого круга
друзей, включением в посильные виды
деятельности, выполнением функций
бабушки или дедушки

Адаптация к новой
ситуации благодаря использованию
имеющегося опыта, включению многих
приспособительных систем, в том числе
на уровне личности

Более подробно
содержательная сторона периодизаций
развития зрелой личности представлена
у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям
А.В. Толстых, не давшего жестких рамок
возрастных периодов, мы будем обращать­ся
в IIIразделе книги. Укажем
возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30
лет

Переходный возраст
— 30—33 года

Зрелость — 36—50
лет

Пожилой возраст
— 51—65 лет

Старость — старше
65 лет

studfile.net

Психология взрослого человека

14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)

В
этот
период познавательные
психические
процессы развиваются
неравномерно.
Интеллектуальное
развитие,
человека,
достигшего
ранней
взрослости,
проходит
во
взаимодействии
с
формированием
или
трансформацией
его
личности.
И
хоть
развитие
психофизической
функции
на
рубеже
25 лет
прекращается,
интеллектуальное
развитие
продолжается
еще
многие
годы.

Взрослый
человек
может
самостоятельно
контролировать
ход
своего
интеллектуального
развития
и
добиваться
больших
результатов,
связанных
с
трудом
или
творчеством.
Успешность
человека
зависит
от
степени
его
одаренности,
уровня
образованности
и
правильно
выбранного
рода
деятельности.
Этот
факт
свидетельствует
о
том,
что
развитие
когнитивной
сферы
человека
имеет
индивидуально
обусловленный
характер.

Главными
проблемами
в эмоциональной
сферетребующими
обязательного
разрешения
именно
в
период
ранней
взрослости,
являются
достижение
идентичности
и
близости.

Эмоциональная
близость
в
человеческих
отношениях
выступает
как
основа
любви.
Чувство
любви
имеет
глубоко
интимный
характер
и
сопровождается
ситуативно
возникающими
и
изменяющимися
эмоциями
нежности,
восторга,
ревности,
которая
зачастую
выражается
в
виде
гнева,
печали,
злости,
обиды,
разочарования
и
других
эмоций.
Любовь
охватывает
достаточно
широкий
круг
эмоциональных
явлений,
различающихся
глубиной,
силой
и
другими
характеристиками:
от
сравнительно
слабо
выраженных
отношений
(симпатии)
до
целиком
захватывающих
человека
переживаний,
достигающих
силы
страсти.

В
ранней
взрослости
происходит
развитие
комплекса
эмоций,
таких
как
эмоция
родительских
отношений,
включающих
в
себя
радость
от
общения
с
ребенком,
чувство
привязанности
и
доверия,
особая
чувствительность
к
потребностям
ребенка,
чувство
интереса
к
ребенку,
восхищения
и
гордости
за
него.

В
основном
эмоциональная
сфера
человека
в
этом
возрасте
уже
сформирована
и
стабильна.

Роль мотивационной
сферы очень
велика,
потому
что
в
этот
жизненный
период
человек
вступает
во
взрослую
жизнь
и
ему
предстоит
решить
многие
проблемы,
среди
которых
создание
семьи,
рождение
детей,
выбор
профессии.

Создание
семьи
– очень
важный
шаг
в
жизни
любого
человека,
который
обусловливается
следующими
мотивами:
любовь,
духовная
близость,
материальный
расчет,
психологическое
соответствие
и
моральные
соображения.
От
того,
на
какие
ценности
ориентируется
человек
при
создании
семьи,
будет
зависеть
его
будущее.

Еще
одним
важным
шагом,
которым
человек
определяет
свое
будущее,
является
выбор
профессии.
Человек,
делая
данный
выбор,
руководствуется
практическими
соображениями,
родительскими
установками,
желанием
реализовать
свои
способности,
интересом
к
профессии
и
ориентацией
на
сложившуюся
систему
ценностей,
которая
может
изменяться
с
возрастом.

Замечено,
что
ближе
к
30 годам
на
смену
романтически
окрашенным
ценностям
приходят
более
практичные.
Главными
становятся
внешние
факторы
мотивации
труда:
заработная
плата
и
материальное
поощрение.
Человек
уже
реально
оценивает
свои
возможности,
корректирует
жизненные
ценности
и
уровень
притязаний.

На самосознание,
самооценку,
«
Яконцепцию» оказывают
влияние
следующие
факторы:
самоопределение
личности
в
качестве
сексуального
партнера,
супруга,
родителя,
профессионала
и
гражданина.

В
соответствии
с
осознанием
своих
физических
особенностей,
осознанием
психологического
возраста,
профессиональной
ориентации
и
основными
личными
и
социальными
установками
в
целостную
«Я-концепцию»
включаются
новообразования,
которые
отражают
зрелость
личности.

В
данный
период
наблюдается нормативный
кризис
30–33
летОн
обусловлен
рассогласованием
между
жизненными
планами
и
реальными
возможностями
человека.
В
этом
возрасте
происходит
пересмотр
жизненных
ценностей
и
незначительные
ценности
отсеиваются.

Период
ранней
взрослости
характеризуется
освоением
профессиональной
деятельности,
самосовершенствованием,
созданием
семьи,
воспитанием
детей,
особенностями
организации
свободного
времени
(досуга),
которая
позволяет
воплотить
в
жизнь
нереализованный
потенциал
личности.

Таким
образом,
каждая
сфера
человеческой
активности
характеризуется
специфическим
характером
деятельности
и
общения:
труд
– общественно-полезной
деятельностью,
семья
– концентрацией
и
разнообразием
межличностных
отношений,
досуг
– реализацией
личностного
потенциала.

Ведущим
фактором
развития в
данный
период
является
трудовая
деятельность,
а
главными
задачами
ранней
взрослости
становятся
самоопределение
и
создание
семьи.

studfile.net

28. Особенности развития личности взрослого

Качественное
выполнение обязанностей взрослого
человека предполагает личностную
зрелость
:
интеллектуальную и социальную, душевную
и духовную. Предполагает определенный
уровень знаний, умений, навыков и
привычек, психологическую грамотность,
достаточный житейский опыт, шире —
определенный уровень развития личности.

Основные
черты, способствующие взрослости,
делающие взрослость человека более
полной и качественной:

Самостоятельность.

Уверенность
внутренняя и внешняя.

Заботливость,
большой объем заботы о других. Тут
мужчина – защитник и поддержка женщины,
глава семьи и отец детям. Женщина –
хранительница очага, поддержка мужа,
хозяйка дома и мать детям. Тот, у кого
по факту взрослый круг заботы, кто по
факту это делает. Полностью, по-настоящему
взрослый человек – тот, кто дела взрослого
не просто делает, но хочет делать, умеет
делать и делает это свободно. Это
добровольный выбор, это внутренняя
свобода и уровень качества.

Ответственность.
В частности, это ответственное поведение.
Взрослый берёт на себя ответственность,
когда ему есть чем отвечать, и не берёт,
когда отвечать нечем. Требовательность
там, где взрослый обязан быть требовательным.
Развитая способность контролировать
свои чувства и желания, в том числе
умение отказываться от желаний неуместных
и несвоевременных. У взрослого
целесообразность превалирует над
импульсом.

Психологическая
грамотность.

В частности, это конструктивное отношение
к трудностям, способность грамотно
реагировать на разные жизненный ситуации
(разочарования, поражения и победы),
объемное видение ситуации, умение быть
руководителем и воспитателем там, где
это востребовано.

Душевное
здоровье.

В частности, это умение находить в жизни
хорошее и чувство реальности, умение с
благодарностью принимать критику,
свобода от страхов и эмоциональная
неуязвимость,

Настоящая
взрослость возможны только при предпосылке
душевного здоровья. Нет душевного
здоровья – трудно от человека ожидать
ответственного поведения, соблюдения
психологической грамотности. Если
Взрослый человек душевно здоров, делает
это с радостью – это деятельная личность.
Если Взрослый с невротическими чертами,
он выполняет обязанности взрослого
человека, но от этого мучается, – это
Мученик.

Если
человек не только взрослый, но и успешный
в деловом плане, о нем говорят –
состоявшийся человек.

Если
человек по уровню ответственности
выходят за рамки своей семьи, несет
ответственность за большую фирму, за
большое дело, за город или страну, его
называют – большой человек. Человек,
внесший свой позитивный вклад в историю
человечества – великий человек.

29. Социальная ситуация развития в период геронтогенеза

Многие
ученые называют период старше 60 лет
геронтогенезом,
или периодом старения. Изучением этого
возраста занимается наука геронтология
– область знаний, изучающая процесс
старения человека.

Социальная
ситуация развития в старости связана
с отходом от активного участия в
производительной жизни общества – с
уходом на пенсию
.

Разобществление
– это психосоциальное явление,
объясняющееся как природными изменениями
психологии стареющей личности, так и
воздействием на нее социальной среды.
Явление разобществления выражается в
изменении мотивации, сосредоточении
на своем внутреннем мире и спаде
коммуникативности. Формальное начало
этого процесса связано с выходом на
пенсию и обнаруживает субъективное и
объективное проявления. Объективно
«разобществление» находит свое выражение
в утрате прежних социальных ролей,
ухудшении состояния здоровья, снижении
дохода, утрате или отдалении близких
людей. Субъективно оно выступает в
ощущении своей ненужности, сужении
круга интересов – сосредоточении их
на своем внутреннем мире.

С
возрастом происходит удаление стареющего
человека от общества, причем этот процесс
биологически и психологически внутренне
присущ и неизбежен. Разрыв между личностью
и обществом происходит уже после выхода
на пенсию. По инерции пожилой человек
продолжает поддерживать старые связи,
интересуется тем, что происходит на
работе. Затем эти связи становятся
искусственными и постепенно прерываются.
Количество поступающей к человеку
информации уменьшается, круг его
интересов сужается, падает активность,
в связи с чем ускоряется процесс старения.

Таким
образом, человек, уходя на пенсию,
сталкивается с необходимостью важного,
трудного и абсолютно самостоятельного
выбора – между социальной и индивидуальной
жизнью.

Уходя
на пенсию, человек теряет (во все большей
степени) общественные связи, пенсионное
время и соответствующее положение
одновременно «уравнивают» людей в их
пенсионном (оторванном от производительного
труда) состоянии.

Сохранение
себя как личности, реализация потребности
в систематизации и передаче своего
опыта последующим поколениям связаны
с работой осмысления своего существования
– нынешнего и прошлого. Парадокс
завершения жизни заключается в том, что
«умирание» форм человеческого
существования наступает раньше
«физического одряхления» от старости,
и в условиях социальной изоляции
происходит ломка, сужение смысла жизни,
что приводит к деградации личности.
Таким образом, сохранность личности в
старости связана с сопротивлением
условиям, благоприятствующим такой
изоляции.

studfile.net

Психическое развитие в период ранней взрослости (от 20 до 30лет)

Цели
занятия:

понятие ранней взрослости, периодизация
психического развития, психологическое
развитие личности, биологические и
социальные критерии ранней взрослости,
кризис 30 лет, акмеология и задачи,
профессиональное самоопределение в
ранней взрослости.

  1. Когнитивные
    особенности: познавательные процессы,
    критерии когнитивной зрелости.

  2. Особенности
    развития эмоций.

  3. Развитие
    мотивационной сферы: мотивационные
    детерминанты, мотивация брака и развода,
    выбора профессии, профессиональной
    деятельности.

  4. Особенности
    Я-концепции: дифференциация Я-концепции,
    Я-концепция и самооценка, гендерные
    особенности Я-концепции, профессиональная
    Я-концепция.

  5. Поведенческие
    особенности.

Литература:

  1. Абрамова
    Г.С. Возрастная психология. М., 1998

  2. Ананьев
    Б.Г. Основы современного человекознания.
    М., 1977

  3. Бернс
    Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
    М., 1986

  4. Вилюнас
    В. Психологические механизмы мотивации
    человека. М., 1990

  5. Гамезо
    М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова
    Л.М.. Возрастная психология: личность
    от молодости до старости. М., 1999

  6. Ильин
    Е.П. Мотивация и мотивы». СПб, 2000.

  7. Кон
    И.С. Открытие «Я». М., 1978

  8. Психология
    человека от рождения до смерти. / под
    ред. А.А.Реана, СПб.,2005

Электронно-библиотечные
системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые
системы:

1.
Официальный сайт МГГУ / Учебный портал
— www.mshu.edu.ru

2.
Обучающая компьютерная оболочка
″Competentum Magister″

3.
Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

4.
htpp://www.bookap.by.ru — библиотека психологической
литературы разных направлений

5.
htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической
литературы по детской психологии

6.
htpp://psylib.kiev.ua — психологическая
библиотека Киевского Фонда содействия

развитию
психической культуры

7.
http://polpred.com/ База данных polpred

8.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к
образовательным ресурсам.

9.
http://www.edu.ru/ Российское образование.
Федеральный портал

10.
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека
Online

11.

РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная
электронная библиотека, Университетская
информационная система РОССИЯ,
Российская
государственная библиотека и
многие другие.

12.
Зарубежные электронные научные
информационным ресурсам:
European Library. Свободный доступ к ресурсам
47 Национальных библиотек Европы,
Австралия. Национальная библиотека,
Белоруссия. Национальная библиотека,
Великобритания. Библиотека колледжа
Лондонского университета, Германия.

Ключевые
слова:
акмеология,
профессиональный цикл.

СЕМИНАР
№ 15 (2ч)

Психическое развитие взрослого человека.

Тема:
Психическое развитие личности в
период средней взрослости (от 30 до 45
лет)

Цели
занятия:

понятие ранней взрослости, периодизация
психического развития, психологическое
развитие личности, биологические и
социальные критерии средней взрослости,
кризис середины жизни, акмеология и
задачи, профессиональное самоопределение
в средней взрослости.

Вопросы
для обсуждения

  1. Когнитивные
    особенности: познавательные процессы,
    критерии когнитивной зрелости.

  2. Особенности
    развития эмоций.

  3. Развитие
    мотивационной сферы: мотивационные
    детерминанты, мотивация брака и развода,
    выбора профессии, профессиональной
    деятельности.

  4. Эмоциональные
    влечения, чувства любви, реалистичные
    отношения с друзьями, жизненные задачи
    создания семьи, психические планы.

  5. Кризисы
    семейных отношений, содержание кризисов,

  6. Периоды
    взросления, экзистенциальные социальные
    роли матери и отца, освоение родительской
    роли (психологические ловушки).

  7. Поведенческие
    особенности.

Литература:

1.Абрамова
Г.С. Возрастная психология. М., 1998

2.Ананьев
Б.Г. Основы современного человекознания.
М., 1977

3.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
М., 1986

4.Вилюнас
В. Психологические механизмы мотивации
человека. М., 1990

5.
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова
Г.Г., Орлова Л.М.. Возрастная психология:
личность от молодости до старости. М.,
1999

6.Ильин
Е.П. Мотивация и мотивы». СПб, 2000.

7.Кон
И.С. Открытие «Я». М., 1978

8.Психология
человека от рождения до смерти. / под
ред. А.А.Реана, СПб.,2005

Электронно-библиотечные
системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые
системы:

1.
Официальный сайт МГГУ / Учебный портал
— www.mshu.edu.ru

2.
Обучающая компьютерная оболочка
″Competentum Magister″

3.
Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

4.
htpp://www.bookap.by.ru — библиотека психологической
литературы разных направлений

5.
htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической
литературы по детской психологии

6.
htpp://psylib.kiev.ua — психологическая
библиотека Киевского Фонда содействия

развитию
психической культуры

7.
http://polpred.com/ База данных polpred

8.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к
образовательным ресурсам.

9.
http://www.edu.ru/ Российское образование.
Федеральный портал

10.
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека
Online

11.

РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная
электронная библиотека, Университетская
информационная система РОССИЯ,
Российская
государственная библиотека и
многие другие.

12.
Зарубежные электронные научные
информационным ресурсам:
European Library. Свободный доступ к ресурсам
47 Национальных библиотек Европы,
Австралия. Национальная библиотека,
Белоруссия. Национальная библиотека,
Великобритания. Библиотека колледжа
Лондонского университета, Германия.

Ключевые
слова:

СЕМИНАР
№ 16(2Ч)

Тема:
Психическое развитие личности в период
поздней взрослости (от 45 до 55 лет)

Цели
занятия:

Вопросы
для обсуждения

  1. Когнитивные
    особенности: познавательные процессы,
    критерии когнитивной зрелости.

  2. Особенности
    психофизического развития.

  3. Успешное
    вертикальное профессиональное
    продвижение женщины и мужчины.

  4. Психические
    дистанции родителей и детей. Кризисы
    семейных отношений. Психологическое
    пространство семьи.

  5. Личностное
    развитие мужчины и женщины в переходном
    возрасте.

Литература

  1. Абрамова
    Г.С. Возрастная психология. М., 1998

  2. Ананьев
    Б.Г. Основы современного человекознания.
    М., 1977

  3. Бернс
    Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
    М., 1986

  4. Вилюнас
    В. Психические механизмы мотивации
    человека. М., 1990

  5. Гамезо
    М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова
    Л.М. Возрастная психология: личность
    от молодости до старости. М., 1999

  6. Ильин
    Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000

  7. Кон
    И.С. Открытие «Я». М., 1978

  8. Психология
    человека от рождения до смерти / Под
    ред. А.А. Реана, СПб., 2005

Электронно-библиотечные
системы (ЭБС), базы данных,
информационно-справочные и поисковые
системы:

1.
Официальный сайт МГГУ / Учебный портал
— www.mshu.edu.ru

2.
Обучающая компьютерная оболочка
″Competentum Magister″

3.
Обучающая интерактивная среда LMS MOODLE

4.
htpp://www.bookap.by.ru — библиотека психологической
литературы разных направлений

5.
htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической
литературы по детской психологии

6.
htpp://psylib.kiev.ua — психологическая
библиотека Киевского Фонда содействия

развитию
психической культуры

7.
http://polpred.com/ База данных polpred

8.
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к
образовательным ресурсам.

9.
http://www.edu.ru/ Российское образование.
Федеральный портал

10.
http://www.biblioclub.ru/ Университетская библиотека
Online

11.

РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная
электронная библиотека, Университетская
информационная система РОССИЯ,
Российская
государственная библиотека и
многие другие.

12.
Зарубежные электронные научные
информационным ресурсам:
European Library. Свободный доступ к ресурсам
47 Национальных библиотек Европы,
Австралия. Национальная библиотека,
Белоруссия. Национальная библиотека,
Великобритания. Библиотека колледжа
Лондонского университета, Германия.

Ключевые
слова:

СЕМИНАР
№ 17(2Ч)

Тема:
Психическое
развитие в


предпенсионном
возрасте (от 50-55лет для женщин , 55-60 лет
для мужчин)

Цели
занятия:
понятие
предпенсионного возраста, психологическая
характеристика возраста, предпенсионный
возраста в истории человечества и
литературных источниках, предпенсионный
возраст как социальная и психологическая
проблема, периодизация развития и
перехода к старости. Пожилые люди в
старости в современном обществе.

Вопросы
для обсуждения

  1. Когнитивные
    особенности: познавательные процессы,
    критерии когнитивной зрелости.

  2. Развитие
    мотивационной сферы: мотивационные
    детерминанты, мотивация брака и развода,
    выбора профессии, профессиональной
    деятельности.

  3. Эмоциональные
    влечения, чувства любви, реалистичные
    отношения с друзьями, жизненные задачи
    создания семьи.

  4. Особенности
    Я-концепции: дифференциация Я-концепции,
    Я-концепция и самооценка, гендерные
    особенности Я-концепции, профессиональная
    Я-концепция.

  5. Кризисы
    семейных отношений, содержание кризисов.

  6. Периоды
    взросления, экзистенциальные и социальные
    роли матери и отца, освоение родительской
    роли.

  7. Поведенческие
    особенности

Литература

  1. Абрамова
    Г.С. Возрастная психология. М., 1998

  2. Ананьев
    Б.Г. Основы современного человекознания.
    М., 1977

  3. Бернс
    Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
    М., 1986

  4. Вилюнас
    В. Психические механизмы мотивации
    человека. М., 1990

  5. Гамезо
    М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова
    Л.М. Возрастная психология: личность
    от молодости до старости. М., 1999

  6. Ильин
    Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000

  7. Кон
    И.С. Открытие «Я». М., 1978

  8. Психология
    человека от рождения до смерти / Под
    ред. А.А. Реана, СПб., 2005

Ключевые
слова:
геронтология,
старение, старость, возрастные изменения,
счастливая старость, теория разобществления,
теория модернизации.

СЕМИНАР
№ 18(2Ч)

studfile.net

Тема 20. Психическое развитие человека

Понятие
о развитии психики

Развитие
психики

это процесс
накопления количественных и качественных
изменений психики, обусловливающих
формирование и функционирование
личности. Исследователями выработано
две основных подхода к пониманию данного
процесса.
Представители первого
утверждают, что психическое развитие
носит непрерывный характер, т.е. не
останавливается, не ускоряется и не
замедляется. поэтому
каких-либо четких границ, отделяющих
один его этап от другого, не существует.
Однако
большинство исследователей являются
сторонниками второго
подхода: они убеждены, что развитие
дискретно (носит прерывистый характер).
начавшись
еще до рождения ребенка, оно разворачивается
и продолжается неравномерно (то
ускоряется, то замедляется). Это даёт
основания для выделения стадий или
этапов развития, качественно отличающихся
друг от друга. Все люди независимо от
индивидуальных особенностей проходят
каждую стадию развития.

Источники
и механизмы психического развития

Источниками
психического
развития
личности являются ведущая деятельность,
ведущий тип общения и кризис развития.
Ведущая
деятельность

– это, деятельность,
которая преимущественно определяет
психическое развитие ребенка в
определенный период его жизни.
Каждый возрастной период характеризуется
особым видом деятельности. При переходе
из одного периода в другой меняется и
ведущая
деятельность
.
Ведущими в разные периоды могут быть
игра
(дошкольное детство), учеба
(младший школьный возраст), общение
(подростковый возраст), труд
(юношеский возраст). Определенному
возрасту могут быть присущи и две ведущих
деятельности. Пример. Младший школьный
возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря
ведущей деятельности достигаются
наибольшие результаты в развитии
познавательных процессов, происходит
формирование психологических (психических)
новообразований. психологические
новообразования

– качественные особенности психики,
которые впервые появляются в определенный
возрастной период и определяют сознание
человека, его отношение к среде, к
внутренней и внешней жизни.
Пример. дошкольный
возраст: формируются общие (вербальные,
креативные и т.п.) и специальные
(музыкальные, художественные, танцевальные
и т.п.) способности.

Ведущий
тип общения

– это общение, в результате которого
формируются и закрепляются основные
положительные черты личности. К типам
общения

относятся межличностный,
межгрупповой, личностно-групповой
и
т.п. Пример.

Противоречия,
возникающие в процессе психического
развития, могут приводить к кризисам
развития

(возрастным
кризисам). Кризисы
развития

это относительно непродолжительные
периоды, которые характеризуются резкими
психическими изменениями. Они необходимы
для нормального, поступательного
развития личности. Форма, длительность
и острота протекания кризисов существенно
отличаются в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, условий его
воспитания, типа семьи, общества и пр.
Примеры. кризис
трех лет; кризис младшего школьного
возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы
развития

Главные
механизмы
развития

– это интериоризация
и екстериоризация.
Процесс
превращения
внешних, практических действий во
внутренние, умственные, называется
интериоризацией
(лат. interior
— внутренний).
Благодаря
интериоризации психика человека
приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим
средством интериоризации является
слово,
которое выделяет и закрепляет в себе
существенные свойства вещей. Овладение
правильным употреблением слов есть
одновременно усвоение существенных
свойств вещей и способов оперирования
информацией. Усваивая слова, человек
фактически усваивает опыт человечества.
Таким образом, внутреннюю, психическую
деятельность можно рассматривать как
результат интериоризации внешней,
предметной деятельности. С другой
стороны, внешнюю, предметную деятельность
можно рассматривать как экстериоризацию
внутренней,
психической деятельности.
Примеры.

Закономерности
психического развития

К
основным закономерностям
психического развития
человека
относятся:

1.Неравномерность
развития
.
Данная закономерность проявляется в
следующем.

А.
Развитие отдельных психических процессов
и функций происходит неравномерно.
Пример. у
одних людей в детском возрасте музыкальные
и хореографические способности
развиваются значительно быстрее, чем
у других (явление «вундеркиндов»). Однако
нет никаких гарантий, что и в дальнейшем
эта тенденция сохранится. по
данным психологов, примерно 75%
«вундеркиндов» во взрослой жизни не
становятся выдающимися мастерами своего
дела.

Б.
На разных этапах возрастного развития
одни свойства личности
выступают
как ведущие, другие развиваются менее
интенсивно. Пример. в
юношеском
возрасте наиболее активно развивается
память, что позволяет человеку именно
в этот период успешно овладевать знаниями
и навыками в различных областях науки,
искусства, техники и пр.

В.
Существуют наиболее благоприятные
возрастные периоды для развития
определенных психических функций. Их
называют сензитивними
периодами

или периодами
повышенной возрастной чувствительности
.
Пример. для
развития музыкальных способностей это
дошкольное детство, речи – возраст от
1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период
не использовать должным образом, развитие
соответствующего свойства либо
замедляется, либо становится невозможным.
Пример. «дети-маугли»,
у которых пропущен ряд сензитивних
периодов, не могут приспособиться к
человеческому обществу.

2.
Интеграция
психики
.
В основе развития психики лежит
повторяемость определенных ситуативных
состояний (тревога, агрессия, радость).
Закрепляясь в памяти, они постепенно
переходят в устойчивые свойства личности.
Пример. повторяемость
переживания радости приводит к
формированию оптимизма как черты
характера.

3.
Пластичность
психики и возможность компенсации одних
свойств другими.

Если определенные психические функции
и свойства развиты недостаточно или
отсутствуют, они могут компенсироваться
развитием других. Пример. на
фоне ослабленного зрения может развиваться
повышенная чувствительность к музыкальным
звукам.

Факторы
психического развития

Развитие
психики предполагает наличие биологических
предпосылок

(задатков),
лежащих в основе возникновения, развития
и функционирования психических свойств.
Развитие личности происходит под
воздействием двух основных факторов:
природного
и
социального.

Природный
фактор психического развития

(наследственность).
В качестве источника насле́дственности
(способности
организмов передавать свои признаки и
особенности развития потомству) выступает
генетический аппарат человека. В свою
очередь, характер общения, учебы,
воспитания и трудовой деятельности
детерминированы принадлежностью
человека к определенной нации, обществу,
культуре.

Становление
человеческого организма происходит по
определенной программе, заданной в
генотипе
(совокупности
генов). Генотип
определяет
тип анатомо-физиологической структуры
человеческого организма, его морфологические
и физиологические признаки, строение
нервной системы, принадлежность к
определенному полу, характер физического
созревания и пр.

Однако,
конечный результат, достигаемый на
каждом этапе индивидуального развития
человека, изначально в генотипе не
заложен. Существенное
влияние на него оказывают
различные
условия психического развития
:
развитие
и функционирование
мозга
,
общение
со взрослыми
как носителями социального опыта,
активность
самого индивида и пр.

Социальный
фактор психического развития

– это совокупность элементов социальной
среды, с которыми индивид взаимодействует
в ходе становления личности. в
зависимости от степени контакта с
индивидом социальная среда делится на
микросоциум
— близкое окружение ребенка (семья,
друзья, школьные и внешкольные малые
группы, педагоги) и макросоциум
— широкое общественное окружение, которое
влияет на развитие личности через СМИ,
Интернет и т.п.

Влияние
социального
фактора на развитие личности происходит
не прямо, непосредственно, а через
внутренние условия. Особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает как динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и новые
психологические образования, возникающие
к его концу, получило название социальной
ситуации развития.

Это специфическая для каждого возраста,
система отношений ребенка с окружающим
миром, которая изменяется при переходе
от одного возрастного этапа к другому.

единица
анализа социальной ситуации развития
переживание.
Переживание показывает, как в данный
момент среда влияет на развитие личности
ребенка. Из-за различия переживаний у
разных детей одна и та же жизненная
ситуация может по-разному сказываться
на их развитиии. пример.
Отношение разных детей к школьным
отметкам.

Развитие
и обучение

Развитие
ребенка тесно связано с процессом его
обучения. Обучением
называется деятельность учителя по
передаче учащимся знаний и жизненного
опыта, формированию у них умений и
навыков.
В психологической науке сложились два
основных подхода к проблеме соотношения
развития и обучения
.
Первый
разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал,
что развитие происходит как бы «само
по себе», а учеба лишь «приспосабливается»
к нему.

Автором
второго
был Л.С.Выготский. Он утверждал, что
ведущая роль принадлежит обучению,
которое «ведет за собой» развитие.
Психическое развитие ребенка, по
Выготскому, осуществляется в сотрудничестве
со взрослыми, которые передают ребенку
знания о предметах и способах их
примененения
в обществе, то есть обучают его.

Выготский
выдвинул идею об «уровне актуального
и зоне
ближайшего
развития ребенка». Он считал, что
состояние умственного развития можно
определить по двум уровням. Первый –
уровень
актуального развития

(умственные задания, которые ребенок
может выполнить самостоятельно), второй
зона
ближайшего развития

(задания, которые он может выполнить с
помощью взрослого).

Выготский
установил, что развитие ребенка, проходит
через зону ближайшего развития и только
потом переходит на уровень актуального.
В школе ребенок учится тому, что может
сделать в сотрудничестве с учителем,
под его руководством, при этом главной
формой обучения является подражание.
Поэтому зона ближайшего развития
является определяющей: то, что ребенок
сегодня может сделать сотрудничая со
взрослыми, завтра сумеет сделать и
самостоятельно, а следовательно, перейдет
на уровень актуального развития. Пример.

Выготский
обосновал возможность и необходимость
развивающего
обучения,

главная цель которого – не передача
знаний в готовом виде, а психическое
развитие ребенка в процессе их
приобретения. Пример.

Движущие
силы психического развития

Под
движущими
силами
развития
личности понимают собственные
потребности
ребенка, его мотивацию, внешние стимулы
его деятельности и общения, цели и
задачи, которые ставят взрослые перед
ребенком в процессе обучения и воспитания,
а также противоречия
между
внешними условиями психического развития
личности и ее потребностями, интересами,
целями.

в
разном возрасте эти противоречия могут
иметь разное содержание, формы проявления
и способы преодоления. На начальных
этапах жизни они могут не осознаваться,
но в последующем фиксируются самосознанием
и переживаются личностью как недовольство
собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды
противоречий
,
возникающих в процессе психического
развития ребенка:

1.
Между психологическими потребностями
ребенка и возможностями их удовлетворения.
Пример.

2.
Между новыми физическими и духовными
возможностями ребенка и существующим
отношением к ней со стороны взрослых.
Пример.

3.
Между требованиями со стороны общества,
взрослых и уровнем психического развития
ребенка. Пример.

4.
Между требованиями взрослых и желаниями
ребенка. Пример.

5.
Между знаниями и поступками, сознанием
и поведением ребенка. Пример.

Противоречия
возникают при переходе человека от
одного возрастного периода к другому
и проявляются в форме негативизма,
конфликтов со взрослыми и сверстниками,
противодействия их требованиям и пр.
Успешное преодоление противоречий
помогает личности подняться на новый
уровень развития, если же этого не
происходит, в личностном развитии могут
возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные
изменения психики

Психическое
развитие человека проявляется в
возрастных изменениях психики и
поведения. Данные изменения могут быть:

1.
Эволюционными
(сравнительно медленными и постепенными).
Пример. развитие
интеллекта в школьные годы.

2.
Революционными
(быстрыми, занимающими короткий промежуток
времени). Пример. Изменения в периоды
психологических кризисов.

3.
Ситуационными
(связанными с изменяющимися
обстоятельствами). Пример. развитие
музыкального или хореографического
мастерства под воздействием интенсивной
тренировки. Если человек перестает
тренироваться, уровень мастерства
падает.

Эволюционные
и революционные изменения являются
постоянными и необратимыми, ситуативные
– нуждаются в закреплении.

studfile.net

Особенности психического развития личности взрослого человека

2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость — время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость — пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации.

А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, «молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых — вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше… Молодость… таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяния свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут».

а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.

Молодость — возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей. Одна знакомая автора курсовой работы, рано вышедшая замуж, работающая и учившаяся на вечернем отделении Куйбышевского авиационного института (1971 год), после свадьбы стала гораздо лучше учиться.

Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое «не сошлись характерами» — наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Сущностные отношения меду людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия.

Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира.

В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из — пусть чрезвычайно важных — сущностных связей с миром.

Известный русский философ В.С. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной.

Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.

Если после утраты любимого человека будет встречена другая любовь, произойдет единение сутью с другим человеком. Но это уже будет другая сторона, другая часть его сущности.

Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой.

Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл.

Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств — стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира, стремление реализовать свою потребность любить.

Э. Фромм: «Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой».

б) Профессиональная деятельность.

Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).

Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим направлениям.

Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности — центральные возрастные новообразования этого периода.

в) Дружба.

Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.

И.С. Кон: «Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах…»

Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба — результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить.

г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.

И.С. Кон: «Никто не может реализовать себя полностью», и самоанализ выявляет эту нереализованность.

А.В. Толстых: «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности»[7].

«Человека «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей — найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь».

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По Кулагиной в подростковом возрасте — при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко — у ищущей личности. Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специалистов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

mirznanii.com

Особенности психического развития личности взрослого человека

В. Франкл пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты»[9].

Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу: «Смысл — это то, что имеется ввиду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». По А. Червоненко: «Смысл — это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?»

Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким образом, — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).

Достижение цели по А. Червоненко — через расширение сознания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение просветления (А.Червоненко — доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного оздоровительного движения).

Отсюда вывод по В. Франклу — проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, ждя ее достижения не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.

Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Согласие с миром, способность быть самим собой — вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.

3. Зрелость.

Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.

В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни — профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это — реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью.

Понятие продуктивности по Эриксону — творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения.

Продуктивность по Эриксону связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес».

Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.

Часть людей проживает еще один «внеплановый кризис» 40 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую «Я — концепцию». Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно интегрирует результаты развития обоих новообразований предыдущего периода и называется продуктивностью.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я — концепции».

Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.

Внутри периода зрелости выделим «акмэ» — вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности.

Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г. Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50 лет может многократно увеличиться.

Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки — с другой. На время и продолжительность «акмэ» влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи — специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы. Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают «акмэ» в самом начале своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер «акмэ» может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема «акмэ» для людей творческих профессий — ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, — свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.

Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.

в) Отношения с детьми.

Зрелость — время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных задач взрослого человека — вырастить своих детей

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *