Суть проекции заключается – Вопрос: Суть проекции заключается: : Смотреть ответ

Психология. Личность, её структура и направленность. Тест для самопроверки

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:
инстинкты
механическая память
ценностные ориентации
музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в гештальтпсихологии
в гуманистической психологии
в бихевиоризме
в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
уровень притязаний
локус контроля
самооценка
самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

14. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств
в ориентации поведения на доступную цель
в отрицании реальных фактов
в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:
Г. Олпорт
Г. Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:
индивидуальный стиль деятельности
креативность
мотивационная направленность
средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
темперамент
характер
способности
направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
психогенетическому
социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
индивид
личность
субъект деятельности
индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
влиянием
мировоззрение
личностным смыслом
потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный смысл

nn.dekane.ru

тест по психологии для студентов

1.
В схеме личности Г.Айзенка выделяются
два измерения:

эмоциональная
стабильность/нестабильность

подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2.
Личностные качества, предопределенные,
главным образом, социальными факторами
– это:
инстинкты
механическая
память
ценностные
ориентации

музыкальный
слух

3.
Возвращение к онтогенетически более
ранним, инфантильным стратегиям поведения
называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4.
Как совокупность внутренних условий,
через которые преломляются внешние
воздействия, трактует
личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5.
Свойства человека, обусловленные
генетическими факторами, –
это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6.
Проблема психических механизмов защиты
была впервые разработана:
в
гештальтпсихологии
в гуманистической
психологии
в бихевиоризме
в
психоанализе

7.
Импульсивность, инициативность, гибкость
поведения общительность, социальная
адаптированность свойственны людям
типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8.
Обращенностью на окружающий мир
характеризуется тип
личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9.
Преобразование энергии инстинктивных
влечений в социально приемлемые способы
деятельности
называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10.
Рассматривая психическую структуру
человека, 3. Фрейд показал, что принципом
удовольствия
руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11.
Биологические процессы созревания
личности ставит в основу такой подход
к развитию
личности:
психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12.
Степень трудности тех целей, к которым
стремится человек, и достижение которых
представляется человеку привлекательным
и возможным, характеризует:
уровень
притязаний

локус
контроля
самооценка
самоотношение

13.
Выражает неделимость, целостность и
генотипические особенности человека
как представителя рода
понятие:
индивида
личности
субъекта
деятельности
индивидуальности

14.
Суть проекции заключается:
в
приписывании другим людям собственных
чувств

в
ориентации поведения на доступную
цель
в отрицании реальных фактов
в
выборе поведения, противоположного
подавленному

15.
Иерархическую пирамиду потребностей
разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16.
Основоположником теории черт является:
Г.
Олпорт

Г.
Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17.
Переживаемое человеком состояние нужды
в чем-либо —это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18.
Только поведение, поддающееся наблюдению,
может быть описано объективно, по
мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19.
Человека как индивида
характеризует:
индивидуальный стиль
деятельности
креативность
мотивационная
направленность
средний
рост

20.
Система устойчивых предпочтений и
мотивов личности, ориентирующих
особенности ее развития, задающая
главные тенденции ее поведения, –
это:
темперамент
характер
способности
направленность

21.
Личность формируется обществом,
биологические особенности человека не
оказывают на этот процесс существенного
влияния согласно подходу к
развитию:
психогенетическому
социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22.
Наиболее общей формально-динамической
характеристикой индивидуального
поведения человека является
(ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23.
Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально
неустойчивый
интроверт—это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24.
Человек как типичный носитель видов
человеческой активности –
это:
индивид
личность
субъект
деятельности

индивидуальность

25.
Из следующих понятий: «индивид»,
«личность», «индивидуальность» – самым
широким по содержанию является
понятие:
индивида
личности
субъекта
деятельности
индивидуальности

26.
Высший регулятор поведения –
это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27.
Людям присущи три типа потребностей:
власти, успеха и причастности – согласно
теории:
А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28.
Система сложившихся взглядов на
окружающий мир и свое место в нем
называется:
влиянием
мировоззрение
личностным
смыслом
потребностью

29.
Стремление личности к достижению целей
той степени сложности, на которую она
считает себя способной, проявляется
как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный
смысл

studfile.net

Проекция в психологии: примеры, принципы, механизм

Мир человеческих отношений сложен и, к сожалению, не всегда приносит нам радость. Нередки моменты, которые вызывают обиду и горечь, раздражение или разочарование. Это тяжелые чувства, от которых хотелось бы избавиться, и человек неосознанно научился защищать свою психику от чрезмерных перегрузок и негатива. Первым механизмы психологической защиты изучил и описал З. Фрейд, определив, что одним из наиболее древних и примитивных механизмов является проекция.

Что такое проекция

Знаете, как работает проектор? Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. Стыд и чувство вины – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.

Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика. А жена, обвиняющая мужа в лишних тратах на «его прихоти и игрушки», сама не слишком экономна. Ей же так хочется эти туфли или блузку, но муж нисколько ее не лучше. А осуждая своих соседей или коллег, мы вспоминаем прежде всего те неприятные качества, которые присущи нам самим.

Вы скажете: это плохо, и я так никогда не делаю. Нет, не тешьте себя иллюзиями, все так делают, и вы тоже.

Как это работает

Защитный механизм проекции присущ всем людям и формируется в самом раннем детстве. Он рождается из запретов, которые диктует нам социум. В процессе воспитания складываются и закрепляются в сознании представления о плохом и хорошем, о дозволенном и недопустимом. Ребенок очень рано начинает понимать, что проявлять агрессию, обижать слабых, оскорблять других людей, отбирать игрушки – это плохо. Чем старше становится человек, тем больше запретов диктует ему общество. Они создают условия для негативных переживаний, ведь даже желать запретное – это плохо, недопустимо. И человек стремится защититься от этих неприятных эмоций, выйти из внутреннего конфликта между желаемым и допустимым. Вот и возникает известная всем реакция: «Ты сам(а), виноват(а)!»

Проекция – один из древнейших видов психологической защиты, и механизм ее прост. Он всегда работает по следующей схеме:

  1. Индивид ощущает дискомфорт, стыд, раздражение, причиной которых являются запретные желания и его неправильное, с точки зрения социальных норм, поведение.
  2. Стремясь избавиться от негативных эмоций, человек выносит неприемлемые желания и побуждения за пределы своего сознания.
  3. Приписывает эти побуждения другим людям, чтобы не было самому так стыдно, ведь «все такие, все так делают».

Поэтому «старые девы», озабоченные своими «неправильными» мыслями и желаниями, так энергично борются с «развратом» молодежи. А пьяница в моменты трезвости с гневом клеймит позором соседа-алкоголика.

Механизм проекции подливает масло и в огонь межнациональных конфликтов, потому что чаще всего представители одной нации обвиняют своих врагов в грехах, присущих им самим. И чем больше этих грехов, тем агрессивнее становятся люди. Чаще всего мы обвиняем тех, кого сами же обидели. Почему? Чтобы не было стыдно и чтобы не чувствовать себя виноватыми.

Громче всех обвиняют чиновников в воровстве те люди, которые и сами бы не прочь погреть руки, но этой возможности не имеют. И отвергая собственные желания, эти обличители проецируют их на тех, у кого такая возможность есть.

Проекция и эмпатия

Проекция связана не только с постыдными мыслями и асоциальными желаниями. Процесс переноса эмоциональных состояний лежит в основе такого важного социально-психологического явления, как эмпатия. Под эмпатией в психологии понимается способность человека переживать те же чувства, что и его партнер. Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте. Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался.

Без способности проецировать свой эмоциональный опыт невозможно взаимопонимание. Хотя не всегда проекция отражает объективное состояние дел. Мы можем сопереживать человеку, думать, как ему плохо, ведь в схожей ситуации нам было очень тяжело. Но это не значит, что тот человек действительно страдает. Люди-то разные, и обстоятельства, в которых они оказываются, тоже разные. Но чем более эмоционально близки индивиды, тем более точно они понимают состояние друг друга.

Виды проекции

Проявления проекции в нашей жизни и в отношениях с другими людьми разнообразны. Обычно выделяют 4 основных ее вида:

  • Атрибутивная проекция основана на приписывании индивидом мотивов своего поведения другим людям. Обычно это осуждаемые обществом или неприемлемые самим человеком побуждения. («Жадина!», — кричит ребенок сверстнику, не желающему угощать его конфетой).
  • Комплиментарная проекция в чем-то противоположна атрибутивной и проявляется в приписывании себе качеств, противоположных тем, которые отвергаются. («Я сильный и смелый, а ты просто трус и слабак!»).
  • Рациональная – это оправдание своих ошибок и провалов через обвинение других в каких-то недостатках, слабостях, непрофессионализме. («Проект был бы удачным, если бы со мной в команде не работали такие бездари и лентяи». «У нас был бы идеальный брак, если бы муж больше заботился о семье»).
  • Аутическая проекция – это проецирование своих потребностей во внешний мир. Ее хорошо иллюстрирует поговорка: «Рыбак рыбака видит издалека». Голодный человек прежде всего обращает внимание на пищу, а женщина, пережившая измену мужа, среди окружающих мужчин видит только предателей и изменников. Других она просто не замечает.

Нередко в поведении человека и его восприятии окружающего мира разные виды проекции взаимодействуют. Особенно это характерно для неуверенных в себе людей, отягощенных комплексами и чувством вины.

Минусы и плюсы проекции

Хоть эта психологическая защита относится к естественным реакциям нашей психики на сложные социальные ситуации, но минусы ее очевидны и видны, можно сказать, невооруженным глазом. К ним можно отнести следующие последствия использования проекции:

  • искажение реальности – мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хотелось бы;
  • неадекватная оценка поведения других людей;
  • межличностные конфликты из-за приписывания партнерам наших собственных грехов;
  • скрывая за проекцией свои недостатки, человек не стремится от них избавиться.

Однако проекцию не зря относят к механизмам психологической защиты. Вытеснение из сознания тех мыслей и побуждений, которые сам человек считает вредными, плохими, помогает ему справиться с внутренним конфликтом. В ином случае этот конфликт бы мог привести к развитию таких заболеваний, как неврозы, психозы, депрессии. Ведь, согласитесь, тяжело постоянно винить только себя. То, что проекция защищает человека от разрушительного чувства вины, это несомненный плюс.

Вторым плюсом является роль проекции в эмпатии, о чем уже говорилось выше. Благодаря этому механизму мать понимает, что чувствует ребенок, которому не купили желанную игрушку, а учитель знает, что переживает получивший двойку ученик. Без проекции мир превратился бы в скопище черствых, бесчувственных и замкнутых на себя эгоистов.

Проекция, как и другая психологическая защита, необходима нам, так как она предохраняет психику от травмирующих переживаний и помогает строить отношения с окружающими. Но зная минусы и опасности проекции, нужно контролировать свои мысли и поведение, ограничивать свое стремление сваливать все на других и винить их во всех бедах.

psychologist.tips

Проекция (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2018;
проверки требуют 14 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2018;
проверки требуют 14 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция.

Прое́кция (лат. projectio — «бросание вперед») — механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне[1]. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.

Проекция — это общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания переносятся на объект. К примеру, цвет является субъективным переживанием. Так, фраза «комната жёлтого цвета» — это проекция, ибо в объекте самом по себе нет желтизны, желтизна есть только в нашем восприятии.[2] То же касается звука: поскольку сам по себе он не существует и звук этот лишь у нас в голове, то его восприятие можно назвать проецированием.

Как защитный механизм проекция позволяет человеку не чувствовать ответственность за собственные теневые содержания (неприемлемые чувства, желания, мотивы, идеи и т. п.) посредством восприятия таких чувств в качестве чужих. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы так избавиться от «вызванных им» чувств. Для того, чтобы активировался механизм проекции, необходимо наличие в воспринимаемом объекте черт (если говорить о людях) или свойств (если о предмете), которые могли бы вызвать реакцию бессознательного у наблюдателя. В большинстве случаев бессознательная реакция ассоциативна: субъект замечает что-то схожее с тем, что (или кого) он видел ранее. Так, например, можно объяснить некоторые реминисценции. Однако встречаются случаи, когда спроецированное содержание не отражает содержание личного бессознательного, а является результатом проекции коллективного бессознательного, и тогда проекция становится нуминозной. Также проекция становится нуминозной, когда ее источник затрагивает крайне важные аспекты личности, что придает проекции крайнюю ценность (вплоть до фанатизма). Поэтому всякий объект, на который было спроецировано какое-либо содержание бессознательного, всегда имеет свойство(-а), которые послужили этому причиной. К. Г. Юнг назвал эти свойства крюками.[3]

Проекция — один из основных защитных механизмов при параноидном и при истероидном расстройстве личности[1].

Но этот же механизм лежит в основе эмпатии: человек не может непосредственно ощущать внутреннее состояние другого человека, но может сопереживать, реагируя на различные проявления этого состояния. В результате действия проекции эти реакции воспринимаются как непосредственное ощущение чужого состояния. В большинстве случаев такая эмпатия повышает взаимопонимание людей[1].

Он же лежит в основе персонификации («одушевления») предметов и сил природы, в «очеловечивании» животных. Например, такие словосочетания, как «спокойное море», «тревожное море», «буря злилась», «преданная собака», «независимая кошка», «несчастная лошадь» являются результатом приписывания внешним объектам своей собственной реакции на них.

  1. 1 2 3 Мак-Вильямс Н., «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
  2. К.Г. Юнг. Лекция 5 // Тэвистокские лекции. — Киев: СИНТО. — С. 141.
  3. К.Г. Юнг. Психология бессознательного.

ru.wikipedia.org

Суть проекции заключается. Что такое проекция в психологии

Проекция -вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на другое лицо. Проекция проявляется, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не допуская осознавания, что это его собственный поступок или качество.

Допуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя тем самым вытесненную часть информации.

Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая ее как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Он рассматривал проекцию как нормальный психологический механизм — процесс уподобления окружающий людей себе, своему внутреннему миру. Проекция дает возможность относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. Тогда к ним можно применить защиту как к внешним вредностям. Появляясь уже в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая форма защиты у взрослых. Проявление ее общеизвестны: низкорослый человек считает свой рост средним, старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пословицах и поговорках: честный считает всех правдивыми; нечестный думает, что все лгуны; клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д.

При проекции информация трансформируется таким образом, что не сам человек враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо —по отношению к нему. Подобная рокировка свойств отчетливо обнаруживается и в специальных психологических исследованиях. Так, показано, что больше половины лиц, осужденных за хищение, считает, что подавляющее большинство людей живет на доходы, полученные преступным путем итд.

Обладая положительной самооценкой, человек, как правило, уверен в себе и не нуждается в демонстрации особых достоинств своей персоны, у него нет желания непрерывно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек часто недоволен собой, у него возникает конфликт между желаемым и реальным образами «Я», который провоцирует проекцию и тем самым ведет к установке на отрицательное восприятие окружающих. Поэтому низкая самооценка -ключевое звено в процессе возникновения предубеждений и предрассудков. Неоднократно отмечалось, что проекция играет заметную роль в формировании различных предрассудков: сословных, расовых и т.п. Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются собственные положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С др

bogemasamara.ru

Персональный сайт — Тест 20. Зарубежные теории личности

Тема 20. Зарубежные теории личности

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

в) знак;

г) символ.

7. Автором психологии личностных конструктов считается:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

г) теорией конгруэнтности.

10. Автором теории когнитивного диссонанса является:

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

15. Г. Айзенк признается автором модели личности:

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

в) тень;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

б) «Я»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) подавление.

49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

в) Медеи;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

 

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

 

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

dvkashirsky.narod.ru

это что такое и её виды, методы

Человеческая жизнь состоит из радостных и негативных моментов. Если первые приносят ощущение счастья, то плохие моменты вызывают переживания, заставляют нервничать. Из-за этого сложно поддерживать привычный образ жизни, замедляется работоспособность, снижается физическая активность. Чтобы справиться с горечью, обидой, разочарованием или раздражением, люди неосознанно закрываются от проблем. Проекция в психологии — механизм психологической защиты, который считается одним из древнейших.

Понятие и принцип действия

Чтобы понять, как действует проекция, нужно представить работу электронного проектора. Принцип его работы заключается в том, что транслируемое изображение переносится на любую противоположную поверхность. То же самое случается после того, как человек накапливает в себе негативные эмоции. Она начинает изливать их на окружающих.

Тяжелыми переживаниями являются стыд, чувство вины. Чтобы их не ощущать, запускаются естественные защитные реакции психики. После проявления агрессии, ненависти по отношению к окружающим человек не избавляет себя от негатива, а передает его другим. Благодаря этому он не ощущает себя виноватым, поскольку считает, что другие не лучше его.

Защитный механизм, который психологи называют проекцией, начинает формироваться у любого человека сразу после рождения. Он развивается под воздействием различных запретов, которые устанавливает социум. Во время воспитания в сознании закрепляются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. При этом в процессе взросления появляется все больше запретов, которые устанавливает общество.

Механизм работы проекции состоит из нескольких этапов:

  1. Субъект чувствует дискомфорт, раздражение, стыд. Они связаны с неправильными мыслями, поведением, которое является запретным, если смотреть с точки зрения социальных правил.
  2. Появляется стремление избавиться от любых негативных эмоций. Человек начинает выносить неприятные ощущения за границы своего сознания.
  3. Начинает переносить свои эмоции, негатив на других людей, чтобы избавиться от чувства стыда.

Исходя из этого принципа, можно объяснить почему заядлые пьяницы обвиняют окружающих в том, что они много пьют. Чиновники обвиняют простых людей в воровстве, чтобы оправдать собственные грехи. Мужья, которые желают изменять, часто проявляются всплески ревности к своим женам. Таких ситуаций много, каждая из них отчетливо демонстрирует работу проекции в качестве защиты собственной психики.

Виды

Существуют разные виды проекции в психологии:

  1. Комплементарная — проявляется в приписывании качеств, которые полностью противоположны собственным ощущениям. Например, это может проявляется в таких фразах, как — «Я честный, щедрый, а ты лживый, жадный».
  2. Атрибутивная — классическая проекция, при активизации которой человек начинает приписывать собственные грехи другим людям. Так он пытается сбросить чувство вины на собеседника, чтобы не испытывать его самому.
  3. Аутистическая — человек проецирует собственные потребности во внешний мир. Из-за этого любой бедный человек будет зацикливать свое внимание на деньгах, друг, переживший предательство, искать подвох в новых знакомых.
  4. Рациональная — проявляется при обвинения других людей после совершения собственных ошибок, проявления слабости.

Часто разные виды проекций взаимодействуют между собой. Обычно такие взаимодействия происходят у неуверенных в себе людей.

Преимущества и недостатки

У защитной проекции есть много недостатков, которые можно увидеть невооруженным взглядом:

  1. Человек скрывает под проекцией свои негативные переживания, эмоции, слабости, не пытаясь их решить.
  2. При срабатывания защитных реакций искажается реальность. Из-за этого человек видит только то, что ему хочется и не замечает реальных событий.
  3. Часто возникают межличностные конфликты, из-за того что проблемы перекладываются на партнера, родственников, друзей.
  4. Неправильная оценка поведения окружающих.

Преимущества проекции:

  1. Проекция помогает справиться с внутренними конфликтами, которые возникают из-за негативных мыслей, эмоций. Если не справиться с внутренними переживаниями, могут возникнуть психологические заболевания — затяжные депрессии, психозы, неврозы. Чтобы этого не допустить, вступает в ход проекция, которая защищает человеческую психику.
  2. Проекция играет большую роль в эмпатии. Это позволяет матерям ощущать, что чувствует их ребенок в те моменты, когда он не получает желаемого. Если бы не существовало проекции, мир стал бы черствым, бесчувственным.

Проекция — метод психологической защиты, которые ограждает человеческую психику от травмирования.

Если учитывать недостатки этого явления, можно грамотно управлять защитой, чтобы не подвергать близких негативным ощущениям.

Как определить применение механизма?

Примеры применения проекции, как механизма психологической защиты:

  1. Молодой врач, который имеет мало опыта, начинает переживать из-за своих внутренних проблем. Эти переживания со временем усиливаются, мешают ему здраво оценивать рабочую ситуацию. По этой причине в выписке о психологическом состоянии пациента появляются проблемы, которые принадлежат самому врачу
  2. Психологи проводили исследование с группой лиц, страдающих алкогольной зависимостью, которые проходили лечение в ЛТП. Во время лечебного курса психологи показывали им три разные картины одного художника. На первой из них было изображено несколько мужчин, которые сидели за общим столом с бумагами в руках. На второй картинке были нарисованы те же мужчины, но в застывших позах. На третьей картине были изображены камни. Участников эксперимента спрашивали о том, что они увидели на трех картинках. Все ответили, что это были изображения пьющей компании, люди из которой напились и свалились под стол. Личная проблема участников эксперимента исказила их представление о реальности. Из-за этого они увидели отражение своего алкоголизма в демонстрируемых картинках.

Из практических примеров видно, что помимо защиты психики, проекция может доставить множество неудобств.

Чем опасен этот способ защиты?

Последствия от применения проекции:

  1. Искажение реальности.
  2. Накопление проблем, которые скрываются под проекцией, приводит к развитию сложностей в личной жизни, рабочей деятельности, общении с другими людьми.
  3. После выплеска негативных эмоций на окружающих чувство вины усиливается. Наступает временное облегчение, которое сменяется новыми переживаниями.

Чтобы защитить себя от возможных опасностей, нужно научиться разбираться в том, как действует проекция в разных ситуациях, стараться контролировать свои действия, высказывания.

Другие способы защиты

Помимо проекции, существует еще несколько способов психологической защиты:

  1. Отрицание — защитная реакция, которая начинает формироваться с детства. Первые ее проявления можно заметить, когда ребенок разбил тарелку, но упорно доказывает матери что это сделал не он. Отрицание часто проявляется у людей, которые не хотят признавать серьезный диагноз. Сильное психологическое давление со стороны только усилит защиту психики, что приведет к общей замкнутости человека.
  2. Вытеснение — механизм психологической защиты, с помощью которого насущные проблемы вытесняются из сознания в область бессознательного, но от этого проблема не исчезает. Она укореняется в психике, из-за чего общее состояние не изменяется в лучшую сторону.
  3. Интроекция — механизм защиты, с помощью которого человек погружается в мир своего авторитета. При этом можно узнать, какие чувства сильнее греют его, чего ему не хватает.
  4. Изоляция — механизм, с помощью которого человек делит свою личность на две части. Одну он принимает, оберегает, другу отрицает, старается скрывать от окружающих.
  5. Регрессия — механизм психологической защиты, при активизации которого личность переходит на упрощенный уровень функционирования.
  6. Фантазирование — механизм защиты, с помощью которого субъект создает не настоящую действительность, которая не может произойти в реальной жизни. Это помогает справиться с жаждой собственных желаний.
  7. Перенесенная агрессия. Помогает не обижаться на любимого человека, когда он возвращаясь с собственных дел в плохом настроении, начинает выплескивать агрессию на близких.
  8. Реактивное образование. Проявляется у людей, которые не умеют экономить деньги. При этом чем сложнее им заработать определенную сумму, тем быстрее они ее потратят.

Еще один механизм психологической защиты — рационализация. Она прослеживается в рассказах, которые составляют студенты или школьники при опоздании на урок, невыполнении домашнего задания.

Проекция — механизм психологической защиты, которые развивается у любого человека с самого рождения. Он защищает человеческую психику от разрушительного воздействия негативных эмоций, переживаний, обид. Защитная реакция искажает реальность, что мешает людям здраво оценивать ситуацию.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, что такое проекции и психологические защиты.

mystroimmir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *