В психологии широко используется метод тестирования это – 15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

15. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

10 Метод тестов в психологии

Вопрос
10.
Метод тестов в психологии (Гуревич
Психологическая диагностика).

1. тесты
(которые, в свою очередь, делятся на
несколько
подклассов),

2.опросники,
методики проективной тех­ники
и психофизиологические методики.

В литературе нередко все
методики определения
индивидуаль­но-психологических
различий именуются тестами, а пособия
по диагностике
называются пособиями по тестологии.
Однако по своей
психологической сущности тесты и,
например, опросники очень
несходны между собой. Методики проективного
характера также представляют собой
особый инструмент, не похожий ни на один
из перечисленных. Поэтому для лучшего
понимания того, что
дает диагностирование, их следует
отделить друг от друга по названию.
Особое место должны занять в этой
классификации психофизиологические
методики. Это оригинальные средства
диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты

Тесты (в переводе с английского
— «испытание», «проверка», «проба») —
это стандартизированные и обычно краткие
и ограни­ченные
во времени испытания, предназначенные
для установле­ния
количественных и качественных
индивидуально-психологи­ческих
различий между людьми. Их отличительная
особенность заключается
в том, что они состоят из заданий, на
которые от ис­пытуемого
нужно получить правильный ответ. В
опросниках, в проективных
и психофизиологических методиках
правильных от­ветов
не существует.

Тесты
можно расклассифицировать, выделить
несколько под­классов
в зависимости от того, какой признак
взят за основание деления. Наиболее
значительными представляются
классифика­ции
тестов по форме и по содержанию.

Форма психологического тестирования

По форме
тесты могут быть индивидуальные и
групповые, устные и письменные; бланковые,
предметные, аппаратурные и компьютерные;
вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные
и групповые (коллективные) тесты.
Индивидуа­льные
тесты — это такой вид методик, когда
взаимодействие экспе­риментатора
и испытуемого происходит один на один.
Индивидуа­льное
тестирование имеет свои преимущества:
возможность наблю­дать
за испытуемым (за его мимикой,
непроизвольными реакция­ми),
слышать и фиксировать непредусмотренные
инструкцией вы­сказывания,
что позволяет оценить отношение к
обследованию, от­мечать
функциональное состояние испытуемого
и др. Кроме того, опираясь
на уровень подготовленности испытуемого,
можно по ходу эксперимента
заменить один тест другим. Индивидуальная
диагнос­тика
необходима при работе с детьми
младенческого и дошкольного возраста,
в клинической психологии—для тестирования
лиц с сома­тическими
или нервно-психическими нарушениями,
людей с физи­ческими
недостатками и т.д. Необходима она и в
тех случаях, когда нужен
тесный контакт экспериментатора и
испытуемого с целью оп­тимизации
его деятельности. Однако индивидуальные
тесты требу­ют,
как правило, много времени на проведение
эксперимента, и в этом
смысле менее экономичны по сравнению
с групповыми.

Групповые
тесты

это такой тип методик, который позволяет
одновременно
проводить испытания с очень большой
группой людей
(до нескольких сот человек). Поскольку
инструкции и про­цедура
проведения детально разработаны,
экспериментатор дол­жен
неукоснительно их выполнять. При
групповом тестировании особенно
строго соблюдается единообразие условий
проведения эксперимента.
Обработка результатов объективизирована
и не требует
высокой квалификации. Результаты
большинства группо­вых
тестов могут обрабатываться на ЭВМ.

Однако
следует отметить и определенные
недостатки группо­вого
тестирования. Так, у экспериментатора
гораздо меньше воз­можностей установить
взаимопонимание с испытуемым, пробу­дить
его интерес и заручиться его сотрудничеством.
Любые слу­чайные
состояния испытуемого, такие, как
болезнь, утомление, беспокойство и
тревожность, которые могут влиять на
выполне­ние
заданий, гораздо труднее выявить в
групповом тестировании. В
целом, лица, незнакомые с такой процедурой,
скорее покажут более
низкие результаты при групповом
тестировании, нежели при
индивидуальном. Поэтому в тех случаях,
когда принимаемое по
результатам тестирования решение важно
для испытуемого, желательно
дополнить результаты группового
тестирования либо индивидуальной
проверкой неясных случаев, либо
информацией, полученной из других
источников.

Устные
и письменные тесты.
Эти
тесты различаются по форме от­вета.
Устными чаще всего бывают индивидуальные
тесты, письмен­ными
— групповые. Устные ответы в одних
случаях могут формули­роваться
испытуемым самостоятельно («открытые»
ответы), в других —
он должен из нескольких предложенных
ответов выбрать и назвать тот,
который считает правильным («закрытые»
ответы). В письмен­ных
тестах ответы даются испытуемым или в
тестовой тетради, или на
специально разработанном бланке ответов.
Письменные ответы также
могут носить «открытый» или «закрытый»
характер.

Бланковые,
предметные, аппаратурные, компьютерные
тесты.
Эти
тесты различаются по материалу, который
используется при тестировании.
Бланковые тесты (другим широко известным
на­званием является
тест «карандаш и бумага») представлены
в виде отдельных
бланков или тетрадей, брошюр, в которых
содержится инструкция
по применению, примеры решения, сами
задания и графы
для ответов. Предусмотрены формы, когда
ответы заносят­ся
не в тестовые тетради, а на отдельные
бланки. Это позволяет ис­пользовать
одни и те же тестовые тетради многократно.
Бланко­вые
тесты могут применяться как при
индивидуальном, так и при групповом
тестировании.

В
предметных тестах материал тестовых
заданий представлен в виде
реальных предметов: кубиков, карточек,
деталей геометриче­ских
фигур, конструкций и узлов технических
устройств и т.п. Предметные
тесты чаще
проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты — это
такой тип методик, который требу­ет
применения специальных технических
средств или специаль­ного
оборудования для проведения исследования
или регистра­ции
полученных данных. Широко известны
приборы для исследо­вания
показателей времени реакции (реактометры,
рефлексометры), устройства для изучения
особенностей восприятия, памяти,
мышления. В последние годы аппаратурные
тесты широко испо­льзуют
компьютерные устройства. В большинстве
случаев аппара­турные
тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные
тесты. Это автоматизированный вид
тестиро­вания
в форме диалога испытуемого и ЭВМ.
Тестовые задания предъявляются
на экране дисплея, а ответы испытуемый
вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким
образом, протокол сразу созда­ется
как набор данных (файл) на магнитном
носителе. Стандарт­ные
статистические пакеты позволяют очень
быстро проводить математико-статистическую
обработку полученных результатов по
разным направлениям. При желании можно
получить инфор­мацию
в виде графиков, таблиц, диаграмм,
профилей.

С помощью компьютера
экспериментатор получает для анали­за
такие данные, которые без ЭВМ получить
практически невоз­можно: время
выполнения отдельных заданий теста,
время полу­чения
правильных ответов, количество отказов
отрешения и обра­щения
за помощью, время, затрачиваемое
испытуемым на обду­мывание
ответа при отказе от решения, время
ввода ответа (если он
сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности
испытуемых можно ис­пользовать для
углубленного психологического анализа
результа­тов,
полученных в процессе тестирования.

Вербальные
и
невербальные
тесты.
Эти
тесты различаются по характеру
стимульного материала. В вербальных
тестах основным содержанием
работы испытуемых являются операции с
понятия­ми, мыслительные действия,
осуществляемые в словесно-логиче­ской
форме.

Составляющие
эти методики задания апеллируют к
памяти, воображению,
мышлению в их опосредованной языковой
форме. Они очень
чувствительны к различиям в языковой
культуре, уров­ню
образования, профессиональным
особенностям. Вербальный тип
заданий наиболее распространен среди
тестов интеллекта, те­стов
достижений, при оценке специальных
способностей.

Невербальные
тесты — это такой тип методик, в которых
тесто­вый
материал представлен в наглядной форме
(в виде картинок, чертежей,
графических изображений и т.п.). От
испытуемых требу­ется
понимание вербальных инструкций, само
же выполнение за­даний
опирается на перцептивные и моторные
функции. Самым известным
невербальным тестом являются Прогрессивные
матри­цы
Равена. Невербальные тесты уменьшают
влияние языковых раз­личий на результат
испытания. Они также облегчают процедуру
те­стирования
испытуемых с нарушением речи, слуха или
с низким уровнем
образования. Невербальные тесты широко
используются при
оценке пространственного и комбинаторного
мышления. В ка­честве отдельных
субтестов они включены во многие тесты
интел­лекта, общих
и специальных способностей, тесты
достижений.

Содержание психологического тестирования

По
содержанию тесты обычно делятся на
следующие классы, или
направления: тесты интеллекта, тесты
способностей, тесты личности;
особое место в этом делении занимают
тесты достиже­ний, не предназначенные
для решения собственно психологиче­ских
проблем.

Тесты интеллекта. Предназначены
для исследования и измере­ния
возрастного интеллектуального развития
человека. Они явля­ются
наиболее распространенными
психодиагностическими ме­тодиками.
Под интеллектом как объектом измерения
подразуме­ваются
не любые проявления индивидуальности,
а прежде всего те,
которые имеют отношение к познавательным
процессам
и фун­кциям
(к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).
По форме тесты интеллекта могут быть
групповыми и индивидуальными, устными
и письменными, бланковыми, предметными
и компью­терными.
Каждое задание таких тестов имеет
правильное решение и,
следовательно, об успешности их выполнения
судят по числу правильных
или неправильных ответов. В последние
30—35 лет успешно
разрабатываются вербальные
критериально-ориентиро­ванные
тесты интеллекта. Их принципиальное
отличие от тради­ционных
тестов состоит в том, что в заданиях, в
которых испытуе­мый
должен найти свое решение определенной
логической зада­чи,
используются не любые понятия и термины,
а только те, кото­рые
составляют содержание учебных программ.
Включение по­добных
понятий и терминов позволяет установить,
насколько они стали
предметом мыслительной деятельности
учащихся.

Тесты
способностей. Это тип методик,
предназначенных для оценки возможностей
индивида
в овладении знаниями, навыка­ми,
умениями в различных областях —
математике, технике, лите­ратуре,
в разнообразных видах художественных
деятельностей.

Принято
выделять общие и специальные способности.
Общие способности обеспечивают овладение
разными видами занятий и умений,
которые человек реализует во многих
видах деятельности. Общие
способности отождествляются с интеллектом,
и поэтому часто
они называются общими интеллектуальными
(умственны­ми)
способностями.

В отличие от общих, специальные способности
рассматрива­ются в отношении к
отдельным, специальным областям
деятель­ности. В соответствии с таким
делением разрабатываются тесты общих
и специальных способностей.

По своей
форме тесты способностей носят
разнообразный ха­рактер
(индивидуальный и групповой, устный и
письменный, бланковый,
предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы
испытуе­мых здесь также оцениваются
по типу правильно, неправильно.

Тесты
личности.
Эти
психодиагностические методики направ­лены
на оценку эмоционально-волевых компонентов
психической
деятельности — мотивации, интересов,
эмоций, отношений (в
том числе и межличностных), а также
особенностей поведения индивида
в определенных ситуациях. Таким образом,
тесты лично­сти
диагностируют неинтеллектуальные
проявления испытуемых.

Тесты
личности можно подразделить на тесты
действия и ситу­ационные
тесты. Тесты действия представляют
собой относитель­но простые, четко
структурированные процедуры, в которых
воз­можен правильный ответ (например,
тест замаскированных фигур Уиткина,
тест ригидности
Лучинса и
др.).

Особенностью ситуационных
тестов является то, что испытуе­мому
предлагается выбрать образ поведения
в сложной социаль­ной
ситуации, близкой к реальной. С их помощью
диагностируют­ся, в частности, такие
аспекты личности, как склонность к
асоциа­льному
поведению, а также к стабильным, устойчивым
решениям и действиям.

Неинтеллектуальные,
личностные особенности измеряются
так­же
с помощью опросников и проективной
техники. Эти диагности­ческие
методики рассмотрены в соответствующих
разделах пособия.

Тесты
достижений,
или,
как их можно назвать по-другому, тес­ты
объективного контроля успешности
(школьной, профессиона­льной,
спортивной), предназначены для оценки
степени продви-нутости
знаний, навыков, умений после прохождения
человеком соответствующего
обучения, общей и профессиональной
подго­товки.
Таким образом, тесты достижений в первую
очередь изме­ряют
влияние, которое оказывает на развитие
индивида относите­льно
стандартный набор воздействий. Они
широко используются для
оценки школьных, учебных, а также
профессиональных до­стижений.
Этим объясняется их большое количество
и разнообра­зие.
Так же, как и в тестах интеллекта, и в
этих тестах предполага­ется
правильный ответ, а показателем успешности
является коли­чество
правильно выполненных заданий.

Тесты
школьных достижений являются, в основном,
группо­выми
и бланковыми, но могут быть представлены
и в компьютер­ном варианте.
Профессиональные тесты достижений
обычно име­ют
три разные формы: аппаратурные (тесты
исполнения или дей­ствия), письменные
и устные.

3

studfile.net

1.4.4. Вспомогательные методы психологического исследования Метод тестов

В
настоящее время широкое применение
получил метод тестирования,
который когда-то в отечественной науке
и практике недооценивался. Теперь на
вооружении психологов имеется несколько
тысяч тестов.

Тест(англ.test– проба, проверка) –
это система заданий, позволяющих измерить
уровень развития качеств (свойств)
личности. Тесты являются специализированными
методами психодиагностического
обследования. От других методов они
отличаются тем, что имеют четкую процедуру
сбора и обработки данных и своеобразную
их последующую интерпретацию

Популярность
данного метода обусловлена возможностью
получения точной и качественной
характеристики психологического
явления, а также возможностью составить
результаты исследования, что в первую
очередь необходимо для решения
практических задач.

Одна
из самых первых попыток разработать
тесты была сделана Ф. Гальтоном
(1822-1911).
Тесты и статические методы, предложенные
Ф. Гальтоном, в дальнейшем получили
применение для решения практических
вопросов жизни и послужили началом
создания прикладной психологии,
получившей название «психотехника».
Этот термин вошел в лексикон ученых
после публикации статьи Д. Кеттелла
(1860-1944).
«Психология, – пишет в этой статье
Кеттелл, – не сможет стать прочной и
точной, как физические науки, если не
будет базироваться на эксперименте и
измерении. Шаг в этом направлении может
быть сделан путем применения серии
умственных тестов к большому числу
людей. Результаты могут иметь значительную
научную ценность в открытии постоянства
психических процессов, их взаимозависимости
и измерений в различных обстоятельствах».

В 1905 г. французский
психолог А. Бине создал один из первых
психологических тестов – тест для
оценки интеллекта.

Впоследствии
различными учеными создаются целые
серии тестов. Их направленность на
оперативное решение практических задач
обусловила быстрое и широкое распространение
психологических тестов. Например, Г.
Мюнстерберг (1863-1916)
предложил тесты для профессионального
отбора, которые создавались следующим
образом: первоначально они проверялись
на группе рабочих, достигших лучших
результатов, а затем им подвергались
вновь принимаемые на работу.

В
период Первой мировой войны использование
психологических тестов приобрело
массовый характер. Так, в США военные
власти обратились к крупнейшим психологам
страны Э. Торндайку (1874-1949),
Р. Йерксу (1876-1956)
и Г. Уипплу (1878-1976)
с предложением возглавить решение
проблемы применения психологии в военном
деле. Американская психологическая
ассоциация и университеты быстро
развернули работу в этом направлении.

Разработка
тестов как психологического метода
осуществлялась и в России. Развитие
данного направления в отечественной
психологии того времени связано с
именами А. Ф. Лазурского (1874-1917),
Г. И. Россолимо (1860-1928),
В. М. Бехтерева (1857-1927),
а также П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Особенно
заметный вклад в разработку тестовых
методов был внесен Г. И. Россолимо.
Для диагностики индивидуальных
психических свойств он разработал
методику их количественной оценки,
дающую целостное представление о
личности. Методика позволяла оценить
11 психических процессов, которые, в свою
очередь, разбивались на пять групп:
внимание, восприимчивость, воля,
запоминание, ассоциативные процессы
(воображение и мышление).

Сегодня
тесты – это наиболее широко используемый
метод психологического исследования.
Многие методики проведения тестирования
носят имена их авторов, например тест
Айзенка, тест Роршара, тест Розен-цвейга,
тест Равена, кубики Косса и др. Это еще
раз подчеркивает основную особенность
тестов, когда в их содержании и методике
использования отражена авторская
психологическая теория, авторское
мировоззрение. Все это позволяет с
помощью тестов выделять необходимые
параметры психической реальности,
ставить в отношении их психодиагностические
вопросы и успешно их решать. Также
необходимо отметить тот факт, что тесты
занимают промежуточное положение между
субъективными и объективными методиками.
Это обусловливает многообразие тестовых
методик.

Существуют различные
варианты тестов: тест-опросник,
тест-задание, проективные тесты.

Тест-опросникоснован на системе заранее продуманных,
тщательно отобранных и проверенных с
точки зрения их валидности и надежности
вопросов, по ответам на которые можно
судить о психологических качествах
испытуемых.

Тест-заданиепредполагает получение информации о
психологических характеристиках
человека на основании анализа успешности
выполнения определенных заданий. В
тестах этого типа испытуемому предлагается
выполнить определенный перечень заданий.
Количество выполненных заданий является
основанием для суждения о наличии или
отсутствии, а также степени развития у
него определенного психологического
качества. Большинство тестов по
определению уровня умственного развития
относится именно к этой категории.

В основе проективных
тестов
лежит механизм проекции,
согласно которому человек склонен
приписывать другим людям неосознаваемые
собственные качества (особенно
недостатки). Данная категория тестов
не использует самоотчеты испытуемых,
а предполагает свободную интерпретацию
исследователем выполняемых испытуемым
заданий. Например, по наиболее
предпочтительному для испытуемого
выбору цветовых карточек психолог
определяет его эмоциональное состояние.
В других случаях испытуемому показывают
картинки с изображением неопределенной
ситуации, после чего психолог предлагает
описать события, отраженные на картинке,
и на основе анализа интерпретации
испытуемым изображенной ситуации
делается вывод об особенностях его
психики.

Тест-опросник и
тест-задание применимы к людям разного
возраста, принадлежащим к различным
культурам, имеющим разный уровень
образования, разные профессии и
неодинаковый жизненный опыт. Это их
положительная сторона. Недостаток
состоит в том, что при использовании
тестов испытуемый по своему желанию
может сознательно повлиять на получаемые
результаты, особенно если он заранее
знает, как устроен тест и каким образом
по полученным результатам будут его
оценивать. Кроме того, тест-опросник и
тест-задание неприменимы в тех случаях,
когда изучению подлежат психологические
свойства и характеристики, в существовании
которых испытуемый не может быть
полностью уверен, не осознает или
сознательно не хочет признать их наличие
у себя. Такими характеристиками являются,
например, многие отрицательные личностные
качества и мотивы поведения.

В этих случаях
обычно применяется третий вид тестов
проективные.Следует указать, что
тесты проективного типа предъявляют
повышенные требования к уровню
образованности и интеллектуальной
зрелости испытуемых, и в этом состоит
основное практическое ограничение их
применимости. Кроме того, такие тесты
требуют большой специальной подготовки
и высокой профессиональной квалификации
со стороны самого психолога.

При
использовании тестов существуют
различные формы представления тестового
материала: бланковые, аппаратурные,
процессуальные.

Бланковыминазываются такие формы, при использовании
которых испытуемый получает тестовый
материал в виде различных бланков:
рисунков, схем, таблиц, опросников и
т.п.

В аппаратурныхформах используются разные технические
средства, различного рода аппаратура
для предъявления и обработки результатов
тестирования, например аудио- и
видеотехника, электронно-вычислительные
машины.

С помощью
процессуальнойформы исследуется
какой-либо психологический или
поведенческий процесс, и ему в результате
дается точная качественная или
количественная характеристика, например
процесс запоминания человеком материала,
процесс межличностного взаимодействия
индивидов в группе.

Однако,
несмотря на свою большую популярность
в применении, значение тестов нельзя
абсолютизировать и подменять ими другие
виды изучения психики человека.
Ограничения в применении тестов
обусловлены следующим.

  1. Тест применяется
    для оценки того или иного психического
    качества человека, как правило, вне
    связи с реальной деятельностью. Однако
    психических качеств в «чистом» виде
    не существует. Эти качества связаны
    всегда с целями и условиями деятельности
    человека, с другими психическими
    качествами, с особенностями личности
    в целом. Эта связь в тестовых испытаниях
    учитывается очень слабо.

  2. С помощью тестов
    пытаются обычно определить (например,
    при профессиональном отборе) уровень
    развития у конкретного человека тех
    или иных психических качеств. Однако
    для этих целей нужно не столько знать
    достигнутый к моменту испытаний уровень
    качеств, сколько прогнозировать
    возможности их изменения в процессе
    обучения и трудовой деятельности. Иными
    словами, для целей профессиональной
    подготовки более важно знать не наличный,
    а потенциальный уровень возможностей
    и способностей человека. Ответа на этот
    вопрос тестовые испытания практически
    не дают.

Поэтому
к проведению тестовых испытаний следует
подходить с большой осторожностью, ими
ни в коем случае нельзя подменять другие
виды психологического исследования
человека. Однако в сочетании с другими
методами данные тестовых испытаний
могут дать весьма ценный материал для
изучения психологических качеств
человека.

studfile.net

57. Тестирование как метод психологический исследований.

Психологическое
тестирование

Психологическое
тестирование
 (psychological
testing) — термин зарубежной психологии,
обозначающий процедуру установления
и измерения индивидуально-психологических
отличий11[HYPERLINK
«»[1]»
1HYPERLINK
«»[1]»
].
В отечественной психологии чаще
употребляется термин «психодиагностическое
обследование».

Психологическое
тестирование
используется
в
различных
сферах: профориентации,
профотборе, _психологическомHYPERLINK
«консультирование»психологическомконсультировании»

HYPERLINK
«консультирование»психологическомконсультировании»
консультировании,
планировании коррекционнойHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психокоррекция»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психокоррекция»
работы и т. д.

Правила
организации
и
проведения
психологического
тестирования
описываются
в
рамках
соответствующей
области
психологии — психологическойHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
диагностики.

Психологический
тест

Психологический тест — стандартизированное задание,
по
результатам
выполнения
которого
судят
о 1психофизиологических и личностных характеристиках, знанияхумениях и навыках испытуемого.

На
создание эффективного психологического
теста
уходит
от
10 лет
работы
авторских
коллективов.
Качество
теста
обеспечивается
многоступенчатой
процедурой
проверки
и стандартизации его
шкал.
Тестов,
прошедших
адаптацию
к российскойдействительности -е«1990х»1990HYPERLINK
«е»1990-х»
HYPERLINK
«е»1990-х»
х годов
мало,
поэтому
выбор
хороших
психологических
тестов
для
оценки персонала затруднен.
Конечно,
кроме
тестов
известны
разные методы изучения личности,
и
каждые
решают
свои
задачи.

Понятие
«психологическое тестирование»

С
появлением
первых
тестов
наиболее
употребляемым
термином,
с
помощью
которого
обозначается
измерение
индивидуально-психологических
особенностей,
стал
термин «психологическое
тестирование».
Первоначально
термин
«психологическое
тестирование»
использовался
широко,
включая
в
себя
любое
измерение
в
психологической
науке.
По
мере
развития
тестов,
сфера
психологического
тестирования
сузилась
до
измерения
личностных
и
когнитивных
особенностей.
Термин
«психодиагностика»
впервые
озвучил
в
1921 году
Г.
Роршах,
назвав
так
процесс
обследования
с
помощью
созданного
им
«теста
чернильных
пятен»,
названного
позже _тестомHYPERLINK
«Роршаха»тестомРоршаха»

Роршаха.
Далее
термин
«психодиагностика»
использовался
как
синоним
термина «психологическое
тестирование»,
постепенно
заменяя
его
употребление.
Появление
понятия «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психодиагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
» связано
со
становлением
проективного
подхода,
открывающего
целостную
картину
личности,
и
кризисом
психометрических
тестов,
«раскладывающих»
личность
испытуемого
на
отдельные
функции.
В
этот
период
начинают
использоваться
достаточно
обширные
теории
проективного
подхода,
разрабатываемые
психоаналитическими
авторами.
Длительное
время
понятие
«психодиагностика»
отождествляется
с
проективными
тестами,
и
используется
в
работах
немецких
и
швейцарских
психологов.
В
научной
литературе
США
продолжает
развиваться
понятие
«психологическое
тестирование»
вплоть
до
1970-х
годов,
и
обозначает
все
то,
что
связано
с
разработкой
и
применением
любых
психологических
тестов.
За
этот
период
публикуется
большое
количество
исследований
по
истории
психологического
тестирования,
постепенно
термин «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психодиагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
» вытесняется
из
употребления.

Вышеописанные
обстоятельства
свидетельствуют
о
любопытном
в
науке
феномене,
связанном
с
развитием
области
исследований
по
измерению
индивидуально-психологических
различий,
и
отсутствия
должного
названия
этой
области,
так
как
термин
«психологическое
тестирование»
пригодный
скорее
для
обозначения
процесса
применения
тестов,
но
не
области
науки.

В
70-х
годах
20 столетия
в
области
индивидуальных
различий
на
территории
стран
Западной
Европы
и
США
вместо
термина
«психологическое
тестирование»
все
чаще
применяется
понятие —
психологическая
оценка
(psychological assessment).

На
территории
России
благодаря
усилиям
Б. Г. Ананьева,
возглавляющего
в
1960-х
годах
Ленинградскую
психологическую
школу,
описанное
направление
исследований
получило
название «HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
психологическаяHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»

HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
диагностикаHYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/Психодиагностика»
».

В
первом
советском
учебном
пособии
по
психодиагностике
(под
редакцией
А. А. Бодалева
и
В. В. Столина
в
1987 году)
описанная
отрасль
психологических
знаний —
«это
наука
и
практика
постановки
психологического
диагноза».

Характеристики
психологических тестов

  • Стандартность —
    тестовая
    методика
    проходит
    стандартизацию,
    по
    итогам
    которой
    получаемые
    данные
    должны
    соответствовать
    закону _нормальногоHYPERLINK
    «распределение»нормальногораспределения»

    HYPERLINK
    «распределение»нормальногораспределения»
    распределения или
    же норме социокультурного
    характера.
    В
    соответствии
    с
    нормами
    формируются
    диапазоны
    значений,
    говорящие
    нам
    о
    силе
    выраженности
    исследуемого признака.

  • Надёжность —
    свойство
    теста
    давать
    при
    повторном
    измерении
    близкие
    результаты.
    Надежная
    методика
    дает
    сходные
    результаты
    независимо
    от
    времени
    года
    или
    пола
    экспериментатора,
    влияния
    подобных
    фоновых
    факторов,
    должно
    сводиться
    к
    минимуму
    самой
    методикой,
    что
    и
    определяет
    ее
    надежность.

  • Валидность —
    соответствие
    результатов
    теста
    той
    характеристике,
    для
    измерения
    которой
    он
    предназначен.
    Различают _внутреннюю и _внешнююHYPERLINK
    «валидность»внешнюювалидность»

    валидность.
    В
    случае
    с
    внешней
    это
    соответствие
    может
    быть
    проверенно
    положительнойкорреляцией,
    с объективными достижениями,
    результаты
    по
    тесту интеллекта,
    могут
    сопоставляться
    с
    академической
    успеваемостью.
    В
    случае
    с
    внутренней
    все
    сложнее,
    здесь
    речь
    идет
    о
    теоретической
    связи,
    о
    том,
    насколько
    выстроеннаямодель реально
    моделирует
    заявленный
    аспект.
    Но
    все
    может
    быть
    проще,
    если
    аналогичные
    «проверенные»
    методики
    уже
    существуют,
    тогда
    возможно
    обойтись
    корреляцией
    с
    уже
    известным
    методом.
    В
    случае
    если
    вам
    повезло
    быть
    новатором,
    внутренняя
    валидность
    находится
    путем
    долгой экспериментальной и
    интеллектуальной
    работы
    и
    в
    каком-то
    роде
    остается
    на
    совести
    «создателя».

58.
Проективные методики: общая характеристика
.

Эти
методы
основаны
на
анализе
продуктов
воображения
и
фантазии
и
направлены
на
раскрытие
внутреннего
мира
личности,
мира
ее
субъективных
переживаний,
мыслей,
установок,
ожиданий.
Приоритет
в
использовании
термина
«проекция»
для
обозначения
особой
группы
методов
принадлежит Л.
Франку,
выделившему
ряд
общих
признаков
у
некоторых
известных
к
тому
времени
и
весьма
заметно
отличающихся
друг
от
друга
техник
оценки
личности.
Напомним
специфические
особенности
проективных
методик:


относительно
неструктурированная
задача,
допускающая
неограниченное
разнообразие
возможных
ответов; 

неоднозначные,
расплывчатые,
неструктурированные
стимулы,
выполняющие
роль
своеобразного
«экрана»,
на
который
испытуемый
может
проецировать
характерные
для
него
личностные
черты,
проблемы,
состояния; 

глобальность
подхода
к
оценке
личности
и,
прежде
всего,
к
выявлению
ее
скрытых,
неосознаваемых,
завуалированных
сторон.

Возникая,
как
правило,
в
клинических
условиях,
проективные
методы
были
и
остаются
в
основном
инструментом психологаклинициста.
На
их
теоретических
обоснованиях
отразилось
влияние
психоаналитических
концепций
и
перцептивных
теорий
личности.

Проективные
методы
в
настоящее
время
распространены,
их
число
велико
и
продолжает
увеличиваться;
литература
по
ним
обширна

по
отдельным
техникам
число
публикаций
превышает
6000.

Вместе
с
тем
они
продолжают
оставаться
излюбленной
мишенью
для
критики.
Общепринятым
является
мнение
о
недостаточной
объективности
проективной
техники,
о
несоответствии
многих
методик
требованиям,
обычно
предъявляемым
к
психодиагностическому
инструментарию.
Так, А.
Анастази отмечает,
что
с
точки
зрения
психометрики
они
«в
подавляющем
большинстве
выглядят
жалко».

В
числе
их
недостатков
обычно
видят
отсутствие
или неадекватность
нормативных
данных,
что
приводит
к
трудностям
и
субъективизму
интерпретации
индивидуальных
результатов,
когда
психолог
вынужден
доверяться
своему
«клиническому
опыту».
Другой
недостаток
состоит
в
том,
что
в
некоторых
проективных
методиках
отсутствует
объективность
в
определении
показателей,
часто
неудовлетворительными
являются
коэффициенты
гомогенности
и
ретестовой
надежности.

Попытки
их
валидизации
страдают методическими
недостатками
либо
изза
плохой
контролируемости
условий
эксперимента,
либо
изза
необоснованности
статистического
анализа,
либо
изза
неверного
формирования
выборки.
Как
указывает
А.
Анастази,
число
работ,
потерпевших
неудачу
в
доказательстве
какой-либо
валидности
таких
проективных
методик,
как
«Нарисуй
человека»
и
«Чернильные
пятна»
Роршаха,
поистине
впечатляет.

Однако,
несмотря
на
отмеченные
недостатки,
популярность
и
статус
проективных
методик
практически
не
меняются.
В
первую
очередь
это
объясняется
тем,
что
они,
по
признанию
психодиагностов, в
меньшей
степени
подвержены
фальсификации
со
стороны
испытуемого,
чем
опросники,
и
потому
более
пригодны
для
диагностики
личности.
Это
преимущество
проективных
методов
связано
с
тем,
что
их
цель
обычно
замаскирована,
и
испытуемый
не
может
угадать
способы
интерпретации
диагностических
показателей
и
их
связь
с
теми
или
иными
проявлениями
личности;
поэтому
он
не
прибегает
к
маскировке,
искажению,
защитным
реакциям
при
обследовании.

Кроме
того,
проективные
методы эффективны
для
установления
контакта
с
испытуемым,
в
работе
с
маленькими
детьми.
Они,
как
правило,
вызывают
интерес
со
стороны
испытуемого,
который
вовлекается
в
их
выполнение.

Таким
образом,
при
использовании
проективных
методик
проблема
создания
и
поддержания
мотивации
на
диагностирование
не
является
такой
острой,
как
при
применении
других
типов
методов.

Вместе
с
тем
некоторые
психологи
(Л.
Каплан,
Л.
Кронбах)
все
чаще
рассматривают
проективные
методики
как клинические
инструменты,
которые
могут
служить
дополнительным
качественным
средством
ведения
диалога
с
обследуемым
пациентом.
При
таком
подходе
их
ценность
зависит
от
умений
клинициста,
а
психометрические
характеристики
оказываются
ненужными.

Однако
продолжается
работа
по
психометрической
квалификации
многих
проективных
методик.
Психологи
собирают
все
более
полные
и
обобщенные
сведения
относительно
их
нормативных
показателей,
осуществляются
попытки
модификации
процедур
и
способов
обработки.
Работа
в
этом
направлении
позволит,
вероятно,
в
будущем
расширить
сферу
и
доступность
применения
проективных
методик
широкому
кругу
диагностов
и
исследователей.

Источник:
Акимова
М.К.
Психологическая
диагностика

studfile.net

Тест в психологии — это метод исследования личности. Психологические тесты с ответами

Теоретическая и практическая психология – наука невероятной глубины, позволяющая познать тайны человеческого сознания. Это наука никогда не останавливается и совершенствуется с каждым днем, все больше и больше углубляясь в изучение человеческой личности и ее поведения.

тест в психологии этоТесты в психологии – это один из методов изучения человеческого разума. На сегодняшний день разновидности тестирования сложно подсчитать точно. Большое разнообразие опросников позволяет любому человеку разобраться в себе и узнать множество тайн своей личности, не обращаясь напрямую к специалисту.

Важно отметить, что существуют психологические тесты для женщин и мужчин отдельно, но мы рассмотрим общий метод тестов в психологии, не имеющий деления по гендеру. Давайте вместе разберемся с секретами нашего сознания.

Где применяется психологическое тестирование?

Психологические тесты с ответами применяются в следующих случаях:

  • Для установления особенностей человеческой личности.
  • Тесты по психологии для студентов помогают определить будущую специализацию молодого поколения.
  • В качестве метода, помогающего определять специфику развития ребенка.
  • В случае необходимости подтверждения профессиональной пригодности испытуемого.
  • Для подтверждения психического здоровья.

психологические тесты с ответами

На самом деле тест в психологии – это огромная область, и применяются они в разных сферах. Но мы остановимся на первой задаче – особенности личности — и постараемся максимально точно изучить личностные особенности каждого.

Тест Айзенка

Тесты по психологии личности занимают большую область в данной науке. Первым опросником, который следует пройти для того, чтобы лучше понять себя, является тест Айзенка, или, иначе говоря, исследование темперамента человека. Существует 4 основных типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. Как проходить психологические тесты? Чтобы определить, к какому из типов вы можете отнести себя, следует дать ответы на следующие 57 вопросов. Отвечать нужно только «да» или «нет».

  1. Нравится ли вам находиться в эпицентре активности и суеты?
  2. Вы склонны к тому, чтобы чувствовать беспокойство от того, что вы не знаете, чего хотите?
  3. Относитесь ли вы к людям, которые за словом в карман не полезут?
  4. Склонны к беспричинным перепадам настроения?
  5. Стараетесь обойти шумные вечеринки и праздники, а если и присутствуете на них, то стараетесь быть максимально далеко от центра внимания?
  6. Вы всегда делаете то, о чем вас попросят?
  7. Часто ли на вас нападает плохое настроение?
  8. В ссорах ваш основной принцип – молчание?
  9. Легко ли меняется ваше настроение?
  10. Любите находиться в кругу людей?
  11. Случается ли такое, что вы не можете уснуть из-за тревожных мыслей?
  12. Вас можно считать упрямым?
  13. Считают ли вас бесчестной личностью?
  14. Говорят ли о вас, что вы ненаходчивый человек?
  15. Лучшая работа — в одиночестве?
  16. Плохое настроение – частый и беспричинный гость?
  17. Считаете ли вы себя активным человеком в самом эпицентре жизни?
  18. Могут ли аморальные шутки стать причиной вашего смеха?
  19. Бывает ли у вас такое состояние, когда что-либо надоело по самое горло?
  20. Чувствуете себя уверенно только в привычной и удобной одежде?
  21. Вам сложно сосредоточиться?
  22. У вас нет проблем с выражением собственных мыслей словами?
  23. Часто погружаетесь в личные раздумья?
  24. Вы человек, отвергающий предрассудки?
  25. Считаете ли себя любителем розыгрышей?
  26. В основном ваши мысли о работе?
  27. Важно ли для вас вкусно поесть?
  28. Когда вы желаете выговориться, важно ли, чтобы ваш собеседник был в хорошем расположении духа?
  29. Не любите брать в долг?
  30. Склонны ли похвастаться?
  31. Считаете себя чувствительным к чему-либо?
  32. Вам предпочтительнее домашняя посиделка в одиночестве, чем шумный праздник?
  33. Посещает ли вас сильное беспокойство?
  34. Строите ли вы планы намного раньше необходимого?
  35. Случаются ли головокружения?
  36. Отвечаете на сообщения сразу же?
  37. Ваши дела идут лучше, если вы их делаете самостоятельно, чем с группой?
  38. Случается ли у вас одышка даже без физических нагрузок?
  39. Считаете ли вы себя человеком, который может спокойно отойти от общепринятых правил (в рамках нормы)?
  40. Беспокоит состояние вашей нервной системы?
  41. Любите строить планы?
  42. Лучше отложить на завтра то, что можно сделать и сегодня?
  43. Боитесь замкнутых пространств?
  44. Инициативны ли вы при первой встрече с человеком?
  45. Случаются ли сильные головные боли?
  46. Вы приверженец того, что многие проблемы могут решиться сами?
  47. Страдаете бессонницей?
  48. Склоны к лжи?
  49. Случается ли такое, что говорите первое, что придет в голову?
  50. Попадая в глупую ситуацию, вы часто вспоминаете ее и волнуетесь о ней?
  51. Замкнуты ли вы?
  52. Часто попадаете в неприятные ситуации?
  53. Вы заядлый рассказчик историй?
  54. Главное — не победа, а участие – это не про вас?
  55. Вам некомфортно в обществе, где люди выше вас по социальному положению?
  56. Когда все складывается против вас, вы продолжаете действовать?
  57. Вас сильно охватывает волнение перед важным делом?

Теперь сверимся с ключом.

Ключ к тесту

Определять тип темперамента будем по нескольким факторам: экстраверсии — интроверсии, уровню нейротизма и шкале лжи. За каждое совпадение с ответом зачисляется 1 балл.

Экстраверсия — интроверсия

Ответы «да»: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Ответы «нет»: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Как вы заметили, некоторых номеров вопросов не хватает. Это не ошибка, так и должно быть. Сверимся с ключом к этому пункту. Взгляните на круг (см. рисунок ниже) – горизонтальная линия обозначает шкалу экстраверсии — интроверсии. Чем большее количество баллов по этому признаку, тем больше вы склонны к экстраверсии и наоборот. Число 12 является средним значением.

психологические тесты по цветам

Шкала нейротизма

Шкала нейротизма на этом же круге имеет обозначение устойчивости-неустойчивости. Здесь необходимо сверить только ответы «да».

Ответы «да»: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Шкала нейротизма помогает определить устойчивость вашей нервной системы. Она расположена вертикально и работать с ней необходимо так же, как в предыдущем пункте.

Ложь

Шкала лжи не отображается на круге, но для ее определения специально выделены несколько вопросов.

Ответы «да»: 6, 24, 36.

Ответы «нет»: 12, 18, 30, 42, 48.

Стоит отметить, что, отвечая на подобные психологические тесты с ответами, вы прежде всего должны быть предельно честны сами с собой. Ключ к данной шкале максимально прост: если вы набираете более 4 баллов по этому пункту, это значит, что вы были неискренны в некоторых вопросах. Отметка 4 и ниже свидетельствует о норме в ответах.

В некоторых интерпретациях существует разделение на психологические тесты для женщин и мужчин, поскольку прекрасная половина человечества более склонна к эмоциональности, что может иметь незначительное влияние на результаты теста.

Пояснения к кругу Айзенка

Тесты по психологии личности завершаются определением типа нашего темперамента. Еще раз взгляните на круг и найдите точку пересечения двух ваших предыдущих отметок. Новая (третья) точка будет расположена в четверти, символизирующей тип вашего темперамента.

тесты по психологии личности

Сангвинистический

Людей данного темперамента считают жизнерадостными. Они часто являются лидерами группы и ведут за собой людей, излучая активность и движение. Настроение этих людей всегда положительное, им легко заводить новые знакомства, они комфортно чувствуют себя среди нового круга людей.

Сангвиники нуждаются в постоянных переменах и новизне. Это самая настоящая потребность, поскольку если заставить сангвиника долго делать нудное дело, его жизнерадостность погаснет, человек станет вялым и неактивным. Потому такие люди легко переезжают с место на место и заводят новые знакомства.

Флегматический

Флегматики – это спокойные люди. Их сложно вывести из себя и заставить проявлять свои эмоции. Флегматики контролируют все свои действия, они редко упускают что-то из виду и обдумывают каждый свой шаг.

Повлиять на смену настроения флегматика не так просто благодаря их хладнокровности. Но людям данного темперамента нужно стараться быть более активными и не допускать чрезмерного погружения в свои мысли, что может повлечь за собой плохое настроение.

Холерический

Холерики живут вспышками. Эмоции их могут меняться по щелчку, как и подъемы, и спады активности. Такие люди берутся за любые дела, но порой не могут их завершить из-за нехватки энергии.

Холерики эмоциональны и вспыльчивы, потому могут легко разругаться с любым человеком. Таким личностям нужно больше контролировать себя.

Меланхолический

Психические процессы меланхоликов протекают крайне медленно. Вывести этих людей из состояния душевного равновесия практически невозможно. Такая личность чувствует себя неуютно в большой компании, в группе их работоспособность падает. Меланхолику комфортнее работать одному.

Такого человека пугает что-то новое. Меланхолики редко делятся своими переживаниями и держат все в себе.

На этом тестирование по типу темперамента можно закончить. Ваш первый шаг в познание себя совершен. Рассмотрим интересные тесты по психологии дальше.

Тест Люшера

интересные тесты по психологии

Психологические тесты по цветам широко используются специалистами в работе не только с детьми. Они не менее информативны для оценки взрослых личностей. Данный тест в психологии – это способ понять свое нынешнее душевное состояние. Опросник Люшера основывается на 8 цветах. Интерпретаций данного исследования существует немало, как и вариаций самого интересного теста по психологии. Но мы остановимся на кратком, но не менее точном варианте:

  1. Приготовьте лист и ручку.
  2. Взгляните на картинку (см. выше). Перед вами — 8 цветов. Вам необходимо выбрать наиболее предпочтительный и приятный для вас цвет на данный момент. Обратите внимание, что не нужно соотносить выбираемый вами цвет с любимым цветом в одежде, окружении, с тенденциями моды и пр. Ваш выбор должен быть максимально беспристрастным и не зависящим от ваших личных предпочтений. Вы делаете выбор только исходя из текущих желаний.
  3. Далее вам нужно продолжить выбор по тому же принципу: вы выбираете наиболее приятный для себя цвет из оставшихся. Порядок выбора цветов записываете на бумагу.

На этом первый этап завершен. Но на этом мы не останавливаемся и переходим ко второму этапу:

  1. Вновь воспользуемся новым листком бумаги и ручкой.
  2. Вас может это удивить, но мы вновь повторяем ту же процедуру. Перед вами — опять 8 цветов, и вы начинаете поочередно выбирать наиболее приятный цвет. Не следует пытаться соотносить свой предыдущий и нынешний выбор – отмечайте картинки так, словно вы видите их в первый раз.

Теперь мы закончили проведение психологического тестирования. Почему же потребовалось проводить одну и ту же процедуру дважды? Ответ прост: ваш первый выбор (довольно часто для оценки личности применяется данный тест в психологии) — это то, чего вы хотите. Второй этап же отображает реальную действительность, которая может отличаться от ваших желаний. Перейдем к интерпретации.

Давайте определимся, что обозначает каждая позиция:

  1. Первое выбранное вами значение определяет те средства, которыми вы достигаете поставленную для себя цель. Неважно, имеете ли вы какие-то конкретные намерения в данный момент, ведь мы изучаем то, что заложено в вашем подсознании сейчас.
  2. Вторая позиция характеризует саму цель, которой мы добиваемся.
  3. Далее мы рассматриваем пары позиций. Номера 3 и 4 характеризуют ваше ощущение от сложившейся ситуации.
  4. 5-я и 6-я позиции – отображение вашего нейтрального отношения к этим цветам. В определенных ситуациях эти позиции могут нести немалое значение, поскольку они отображают действие или потребность, которую вы сознательно откладываете на задний план до лучших времен;
  5. 7-й и 8-й номера – то, к чему испытываете резкую антипатию.

Поняв, что означает каждый номер, можно перейти к конкретным определениям.

Значение цветов

Прежде всего, все используемые цвета мы можем разделить на две группы – основную и дополнительную. В основную группу входит синий, сине-зеленый, оранжево-красный и светло-желтый. При нормальном состоянии сознания человека и его душевном спокойствии, отсутствии внутренних конфликтов эти цвета занимают первые 5 позиций.

Дополнительные оттенки — фиолетовый, черный, коричневый, серый. Эти цвета относят к негативной группе, которая отображает скрытые или явные страхи, тревожность, неудовлетворенность ситуацией.

Синий – символ спокойствия, удовлетворенности. Нахождение его на первом месте в начальном этапе нашего теста говорит о потребности человека в состоянии покоя и отсутствии напряженности. Во втором варианте, символизирующем действительность, выбор синего является наиболее благоприятным исходом. Он отображает, что в данный момент вы умиротворены душевно.

Сине-зеленый. Цвет отображает уверенность и упрямство. Позиция этого цвета говорит о том, что вы в той или иной степени нуждаетесь в уверенности в себе и в вашем окружении. Если данный цвет расположен во втором тесте на последних позициях, это говорит о слабости личности и необходимости поддержки человека.

Оранжево-красный – это цвет действий, возбуждения и иногда агрессии. В зависимости от расположения он говорит о состоянии готовности к активным действиям и борьбе с проблемами.

Светло-желтый – это цвет веселья и общительности. В дуэте с синим дает максимально удачное сочетание.

Психологические тесты по цветам помогут создать вам точную картину вашего текущего душевного состояния.

Оптимист, пессимист, реалист
психологические тесты для женщин

Рассмотрим последний, но не менее интересный тест по общей психологии. Он позволит наконец-то определить, кто вы – жизнерадостный оптимист, опечаленный пессимист или же мудрый реалист. Необходимо отвечать на вопросы только «да» или «нет»:

  1. Вас привлекает возможность путешествовать?
  2. Вы любите изучать что-то новое?
  3. Есть ли у вас проблемы со сном?
  4. Вы гостеприимный человек?
  5. Имеете склонность предугадывать проблемы в будущем?
  6. Ваши друзья добились в жизни больше, чем вы?
  7. Любите заниматься спортом?
  8. Судьба часто преподносит вам неожиданности?
  9. Вы беспокоитесь за текущее состояние экологии?
  10. Научный прогресс доставил планете слишком много проблем?
  11. Ваша профессия выбрана удачно?
  12. Часто ли вы пользуетесь страхованием?
  13. Вы мобильный человек? Легко ли вам переехать на другое место, если предложат дело по душе?
  14. Вы считаете себя симпатичным?
  15. Вас беспокоит состояние вашего организма?
  16. Вас не смущает нахождение в незнакомом коллективе?
  17. Любите быть в центре событий?
  18. Существует ли дружба без взаимной выгоды?
  19. У вас есть свои личные приметы?
  20. Каждый строит свою судьбу сам?

Ответив на 20 достаточно простых вопросов, перейдем к ключу.

как проходить психологические тесты
За каждое соответствие ключу ставим себе 1 балл.

Ответы «да»: 1, 2, 4, 7, 11, 13-20.

Ответы «нет»: 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

0-5 баллов. Вы определенно пессимист. Причем свои невзгоды и проблемы вы явно преувеличиваете, ведь жизнь полна черных полос, но не лишена белых, однако вы видите все в черном цвете. Взгляните на жизнь по-другому – мир не так мрачен, как вам кажется.

6-10 баллов. Вы огорчены происходящим. Вокруг складывается все не так, хотя вы продолжаете бороться. Жизнь преподносит все новые сюрпризы, а друзья справляются с ними лучше вас. Да, вы пессимистично смотрите на жизнь, но у вас есть на это причины. Однако не стоит так огорчаться из-за мелких проигрышей и жизненных неурядиц – вы прекрасно справляетесь и идете в нужном направлении.

11-15 баллов. Ваш взгляд на жизнь очевиден и реален. Вы не преувеличиваете печалей, но и не пьянеете от радости побед. Вашему жизненному настрою можно позавидовать, ведь вы реалист и смотрите на жизнь уверенно. Продолжайте в том же духе и не отступайте!

16-18 баллов. Вы оптимист, в любой проблеме вы видите свои плюсы и стараетесь любую ситуацию обратить в свою пользу. Невзгоды не обходят вас стороной, но вы знаете, как правильно к ним относиться, ваша жизнь сияет красками.

19-20. Такого оптимиста, как вы, нужно поискать. Вы не видите проблем, весь мир для вас – сплошная радуга. Но может быть, стоит посмотреть на жизнь без розовых очков? Ведь иногда несерьезность приводит к печальным последствиям.

теоретическая и практическая психология

Таким образом, мы завершили тесты по психологии личности. Конечно, трех опросников недостаточно, чтобы познать глубокий мир человека, но вы уже встали на путь самопознания и немало узнали о чертах своего характера и душевном состоянии.

Но не забывайте, что тест в психологии – это не простая палочка-выручалочка, которой каждый может воспользоваться. Точную информацию сможет дать только специалист-психолог. Интересные тесты по психологии — это лишь дополнительный метод исследования личности. Они дают лишь актуальный срез исследуемого качества. А многие психологические тесты-опросники, хранящиеся на просторах Сети, вообще не отображают реальной действительности.

fb.ru

Метод тестирования, условия его применения в психологии развития. Виды тестов. Метод независимых характеристик

Метод тестов – стандартизированные кратковременные испытания для установления различий, наличия или отсутствия у человека психических особенностей.

Разовое испытание. На основе результатов можно построить прогнозы.

Требования:

— стандартизированность (должны быть стандартные шкалы)

— надежность (должен обеспечивать устойчиво воспроизводимые результаты, их постоянство)

— валидность (показывает, измеряет ли тест то, для чего он предназначен, что он должен измерить)

Тестирование— это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Существуют три основные сферы тестирования:

а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;

б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства;

в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.

Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы:

1)выбор теста с учетом цели и степени его достоверности;

2) его проведение определяется инструкцией к тесту;

3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться:

1)по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

Вербальные тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще всего направлены на измерение способности к пониманию словесной информации , навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом и чтением, также распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке специальных способностей (например, тесты творческих способностей, составление рассказов и т.д.).

Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (например, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по образцу, составление изображения из кубиков или перерисовывание). Считается, что практические тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат исследования и особенно хороши при изучении детей.

Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число одновременно тестируемых лиц ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны обследующего. Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Важным является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны других тестируемых лиц (заимствование результатов, консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая форма обследования для детей является более привычной, так как напоминает естественные условия обучения и осуществления контроля знаний в классе, и поэтому часто используется школьными психологами.

Следующая разновидность тестов — индивидуально-ориентированные; они реализуют индивидуальный подход к диагностике психологических особенностей и поведения испытуемого. В ходе обследования испытуемому сначала предъявляют задание средней трудности. В случае правильного решения уровень трудности повышается, а в случае ошибки — снижается. Таким, образом, путем предъявления относительно небольшого количества заданий может быть достоверно установлен точный показатель успешности испытуемого. Как правило, тесты конструируются на основе компьютерного предъявления заданий с учетом индексов трудности.

Тесты интеллекта (лат. intellectus — понимание, познание), или тесты общих способностей, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, с т р е м и в ш и м с я охватить измерением и числом операции ума. Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию умственных тестов. В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д.

Существуют различные тесты интеллекта, позволяющие определить IQ — к о э ф ф и ц и е н т интеллектуальности человека, который рассчитывается по формуле

Широко распространен тест Векслера, позволяющий не только получить общий интеллектуальный показатель для детей 4—16 лет, но также оценить отдельно вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Тесты специальных способностей — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Наибольшее распространение получили комплексные тестовые батареи способностей.

Разновидностью тестов способностей можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации). Первые тесты креативности появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направлений в современной зарубежной психодиагностике. Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественной психологии разработана оригинальная методика креативного поля Д.Б. Богоявленской (1983).

Тесты личностные — группа тестов, направленных н а измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из двух форм: объективные тесты действия и ситуационные тесты. Объективные тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на выполнение какой-либо задачи. Особенностью ситуационных тестов является помещение обследуемого в ситуации, близкие к реальным.

Компьютерные тесты, несмотря на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение эффекта воздействия экспериментатора), недостаточно гибки в интерпретации данных и не могут полностью заменить работу профессионального психолога.

Тесты скорости (англ. speed tests) — т и п психодиагностических методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) задач тестовых. Такие тесты обычно включают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материала выбирается таким образом, чтобы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал справиться со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно выполненных заданий.

Тесты достижений направлены на оценку достигнутого уровня развития навыков, знаний и умений индивида, как правило, после завершения обучения. Они относятся к наиболее многочисленной группе психодиагностических методик (по числу конкретных тестов и их разновидностей). Существуют широкоориентированные тесты, применяемые для оценки навыков по основным, рассчитанным на продолжительное время целям обучения (тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы и т.д.) и комплексные тестовые батареи общих достижений, приспособленные для измерения интеллектуальных и практических навыков, охватывающих универсальные области обучения.

Другую большую группу тестов школьных достижений1составляют методики по конкретным учебным предметам (достижения в чтении и математике) и более специализированные тесты, направленные на исследование усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д.

Тесты достижений ориентированы на измерение степени усвоения ключевых понятий, тем и элементов учебной программы, позволяют соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным существенным его элементам с аналогичными показателями в классе или в любой другой выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный характер и требует меньших затрат времени, чем традиционная школьная оценка. Большинство тестов достижений предназначены для учителей, а не психологов.

Разновидностью тестов достижений можно считать тесты критериально-ориентированные, которые предназначены для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Тесты критериально-ориентированные — методики психологической диагностики, позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения’определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами, позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп и наметить меры их ликвидации.

Кроме того, существуют и тесты, ориентированные на социально-психологический норматив или общественно заданный объективный содержательный эталон (например, ШТУР — школьный тест умственного развития).

13. Сущность психического развития. Основные показатели психического развития.

Развитие – изменение, происходящее со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Развитие человека происходит в трех областях:

— физическое развитие (размеры и форма тела, структура мозга, сенсорные возможности, двигательные навыки)

— когнетивное развитие (все умственные способности и психические процессы: восприятие, память и т.д.)

— психосоциальное развитие (все свойства личности, социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования)

Развитие происходит одновременно и взаимосвязано.

Типы развития:

1.Преформированный: эмбриональное развитие. В самом начале зафиксированы те стадии, которые нужно пройти и конечный результат, который должен быть достигнут.

2.Непреформированный: психическое развитие ребенка. Когда с самого начала не даны ни стадии, которые он должен пройти, ни итог, который должен достигнуть.

Психическое развитие происодит по образцу, которое существует в обществе.

Психическое развитие – это особый процесс, он происодит в форме усвоений.

С.Холл – в психическом развитии ничего не задано.

Психическое развитие – переход от количественных изменений в психике к качественным коренным, которые приводят к скачкообразно выступающим качественным новообразованиям.

Т.е. психическое развитие – это не только рост, но и изменение.

Процесс развития является единым, целостным, в нем преемственно связаны все его ступени.

3 основных показателя развития:

    • Развитие познания и познавательной деятельности ребенка

    Психика – это отражение действительности и ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды жизни (изменяется глубина познания)

    · Формирование отношений к окружающим, к самому себе, т.е. формирование системы отношений. По мере взросления определяются, изменяются взгляды человека, его отношения и оценки.

    · Овладение системой практических умственных действий. Развитие ребенка выступает в изменении его действий, поведения и всех видов деятельности.

     

    megaobuchalka.ru

    4. Тестирование (метод тестов)

    Тестирование
    – это исследовательский метод, который
    позволяет выявить уровень знаний, умений
    и навыков, способностей и других качеств
    личности, а также их соответствие
    определенным нормам путем анализа
    способов выполнения испытуемым ряда
    специальных заданий. Такие задания
    принято называть тестами.
    Тест – это
    стандартизированное задание или особым
    образом связанные между собой задания,
    которые позволяют исследователю
    диагностировать меру выраженности
    исследуемого свойства у испытуемого,
    его психологические характеристики, а
    также отношение к тем или иным объектам.
    В результате тестирования обычно
    получают некоторую количественную
    характеристику, показывающую меру
    выраженности исследуемой особенности
    у личности. Она должна быть соотносима
    с установленными для данной категории
    испытуемых нормами.

    Значит,
    с помощью тестирования можно определить
    имеющийся уровень развития некоторого
    свойства в объекте исследования и
    сравнить его с эталоном или с развитием
    этого качества у испытуемого в более
    ранний период.

    Существуют
    определенные правила проведения
    тестирования и интерпретации полученных
    результатов. Эти правила достаточно
    четко проработаны, и основные из них
    имеют следующий смысл:

    1)
    информирование испытуемого о целях
    проведения тестирования;

    2)
    ознакомление испытуемого с инструкцией
    по выполнению тестовых заданий и
    достижение уверенности исследователя
    в том, что инструкция понята правильно;

    3)
    обеспечение ситуации спокойного и
    самостоятельного выполнения заданий
    испытуемыми; сохранение нейтрального
    отношения к тестируемым, уход от подсказок
    и помощи;

    4)
    соблюдение исследователем методических
    указаний по обработке полученных данных
    и интерпретации результатов, которыми
    сопровождается каждый тест или
    соответствующее задание;

    5)
    предупреждение распространения
    полученной в результате тестирования
    психодиагностической информации,
    обеспечение ее конфиденциальности;

    6)
    ознакомление испытуемого с результатами
    тестирования, сообщение ему или
    ответственному лицу соответствующей
    информации с учетом принципа «Не
    навреди!»; в этом случае возникает
    необходимость решения серии этических
    и нравственных задач;

    7)
    накопление исследователем сведений,
    полученных другими исследовательскими
    методами и методиками, их соотнесение
    друг с другом и определение согласованности
    между ними; обогащение своего опыта
    работы с тестом и знаний об особенностях
    его применения.

    Выделяют
    также несколько типов тестов, каждому
    из которых сопутствуют соответствующие
    процедуры тестирования.

    Тесты
    способностей
    позволяют
    выявить и измерить уровень развития
    тех или иных психических функций,
    познавательных процессов. Такие тесты
    чаще всего связаны с диагностикой
    познавательной сферы личности,
    особенностей мышления и обычно называются
    также интеллектуальными.

    К
    ним относятся, например, тест Равена,
    тест Амтхауэра, соответствующие субтесты
    теста Векслера и т.д., а также тесты-задания
    на обобщение, классификацию и множество
    других тестов исследовательского
    характера.

    Тесты
    достижений
    ориентированы
    на выявление уровня сформированности
    конкретных знаний, умений и навыков и
    как меры успешности выполнения, и как
    меры готовности к выполнению некоторой
    деятельности. В качестве примеров могут
    служить все случаи тестовых экзаменационных
    испытаний. На практике обычно применяются
    «батареи» тестов достижений.

    Личностные
    тесты
    предназначены
    для выявления свойств личности испытуемых.
    Они многочисленны и разнообразны:
    существуют опросники состояний и
    эмоционального склада личности (например,
    тесты тревожности), опросники мотивации
    деятельности и предпочтений, определения
    черт характера личности и отношений.

    Имеется
    группа тестов, называемых проективными,
    которые позволяют выявить установки,
    неосознаваемые потребности и побуждения,
    тревоги и состояние страха.

    Применение
    тестов всегда связано с измерением
    проявления того или иного психологического
    свойства и оценкой уровня его развития
    или сформированности. Поэтому важное
    значение имеет качество теста. Качество
    теста характеризуется критериями его
    точности, т.е. надежностью и валидностью.

    Надежность
    теста определяется тем, насколько
    получаемые показатели являются
    стабильными и насколько они не зависят
    от случайных факторов. Разумеется, речь
    идет о сравнении показаний одних и тех
    же испытуемых. Это значит, что надежному
    тесту должна быть свойственна
    согласованность показателей тестирования,
    полученных при повторном тестировании,
    и можно быть уверенным в том, что тест
    выявляет одно и то же

    свойство.
    Применяются разные способы проверки
    надежности тестов.

    Один
    способ – это только что упомянутое
    повторное тестирование: если результаты
    первого и через определенное время
    проводимого повторного тестирования
    покажут наличие достаточного уровня
    корреляции, то это будет свидетельствовать
    о надежности теста. Второй способ связан
    с применением другой эквивалентной
    формы теста и наличием высокой корреляции
    между ними. Возможно и применение
    третьего способа оценки надежности,
    когда тест допускает его расщепление
    на две части и одна

    и
    та же группа испытуемых обследуется с
    применением обеих частей теста. Надежность
    теста показывает, насколько точно
    измеряются психологические параметры
    и насколько высокой может быть мера
    доверия исследователя к полученным
    результатам.

    Валидность
    теста отвечает на вопрос о том, что
    именно выявляет тест, насколько он
    пригоден для выявления того, для чего
    он предназначен. Например, тесты
    способностей нередко выявляют несколько
    иное: натренированность, наличие
    соответствующего опыта или, наоборот,
    его отсутствие. В таком случае тест не
    отвечает требованиям валидности.

    В
    психодиагностике выделяют разные виды
    валидности. В простейшем случаеь
    валидность теста обычно определяется
    путем сопоставления полученных в
    результате тестирования показателей
    с экспертными оценками о наличии данного
    свойства у исследуемых (текущая валидность
    или валидность «по одновременности»),
    а также путем анализа данных, полученных
    в результате наблюдения за обследуемыми
    в различных ситуациях их жизни и
    деятельности, и их достижений в
    соответствующей области.

    Вопрос
    о валидности теста может быть решен еще
    и сравнением его данных с показателями,
    полученными с помощью методики, связанной
    с данной методикой, валидность которой
    считается установленной.

    5.
    Изучение
    продуктов деятельности

    Изучение
    продуктов деятельности

    – это исследовательский метод, который
    позволяет опосредованно изучать
    сформированность знаний и навыков,
    интересов и способностей человека на
    основе анализа продуктов его деятельности.
    Особенность этого метода заключается
    в том, что исследователь не вступает в
    контакт с самим человеком, а имеет дело
    с продуктами его предшествующей
    деятельности или размышлениями о том,
    какие

    изменения
    произошли в самом испытуемом в процессе
    и в результате его включенности в
    некоторую систему взаимодействий и
    отношений.

    studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *