Идентичность это в психологии – Идентичность — Википедия

ИДЕНТИЧНОСТЬ | Энциклопедия Кругосвет

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. В науках о человеке понятие идентичность имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии. Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». Личная идентичность или самоидентичность (Self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это не какая-то особая черта или совокупность черт, которыми обладает индивид, а его самость, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Она обнаруживается не столько в поведении субъекта и реакциях на него других людей, сколько в его способности поддерживать и продолжать некий нарратив, историю собственного Я, сохраняющего свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов.

Понятие идентичность первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. В период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Неоплаченная идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по по готовым стандартам. Отсроченная идентичность, или идентификационный мораторий – состояние, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом. Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации.

Теория Эриксона получила широкое распространение в психологии развития. За разными типами иденитчности стоят не только индивидуальные особенности, но и определенные стадии развития личности. Однако эта теория описывает скорее нормативные представления о том, как должен протекать процесс развития, психологическая реальность гораздо богаче и разнообразнее. «Кризис идентичности» – не только и не столько возрастной, сколько социально-исторический феномен. Острота его переживания зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от темпов социального обновления и от той ценности, которую данная культура придает индивидуальности.

В Средние века темпы социального развития были медленными, а отдельный индивид не воспринимал себя автономным от своей общины. Однозначно привязывая индивида к его семье и сословию, феодальное общество строго регламентировало рамки индивидуального самоопределения: ни род занятий, ни мировоззрение, ни даже жену молодой человек не выбирал сам, это делали за него другие, старшие. В новое время развитое общественное разделение труда и выросшая социальная мобильность расширили рамки индивидуального выбора, человек становится чем-то не автоматически, а в результате собственных усилий. Это усложняет процессы самопознания. Для средневекового человека «знать себя» значило прежде всего «знать свое место»; иерархия индивидуальных способностей и возможностей совпадает здесь с социальной иерархией. Презумпция человеческого равенства и возможность изменения своего социального статуса выдвигает на первый план задачу познания своих внутренних, потенциальных возможностей. Самопознание оказывается предпосылкой и компонентом идентификации.

Расширение сферы индивидуального, особенного, только своего хорошо отражено в истории европейского романа. Герой романа странствований еще целиком заключен в своих поступках, масштаб его личности измеряется масштабом его дел. В романе испытания главным достоинством героя становится сохранение им своих изначальных качеств, прочность его идентичности Биографический роман индивидуализирует жизненный путь героя, но его внутренний мир по-прежнему остается неизменным. В романе воспитания (18 – начало 19 в.) прослеживается также становление идентичности героя; события его жизни предстают здесь так, как они воспринимаются героем, с точки зрения того влияния, которое они оказали на его внутренний мир. Наконец, в психологическом романе 19 в. внутренний мир и диалог героя с самим собой приобретает самостоятельную ценность и подчас становится важнее его действий.

Изменение мировоззренческой перспективы означает и возникновение новых вопросов. Человек выбирает не только социальные роли и идентичности. Он заключает самом себе в себе множество разных возможностей и должен решить, какую из них предпочесть и признать подлинной. «Большинство людей, подобно возможным мирам Лейбница, всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле», – писал немецкий философ Фридрих Шлегель. Но самореализация зависит не только от «Я». Романтики начала 19 в. жалуются на отчуждающее, обезличивающее влияние общества, вынуждающее человека отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных. Они вводят в теорию личности целую серию оппозиций: дух и характер, лицо и маска, человек и его «двойник».

Сложность проблемы идентичности хорошо раскрывается в диалектике «Я» и маски. Ее исходный пункт – полное, абсолютное различение: маска – это не «Я», а нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыться, обрести анонимность, присвоить себе чужое, несвое обличье. Маска освобождает от соображений престижа, социальных условностей и обязанности соответствовать ожиданиям окружающих. Маскарад – свобода, веселье, непосредственность. Предполагается, что маску так же легко снять, как надеть. Однако разница между внешним и внутренним относительна. «Навязанный» стиль поведения закрепляется, становится привычным. Герой известной пантомимы Марселя Марсо на глазах у публики мгновенно сменяет одну маску за другой. Ему весело. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится, прилагает неимоверные усилия, но тщетно: маска не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом!

Таким образом самоидентичность оказывается фрагментарной и множественной. Это также оценивается по-разному. В психологии и психиатрии 19 – начала 20 в. высшими ценностями считались постоянство и устойчивость, изменчивость и множественность «Я» трактовали как несчастье и болезнь, вроде раздвоения личности при шизофрении. Однако многие философские школы Востока смотрели на вещи иначе. Постепенно этот взгляд усваивают и западные мыслители. Немецкий писатель Герман Гессе писал, что личность – это «тюрьма, в которой вы сидите», а представление о единстве «Я» – «заблужденье науки», ценное «только тем, что упрощает состоящим на государственной службе учителям и воспитателям их работу и избавляет их от необходимости думать и экспериментировать». «Любое „я», даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей». Люди пытаются отгородиться от мира, замкнувшись в собственном «Я», а нужно, наоборот, уметь растворяться, сбрасывать с себя оболочку. «…Отчаянно держаться за свое „я», отчаянно цепляться за жизнь – это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим „я» ради перемен ведет к бессмертию» (Г.Гессе. Избранное, М., 1977).

В конце 20 в. эти идеи распространились и в социологии. Широкую популярность приобрел нарисованный американским востоковедом и психиатром Р.Д.Лифтоном образ «человека-Протея». Традиционное чувство стабильности и неизменности «Я», по мнению Лифтона, основывалось на относительной устойчивости социальной структуры и тех символов, в которых индивид осмысливал свое бытие. В конце 1960-х положение радикально изменилось. С одной стороны, усилилось чувство исторической или психоисторической разобщенности, разрыва преемственности с традиционными устоями и ценностями. С другой стороны, появилось множество новых культурных символов, которые с помощью средств массовой коммуникации легко преодолевают национальные границы, позволяя каждому индивиду ощущать связь не только со своими ближними, по и со всем остальным человечеством. В этих условиях индивид уже не может чувствовать себя автономной, замкнутой монадой. Ему гораздо ближе образ древнегреческого божества Протея, который постоянно менял обличье, становясь то медведем, то львом, то драконом, то огнем, то водой, а свой естественный облик сонливого старичка мог сохранять, только будучи схвачен и закован. Протеевский стиль жизни – бесконечный ряд экспериментов и новаций, каждый из которых может быть легко оставлен ради новых психологических поисков.

В начале 21 в. гигантское ускорение технологического и социального обновления, переживаемое как рост общей нестабильности, сделало эти проблемы еще более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной и личной идентичности становятся закономерными и естественными. Как замечает Бауман, характерная черта современного сознания – приход новой «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Молодых американцев со средним образование в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест. Применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, «пластичность». Резко выросла пространственная мобильность. Более текучими стали и межличностные отношения, вплоть до самых интимных. Никого уже не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом/ подругой без регистрации брака и т.д. То, что мы привыкли считать «кризисом идентичности», – не столько болезнь, сколько нормальное состояние личности, которую динамичные социальные процессы вынуждают постоянно «отслеживать» изменения в своем социальном положении и статусе, этнонациональных, семейных и гражданских самоопределениях. Условный, игровой, «перформативный» характер идентификаций распространяется даже на такие, казалось бы, абсолютные идентичности как пол и гендер (проблема смены пола, сексуальной ориентации и т.д.). Это существенно усложняет понимание взаимосвязи нормы и патологии. Например, расстройство гендерной идентичности – это тяжелое психическое расстройство, однако человек, уверенный в том, что все мужские и женские свойства различаются абсолютно и даны раз и навсегда, также будет испытывать трудности.

Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О.Ключевский, «твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968). Но если раньше психологическая ригидность (жесткость) нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая твердая, раз и навсегда сформированная данность, а как незаконченный развивающийся проект (Э.Гидденс). В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, и это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни.

Эти глобальные сдвиги происходят и в России, но здесь они протекают значительно труднее. Советское общество и культура в течение многих лет ориентировались не на обновление и изменение, а на поддержание стабильности, порядка и преемственности. Всякая новация казалась подозрительной и потенциально опасной, само слово «модернизм» было ругательным. «Обеспеченное светлое будущее» – главное преимущество социализма над капитализмом – выглядело простым продолжением и повторением настоящего и прошлого. Столь же сильным было равнение не на индивидуальную самореализацию, а на институционализированные, жесткие, бюрократические социальные идентичности. Советская пропаганда отождествляла общество и государство, а почти все социальные идентичности советских людей были государственническими. Эта атмосфера была губительна для индивидуальной инициативы и творчества, но люди привыкли к этому стилю жизни.

Распад Советского Союза и противоречия становления рыночной экономики вызвали в стране острый кризис идентичности, вопросы «Кто мы?» и «Куда мы идем? » стали насущными. Если на Западе трудности идентификации обусловлены плюрализмом и индивидуализацией, то в России кризис идентичности – прежде всего результат распада привычного социума, оставившего в сознании многих людей зияющую пустоту. К быстро меняющимся социальным условиям трудно приспособиться не только объективно, но и психологически. В начале 1990-х, отвечая на поставленный социологами вопрос «Кто Я?», люди часто отвечали: «Я никто», «Я винтик», «Я пешка», «Я никому не нужный человек», «Я рабочая лошадь». Такое самочувствие особенно характерно для пенсионеров, бедняков, людей, которые чувствуют себя в этом мире потерянными, бессильными и чужими.

Чтобы выйти из этого мучительного состояния и вернуть подорванное самоуважение, многие люди прибегают к негативной идентификации, самоутверждению от противного. Негативная иденитчность конструируется прежде всего образом врага, когда весь мир разделяется на «наших» и «не-наших», причем все собственные беды и неудачи изображаются как результат происков внешних и внутренних врагов. Идеология осажденной крепости, которую годами культивировала Советская власть, принимает при этом отчетливо националистический характер, этнические идентификации доминируют над гражданскими, а сами национальные ценности ассоциируются прежде всего с идеализированным историческим прошлым (традиционализм). На вопрос социологов «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о Вашем народе?» многие россияне ставят на первое место «наше прошлое, нашу историю» или свою малую родину, «место, где я родился и вырос». Негативная иденитчность созвучна мировосприятию старых людей, для которых активная жизнь практически закончилась, но она не подходит молодежи, в создании которой значительно больше представлены ценности личного успеха и самореализации. Вопрос о соотношении личной и социальной идентичности и о том, на каких ценностях основывается конкретное групповое «Мы», очень важен как для индивидуального самоопределения, так и для социальной педагогики.

Игорь Кон

www.krugosvet.ru

Профессиональная идентичность — Википедия

Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. [1]

Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной идентичностью, человек отождествляет себя с профессией и считает себя представителем профессионального сообщества.[2]

Широкое использование в психологии термина «идентичность», большинство авторов связывает с именем Э. Эриксона, который ввёл в психологический тезаурус понятие «эго-идентичности», которую позднее его последователи назвали «личностной идентичностью». Он определил личностную идентичность как «внутреннюю непрерывность и самотождественность личности», которая развивается на всех этапах жизненного пути человека.[3]

Также Э. Эриксон понимал идентичность как результат переживания и осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе, в том числе относительно принадлежности к профессиональному обществу профессии, которой он обладает.

Ощущение принадлежности по Э. Эриксону происходит с помощью противопоставления одних групп другими. Развитием понимания этой стороны личностной идентичности, занимались Дж. Мид, Г. Теджфел, Дж. Тёрнер и их последователей. В рамках данного направления исследований, наряду с использованием понятия личностной идентичности, было введено понятие «социальной идентичности».[4][5]

Если личностная идентичность формируется на основе идентификации физических, интеллектуальных и нравственных качеств, то социальная идентичность является результатом идентификации человека с конкретной общностью: расой, полом, профессиональной группой, национальностью и т. д.

На сегодняшний день в психологии выделяют различные типы социальной идентичности[6]: религиозную идентичность, этническую идентичность, гендерную идентичность, профессиональную идентичность и ряд других.

Ключевые научные работы, посвященные исследованию профессиональной идентичности, принадлежат Л. Б. Шнейдер, которая выделила 4 типа профессиональной идентичности и разработала новый метод ее диагностики.[1]

Процесс становления профессиональной идентичности носит неравномерный, кризисный характер, который, по мнению ряда авторов, может привести к профессиональному кризису.[7]

Кризис профессиональной идентичности протекает по тому же плану, как и кризис личностной и социальной идентичности.

На этапах освоения профессии возникает конфликт между элементами уже имеющейся у человека идентичности и ситуацией, которая меняется по ходу освоения человеком новой профессии. Для выхода из профессионального кризиса, индивид должен принять новые ценности профессионального общества, перенять профессиональные навыки и качества, найти способы развития в рамках профессиональной деятельности.[8]

Способы диагностики профессиональной идентичности[9][править | править код]

Существует несколько способов диагностики профессиональной идентичности.

Один из самых часто используемых методик — Тест на диагностику профессиональной идентичности» Л. Б. Шнейдер. Он выявляет наличие определенного статуса профессиональной идентичности.[10] Также отечественными исследователями используется Дифференциально–диагностический опросник Е. А. Климова, который показывает иерархию профессиональных предпочтений по той или иной профессии [10], а также ряд других отечественных методик

Виды профессиональной идентичности:[11][править | править код]

  1. Достигнутая профессиональная идентичность — наиболее предпочтительная и развития форма идентичности, которая свидетельствует об успешном прохождении кризиса идентичности. Человек, обладающий достигнутой профессиональной идентичностью, осознает, чего он хочет добиться в профессии, имеет собственные профессиональные амбиции, ощущает себя частью профессии и профессионального сообщества.
  2. Преждевременная профессиональная идентичность — характерна для человека не пережившего кризис идентичности. Данный вид идентичности формируется по механизму подражания родителям и другим значимым людям. Например, такая идентичность может сформироваться в ситуации династийности профессии, когда у ребёнка родители врачи и он тоже уверен в своем желании стать врачом.
  3. Диффузная профессиональная идентичность — носителем являются люди с неопределёнными, размытыми профессиональными интересами, целями убеждениями. Такие люди не ощущают принадлежности к определенной профессиональной группе, не разделяют ее ценности и убеждения, не имеют четко выраженных амбиций в профессиональной сфере.
  4. Мораторий — состояние отсутствия идентичности, поскольку человек находится в состоянии кризиса идентичности.

Профессиональный маргинализм и профессиональная идентичность — являются полярными явлениями. Профессиональный маргинализм предполагает позицию непричастности к профессиональному обществу, самоотрицание себя в профессии. Профессиональная идентичность — самоотождествление себя с профессионалом, носителем конкретной профессии.[12]

Утрата профессиональной идентичности порождает феномен профессионального маргинализма. Данный феномен характеризуется ощущением непричастности к выполняемой профессиональной роли, самоотрицанием, потерей личностной значимости профессии.

Феномен профессионального маргинализма всегда негативен и опасен для общества, так как его признаками является снижение качества и эффективности профессиональной деятельности, ориентация специалиста при выполнении трудовых функций на личные, непрофессиональные цели, а не на социальную ценность профессии.[7]

Факторы, влияющие на процесс формирования профессиональной идентичности[править | править код]

На формирование профессиональной идентичности влияют три группы факторов: индивидуально-личностные, образовательные, социально-профессиональные, имеющие позитивные («формирующие факторы») и негативные аспекты («деформирующие факторы» или барьеры на пути формирования профессиональной идентичности).[13]

Индивидуально-личностные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • система ценностных ориентаций, мотивация личности;
  • достижение поставленной цели;
  • династийность выбранной профессии;
  • профессия по призванию, высокая степень ответственности за профессиональную работу.

Барьерные факторы:

  • иерархия системы ценностных ориентаций, низкая мотивация личности;
  • нивелирование ответственности за профессиональную работу;
  • разочарование в профессии; эмоциональное выгорание.[13]

Образовательные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • институционализация системы профессионального образования, профессиональная подготовка дипломированных специалистов;
  • высокое качество профессиональной подготовки;
  • практико-ориентированная направленность обучения.

Барьерные факторы:

  • институционализация системы профессионального образования и массовая профессиональная подготовка дипломированных специалистов;
  • обучение ради получения диплома о высшем образовании;
  • низкое качество профессиональной подготовки;
  • отсутствие практико-ориентированной направленности обучения.[13]

Социально-профессиональные аспекты[править | править код]

Формирующие факторы:

  • сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры как культурного образца;
  • востребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, отвечающий потребностям современного рынка труда;
  • соответствие профессиональной подготовки реальной практике;
  • высокий престиж профессии в обществе, стабильные условия труда, достаточный уровень заработной платы будущего специалиста и высокие социальные гарантии.

Барьерные факторы:

  • непрофильное трудоустройство;
  • прекариатизация рынка труда; несформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры;
  • невостребованность специалистов данного профиля на рынке труда, выбор профессии, не отвечающий потребностям современного рынка труда;
  • несоответствие профессиональной подготовки реальной практике;
  • непрестижная (низкорейтинговая) профессия в обществе, нестабильные условия труда, низкий уровень заработной платы будущего специалиста и отсутствие социальных гарантий.[13]

В достижении профессиональной идентичности и преодолении кризисов профессионального развития важную роль играют психологические качества личности, которые преобразуются с наступлением взросления.

К таким критериям можно отнести принятие ответственности за профессиональную работу, проявление терпимости и установление взаимоотношений, достижение поставленных целей.[8]

Критерии показателя сформированной профессиональной идентичности[править | править код]

Критериями успешного процесса становления профессиональной идентичности являются:[2]

  • Положительная самооценка, как показатель восприятие себя, выполнение социальной роли в качестве субъекта профессиональной деятельности.
  • Уровень притязаний, как мотивированная готовность к развитию своей личности как профессионала и вхождение в профессиональное сообщество.
  • Удовлетворенность выполнением профессиональных задач.
  • Положительное отношение к выполнению профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей.
  • Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.
  • Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.
  • Академическая успешность и успеваемость.
  • Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.
  1. 1 2 Лидия Бернгардовна Шнейдер. Профессиональная идентичность :Структура, генезис и условия становления (рус.). — 2001.
  2. 1 2 Профессиональная идентичность, её структура и компоненты (неопр.). cyberleninka.ru. Дата обращения 14 ноября 2018.
  3. John P. Kemph. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968 (англ.) // Behavioral Science. — 1969-03. — Vol. 14, iss. 2. — P. 154–159. — ISSN 1099-1743 0005-7940, 1099-1743. — DOI:10.1002/bs.3830140209.
  4. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, вып. 1. — ISSN 0205-9592.
  5. Поварёнков Юрий Павлович. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2014. — Т. 20, вып. 3. — ISSN 2073-1426.
  6. Наталья Алексеевна Перинская. Профессиональная идентичность (рус.) // Знание. Понимание. Умение. — 2018-06-29. — Т. 0, вып. 2. — ISSN 2218-9238. — DOI:10.17805/zpu.2018.2.19.
  7. 1 2 Дементий Людмила Ивановна. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности в ситуации сознательной смены профессии (на примере получения второго высшего психологического образования) // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — Вып. 2. — ISSN 1561-9443.
  8. 1 2 Оксана Аведиковна Нор-Аревян, Анна Михайловна Шаповалова. Факторы формирования профессиональной идентичности (рус.) // Гуманитарий Юга России. — 2016. — Т. 21, вып. 5. — С. 102–113. — ISSN 2500-2155.
  9. Озерина Анна Александровна. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2011. — Вып. 2. — ISSN 1995-0659.
  10. 1 2 Александра Олеговна Коверга. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу // Молодой ученый. — 2014. — Вып. 65. — С. 799–803. — ISSN 2072-0297.
  11. Исаева Дарья Александровна. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. — 2013. — Вып. 2. — ISSN 2541-9374.
  12. ↑ PSYLIB® – Г. М. Андреева. Социальная психология (неопр.). psylib.ukrweb.net. Дата обращения 28 ноября 2018.
  13. 1 2 3 4 Воробьева, Ирина Владимировна. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа» (рус.). — 2007.

ru.wikipedia.org

Идентичность — это… Что такое Идентичность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 3 мая 2012.

Идентичность (англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире.

Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других».

Каждый человек формирует свою идентичность как самоидентичность, или самотождественность. Иначе говоря, если процесс установления человеком своей идентичности протекает как бы «сам собой», то при этом, тем не менее, в его психическую деятельность вовлекается и его сознательное отношение к происходящему с ним, что требует от него самостоятельных усилий при формировании им своего «Я» на этой основе.

Можно представить себе положение, когда формирование идентичности как самоидентичности протекает в настолько стабильных условиях, что происходит сравнительно мирно и безболезненно. В действительности окружающий мир выступает перед каждым человеком в виде набора конфликтующих возможностей установления им своей идентичности, заставляющих его самоопределяться по отношению к ним, выбирая ту или иную как для него реальную и наиболее желательную и, тем самым, сознательно отказываясь от прочих.

Имея это в виду, проблему идентичности можно понимать как решение каждым человеком проблемы выбора в процессе установления им своей принадлежности к той или иной группе или иной человеческой общности как «значимым другим» (в том числе отождествляя себя в этой связи с другим человеком как адекватным представителем «значимых других»), что ставит исследователя перед задачей выявления таких «значимым других» и установление их роли в процессе образования человеком своей идентичности.

Базовым для формирования человеком своей идентичности является определение им своего отношения к «чужим» и, соответственно, к «своим».

Проблематика идентичности переживает второе рождение под действием глобального электронного общения с его обращенным к каждому требованием «программной перезаписи» понимания своего места в жизни.

Использование в психологии

Эго-идентичность — термин Э. Эриксона — целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый). Кризис Идентичности — (англ. Identity crisis). Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Экзистенциальная идентичность рассмотрена в работах Д. Бьюдженталя, «Наука быть живым» (англ. The search for existential identity).

Виды идентичностей

Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные[1].

Этническая идентичность

Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах ее социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры[2]. Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.

Материалы словарной статьи словаря Даля показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности[3].

См. также

Примечания

Литература

  • Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. — М: Издательство НИБ, 2010. — 272 с. — ISBN 978-5-8309-0356-1
  • Софронова Л. А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. — М.: Индрик, 2006. — С. 8—24.
  • Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Идентичность // Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. — М.: МНПП «ЭСИ», 1994. — С. 58—59.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Идентичность это что такое Идентичность: определение — Психология.НЭС



Идентичность это что такое Идентичность: определение — Психология.НЭС

  • Психология.НЭС

    • Право.НЭС

    • Философия.НЭС

    • Социология.НЭС

    • Экономика.НЭС

    • Педагогика.НЭС

    • Политика.НЭС

    • История.НЭС

О проекте | Правила | Контакты

Национальная психологическая энциклопедия β

  • Словари

  • Термины

  • Персоны

  • Новости

  • Каталог

  • Термины
  • ИДЕНТИЧНОСТЬ

vocabulary.ru

Личностная идентичность — Психологос

У проблемных людей происходит потеря личностной идентичности. Человека волнует, что он не знает, КТО Я?

Фильм «Управление гневом»

Личностная идентичность — то, кем человек считает себя в глубине души. Как он отвечает на вопрос: «Кто я?», внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью.

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность, как центральное понятие концепции Эрика Эриксона, говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда — отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности — «Как найти себя?» (Вариант: «свой путь в жизни»). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Например, девушка работает в западной компании нештатным бухгалтером, ее нагружают за троих, получает она мало, а поговорить с шефом о переводе в штат или о прибавке зарплаты не знает как. На этом фоне думает, может ей перевестить в соседний отдел секретарем в штат, или ей оказалось интересным поучиться на кадровика, а тут еще врачи настаивают, что ей пора рожать и становиться мамой. Она никак не решит, кем же ей быть в ближайший год: бухгалтером, секретарем, кадровиком или мамой, а свои сомнения формулирует: «Как мне найти себя?»

Если она придет к психотерапевту, возможно, с ней начнут заниматься психотерапией, хотя реально она нуждается скорее в психологической консультации вполне делового плана, ей предстоит выбор жизненного пути, и ей нужна вполне житейская помощь именно в этом.

Бывает, тем не менее, что человек действительно не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать: «Кто я». Вариант — картинка есть, но человек хотел бы ее уточнить и скорректировать. На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью: поискать метафору себя и своей жизни, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя.

www.psychologos.ru

ИДЕНТИЧНОСТЬ — это… Что такое ИДЕНТИЧНОСТЬ?

    ИДЕНТИЧНОСТЬ — категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, “тождественных самим себе” целостностей.

    Идентичность есть не свойство (т. е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия. В строгом смысле слова идентичность может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивиды обладают качеством субъектности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определенные значения. Приписывать идентичность группам позволительно лишь в переносном, метафорическом смысле. Так, начиная с середины 80-х гг. в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом “идентичностях” (“исламской”, “христианской”, “западной”, “восточной”, “евразийской” и т. д.). Однако наделе такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество более мелких — в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы. Проблема идентичности актуализировалась с наступлением эпохи современности, или модерна. Поскольку в досовременных обществах идентичность индивидов задавалась их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою (эту данность они не были властны изменить), проблемы самоидентификации не возникало. Идентичность современного человека связана с сознательной ориентацией на определенный стиль жизни, “выбирая” который индивиды формируют свою тождественность с определенной группой, образом жизни, ценностями. В сверхсложных социальных организмах, каковыми являются современные индустриальные общества, идентичность имеет множественный характер. В процессе социализации индивид научается справляться со многими ролями и, соответственно, имеет множество “идентичностей”.
    В структуре идентичности можно выделить “индивидуальный” и “социальный” уровни. Если персональная идентичность представляет собой совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности, то социальная идентичность — результат идентификации (отождествления) индивида с ожиданиями и нормами его социальной среды. Абсолютно разделить эти два уровня идентичности (интерпретируя персональную в качестве внутренней, а социальную в качестве внешней) нельзя: представления индивида о самом себе, воспринимаемые им как его собственные и неотделимые от его самости, являются в конечном итоге результатом интериоризации социальных норм. В то же время собственные нормы индивида могут не совпадать с нормами и ролями, принимаемыми им в ходе социальной интеракции или навязанными ему окружением. Личностное “Я” формируется в результате достижения своего рода баланса между персональной и социальной идентичностью. В некоторых случаях (лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, инвалиды, слепые и т. д.) такой баланс не складывается, и индивидуальное измерение идентичности не удается отделить от внешних напластований, связанных с давлением среды и пенитенциарных учреждений. Для описания таких феноменов в социологии и социальной психологии используется термин “стигматизированная идентичность”.
    В зависимости от того, что выступает основанием идентификации (профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение и т. д.) можно выделить различные типы социальной идентичности: профессиональная (шахтер, инженер, врач, спортсмен и т. д.), этническая (баварец, каталонец, татарин, фламандец и т. д.), региональная (сибиряк, техасец, северянин, дальневосточник и т. д.), политическая (коммунист, демократ, националист, либерал и т. д.). Место этнической идентичности в структуре личности может меняться. В одних условиях она не играет существенной роли или вообще не выражена (этнический индифферентизм), в др. выступает на первый план или даже доминирует, вытесняя иные идентификации индивида. Процессуальный и ситуативный характер этнической идентичности особенно очевиден в ситуации большого города. Самоидентификация индивидов с той или иной этнической группой зависит от целого ряда обстоятельств (наличие ярко выраженных “других”, возможности социальной интеграции, политические и правовые нормы, действующие в данном сообществе по отношению к культурным меньшинствам и т. д.). В любом случае, однако, активизация этнической идентичности связана не с “пробуждением” некой дремавшей в глубине индивидуального сознания способности, а с наличием ситуации, обусловливающей определенный тип поведения (в частности, коллективную солидарность по этническому признаку). Решающим в проявлении этнической идентичности (этничности) выступает, т. о., не набор “вещественных” признаков (фенотипические характеристики, язык, культурные особенности, религия), а то значение, которым эти признаки нагружаются в процессе социальной коммуникации. Самоидентификация в качестве члена некоторой этнической группы (или, напротив, дезидентификация, отказ от этнической принадлежности) определяется различными критериями (общее происхождение, совместные ожидания в будущем, сохранившие действенность традиции, общие культурные и поведенческие навыки и пр.). Этническая идентичность складывается не столько в результате внешнего определения (приписывания), сколько в результате самоопределения, самосознания индивида. Напр., “немецкая” или “украинская” фамилия российского гражданина сама по себе не является основанием для определения ее носителя (носительницы) в качестве немца (немки) или украинца (украинки).
    В обыденном языке этническую идентичность часто смешивают с национальной. Однако их уместно разводить: самосознание индивидов в качестве членов определенной нации может формироваться на сверхэтнической основе (индийцы, канадцы, австралийцы, филиппинцы, швейцарцы, индонезийцы, бельгийцы, американцы и др.). Национальная идентичность предполагает самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) сообществом. Поскольку большинство современных государств являются полиэтническими, гражданско-политическое и культурное измерение национальной идентичности имеет приоритет над ее этническим измерением.
    Лит.: Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997; Ионии Л. Г. Социология культуры. М., 1996; Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998; Малахов В. С: Неудобства с идентичностью.— “ВФ”, 1998, № 2; Эрчксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Boerner P. (ed.). Concepts of National Identity. An Interdisciplinary Dialogue. Baden-Baden, 1986; Cooley Ch. H. Human Nature and Social Order. N.Y„ 1964; GiddensA. Modernity and Self-Identity. Cambr., 1991; Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Garden City, N.Y, 1959; Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs, 1963; HabermasJ. Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Fr./M., 1976; Idem. Geschichtsbewusstsein und posttraditionelle Identität, Eine Art Schadenabwicklung.— Kleine politische Schriften. Fr./M., 1987; Mead G. H. Mind, Seifand Society Chi., 1934; SmithA. National Identity. Harmondsworth, 1991; TaylorCh. Sourses of the Self: the Making of Modern identity. Cambr., 1989.

    В. С. Малахов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.

dic.academic.ru

Идентичность. Кто я? Какой я?

Диффузная идентичность может проявляться тем, что человек говорит одно, на рисунке отмечает другое, а чувствует третье и четвертое в зависимости от внешних событий.

Предрешенная идентичность может проявляться через разницу в том, как человек чувствует и что говорит «рационально», либо в затруднении определить как для него – удовлетворенность есть? Насколько? Что не так? А что хотелось бы?

Мораторий или кризис – идентичность может проявится через осознанное «умом понимаю, что все хорошо, но или бесит, или печалит»

А теперь начинаем исследовать

Выбираем один аспект самоидентичности и начинаем исследовать что и как у вас с ним складывалось с самого начала.

То, где все отлично и оптимально – это ваши ресурсы, опоры.

То, где есть проблемы – это ваши зоны роста и развития.

Конечно же эту работу лучше проделывать совместно с вашим психологом, постепенно, вдумчиво, последовательно.

Есть два варианта:

— сначала окинуть взглядом все поле целиком, наметить примерные проблемные и ресурсные зоны, а затем тщательно и детально прорабатывать каждую отдельно,

— сразу тщательно и детально исследовать каждый аспект, восстанавливая его, а общую картину можно будет увидеть уже позже, когда соберете все «пазлы».

Обращаю внимание на то, что в начале пути может быть состояние хаоса, растерянности – это нормально, как если вы начинаете генеральную уборку или ремонт, сначала некоторый хаос, затем тщательная проработка деталей, и только потом новая, созданная вами гармония.

Разрешение на самостоятельное определение идентичности, помощь и поддержка в создании идентичности созвучной природной сущности, самости – это то, что делают «достаточно хорошие» родители.

У ребенка есть две базовые потребности: в любви и в познании.

Поддерживая соразмерно каждую из них любящие родители помогают ребенку вырасти и прожить свою уникальную жизнь.

Иногда бывает так, что в силу разных причин родители блокируют один из потоков (любовь и познание) или даже оба.

И тогда в какой-то точке на линии жизни возникает не разрешенный кризис, не прожитое травматическое событие, либо, родительский интроект (убеждение) как кирпич цветок придавливает развитие какого-то из аспектов самости ребенка.

Создается ложная, предрешенная идентичность.

И мы начинаем исследование индивидуальной истории с опорой на 12 родительских предписаний.

В трансактном анализе они выделяются как негативные приказания, запреты.

Мы же будем смотреть сразу на разрешение и на то, какую идентичность человек может создать по данному аспекту в различные периоды своей жизни.

И на то, какие трудности могут подстерегать на пути развития его самости, и как их можно преодолеть.

Нажимая на каждую из следующих «карточек» мы смотрим отдельный аспект.

В процессе нужно соотносить общую картинку: линия жизни, развитие идентичности как реализации вашей самости, возникшие в жизни затруднения, неудовлетворенность реальной жизнью в актуальной области.

Если сложно делать это самостоятельно, то, пожалуйста, обращайтесь к психологу.

И, помните, что время на исследование и время и усилия на пререработку и изменения требуется разное.

Вы, для начала, можете просто как следует узнать себя, понять.

А после уже решать, где и как, в какой области жизни будете что-то менять, или оставите все так, как сейчас.

1. Живи! Идентичность: Я человек. Я живу.

2. Будь собой! Идентичность: Я женщина. Я мужчина. И ответ на вопрос КАКОЙ (какая) Я?

3. Будь ребенком! Идентичность: Я ребенок своих родителей.

4. Расти и взрослей! Идентичность: Я взрослый человек. Мне … лет. И это классно!

5. Будь успешным! Побеждай! Идентичность: Я мастер в том-то. Я отлично умею то-то. Я удачливый там-то. Я горжусь собой. Я рад себе.

6. Делай! Идентичность: Я – хозяйка. Я хозяин. Я умею действовать в реальном мире.

7. Думай! Идентичность: Я – личность. Я умею думать, я думаю и решаю. Я выбираю сам свои цели, ценности и убеждения.

8. Принадлежи! Идентичность: Я часть «мы». Я русский, я новосибирец, я из семьи такой-то.

9. Будь отдельным! Идентичность: Я – это я. Я – Вася. Я –Глаша.

10. Будь близким! Люби! Идентичность: Я – умею любить. Я свободно могу быть один.

11. Чувствуй себя хорошо! Идентичность: Я – здоровый человек, ценящих и ухаживающий за своим телом и здоровьем.

12. Чувствуй! Идентичность: Я – искренний и чувствующий человек, могу испытывать и переносить любые чувства человеческие.

wmt1227.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *