Альфред адлер теория личности – —

Теория личности Адлера

Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.

Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:

  1. фиктивный финализм,
  2. стремление к превосходству,
  3. чувство неполноценности,
  4. общественный интерес,
  5. стиль жизни,
  6. творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:

  • неполная компенсация,
  • полная компенсация,
  • сверхкомпенсация,
  • мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория личноти Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

psyera.ru

Адлер, Альфред — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Адлер.

Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Детство и юность[править | править код]

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом[править | править код]

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу.
Будучи врачом-практиком, Адлер в 1902 году примкнул к кружку Фрейда. Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[5]. В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie über Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда. Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться» — писал Фрейд, Зигмунд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса». Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом»[6]. 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей. Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад, что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда (в своей книге «Проблемы души нашего времени» Карл Г. Юнг называет его первым учеником Фрейда). Однако согласно Г.Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ. У обоих ещё до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга»[7]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д. Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда, и никогда не подвергался тренировочному анализу»[8].

Дальнейшая жизнь[править | править код]

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне. В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

У Альфреда было четверо детей: Валентина (1898), Александра (1901), Курт (1905) и Корнелия (1909). Александра и Курт стали, как и отец, психиатрами. Валентина была деятельницей Коминтерна, работала в издательстве Иностранных рабочих в Москве и была репрессирована за поддержку троцкизма. Внучка — публицист Марго Адлер[en].

Концепция индивидуальной теории личности[править | править код]

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на следующие составляющие[9]:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

ru.wikipedia.org

Индивидуальная теория личности Адлера

Альфред Адлер — известный австрийский психиатр и основоположник индивидуальной психологии. В своё время его «острые» взгляды на психоаналитическую теорию личности, превратили Адлера из близкого помощника Фрейда в его ярого оппонента. Полное несогласие с фрейдовскими взглядами привели к расколу Венского психоаналитического общества и появлению нового направления — индивидуальной психологии личности. 

Основные принципы индивидуальной психологии Адлера

В своей работе Адлер руководствовался 4 ключевыми принципами, которые и положили начало его теории личности. Во-первых, Адлер считал, что человек является целостной, неделимой и единой личностью. Во-вторых, вся жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В-третьих, каждый индивид является творческой личностью. И в-четвёртых, важную роль в становлении личности играет её социальная принадлежность. Исходя из этих принципов, учёный считал, что каждый человек испытывает постоянное чувство неполноценности, пережитое в детстве. Именно отсюда у личности возникает сильное стремление к превосходству над другими или самосовершенствованию. Согласно Адлеру каждый человек в течение жизни стремится к достижению фиктивных целей, в основе которых как раз и лежит потребность в превосходстве. 

В адлеровской теории влияние общества на развитие и становление личности является основополагающим. Учёный полагал, что существуют 3 основные жизненные задачи, напрямую связанные с социумом: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности личности и проявления интереса к этим трём задачам, известный психиатр выделял установки, определяющие жизненный путь человека.

Всего в теории Адлера было 4 основных установки (типа поведения):

— управляющий тип поведения;

— берущий тип поведения;

— избегающий тип поведения ;

— социально-полезный тип поведения.

Управляющий тип характерен для самоуверенных, напористых, активных людей, которые в первую очередь ориентируются на превосходство над другими. Для берущего типа характерны низкие уровни социального интереса и активности, а также паразитирующее существование в обществе. Люди с избегающим типом поведения стремятся спастись бегством от решения проблем, отличаются низкой социальной активностью и отсутствием активности. Социально-полезный тип поведения — самый эффективный. Для него характерными являются сочетание высокого уровня активности и социального интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству. 

Адлер полагал, что стиль жизни определяется творческим потенциалом личности, но во многом зависит и от того, каким ребёнком по счёту в семье был рождён человек. Сам Альфред был третьем ребёнком из 6 детей Адлеров. Все своё детство он испытывал чувство неполноценности и ненужности, поэтому стремился найти одобрение в общение с соседскими детишками. Через много лет в своей теории Адлер отдаст огромное значение дружбе в становлении и развитии личности человека. 

Влияние общества на личность в теории Адлера

Главное значение в процессе развития личности Адлер отдавал творческой силе индивидуума — его Эго. Именно творческий потенциал, по мнению автора индивидуальной психологии, определяет жизненные установки и тип поведения человека. Но, на пути формирования личности стоит общество, которое диктует свои правила. С одной стороны, общество ограничивает творческие возможности каждого отдельного человека, определяя правила и законы, которым он должен подчиняться. С другой стороны, какой сильной и независимой ни была бы отдельно взятая личность, она не может изолированно существовать вне общества. Таким образом, человек постоянно пребывает в конфликте между развитием своего творческого потенциала и общественными ограничениями. У Адлера этот конфликт был описан как «вечное стремление получить общественное признание и отделиться от социума».

 

sam-sebe-psycholog.ru

Теория личности А. Адлера — Мегаобучалка

 

Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии. В этом названии выражается его кредо – исследовать целостность личности. Адлер выступил против расчленения личности на три фрейдовских инстанции: Ид, Эго и Супер-эго.

Созданная Адлером теория личности противостоит представлениям Фрейда. Раскрывая психологические причины человеческого альтруизма и сотрудничества, Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом. Вместо унылой картины, вызывавшей отвращение у многих читателей Фрейда, Адлер предложил портрет личности, который вселял надежду, давал возможность почувствовать свою целостность. Тем не менее методологически их взгляды достаточно близки. Так же, как и Фрейд, Адлер допускает врожденную сущность человека, определяющую его личность. Если Фрейд выделял секс, то Адлер говорил о врожденной социальности человека. Кстати говоря, Юнг тоже представлял свои архетипы как биологические наследственные факторы личности.

Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности, явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности.

Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной социальности человека, выраженное в понятии социального интереса. Все поведение человека происходит в социальном контексте, и человеческую природу можно постичь только через понимание человеческих отношений. “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”.

Социальный интерес – врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей. Социальный интерес (чувство общности, социальное чувство, чувство солидарности) представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Это – “главная характеристика каждого чело-века, проявляющаяся во всех его действиях”. Это чувство является естественным и свойственным всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Первичными являются гармония и сотрудничество между человеком и обществом, а конфликт между ними вторичен и неестественен. Нормальный человек в своем образе жизни столь хорошо адаптирован к обществу, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности.

Человеческая мотивация в основном социальна. Люди соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален. Врожденный социальный инстинкт заставляет отказываться от эгоистичных целей ради общественных. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы.

Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привя-занности, дружескому единению. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Особую роль в развитии социального чувства играет мать, контакт с которой оказывает на ребенка наибольшее влияние. Поэтому задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Отец – второй по важности источник развития у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Его сформи-рованный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не за социальное превосходство. Наконец, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Социальный интерес является показателем психического здоровья. Это “барометр нормальности”, показания которого можно использовать при оценке качества жизни человека.
С позиции Адлера, нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к совершенству социально позитивно и включает в себя требование благополучия всех людей. Они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам, и даже тем, кто еще не родился.

Если социальный интерес выражен недостаточно, то человек является плохо приспо-собленным. Он эгоцентричен, у него нет социальных целей, он борется за превосходство над другими. Индивиды с неразвитым социальным интересом составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных. Согласно Адлеру, невротики, психотики, наркоманы, алкоголики и самоубийцы потерпели неудачу в жизни вследствие недостатка социального интереса.

Социальный интерес Адлер понимает как инстинктивную и в то же время осознаваемую и управляемую способность “видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого”. Эта способность опирается на:

– чувство принадлежности к группе, народу;

– способность к глубокой эмоциональной коммуникации с людьми;

– интерес к процессам, происходящим в обществе;

– веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним, свободным в диалоге;

– оптимизм и историческое чувство;

– готовность выслушивать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство;

– стремление проявить доброту, участие, инициативу.

Социальный интерес конкретизируется в целях человека, которым Адлер придает исключительно важное значение. “Первое открытие, которое мы совершаем, исследуя самих себя, – наше постоянное стремление к какой-нибудь цели”, – пишет он. Душа состоит главным образом из силы, стремящейся к цели. Существование души немыслимо без цели, к достижению которой направлены все усилия. Без цели невозможно также представить себе развитие личности. Знание цели, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает возможность понять способы самовыражения данной личности, направления, в котором развивается ее жизнь и механизм достижения цели. Цели, которые люди ставят перед собой, и пути их достижения свидетельствуют о том, какое содержание они придают своей жизни. Жизненные цели выбираются индивидуально.

Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является “стремление к совершенству”. Стремление к совершенству в теории Адлера – фундаменталь-ный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совер-шенству является силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. К этой идее Адлер подхо-дил постепенно. Первоначально он думал, что человеческим поведением управляет агрессивность, затем – “стремление к власти”. И, наконец, было выдвинуто положение, согласно которому люди стремятся к совершенству, к тому, чтобы быть недосягаемыми. Человеческая жизнь – это активное стремление к совершенству. При этом человек не отталкивается от внутренних или внешних причин, а скорее, тянется вперед – к личностно значимым жизненным целям. Другими словами, инстинкты, влечения или травмы играют подчиненную роль в жизни человека.

Стремление к совершенству имеет определенные свойства. Во-первых, оно является универсальным, то есть общим в норме и патологии и способным принимать не только конструктивное направление, но и деструктивное. Негативное направление – это достижение превосходства за счет других. Позитивное направление соотносится с благополучием других людей. Во-вторых, стремление к совершенству является источником энергии, а также повышения уровня напряжения. В-третьих, стремление к совершенству проявляется как в поведении индивидуума, так и в поведении общества. Люди стремятся не только к индивидуальному совершенству; они стремятся совершенствовать культуру общества.

Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности. Чувство неполно-ценности – результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве. Появление чувства неполноценности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация – замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления. Чаще всего люди с тем или иным дефектом стараются компенсировать его путем упражнений, что нередко приводит к выдающимся результатам: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.

Но иногда чувство неполноценности становится чрезмерным и перерастает в комплекс неполноценности(термин А. Адлера) – преувеличенное чувство собственной слабости и несо-стоятельности. Причин развития комплекса неполноценности три: 1) неполноценность органов;
2) положение избалованного ребенка, чрезмерная опека в семье; 3) ситуация пренебрегаемого ребенка.

Случается, что комплекс неполноценности пробуждает механизм гиперкомпенсации, то есть комплекс превосходства. Комплекс превосходства – склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая таким образом постоянное чувство неполноценности. Например, страдание от сознания неполноценности сопровождается убежде-нием себя в том, что человек умнее других, но не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцент-ричным и саркастичным. Он чувствует свою значимость только тогда, когда “сажает в калошу” других.

Подчас “сверхкомпенсация” означает “выход в гении”. Значительное количество людей достигает “реальной компенсации”, то есть успешно адаптируется к своей социальной роли, вырабатывает более или менее эффективные технологии поведения в быту, в семье, на работе, среди друзей.

Стремление к совершенству выдвигает еще один вопрос: как человек реализует это стремление? Для ответа Адлер прибегает к концепции “стиля жизни” – наиболее характерной особенности своей теории личности. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия индивидуума, характерные для него верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни.

Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет существования, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира,
а, следовательно – на его эмоции, мотивы и действия. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или
5 лет, и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения.

Психологическим предшественником стиля жизни является прототип, или личная схема апперцепции – ранний вариант личности, воплощающий цель. Адлер называет прототип ядром стиля жизни индивида. Он тоже устанавливает направление и ориентированность жизни индивида. Ребенок воспринимает различные ситуации не такими, какими они существуют в действительности, но согласно своей схеме апперцепции, то есть сквозь призму предубеждений своих личных интересов.

Таким образом, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным
в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение
в контексте стиля жизни. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные стили жизни.

Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо.

Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви. Все эти проблемы взаимосвязаны, носят общественный характер и требуют для своего разрешения развитого чувства общности. “Решение одной помогает приблизиться к решению других; и мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть”.

Разрешение проблемы дружбы – это ответ на вопрос о том, как жить в обществе и ладить с людьми. Искусство в устранении этой проблемы предполагает доверие в отношении к людям, свободу от подозрительности, интерес к другим, умение общаться. Результатом является определенный уровень социальной адаптации человека.

Вторая проблема – это вопрос деятельности, выбора профессии и повседневного отношения
к своей работе. Стремление к достижениям, чувство уверенности или страх неуспеха, полная идентификация с профессией или перенапряжение и устранение от реальных забот – все это тот или иной стиль поведения в такой важной сфере жизни, как профессиональная деятельность.

Третья проблема, к решению которой, по оценке Адлера, не готово большинство людей, – это проблема любви. При ее решении проявляются все основные параметры личности: уровень развития социального интереса, стремление к совершенству, чувство (или комплекс) неполноценности. При неразвитом социальном интересе любовь превращается в желание господствовать, подчинять, властвовать.

Стиль жизни предполагает четыре типа установок, направляющих социальное поведение человека, способы решения трех главных жизненных задач. Каждая из установок имеет два пара-метра: выраженность социального интереса и уровень активности. Каждый человек имеет опреде-ленный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень активности обычно устанавливается в детстве; он может варьиро-ваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянного неистовства. Эти установки получили название: управление, получение, избегание и гармония. Для первых трех характерна низкая выраженность социального интереса, но они разделяются по степени активности. В четвертом типе присутствуют и высокая степень активности, и выраженность социального интереса. В соответствии с этими типами социальных установок различают четыре типа личности.

Управляющий тип. Человек, относящийся к этому типу, самоуверен, напорист, обладает незначительным социальным интересом. Для этих людей характерно превосходство над окружающими, их не заботит благополучие других людей. Сталкиваясь с тремя основными задачами, они решают их во враждебной манере.

Берущий тип. Большинство таких людей удовлетворяют свои потребности за счет других.
У них отсутствует социальный интерес и они обладают низкой степенью активности.

Избегающий тип. У этих людей недостаточно социального интереса и социальной активности. Они ведут пассивный образ жизни, опасаясь неудачи.

Социально-полезный тип. В человеке этого типа соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим.

Итак, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению поставленных целей. Согласно Адлеру, стиль жизни личности проявля-ется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных задач: работа, дружба и любовь. Были описаны типы установок и в соответствии с ними выделены типы личности.

Важным вкладом Адлера в теорию личности является понятие креативного “Я”. В противовес Фрейду, считавшему “Я” лишь агентом “Оно”, производным бессознательного, Адлер утверждает первичность “Я”. “Я” – это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного стиля.
“Я” в значительной степени самодостаточно.

“Я” у Адлера – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма, ищущая тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. Представление о “Я” сыграло главную роль в последних разработках относительно личности. Вклад А. Адлера в эту новую тенденцию – рассмотрение “Я” как существенной причины поведения – считается очень весомым.

 

 

megaobuchalka.ru

Адлер и его теория личности.

В рассмотренных концепциях в отношении конечной точки пути было выявлено несколько различных точек зрения. Согласно одной из них, в результате развития человек становится полноценным членом общества и, соответственно, источником активности, толкающим его к развитию, является окружающее его общество.

Вторая точка зрения состоит в том, что источник активности, побуждающий личность к развитию, находится внутри самой личности. Третья точка зрения состоит в том, что конечного этапа развития личности не существует, конечная точка пути трансцендентна и, соответственно, побуждающий к развитию источник тоже трансцендентен.

К первой точке зрения в полной мере относятся теории А. Адлера и З. Фрейда. Хотя под стремлением к превосходству Адлер и подразумевает нечто схожее с юнгианским представлением о самости или принципом самоактуализации Гольдштейна, особенность его «стремления к совершенной исполненности» (№12, с.144) заключается в том, что оно социализировано. Компенсация индивидуальной слабости, на которую направлено стремление к превосходству, осуществляется путем работы во имя общего блага людей. Социальный интерес — истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов» (1929). Как пишет Адлер, на более высоких стадиях развития в стремлении к превосходству на место сугубо личных амбиций и эгоистичных достижений приходит идеал совершенного общества. Так же как и стремление к превосходству, социальный интерес Адлер считает врожденным. Как и любой задаток, эта природная предрасположенность не проявляется спонтанно: для этого необходимо руководство и обучение

Под теорией личности А. Адлера понимают в индивидуальной психологии модель теории личности. В этой теории постулировалось три обязательных фактора необходимых для стабильности и динамики личности человека: стремление к самозначимости, чувство общности, чувство неполноценности.

С самого начала у большинства детей присутствует ощущение собственной неполноценности при сравнении с взрослыми. Согласно воззрениям Адлера, это приводит к развитию и появлению у детей разного возраста комплекса неполноценности. Адлера считал, что развитие личности в будущем зависит от того, как этот комплекс будет компенсироваться.

Адлер первый вводит социальный фактор в толкование человеческого поведения: характер личности человека возникает под влиянием его «жизненного стиля», имеется в виду устоявшийся с детства система целенаправленных стремлений. С помощью этой системы реализуется потребность человека в достижении первенства и самоутверждении, для того чтобы скомпенсировать «комплекс неполноценности».Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности .

10 исходных полжений теории Адлерa

1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного человека. Все его органы и функции рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.

2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».

4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы.

5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

7. Адлерианская психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.

8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником современного экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

Теория личности

Дитя человека — самое беспомощное по сравнению с детенышами всех остальных животных. Чтобы выжить, младенец должен научиться оценивать окружающую среду и делать о ней правильные заключения. Семья является первичной социальной средой ребенка, и он пытается найти свое место в ней. Каждый ребенок хочет быть связанным с другими людьми, быть значимым для них, считать их своими и считаться своим сначала в семье, а затем и в более широкой социальной среде. Восприятие детьми своего положения в семье помогает им оценивать себя и других. Эти оценки включаются в когнитивную карту, или стиль жизни, влияющий на жизненный путь человека.

В учебных целях, входящие в стиль жизни взгляды и убеждения человека можно классифицировать различным образом. Одна из схем подразделяет их на следующие категории: представления о себе (Я-концепция), идеальное Я (Я-идеал), Weltbild (образ мира) и личная этическая позиция. Несоответствие этих элементов друг другу может вызвать чувство неполноценности. Например, человек, придерживающийся убеждения «чтобы занять подобающее положение, мне следует быть первым» (Я-идеал) и одновременно говорящий себе «увы, я — второй» (Я-концепция), будет чувствовать себя неполноценным. Эти взгляды и убеждения, первичное чувство неполноценности, являющееся следствием младенческой беспомощности, и вторичное чувство неполноценности, порожденное несоответствием различных взглядов и убеждений, формируют стиль жизни конкретного человека. Хотя большинство таких взглядов и убеждений являются бессознательными (по Адлеру, не находятся в центре сознания), поведение человека тем не менее, в целом соответствует им. Так, в рамках одного и того же жизненного стиля человек может преуспеть в жизни, если его что-то или кто-то вдохновляет, и оказаться ни на что не годным, если он теряет веру в себя.

Эмоции, будучи поведением, имеют свое назначение. Они вызываются для того, чтобы люди продвигались по направлению к своим целям. Люди являются создателями, а не жертвами собственных эмоций. Эмоции в теории Адлера, как и в РЭТ, имеют когнитивную основу.

Чувство неполноценности является нормальным в том смысле, что всем людям знакомо ощущение, будто они не достигли чего-то нужного. Когда люди ведут себя так, как если бы они были хуже других, развивают симптомы, действуют, как больные, или отреагируют подавленные импульсы и желания, они демонстрируют комплекс неполноценности — термин, охватывающий все, что обычно называют «психопатологией» и что адлерианцы именуют «обескураженностью».

Так как овладение окружающей средой является жизненно важным, человек создает стиль жизни, приближающий его к достижению этой цели. Главные цели жизненного стиля — понимать, предсказывать и контролировать жизнь и себя. Жизнь призывает людей найти решение трех задач. Первая — работа, которая для детей и многих взрослых предполагает еще и учебу. Работа включает такие подзадачи, как профессиональный выбор, профессиональная подготовка и исполнение профессиональных обязательств; использование свободного времени, и, наконец, отход от дел или уход на пенсию. Вторая — социальная задача, включающая две подзадачи: подзадачу принадлежности к социальной группе (организации, общине и т. д.) и подзадачу, которую Э. Берн включил в название своей книги «Игры, в которые играют люди» (Games people play). Третья задача, как указывал Адлер, основана на том, что человеческий род делится на два пола и каждый должен как-то вести себя по отношению к другому полу. Адлер не одобрял термин «противоположный пол», ибо, являясь сторонником равенства полов, считал, что он может ассоциироваться с соперничающими отношениями между полами. Подзадачи этой группы сосредоточены на определении половой роли и полоролевой идентификации, прохождении фаз сексуального развития (например, пубертата, менопаузы), ухаживании, любви, браке, совместной жизни и, для некоторых, на разводе.

Сталкиваясь с жизненными задачами, люди занимают три позиции: «да», «да, но» (это звучит в адлерианской литературе как «если только») и «нет». Люди, реагирующие на задачи жизни с установкой «да», демонстрируют социальный интерес, или Gemeinschaftsgefuhl (чувство общности). Эта утвердительная реакция не подразумевает пассивного приспособления к жизни. Адлерианская психология, будучи нормативной психологией, требует от людей, чтобы те брали на себя личное обязательство производить изменения в обществе, когда последнее не оправдывает ожиданий. Социальный интерес — это конструкт, включающий такие характеристики, как приверженность жизни, социальная кооперация, содействие общему благосостоянию и социальная помощь. Люди, демонстрирующие социальный интерес, встречают жизнь смело, уверенно и с оптимизмом. Степень проявляемого социального интереса служит показателем психического здоровья, или нормальности.

Люди, отвечающие «да, но», признают необходимость решения жизненных задач, но вместе с тем всегда готовы «по тревоге» защитить себя, свою репутацию и самооценку. Они отвечают «да» жизненным задачам, «но» не могут разрешить их прямым методом решения проблем. Люди, постоянно пользующиеся формулой «да, но», — это невротики: те, кто заявляет «да, но я болен» (или кому что-то постоянно мешает), относятся к категории психоневротиков, а те, кто провозглашает «да, я знаю, что проблема существует, но не обращаю на нее внимания» (т. е. поступают наперекор), составляют группу невротических характеров. Рассматриваемый таким образом невроз представляет собой попытку обескураженных людей выполнить жизненные задачи, избегая прямого решения проблем. Поступая так, невротики избегают субъективного провала или успеха, которые сделали бы их уязвимыми к угрозам собственному Я, самоуважению или занимаемому положению. Третья группа борется с жизненными задачами, поворачиваясь к ним спиной и говоря «нет» традиционным в их культуре задачам и их решениям. Этих людей относят к психотикам. Так как адлерианцы применяют модель психологии роста, люди с т. н. психопатологией рассматриваются скорее как обескураженные, потерявшие веру в себя, чем как психически больные .

Невротическая личность – это

личность с нарушенной потребностью в безопасности.

В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, 

присущей неофрейдизму. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития 

личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к 

удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности 

перед лицом потенциально опасного мира. 

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми: 1) ориентация на 

людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической… личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам. 

2.2.Понятийное поле теории К.Хорни

Невротические потребности – Это избыточные потребности 

1) в любви и одобрении; 

2) в руководстве партнера; 

3) в четких ограничениях; 

4) во власти; 

5) в эксплуатировании других; 

6) в общественном признании; 

7) в восхищении собой; 

8) в честолюбии; 

9) в самодостаточности и независимости; 

10) в безупречности и неопровержимости.

Базальная тревога – ощущение одиночества и опасности перед лицом мира.

Ориентация на людей: уступчивый тип – стратегия (категория потребностей): в любви и одобрении, в руководстве партнера, в четких ограничениях.

Ориентация от людей: обособленный тип – в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости

Ориентация против людей: враждебный тип – во власти, в эксплуатировании

других, в честолюбии

Базальная враждебность – результат базальной тревоги

Базальное доверие – ощущение безопасности в мире, базовое ощущение своей принадлежности к миру.

Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к 

безопасности. Невротичная личность развивается при неудовлетворении стремления к безопасности.

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные зада. )Изучение компенсации неполноценности личности;

2) Формирование социально полезного стиля жизни. 

Определение личности: личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

Основные тезисы индивидуальной психологии:

1.Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. 

2.Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собственной 

слабости и несостоятельности. 

3.Второй движущей силой развития личности является социальный интерес. С

точки зрения Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений. 

4. Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, 

Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный. 

5.Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи .  с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса. 

2.4.Понятийное поле теории А.Адлера

Фиктивный финализм – (или фиктивные цели) достигается в рамках вырабатывания индивидуального стиля жизни при достижении целей превосходства или совершенствования.

Стремление к превосходству – стремление стать более ценным, чем другие

. В здоровых формах порождает сотрудничество или здоровое соревнование.

Чувство неполноценности – чувство собственной незначительности

Компенсация – результат поведения, обеспечивающего преодоление чувства неполноценности.

Социальный интерес – социальный интерес определяется Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания.

Я, преодолевающее чувство неполноценности в социальных контактах, является центром формирования социально 

полезного стиля жизни.

Комплекс неполноценности – преувеличение собственной слабости или несостоятельности.

Комплекс превосходства – преувеличение собственных достоинств и достижений.

Нормальное развитие связано с выработкой социально полезного стиля жизни. В то время как поучающий, управляющий, избегающий – являются путями 

к неврозу. Личности можно помочь правильно развиваться, формируя у нее социально полезный стиль жизни.

students-library.com

Альфред Адлер — Психологос

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

  • «Практика и теория индивидуальной психологии»
  • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
  • «Невротическая конституция»
  • «Смысл жизни»
  • «Постижение человеческой природы»
  • «Наука жизни»
  • «Социальный интерес: вызов человечеству»
  • «Образ жизни».

www.psychologos.ru

Личность в контексте теории Адлера. Структура личности по Адлеру. Проблема комлекса неполноценности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:

1) человек является единым, самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь — это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум — есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. (С этим связано понятие «фикционный финализм» — идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал 3 типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес — а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

Адлер полагает, что основной детерминантой в развитии личности является «воля к власти», которая с рождения присутствует в человеке. Представления Ч. Дарвина о борьбе за превосходство как о средстве выживания сначала полностью было принято Адлером. Однако позднее идее о выживании наиболее приспособленных и гибели неприспособленных Адлер противопоставляет мысль о том, что физическая и психическая (характерологическая) неполноценность, наоборот, нередко является стимулирующим, способствующим победе в борьбе за выживание фактором.

Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсаций. Именно из чувства слабости и неполноценности ребенка по отношению к миру взрослых развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, вызывающее стремление к превосходству, проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде «цели победы». Даже агрессия Адлером рассматривается скорее как инициатива к преодолению препятствий и не отождествляется с враждебностью.

Чувство неполноценности, хотя оно и порождается органическим несовершенством человека, его слабостью, является все же «социальным чувством». Именно оно подталкивает человека к его преодолению, начиная со «стремления к превосходству» и кончая «стремлением к совершенству». Таким образом, в отличии от понятия «воля к власти» философа Ф. Ницше, адлеровское «стремление к превосходству» имеет более широкий смысл — это еще и побуждения улучшить себя, развить свои способности. Не случайно эти идеи стали позже активно развиваться в гуманистической психологии.

Постепенно индивидуальные способы адаптации становятся привычными и определяют стиль жизни человека, его способы решения в трех главных сферах — в работе, дружбе и любви. Стиль жизни уже прочно складывается и закрепляется в дошкольном возрасте, а в дальнейшем он является лишь только совершенствованием своей основной структуры. Стиль жизни определяет основные типы личности: управляющий, берущий, избегающий или социально полезный. Только последний тип Адлером считается социально зрелым, проявляющим истинную заботу о других и заинтересованным в общении с ними.

Стремление к превосходству в каждом человеке уникально, так как каждый человек ставит перед собой только ему свойственные жизненные цели. Преодоление чувства неполноценности может быть успешным и адекватным, но иногда оно преодолевается посредством «сверхкомпенсации» (одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности) или механизмами «ухода в болезнь» (своеобразной «выработкой» невротических симптомов для оправдания неудач).

В понимании Адлера, для больных неврозами характерно снижение уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных проблем. Они хотят, чтобы другие им помогали разрешать их повседневные заботы, баловали и все прощали. Они борются за свои эгоистические жизненные цели. Истинные причины невроза кроются в детстве, выработке невротического стиля жизни. Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приводит к столкновению с реалиями жизни, которые становятся пусковой ситуацией болезни. Целью терапии неврозов является выявление ошибочных суждений больного о себе и других людях, устранение ложных жизненных целей и формирование новых, помогающих реализовать личностный потенциал.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь чело, века, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что чело-век имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль жизни.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства. Для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди — тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом связанные с типологией личности детей, очередностью их рождения, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологию.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *