Понятие человек индивид личность индивидуальность – 1. «», «», «», «»

2. Понятия «человек», «индивид», «личность».

Следует различать понятия «человек»,
«индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовое
понятие, оно указывает на наличие в мире
такой исторически развивающейся
общности, как человеческий род (homosapiens), которая отличается
присущим только ей способом
жизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает на
отдельного, конкретного представителя
человеческого рода, с его уникальными
биологическими, психическими и социальными
характеристиками.

Понятие «личность» подчеркивает
социальную сущность индивида, характеризует
индивида как продукт общественного
развития, результат включенности в
систему социальных отношений посредством
общения и активной деятельности. Эти
факторы проявляются в процессе
социализации.Социализация– это
процесс усвоения индивидом принятых в
обществе образцов поведения, социальных
норм и ценностей, процесс формирования
социальных качеств, знаний и умений,
необходимых для успешной реализации
себя в данном обществе. Социализация –
это процесс, играющий огромную роль в
жизни как отдельной личности, так и
общества. От успеха социализации зависит,
насколько личность сумеет реализовать
себя, свои способности в обществе. Для
общества от успеха процесса социализации
зависит, сумеет ли новое поколение
перенять опыт, умения, ценности, достижения
культуры старших поколений, сохранится
ли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности,
но индивидуальна по способу своего
выражения. Неповторимый способ
существования в обществе конкретной
личности (способность быть самим собой
в рамках социальной системы) выражается
в понятии «индивидуальность».

Диалектическая взаимосвязь этих понятий
раскрывается через категории общееединичноеособенное.
Индивидуальность формируется в процессе
диалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков(как природных, так и социальных),

2) особенных(в качестве
представителя определенного
конкретно-исторического этапа развития
общества с его специфическими национальными
чертами, социально-политическими
особенностями, культурными традициями),

3) единичных(уникальных, присущих
только данной личности особенностей
телесной организации, психического
склада (характер, воля), социальных
качеств. Эти особенности обусловлены
наследственными чертами, неповторимыми
условиями микросреды, в которой личность
формируется – семья, друзья, учебный
или трудовой коллектив и т.п.–, а также
неповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

Человек представляет собой единство
трех элементов: биологического,
психического и социального. Биологическоевыражается в морфофизиологических,
генетических явлениях, а также в
нервно-мозговых, биохимических и др.
процессах, происходящих в организме.
Биологический уровень в структуре
человеческой личности подчеркивает ее
связь с природным миром. Подпсихическимпонимается внутренний мир человека:
его сознание и бессознательные процессы,
характер, темперамент, переживания,
эмоции и т.д.Социальный факторпроявляется в том, что человеческие
качества формируются и проявляются
только в обществе, как результат
социальных отношений. На социальном
уровне человек включен в историю
человечества, в человеческую культуру.

Ни один из этих
аспектов в отдельности не раскрывает
сущности человека. Человек выделяется
из природного мира как существо,
обладающее разумом. Человеческое
мышление представляет собой сложно
организованный биопсихосоциальный
феномен. На биологическом уровне сознание
является функцией специального органа
– головного мозга. Т.е. психическая
деятельность имеет своей основой
физиологические процессы, протекающие
в коре больших полушарий головного
мозга. В то же время сознание является
продуктом общественного развития и вне
общества развиваться не может.

Понимание сущности человека как
биопсихосоциального единства является
основным в философии. В то же время
существуют концепции, абсолютизирующие
роль биологического, психического либо
социального начала в человеке.

Биологизаторские концепции(социалдарвинизм) трактуют
человека как преимущественно
природно-биологическое существо.
Социальные качества здесь рассматриваются
как простое усложнение групповых
инстинктов животных как способа выживания
(«в поведении человека нет ничего такого,
что не встречалось уже у животных»).
Подобной точки зрения придерживался
русский мыслительПетр Алексеевич
Кропоткин
. Например, он считал, что
в животном мире существует «закон
взаимопомощи», который в процессе
эволюции трансформируется в такие
этические принципы, как чувство долга,
справедливости, сострадания, уважения.
Широкое распространение назападе
получиласоциобиология(наиболее
яркий представитель – американский
ученый Эд. Уилсон), которая пытается
объяснить социальную деятельность
человека эволюционно-биологическими
и генетическими характеристиками. С
точки зрения социобиологии, большинство
форм человеческого поведения сложились
в результате природной эволюции и
свойственны не только человеку, но и
животным (защита места обитания, альтруизм
и агрессивность, следование определенным
нормам сексуального поведения,
семейственность и т.д.). Представители
социобиологии пытаются с натуралистических
позиций решать такие сложные социальные
вопросы, как свобода и ответственность
личности, равноправие мужчин и женщин,
преодоление экологического кризиса и
ставят задачу сохранения человека как
вида с присущим ему генофондом. В то же
время в рамках социобиологии сложился
ряд антигуманистических концепций,
отстаивающих идею деления рас на «высшие»
и «низшие», право бороться с проблемой
перенаселения путем «естественного
отбора».

Как разновидность
биологизаторского подхода можно
рассматривать психоанализ З Фрейда
(фрейдизм), абсолютизирующий
психическое начало
.
З.Фрейд считал, что мотивы любых
человеческих действий, стимулы творческой
деятельности находятся в сфере
бессознательного. Роль социальных
факторов он сводил лишь к системе
культурных запретов, которые ограничивают
проявление бессознательного.

Социологизаторские концепции
абсолютизируют роль социального начала
в человеке, утверждают приоритет
общественного над индивидуальным.
Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности(Дж.
Мид). Согласно структурализму,
человек является первичным элементом
различных сфер и подсистем общества.
Сущность общества проявляется как
совокупность связей и отношений между
этими подсистемами, а человек «растворяется»
в обществе. В ролевой теории сущность
человека сводится к совокупности
выполняемых им социальных ролей.
Социальные нормы и ценности – это
своеобразный «сценарий», направляющий
действия индивидов. Этот подход фиксирует
внимание на поведении человека и не
позволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитывают
диалектического единства природного,
психического и социального в человеке.

studfile.net

8. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», индивидуальность. Категория личности в современной психологии.

Сегодня
психология трактует личность как
социально-психологическое образование,
которое формируется благодаря жизни
человека в обществе. Человек как
общественное существо приобретает
новые (личностные) качества, когда
вступает в отношения с другими людьми
и эти отношения становятся «образующими»
его личность. У индивида в момент рождения
еще нет этих приобретаемых (личностных)
качеств.

Поскольку
личность
чаще всего определяют как человека в
совокупности его социальных, приобретенных
качеств,

это значит, что к числу личностных не
относятся такие особенности человека,
которые природно обусловлены и не
зависят от его жизни в обществе. К числу
личностных не относятся психологические
качества человека, характеризующие его
познавательные процессы или индивидуальный
стиль деятельности, за исключением тех,
которые проявляются в отношениях к
людям в обществе. В понятие «личность»
обычно включают такие свойства, которые
являются более или менее устойчивыми
и свидетельствуют об индивидуальности
человека, определяя его значимые для
людей черты и. поступки.

По
определению Р.С. Немова, личность—
это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми и
определяют нравственные поступки
человека, имеющие существенное значение
для него самого и окружающих.

Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Содержательно
эти понятия переплетены между собой.
Именно поэтому анализ каждого из этих
понятий, их соотношение с понятием
«личность» позволит более полно
раскрыть последнее (рис. 3).

 

Рис.
3. Соотношение объемов понятий «человек»,
«индивид» и «индивидуальность»

с
понятием «личность»

 

Человек

это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей ступени
развития живой природы — к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.

Специфические
человеческие способности и свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и пр.) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются прижизненно, в процессе
усвоения культуры, созданной предшествующими
поколениями. Никакой личный опыт человека
не может привести к тому, чтобы у него
самостоятельно сформировались логическое
мышление и системы понятий. Участвуя в
труде и различных формам общественной
деятельности, люди развивают в себе те
специфические человеческие способности,
которые уже сформировались у человечества.
Как живое существо человек подчиняется
основным биологическим и физиологическим
законам, как социальное — законам
развития общества.

Индивид

это единичный представитель вида «homo
sapiens».
Как индивиды люди отличаются друг от
друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами (способностями,
темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность

это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).

При
всей многогранности понятия
«индивидуальность» оно в первую
очередь обозначает духовные качества
человека. Сущностное определение
индивидуальности связано не столько с
понятиями «особенность»,
«неповторимость», сколько с понятиями
«целостность», «единство»,
«самобытность», «авторство»,
«собственный способ жизни». Сущность
индивидуальности связана с самобытностью
индивида, его способностью быть самим
собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определения. Несовпадение
же этих понятий проявляется, в частности,
в том, что существуют два отличающихся
процесса становления личности и
индивидуальности.

Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им своей родовой, общественной сущности.
Это освоение всегда осуществляется в
конкретно-исторических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе социальных функций и ролей,
социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная личность
есть субъект свободного, самостоятельного
и ответственного поведения в социуме.

Становление
индивидуальности есть процесс
индивидуализации объекта. Индивидуализация
— это процесс самоопределения и
обособления личности, ее выделенность
из сообщества, оформление ее отдельности,
уникальности и неповторимости. Ставшая
индивидуальностью личность — это
самобытный, активно и творчески
проявляющий себя в жизни человек.

В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляют такие эпитеты, как «сильная»,
«энергичная», «независимая»,
подчеркивая тем самым ее деятельностную
представленность в глазах других. Об
индивидуальности мы чаще говорим:
«яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.

 

Понятие
личность имеет три разных понимания
:
самое
широкое
,
среднее
и узкое
понимание. Личность в самом широком
понимании — это то, что внутренне
отличает одного человека от другого,
перечень всех ее психологических
свойств, этоиндивидуальность. Личность
в промежуточном,
среднем

понимании – это социальный субъект,
социальный индивид, совокупность
социальных и личностных ролей. Личность
в самом узком
понимании

– это культурный субъект, самость. Это
человек, который сам строит и контролирует
свою жизнь, человек как ответственный
субъект волеизъявления. Основные
психологические теории личности

Личность
– прежде всего современник определенной
эпохи и это определяет множество ее
социально-психологических свойств. В
той или иной эпохе личность занимает
определенное положение в классовой
структуре общества. Принадлежность
личности к определенному классу
составляет другое основное ее определение,
с которым непосредственно связано
положение личности в обществе. 

studfile.net

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

psychologist.tips

1) Соотношение понятий личность, индивидуальность, человек, индивид.

Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек», «индивид»,
«индивидуальность». Содержательно
эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее
на отнесенность существа к высшей
степени развития живой природы — к
человеческому роду. В понятии «человек»
утверждается генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.
Индивид — это единичный представитель
вида «homo
sapiens»
. Как индивиды люди отличаются друг от
друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами (способностями,
темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство
неповторимых личностных свойств
конкретного человека. Это своеобразие
его психофизиологической структуры
(тип темперамента, физические и психические
особенности, интеллект, мировоззрение,
жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности
и личности определяется тем, что это
два способа бытия человека, два его
различных определения. Несовпадение
же этих понятий проявляется, в частности,
в том, что существуют два отличающихся
процесса становления личности и
индивидуальности. Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им родовой, общественной сущности. Это
освоение всегда осуществляется в
конкретно-исторических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе социальных функций и ролей,
социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная личность
есть субъект свободного, самостоятельного
и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности
есть процесс индивидуализации объекта.
Индивидуализация — это процесс
самоопределения и обособления личности,
ее выделенность из сообщества, оформление
ее отдельности, уникальности и
неповторимости. Ставшая индивидуальностью
личность — это самобытный, активно и
творчески проявивший себя в жизни
человек. В
понятиях «личность» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляются такие эпитеты, как
«сильная», «энергичная»,
«независимая», подчеркивая тем
самым ее деятельностную представленность
в глазах других. Об индивидуальности
говорят «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.

2) Свойства личности и индивидуальности.

Индивидуальность
– это своеобразие отдельного человека,
совокупность только ему принадлежащих
особенностей. В психологии проблема
индивидуальности ставится в связи с
целостной характеристикой отдельного
человека в многообразии его мыслей,
чувств, проявлений воли, способностей,
мотивов, желаний, интересов, привычек,
настроений, переживаний, качеств
персептивных процессов, интеллекта,
склонностей, способностей и других
особенностей. Вопрос об индивидуальности
рассматривается с учетом анализа
темперамента и характера человека,
поиска оснований для выделения типов
людей и ставится как проблема соотношения
в человеке типологических черт и
индивидуальных различий, поэтому
индивидуальность описывается как набор
признаков, присущих данному человеку.
Предпосылки человеческой индивидуальности
заложены в анатомо-физиологических
задатках, которые преобразуются в
процессе воспитания, имеющего социально
обусловленный характер, порождая широкую
вариативность проявлений индивидуальности.

Только что родившиеся дети, так похожие
друг на друга, с первых минут своей жизни
демонстрируют свою индивидуальность
в поведении и восприятии окружающего
мира. Пусть это проявляется в реакции
на приход и уход мамы, особенностях
подачи самых примитивных сигналов
окружающим или выражении негативного
отношения к чему-либо. Ребенок проявляет
свободную волю, которая приобретает
все более конкретные формы в ходе его
развития. По мере взросления индивидуальность
претерпевает изменения под влиянием
внешних и внутренних факторов.
Индивидуальность реализуется как через
поведение человека в ситуации общения,
так и через культивирование им различных
способностей в деятельности.
Неповторимость психики
человека определяется органическим
единством и целостностью процесса
развития его потребностей и способностей,
формирующихся в деятельностном общении
с носителями культуры (в широком смысле
этого слова).
Термин «индивидуальность»
употребляется как синоним слова «индивид»
для обозначения неповторимой совокупности
признаков, присущих отдельному организму
и отличающих данный организм от всех
других, принадлежащих к тому же виду.
Индивидуальность,
таким образом, есть личность в ее
своеобразии. Когда говорят об
индивидуальности, то имеют в виду
оригинальность личности. Обычно словом
«индивидуальность» определяют какую-либо
главенствующую особенность личности,
делающую ее непохожей на окружающих.
Индивидуален каждый человек,
индивидуальность одних проявляется
очень ярко, выпукло, других –
маловыразительно, малозаметно. Иногда
пики внешних проявлений оригинальности
личности приходятся на ранние стадии
развития человека (от 3 до 5 лет), а затем
стихают или приобретают скрытый характер.

Индивидуальность может проявляться в
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сфере или сразу во всех сферах психической
деятельности.
Оригинальность
интеллекта, например, состоит в способности
видеть то, что не замечают другие, в
особенностях переработки информации,
т.е. в умении ставить проблемы
(интеллектуального и морального
характера) и решать их, в большой
подвижности эмоций. Особенности воли
проявляются в силе воли, удивительном
мужестве, самообладании. Оригинальность
может состоять в своеобразном сочетании
свойств конкретного человека, придающем
особый колорит его поведению или
деятельности.

Значительную роль в современном
процессе развития индивидуальности
личности играют средства массовой
информации. Телевизионные программы и
передачи например побуждают личность
к несколько одностороннему,
стандартизированному развитию. Яркие
образы восприятия угнетают такие функции
мышления, как анализ и самоанализ. Часто
акценты в предоставляемых телевидением
программах уже расставлены и как бы
подталкивают зрителя к определенным
выводам. Особенно это опасно для
развивающейся личности, которая только
начинает свой процесс социализации и
часто принимает любую авторитетно
заявленную теорию за истину.
Индивидуальность характеризует
личность конкретнее, детальнее и тем
самым полнее. Она является постоянным
объектом исследования при изучении как
психологии личности, так и других
направлений психологии.

Одним из важнейших,
определяющих свойств индивидуальности
является способность, выражающаяся в
степени качества выполнения той или
иной деятельности. Способности – это
такие индивидуально-психологические
особенности, которые имеют отношение
к успешности выполнения одной или
нескольких деятельностей. Основой для
развития способностей могут быть
всевозможные комбинации общих и
специальных индивидуально-психологических
качеств. Среди самых распространенных
можно назвать такие способности, как
трудоспособность, выносливость и т.д.
Э.А. Голубева выяснила, что сочетание
природных предпосылок социальных
способностей составляет сложные
системокомплексы. Так, например, при
развитых лингвистических способностях
люди отличаются пассивностью, преобладанием
зрительной памяти над всем другим,
развитыми второсигнальными функциями.
Люди с коммуникативными склонностями
запоминают информацию большей частью
на слух, в качестве общих характеристик
у них наблюдается подвижность психики
и нервной системы. При способностях к
музыкальному самовыражению на первый
план выходят лабильность нервной системы
в разных возрастах, большая восприимчивость
и чувствительность, а также преобладание
непроизвольного уровня регуляции.
Способности
– это те особенности психологии человека,
которые определяют продуктивность
получения различных навыков и умений,
но наличие способности к чему-то не
означает изначального обладания уже
заложенными умениями и навыками.
Способности человека выступают только
тенденцией к более легкому освоению
тех или иных знаний. Так же, как засеянное
поле является лишь возможностью по
отношению к будущему урожаю, который
может вырасти из семян, но лишь при
благоприятных условиях, способности
человека являются лишь возможностью
для приобретения знаний и умений.

В том случае, когда
определенный набор свойств личности
совпадает с требуемыми в данной сфере
труда, а освоение профессии происходило
достаточно легко и в установленные
сроки, есть смысл говорить о наличии у
данного человека способностей к этой
конкретной деятельности. Поскольку
человек отличается от другого как раз
своими способностями, этот набор качеств
можно назвать индивидуально-психологическими
особенностями. Система способностей,
присущих человеку, включает в себя
качества основные (свойства, непосредственно
относящиеся к преобладающей деятельности
(музыкальный слух певца или зрительная
память художника)) и дополнительные
(свойства, не имеющие прямого отношения
к выполняемой основной деятельности,
но помогающие справляться со своими
обязанностями достаточно качественно
(хороший глазомер у строителя или
выносливость у водителя-дальнобойщика)).

Но и ведущие, и вспомогательные компоненты
образуют единство, обеспечивающее
качественный уровень обучения и
воспитания, и вместе с тем определяют
особенные способы и методы, связанные
с личными качествами педагога.

К числу общих качеств
личности, которые в условиях конкретной
деятельности могут выступать как
способности, относятся
индивидуально-психологические
характеристики, определяющие принадлежность
индивида к одному из трех типов людей.
И.П. Павлов классифицирует их как
«художественный», «мыслительный» и
«средний» типы. Эта типология образована
в процессе учения о том, что высшая
нервная деятельность определяется
существованием в ней двух сигнальных
систем: образной и эмоциональной;
сигнализации образов посредством слова
– сигнала сигналов.

Художественный
тип характеризуется преобладанием
сигналов первой сигнальной системы,
мыслительный – относительным преобладанием
сигнала сигналов, средний тип людей –
равным наличием обеих сигнальных систем.

Например, художественному
типу присуща красочность образов,
формируемых непосредственным воздействием
реального впечатления, переживаний,
эмоций. Мыслительному типу – абстрактное
восприятие и построение логических
систем, теоретизирование. Но в то же
время наличие у человека например
художественных способностей вовсе не
означает, что он должен стать или станет
в дальнейшем выдающимся или даже
посредственным художником. Просто
представителю этого типа легче, чем
другому, освоиться в деятельности,
требующей впечатлительности, эмоционального
отношения к событиям, образности и
живости фантазии. Поэтому часто существуют
стереотипы представлений о той или иной
профессии, которые в реальной жизни
очень часто подтверждаются. Способности
мыслительного типа дают возможности
для наиболее благоприятного развития
деятельности, связанной с оперированием
абстрактным материалом, понятиями,
математическими выражениями и др.
Применение своим способностям
представители этого типа могут найти
в таких предметах, как математика,
философия, физика, языкознание и т.д.
Здесь должны пригодиться перечисленные
качества для овладения основами этих
наук, а возможно, и для достижения
некоторых высот в них.

В заключение надо
сказать, что присутствие у человека
ярко выраженных предпосылок конкретного
типа не означает его полной бездарности
в других областях. Можно говорить лишь
об относительном преобладании одних
компонентов психики над другими. Но при
этом все же вторая сигнальная система
абсолютно преобладает над первой,
поскольку языковые и мыслительные
свойства имеют решающее значении в
профессиональной деятельности, а
творческое отражение мира опосредуется
мыслями, выраженными словесно. Областью
преобладания первой сигнальной системы
можно назвать эмоциональные образные
реакции, переживаемые человеком во сне,
здесь осознанные процессы мышления
теряют свою силу.

(Индивидуальность
как свойство личности. Сущность
индивидуальности связана с самобытностью
индивида, со способностью его быть самим
собой, выступать самостоятельным
существом в рамках другого целого.
Индивидуальность человека состоит: в
том, что каждый индивид неповторим, но,
особенно в том, что каждый индивид — это
отдельный самобытный субъект, который,
будучи включен в окружающий его мир, в
ту или иную социальную структуру,
сохраняет свою относительную
самостоятельность. Индивидуальная
самобытность проявляется во всех
признаках индивидуальности. Но истинный
смысл индивидуальной неповторимости
связан не столько с внешним обликом
индивида, сколько со способом бытия в
качестве самостоятельного субъекта
деятельности. Индивидуальность можно
определить как особую форму бытия
человека в обществе. Целесообразно
сопоставить понятие индивидуальности
с понятием личности, так как индивидуальность
существует не наряду с личностью, а как
одно из её свойств. Понятие личности
фиксирует социально значимые черты
человека, свойственные ему как отдельному
индивиду. Но если сущность личности
есть персонификация общественных
отношений, то конкретная личность может
выразить свою общественную сущность в
форме индивидуальности. В качестве
индивидуальности личность создает свой
собственный образ, является «автором»
своих поступков. «Если личность —
«вершина» всей структуры человеческих
свойств, то индивидуальность — это
«глубина» личности и субъекта деятельности»Личность,
взятая вне связи с индивидуальностью,
вне её собственного способа бытия, есть,
конечно, абстракция и реально не
существует. Если человеческий индивид
не может стать личностью, не усвоив
своей социальной сущности, то личность
не может обрести свое самостоятельное
бытие, не став индивидуальностью. Таким
образом, личность социальна по своей
сущности, но индивидуальна по способу
своего существования. Она представляет
собой единство социального и
индивидуального, сущности и существования.
Личность и индивидуальность не только
взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают
друг друга. Формирование личностных
качеств человека находится в тесной
связи с его индивидуальным самосознанием.
Поведение конкретного человека, его
отношение к своим социальным ролям и
функциям зависят от его индивидуального
сознания, уровня его развития, индивидуальны
особенностей. Таким образом, индивидуальность
не только связана с личностью, но и
образует её существенную черту, а потому
должна органически войти в определение
самого понятия личности. Понятие
индивидуальности не совпадает целиком
с понятием личности. Если понятие
личности характеризует человека со
стороны его социальной обусловленности,
его социального содержания, указывая
на его социальные позиции и ориентации,
то понятие индивидуальность раскрывает
форму, способ его бытия. Природные
особенности индивида сами по себе не
формируют индивидуальности. Человеческий
индивид становится индивидуальностью
по мере того, как перестает быть только
«единицей», «экземпляром» рода и
приобретает относительную самостоятельность
своего бытия. Индивидуальность — это
особое сформировавшиеся качество
конкретного человека, взятого в единстве
его природных и социальных свойств, его
сознания и деятельности. Так
«индивидуальность по-разному проявляется
в предметном мире, органической природе
и человеческом обществе, соответственно
можно выделить три её формы: предметная,
биологическая и социальная». Сущностное
определение индивидуальности состоит
в том, что она отражает самобытность
конкретного индивида. Понятие личности
характеризует человека со стороны его
социального содержания, то понятие
индивидуальность раскрывает форму,
способ его бытия. Понятие индивидуальности
неразрывно связано с процессом
индивидуализации человека, с формированием
и развитием своей самобытности и
уникальности. В целом индивидуальность
личности понимается как совокупность
смысловых отношений и установок человека
в мире, которые присваиваются в ходе
жизни в обществе, обеспечивают ориентировку
в иерархии ценностей и овладение
поведением в ситуации борьбы мотивов;
воплощаются через деятельность и общение
в продуктах культуры, в других людях, в
самом себе. Индивидуальность — это
своеобразие конкретно взятого человека,
совокупность лично ему принадлежащих
особенностей и стилей. В психологии
проблема индивидуальности ставится в
связи с целостной характеристикой
отдельного взятого человека в
многообразности его мыслей, чувств,
проявлений силы воли, способностей и
талантов, мотивов, потребностей,
интересов, привычек, переживаний, качеств
персептивных процессов, интеллектуального
уровня, склонностей и других различных
особенностей. Проблема индивидуальности
рассматривается с учетом анализа
темперамента и характера человека,
поиска оснований для выделения типов
людей и ставится как проблема соотношения
в человеке типологических черт и
индивидуальных различий, поэтому
индивидуальность описывается как набор
признаков, присущих данному человеку.
Предпосылки человеческой индивидуальности
заложены в анатомо-физиологических
задатках, которые преобразуются в
процессе воспитания, имеющего социально
обусловленный характер, порождая широкую
вариативность проявлений индивидуальности.
Индивидуальность реализуется как через
поведение человека в ситуации общения,
так и через культивирование им различных
способностей в деятельности. Неповторимость
человеческой психики определяется
органическим единством и целостностью
процесса развития его потребностей и
способностей, формирующихся в
деятельностном общении с носителями
культуры (в широком смысле этого слова).
Термин «индивидуальность» употребляется
как синоним слова «индивид» для
обозначения неповторимости определенных
признаков, присущих конкретному человеку
и отличающих данного человека от всех
иных, принадлежащих к тому же виду. Как
правило словом «индивидуальность»
определяют какую — либо главную особенность
личности человека, делающую ее непохожей
на окружающих. Индивидуален каждый
человек, индивидуальность одних
проявляется очень ярко, выпукло, других
— маловыразительно, малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сфере или сразу во всех сферах психической
деятельности. Оригинальность интеллекта
например состоит в способности видеть
то, чего не замечают другие, в особенностях
переработки информации, т. е. в умении
ставить проблемы (интеллектуального и
морального характера решать их, в большой
подвижности эмоций. Особенности воли
проявляются в ее силе, удивительном
мужестве, самообладании. Индивидуальность
определяет личность конкретнее, детальнее
и тем самым более полнее. Она является
постоянным объектом исследования как
при детальном изучении психологии
личности, так и других направлениях
психологии.)

studfile.net

Соотношение понятий человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект

Вопрос № 24.
Соотношение понятий: человек, личность,
индивид, индивидуальность, субъект.

Личность
– базовое понятие в психологии, изучается
всеми общественными науками, и общего
определения нет.

Б.Г. Ананьев выделил
4 уровня организации человека: индивид,
субъект деятельности, личность,
индивидуальность (Ленинградская школа).

Индивид
представитель биологического вида,
имеет определенные врожденные особенности
(строение тела – возможность прямохождения,
структура мозга – развитие интеллекта,
строение руки – возможность использования
орудий и т.д.), то есть индивид – это
принадлежность конкретного человека
к человеческому роду.

Субъект деятельности
– носитель сознания, которое формируется
и развивается в процессе деятельности.
Появляясь как индивид, человек включается
в систему общественных взаимоотношений
и процессов.

Личность
включаясь в систему общественных
взаимоотношений и процессов, человек
приобретает особое социальное качество
– становится личностью.

Индивидуальность
– неповторимость и своеобразие
конкретного человека, выраженные в
особенностях развития нижних уровней
(индивид, субъект, личность).

Таким образом,
личность

это наиболее значимый уровень организации
человека, то есть особенность его
развития как социального существа.

Существуют
расхождения во взглядах на организацию
человека в Ленинградской и Московской
школах. Общее то, что понятие личность
включает в себя качество человека,
проявляющееся на социальном уровне в
ходе формирования социальных отношений
и связей человека.

Московская школа
(Выготский, Леонтьев) – отсутствует
уровень «субъект», а «индивидуальность»
— узкое понятие, включающее небольшую
группу качеств и входящее в понятие
«личность».

Системно-деятельностный
подход – в этой схеме свойства человека
как индивида рассматриваются как
«безличные предпосылки развития
личности».

Социокультурная
среда воздействует на человека с помощью
«знаков» (нормы, ценности, роли, орудия,
церемонии) и определенное поведение
(быт определяет сознание). Движущей
силой развития личности выступает
совместная деятельность и общение
(приобщение личности к культуре).

Взаимоотношения
между индивидом как продуктом
антропогенеза, личностью – продуктом
общественно-исторического опыта,
индивидуальностью – преобразующей
мир, выражено в формуле: «Индивидом
рождаются. Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают». Индивид
испытывает социально обусловленную
потребность быть личностью и обнаруживает
возможность этого в социально значимой
деятельности: этим определяется развития
человека как личности.

— У ребенка это
происходит при помощи взрослого.

— Развитие личности
управляется системой мотивов, а
деятельностно-опосредованный тип
взаимоотношений с наиболее референтной
группой является определяющим фактором
развития.

Личность
это субъект познания и активного
преобразования материального мира,
общества и самого себя (Леонтьев).

Личность и индивид.
В понятии индивид воплощена родовая
принадлежность человека (строение тела
и мозга, создающее возможности и задатки
человека, то что дано человеку от
природы), то есть назвать человека
индивидом — это сказать, что он потенциально
человек со всеми только ему присущими
врожденными чертами.

Личность — это
качество индивида (единство личности
и индивида), но они не тождественны.
Личность — это особое качество,
приобретаемое индивидом в обществе, в
совокупности общественных отношений,
то есть это социальное качество индивида.
Может ли индивид не быть личностью — да
может — это ребенок. Межличностные связи,
формирующие личность в коллективе,
выступают в форме субъект-субъектных
связей (общение) и субъект-объектных
(общественная деятельность). Индивид
постепенно включается в общественные
связи, также присваивая себе при этом
опыт человечества сначала с позиции
взрослого (воспитание — процесс приобщения
к миру человеческой культуры), а потом
самостоятельно (самовоспитание).

Личность и
индивидуальность
.
Личность каждого индивида наделена
только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность — это сочетание
психологических особенностей человека,
составляющих его своеобразие, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента,
характере, привычках, преобладающих
интересах, в качестве познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности (определить). Личность
и индивидуальность также образуют
единство, но не тождество, так как
индивидуальные особенности могут быть
и не представлены в формах деятельности
и общении, существенно важных для группы,
в которую включен индивид. Если черты
индивидуальности не представлены в
межличностных отношениях (например,
привычки), то они оказываются не
существенными для оценки личности и не
получают условий для развития. Так,
например, ловкость и решительность,
будучи чертами индивидуальности
подростка, не выступают до этого времени
как характеристика его личности, пока
он не был включен в спортивную команду.
То есть индивидуальные особенности не
заявляют о себе (не приобретают личностный
смысл) и не развиваются, пока они не
станут необходимыми в системе межличностных
отношений человека.

Человек —
существо, воплощающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исторической
деятельности. Человек как субъект и
продукт трудовой дея­тельности в
обществе является системой, в которой
физическое и психическое, генетически
обусловленное и прижизненно сформированное,
природное и социальное образуют
нерасторжимое единство.

«…Сущность
человека, — писал К. Маркс,— не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей действительности она есть
совокупность всех общественных
отношений». Человек является предметом
изучения ряда наук: антропологии,
социологии, этнографии, педагогики,
анатомии, физиологии и др. Психология
изучает в человеке его психику и ее
развитие, его индивидуально-психологические
особенности, роли, которые он выполняет
в социальной жизни, деятельность и
общение. Практически вся психология
обращена к проблеме человека как
индивида, включенного в социальные
связи, его развития в процессах обучения
и воспитания, его формирования в
деятельности и общении, прежде всего в
трудовой деятельности.

Индивид (от
лат. individu-um — неделимое):

1) Человек как
единичное природное существо, представитель
вида Homo sapiens, продукт филогенетического
и онтогенетического развития, единства
врожденного и приобретенного (см.
Генотип; Фенотип), носитель индивидуально
своеобразных черт (задатки, влечения и
т. д.).

2) Отдельный
представитель человеческой общности;
выходящее за рамки своей природной
(биологической) ограниченности социальное
существо, использующее орудия, знаки и
через них овладевающее собственным
поведением и психическими процессами.

Оба значения
термина «индивид» взаимосвязаны и
описывают человека в аспекте его
отдельности и обособленности. Наиболее
общие характеристики индивида: целостность
психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром; активность. Признак
целостности указывает на системный
характер связей между многообразными
функциями и механизмами, реализующими
жизненные отношения индивида. Устойчивость
определяет собой сохранность основных
отношений индивида к действительности,
предполагая вместе с тем существование
моментов пластичности, гибкости,
вариативности. Активность индивида,
обеспечивая его способность к
самоизменению, диалектически сочетает
зависимость от ситуации с преодолением
ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность
— человек, характеризуемый со стороны
своих социально значимых отличий от
других людей; своеобразие психики и
личности индивида, ее неповторимость.
Индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, в специфике
интересов, качеств перцептивных процессов
и интеллекта, потребностей и способностей
индивида. Предпосылкой формирования
человеческой индивидуальности служат
анатомо-физиологические задатки, которые
преобразуются в процессе воспитания,
имеющего общественно обусловленный
характер, порождая широкую вариативность
проявлений И.

Рассматривая
проблему личности, Леонтьев приходит
к выводу об общественно-исторической
сущности личности, о том, что личность
формируется благодаря жизни человека
в обществе. Поэтому личностью может
быть только человек, и то, достигший
определенного возраста. «Личность есть
относительно поздний продукт
общественно-исторического и
онтогенетического развития человека»
По Леонтьеву, личность порождается
деятельностью. В ходе деятельности
человек вступает в отношения с другими
людьми (общественные отношения), и эти
отношения становятся «образующими»
его личность. Таким образом, согласно
Леонтьеву, личностью не рождаются,
личностью становятся. Со стороны самого
человека формирование и жизнь его как
личности выступают прежде всего как
развитие, трансформация, подчинение и
переподчинение его мотивов.

То есть, в основании
личности, по Леонтьеву, лежат отношения
соподчиненности человеческих
деятельностей, порождаемые ходом их
развития. Но так как деятельность в
теории Леонтьева «есть процесс,
побуждаемый и направляемый мотивом»,
то за соподчинением деятельностей лежит
соподчинение мотивов. Именно благодаря
иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит
формирование личности.

Л.И. Божович
выделяет два основных критерия
сформировавшейся личности.

1. Человека можно
считать личностью, если в его мотивах
существует иерархия в одном определенном
смысле, а именно, если он способен
преодолевать собственные непосредственные
побуждения ради чего-то другого. В таких
случаях говорят, что субъект способен
к опосредованному поведению. При этом
предполагается, что мотивы, по которым
преодолеваются непосредственные
побуждения, социально значимы. Они
социальны по своему происхождению и
смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны
в человеке.

2. Способность к
сознательному руководству собственным
поведением. Это руководство осуществляется
на основе осознанных мотивов-целей и
принципов. От первого критерия второй
отличается тем, что предполагает именно
сознательное соподчинение мотивов.
Просто опосредованное поведение (первый
критерий) может иметь в своей основе и
стихийно сложившуюся иерархию мотивов,
и даже «стихийную нравственность»:
человек может не отдавать себе отчета
в том, что именно его заставило поступить
определенным образом, тем не менее
подействовать вполне нравственно. Итак,
хотя во втором признаке так же имеется
ввиду опосредованное поведение,
подчеркивается именно сознательное
опосредование. Оно предполагает наличие
самосознания как особой инстанции
личности

То есть главный
путь воспитания личности – это воспитание
его мотивов. Человек становится личностью
в той мере, в какой система его мотивов
оказывается сформированной требованиям
общества. «Личность тем значительнее,
— пишет Рубинштейн, — чем больше в
индивидуальном преломлении в ней
представлено всеобщее».

Деятельность
ребенка с возрастом все более и более
выступает как реализующая его связи с
человеком через вещи, а связи с вещами
через человека. Вещи открываются ребенку
в их функциональном значении. «Предметная
деятельность приобретает орудийную
структуру, а общение становится речевым,
опосредованным языком». Сначала отношения
к миру вещей и к миру людей для ребенка
слиты между собой. Постепенно происходит
их раздвоение, что выражается в чередовании
2-х фаз: фазы преимущественного развития
предметной деятельности и фазы развития
взаимоотношений с людьми, внутри каждой
фазы существуют мотивы, которые так же
чередуются со сменой фаз, что приводит
к их иерархии.

Движение
индивидуального сознания состоит в
соотнесении мотивов друг с другом.
«Становление этого движения и выражает
собой становление связной системы
личностных смыслов – становление
личности».

2

studfile.net

3. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Говоря
о марксистской концепции человека,
необходимо разобраться в таких понятиях,
как «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность», «субъект». Индивид
– это отдельный представитель
человеческого рода, ему присущи все
объективные признаки человеческого
рода, т. е. он существо разумное, творческое,
социальное.

Индивидуальность
– это неповторимость, непохожесть
человека на других людей, то есть это
оригинальное, своеобразное преломление
в индивиде всей совокупности общественных
отношений.

«Человек» – понятие
родовое, обозначающее принадлежность
его к определенному виду животного
мира. Это понятие биосоциальное. С одной
стороны, человек – это продукт природы,
а с другой – он становится человеком
только в обществе, т. е. он явление
социальное, потому что обладает социальной
сущностью. Его основные сущностные
свойства – способность к труду,
общественной деятельности, общению с
себе подобными, речь и мышление –
порождены в процессе выделения человека
из мира животных. Социальная сущность
человека не передается по наследству,
т. е. человек рождается со способностью
стать человеком.

Можно выделить
общие черты, присущие человеку:

1. Умение изготовлять
орудия при помощи орудий и использовать
их как средство производства материальных
благ.

2. Знание простейших
нравственных запретов и безусловной
противоположности добра и зла.

3. Обладание
потребностями, чувственными восприятиями
и умственными навыками развившимися
исторически.

4. Невозможность
сформироваться и существовать вне
общества.

5. Его жизнедеятельность
имеет не изначально запрограммированный,
а сознательно-волевой характер, вследствие
чего у него есть способность самопринуждения,
совесть и сознание ответственности.

6. Его индивидуальные
качества и достоинства есть порождение
определенных общественных отношений.

Взаимопонимание
между народами возможно уже потому, что
все они родом из предыстории, у всех
тождественно единый опыт становления.

Субъект
– это человеческий индивид, способный
целенаправленно и целесообразно
регулировать свое собственное поведение
и развитие, воздействовать на условия
своего существования. «Субъект – это
человек для себя», – говорил Гегель.
Обособление субъекта связано с тем, что
чувства и разум, реально существуя как
чувства и разум индивида, представляют
его внутренний, личный мир. Чувства и
мысли человека являются субъективным
образом объективного, социального мира.
В то же время субъект реально проявляет
себя в деятельности, в которой он
осуществляет свои цели, причем в
конкретно-исторических определенных
условиях, являющихся объективными,
подчиненными социальным законам.

Личность
– это субъект общественных отношений,
действительность индивида как социального
феномена, реализующего себя в социальной
деятельности. Личность объективирует
себя в труде и его результатах –
материальных и духовных ценностях.

Это сформировавшийся
зрелый человек, без патологических
отклонений психики, обладающий
определенными духовными и практическими
данными, делающими его активным и
творческим, юридически и морально
ответственным перед обществом. Зрелость
человека означает определенную
стабилизацию в его социальном развитии
(социализацию). У разных людей она
достигается в разные сроки и подразумевает
завершение образования, получение и
закрепление профессиональных навыков,
выработку более или менее устойчивого
мировоззрения, получение гражданских
прав.

Понятие личности
не тождественно понятию субъекта. Гегель
не случайно отметил, что субъект – это
возможность быть лицом. Это человеческий
индивид, субъект конкретно-исторического
содержания, мерой развития которого
выступает раскрытие в нем социальной
сущности. В нашей литературе существует
до 90 различных определений личности.
Наиболее ярко сущность личности, на наш
взгляд, дана в определении П.Е. Кряжева:
«Личность есть мера присвоения индивидом
своей социальной сущности».

Итак, понятия
«человек», «субъект», «личность»,
«индивидуальность», находятся в
диалектическом единстве. Единство их
в том, что относясь к человеческому
индивиду, они отражают его социальную
сущность, а различие в том, что в них
конкретизируется эта социальная
сущность.

Раскрытие сущности
личности, т. е. выявление той основы,
которая при всех индивидуальных
особенностях огромного числа людей
присуща им как личностям, – сложная
задача, стоящая перед многими мыслителями.
В древней Греции личностью (персоной)
называли маску актера, особо выразительно
подчеркивающую его роль. На Руси слово
«лицо» обозначало значительность
человека, а «личина» – что-то внешнее,
скрывающее его действительное содержание.
Развитие понятия личности в философии
шло путем раскрытия социального
содержания человека, его социальной
сущности.

Если в понятии
«человек» подчеркивается его биосоциальная
сущность, то «личность» – понятие
социальное и конкретно-историческое.

Личность есть
общественная сущность человека,
выражаемая в индивидуальных особенностях
мыслящего и действующего человека.
«Сущность личности, – писал К. Маркс, –
есть ее социальное качество». Это
означает, что в своем развитии человек
усваивает многочисленные социальные
качества, прежде всего способность к
труду, общению, сознательность,
ответственность, убеждения, идеалы,
мировоззрение, чувство долга, коллективизма
и т. д. Другими словами, человек не
рождается личностью, а становится ею в
процессе активной социальной деятельности
и овладения опытом социальной жизни.
Содержание личности зависит от богатства
и разносторонности ее социальной
деятельности, от степени развития самих
общественных отношений.

Итак, личности
различаются мерой своей социальности.
Поэтому первоначальным качеством
личности можно назвать ее автономность,
т. е. личность – это самостоятельный
человек, в определенной степени
выступающий независимо от общества,
способный противопоставить себя
обществу.

Личная независимость
сопряжена с умением властвовать над
собой, а это предполагает наличие у
личности не просто сознания, т. е. мышления
и воли, а самосознания, т. е. самоанализа,
самооценки, самоконтроля за своим
поведением.

Самосознание
личности порождает определенную
жизненную позицию, основанную на системе
ценностей, на мировоззренческих
установках, что и воплощается в ее
практических действиях.

Развитие личности
и общества – это две стороны единого
процесса. Формирование личности в
процессе развития самого общества ведет
к тому, что личность аккумулирует в себе
социальный опыт, присваивает себе его.
Личность – это продукт и зеркало
общественных отношений.

Личность выступает
не как механический слепок окружающей
действительности, а как продукт
общественных отношений, и как активное,
преобразующее общественную жизнь,
созидающее существо. Она выступает как
объект общественных отношений и как их
субъект – преобразователь окружающей
среды, активный деятель, созидатель. И
хотя в литературе нет единого определения
личности, но ни одно из них не противоречит
марксистскому объяснению сущности
личности – личность есть объект и
субъект общественных отношений.

Иначе говоря,
общество формирует и создает личность.
Каково общество, каковы его общественные
отношения, такова и личность. То есть
личность всегда конкретно-исторична.

Во внутреннем,
духовном мире человека отражается весь
мир природы и культуры. В этом смысле и
называли древние греки человека
«микрокосмосом».

Духовность и есть
жизнь человека как биологического
индивида и как личности. Духовность
человека существует как бы в поле,
порождаемом двумя полюсами: уникальностью
человеческой индивидуальности и ее
самоценностью, с одной стороны, а с
другой – сопричастностью к универсальности,
целостности космоса (природы и культуры
социума). Именно это имел в виду Гете,
знаменитый немецкий мыслитель, когда
говорил, что «под каждой могильной
плитой лежит всемирная история».

Понимание
человеческой целостности как единства
(конечно, развивающегося) этих трех
составляющих – биологической, социальной
и духовной – позволяет ответить на
вопрос, что значит «жить по-человечески».
Это жить не просто духовно, а так, чтобы
физическое совершенство, социальная
зрелость и внутренняя духовность
постоянно взаимодополняли друг друга.
Развивающееся единство и должно стать
самоцельно в жизни человека. Духовность
как раз и служит связующим звеном
внутреннего мира с миром в целом. Но не
только самоцелью. Будучи разумным
существом, человек становится ответственным
не только за собственное благополучие,
но и за судьбы мира, за его становление
до уровня ноосферы.

Саморазвитие
человеческой целостности через реализацию
тенденций саморазвития мира, через свою
уникальность, свободу и мировую
уникальность – в этом высший смысл
человеческой жизни. Естественно,
возникают вопросы: при каких же условиях
такой смысл человеческой жизнедеятельности
может реализоваться? достаточно ли для
этого внутренней установки, желания
самого человека? На наш взгляд, решение
этой проблемы лежит в системе человек
– общество – природа. Диалектика состоит
в следующем: человек не может стать
духовным (видящим свою свободу не в
потребительстве, а в органическом
единстве с человечеством и природой)
без необходимых социальных и природных
основ.

Человечество и
природа в нынешней ситуации не могут
сохранить себя без людей с «человеческими
качествами», без человека духовного.
То есть тут мы с вами уходим в область
глобальных проблем, нового политического
мышления, гуманизма и т. д. Иначе говоря,
решение этой проблемы на современном
витке человеческой цивилизации лежит
в системе взаимоотношений человек –
общество – природа. Ясно одно: будущее
человечества за тем обществом, которое
сумеет создать лучшие условия для
проявления человеческих способностей
и духовности человека.

Литература:

1. Радугин, А.А.
Философия: курс лекций / А. А. Радугин.
1997.

2. Человек и его
бытие как проблема современной философии.
М., 1978.

3. Камю, А. Бунтующий
человек / А. А. Камю. М, 1990

4. Коган, Л.А. Жизнь
как бессмертие / Л. А. Коган // Вопросы
философии. – 1994. №12.

5. Лакс, Дж. О
множественности человеческой природы
/ Дж. Лакс. // Вопросы философии. 1992. №10.

studfile.net

56. Личность и общество. Понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.

Начиная
рассуждение о взаимоотношениях личности
и общества,
общество
представляет собой устойчивую систему
взаимоотношений между людьми. Общество
как система взаимоотношений между
людьми оказывает воздействие на отдельные
личности как его элементы. Социологи
указывают на два способа воздействия
общества на личность:

• специально
организованное воздействие на личность
через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие
на личность через перестройку ее
микросреды, условий жизнедеятельности.

Человек
есть продукт времени и обстоятельств,
в которых он живет
.
Взгляды, идеи в общем случае определяются
обществом; человек думает так, как его
принуждает думать «дух времени». С
изменением общественного строя меняется
положение личности, ее интересы и
потребности.

Взаимоотношения
личности и общества – это, прежде всего,
взаимоотношение интересов. В общественных
интересах выражается то, в чем
заинтересовано общество в целом (развитие
экономики, средств коммуникации, охраны
окружающей среды и т. д.). К общественным
интересам относятся и интересы социальных
групп данного общества. Личные интересы
выражают потребности отдельного
человека, связанные с обеспечением его
материальных нужд и духовных запросов.

Концепции:

Существуют
различные концепции относительно
соотношения общественных и личных
интересов. Одна
из них отдает приоритет интересам
личности
.
Эта концепция конкретизировалась,
например, в требовании свободы частного
предпринимательства, невмешательства
государства в дела предпринимателей.
Концепция приоритета интересов личности
иногда перерастает в концепцию
абсолютной свободы личности
.
Но если посмотреть на реальное положение
дел, ведь человек не может быть независимым
от окружающей среды, как социальной,
так и природной.

Другая
концепция утверждает приоритет
общественных интересов перед личными

(например, концепция «естественной
морали» Ф. Бэкона).

И
наконец, третья концепция При этом,
конечно, нужно учитывать, что полного
совпадения личных и общественных
потребностей и интересов достичь
невозможно. Интересы людей здесь нужно
рассматривать в соотношении с главными
особенностями образа жизни их социальной
среды.

Индивид,
индивидуальность, личность, человек.

Человек

это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей степени
развития живой природы — к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.

Личность
— это человек как общественное и
природное существо, наделенное сознанием,
речью, творческими возможностями.

Индивид
— это единичный представитель вида «homo
sapiens» . Как индивиды люди отличаются
друг от друга не только морфологическими
особенностями (такими, как рост, телесная
конституция и цвет глаз), но и
психологическими свойствами (способностями,
темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность
— это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *