Психологический подход – Психологический подход . Что такое «Психологический подход «? Понятие и определение термина «Психологический подход » – Глоссарий

Основные психологические подходы






К исследованию личности

 

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.



Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).




Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

 

Становление личности

 

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

 





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту









Поиск по сайту:










poisk-ru.ru

Девять основных подходов в практической психологии

Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующие вопросы. Первый: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов те же — внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Сделав таблицу, где осями будут ответы на эти вопросы, можно выделить девять основных подходов в практической психологии.

За все внутреннее и за все внешнее поведение отвечают внешние обстоятельства: стимулы. Человек полностью в схеме Стимул-реакция. См.→

  • Необихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход

За внешнее поведение отвечают внутренние переменные (импульсы, состояния и ментальные карты), но сами эти внутренние переменные определяются внешними обстоятельствами и могут быть ими изменены.

  • Подход традиционной педагогики и работодателя

Для традиционной педагогики чувства школьника могут быть любыми и разными, естественно отражая обстоятельства жизни и то, что с ним происходит, но за свое поведение (соответственно возрасту) человек отвечает сам, лично. Аналогично, работодатель спрашивает с человека за то, что тот сделал либо нет, мало интересуясь внутренними душевными обстоятельствами наемного работника.

  • Юнгианство и гуманистический подход

Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но его внутренний мир, подлинные чувства и направление естественного развития определяются тем, чем он есть, его самостью.

Внутренний мир человека — арена борьбы внутренних бессознательных импульсов. а внешнее поведение — выражение результатов этой борьбы.

  • Деятельный подход

Мысли и переживания человека — не простое отражение внешних обстоятельств жизни, а преломление через его систему мотивов и личностных конструктов. А за свое поведение человек отвечает сам. См.→

  • Духовные подходы

Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но за свой внутренний мир, мысли и чувства он отвечает лично, отвечает сам!

  • Экзистенциальный подход

В поведении надо выражать то, что идет из нас изнутри, а внутри мы имеем право на полную внутреннюю свободу. Мы — господа своего внутреннего мира!

  • Личностно-деятельный подход

Любая мысль и любая эмоция должны быть адресны и целесообразны. И за то, что у меня в душе, и за свое внешнее поведение — отвечаю я сам лично, как Автор своей жизни. См.→

Ограничения

Приведенная выше типология едва ли может описать все поле психологии, они имеет свои естественные ограниченности хотя бы в силу того, что любое описание беднее жизни. В частности, типология обходит стороной ценнейшее достижение советской психологии: деятельностный подход. Для деятельностного подхода нужно выделять еще одну ось: как внутреннее, так и внешнее поведение определяется не только внешними обстоятельствами, внутренними импульсами и состояниями человека, и не только его личным выбором, но системой деятельностей, в которую этот человек включен.

www.psychologos.ru

Основные подходы в практической психологии

Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь.

Если психолог хочет на что-то посмотреть объективно, он уже сделал свой личный, субъективный выбор: он смотрит на происходящее с позиции объективности, и его уже поймут не все, а только те, кто готов сделать аналогичные выборы. Соответственно, нет психологии вообще, есть разные психологические подходы, шире – разные психологические парадигмы.

Парадигма в практической психологии – это мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий понятийный аппарат. Когда парадигма воплощается в те или иные конкретные теории или практики, говорят уже о подходе. Например, поведенческая парадигма — это мировоззренческая база, поведенческий подход — конкретные теории и практики.

Психологи, принадлежащие к разным подходам, одну и ту же проблему клиента решают существенно разными способами. Как факт, вокруг каждого направления со временем, постепенно группируются «свои» клиенты, которым помогает именно этот метод и которые уже не понимают, плохо воспринимают другие методы, а иногда начинают относиться даже со враждебностью.

Иногда возможно определить, что конкретно этому клиенту более всего подойдет именно этот психолог или психотерапевт.

Мужику сказали, что здесь его отучат от курения, он забежал на полчаса: «Доктор, это, мне бы с табаком завязать!» — Мягкая экзистенциональная психотерапия здесь едва ли уместна, а директивный бихевиоральный подход может оказаться эффективнее.

В других случаях разные направления могут работать примерно с одинаковой эффективностью.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета — и это может сработать. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета, — это может оказаться эффективным. Гуманистический психолог будет выслушивать и помогать клиенту найти в себе собственные силы для решения этой жизненной ситуации, — и когда-то это окажется замечательным решением.

При самом крупном делении можно выделить следующие подходы (парадигмы):

С англичанином нужно говорить на английском языке, с ребенком — на языке, понятном ребенку, с мужчинами — по мужски, с женщинами — на языке, доходящем до сердца женщины. У мужчин и женщин разные взгляды на личность, личностный рост и развитие. Практическая психология не может абстрагироваться от гендерных особенностей, от особенностей мужского и женского мировосприятия, разного подхода в отношении к себе и другим, к отношениям. Мужской или женский подход в практической психологии — это разговор о гендере практического психолога, о его (или ее) ценностях, инструментах и предпочитаемых стилях работы. См.→

Авторских школ и конкретных подходов в практической психологии, особенно в области психотерапии — многие сотни. Если их как-то систематизировать, можно выделить подходы психотерапевтические и развивающие, подходы этической направленности (гуманистический подход, православная психология, логотерапия Франкла, синтон-подход) и подходы инструментальные (НЛП, большинство техник бихевиорального подхода). По распределению власти между клиентом и психологом очевидно выделяются директивный подход и недирективный, клиент-центрированный подход. Возможно, в качестве отдельных можно выделить трансформационные подходы, направленные на изменение состояний и глубинных убеждений (тренинги состояний и трансформационные тренинги навыковые подходы, обучающие конкретным навыкам либо навыкам универсального плана, а также просветительские подходы.

Трансформационные тренинги работают с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, Инсайт, Озарение​, Прощение и т.д.), которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Естественно, что в большинстве трансформационных тренингов человек тоже получает какие-то навыки, но они не являются главной задачей тренинга.

Четыре основных подхода в практической психологии

Простая типология, выявляющая четыре основных подхода в практической психологии, образуется на пересечении двух осей: гуманитарный — естественнонаучный и поведенческий — феноменологический подходы. Полностью поведенческий и естественнонаучный подход — бихевиоризм. Естественнонаучный подход, описывающий внутреннюю часть жизни человека — когнитивный подход. Гуманитарный подход к описанию внутренней жизни человека — глубинно-личностный подход. Гуманитарный подход в сочетании с поведенческой ориентацией — личностно-поведенческий подход. См.→

Девять основных подходов в практической психологии

Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующий вопросы. Первый вопрос: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Таким образом можно выделить девять основных подходов в практической психологии. См.→

www.psychologos.ru

Общая психология. Лекция 2. (Конспект лекций по общей психологии)

?

LiveJournal

  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

anchiktigra.livejournal.com

ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД это что такое ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД: определение — Психология.НЭС



ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД это что такое ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД: определение — Психология.НЭС

  • Психология.НЭС

    • Право.НЭС

    • Философия.НЭС

    • Социология.НЭС

    • Экономика.НЭС

    • Педагогика.НЭС

    • Политика.НЭС

    • История.НЭС

О проекте | Правила | Контакты

Национальная психологическая энциклопедия β

  • Словари

  • Термины

  • Персоны

  • Новости

  • Каталог

vocabulary.ru

Личность в основных психологических теориях

Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.

Личность по У. Джеймсу

По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную лич­ность и духовную личность. См.→

Личность в бихевиоризме

«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).

Личность в психоанализе

По З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).

Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.

Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.

Личность в когнитивном подходе

Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.

Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.

Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.

Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.

Личность в деятельностном подходе

Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→

Личность в гуманистической психологии

Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.

Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).

Теории личности в психологии

В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:

  • психобиологические личности (У. Шелдон, США),
  • биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
  • психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
  • психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
  • и т.д. См.→

www.psychologos.ru

Я-подход — психология

Подход психологии Я: Хайнц Кохут

Источник: https://infopedia.su/16xc4a6.html

Какие существуют подходы в психологии

Любое явление в психологии можно изучать с разных точек зрения, или, иными словами, в русле определенного подхода. Один психологический подход не исключает другого, скорее, предоставляет возможность посмотреть на предмет исследования с иной стороны, осветить те его стороны, которые остались в тени при использовании других направлений.

В процессе развития психологии сформировалось множество научных подходов. Некоторые из них уже утратили актуальность, позиции других крепки до сих пор. Посмотрим, какие основные подходы выделяются в науке в наше время и какие подходы в психологическом консультировании сформировались на их базе.

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются.

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний.

Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами  и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение.

Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Рекомендуем: Мортидо — это

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека.

Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека.

Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний.

Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее.

Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку.

Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Практические методы

Психологическое консультирование проводится с психически здоровыми людьми для того, чтобы помочь им разрешить внутренние или межличностные конфликты. Во время консультации психолог пользуется приемами и методами, разработанными в рамках определенного подхода, причем один психологический подход может дать жизнь нескольким видам психотерапии.

Рекомендуем: Что такое редукционизм в психологии?

Итак, какие виды терапии чаще всего применяются в современном консультировании?

  • Поведенческая терапия (на основе теории бихевиоризма) ставит задачу замены нежелательных способов поведения полезными. Этот вид особенно эффективен для лечения фобий и зависимостей, то есть тех расстройств, где можно выделить конкретный симптом, с которым работает специалист.
  • Психоаналитическое направление и выделившиеся из него индивидуальная психология, аналитическая психология, самоанализ и другие. Все эти методы основаны на распознавании глубинных мотиваций, которые влияют на поведение человека.
  • Экзистенциально-гуманистическое направление (на основе гуманистической психологии) призвано помочь человеку осознать цель жизни, определиться с основными ценностями, не бояться нести ответственность за свой выбор.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/podxody-v-psixologii.html

Основные психологические подходы

Источник: https://poisk-ru.ru/s39773t4.html

Личностный подход | Психология взаимоотношений

Уже более 100 лет, начиная с Джеймса (James, 1890), понятие личности (эго), по мнению многих ученых, играет ключевую роль в психологической проблематике (см. обзор в работе Markus & Cross, 1990).

Хотя Джеймс и многие его западные пос­ледователи говорили о том, что эго может по-разному восприниматься в разных культурных системах, до недавнего времени немногие психологические исследо­вания обращались к этой теме.

Определяется ли концепция личности культурой? На этот вопрос исследователи хором отвечают «да», утверждая, что это, вероятно, одна из самых важных концепций, определяемых культурой.

Представляя авангард современных взглядов на культуру и эго, Маркус и Кита-яма (Markus & Kitayama, 1991) не только предположили, что разные культуры формируют разную психологию эго, но и высказали мысль о том, что Я-концепции,

Возможно, во многом определяют характер культуры. Маркус, Китаяма и др. оха­рактеризовали обусловленные культурой возможности «существования» эго, осо­бо выделив два его вида: независимое Я и взаимозависимое Я (находящееся в от­ношениях взаимозависимости с другими людьми).

Независимое Я, которому свойственно ощущение автономии и относительной обособленности от окружаю­щих людей, имеет более широкое распространение на Западе. Взаимозависимое Я преобладает в Азии.

Последнему присущ акцент на взаимосвязи индивида с окру­жающими; самоидентнчность не ограничена личностью индивида, а распределена в социальном аспекте и включает значимых окружающих. Просматривается явное подобие данных Я-концепций и индивидуализма-коллективизма.

Тем не менее стоит определить как декриптивный,*так и прескриптивпый характер установок, связанных с Я-концепциями и с индивидуализмом-коллективизмом. Девиз коллек­тивизма можно сформулировать примерно так: «Группа, к которой я принадлежу, важна», девиз взаимозависимого Я: «Я — это группа, к которой я принадлежу».

Многие исследования Маркуса и Китаямы (например, Markus & Kitayama, 1991), Хайне и Лемана (например, Heine & Lehman, 1995,1997), Сингелис (напри­мер, Singelis, 1994) и др. посвящены изучению данного культурного параметра личности.

Появились и другие научные работы по проблеме «культура и эго», в том числе сеставленное Шведером (Shweder, 1995) описание божественного начала личности у индийцев, исповедующих индуизм; в данном случае эго не столько рас­пределяется в социальном плане, включая других людей (как происходит с эго, находящимся в отношениях взаимозависимости с окружающими), сколько пере­распределено в духовном плане, с учетом реинкарнаций и всего живого.

Какими научно-методическими принципами для анализа культурных различий в умозаключениях вооружает нас личностный подход? Здесь возникают два основ­ных соображения. Во-первых, весьма важным становится осмысление схемы соци­альных связей, которая может оказывать потенциальное влияние на осмысление индивидом Я-концепции.

Внимание, которое индивид уделяет окружающим, включенным в данную схему, также может определяться Я-концепиией; кроме того, скорее всего Я-концепция повлияет на отношение к окружающим при выне­сении суждений. Во-вторых, анализ Я-концепции способствует более широкому взгляду на умозаключения, при котором учитывается фактор Я.

Иными словами, воздействие Я-концепции можно обнаружить за рамками самооценки как таковой.

Например, может показаться, что когнитивный диссонанс не связан с эго, однако Хайне и Леман (Heine & Lehman, 1997) доказывают, что японцы реже сталкивают­ся с проблемой диссонанса, чем канадцы, и причина этого — в ином осмыслении социального контекста и эго.

Posted in Психология и культура

Источник: http://pciholog.com/psixologiya-i-kultura/lichnostnyj-podxod/

В серии статей и в двух книгах X.Кохут (Kohut Я., 1971, 1977) предложил совершенно особую метапсихологию, кли­нические объяснения и терапевтические процедуры для нарцис­сических расстройств личности.

В сущности, он доказывает, что существует группа пациентов, психологические отклоне­ния у которых занимают промежуточное место между психоза­ми и пограничными расстройствами, с одной стороны, и пси­хоневрозами и легкими расстройствами характера — с другой.

В отличие от фрейдовской теории конфликта, Кохут развивает теорию дефицита.

Психоаналитическая модель кон­фликта и психоаналитическая модель дефицита сравнимы по следующим категориям: 1) основная стадия развития — эдипова/преэдипова; 2) основные взаимоотношения — триада/диада; 3) цель психотерапии — проработка конфликта/ новая структура Я; 4) фактор изменения — инсайт/эмпатия; 5) «модус операнди» — терапевтическая нейтральность и интерпретация/эмпатия и возмещение раннего дефицита.

В своей ранней работе «Анализ Я» («The Analysis of the Self», 1971) Кохут оперирует фрейдовскими терминами «нар­циссическое либидо» и «объектное либидо», понимая их ина­че. Он предполагает, что нарциссическое либидо и объектное либидо имеют независимые источники энергии, независимые линии развития и трансформации и отражают различные виды опыта.

И нарциссическое, и объектное либидо катектируют на объектах. Объектное либидо катектирует на «истинных» объектах, сепаратных от субъекта; нарциссическое либидо катектирует на Я-объектах, где объект переживается как продолже­ние Я.

Сцепленное и сепаратное Я формируется в процессе трансформации нарциссического либидо; это означает, что развитие Я происходит независимо от развития объектного либидо.

Ранний нарциссический либидозный опыт присутствует в двух видах: грандиозных Я-конфигураций, связанных с «отзеркаливающими» Я-объектами, и Я-образов, слитных с архаическими идеализируемыми Я-объектами. Первое пережи­вается как «Я совершенен, Ты оцениваешь и отражаешь Мое «совершенство», второе — «Ты совершенен и Я часть Тебя».

Кохут описывает процесс здорового развития как посте­пенное формирование реалистических образов Я и объекта за счет интернализации высших взаимоотношений с Я-объекта­ми м устойчивые психические структуры. Этот процесс называется «трансмутирующей интернализацией», т.е. «преобразующей интернализацией».

Процесс «запускается» естественными и неизбежно увеличивающимися разочарованиями в самом себе и в идеализируемых Я-объектах с самого раннего дет­ства. Если фрустрация, приводящая к разочарованию, яв­ляется оптимальной фазе развития, это приводит к росту и зрелости.

Грандиозное Я в течение первых нескольких лет жизни развивается в зрелое Эго, характеризующееся само­уважением, амбициями и способностью к удовольствию; процесс этот протекает главным образом во взаимоотноше­ниях с матерью.

«Идеализированное родительское имаго» развивается к 4—6 годам (в процессе взаимодействия с обо­ими родителями) в «идеализированное Суперэго», выпол­няющее функции, связанные с идеалами и целями. Однако, если фрустрация желания слияния является разрушающей, т.е.

экстремальной и хронической (а не оптимальной), то это ведет к фрагментации личности, наблюдаемой при по­граничной патологии, вплоть до разрушения личности при шизофрении. Средняя по интенсивности фрустрация ведет к задержке развития на уровне архаичных Я-структур — гран­диозной и идеализируемой — образующих биполярную кон­фигурацию.

В работе «Реставрация Я» («Restoration of the Self», 1977) Кохут одновременно и критикует теорию влечений, и пы­тается примирить свои представления с классической фрей­довской теорией.

Исследователь рассматривает влечение как продукт личностной дезинтеграции, подчеркивая, что по­иск удовлетворения, жадность и/или гнев выступают на первый план только в случаях тяжелой патологии.

Автор вво­дит принцип комплиментарности, в соответствии с которым предполагается, что психология Я адресуется другой облас­ти человеческого опыта, дополнительной по отношению к той, что находится в фокусе классической теории влечений. Он вводит метафоры «человек трагический» и «человек ви­новный».

«Человек виновный», рассматриваемый в теории влечений, вытесняет содержание, включая влечения и кастрационную тревогу. «Человек трагический», рассматривае­мый психологией Я, вытесняет структуры, т.е. расщепленные и фрагментарные аспекты Я. Кохут проводит диагностические различия между «структурными неврозами» и «расстройства­ми Я».

Он считает, что объяснительный контекст теории влечений адекватен для структурных неврозов, когда Я уже сформировалось. Не конфронтируя прямо с классической теорией, автор шаг за шагом переносит акценты с импульсов и конфликтов как движущих сил развития на межличностные отношения.

Его концепт «отзеркаливание» к 1977 году зна­чительно расширился по своему значению и стал включать п себя целую матрицу взаимодействия «мать—ребенок». Под «отзеркаливанием» понимается не только отражение гран­диозности, но и надежность, забота, эмоциональная адекватность, эмпатическое отношение в целом.

При том, что в клинических иллюстрациях обращается внимание на всю комплексность взаимоотношений ребенка с родителями (см. «The Two Analyses of Mr. Z», 1979), в своих теоретических формулировках исследователь центрирует все межличност­ные категории вокруг понятия «нарциссических потребностей».

Поэтому значимые Другие в развитии личности оста­ются, скорее, схематичными фигурами, важными только с точки зрения выполнения ими ролей: удовлетворение либо фрустрация нарциссических нужд. В этом обнаруживается сходство с теорией влечений, где объекты важны с точки зрения удовлетворения или торможения последних. Кохут атрибутирует всю психопатологию нарциссическим поражениям из-за недостаточности «отзеркаливания» или идеа­лизации, поскольку понятие «нарциссизм» является для него центральным.

Поиск Лекций

К исследованию личности

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный.Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е.

системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е.

подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.

Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я).

Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.

Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.

[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.

Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход.

В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы.

Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б.

Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств».

А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами.

Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется.

В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е.

выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности.

Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход.

Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж.

Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.

), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов.

Чтобы понять сущность этой теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д.

Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р.

Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные.

В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения).

Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов.

Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка.

Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п.

Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Экзистенционально – трансперсональный(гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е.

в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е.

всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А.

Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа.

А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности.

Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества.

Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов.

Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия.

При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей.

Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности.

Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится.

Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития.

Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

obu4ayka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *