Гештальт терапия что это такое википедия – — .

Гештальт-терапия — Википедия

Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах[1][2]. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самоосознавание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход[1].

Гештальт-терапия не является прикладной отраслью гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые идеи последней.

Основные концепции и процесс терапии

Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.[1]

В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл.[2] Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.[1]

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.[1]

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.[2]

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания.[1] По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии.[1]

Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности.[1] Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.

История

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ, и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа.[1] Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии, экзистенциальной психологии, психодрамы и других популярных в 1940-х идей.

Совместно с Полом Гудменом (англ. Paul Goodman) и Ральфом Хефферлином[en] (англ. Ralph Hefferline) в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (англ. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality). В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.

По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения. Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.[1]

Теория

Создатели гештальт-терапии считали это направление психотерапии абсолютно практическим и не подлежащим теоретическому изучению. У Фрица Перлза даже было понятие «слоновье дерьмо» — специально для обозначения теоретизирования. Однако, с течением времени объём сведений и осмысление опыта гештальт-терапии потребовали теоретической систематизации и анализа. И тем и другим впервые занялся Пол Гудмен, именно ему мы обязаны первым построением кривой цикла-контакта и введением едва ли не большинства определений современной гештальт-терапии. Изначально теория гештальт- терапии опирается одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них) — холистичности, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф. Перлза: «здесь и как»[3]), ограничении попыток интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.[источник не указан 1266 дней]

Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. В этом процессе выделяются три важные функции:

  • Id — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
  • Personality — совокупность процессов мнезиса;
  • Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.

С точки зрения Сержа Гингера всё, что происходит с человеком, есть события, происходящие на границе-контакт, то есть граница-контакт одновременно обеспечивает обособление человека от среды и она же одновременно обеспечивает возможность взаимодействия со средой.

Подход к сопротивлению в гештальт-терапии коренным образом отличается от подхода аналитических направлений. Гештальт рассматривает сопротивления как способы взаимодействия организма со средой, некогда имевшие высокую эффективность для взаимодействия, но здесь и сейчас либо неуместные, либо вообще единственно доступные клиенту как способы взаимодействия (например, для клиента-наркомана самым характерным способом взаимодействия будет конфлюэнция второго типа, вполне органичная при взаимодействии матери и младенца). В связи с этим сопротивления клиента, естественно демонстрируемые им в ходе взаимодействия с терапевтом, используются как основа эффективного поиска неосознаваемых клиентом потребностей.

Ещё одна функция терапии в гештальте — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей. (Например, молодая женщина, жена моряка, жалуется на избыточный вес. В ходе терапии выясняется, что она сильно полнеет, когда её муж в плавании. Отмечается также привычка — в начале ночи она идёт к холодильнику и наедается «до отвала», после чего может спать. Ходом терапии клиентка выводится к осознаванию истинной телесной потребности ?— потребности в сексе, — «заедаемой» одинокими ночами. Соответственно, она получает осознавание того, с чем именно ей надо решать проблему.)

Ф. Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия неотделима от гуманистической и экзистенциальной психологии.

Однако, если прислушаться к Клаудио Наранхо, то можно узнать о других истоках и формах гештальт-терапии. Основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии — аспекты осознанности, актуальности и ответственности. Цель и средство традиционной гештальт-терапии — «сознательное осознавание» (Ж. М. Робин, Энрайт, Ф. Перлз, С. Гингер/Женжер). Ситуация проживается клиентом здесь-и-сейчас в присутствии сознания. Степень включённости именно сознания меняется динамически в связи с потребностью, интенсивностью переживаний и т. д. К. Наранхо придерживается иной точки зрения, выделяя актуальность[4]. Одна из основных техник в терапии Наранхо — концентрация на настоящем, здесь и сейчас, что и составляет основу гештальт-терапии Наранхо. Для того, чтобы выделить и отличить эту модальность, Наранхо вводит собственный термин — презентификация: «Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания клиент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его, и управляется с ней, как если бы она была в настоящем».[5] Существуют, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии Наранхо. Один — откровенная просьба к клиенту следовать его намерениям: здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь — презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом).

Необходимо отметить, что подходы К. Наранхо разделяются не всеми школами гештальт-терапевтов.

«Гештальт-молитва»

В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.[6] «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — Дж. Гейнса[7] и М. Шепард[8] — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер.[6] За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. По мнению профессора Университета Миссури Роберта Долливера, это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.[6]

Текст молитвы:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь.

— Фриц Перлз, «Gestalt Therapy Verbatim», 1969 г.

* Последняя строка часто опускается при цитировании.

Оригинальный текст (англ.)

I do my thing and you do your thing.
I am not in this world to live up to your expectations,
And you are not in this world to live up to mine.
You are you, and I am I,
And if by chance we find each other, it’s beautiful.
If not, it can’t be helped.

См. также

Примечания

Литература на русском языке

  • Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
  • Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
  • Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
  • Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
  • Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
  • Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
  • Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
  • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
  • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
  • Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
  • Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
  • Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
  • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
  • Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
  • Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
  • Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
  • Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
  • Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
  • Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
  • Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
  • Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
  • Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.

Ссылки

wikipedia.green

Гештальт-терапия — Википедия. Что такое Гештальт-терапия

Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах[1][2]. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самоосознавание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход[1].

Гештальт-терапия не является прикладной отраслью гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые идеи последней.

Основные концепции и процесс терапии

Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.[1]

В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл.[2] Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.[1]

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.[1]

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.[2]

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания.[1] По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии.[1]

Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности.[1] Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.

История

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ, и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа.[1] Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии, экзистенциальной психологии, психодрамы и других популярных в 1940-х идей.

Совместно с Полом Гудменом (англ. Paul Goodman) и Ральфом Хефферлином[en] (англ. Ralph Hefferline) в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (англ. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality). В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.

По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения. Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.[1]

Теория

Создатели гештальт-терапии считали это направление психотерапии абсолютно практическим и не подлежащим теоретическому изучению. У Фрица Перлза даже было понятие «слоновье дерьмо» — специально для обозначения теоретизирования. Однако, с течением времени объём сведений и осмысление опыта гештальт-терапии потребовали теоретической систематизации и анализа. И тем и другим впервые занялся Пол Гудмен, именно ему мы обязаны первым построением кривой цикла-контакта и введением едва ли не большинства определений современной гештальт-терапии. Изначально теория гештальт- терапии опирается одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них) — холистичности, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф. Перлза: «здесь и как»[3]), ограничении попыток интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.[источник не указан 1250 дней]

Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. В этом процессе выделяются три важные функции:

  • Id — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
  • Personality — совокупность процессов мнезиса;
  • Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.

С точки зрения Сержа Гингера всё, что происходит с человеком, есть события, происходящие на границе-контакт, то есть граница-контакт одновременно обеспечивает обособление человека от среды и она же одновременно обеспечивает возможность взаимодействия со средой.

Подход к сопротивлению в гештальт-терапии коренным образом отличается от подхода аналитических направлений. Гештальт рассматривает сопротивления как способы взаимодействия организма со средой, некогда имевшие высокую эффективность для взаимодействия, но здесь и сейчас либо неуместные, либо вообще единственно доступные клиенту как способы взаимодействия (например, для клиента-наркомана самым характерным способом взаимодействия будет конфлюэнция второго типа, вполне органичная при взаимодействии матери и младенца). В связи с этим сопротивления клиента, естественно демонстрируемые им в ходе взаимодействия с терапевтом, используются как основа эффективного поиска неосознаваемых клиентом потребностей.

Ещё одна функция терапии в гештальте — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей. (Например, молодая женщина, жена моряка, жалуется на избыточный вес. В ходе терапии выясняется, что она сильно полнеет, когда её муж в плавании. Отмечается также привычка — в начале ночи она идёт к холодильнику и наедается «до отвала», после чего может спать. Ходом терапии клиентка выводится к осознаванию истинной телесной потребности ?— потребности в сексе, — «заедаемой» одинокими ночами. Соответственно, она получает осознавание того, с чем именно ей надо решать проблему.)

Ф. Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия неотделима от гуманистической и экзистенциальной психологии.

Однако, если прислушаться к Клаудио Наранхо, то можно узнать о других истоках и формах гештальт-терапии. Основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии — аспекты осознанности, актуальности и ответственности. Цель и средство традиционной гештальт-терапии — «сознательное осознавание» (Ж. М. Робин, Энрайт, Ф. Перлз, С. Гингер/Женжер). Ситуация проживается клиентом здесь-и-сейчас в присутствии сознания. Степень включённости именно сознания меняется динамически в связи с потребностью, интенсивностью переживаний и т. д. К. Наранхо придерживается иной точки зрения, выделяя актуальность[4]. Одна из основных техник в терапии Наранхо — концентрация на настоящем, здесь и сейчас, что и составляет основу гештальт-терапии Наранхо. Для того, чтобы выделить и отличить эту модальность, Наранхо вводит собственный термин — презентификация: «Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания клиент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его, и управляется с ней, как если бы она была в настоящем».[5] Существуют, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии Наранхо. Один — откровенная просьба к клиенту следовать его намерениям: здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь — презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом).

Необходимо отметить, что подходы К. Наранхо разделяются не всеми школами гештальт-терапевтов.

«Гештальт-молитва»

В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.[6] «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — Дж. Гейнса[7] и М. Шепард[8] — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер.[6] За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. По мнению профессора Университета Миссури Роберта Долливера, это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.[6]

Текст молитвы:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь.

— Фриц Перлз, «Gestalt Therapy Verbatim», 1969 г.

* Последняя строка часто опускается при цитировании.

Оригинальный текст (англ.)

I do my thing and you do your thing.
I am not in this world to live up to your expectations,
And you are not in this world to live up to mine.
You are you, and I am I,
And if by chance we find each other, it’s beautiful.
If not, it can’t be helped.

См. также

Примечания

Литература на русском языке

  • Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
  • Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
  • Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
  • Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
  • Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
  • Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
  • Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
  • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
  • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
  • Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
  • Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
  • Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
  • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
  • Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
  • Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
  • Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
  • Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
  • Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
  • Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
  • Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
  • Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
  • Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.

Ссылки

wiki.sc

Гештальт-терапия Википедия

Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — одно из направлений в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах[1][2]. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самосознание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход[1].

Гештальт-терапия не является прикладной отраслью гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые идеи последней.

Основные концепции и процесс терапии[ | ]

Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.[1]

В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл.[2] Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.[1]

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.[1]

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.[2]

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращ

ru-wiki.ru

терапия — это… Что такое Гештальт-терапия?

Гештальт-терапия (нем. Gestalttherapie) — направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры, Джозеф Зингер, Джон Энрайт и др.

Теория

Создатели гештальт-терапии считали это направление психотерапии одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Её базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф.Перлза: «здесь и как»[1]), ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Отдельные гештальт-терапевты[2] считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.
Более того, некоторые исследователи [3] указывают, что борьба терапевта с сопротивлением не принесет ничего, кроме увеличения интенсивности симптома. В этой связи сопротивление клиента, неизбежно возникающее в терапии, стоит использовать как способ поиска реальной, но не осознаваемой, потребности клиента.

Ф.Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия близка гуманистической и экзистенциальной психологии.

Практика

Гештальт-терапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов протекающих в «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. Посредством этого гештальт-терапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных эмоций и чувств. Методы гештальт-терапии направлены на развитие целостного образа человека в пяти сферах его жизни:

  1. Физическая. Включает в себя все аспекты материальной и физической жизни человека (материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная зрелость)
  2. Эмоциональная. Сфера эмоциональных переживаний, чувства (любовь, радость, грусть, восторг…) и способность к их выражению и пониманию.
  3. Рациональная. Способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир.
  4. Социальная. Отношения с другими людьми, (друзьями, коллегами, близкими) культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека.
  5. Духовная. Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе. Знание законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама. Некоторые приемы работы пересекаются с другими направлениями психотерапии, например, известная техника работы с клиентом «горячий стул» или «пустой стул».

Гештальт-молитва

Несмотря на свою иррациональность, «Гештальт-молитва» Ф.Перлза хорошо отражает сущность гештальт-терапии

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Ты — это ты.
А я — это я.
И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно.
А если нет — этому нельзя помочь.

Молитва широко известна не только в Гештальт-терапии, но и в психотерапии вообще. Кроме того, иногда она выступает в качестве отправной точки при дискуссиях по вопросам индивидуальности и взаимозависимости.
Известна легенда, по которой Перлзу предлагали заменить последнюю строчку на
«А если нет — мне нельзя помочь»

См. также

Родственные направления психотерапии

Примечания

  1. Серж Гингер «Гештальт: искусство контакта.», стр.134, М. 2009
  2. Дж. Энрайт, «Гештальт ведущий к просветлению» / «Гештальттерапия. Теория и практика.» / Апрель пресс. Эксмо-пресс 2000 / с.259
  3. Немиринский О. В., «Гештальт-терапия психосоматических расстройств от симптома к контакту»

Литература на русском

  • 1. Перлз Фредерик «Практика гештальт-терапии.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 2. Перлз Фредерик «Гештальт — семинары.» /Институт обще гуманитарных исследований 1998/
  • 3. Перлз Фредерик «Внутри и вне помойного ведра; Практикум по гештальт терапии.» /Петербург-XXI век 1995/
  • 4. Перлз Фредерик «Теория гештальт-терапмм.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 5. Перлз Фредерик , Пол Гудман, Ральф Хефферлин «Практикум по гештальттерапии», /М., 2005/
  • 6. Перлз Фредерик «Эго, голод и агрессия.» /Смысл 2000/
  • 7. Клаудио Наранхо «Гештальттерапия.’’ /Модек 1995/
  • 8. Михаил Папуш «Психотехника экзистенциального выбора.» /Институт обще гуманитарных исследований 2001/
  • 9. Келл Рудестам «Групповая психотерапия.» /Универс 1995/
  • 10. Джозеф Зингер «В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями.» /Класс 2000/
  • 11. «Гештальттерапия. Теория и практика.» /Апрель пресс. Эксмо-пресс 2002/
  • 12. С. С. Харин «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.» /Лучи Софии 1997/
  • 13. И. Г. Малкина-Пых « Техники Гештальта и когнетивной терапии», /М., Экмо, 2004/
  • 14. Ирвен и Мириам Полстеры «Интегрированная гештальт-терапия» /Класс 1997/
  • 15. Ирвин Полстер «Обитаемый человек.» /Класс 1999/
  • 16. Серж Гингер «Гештальт — терапия контакта.» /Специальная Литература 1999/
  • 17. Серж Гингер «Гештальт: искусство контакта.» /PerSe 2002/
  • 18. Уолтер Кемплер «Основы семейной гештальттерапии.» /Издательство Пиражкова 2001/
  • 19. Гертруда Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии.» /Издательство Пиражкова 2001/
  • 20. Гордон Уиллер «Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма», /М., Смысл, 2005/.
  • 21. Эдвин Невис «Организационное консультирование.» /Издательство Пиражкова 2002/
  • 22. Наталья Лебедева, Елена Иванова «Путешествие в Гештальт. Теория и практика» /Речь. С-П 2004/
  • 23. И. Д. Булюбаш «Основы супервизии в гештальттерапии» /Институт Психотерапии. М. 2003/
  • 24. И. Д. Булюбаш « Руководство по гештальттерапии», /Институт Психотерапии. М. 2004/
  • 25. Дж. Даунинг, Р. Марморштейн « Сны и кошмары. Истории из практики гештальттерапии», /М., Алтер Пресс, 2003/
  • 26. Мартель Бриджит «Сексуальность, Любовь и Гештальт» /Речь, С-П, 2005/
  • 27. Харм Сименс «Прапктическое руководство для гештальттерапевтов» /Издательство Пиражкова 2008/

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Гештальтпсихология — Википедия

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, ещё в начале прошлого века подчёркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в Германии. Но её дальнейшему развитию помешала политика. В 1933 году правительство Адольфа Гитлера изгнало всех евреев, работавших в германских университетах. Макс Вертгеймер и Курт Коффка были евреями, и они вместе с остальными ведущими гештальтпсихологами эмигрировали в США. Однако в США в то время господствовал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иного подхода, и гештальтпсихология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое ей удалось занять в Германии. В результате гештальтпсихология прекратила своё существование в качестве отдельной научной школы в 60-е годы XX столетия вместе со смертью Вольфганга Кёлера[2][3].

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии Абрахам Маслоу при создании своей теории самоактуализации испытал влияние Макса Вертгеймера, которого он считал одним из образцов самоактуализированной личности.

См. также

Примечания

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. — С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Ссылки

wikipedia.green

Что такое гештальт-терапия простыми словами. Закрыть, нельзя оставить

Однажды маленький мальчик Коля остался дома один. В тот вечер по телевизору шел фильм ужасов «Кошмар на улице Вязов». Николай начал с интересом следить за развитием сюжета кинокартины, но потом так испугался, что фильм этот просто не смог досмотреть до конца. Однако мальчик часто вспоминал об этом ужастике, прокручивал в голове самые интересные моменты из этого фильма и пытался додумать, чем же все-таки там все закончилось.

Время шло, мальчик взрослел. Он посмотрел множество других подобных фильмов. Некоторые из них были гораздо страшнее, чем «Кошмар на улице Вязов». Но сейчас взрослый парень Коля не может вспомнить ни одного из этих ужастиков. Зато тот недосмотренный фильм из детства он помнит очень хорошо. Почему так происходит? И причем здесь гештальт-терапия? Сейчас разберемся.

Гештальт-терапия: понятие, история возникновения, основные задачи

Гештальт-терапию на сегодняшний день можно по праву назвать одной из самых эффективных методик в современной психотерапии. Она является гуманистическим психотерапевтическим направлением, которое основано на экзистенциальном (осознание жизни и жизненных целей) и экспериментально-феноменологическом подходах.

Впервые о ней заговорил известный специалист Фредерик Соломон Перлз. Произошло это событие в начале 50‑х годов прошлого столетия в США. Вместе со своей супругой Лаурой и коллегами мистер Перлз соединил существенно доработанную ранее существовавшую психоаналитическую теорию с некоторыми концепциями:

  • гештальтпсихологии;
  • феноменологической психологии;
  • философии Дзен;
  • экзистенциально-гуманистической психологии.

Следует отметить, что гештальт-терапия, хотя и вобрала в себя некоторые идеи гештальтпсихологии, не является ее прикладной отраслью.

Основная ее задача заключается в том, чтобы помочь человеку развить самосознание, осознать и завершить деструктивные гештальты. Гештальт-терапевт не копается в бессознательном пациента и не наблюдает за ним со стороны, а берет активное участие в этом процессе.

Специалист, основывая свою деятельность на главных принципах гуманистического подхода, относится к клиенту как к равноправной личности. Терапевт не делится с клиентом какими-то книжными и никому не нужными советами, а просто помогает ему отыскать собственный правильный путь, беря за основу общий опыт и актуальные ресурсы. Также он помогает пациенту принять на себя ответственность за свою жизнь, эмоции, реакции, суждения, действия.

Чтобы понять, о чем именно идет речь, рассмотрим следующий пример. В убогой избушке на берегу реки живет несчастный человек, у которого нет денег даже на то, чтобы купить себе еду. Однажды мимо его домика проходил добрый незнакомец, и бедняк решил попросить у него хоть какую-то пищу. Незнакомец смилостивился, поймал рыбку, накормил бедняка и пошел дальше.

На следующий день ситуация повторилась: незнакомец проходил мимо, бедняк попросил у него еды. Но добрый человек не стал на этот раз напрямую удовлетворять голод бедняка. Он показал ему, как сделать удочку и как ловить рыбу в реке, чтобы всегда быть сытым.

В современном мире гештальт-терапия применяется в таких сферах жизнедеятельности:

  • педагогика;
  • конфликт-менеджмент;
  • консультирование;
  • организационное развитие;
  • личностное развитие;
  • построение коллективов;
  • психотерапия;
  • коучинг;
  • развитие креативности и т.д.

Что такое гештальт и почему его надо закрывать?

Гештальт (с немецкого Gestalt – «целостный образ») – структура, форма, образ в целом, который является чем-то большим, чем сумма его частей. Можно привести в пример мелодию, которая является чем-то более сложным и объемным, чем просто набор отдельно взятых звуков. Воспринимать окружающий мир с помощью гештальтов – это одно из базовых свойств психики человека.

Когда человек, основываясь на своем предыдущем опыте, видит отдельные, незаконченные элементы реальности, он какие-то из этих элементов не берет во внимание, а из других формирует целостный, законченный образ (гештальт).

Формирование гештальтов является для нас жизненно необходимым занятием. Благодаря этому мы можем:

  • вовремя узнать об опасности и избежать ее;
  • хорошо ориентироваться в пространстве;
  • узнавать важные объекты даже тогда, когда что-то в них изменилось и т.д.

В 1992 году в Барселоне проходили Олимпийские игры. Известный легкоатлет из Великобритании Дерек Редмонд принимал участие в полуфинальном забеге на 400 метров. Во время забега парень порвал связки на правой ноге и упал. Но серьезная травма не помешала Дереку продолжить начатое. Превозмогая сильную боль и хромая, легкоатлет упорно бежал вперед, чтобы закончить дистанцию. Отец Дерека, который все это время наблюдал за сыном с трибун, прорвался через охрану и помог ему дойти до финиша. 65 тысяч зрителей аплодировали Редмонду стоя и еще долго восхищались его мужеством и смелостью.

Дерек был профессионалом своего дела. В соревнованиях он участвовал не ради развлечения, а ради победы. После получения такой серьезной травмы стало очевидно, что ни о какой победе не может идти и речи. Более того, продолжая идти, Редмонд рисковал усугубить уже имеющуюся у него травму и уменьшить свои шансы на участие в дальнейших соревнованиях.

Почему же молодому мужчине так важно было дойти до финиша? Дело в том, что стремление к завершению – одно из основных законов формирования гештальта. Именно поэтому Дереку так важно было дойти до финиша. И именно поэтому мальчик Николай не запомнил все просмотренные до конца фильмы ужасов, а недосмотренный «Кошмар на улице Вязов» помнит до сих пор.

Если не завершить гештальт, человек будет, сам того не замечая, постоянно притягивать проблемную ситуацию в жизнь, чтобы завершить незавершенный образ. Это может длиться месяцами, годами и даже десятилетиями. Проблема заключается в том, что человек не может осознать того, что ему необходимо закрыть гештальт, чтобы двигаться дальше. Именно отсутствие осознания существующей ситуации мешает успешно его завершить.

Почему нельзя оставлять гештальт незакрытым?

Рассмотрим данный вопрос на примере девочки Кати. В детстве Катюша была милым, жизнерадостным и любопытным ребенком. Больше всего на свете малышка любила своих родителей. Но если мама всегда была рядом с дочкой, общалась с ней, учила и поддерживала, то папа зачастую отсутствовал, его практически никогда не было в жизни Кати. Из-за своей работы он мог не появляться дома несколько месяцев подряд, потом приехать на месяц и снова уехать в длительную командировку. Кроме того, по своему складу характера отец девочки был эмоционально холодным человеком. Он почти никогда не обнимал Катюшу, очень редко хвалил ее, не интересовался, как у нее дела, постоянно поучал малышку и делал ей замечания без особых поводов.

Катеньке очень не хватало папиной любви и заботы. Она старалась разными способами привлечь его внимание, но у нее ничего не получалось. Девочка сильно огорчалась по этому поводу. Чтобы не потерять надежду, она часто повторяла себе: «Я должна быть хорошей девочкой и больше стараться. Тогда папочка точно обратит на меня внимание и станет меня любить».

Прошли годы. Малышка Катюша превратилась в красивую, обаятельную, умную молодую женщину Екатерину. У нее всегда было много поклонников, которые были готовы ради нее почти на все. Но почему-то Катя постоянно обращала внимание на мужчин определенного типа: отстраненных, холодных, черствых, высокомерных молодых людей, с которыми она чувствовала нехватку любви. Катя выбирала мужчин, которые были очень похожи на ее отца. Почему же в жизни девушки из раза в раз возникала такая ситуация?

Дело в том, что из-за холодного отношения отца к ней в детстве Катя сделала вывод, что она недостойна любви главного мужчины своей жизни, которым для каждой девочки является ее папа. А это значит, что она недостойна любви и всех других мужчин.

Поэтому всю жизнь Катерина подсознательно старается завершить свой гештальт: доказать представителям сильного пола, что она хорошая девушка, которая достойна любви и внимания. Вначале Катя доказывала это отцу. Когда же она выросла, то стала находить тех мужчин, которые подсознательно ей напоминали отца. Всех других парней, даже тех, которые ее по-настоящему любили, Катя отвергала сразу же, потому что они не соответствовали ее подсознательным ожиданиям.

Вот так работает незавершенный гештальт. Если вовремя его не закрыть, в вашей жизни будет постоянно возникать одна и та же проблема, которая нарушит ваш душевный покой, сделает вас тревожными, напуганными, «подарит» массу негативных эмоций. Люди, у которых незакрыт гештальт, зачастую обладают низкой самооценкой, испытывают панический страх или болезненные переживания.

Как закрыть гештальт в отношениях?

Незавершенный гештальт плохо влияет на качество жизни. Он оставляет негативный осадок в подсознании и заставляет человека портить отношения не только с окружающими, но и с самим собой. Что же нужно делать, чтобы завершить гештальт?

Разберитесь со своими приоритетами, желаниями, потребностями. Определите, какие из них до сих пор актуальны, а у которых уже давно истек срок годности. То, что было важной мечтой в детстве, в более зрелом возрасте может показаться обычной детской фантазией. Все маленькие девочки мечтают выйти замуж за принца на белом коне, но менеджера среднего звена встретить намного легче, чем представителя семьи аристократов, в венах которого течет голубая кровь.

Простите человека, с которым у вас не сложились отношения. Простить – значит перестать испытывать чувство обиды и злость на человека, ранее занимавшего в вашей жизни важное место.

Отпустите все те чувства и мысли о человеке, которые вас угнетают и не дают вам двигаться дальше. На первый взгляд может показаться, что это невозможно, ведь как можно забыть о том, что много времени занимало почетное место в вашем сердце? Важно не подавлять свои чувства и эмоции, а прочувствовать их сполна, а затем с легкой душой отпустить.

Испытайте благодарность. Мысленно поблагодарите человека за то, что он был в вашей жизни и помог вам испытать те или иные эмоции. Без него вы не были бы тем, кем вы являетесь сейчас.

Поменяйте сценарий. Начните вести себя совершенно по-другому. Если вы начали замечать, что ситуация повторяется и с новым партнером, значит пора что-то менять. Новая стратегия поможет избежать прошлых ошибок. Если вы долго не можете чего-то добиться от партнера, попробуйте на некоторое время отпустить ситуацию и не волноваться по этому поводу. Очень часто таким образом можно увидеть решение проблемы, которое все это время было прямо перед вашими глазами.

Не бойтесь закрывать гештальты, выходить из зоны комфорта и двигаться вперед, ведь жизнь не стоит на месте. Без сожаления избавляйтесь от обид, злости, негативных эмоций, людей и вещей, которые больше вам не нравятся. Сделайте свою жизнь более легкой и комфортной!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расскажите друзьям:

bestlavka.ru

что это такое простыми словами, рекомендации экспертов

Изучи английский язык в совершенстве за 20 занятий. Экспресс-курс. Преподаватель из Калифорнии. Пиши в Ватсап 8 (950) 637-01-86


Обратиться к пихотерапевту в России сродни записать себя в неадекваты. Настолько предвзято у россиян отношение к врачеванию души. Вот так и живет среднестатистический российский гражданин: копит в себе негативные эмоции, раз за разом проживает ситуации, которые давно пора отпустить, и не перестает удивляться, как это он умудряется попадать в одни и те же неприятности.

А проблема-то может крыться всего-навсего в незакрытом гештальте — явлении, которым как раз и занимается гештальт-терапия. Что такое гештальт-терапия простыми словами, читайте ниже.

Основы гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой психотерапевтический подход, направленный на восстановление внутренней целостности личности. Данное направление психотерапии было разработано группой ученых во главе с немецким психоаналитиком Фрицом Перлзом в середине прошлого столетия.

На ученого оказали влияние восточная философия ( идеи о принятии и осознанности), феноменология (развитие сознания, духа) и психодрама (например, техника “горячего стула”).

Одной из главных задач гештальт-терапии является осознание пациентом всего невысказанного, подавленного и незавершенного. Часто, корнем личностных проблем являются незавершенные ситуации, так называемые гештальты. Что такое гештальт-терапия простыми словами, и как психотерапевт работает с образами клиента, читайте в следующих разделах.

Образы в гештальт-терапии

Немецкое слово gestalt точного перевода не имеет, его приблизительное значение — целостный образ, фигура. Это нечто большее, чем просто сумма частей: не отдельные мазки, а картина; не ноты, а мелодия; не буквы, а слово.

Гештальт отображает наши потребности.  К примеру, человеку захотелось клубничного мороженого, и в холодильнике он будет искать именно фигуру клубничного мороженого среди всех остальных продуктов. И, не найдя его, испытает неудовлетворение.

Разумеется, пример шуточный, но все это имеет отражение в реальной жизни. Так, не получая должную заботу и любовь от родителей, ребенок , уже будучи взрослым, будет искать возможность удовлетворить данные потребности за счет партнера.

При наличии незавершенных ситуаций человек не может рассматривать свои чувства, эмоции и желания как единое целое. Он раз за разом ныряет с головой в прошлое, проецирует незавершенные ситуации на окружающий мир. И, главное, происходит все это неосознанно.

Незавершенные гештальты могут терзать человека годами, принося эмоциональный дискомфорт и разлад в отношениях с людьми. Задача психотерапевта — помочь человеку отыскать их и завершить, хотя бы символически.

Принципы гештальт-терапии

  • Неразделение человека на отдельные составляющие, связь души и тела. В отличие от других методов психотерапии, гештальт-терапия не игнорирует тело человека, а работает с ним. Ещё Сократ писал, что нельзя лечить тело, не уделяя внимания болезням души. Кроме того, не стоит отделять переживания и эмоции человека от его действий, прошлое от настоящего.
  • Принцип “здесь и сейчас”. Гештальт-терапия учит человека фокусироваться на настоящем, жить осознанно. Тяжело находиться одновременно в “двух измерениях”: переживать о прошлом, будучи полностью включенным в реальность. 
  • Самоанализ. Психотерапевт должен подтолкнуть человека к тому, чтобы тот сам научился разбираться в собственных чувствах. Важно уметь самостоятельно закрывать гештальты дабы избежать зависимости от услуг психотерапевта.
  • Принятие проблем. Зачастую пациенты говорят о себе, как о пассивном объекте, с которым “делаются разные вещи”. “Что-то мешает мне это сделать” вместо “я мешаю себе это сделать”, или высказывание недовольства в воздух, вместо того, чтобы прямо сказать собеседнику о своем недовольстве. Гештальт-терапия учит не избегать ответственности и формирует чувство причастности. 

Основные техники

Техники гештальт-терапии, для определения что это такое и простыми словами, делятся на два вида: техники диалога и проективные техники. В первом случае акцент ставится на беседу между между клиент с психотерапевтом, на интерпретацию им своих чувств. Во втором случае идет работа с образами, фантазиями и проекциями. Данное деление весьма условно, так как в работе техники чаще всего применяются взаимосвязано.

В гештальт-терапии используются следующие техники:

  • Директивность — направление поведения. Психотерапевт дает пациенту инструкции и рекомендации о том, как действовать здесь и сейчас, в этот самый момент. Увеличить эффективность директивы помогает обратная связь, интерпретация клиентом своих чувств и эмоций.
  • Работа с речевыми высказываниями. Зачастую люди маскируют под вопросы свои собственные опасения. Интересуясь: ”Ты меня любишь?”, человек на самом деле выказывает неуверенность в наличии у партнера этих чувст.Смена вопроса на утверждение помогает сфокусироваться на проблеме.
  • Диалог верхней и нижней собаки. Применяется при расщеплении личностных фрагментов. Психотерапевт предлагает клиенту провести диалог между двумя частями своей личности. Первая личность — авторитарная, характеризуется обязывающими словами и фразами. Вторая — пассивная, оправдывающаяся, ищущая прощения. Такой диалог помогает лучше понять себя.
  • Пустой стул. Суть техники в следующем: напротив друг друга ставятся два стула. Один из них — это место для собеседника клиента, того, кому следует высказать свои переживания, претензии и недовольство. Клиент садится на второй стул и задает вопрос. Затем пересаживается на место своего собеседника и отвечает от его лица того. Техника помогает выявить причины многих внутренних проблем , а порой даже и разрешить их.

Когда нужно обратиться к гештальт-терапевту?

Вам необходима помощь специалиста, если вы долгое время мысленно возвращаетесь к какой-либо ситуации из и при этом испытываете психологический дискомфорт. Именно эмоциональные переживания, связанные с прошлым, указывают на наличие незакрытого гештальта.

Что такое гештальт-терапия простыми словами смотрите в видео:

Оцените статью:

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Опубликуйте статью в социальных сетях:

mozgvkorobke.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *