Область научной психологии которая разрабатывает методы выявления – Тема 1: Психодиагностика как наука

Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей

Личный состав организации, работающий по найму, – это
(*ответ*) персонал
 учредители
 акционеры
 совет директоров
Материальные способы стимулирования
(*ответ*) заработная плата сдельная
(*ответ*) заработная плата повременная
(*ответ*) соучастие в прибыли
(*ответ*) премия
 соревнование
 почетные звания, дипломы, знаки почета
Мероприятия по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников — _ персонала.
(*ответ*) привлечение
 высвобождение
 сокращение
 эксплуатация
Мероприятия по планированию карьеры, проводимые службой кадров:
(*ответ*) оценка при приеме на работу
(*ответ*) определение на рабочее место
(*ответ*) дополнительная подготовка
(*ответ*) оценка труда и потенциала сотрудников
 первичная ориентация и выбор профессии
 реализация роста
Метод _ оценок — метод прогнозирования, заключающийся в организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лицами, принимающими решения
(*ответ*) экспертных
Метод прогнозирования, заключающийся в организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лицами, принимающими решения, — это
(*ответ*) метод экспертных оценок
 мозгового штурма
 экспертного штурма
 синектики
Моральные способы стимулирования
(*ответ*) соревнование
(*ответ*) почетные звания, дипломы, знаки почета
(*ответ*) обогащение содержания труда
 соучастие в прибыли
 премия
Набор бесплатных льгот при трудоустройстве — это
(*ответ*) соцпакет
 гарантии по кредитам
 комплекс маркетинга
 моббинг
Набор поведенческих характеристик, необходимых для выполнения работы, — это
(*ответ*) компетенция
 локус контроля
 должность
 профессия
Небольшие расходы работодателя являются достоинством такого социального стимула, как
(*ответ*) гарантии по кредитам
 оплата найма жилья
 дополнительное страхование жизни, имущества, по безработице, медицинское страхование
 дополнительное пенсионное страхование
Недостатки кадрового лизинга:
(*ответ*) дороговизна по сравнению со штатным персоналом
(*ответ*) возможная нелояльность сотрудников к компании
 невозможность нанять понравившегося сотрудника в постоянный штат
 невозможность менять сотрудника неограниченное число раз
Неподверженность метода отбора систематическим ошибкам при измерениях характеризует его
(*ответ*) достоверность
 валидность
 вероятность
 обоснованность
Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, — это
(*ответ*) психодиагностика
 профессиография
 психоаналитика
 психометрия

www.soloby.ru

Область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических

Ломаная линия, соединяющая точки, соответствующие величинам частот, откладываемым по оси ординат; единственный способ графического изображения дискретных статистических распределений — это
(*ответ*) полигон частот
Метод психологической диагностики, в котором используются стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, кинофрагменты, задачи, имеющие определенную шкалу значений, — это
(*ответ*) тестирование
 эксперимент
 наблюдение
 опрос
Метод сбора первичной психологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования, — это
(*ответ*) наблюдение
Метод сбора психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного психологического общения психолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования, — это
(*ответ*) опрос
 метод анкетирования
 метод экспертных оценок
 психологический анализ документов
Метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей психологического исследования, — это
(*ответ*) психологический анализ документов
 биографический метод
 метод анкетирования
 метод экспертных оценок
Метод, который предполагает разработку плана управления независимой переменной, создание и измерение специальных условий для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение, — это _ метод.
(*ответ*) Экспериментальный
Метод, предназначенный для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, который позволяет установить, на что направлена активность испытуемого, — это опросники _ .
(*ответ*) мотивов
Модель шкалирования _ – основана на процедурах попарного сравнения испытуемым различных стимулов с точки зрения, например, их новизны, привлекательности, значимости для него.
(*ответ*) Терстоуна
На оперативном этапе сбора данных (в методе наблюдения) осуществляются:
(*ответ*) общее знакомство с объектом и организация условий наблюдения в соответствии с программой
(*ответ*) регистрация данных в дневниках, протоколах, карточках по программе наблюдения
(*ответ*) обработка аудиовизуальных технических записей
 перевод данных на машинные носители и их машинная обработка
На первом этапе процесса шкалирования проводится:
(*ответ*) создание эмпирической системы проявлений исследуемых объектов
(*ответ*) фиксация типов отношений между проявлениями исследуемых объектов
 анализ данных, в зависимости от результатов которого строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал
На подготовительном этапе наблюдения осуществляются:
(*ответ*) разработка программы наблюдения
(*ответ*) проектирование инструментария
(*ответ*) составление инструкций по работе наблюдателей
 обработка аудиовизуальных технических записей
На различных этапах исследования данные проходят: 1) обработку; 2) обобщение; 3) анализ; 4) объяснение; 5) интерпретацию.
(*ответ*) 1,2,3,4,5
 только 1,3
 только 2,5
 только 1,4,5
На результирующем этапе обработки и анализа данных (в методе наблюдения) осуществляются:
(*ответ*) сбор учетных документов, их проверка
(*ответ*) ручная обработка данных
(*ответ*) контент-анализ протокольных и дневниковых записей
 общее знакомство с объектом и организация условий наблюдения в соответствии с программой
Область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, — это
(*ответ*) психодигностика
Оперативный этап исследования предполагает:
(*ответ*) сбор информации
(*ответ*) консультации, экспериментирование
(*ответ*) контроль надежности и достоверности получаемых данных
 логическую и количественную обработку данных

www.soloby.ru

Как называется область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности?

А) практическая психология Б) психодиагностика
В) психологическое тестирование  

 

Как называется область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений?

А)психометрия Б) психологическое тестирование
В) психологическая диагностика  

 

Как называется фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий?

А) эксперимент Б) тест
В) интервью  

 

Как называется метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале?

А) анкета Б) опросник
В) контент-анализ  

 

Как называются методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида?

А) тесты достижений Б) тесты креативности
В) тесты интеллекта  

 

Как называются методики психологической диагностики, выявляющие степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) тесты личностные  

 

Какая разновидность методик предполагает использование неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать?

А) опросники Б) проективные методики
В) тесты интеллекта  

 


Как называется метод терапевтической беседы при оказании психологической помощи?

А) экспериментальная беседа Б) диагностическое интервью
В) клиническое интервью  

 

Как называется группа проективных методик, предполагающая рисование на свободную или заданную тему?

А) конструктивные Б) экспрессивные
В) аддитивные  

 

Как называются тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий?

А) тесты интеллекта Б) тесты достижений
В) критериально-ориентированные тесты  

 

Как называется характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность  

 

Как называется комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность  

 

Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

А) надежность Б) валидность
В) репрезентативность  

 

Как называется характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста?

А) надежность частей теста Б) ретестовая надежность
В) надежность параллельных форм  

 



Как называется один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств?

А) содержательная валидность Б) конструктная валидность
В) критериальная валидность  

 

Как называется информация о том, с какой степенью точности и обоснованности методика (тест) позволяет судить о диагностируемом психологическом качестве спустя определенное время после измерения?

А) очевидная валидность Б) экологическая валидность
В) прогностическая валидность  

 

17. Назовите психолога, создавшего в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию экспериментальной психологии:

А) Ф. Гальтон Б) Г. Эббингауз
В) В. Вундт  

 

18. Назовите психолога, предложившего понятие коэффициента интеллекта (IQ):

А) В. Штерн Б) А. Бине
В) Г. Айзенк  

 

19. Назовите автора, разработавшего двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа:

А) Р. Кеттелл Б) Ч. Спирмен
В) Л. Термен  

 

20. Назовите, вариант интерпретации G-фактора, предложенный Г. Айзенком:

А) внимание

Б) мотивация

В) скорость переработки информации центральной нервной системой

 

21. Назовите исследователя, предложившего модель «структуры интеллекта (SI)», разделившего дивергентное и конвергентное мышление:

А) Г. Айзенк Б) Дж. Гилфорд
В) Р. Б. Кеттелл  

 

22. Назовите автора, создавшего концепцию ментального опыта:

А) Р. Стернберг Б) Дж. Гилфорд
В) М. А. Холодная  

 

studopedia.net

Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения психических свойств и качеств личности, — это

Морально-психологический климат разделяется на
 (*ответ*) здоровый
 (*ответ*) нездоровый
 неустойчивый
 устойчивый
Набор разделяемых персоналом ценностей, образцов поведения, определяющих символов, установок и принятых способов достижения целей, которые отличают данную организацию от остальных, — это
 (*ответ*) организационная культура
 организационная культура управления
 организационное развитие
 технология организационного поведения
Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, — это
 (*ответ*) ценности
 законы
 нормы
 функции
Нарушение общепринятых правил, порядков взаимодействия между людьми — это
 (*ответ*) девиантное поведение
 осознанное поведение
 конфликт
 альтруизм
Наследственно-генетические, анатомо-физические и антропологические признаки – это признаки
 (*ответ*) возрастные
 (*ответ*) половые
 (*ответ*) расовые
 психические
Наука о взаимодействии и приспособлении человека и машины в конкретных условиях его производительной деятельности — это
 (*ответ*) эргономика
 психология
 социология
 политология
Научное предположение о возможном состоянии изучаемого объекта в перспективе — это
 (*ответ*) прогнозирование
 диагностика
 программирование
 делегирование
Необихевиористская концепция, обосновывающая пути достижения желательного типа поведения, — это
 (*ответ*) модификация поведения
 модернизация
 стагнация
 аффилиация
Нудное многократное повторение прописных истин, выражаемых шаблонными, стереотипными фразами, которые не затрагивают ни ум, ни чувства человека, — это
 (*ответ*) морализирование
 психодиагностика
 повторяемость
 внушение
Нужда в чем-то, без удовлетворения которой наносится ущерб человеку как члену общества и как организму, — это
 (*ответ*) потребность
 мотив
 желание
 поведение
Область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения психических свойств и качеств личности, — это
 (*ответ*) психодиагностика
 психотерапия
 психограмма
 морализирование
Образ жизнедеятельности, внешнее выражение деятельности — это
 (*ответ*) поведение
 поступок
 правила жизни
 труд

www.soloby.ru

8.5. Методы научного исследования в психологии

Основное
требование нау­ки — объективность
исследования, т.е. получение достоверных,
надежных, однозначно понимаемых данных.
Объективное изучение человеческой
субъективности предполагает исследование
того, что выражено
во внешнем поведении, запечатлено в
продуктах деятельности человека,
проявляется в общении и во взаимоотношениях
его с други­ми.

Возможно
ли по внешним фактам поведения человека
судить о его внутреннем мире? Как связаны
между собой внутренние, субъективные,
идеальные явления и внешние, чувственно
данные, материальные процессы?

Жизненный
опыт свидетельствует, что по внешним
проявлениям поведения человека — жестам,
мимике, походке, интонациям, особенностям
дыхания, действиям, поступкам и т.п. —
люди оказываются способными делать
выводы о психиче­ских процессах,
состояниях, намерениях. Систематическое
наблюдение повторяющихся форм поведения
у данного человека дает основа­ние
для заключения о наличии у него
определенных черт харак­тера, интересов,
склонностей, способностей и т.п. Иначе
говоря, на уровне житейской психологии
не существует дилеммы, можно или нельзя
по фактам поведения судить о явлениях
субъективно­го мира. Здесь ответ
однозначно положительный.

Научная
психология также утвердительно отвечает
на этот вопрос. Бихевиоризм предложил
свой вариант ответа — всю психологию он
свел к системе внеш­них поведенческих
реакций, сделав ненужными внутренние
про­цессы. В рамках отечественной
психологии был предложен дру­гой
ответ, сформулированный на основе
принципа единства соз­нания и
деятельности. В соответствии с этим
принципом психи­ка,
сознание
человека изучается в единстве внутренних
и внешних проявлений.

Общая
за­дача всех методов объективного
психологического исследования заключается
в том, чтобы по внешнему протеканию
действия адекватно определить его
внутреннюю психологическую природу.
Таким образом,
ме­тодологической
основой объективного метода в психологии
явля­ется принцип единства сознания
и деятельности;


а областью применения объективного
метода является взаимосвязь внешних и
внутренних проявлений психологии
человека (Слободчиков, Исаев, 1995).

Основными
объективными исследовательскими
методами в психологии — как и в
естествознании в целом — являются
наблюдение
и экспе­римент.

В психологии каждый из этих общих методов
выступает в различных формах; существуют
разные виды наблюдения и эксперимента.
К специфическим научно-исследовательским
ме­тодам психологии относятся методы
тестирования,
опроса, ана­лиза продуктов деятельности.

Широкое применение в психоло­гии
нашли также
методы
математического моделирования,
ста­тистический анализ

и др.

Метод
наблюдения

— это преднамеренное, систематическое
и целенаправленное восприятие внешнего
поведения человека с це­лью его
последующего анализа и объяснения.

Объективное наблю­дение в психологии
направлено не на внешние действия сами
по себе, а на их психологическое
содержание; здесь внешняя сторо­на
деятельности лишь исходный материал
наблюдения, который должен получить
свою психологическую интерпретацию и
быть осмыслен в рамках определенной
теории.

Успешность
наблюдения и объяснения его результатов,
в конечном счете, зависит от состояния
знаний в исследуемой облас­ти. На
основе определенного понимания природы
изучаемого явления выдвигается гипотеза
о его зависимости от конкретных факторов,
от их проявления во внешнем поведении.
Гипотеза проверяется в ходе наблюдения
и может подтверждаться, уточ­няться,
опровергаться.

Наблюдение
как научный метод должно отвечать ряду
требований. Оно должно быть
избирательным,
т.е. исходить из чет­ко поставленной
цели, выделять определенный фрагмент
изучае­мой реальности. Наблюдение
должно быть
плановым
и систематическим,
т.е. строиться на основе плана и проводиться
на про­тяжении определенного периода
времени. Важно как можно более подробно
зафиксировать изучаемое поведение,
т.е. необходи­ма
полнота
наблюдения.

Объективность
метода наблюдения повышается, если
исследователь использует технические
средства, например видеомагнитофон. В
таком наблюдении исследователь целиком
занимает позицию извне, а то и вовсе
устраняется из ситуации. Не случайно
идеальным вариантом метода наблюдения
в психологии счита­лось наблюдение
с использованием “зеркала Гезелла”,
пропускающего свет в одну сторону:
исследователь мог видеть все про­исходящее,
при этом оставаясь невидимым. Подобного
же эффекта можно достичь с использованием
видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится
специальная задача добиться эффекта
отсутствия
ис­следователя,

сделать так, чтобы испытуемые не знали,
что за ними наблюдают, и вели себя
естественно, как в обычных условиях.

Принципиальная
трудность объективного наблюдения в
психологии связана с
однозначностью
понимания, истолкования, объяснения
внешних факторов поведения в психологических
понятиях. На результатах наблюдения в
существенной степени сказывается
уровень опыта и квалификация наблюдателя.
Иначе говоря, внешнее наблюдение может
быть объективным в отноше­нии
систематической и полной регистрации
поведенческих фак­тов, но субъективным
при их психологическом истолковании.
Отмеченную трудность можно преодолеть
путем использования других объективных
методов психологии.

Метод
эксперимента
является
основным методом объяснительной
психологии. Напомним, что статус
самостоятельной науки психология
приобрела одновременно с эксперименталь­ным
методом. Основная задача психологического
эксперимента, как и наблюдения, заключается
в том, чтобы сделать доступным для
объективного внешнего восприятия
существенные особенно­сти внутреннего
психического процесса. Но от наблюдения
экс­перимент отличается рядом
особенностей. С.Л.Рубинштейн выделяет
четыре основные особенности эксперимента.

Во-первых,
в эксперименте
исследователь
сам вы­зывает изучаемое им явление

в отличие от наблюдения, при ко­тором
наблюдатель не может активно вмешиваться
в ситуацию.

Во-вторых,
экспериментатор может варьировать,
изменять усло­вия протекания

и проявления изучаемого процесса.

В-третьих,
в эксперименте возможно
попеременное
исключение отдельных ус­ловий

(переменных), с тем чтобы установить
закономерные свя­зи, определяющие
изучаемый процесс.

В-четвертых,
экспери­мент позволяет варьировать
также и количественное соотноше­ние
условий,
допускает
математическую обработку полученных
в исследовании данных

(Рубинштейн,
1946, с.37).

Выделяют
три вида психологического эксперимента:
лабораторный, естественный и формирующий
(психолого-педагогический).

Лабораторный
психологический эксперимент

протекает в специально создаваемых и
контролируемых условиях, как пра­вило,
с применением специальной аппаратуры
и приборов. Первоначальным объектом
лабораторного эксперимента в психологии
выступили элементарные психические
процессы: ощущения, восприятия, скорость
реакции. Отличительной осо­бенностью
эксперимента в лаборатории является
строгое соблю­дение условий исследования
и точность получаемых данных. Большого
совершенства в использовании лабораторного
эксперимента достигла когнитивная
психология, изучающая познавательные
процессы человека. Познавательные
процессы составили основную область
лабораторных исследований психологии
человека.

Однако,
научную объективность и практическую
значимость полу­чаемых в лабораторном
эксперименте данных снижает
искусственность
создаваемых условий. Это связано как с
отдаленностью решаемых в эксперименте
задач от реальных жизненных условий’
испытуемого, так и с невозможностью
фиксировать характер влияния
экспериментатора на испытуемого в ходе
исследования. Поэтому возникает проблема
переноса полученных в лаборато­рии
данных на реальные условия жизнедеятельности
человека. Другими словами,
моделирует
ли экспериментальная ситуация существенные
условия жизни человека?

Этот вопрос всегда оста­ется открытым
в лабораторном психологическом
исследовании.

Естественный
психологический эксперимент
снимает
отмеченные ограничения лабораторного
эксперимента. Идея проведения
психологического эксперимента в
естественных условиях жизнедеятель­ности
людей принадлежит отечествен­ному
психологу А.Ф.Лазурскому. Есте­ственный
эксперимент вырос из педагогической
практики; здесь же он полу­чил признание
и широкое применение.

Основное
его отличие заключается в сочетании
экспериментального ис­следования с
естественными условиями его проведения.
Воздействие исследователя на испытуемых,
основанное на предварительном
предположении (гипотезе) о его характере,
осуществляется в привычных услови­ях
деятельности или поведения. Субъекты,
участвующие в есте­ственном эксперименте,
не подозревают о том, что они выступа­ют
в роли испытуемых. Эксперимент в
естественных условиях сочетается с
наблюдением за ходом и результатами
его протекания.

Формирующий
эксперимент


это метод исследования пcихического
развития детей в условиях специально
организованного экспериментального
педагогического процесса.

Исследователь
не ограничивается изучением сложившихся
форм психики, регистрацией и объяснением
достигнутого учащимися психического
развития, что характерно для констатирующего
(лабораторного) эксперимента. На основе
предвари­тельного теоретического
анализа закономерностей психического
развития детей определенного возраста,
либо условий и характера формирования
важнейших человеческих способностей
строится гипотетическая модель
становления изучаемых способностей в
специально проектируемых условиях, как
правило, в экспериментальных классах
или школах.

В
ходе эксперимента вы­являются
закономерности, механизмы, динамика,
тенденции психи­ческого развития
школьников. Результаты эксперимента
позво­ляют подтвердить, уточнить либо
опровергнуть предварительно разработанную
модель становления изучаемой способности.

В
формирующем эксперименте сам
педагогический
процесс становится экспериментальным.

В психологическом экспериментальном
исследовании происходит изучение
перспективных путей психического
развития на определенном возрастном
этапе. В формирующих экспериментах
отечественных психологов были установлены:

  • законо­мерности
    становления у дошкольников познавательных
    способ­ностей (исследования
    П.Я.Гальперина, Л.Ф.Обуховой, Г.И.Мин­ской,
    Н.Н.Поддьякова, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца),

  • особенности
    и условия перехода от дошкольного
    детства к школьному (исследования
    Е.Е.Шулешко),

  • доказана
    возможность и целесообразность
    формирования у младших школь­ников
    основ научно-теоретического мышления
    и определяющее значение для этого
    содержания и методов обучения
    (исследования В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина).

Формирующий
эксперимент стал основным

методом
отечественной педагогической

психологии
(цит.
по Слободчиков, Исаев, 1995, с.101).
Его достоинствами являются ориентация
на развитие учащегося в образовательном
процессе, теоретическая обоснованность
эксперименталь­ной модели организации
этого процесса, длительность исследова­ния,
гарантирующая обоснованность и надежность
получаемых данных.

Важным
достоинством формирующего эксперимента
являет­ся новый тип научности в
педагогической практике
проектно-программный,
в центре внимания которого находится
не
столько изучение того, что есть, что
сложилось и существует, сколько
построение, создание, “выращивание”
возможного, будущего, перспективного.

Непременным условием развертывания
формирующего психолого-педагогического
эксперимента является
предвидение
возможных последствий, ответственность
исследователей за ход и результаты
эксперимента,

за участвующих в нем субъектов.

К
объективным методам психологии относится
также
тестирование
,
используемое для целей
психологической диагностики,

для распознавания или оценки состояний,
особенностей, характеристик конкретного
человека, группы людей, той или иной
психологической психической функции
и т.д. В этом отношении
тест
подобен эксперименту.
Объединяет
их также то, что оба метода представляют
собой систему заданий, предлагаемых
исследователем испытуемому. Подлинное
же родство эксперимента и теста состоит
в том, что
тест
вырастает из эксперимента, создается
на его основе.

Окончательное
превращение экспериментального приема
в тест происходит при определении
норм
и стандартов его выполнения.

Результат выполнения теста оценивается
в количественных показателях. Тесты
имеют различного рода
нормы-шкалы
значений:
возрастные,
социальные

и др. Индивидуальный пока­затель
выполнения теста соотносится с его
нормой.

Достаточно
длительное время к тестам в нашей стране
относились критически; в педагогической
практике они были вовсе за­прещены.
Тесты критиковались за их слабую
теоретическую обоснованность, за
игнорирование индивидуальных особенностей
человека и т.п. В настоящее время в
психологии общепризнано, что критиковать
следует конкретные тестовые методики,
но не ме­тод теста как таковой.
Существует особая область психологии
тестология,
представляющая собой теорию применения
и созда­ния тестов. Разработка в
настоящее время научно обоснованного
психологического теста — дело трудоемкое
и длительное.

Особое
значение имеют тесты в педагогической
практике. Здесь они выполняют ряд
существенных функций, главная среди
которых — это
диагностика.
Одной из основных задач психодиагностики
в сфере образования является
оценка
соответствия уровня психического
развития школьника возрастным нормам
и стандартам.

Несоответствие уровня развития
конкретного ре­бенка некоторому
возрастному нормативу ставит перед
педаго­гом задачу определения
индивидуального психологического
портрета учащегося, а также средств
коррек­ции его развития.

Другая
задача психологической диагностики в
сфере образования состоит в
оценке
развивающего эффекта определенной
педагогической практики, конкретных
образовательных программ.

Тесты
должны показать, насколько та или иная
дидактическая система способствует
психическому развитию школьников.
Особенно актуальна такая диагностика
в условиях многовариантности
образовательных программ. Еще одна
задача психодиагностики в школе —
дифференциация
учащихся по интересам, склонностям,
способностям

(тесты
способностей),
оценка
уровня овладения учебными знания­ми
и навыками

(тесты достижений),
профориентационная
рабо­та, самопознание и саморазвитие.

Квалификационное
применение тестов, проведение
психологической диагностики требуют
профессиональной психологи­ческой
подготовки и связаны с принятием
этических норм тес­тирования.
Непрофессиональное использование
тестов может принести вред личности
из-за ложной интерпретации его дан­ных.
Отдельные тесты, не требующие специальных
знаний при их интерпретации, может
использовать в своей работе и педагог.
Но и в этом случае необходима его
предварительная консульта­ция с
психологом.

Метод
опроса

используется в психологии в двух формах:
анкетирования и беседы (интервью).

Источником информации в опросе являются
письменные или устные суждения индивида.
Метод опроса часто подвергается критике:
выражается сомнение в достоверности
информации, полученной из непосредственных
ответов испытуемых. Для получения более
достоверной инфор­мации создаются
специальные
опросники
,
позволяющие получить ту информацию,
которая соответствует определенной
гипотезе, и эта информация должна быть
максимально надежной. В психо­логии
разработаны специальные правила
составления вопросов, расположения их
в нужном порядке, группировки в отдельные
блоки и т.д.

Если
опрос проводится письменно с использованием
анке­ты, то говорят о
методе анкетирования
,
преимущество которого состоит в том,
что в нем одновременно может участвовать
группа лиц. Полученные в ходе анкетирования
данные могут быть статистически
обработаны. В педагогической практике
анкеты применяются достаточно широко,
но необходимо помнить, что получение
надежных и достоверных фактов требует
профессиональных знаний от составителей
анкет. Плохо составленная ан­кета не
только не дает достоверной информации,
но и компро­метирует сам метод. Оценивая
в целом метод анкетирования, можно
отметить, что он представляет собой
средство первичной ориентировки,
предварительной разведки. Полученные
при ан­кетировании данные намечают
направления дальнейшего изуче­ния
личности или группы.

Метод
беседы
(или
интервью)
это
получение информации в процессе
непосредственного обще­ния исследователя
с опрашиваемым.
.
Беседа — это опрос, при котором происходит
взаимодействие субъектов, подчиненное
определенным социально-психологическим
закономерностям. Важнейшее условие
успешности беседы состоит в установлении
контакта исследователя с респондентом,
в создании доверительной атмосферы
общения. Исследователь должен расположить
к себе опрашиваемого, вы­звать его на
откровенность. Не всякая беседа может
рассматривать­ся как опрос. Беседа
как метод имеет место в том случае, если
один из участников беседы занимает
исследовательскую позицию, когда ее
проведе­ние определяется целями
изучения или оценки каких-либо явле­ний.

Метод
анализа результатов деятельности

исходит из общей предпосылки о связи
внутренних психических процессов и
внешних форм поведения и деятельности.
Изучая объективные продукты деятельности,
можно делать выводы о психологиче­ских
особенностях ее субъекта или субъектов.

Использование
метода анализа продуктов деятельности
полезно при решении ряда психологических
проблем. В психолингвистике разра­ботан
вариант метода анализа продуктов
деятельности
— контент-анализ,

позволяющий выявлять и оценивать
специфиче­ские характеристики
литературных, научных, публицистических
текстов и на их основе определять
психологические характери­стики их
автора. Метод контент-анализа широко
использует ма­тематические модели
исследования текстовой информации с
ис­пользованием ЭВМ.

Специфической
формой метода анализа результатов
дея­тельности выступает
графология.

Психологи установили, что ха­рактеристики
почерка связаны с определенными
психологиче­скими свойствами автора
письма; ими были разработаны нормы и
приемы психологического анализа почерка.

Контент-анализ
и графология представляют собой научно
обоснованные, формализованные и
стандартизованные формы метода анализа
результатов деятельности. Пользование
этими методами предполагает специальную
подготовку исследователя, психологическую
практику их использования. В возрастной
и педагогической психологии используются
менее строгие формы этого метода,
основанные на качественном анализе
продуктов ученической деятельности:
сочинений, поделок, рисунков и т.п.

Математические
методы в психологии

используются как средство повышения
надежности, объективности, точности
получаемых данных. Основное применение
эти методы находят на этапе постановки
гипотезы и ее обоснования, а также при
обра­ботке полученных в исследовании
данных. Математические методы используются
в психологии как вспомогательные на
определенных этапах научного исследования
или психодиагностического обследования.
Данные методы становятся необходимыми,
когда в экспери­менте исследователь
работает одновременно с несколькими
пе­ременными, с набором гипотез,
предполагающих вовлечение в исследование
большого массива эмпирических данных.
Ряд статистических методов был создан
специально для проверки качества
психологических тестов. Особые
математические процедуры и формулы
используются при обработке результатов
тестового обследования.

Проблема
возможностей и границ использования
математических методов в психологии
вызывает споры среди психологов.
Представители естественнонаучного
направления настаивают на ши­роком
использовании в ней количественных
методов. Сторонни­ки гуманитарной
ориентации в психологии указывают на
невоз­можность установить количественные
границы такого феномена, как внутренний
мир человека.
Понятие
точности познания при­менительно к
человеку наполняется иным содержанием,
нежели в естествознании и математике.

Гуманитарная психология ори­ентируется
на специфические методы познания
человека.

studfile.net

Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Яценко Денис Александрович

кандидат психологических наук, доцент Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва

[email protected]

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Разночтения в определениях предмета и проблем методологии психологии. Отсутствие точного и однозначного определения методологии психологии. Неправильное включение в содержание методологических исследований проблем, непосредственно не связанных с методами научных исследований. Необходимость ограничения методологии психологии изучением применяемых в ней конкретных методов и методик. Важность выделения внутри методологии психология частных направлений исследования, связанных с отдельными психологическими науками. Основные задачи, которые стоят перед узко понимаемой методологией научной и практической психологии.

Ключевые слова: методология психологии, методы и методики, применяемые в разных психологических науках, разные направления в методологических психологических исследованиях, методология отраслей научной психологии, методология практической психологии.

Большое количество научных публикаций на тему методологии психологии, появившихся за последние несколько десятков лет только в русскоязычной литературе [1-20], свидетельствует об актуальности данной темы, а различия в содержании соответствующих исследований — о том, что само понятие «методология», несмотря на то, что оно давно используется в психологической науке, до сих пор остается без точного и однозначного определения. Это обстоятельство порождает путаницу в общих представлениях о методологических проблемах психологии, о предмете данной науки, позволяет включать в публикации под таким названием самые разные, порой не относящиеся к методологии, как таковой, вопросы. В результате она в наши дни превратилась в своеобразную «общую корзину», в которую складываются многие проблемные вопросы, носящиеся теоретический характер, находящиеся за пределами конкретных научных исследований и касающиеся с трудом объединяемых вместе и систематизируемых вопросов. В публикациях по методологии психологии встречаются, например, обсуждения предмета психологии, ее истории, философских вопросов психологии, методологических принципов психологии, общих теоретических проблем психологической науки, таких, например, как проблема природы и происхождения психики, психофизическая проблема, истории психологии, категорий психологии, и многого другого.

Разные авторы, как показывает, внимательный анализ их работ, посвященных методологии психологии, вкладывают в само понятие «методология» различное, широкое и не вполне определенное содержание. Так, например, Ф.Е. Василюк [3] включает в методологию анализ психологических понятий, психологических теорий и состояния дел в области той или иной отрасли психологической

науки. С.В. Маланов [13] определяет методологию науки как систему знаний о принципах построения, формах и способах научного познания, о способах обоснования и проверки знаний, получаемых в процессе научного исследования. Д.В. Лубовс-кий [11] рассматривает методологию психологии как область научных исследований, где, по его мнению, должны изучаться принципы и способы получения и применения в практике научных знаний.

Заметим, что во всех этих определениях нет прямого указания на то, что методология психологии должна, по логике вещей, прежде всего, заниматься изучением методов научного познания психических явлений. Парадоксально, но факт: методология, как наука о методах, согласно этим определениям может заниматься изучением чего угодно и фактически обходиться без анализа методов и методик научного исследования самих психических явлений. Лишь изредка соответствующая задача включается в определение предмета методологии, называется в его дефиниции, как главная, но далеко не единственная. Так, например, Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов в предисловии к своей известной книге по методологии психологии [7] пишут о том, что предметом методологии должна выступать наука, взятая в целостности своих принципов и методов добывания знания, а не те реалии, которые являются предметом этой науки. Здесь делается правильный акцент на том, что методологические исследования в области психологии должны в первую очередь включать в себя анализ методов получения психологических знаний. Далее, однако, в той же самой книге по десятилетиями сложившейся еще в советское время традиции авторы значительно расширяют предмет методологии психологии, выводя его далеко за пределы изучения самих по себе методов исследования. Следуя за известным методологом-философом

Э.Г. Юдиным, они включают в предмет методологии психологии такие проблемы и вопросы, как критическая оценка получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания, поиск ответов на вопросы, связанные с предметом науки, строением ее концептуального аппарата. К методологии психологии, если судить по содержанию того, что обсуждается в данной книге, Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов относят также анализ связей данной науки с другими науками, общую оценку уровня и перспектив развития психологической науки. В таком, расширительном ее понимании, методология психологии становится уже не вполне соответствующей предложенному выше определению ее предмета, как науки о методах психологического познания, превращается фактически в своеобразное «рефлексивное науковедение» или в область знаний, охватывающую большое количество разнообразных общих, фундаментальных, метанаучных теоретических проблем и вопросов, прямо или косвенно связанных с психологией, как наукой, а не только методы, которыми ученые-психологи практически пользуются при изучении психических явлений. Анализ многих публикаций на тему о методологии психологии показывает, кроме того, что рассмотрению самих по себе методов научного исследования психических явлений, их критическому анализу и оценке в соответствующих трудах уделяется гораздо меньше внимания, чем перечисленным выше общенаучным проблемам и вопросам.

Такое состояние дел можно объяснить несколькими причинами. В советское время, когда в нашей стране появились новые научные труды по методологии психологии и других наук, основанные на «марксистско-ленинской» философии, и на которые до сих пор, как на образцовые, продолжают ссылаться отечественные психологи (это труды С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова и других классиков отечественной психологии), слово «методология» по своему значению оказалось близким к понятию «идеология», а методологией разных наук, в том числе психологии, преимущественно занимались «марксистско-ленински» ориентированные философы, выполняющие соответствующий идеологический социальный заказ. Методологи от философии, отстаивавшие в то время идеи якобы самой правильной и передовой марксистско-ленинской философии, претендовали (а многие из них и до сих пор претендуют) на роль главных представителей методологии научного, в том числе психологического, познания. Будучи не знакомыми, как следует, с содержанием реальных психологических исследований, особенно зарубежных, с конкретными методами и методиками, применяемыми в разных психологических науках, они в своих научных трудах ставили и обсуждали только общие вопросы научного познания, а не методы психологичес-

кого исследования. Соответственно, методология психологии превратилась у них в науку о чем угодно, только не о методах психологии.

Этому также способствовало отсутствие точного и однозначного определения главного понятия науки о методологии — понятия метода научного исследования. В работах известных отечественных психологов, например, в трудах Б.Г. Ананьева, метод исследования трактовался весьма широко, и к методам исследования относились не только те методы, которыми пользовались ученые-психологи для получения, обработки, интерпретации научных знаний о психических явлениях, но также многие другие действия, предпринимаемые ученым в своей профессиональной деятельности, в том числе такие, которые напрямую не связаны с получением знаний о самих психических явлениях, например, так называемые «организационные методы».

По нашему глубокому убеждению, для того чтобы заниматься реальной методологией психологии, быть способным к глубокому, профессиональному, разностороннему и содержательному анализу психологических методов исследования, надо хорошо знать сам предмет — содержание и результаты конкретных психологических исследований и применяемые в них частные методы и методики, причем, не только на уровне общих представлений о них, но также и на уровне практики создания, проверки или использования соответствующих методов. Для профессионально содержательных и глубоких занятий методологией, как наукой о методах исследования психических явлений, необходимо, кроме того, хорошо знать основные требования, предъявляемые к частным методам и методикам научного познания, используемым не только в психологии, но и в других высокоразвитых науках, уметь самостоятельно разрабатывать соответствующие методы и методики, проверять их на валидность, надежность и на соответствие другим методическим (методологическим) требованиям. Рискнем предположить — и это предложение, несомненно, относится к автору данной статьи, — что ни один из ученых психологов, в том числе и среди известных в прошлом классиков отечественной психологии, не был настолько хорошо знаком со всеми без исключения методами и методиками научного исследования, применяемыми в разных отраслях психологии, чтобы со знанием дела, на достаточно высоком профессиональном уровне заниматься их методологическим анализом. Тем более, это замечание относится к философам-методологам которые зачастую, не будучи как следует знакомыми с конкретным содержанием и методами (методиками), применяемыми в психологических исследованиях, не только без сомнений берутся за решение методологических проблем психологии, но присваивают себе исключительное право выступать в роли методологов всех наук, включая психологию. Не-

которые из них продолжают, к сожалению, делать это и сейчас.

Возвращаясь к роли профессиональных психологов в разработке методологических проблем и вопросов своей науки, хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Вряд ли, например, только представители общей психологии (они в основном занимались и продолжают заниматься постановкой и решением методологических проблем и вопросов психологии) настолько хорошо знакомы с конкретными методами и методиками научного познания, применяемыми в других психологических науках, например, в социальной психологии, инженерной психологии, психофизиологии, психогенетике, клинической психологии и т. д., чтобы на высоком научном уровне заниматься профессиональным методологическим анализом всех этих методов и методик. Справедливо и обратное: социальные психологи и представители других частных наук также не могут претендовать на роль «общих методологов» психологической науки. В наши дни также найдется немного профессиональных психологов, если такие вообще существуют, кто бы глубоко разбирался в математических и технических методах, применяемых в современной психологии, — настолько, чтобы на высоком профессиональном уровне заниматься их методологическим анализом. Скажем более — даже среди представителей одной и той же психологической науки практически невозможно найти тех, что хорошо знает все без исключения методы исследования, применяемые в данной науке.

Недостаточно глубокое знание конкретных методов и методик, а также критериев и процедур проведения их методологического анализа, в том числе тех, которые были выработаны в других высокоразвитых науках (психология в этом плане всегда следовала и до сих пор ориентируется на эти науки) вынуждает тех, кто называет себя психоло-гами-методологами или философами-методолога-ми, уходить от методологического обсуждения и анализа конкретных методов и методик, и обращаться к постановке и обсуждению общих метана-учных вопросов, напрямую не связанных с частными методами и методиками научного исследования. Это, на наш взгляд, вторая причина того, почему методология психологии в наши дни превратилась в предметно неопределенную, не вполне соответствующую своему названию науку о многом, далеко выходящем за пределы методологического анализа конкретных методов научного исследования.

Поставим далее следующий, заслуживающий внимания вопрос: почему, несмотря на значительное количество научных работ по методологии психологии, качество конкретных научных исследований в психологии существенно не улучшается? Во всяком случае, трудно привести конкретные при-

меры того, чтобы какой-либо методологический труд по психологии способствовал улучшению содержания и результатов научных исследований в соответствующей области психологии. Сложилась странная, на первый взгляд, ситуация, когда методология психологии реально существует, разрабатывается сама по себе и не оказывает заметного влияния на совершенствование конкретных научных исследований, а эти исследования, в свою очередь, организуются, проводятся и развиваются по своим законам, не зависящим от содержания научных разработок в области методологии психологии. Такая ситуация объясняется, на наш взгляд, тем, на что уже указывалось выше: отсутствием основательных и глубоких методологических исследований, направленных на анализ и совершенствование именно конкретных методов научного познания психических явлений.

Все это, вместе взятое, требует изменения состояния дел, сложившегося в методологии психологии, прежде всего, уточнения ее предмета и переориентации большей части методологических исследования на сами методы и методики научного исследования с целью выявления имеющихся в них недостатков и дальнейшего совершенствования. Очевидно также, что без точного и однозначного определения того, что надо понимать под методом научного исследования в психологии, невозможно далее успешно разрабатывать и саму методологию психологии, как науку. Без уточнения, конкретизации этого определения будет неясен сам предмет данной науки.

Если метод научного исследования понимать широко и неопределенно — так, как это сделано, например, в трудах Б.Г. Ананьева, его последователей и многих философов-методологов — то все, условно говоря, «становится на свое, но не вполне удачно определенное, место». При широком и неточном определении методов научного исследования обеспечивается большее или меньшее соответствие между таким пониманием метода исследования и столь же широким и неопределенным содержанием работ по методологии науки. Однако поставленная проблема подобным образом конструктивно не решается. В данном случае мы имеем дело со своеобразным уходом от ее решения (в плане дальнейшего совершенствования самих методов исследования) в область, далекую от методов конкретно-научных исследований. Это решение реализуется в том, что методологи психологии по-прежнему продолжают ставить и обсуждать в своих научных трудах массу разнообразных вопросов, напрямую не связанных с методами конкретных психологических исследований, оставляя, таким образом, нерешенными ключевые вопросы, связанные с анализом и оценкой тех методов и методик научного исследования разнообразных психологических явлений, которыми практически пользуют-

ся психологи в своих научных работах. Рассчитывать таким образом на их объективный, содержательный анализ и, тем более, на дальнейшее совершенствование не приходится.

Имеется еще один вопрос, без усиления внимания к которому, и без его правильного решения трудно надеяться на значительное продвижение вперед в области повышения качества исследовательских психологических методов и методик. Это вопрос определения более или менее точного перечня тех проблем, которые должны ставиться и решаться в так понимаемой методологии психологии, как науки о конкретных методах и методиках исследования, в отличие, например, от проблематики философских или метанаучных (теоретических) проблем психологии. В случае неправильного решения данного вопроса возникнет (и отчасти уже фактически существует) опасность двоякого рода. Это, во-первых, опасность того, что решение собственно методологических вопросов психологии будет подменяться решением вопросов, не имеющих отношения к методам психологического исследования, как таковым. Во-вторых, опасность того, что свои главные задачи методологические исследования в психологии не смогут решать (это задачи критической оценки и дальнейшего совершенствования конкретных методов и методик исследования). Именно эти два недостатки и характеризуют многие уже проведенные методологические исследования в психологии.

Сказанное не означает, что те теоретические, философские, метанаучные и другие проблемы, которые до сих пор ставились и обсуждались в научных трудах по методологии психологии, не нужно изучать. Они, безусловно, важны и требуют постановки, обсуждения и решения. Но их, на наш взгляд, необходимо ставить и решать не в научных трудах по методология психологии, а в исследовательских работах, называемых как-то по-другому, например, «философией психологии» (см. название данной научной дисциплины в книге, посвященной А.Н. Леонтьеву [8]), «метанаучной или теоретической психологии» (М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский), «рефлексивном психологическом науковедении» (Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов), и т. д. Необходимо будет только найти адекватные и более или менее точные названия для соответствующих областей психологических знаний, отделив их от той сферы метанаучной психологии, которая занимается непосредственным анализом методов научного изучения самих психических явлений, и по данной причине имеет право называться «методологией психологии»1.

Если иметь в виду существующие публикации по методологии психологии, то в них мы замечаем еще один недостаток, который заключается в явно просматриваемом отклонении в сторону рассмотрения методологических вопросов, касающихся

фундаментальных психологических наук, прежде всего, общей психологии. Методологический анализ общепсихологических проблем, кроме того, зачастую выдается за общую методологию психологии, что, на наш взгляд, неправильно, так как методы исследования, применяемые в общей психологии, далеко не совпадают с методами исследования, используемыми в других психологических науках.

Наконец, последнее замечание. Дело в том, что отечественная традиция в постановке и решении методологических проблем психологии сложилась в то время, когда психология в нашей стране была представлена преимущественно научными исследованиям, а практическая психология, распространяемая на массы населения и на решение бытовых проблем, фактически отсутствовала. За последние годы практическая психология, напротив, получила значительное развитие, но, тем не менее, она и соответствующая ей практика до сих пор не нашли должного отражения в трудах по методологии психологии. Исключение составляют лишь некоторые работы, например, книга Ф.Е. Василюка [3]. Отсюда следует, что наряду с методологией научной психологии необходимо создавать и отдельно разрабатывать отличную от нее методологию практической психологии.

Обсудим в заключение возможные пути решения поставленных выше проблем в конструктивном плане. Следуя этимологии (происхождению) слова «методология», его точному лингвистическому значению (это слово происходит от слов «метод» и «логос», и означает учение или знания о ме-тодах)2, мы предлагаем следующее рабочее определение «методологии психологии». Это должна быть, на наш взгляд, наука о конкретных, специальных методах и методиках, используемых как в научной, так и практической психологии.

Данное определение не будет достаточно точным и однозначным, если мы дополнительно не уточним (не конкретизируем), что будет пониматься под методами научного исследования или методами практической психологии. Метод научного исследования или практической психологии можно определить как совокупность конкретных приемов, процедур и действий ученого, непосредственно направленных на изучение интересующего его психологического явления, или на оказание практического воздействия на то или иное психологическое явление. Речь идет о таких приемах, процедурах и действиях, которые направлены на прямое (непосредственное) или косвенное (опосредствованное) изучение соответствующих явлений или на прямое или косвенное оказание на них влияния. Если имеются в виду какие-либо действия, связанные, например, только с организацией и подготовкой научных исследований (соответственно, с организацией и подготовкой практического воздействия

на то или иное явление), то их не следует относить к методам научного изучения или оказания влияния на психологические явления, и, соответственно, к методологии психологии.

В состав так понимаемой методологии психологии, как науки о методах, не войдет, кроме того, изучение общих психологических метанаучных вопросов, напрямую не связанных с приведенным выше определением метода исследования. Это, в частности, уже упоминавшиеся выше вопросы о предмете психологии, о природе психических явлений, о фундаментальных проблемах психологии,

о ее категориях, принципах, исторических преобразованиях (если они не касались методов исследования, как таковых) и многие другие проблемы и вопросы, которые традиционно включаются в состав широко понимаемой методологии психологии. Их необходимо ставить и изучать, но не в методологии, а в других отраслях метапсихологии, например, в «философии психологии», «теоретической психологии» или в «рефлексивном на-уковедении»3.

Очевидно, что для приведения в соответствие вновь предлагаемого, уточненного и конкретизированного содержания и названия методологии психологии, необходимо будет в дальнейшем в методологических исследованиях сосредоточить внимание на вопросах, связанных с указанным выше пониманием метода исследования. При этом необходимо будет также уточнить круг вопросов, связанных с так понимаемыми методами исследования. Мы предлагаем сделать это следующим образом:

1. Разработать научно обоснованную классификацию методов исследования психических явлений.

2. Оценить существующие методы исследования психических явлений с точки зрения их реальных возможностей, достоинств и недостатков.

3. Разработать и обосновать требования, предъявляемые к современным методам исследования психологических явлений, включая процедуры их проверки на соответствие данным требованиям.

4. Уточнить пути дальнейшего совершенствования узко понимаемых методов изучения психических явлений.

5. Предложить соответствующие процедуры, направленные на повышение качества существующих и вновь создаваемых методов конкретного научного исследования в психологии.

6. Найти и обосновать процедуры создания (использования, применения) новых методов исследования, в том числе заимствованных из других наук.

7. Разработать правила применения на практике разных методов исследования, повышающие достоверность, качество и точность получаемых с их помощью результатов.

Если дополнить методологические разработки в области научной психологии методологическими

исследованиями методов, применяемых в практической психологии, то применительно к их анализу необходимо будет дополнительно решить следующие задачи:

1. Разработать критерии и способы оценки эффективности (действенности) соответствующих методов с точки зрения практического решения тех психологических проблем человека, для работы с которыми они предназначены.

2. Оценить научную обоснованность разных методов практической психологии, их соответствие принятым в науке требованиям, понятиям, теориям, законам.

В заключение мы предлагаем следующий критерий для определения того, относится ли то или иное конкретное исследование именно к области методологии психологии, или же его целесообразно включить в другие метанаучные области психологии. Для определения этого соответствия достаточно будет поставить и получить ответ на следующий вопрос: какой конкретный метод (методику) научного исследования психических явлений, и под каким углом зрения в данной работе обсуждается. Если на обе части данного вопроса удастся получить четкий и конкретный ответ, то это будет означать, что соответствующее исследование действительно имеет отношение к методологии психологической науки. Если же на обе части или, хотя бы, на одну из составляющих данного вопроса будет получен отрицательный или неопределенный (неубедительный) ответ, то это может явиться основанием для сомнений в том, что соответствующее исследование является методологическим по своему содержанию.

Из приведенных рассуждений следует также вывод о том, что область научных знаний под названием «методология психологии» (обе «методологии», связанные с методами научных исследований и практической психологии, должны, на наш взгляд, оставаться именно науками), даже если ее привести в соответствие с предложенными выше определениями метода и методологии, необходимо будет в будущем разделить на ряд отдельных направлений, относящихся к частным психологическим наукам и видам практики, то есть отдельно разрабатывать, например, методологию общей психологии, методологию социальной психологии, методологию психологии развития и «методологии» многих других психологических наук, оставив за общепсихологической методологией обсуждение общих вопросов, касающихся методов исследования, применяемых во всех психологических науках.

Примечания

1 В одной из следующих статей мы попытаемся разделить всю проблематику проводимых методологических исследования на ряд самостоятельных

направлений метанаучных исследований, по-новому определить и отделить от них методологию психологии, как науку о конкретных методах и методиках, применяемых в психологических исследованиях различных психических явлений.

2 Это определение взято нами, например, из словаря A.S. Reber and E. Reber. The Penguin Dictionary of Psychology. Third edition. — London, 2001, популярного среди психологов за рубежом, и звучит следующим образом: 1. Методология — это систематизированное описание, изучение и оценка методов получения научных знаний. Так понимаемая методология касается, прежде всего, процедур, посредством которых соответствующие знания добываются и интерпретируются.

3 Здесь мы не будет ставить и обсуждать вопрос о том, как следует называть соответствующие области научных знаний, и следует определять их предмет. Это — задача специального научного исследования, выходящего за рамки данной статьи.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. — М., 2002.

2. Берулава Г.А. Методология современной психологии. — М.; Воронеж, 2009. — 215 с.

3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. — М., 2003. — 239 с.

4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — N° 2. — С. 95106.

6. Климов Е.А., Носкова О.Г. Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. — М., 2002.

7. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. — М.; СПб., 2006. — 316 с.

8. ЛеонтьевА.Н. Философия психологии. — М., 1994. — 228 с.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. — 444 с.

10. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. -М.; Воронеж, 2011. — 384 с.

11. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. — М., 2005. — 223 с.

12. Мазилов В.А. Методология психологической науки. — Ярославль, 2003.

13. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии. — М., 2005. — 333 с.

14. Методологические проблемы современной психологии / под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2004.

15. ПономаревЯ.А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983.

16. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. — 1993. — № 2. — С. 15-25.

17. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Вопросы психологии. — 2005. — № 4. — С. 3-8.

18. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. — 1997. — № 1-2. — С. 108-127.

19. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5.

20. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.

УДК 37.04; 159.923

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ

В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий поведения детей в ситуации затрудненного общения; описаны объективные и субъективные характеристики затрудненного общения.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, коммуникативные пробы, феноменологическое интервью, объективная и субъективная стороны затрудненного общения.

На современном этапе развития науки важнейшей задачей возрастной и социальной психологии становится проблема адекватной диагностики и своевременной коррекции коммуникативных трудностей, возникающих у ребенка в ситуациях общения. Это обусловлено тем, что огромное количество детей, начиная с дошкольного возраста, испытывают разнообраз-

ные трудности общения, что приводит к деструктивным формам социального поведения, деформирует Я-концепцию ребенка, приводит к различным психо-эмоциональным нарушениям.

Затрудненное общение понимается нами как нарушение взаимодействия между людьми, препятствующее эффективному решению коммуникативных задач; сопряженное с возникновением субъек-

cyberleninka.ru

Основные методы научного исследования: примеры, описания

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования. Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

kursach37.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *