Предрассудки и предубеждения их психологические источники – Предрассудки и их психологические источники

Предрассудки и их психологические источники

Большинство людей на вопрос, страдают ли они предрассудками, ответят отрицательно. В современном, интеллигентном и образованном обществе думать в рамках предрассудков уже считается моветоном, но по статистике, только один человек из десяти может действительно похвастаться тем, что у него их нет.

Предрассудки — что это?

Определения, которые дают этому понятию специалисты-психологи, могут быть совершенно разными, но суть их одна – это мешает человеку реально и нормально воспринимать окружающий мир. Предрассудки — это суждения человека о других людях или событиях, вещах, часто они являются необоснованным и практически всегда имеют негативную окраску. Причем, фактами такие предрассудки не подтверждены, а используются они без доказательств. Когда же человек встречает реальное опровержение предрассудков, он искренне считает, что это исключение из правил. Вот малая часть самых распространенных:

  • мужчины хотят только одного;
  • все блондинки глупые;
  • шеф и молодая секретарша обязательно спят вместе;
  • женщине не место за рулем;
  • все русские сильно пьют.

Предрассудки и их психологические источники

Источники возникновения подобного типа мышления уходят своими корнями в те времена, когда общество только начинало появляться. Главным фактором того, что предрассудки возникли, явилось различное неравенство в социальных, культурных, экономических особенностях жизни. Предрассудок возник, как неправильное представление о чем-либо, из-за неполной или искаженной информации, часто полученной не на своем опыте, а на опыте других людей.

Можно подытожить, что предрассудок — это в психологии понятие предвзятое отношение к человеку, ситуации, вещи, которых можно было бы отнести в конкретную категорию или группу. Доказать человеку их безосновательность и привести доводы, которые бы убедили его в обратном, практически невозможно. Свобода от предрассудков возможна лишь тогда, когда мышление выходит за рамки стереотипов.

Чем отличаются предрассудки от стереотипов?

Люди судят о чем-либо или о ком-либо, опираясь не только на свой опыт, но и на опыт семьи, друзей, окружения, прочтенной литературы, просмотренных фильмов. Факторов, влияющих на человеческое мнение, много. Говоря «предрассудки» и «стереотипы», зачастую подразумевается одно и тоже, но это не совсем верно.

  1. Стереотипы — это суждения, в которых отсутствует яркая эмоциональная оценка. Это отражение самых разных признаков или черт, которые зачастую свойственных всем, кто вошел в определенную группу. Суждения такого характера могут быть позитивными и иметь положительную окраску.
  2. Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что их оценка, как отдельной группы, так и человека, как индивида, окрашена только отрицательно, даже враждебно. Они способны приписать только негативные качества. Объектом предрассудков является то, что кто-то выделяется из массы и отличается от большинства.

Какие бывают предрассудки?

Безоговорочная вера в чужие суждения сложилась очень давно, еще задолго до нашего рождения. Это мнение, чаще ошибочное и поверхностное, дало ростки предрассудкам, различным стереотипам и предубеждениям. Если говорить буквально, то предрассудок — это то мнение, которое стоит впереди рассудка, в нем исключено рассуждение и сделано оно, без логических размышлений.

Предрассудки бывают в разных областях жизни, их существует множество видов, каждый из них, так или иначе, затрагивает каждого человека живущего в обществе. Вера в предрассудки — это личное дело каждого, но порой стоит включить логику и отойти от стереотипов, когда-то и кем-то навязанных, возможно даже не специально. Думать в рамках созданных кем-то, по меньшей мере, не интересно.

Социальные предрассудки

Практика показывает, что основа всех социальных убеждений — это те наблюдения, которые действительно были основаны на реальных ситуациях и фактах, которые человек мог увидеть в собственной жизни. Предрассудок, как вид социальной установки, прочно вошел в головы масс, переубедить в обратном, таких людей практически нельзя, так как очень часто в жизни они скорее встречают подтверждения своим предрассудкам и стереотипам. К примеру:

  • если нет «блата», нельзя устроиться на хорошую работу и сделать карьеру;
  • чтобы стать успешным человеком надо обязательно закончить только престижное учебное заведение;
  • все бухгалтеры — зануды в очках;
  • мужчинам от женщин нужно только «это»;
  • ребенок обязательно должен слушаться;
  • самые качественные машины – немецкие;
  • все евреи — хитрые люди.

Гендерные предрассудки

Роль, которую исполняют мужчина и женщина в обществе, тоже покрыта предубеждениями. Гендерные стереотипы предрассудки относительно, какими должны быть они в обществе, на работе, в семье определяется особенностями культуры. Это уже вошло в традицию и стало нормой, до сих пор во многих странах мира себя не изжив.

  • все женщины – дуры;
  • лучшие повара — мужчины;
  • женщина должна сидеть дома и хранить семейный очаг;
  • мужчина должен зарабатывать много денег;
  • женщина должна обязательно родить хоть одного ребенка;
  • мужчине без женщины не прожить;
  • одинокой женщине сложно в этом мире.

Расовые предрассудки

Речь идет о недоброжелательном отношении к человеку той или иной расы, порой такое отношение враждебное и доходит чуть ли не до абсурда. Вырабатывают такие предрассудки неприязнь к другим людям, которые отличаются расовыми признаками. На сегодняшний день обвинение в расовых предрассудках, или даже расизме, несет только отрицательный и негативный смысл. Обвиняя человека в этом, общество дает понять, что он мыслит устарело.

  • бледнолицые — всегда убийцы;
  • негры — воры и обманщики.

Национальные предрассудки

Сотрудничество между разными представителями народов играет очень важную роль в достижении мира. Национальные стереотипы и предрассудки вырабатывались на протяжении столетий, и складывались из представлений о народе, о нации в целом. Особенности поведения народов другой культуры, их привычки и жизнь изучаются и описываются в разных исследованиях. Это позволяет лучше узнавать многонациональный народ планеты, помогает налаживать с ними контакт. Большинство же суждений, очень стереотипны, на грани обычных предрассудков.

  • в России живут самые пьющие люди;
  • в России по улицам ходят медведи;
  • француженки — самые утонченные;
  • французы — лучшие любовники;
  • Америка — нация фаст-фуда и людей с ожирением;
  • оружие есть у каждого американца;
  • англичане по расписанию пьют чай;
  • у англичан странный юмор и уходят они, не прощаясь.

Бытовые предрассудки

Суждения, навязанные обществом по отношению к собственному поведению или внешности, к различным приметам или суевериям, продуктам питания прочно вошли в головы людей. Бытовой предрассудок — это негативное отношение к собственной личности. Само по себе негативно окрашено представление, это еще не предрассудок, но оно станет таковым, если убедительные доказательства и позитивные факты не смогут переубедить человека.

  • хорошая фигура — это 90-60-90;
  • для того, чтобы быть красивой надо иметь правильные черты лица;
  • мужчинам нравится только большая грудь;
  • там хорошо, где нас нет;
  • до 30 лет надо выйти замуж и родить.

Возрастные предрассудки

Каждый возраст человека, начиная с рождения и заканчивая глубокой старостью, связан с определенными стереотипами, которые навязаны обществом, или кем-то кто решил, что так быть не должно. Барьер предрассудков может быть разрушен только путем толерантности. Особенности личности человека в том или ином возрасте не должны восприниматься, как неполноценность.

  1. У взрослых есть предрассудки, что дети это неразумные существа, потому что верят в сказки.
  2. Пожилые люди считают, что молодёжь совершенно безответственна.
  3. Молодые юноши и девушки считают, что пожилые люди, не могут вести активный образ жизни. Заниматься спортом, к примеру.

Сексуальные предрассудки

В результате подобных стереотипов лежат все неоправданные ожидания, связанные с интимной жизнью. Хорошее половое воспитание подростка, совершенно не оградит его от подобных предубеждений. Предрассудки по отношению к сексу часто подтверждаются различной информацией и только закрепляются еще прочнее, особенно у неопытных молодых людей и девушек. В большинстве своем суеверия влияют не только на отношение к сексу, но формируют такое понятие, как сексуальная норма.

  • секс — это что-то постыдное, о нем нельзя разговаривать;
  • половое воздержание вредно для здоровья;
  • замуж надо выходить девственницей;
  • презерватив снижает потенцию;
  • мужчины любят опытных женщин;
  • нельзя целоваться на первом свидании — это предрассудки.

Политические предрассудки

Во многих частях одной страны существуют разные мнения людей. Порой одной половине их предрассудки и предубеждения не дают понять другую группу людей. Их мышление скованно стереотипами и происходит смещение агрессии. Она направляют всю свою враждебность порой против тех, кто не является реально опасным объектом. В борьбе с таким предрассудками разрушаются памятники архитектуры, культуры, религиозные ценности.

Культурные предрассудки

Жесты, эмоции — все это универсальный язык для людей, чьи культура и обычаи схожи, но вот у других народов, культура которых отличается, это все принимает совершенно другую окраску, и приобретает порой противоположное значение. Предрассудки и стереотипы в межкультурной коммуникации оставляют свой отпечаток при общении с людьми других культур и нравов. Для того, чтобы не попасть впросак и не быть неверно понятым, отправляясь путешествовать по миру, лучше изучить культуру тех стран, которые намечается посетить.

Психология — как бороться с предрассудками?

Для человека, который стремиться к саморазвитию занимается самосовершенствованием не допустимо мыслить штампами и клише. Все больше людей стараются выйти за рамки предубеждений. Человек без предрассудков — это свободный человек, который способен видеть реальных людей смотреть на многие вещи реально. Как избавиться от предрассудков? Этого можно достигнуть, отказавшись от мышления в рамках стереотипов и проводя постоянную работу над своим мыслями и суждениями:

  • стоит сменить привычный взгляд на мир в целом;
  • отказаться от поспешных выводов и суждений;
  • воспринимать ситуацию или явление целиком полностью;
  • всегда ставить под сомнение любой якобы факт «Действительно ли это так?»;
  • постоянно формировать свое мнение и взгляд, относительно всего происходящего.

 

womanadvice.ru

24. Предубеждения и предрассудки как психологические предпосылки интолерантного отношения к другим.

16.5.2.
Предубеждение, предрассудок и дискриминация

Мы
предлагаем разделять понятия
«предубеждение» и «предрассудок».
Предубеждение представляет собой
установку, сформировавшуюся по отношению
к определенной социальной или этнической
группе. Причем установка может быть
осознанной или неосознанной. Предрассудок
же – более сложное психическое
образование. Кроме трех вышеперечисленных
компонентов он включает оценочный
компонент, то есть предполагает
«рассуждение» об отношении к той или
иной социальной группе, оценку свойств
этой группы, неоправданное осуждение
этой группы (негативный характер эмоций)
или неоправданное восхищение группой
(позитивный характер).

Предубеждение
выражается в осторожном, подозрительном
отношении, недоверии, отсутствии
дружелюбия, открытости, избегании
установления деловых контактов. Т.
Нельсон (Т. Nelson) считает, что предубеждение
означает не только негативные эмоции,
направленные на чужую группу, но и
предпочтение, пристрастие по отношению
к собственной группе (127, с. 78). В поведении
человека предубеждение может быть
заметно по большой социальной дистанции
между партнерами по общению, закрытых
позах, доминантности, избеганию контакта
глаз и прикосновений. Источником
предубеждения, как правило, служит
стереотип – обобщенное представление
о ком-либо. Предвзятое отношение часто
направлено на людей, отличающихся от
большинства.

В
латинском языке термины «предубеждение»
и «предрассудок» обозначались одним
словом, лингвистических и смысловых
различий не существовало. Предрассудок
проявляется в негативной оценке личности,
поведения, норм и ценностей иной культуры.
Человек с предрассудками открыто
высказывает свое отрицательное отношение
к людям, незаслуженно осуждает и порицает
их.

Г.
Олпорт в своей книге «Природа предрассудка»
определял предрассудок как «антипатию
(резко негативное чувство), основанную
на ошибочной и жесткой генерализации.
Предрассудок можно чувствовать и
выражать. Он может быть направлен против
группы в целом или против индивида,
поскольку он является членом этой
группы» (221). Предрассудок – это интенсивное
негативное чувство, основанное на
генерализации носителя предрассудка
относительно группы, к которой принадлежит
человек – объект, или мишень, предрассудка.
Предрассудок является аффективным
компонентом межгрупповой установки.
Кроме того, наличие негативного
предрассудка в отношении чужой группы
определяется не столько по негативным
чувствам, сколько по отсутствию
позитивных. Существует две степени
выраженности предрассудков: а) очевидные
формы предрассудков, проявляющиеся в
сильных негативных эмоциях; б) скрытые,
завуалированные формы предрассудков,
основанные на отсутствии позитивных
чувств в отношении чужих групп (127, с.
25).

Предрассудок
может основываться и на позитивной
установке в пользу своей группы. В таком
случае он рассматривается как внутригрупповой
фаворитизм.

Т.
Нельсон выделяет следующие особенности
предрассудка:

– имеет
место в отношениях между группами;

– включает
оценку (позитивную или негативную)
группы;

– является
предвзятым восприятием группы;

– основывается
на реальных или воображаемых характеристиках
группы (127, с. 28).

Термин
«дискриминация» произошел от латинского
слова «discrimination» – различение. Дискриминация
предполагает ограничение или лишение
прав определенной категории людей по
признаку расовой или национальной
принадлежности, по признаку пола, по
религиозным или политическим убеждениям.
Если предубеждения и предрассудки
представляют собой стереотипы ложной
интерпретации поведения, то дискриминация
– это устойчивый стереотип поведения,
основанный на предубеждениях и
предрассудках.

Существует
пять основных видов предрассудков и
дискриминации.

1. Расизм
– поведение, основанное на ложной теории
о существовании «высших» и «низших»
рас.

2. Шовинизм
– крайняя форма национализма, пропаганда
национальной исключительности,
противопоставление интересов одной
нации интересам остальных, национальное
чванство, сознательное разжигание
национальной вражды, поведение,
проявляющееся в дискриминации других
народов.

3. Сексизм
– поведение, опирающееся на убеждение
в превосходстве одного пола над другим
(мужчин над женщинами или наоборот).

4. Гомофобия
– иррациональный страх и негативные
предубеждения по отношению к
гомосексуалистам.

5. Эйджизм
– возникновение предрассудков и
дискриминации по отношению к возрастным
группам, как правило, пожилым людям.

Источниками
дискриминации являются представления
о неравенстве людей и групп, страх быть
отвергнутым меньшинством.

Д.
Майерс описывает ситуацию, которая
произошла в Иллинойсе в середине 90-х
гг. Группа студентов-гомосексуалистов
из университета объявила, что девизом
одного весеннего дня будет: «Если ты –
гей, надень сегодня голубые джинсы».
Когда указанный день наступил, многие
студенты, до того носившие джинсы,
проснулись утром с твердым намерением
надеть шорты или слаксы. Группа «геев»
пришла к выводу: установки по отношению
к гомосексуалистам таковы, что многие
скорее откажутся от своей обычной
одежды, чем позволят заподозрить себя
в гомосексуальности (99, с. 434).

Д.
Майерс отмечает, что хотя расовые
предрассудки в США заметно снизились
по сравнению с началом 1940-х гг., однако
они все еще существуют как в явной, так
и в скрытой форме. В других странах
открытая этническая враждебность также
встречается довольно часто: периодически
обостряются конфликты в бывшей Югославии
между сербами, хорватами и косовскими
албанцами. Перманентные конфликты
длятся несколько десятилетий в Испании,
Северной Ирландии, России.

Исследования
показывают, что люди оценивают информацию
в соответствии со своими предубеждениями.
Так, в эксперименте Э. Джонса (E.Jones) и Р.
Конлера (R. Konler), проведенного в конце
50-х гг. в США накануне повсеместного
распространения десегрегации, было
показано, что участники эксперимента
запоминают правдоподобные аргументы,
поддерживающие их позицию (за или против
десегрегации), и неправдоподобные
аргументы, защищающие противоположное
мнение (12, с. 183).

Люди,
как правило, не осознают своих предубеждений
и предрассудков или не хотят признаваться
в них. Так, в 1974 г. американские
психологи Г. Бахр (G. Bahr) и Б. Чэдвик (В.
Chadwick) опрашивали белых американцев,
выясняя их отношение к индейцам.
Практически все опрошенные заявили,
что индейская культура должна стать
частью общеамериканской культуры, но
в то же время подавляющее большинство
родителей отметили, что не приветствовали
бы дружбу своих детей с индейскими
детьми (71, с. 448).

16.5.3.
Тендерные предрассудки

Американские
психологи обнаружили, что тендерные
предрассудки намного сильнее расовых.
Данная тенденция была показана в
нескольких экспериментах.

Например,
в эксперименте, проведенном Ф. Голдбергом
(P. Goldberg) в 1968 г., девушки-студентки
колледжа должны были прочесть несколько
научных статей и оценить, насколько
компетентно они написаны и хорошим ли
стилем. Одним студенткам дали статьи,
подписанные мужскими именами, а другим
– те же самые статьи, но подписанные
женскими именами. Девушки оценивали
статьи намного выше, когда видели, что
автор – мужчина (12, с. 423). В данном случае
отчетливо выступает исторически
сложившийся признак подавления –
самоуничижения, когда женщины с
предубеждением относились к женщинам.

Целью
эксперимента, описанного Д. Майерсом в
1983 г., было показать, что роль лидера
в группе выполняют чаще мужчины.
Исследователи предъявляли студентам
фотографии «группы выпускников
университета, работающих в одной команде
над исследовательским проектом». Затем
им предлагали высказать свои первые
впечатления и ответить на вопрос, кто
из этой команды внес наибольший
интеллектуальный вклад в данный проект.
В результате, когда группа на фотографии
состояла только из мужчин, испытуемые
выбирали того из них, кто сидел во главе
стола. Когда группа была разнородной
по полу, преимущественно выбирали
мужчину, занимавшего эту же позицию. Но
когда в центре стола сидела женщина, ее
игнорировали. Каждый из мужчин выбирался
на роль лидера в три раза чаще, чем все
три женщины вместе взятые! Это стереотипное
представление о мужчине как о лидере
было в равной степени характерно не
только для женщин и мужчин, но и для
феминисток и нефеминисток (99, с. 443).

16.5.4.
Источники предубеждений

Ученые
отмечают, что с раннего детства у людей,
ставших объектом жестоких предрассудков,
формируется низкая самооценка. Г. Оллпорт
называет шесть источников предубеждений
(авторство седьмого принадлежит Д.
Майерсу).

1. Личная
заинтересованность.
 Она
возникает тогда, когда человек воспринимает
некую группу людей как источник
потенциальной угрозы. Главными причинами
предубежденности в данном случае
являются соприкосновение с неизвестным,
непонятным, угрожающим и борьба за
выживание.

2. Конформность. Человек
следует за мнением большинства своей
группы, неприязненно относится к
представителям других групп, хотя они
и не представляют для него угрозы, но
являются иными, чужими, малоизвестными.

3.
Перенаселенность крупных городов.
 Как
правило, в тесноте и перенаселенности
крупных городов коренные жители склонны
винить эмигрантов. Так, в начале XX в.
в США жертвами предубеждений и
дискриминации были ирландцы, итальянцы
и евреи, затем на смену им пришли африканцы
и пуэрториканцы. В настоящее время
американское общество настроено против
эмигрантов из Мексики и Центральной
Америки.

4.
Конфликтные ситуации и ситуации
соперничества.
 Эти
ситуации возникают в случае военного
конфликта двух государств. Люди испытывают
страх и предубеждение к народу, населяющему
враждебное государство, поскольку
ожидаются враждебные и агрессивные
действия.

5.
Боязнь неизвестного.
 Такая
реакция возникает при встрече человека
с незнакомцем, принадлежащим к другой
культуре, одетым в национальное платье,
говорящим на неизвестном языке,
отличающимся своеобразным поведением
(жестами, ритуалами, обычаями). Человек
может воспринимать поведение незнакомца
как угрозу для себя.

6.
Самоподтверждающиеся прогнозы.
 Предубеждения
дают возможность человеку делать такие
прогнозы. Этот парадокс заключается в
том, что человек, имеющий предубеждения
против определенной группы людей, своим
поведением провоцирует их на поступки,
подтверждающие его предубеждение (71,
с. 454—457).

7.
Степень религиозности и фанатизма.
 Этот
источник предубеждений называл Майерс.
Он отмечал, что у верующих наблюдается
больше расовых предрассудков, чем у
неверующих; у тех, кто принадлежит к
традиционным конфессиям христианства,
больше предрассудков по сравнению с
теми, кто исповедует менее традиционные
верования. Исследования установили,
что те, для кого религия олицетворяет
открытый поиск и свободу, мало подвержены
предрассудкам. Те, для кого религия
связана с готовыми ответами на основные
проблемы бытия и жестким ограничением
личной свободы, сильно подвержены
предрассудкам (см. теорию догматической
личности М. Рокича).

Если
под религиозностью понимать принадлежность
к церкви или готовность внешне соглашаться
с верованиями, тогда чем сильнее
религиозность, тем сильнее развиты
расовые и прочие предрассудки. Но если
оценивать глубину религиозности, тогда
у самых набожных людей предрассудки
оказываются наименее выраженными (99,
с. 450). По выражению Г. Олпорта, «роль
религии парадоксальна: она создает
предрассудки и уничтожает предрассудки»
(221, с. 413).

Таким
образом, возникает замкнутый круг:
интолерантность к неопределенности
приводит к предубеждению, а предубеждение
усиливает интолерантность.

Предубеждение
– это
негативная установка по отношению к
людям исключительно на основании их
национальности. Предубеждение основано
на стереотипах восприятия, трактующих
иной этнос в негативно окрашенных тонах.

Предрассудок
– это
заведомо ложное осуждение людей
исключительно на основании их
национальности. Предрассудок проявляется
в негативной оценке их личности,
поведения, норм и ценностей их культуры.

Предрассудки
основаны на стереотипах интерпретации
поведения. В этнических предрассудках
заложены неверные, ошибочные атрибуции
поведения людей, принадлежащих к другому
этносу. Непонимание причин поведения
зачастую приводит к опасениям, страхам,
отчужденности по отношению к чужим для
нас людям. Последствиями предубеждений
и предрассудков являются ксенофобия,
дискриминация, экстремизм.

Ксенофобия
– навязчивый
страх, боязнь незнакомых людей,
враждебность ко всему чужому, не своему,
иностранному (образуценностям).

Ксенофобия
выражается в виде страхов, подозрительности,
недоброжелательности ко всем «чужим».
Она становится массовым явлением,
заметно возрастающим в последнее время
в России.

Дискриминация
– негативное
поведение или призывы к негативному
поведению по отношению к людям
исключительно на основании их
национальности.

Дискриминация
– это стереотип поведения, основанный
на ложной каузальной атрибуции. Но это
не единственный стереотип этнического
поведения. Наука знает множество
положительных стереотипов поведения,
таких как обычаи и традиции гостеприимства,
вежливого и тактичного поведения и пр.

Крайними
выражениями дискриминации являются
экстремизм и терроризм.

Экстремизм
– это
приверженность крайним, преимущественно
насильственным, средствам достижения
целей.

studfile.net

ПРЕДРАССУДКИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Предрассудки и предубеждения. В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. Подобно стереотипам они являются экономным способом мышления. В основе их могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, самостоятельна в своих взглядах, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.
Эффект ореола — это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Если же мы имеем дело с человеком, которого в чем-то превосходим, то недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим параметрам. Эту ошибку называют действием фактора превосходства. Еще одна ошибка, связанная с эффектом ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным. Следующая ошибка — проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят и хорошо к нам относятся, кажутся нам лучше тех, кто относится к нам плохо.
Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Люди больше не любят в других именно те недостатки, которыми обладают сами.
Наши оценки и впечатления могут искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.
Эффект снисходительности проявляется в том, что качества человека оцениваются более положительно. Люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные.
К ошибкам восприятия зачастую приводят также различия в толковании жестов и других элементов выразительного поведения в зависимости от культуры.
В общем случае можно констатировать, что чем менее нейтральными являются отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибки восприятия.
Ингрупповой фаворитизм может проявляться в том, что люди, чувствующие себя любимцами, фаворитами группы, воспринимают новичков, например, с чувством превосходства — «сверху вниз».
Перцептивный конформизм — это реальное или притворное принятие существующих в группе предрассудков и стереотипов, распределяющих в ней все роли. Конформное, некритичное отношение к членам группы может играть как положительную, так и отрицательную роль.
Потребности в статусе и принадлежности бессознательно толкают людей к занятию определенного места в социуме. Очерченный круг поведения создает чувство уверенности в своем положении, его предсказуемости. Заранее формально или неформально расписанный порядок поведения и отношений в группе, статусы и роли порождают готовые решения, предубеждения. По сути, они и являются предрассудками.

botanim.ru

Предубеждения и предрассудки как психологические предпосылки интолерантного отношения к другим

16.5.2. Предубеждение, предрассудок и дискриминация

Мы предлагаем разделять понятия «предубеждение» и «предрассудок». Предубеждение представляет собой установку, сформировавшуюся по отношению к определенной социальной или этнической группе. Причем установка может быть осознанной или неосознанной. Предрассудок же – более сложное психическое образование. Кроме трех вышеперечисленных компонентов он включает оценочный компонент, то есть предполагает «рассуждение» об отношении к той или иной социальной группе, оценку свойств этой группы, неоправданное осуждение этой группы (негативный характер эмоций) или неоправданное восхищение группой (позитивный характер).

Предубеждение выражается в осторожном, подозрительном отношении, недоверии, отсутствии дружелюбия, открытости, избегании установления деловых контактов. Т. Нельсон (Т. Nelson) считает, что предубеждение означает не только негативные эмоции, направленные на чужую группу, но и предпочтение, пристрастие по отношению к собственной группе (127, с. 78). В поведении человека предубеждение может быть заметно по большой социальной дистанции между партнерами по общению, закрытых позах, доминантности, избеганию контакта глаз и прикосновений. Источником предубеждения, как правило, служит стереотип – обобщенное представление о ком-либо. Предвзятое отношение часто направлено на людей, отличающихся от большинства.

В латинском языке термины «предубеждение» и «предрассудок» обозначались одним словом, лингвистических и смысловых различий не существовало. Предрассудок проявляется в негативной оценке личности, поведения, норм и ценностей иной культуры. Человек с предрассудками открыто высказывает свое отрицательное отношение к людям, незаслуженно осуждает и порицает их.

Г. Олпорт в своей книге «Природа предрассудка» определял предрассудок как «антипатию (резко негативное чувство), основанную на ошибочной и жесткой генерализации. Предрассудок можно чувствовать и выражать. Он может быть направлен против группы в целом или против индивида, поскольку он является членом этой группы» (221). Предрассудок – это интенсивное негативное чувство, основанное на генерализации носителя предрассудка относительно группы, к которой принадлежит человек – объект, или мишень, предрассудка. Предрассудок является аффективным компонентом межгрупповой установки. Кроме того, наличие негативного предрассудка в отношении чужой группы определяется не столько по негативным чувствам, сколько по отсутствию позитивных. Существует две степени выраженности предрассудков: а) очевидные формы предрассудков, проявляющиеся в сильных негативных эмоциях; б) скрытые, завуалированные формы предрассудков, основанные на отсутствии позитивных чувств в отношении чужих групп (127, с. 25).

Предрассудок может основываться и на позитивной установке в пользу своей группы. В таком случае он рассматривается как внутригрупповой фаворитизм.

Т. Нельсон выделяет следующие особенности предрассудка:

– имеет место в отношениях между группами;

– включает оценку (позитивную или негативную) группы;

– является предвзятым восприятием группы;

– основывается на реальных или воображаемых характеристиках группы (127, с. 28).

Термин «дискриминация» произошел от латинского слова «discrimination» – различение. Дискриминация предполагает ограничение или лишение прав определенной категории людей по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям. Если предубеждения и предрассудки представляют собой стереотипы ложной интерпретации поведения, то дискриминация – это устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Существует пять основных видов предрассудков и дискриминации.

1. Расизм – поведение, основанное на ложной теории о существовании «высших» и «низших» рас.

2. Шовинизм – крайняя форма национализма, пропаганда национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам остальных, национальное чванство, сознательное разжигание национальной вражды, поведение, проявляющееся в дискриминации других народов.

3. Сексизм – поведение, опирающееся на убеждение в превосходстве одного пола над другим (мужчин над женщинами или наоборот).

4. Гомофобия – иррациональный страх и негативные предубеждения по отношению к гомосексуалистам.

5. Эйджизм – возникновение предрассудков и дискриминации по отношению к возрастным группам, как правило, пожилым людям.

Источниками дискриминации являются представления о неравенстве людей и групп, страх быть отвергнутым меньшинством.

Д. Майерс описывает ситуацию, которая произошла в Иллинойсе в середине 90-х гг. Группа студентов-гомосексуалистов из университета объявила, что девизом одного весеннего дня будет: «Если ты – гей, надень сегодня голубые джинсы». Когда указанный день наступил, многие студенты, до того носившие джинсы, проснулись утром с твердым намерением надеть шорты или слаксы. Группа «геев» пришла к выводу: установки по отношению к гомосексуалистам таковы, что многие скорее откажутся от своей обычной одежды, чем позволят заподозрить себя в гомосексуальности (99, с. 434).

Д. Майерс отмечает, что хотя расовые предрассудки в США заметно снизились по сравнению с началом 1940-х гг., однако они все еще существуют как в явной, так и в скрытой форме. В других странах открытая этническая враждебность также встречается довольно часто: периодически обостряются конфликты в бывшей Югославии между сербами, хорватами и косовскими албанцами. Перманентные конфликты длятся несколько десятилетий в Испании, Северной Ирландии, России.

Исследования показывают, что люди оценивают информацию в соответствии со своими предубеждениями. Так, в эксперименте Э. Джонса (E.Jones) и Р. Конлера (R. Konler), проведенного в конце 50-х гг. в США накануне повсеместного распространения десегрегации, было показано, что участники эксперимента запоминают правдоподобные аргументы, поддерживающие их позицию (за или против десегрегации), и неправдоподобные аргументы, защищающие противоположное мнение (12, с. 183).

Люди, как правило, не осознают своих предубеждений и предрассудков или не хотят признаваться в них. Так, в 1974 г. американские психологи Г. Бахр (G. Bahr) и Б. Чэдвик (В. Chadwick) опрашивали белых американцев, выясняя их отношение к индейцам. Практически все опрошенные заявили, что индейская культура должна стать частью общеамериканской культуры, но в то же время подавляющее большинство родителей отметили, что не приветствовали бы дружбу своих детей с индейскими детьми (71, с. 448).

16.5.3. Тендерные предрассудки

Американские психологи обнаружили, что тендерные предрассудки намного сильнее расовых. Данная тенденция была показана в нескольких экспериментах.

Например, в эксперименте, проведенном Ф. Голдбергом (P. Goldberg) в 1968 г., девушки-студентки колледжа должны были прочесть несколько научных статей и оценить, насколько компетентно они написаны и хорошим ли стилем. Одним студенткам дали статьи, подписанные мужскими именами, а другим – те же самые статьи, но подписанные женскими именами. Девушки оценивали статьи намного выше, когда видели, что автор – мужчина (12, с. 423). В данном случае отчетливо выступает исторически сложившийся признак подавления – самоуничижения, когда женщины с предубеждением относились к женщинам.

Целью эксперимента, описанного Д. Майерсом в 1983 г., было показать, что роль лидера в группе выполняют чаще мужчины. Исследователи предъявляли студентам фотографии «группы выпускников университета, работающих в одной команде над исследовательским проектом». Затем им предлагали высказать свои первые впечатления и ответить на вопрос, кто из этой команды внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. В результате, когда группа на фотографии состояла только из мужчин, испытуемые выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту же позицию. Но когда в центре стола сидела женщина, ее игнорировали. Каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины вместе взятые! Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было в равной степени характерно не только для женщин и мужчин, но и для феминисток и нефеминисток (99, с. 443).

16.5.4. Источники предубеждений

Ученые отмечают, что с раннего детства у людей, ставших объектом жестоких предрассудков, формируется низкая самооценка. Г. Оллпорт называет шесть источников предубеждений (авторство седьмого принадлежит Д. Майерсу).

1. Личная заинтересованность.Она возникает тогда, когда человек воспринимает некую группу людей как источник потенциальной угрозы. Главными причинами предубежденности в данном случае являются соприкосновение с неизвестным, непонятным, угрожающим и борьба за выживание.

2. Конформность.Человек следует за мнением большинства своей группы, неприязненно относится к представителям других групп, хотя они и не представляют для него угрозы, но являются иными, чужими, малоизвестными.

3. Перенаселенность крупных городов.Как правило, в тесноте и перенаселенности крупных городов коренные жители склонны винить эмигрантов. Так, в начале XX в. в США жертвами предубеждений и дискриминации были ирландцы, итальянцы и евреи, затем на смену им пришли африканцы и пуэрториканцы. В настоящее время американское общество настроено против эмигрантов из Мексики и Центральной Америки.

4. Конфликтные ситуации и ситуации соперничества.Эти ситуации возникают в случае военного конфликта двух государств. Люди испытывают страх и предубеждение к народу, населяющему враждебное государство, поскольку ожидаются враждебные и агрессивные действия.

5. Боязнь неизвестного.Такая реакция возникает при встрече человека с незнакомцем, принадлежащим к другой культуре, одетым в национальное платье, говорящим на неизвестном языке, отличающимся своеобразным поведением (жестами, ритуалами, обычаями). Человек может воспринимать поведение незнакомца как угрозу для себя.

6. Самоподтверждающиеся прогнозы.Предубеждения дают возможность человеку делать такие прогнозы. Этот парадокс заключается в том, что человек, имеющий предубеждения против определенной группы людей, своим поведением провоцирует их на поступки, подтверждающие его предубеждение (71, с. 454—457).

7. Степень религиозности и фанатизма.Этот источник предубеждений называл Майерс. Он отмечал, что у верующих наблюдается больше расовых предрассудков, чем у неверующих; у тех, кто принадлежит к традиционным конфессиям христианства, больше предрассудков по сравнению с теми, кто исповедует менее традиционные верования. Исследования установили, что те, для кого религия олицетворяет открытый поиск и свободу, мало подвержены предрассудкам. Те, для кого религия связана с готовыми ответами на основные проблемы бытия и жестким ограничением личной свободы, сильно подвержены предрассудкам (см. теорию догматической личности М. Рокича).

Если под религиозностью понимать принадлежность к церкви или готовность внешне соглашаться с верованиями, тогда чем сильнее религиозность, тем сильнее развиты расовые и прочие предрассудки. Но если оценивать глубину религиозности, тогда у самых набожных людей предрассудки оказываются наименее выраженными (99, с. 450). По выражению Г. Олпорта, «роль религии парадоксальна: она создает предрассудки и уничтожает предрассудки» (221, с. 413).

Таким образом, возникает замкнутый круг: интолерантность к неопределенности приводит к предубеждению, а предубеждение усиливает интолерантность.

Предубеждение – это негативная установка по отношению к людям исключительно на основании их национальности. Предубеждение основано на стереотипах восприятия, трактующих иной этнос в негативно окрашенных тонах.

Предрассудок – это заведомо ложное осуждение людей исключительно на основании их национальности. Предрассудок проявляется в негативной оценке их личности, поведения, норм и ценностей их культуры.

Предрассудки основаны на стереотипах интерпретации поведения. В этнических предрассудках заложены неверные, ошибочные атрибуции поведения людей, принадлежащих к другому этносу. Непонимание причин поведения зачастую приводит к опасениям, страхам, отчужденности по отношению к чужим для нас людям. Последствиями предубеждений и предрассудков являются ксенофобия, дискриминация, экстремизм.

Ксенофобия – навязчивый страх, боязнь незнакомых людей, враждебность ко всему чужому, не своему, иностранному (образуценностям).

Ксенофобия выражается в виде страхов, подозрительности, недоброжелательности ко всем «чужим». Она становится массовым явлением, заметно возрастающим в последнее время в России.

Дискриминация – негативное поведение или призывы к негативному поведению по отношению к людям исключительно на основании их национальности.

Дискриминация – это стереотип поведения, основанный на ложной каузальной атрибуции. Но это не единственный стереотип этнического поведения. Наука знает множество положительных стереотипов поведения, таких как обычаи и традиции гостеприимства, вежливого и тактичного поведения и пр.

Крайними выражениями дискриминации являются экстремизм и терроризм.

Экстремизм – это приверженность крайним, преимущественно насильственным, средствам достижения целей.

megaobuchalka.ru

Предубеждения и предрассудки | Психология общения

Что делать, если наука утверждает, что предрассудки в наших генах?

Дискриминация, предрассудки и предубеждение далеко не новые понятия, и у них есть тенденция, появляться каждый раз, когда мы сталкиваемся с чем-то или кем-то отличным от нас. Опасность заключается в том, что предубеждения неизменно приводят к пагубным результатам — социальным столкновениям, углублению раскола в обществе, и прочим нехорошим вещам, когда целые группы населения становятся заложниками ситуации.

Простой обратный анализ причины и следствия может определить суть проблемы: жестокость и насилие порождаются дискриминацией, которая, в свою очередь, обусловлена предубеждениями, предрассудками и стереотипами. Итак, что у нас есть: нечто разрушительное, как насилие, происходит от чего-то столь же тривиального, как и предрассудки. Незначительное, как это может показаться, предубеждение вредит всем, кого касается — тех, кто является объектом, и тех, кто оказывает давление в какой-либо форме. Отрицательный эффект всегда присутствует, даже при самых благоприятных социальных взаимодействий.

Проще говоря, предубеждение является простым процессом субъективной оценки или осуждения других, основанной на ряде факторов, наиболее распространенными из которых являются раса, пол, религиозная принадлежность и сексуальная ориентация. Человеческий мозг так устроен: чтобы помочь нам понять непонятное, он предлагает дать определение новым и незнакомым объектам на основе имеющейся информации о сходных объектах. Когнитивная составляющая, также известная как стереотип, преобразуется в поведенческие факторы. Если еще проще: классифицировав новые знания, мозг старается облегчить последующие отношения и решения в отношении нового объекта. Эти эмоции могут привести к дискриминационному поведению, хотя до тех пор, пока человек старается не давать волю предубеждениям, дискриминацию можно избежать.

А что насчет предрассудков? Можем ли мы их избежать? К сожалению, наука говорит, что предвзятость в наших генах и удалить их из генетического материала мы не способны. Согласно результатам исследования Королевского университета в Онтарио, индивиды запрограммированные относиться друг к другу по-разному на основе сходства и различий, которые они разделяют. Исследование показывает, что люди, которые имеют много общих черт, как правило, более альтруистичны по отношению друг к другу и очень агрессивны по отношению к тем, кто от них отличается. Доктор Крупп, ведущий исследователь психолог, объясняет: «Такие люди более склонны делиться копиями генов друг друга, и вероятность появления в их среде иных генов очень мала. Как следствие, эволюционная теория предсказывает, что организмы часто будут дискриминировать, потому что помощь подобным партнерам и нанесение вреда непохожим увеличивает долю генов распознающей стороны в будущих поколениях ».
Также хорошо известно исследователям, что люди склонны видеть тех, кто отличается от них, более однородными, чем группа, по сравнению с их собственной группой. Также известный процесс смещения однородности вне группы, последствия этого явления могут еще более усугубляться тем фактом, что люди склонны преуменьшать различия в своей собственной группе и усиливать их между различными группами.

Таким образом, научные данные подтверждают, что предрассудки являются неотъемлемой частью каждого человека. Мы генетически связаны с расизмом, сексизмом, этноцентризмом и т. д. Однако оправдывает ли это дискриминацию и косвенную жестокость, столь распространенные в нашем обществе? Ответ — нет. Мы, возможно, не сможем освободиться от предрассудков, однако в наших силах решить, как действовать. Да, часто реакция может быть автоматической, когда мы действуем бессознательным образом, но в конечно итоге это вопрос воспитания и самоконтроля. Мы можем контролировать эмоции и составить различные варианты о том, как реагировать.

Первый и самый важный шаг в преодолении деструктивных тенденций — это фактически признать, что предрассудок является частью нашей идентичности. Без осознания и признания любые дальнейшие шаги бессмысленны. Нет ни одного человека, который полностью лишен предрассудков, и те, кто заявляет об обратном, просто себя обманывают. Предрассудки проявляются в очень разных формах.

Признание наших недостатков, хотя и является необходимой основой для перемен — ничто без подлинного стремления к переменам. Осознав это, можно переходить к более действенным преобразованиям, которые помогут покорить пристрастия и стать более открытым для понимания других людей.

Следите за своими психологическими триггерами. Какие вещи, которые делают люди, вызывают у вас отрицательную реакцию? Заманчиво направить свой гнев или раздражение в отношение к человеку или группе, а не конкретного поведения, но это приводит к проблемам в предположении, что в той или иной категории или группе «все такие». Ваш «триггер» (то есть то, что вас раздражает) затем вызывает реакцию, часто отрицательную и нежелательную, и вы не можете ее контролировать. В качестве первого шага будьте бдительны и научитесь идентифицировать триггеры, чтобы не допустить формирования предвзятых выводов.

«Слушайте» ваш разговор с самим собой, когда вы используете субъективные слова — например, «этот человек — придурок». Что в их поведении обозначило такое определение в вашем сознании? Мы часто делаем суждения о людях, основываясь на немедленной реакции и последующих эмоциях. Раздражение или злость только усугубляют наши предрассудки. Если вы можете начать слушать то, что сами говорите в ответ на свои триггеры, то получите подсказку, какие ошибки вас беспокоят. Остановите негативный разговор с самим собой. Это не принесет пользы.

Практикуйте рефрейминг — это означает превращение отрицательного субъективного комментария во что-то более нейтральное. Когда дело доходит до восприятия, «неправильные», «странные», «отвратительные» и подобные термины искажают правильное восприятие и только удаляют от истинного понимания человека. Подберите другие, положительные определения, пусть это не изменит поведения человека, но изменит фильтр, который у вас есть, и поможет легче принять человека таким, какой он есть.

Признайте, что на каком-то уровне мы все одинаковы. Есть просто такое банальное понятие, как человечность. И, конечно, некоторые люди более отличаются от нас, чем другие. Однако, по существу, у нас есть много общих черт. Начните с простого физического сходства — мы все дышим, чихаем, зеваем и так далее. Найдите общий язык. Он всегда есть.

Мы не всегда понимаем, что переживают другие люди. Мы не всегда понимаем, что то, что для нас какие-то мелочи, является реальной проблемой для кого-то другого. Вспомните свое поведение в некоторых случаях, о котором неохота ни думать, ни вспоминать, чтобы напомнить себе, что вы тоже не совершенны. Поймите, что каждый человек имеет свои недостатки, но и в каждом есть что-то положительное поэтому, когда вы кого-то отвергаете, вы всегда откидываете не только плохое, но и хорошее.

ps-psiholog.ru

Предрассудки и предубеждения — КиберПедия

С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков.

В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не является предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.

Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности. Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей.

 

Предрассудок

необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

 

Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожиданные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками».

Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от сомнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, религия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения», а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрассудки – это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям.


Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки меняются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и важное место среди них, конечно, занимает психология.

 

Выводы

 

1. Рациональное понимание – это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Главная задача – понимание мотивов, позволяющее оценивать поступки людей и прогнозировать их поведение.

2. Путь логического, рационального познания может быть представлен как интерпретация, свободная от предрассудков и заблуждений, которая должна быть дополнена интуицией, рефлексией, эмпатией.

3. Каузальная атрибуция является одним из способов интерпретации поведения другого человека и заключается в приписывании причин поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации.

4. Социальные стереотипы регулируют отношения людей и этнических групп, служат частично неосознаваемым фундаментом сохранения социальной и психологической дистанции между людьми. Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми.

 

Основные понятия

Рациональное понимание


Фундаментальная ошибка атрибуции

Стереотип

Этнический стереотип

Национальный стереотип

Профессиональный стереотип

Имидж

Предрассудок

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Лучшее понимание других людей, по Г. Оллпорту, обеспечивают (выберите нужное):

повышенная самооценка; хорошее знание себя; нонконформизм; умение отвлечься от деталей; отрешенность; знание психологии; интуиция; эмоциональная стабильность; отзывчивость; терпимость; интеллект; порядочность; наблюдательность; жизненный опыт; эмпатия.

2. В чем состоит фундаментальная ошибка каузальной атрибуции?

3. Можно ли по строению тела определить темперамент человека?

4. Что общего и в чем отличие стереотипа и установки?

5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он воспользовался для оценки, «не подходит» данному человеку?

6. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов,

7. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?

8. Может ли обладать имиджем мероприятие (например, конкурс)?

9. Что общего и в чем отличие имиджа и репутации человека, мероприятия, организации?

10. Исправьте ошибки и неточности в этом определении:

Имидж – образ, представление, методом логических рассуждений наделяющее объект сомнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах объекта, но обладающими привлекательностью для воспринимающего этот объект.

11. В чем причина живучести, стабильности предрассудков?

12. В описании русского человека вычеркните свойства, не соответствующие стереотипу (должно остаться 5-7 свойств):

замкнутый, умный, добрый, наивный, жадный, расчетивый, эгоистичный, педантичный, утонченный, музыкальный, щеголь, фанатик, честный, обаятельный, терпеливый, безалаберный, ленивый, самовлюбленный, предприимчивый, патриот, с юмором, широта души, честолюбивый, хитрый, трудолюбивый.

13. Каким образом, по-вашему, можно противостоять укреплению стереотипов и предрассудков в общественном и индивидуальном сознании?

 

Учебное задание. «Тест на объективность»

 

1. Какими характеристиками отличаются, по-вашему, те, кто особенно тщательно придерживаются принятых правил поведения и никогда не отступают от хорошего тона:

а) вежливы и приятны в общении,

б) строго воспитаны,

в) по существу неискренни и за всем этим старательно скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. Как вы думаете, они:

а) счастливы,

б) равнодушны друг к другу,

в) скрывают свои отношения от посторонних людей, не доверяют друг другу.

3. Представьте, что вы впервые видите некоторого человека, и он тут же начинает рассказывать вам анекдоты, острить. Каков он?

а) шутник, остряк,

б) чувствует себя неуверенно в вашей компании и таким образом пытается выйти из неприятного для себя положения,

в) просто хочет произвести приятное впечатление.

4. Вы разговариваете с кем-то на тему, интересующую вас обоих. Ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией (движением рук). О чем это, по-вашему, свидетельствует?

а) о его внутреннем волнении,

б) о том, что он слишком устал, переутомлен,

в) о том, что он неискренен.

5. Вы решили узнать поближе кого-то из ваших знакомых. Лучше всего это сделать:

а) пригласив его в какую-то компанию,

б) понаблюдав за ним в каком-либо деле,

в) посмотрев, как он ведет себя в конфликтной, эмоционально-напряженной ситуации.

6. Вы оказались в ресторане с человеком, который, на ваш взгляд, дает официанту слишком большие чаевые. Как вы думаете, почему он так поступает:

а) хочет произвести впечатление на окружающих,

б) хочет завоевать доверие официанта,

в) он – просто добрый и щедрый человек по натуре.

7. Вы знаете людей, которые сами никогда не начинают разговор первыми. Каковы они на самом деле, по вашему мнению:

а) скрытны и не разговаривают, чтобы не выдать себя,

б) слишком робкие,

в) мнительны и боятся, что скажут что-то не так, и их обидят.

8. Некоторых людей, не разговаривая с ними, можно оценить по выражению лица. Что, по-вашему, означает низкий нахмуренный лоб у человека:

а) глуповатость,

б) упрямство,

в) не могу сказать ничего конкретного.

9. Что вы думаете о человеке, который при разговоре не смотрит прямо в глаза:

а) у него – комплекс неполноценности,

б) он недостаточно искренен в том, что говорит,

в) он просто слишком рассеян.

10. Вы, наверное, знаете людей, которые, случись что-либо неприятное, сразу заявляют о том, что они все давно знали и предвидели, но ничего не предпринимали заранее, потому что не хотели попадать в неприятную историю. Что это за люди:

а) люди с волевым характером, выдержанные,

б) люди, у которых попросту нет ничего за душой,

в) хвастуны.

11. Представьте себе человека, имеющего хорошее материальное положение, который всегда покупает очень дешевые вещи. Почему, на ваш взгляд, он так делает:

а) он скромен, непритязателен,

б) он бережлив,

в) он скряга.

12. Вам наверняка когда-либо приходилось оценивать людей по внешнему виду. Полные люди, по-вашему:

а) симпатичнее других, так как всегда общительны, добры и веселы,

б) не очень симпатичны, так как обычно ленивы и бесхарактерны,

в) они – такие же, как и все, среди них есть и хорошие, и плохие люди.

Ключ

 

Номер вопроса  
«Стоимость ответа» а
  б
  в

Оценка результатов и выводы

 

40 и более баллов – человек легко составляет мнение о людях и столь же легко сообщает его тому, к кому это мнение относится. Но в его суждениях о людях немало субъективности и излишней самоуверенности.

31-39 – человек умеет объективно оценивать других и не боится признавать свои ошибки в этом деле.

21 -30 – человек не всегда бывает уверен в правильности своего мнения и иногда бывает необъективен из-за того, что легко меняет свое мнение, поддаваясь влиянию других.

20 и меньше баллов – человек слишком доверчив и способен судить о людях необъективно, довольно поверхностно, часто ошибаясь при этом.

 

Дополнительная литература

Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев, 1989.

Зазыкин В. Г. Психология проницательности: Методические рекомендации. – М., 1997.

Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. – 1966. – № 9.

Куницына В. Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания // Личность и коллектив. – Курск, 1980.

Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. – М., 1990.

Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. — 1982. — № 5.

Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М., 1996.

Сикевич 3. В. Русские: образ народа. — СПб.: СПбГУ, 1998.

Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991.

cyberpedia.su

Означает предрассудки. Предрассудки — что это? Предрассудки и их психологические источники

2.3.1. Понятие и сущность предрассудков.

Представления
о типичных чертах других народов зависят
как от их характерных черт, так и от форм
и разнообразия контактов с ними. При
этом результатом контактов являются
не только стереотипы, но и предрассудки.

Психология
рассматривает предрассудок


как установку предвзятого и враждебного
отношения к чему-либо без достаточных
для такого отношения оснований или
знания. Применительно к этническим
группам или их культурам предрассудок
выступает в виде установки предвзятого
или враждебного отношения к представителям
этих групп, их культурам и к любым фактам,
связанным с их деятельностью, поведением
и социальным положением. Главным фактором
в возникновении предрассудков является
неравенство в социальных, экономических
и культурных условиях жизни различных
этнических общностей. Эти же факторы
определяют и такую распространенную
форму предрассудков, как ксенофобия –
неприязнь к иностранцам.

Рассматривая
сущность предрассудков, следует отметить,
что они возникают как следствие неполного
или искаженного понимания объекта, по
отношению к которому формируется
установка. Возникая на основе ассоциации,
воображения или предположения, такая
установка с искаженным информационным
компонентом оказывает, тем не менее,
стойкое влияние на отношение людей к
объекту.

В
контексте межкультурной коммуникации
следует различать стереотип и предрассудок.
Как уже было отмечено, стереотипы
являются отражением тех черт и признаков,
которые свойственны всем членам той
или иной группы. Это своего рода
обобщенный, собирательный образ
представителей соответствующей группы.
В этом образе, как правило, отсутствуют
ярко выраженные эмоциональные оценки.
Поэтому стереотипы содержат в себе
возможность позитивных суждений о
стереотипизированной группе.

В
отличие от стереотипа предрассудок
представляет собой отрицательную и
враждебную оценку группы или принадлежащего
к ней индивида только на основании
приписывания им определенных негативных
качеств. Для предрассудков характерно
бездумное негативное отношение ко всем
членам группы или большей ее части. В
практике человеческого общения объектом
предрассудков обычно являются люди,
резко отличающиеся от большинства
какими-либо чертами, вызывающими
отрицательное отношение у других людей.
Наиболее известными формами предрассудков
являются расизм, ксенофобия, дискриминация
по возрастному, половому признакам и
т.д.

Предрассудки,
как и стереотипы, являются элементами
культуры, поскольку порождены
общественными, а не биологическими
причинами. Однако они представляют
собой устойчивые и широко распростр

testet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *