План тренинга – Образец программы тренинга

Образец программы тренинга

Ющенко Н.А. ОБРАЗЕЦ
ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ТРЕНЕРОВ

Цель:
сформировать
у участников первоначальные навыки
ведения тренинга.


дать общее представление о методологии
тренинга;


разобрать стратегии поведения тренера
в работе с группой;


отработать практические упражнения
для их активного использования в
тренингах.

Содержание

Время

Примечание

Вводная
часть:

Самопрезентация
тренера

2
минуты

Например:

«Здравствуйте!
Прежде всего я хочу представиться.
Меня зовут Наталия. Я являюсь аспирантом
по специальности Психология развития,
акмеология. В своей практической
работе я уделяю особое внимание
техникам ведения тренинга и сегодня
я хочу представить Вашему вниманию
тренинг тренеров. Наш тренинг будет
продолжаться в течение 2 часов. Мы
разберем с вами несколько блоков,
которые будут нацелены на отработку
специальных навыков. Нужно сказать,
что время, отведенное на проведение
нашего тренинга, ограничено, поэтому
будьте готовы к интенсивной работе,
нацельтесь на успех! Я желаю нам
успешной и плодотворной работы!»

Упражнение
«Я сегодня лучше, чем вчера, потому
что…»

3
минуты

На
создание доверительной и благоприятной
атмосферы

Формирование
правил работы группы

5
минут

Например:
«Активность», «Обращение по имени»,
«Персонификация высказываний»,
«Конструктивная критика» и т.д.

Упражнение
«Факты о себе»

10
минут

В
данном случае факты о себе, как о
начинающем тренере. Обсуждение.

Работа
с ожиданиями

10
минут

Лекционная
часть:

40
минут

вся
часть

1
блок. Тренинг и тренер

Тренинг
– что за зверь?

Тренинг
(англ. training
от train —
обучать, воспитывать) — метод
активного
обучения, направленный на развитие
знаний, умений
и навыков
и социальных установок.

Признаки:

Наличие
группы

Наличие
тренера

Наличие
цели тренинга

Групповая
динамика

Использование
активных форм обучения

Ориентация
на процессы и результат

Обратная
связь

Атмосфера
психологич. безопасности

Тренер.
Как зарабатывать бобы?

Роли
тренера

Активный
лидер

Аналитик
Комментатор

Эксперт

Каркас
и содержание сценария

Сначала
каркас — потом содержание.

См.
раздаточные материалы.

Подготовка
упражнений

Упражнений
должно быть много (обязательные,
желательные и запасные). См. раздаточные
материалы.

2
блок. Групповая динамика

Групповая
динамика

– развитие и движение группы,
обусловленное взаимодействием членов
группы в процессе совместной работы

Стадии
формирования группы

  1. Рождения

  2. Обучения

  3. Умирания

Работа
с трудными участниками

Например:
«Возражун», Помощник,

Пассив,
Всезнайка, «Целитель», «Борец»

3
блок

Методы
активного обучения

Упражнения

Игры

Ролевые
игры

Деловые
игры

Мозговой
штурм

Кейсы

Практическая
часть:

Упражнения
(на знакомство, сплочение, снятие
напряжения, сюжетно-ролевые, медитативные,
арт-терапии и т.д.)

30
минут

Все
равно ты молодец

Передача
по кругу воображаемого предмета

Создание
рисунка по кругу

Фломастеры

Заключительная
часть:

Обратная
связь

20
минут

studfile.net

Как написать Тренинг? | Бизнес-тренер Костюхина Ольга

 

Практические рекомендации — как разработать, составить программу тренинга.

Допустим, у вас уже есть тема, по которой вам нужно составить, написать тренинг. С чего же начать? Как собрать всю информацию воедино, сделать логичными переходы от темы к теме, наполнить тренинг упражнениями, играми, практикой?

Я хочу поделиться с вами простым и удобным алгоритмом. Очень часто сама его использую при создании новых программ обучения.

План написания тренинга:

1. Определите вашу целевую аудиторию и ее проблемы. Т.е. вам надо ответить на вопросы: Кто придет на мой тренинг? Почему (или зачем) люди придут ко мне на этот тренинг? Т.е. какие проблемы перед ними сейчас стоят и какая информация им понадобится, чтобы их решить.

Например, вы решили организовать тренинг — Как успешно пройти интервью. С какими сложностями в данной области сталкиваются люди, которые придут к вам на тренинг? Скорее всего, это: неумение презентовать себя, неуверенность в себе и т.д. Это и есть их проблемы.

2. Проблемы переводите в задачи. Так, если проблема — неумение презентовать себя, то задача будет — научить делать эффективную самопрезентацию. И так с каждой проблемой по теме.

Итак, у вас получится список задач, которые вам нужно рассмотреть на тренинге. Желательно, чтобы задач было не менее 3-х и не более 5-ти, в зависимости от смежности тем и их сложности.

3.»Выгружаете мозг». Берете лист А3 и стикеры (можно А4, но тогда стикеры должны быть маленькие 3х2, например), на каждом стикере пишете одну идею по теме. Это могут быть теоретические блоки, которые вы хотите дать по теме, игры, упражнения, обсуждения, мозговой штурм и т.д.

Так, например, для нашей задачи — научить себя презентовать, стикеры могут быть следующие: обсуждение — из чего складывается первое впечатление, теория — невербальное и вербальное общение, практика — расскажи о себе, игра — первое впечатление и т.д.

 

 ВАЖНОдля каждой темы (идеи) свой отдельный стикер! Так, у вас получится лист, обклеенный множеством стикеров.

 

4. Сгруппируйте стикеры по темам. Посмотрите на свой лист, проанализируйте информацию, распределите ее по темам, задачам. Можно исходить из того, что каждый блок (задача) должен быть рассчитан на 1 час 20 мин.

Также, будет хорошо видно, если по каким-то задачам недостаточно информации, игр, упражнений. Тогда по этой теме стоит поискать дополнительную информацию.

5. Составьте план Тренинга. После того, как вы сгруппировали стикеры по блокам (а мы работали со стикерами именно потому, что их очень удобно перегруппировывать, переклеить, поменять местами), нужно перенести полученную информацию на бумагу, т.е. составить план. План на бумаге может выглядеть следующим образом:

 

Пример, программы Тренинга на сплочение для подростков.

Время План Тренинга Упражнения Примечания
15 мин Знакомство. Ожидания.

 

 

Добрый день. Меня зовут Ольга. Я буду вести тренинг – командообразование. Вы все знакомы, а мне бы хотелось познакомиться с вами поближе. Давайте это сделаем следующим образом. Напишите на бейджах ваши имена. По кругу, называйте свое имя, должность, в 2-х словах, то, в чем заключается ваша работа и ваши ожидания от тренинга – чему хотели бы научиться или что нового хотели бы узнать. Бейджи

 

5 мин Правила Взаимоуважение и активное участие. Каждый имеет право на свое мнение и это чем-то обусловлено. 10% мы усваиваем из того, что слышим, 30% из того, что видим и 90% из того, что делаем. Нет правильного и неправильного.  
15 мин Дискуссия

Флип чарт

Групповое обсуждение понятия команда.

Как выглядит идеальная команда?

 

К. – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать поотдельности. Кроме того, их работа приносит радость и удовлетворение. Добиваются результата на основе гармонизации индивид, групп целей и интересов.

Тренинг командообразование – целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в к, через улучшение соц окружения, позволяющего членам к реализовать их потенциал согласно существующим стратегическим целям.

 К – это один механизм, если выходит из строя 1 деталь, то это приводит к сбою в раб всей системы. Каждый выполняет свою фун-ию но др без др механизм работать не будет. (общие цели)

Обсуждение – что есть у вашей к, а чего не хватает?

К. должна иметь

· Развитую систему коммуникаций

· Понимать причины поведения товарищей

· Конструктивную критику

· Достигать согласия – концепцию

· Собрания для обсуждения – целей, ролей, способов, ожиданий

· Доверие

· Общие цели

30 мин Ролевая игра.  РЕКЛАМА  Мы сейчас выполним упражнение на умение увидеть положительные качества  др др. На установление позитивного настроя.  Также чтобы я смогла с вами получше познакомиться.

 

Правила игры. Теперь о самой игре. В наше время нас окружает реклама, она повсюду. Рекламируют всевозможные товары, услуги. Вот мы сейчас представим, что нам надо сделать рекламу, только рекламу не товара, а конкретного человека чье имя вы вытащили. Если вам попалась свое имя, делайте рекламу про себя. Понятно?

Как мы будем это делать? Имя чел называть нельзя. Надо представить чел в виде какого-то товара или услуги, например, телевизора или загородного дома и рассказать, почему покупатель должен захотеть купить именно этот телевизор или дом, какими особенными качествами он обладает т.е. прорекламировать его. Отражать надо самые истинные и важные достоинства. Длительность рекламного ролика должна составлять 1 мин.

Потом участники должны будут догадаться, о ком идет речь. Время 3 мин.

Карточки с именами. Ручка, бумага

ОбсуждениеЧто вы чувствовали, когда вас сравнили с ?  Вызвало ли у кого –то затруднения? Почему у вас возникли такие ассоциации?

 

15 мин Тест КТО Я?

Мы только что узнали о качествах, приписываемых вам др людьми. Давайте теперь посмотрим, что вы думаете о самих себе. Это важно для более глубокого понимания себя и “знакомства” с другими участниками.

На листе бумаги напишите 20 ответов на вопрос – кто я. Время 10 мин.

 

Поставьте напротив каждого +,-,?

Чего больше?

Если зачеркнуть общие фразы, что останется?

Бумага, ручки

Обсуждение –  Кто сколько определений написал. Положительные они или отрицательные? Что общего в ответах?

10 мин Игра БАШНЯ.

После сложных и глубоких игр, давайте немного поиграем и расслабимся.

 На умение договариваться, взаимодействовать в коллективе. Умение общаться. Достигать  общих целей.

Правила Делимся на группы 3-5 чел. Перед вами листы бумаги. Каждая команда должна попробовать построить самую высокую башню. С бумагой можно делать все – что хотите, а другие инструменты, вещи применять нельзя. Время у вас ограничено. Около 3х мин. Я сама скажу, когда стоп. За 30 сек я предупрежу. Бумага    Обсуждение легко ли было договориться. Кто был какие роли занимал – кто был лидер и тд.. Всели чувствовали себя комфортно?
10 мин Подведение итогов. Просим участников поделиться своими впечатлениями.  Что было для них самого ценного?

Благодарность. Прощание.

По ситуации: можно дать заполнить анкеты обратной связи.

Таким образом, у нас получается довольно простая система группировки, систематизации информации, на основе которой, можно легко подготовить тренинг, программу обучения.

Также, на основе такой визуализации легко составить программу тренинга, которую можно показать участникам. Тема — подтемы. Пример.  

Я надеюсь, данная статья была вам полезна. Если так, то поделитесь ей с друзьями.

Также, если у вас остались вопросы — можете задать мне их по электронной почте. Я обязательно вам отвечу!

Также, вы можете поработать со мной над более детальной программой вашего тренинга. Я помогу вам составить «под ключ» вашу уникальную программу обучения.

 

Чтобы поработать со мной над созданием своей программы тренинга,

звоните мне по тел. 8 (926) 534-22-74 или пишите мне на почту

и я расскажу вам с чего можно начать.

Возможно, уже в разговоре вы получите несколько ценных советов! 

Также, смотрите Индивидуальный курс для бизнес-тренеров.

 

 

Прикрепленные материалы

treningi-ok.ru

4. Планирование программы тренинга

Структура
построения тренинговой программы во
многом за­висит от модели тренинга и
особенностей решаемых задач. Одна­ко
существует ряд общих принципов, которые
необходимо учиты­вать
при планировании программы. Среди них
выделяются принцип преемственности
тренинговых действий и занятий и принцип
поэтапности развития группы.

Принцип
преемственности
подразумевает,
что каждое действие и
занятие должно содержательно стыковаться
с предыдущим и яв­ляться
обеспечивающим для следующего. Без
соблюдения данно­го принципа работа
в группе может превратиться в «блуждание
в темноте». В процессе тренинга в случае
содержательного разрыва выполняемого
действия и планируемого далее ведущему
следует провести
дополнительную работу, направленную
на формирова­ние
содержательного контекста и обеспечивающую
возможность выполнения
следующего упражнения, или изменить
план работы.

Принцип
поэтапности развития группы
подразумевает
необходи­мость
учета закономерностей групповой динамики
при составлении программы
тренинга, а также планирование работы,
направленной на
развитие группы. Известно, что вновь
организованная группа проходит
определенные стадии своего формирования
и развития. Каждая стадия предъявляет
определенные требования к процеду­рам
и упражнениям. Поэтому неадекватное
включение упражнений оказывается
неэффективным, а может приводить и к
повышению групповой
напряженности. Обычно на первых этапах
планируются процедуры,
направленные на знакомство участников,
их ориентацию в
специфике тренинга, проводится работа
с ожиданиями участни­ков.
Далее ведущий организует работу,
направленную на: формиро­вание
норм и правил работы группы; развитие
мотивации; форми­рование работоспособности
участников; сплочение группы и др.

При
планировании программы ведущему следует
учитывать, -что любой
групповой психологический тренинг
состоит как минимум из трех слоев:
содержательного, личностного и группового.

  • содержательный
    слой
    включает
    в себя программу тренинга в соответствии
    с основными целями и в совокупности
    исполь­зуемых
    в нем процедур;

  • личностный
    слой
    состоит
    из реальных личностных ситуаций каждого
    участника группы, которые заранее могут
    быть не известны;

  • групповой
    слой
    проявляется
    в социально-психологической атмосфере
    в группе, степени ее развитости и
    протекающих в ней
    межличностных процессах.

Все
события содержательного слоя
разворачиваются на фоне личностного
и группового слоев. Поэтому эффективность
исполь­зования
в тренинге процедур во многом зависит
от адекватного включения
их в личностный, групповой и содержательный
кон­тексты группы. Выполнение одного
и того же упражнения в раз­ных
группах проходит по-разному, и сложно
предусмотреть все де­тали
до начала тренинга. Иногда по окончании
первого занятия приходится
изменять последующий план работы,
подстраивая его под
индивидуальные особенности участников,
уровень развития группы
и ее содержательное продвижение. Однако
это не значит, что не нужно планировать
программу тренинга, скорее это может
сигнализировать
о недостаточной подготовленности
ведущего к тренингу.
Перед каждым занятием ведущему следует
иметь план работы.
При свободном ведении он может состоять
из списка ос­новных вопросов, которые,
вероятно, будут обсуждаться, и
пред­положительных
упражнений. В случае программного
ведения нуж­но
спланировать и определить время,
отводимое на разные виды работы.
Но и в этом случае ведущий должен быть
профессиональ­но
гибким и иметь в запасе достаточный
выбор процедур (упраж­нений,
игр и метафор) на различные случаи
развития ситуации.

5.
ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА
УПРАЖНЕНИЙ

Для
успешной работы очень важно правильно
подобрать упраж­нение
и своевременно его использовать.
Несвоевременное исполь­зование
упражнений, например предполагающих
физический кон­такт
или прикосновение к системе ценностей
человека в группе, где
участники недостаточно раскрепощены
и открыты, может при­вести
к повышению напряженности, возникновению
дискомфор­та
и закрытию участников.

Для
выбора каждого последующего упражнения
необходимо определить:

1. С
чем вы хотите работать:

а) характеристиками
группы как объекта;

б) индивидуальными
особенности участников.

  1. Какие
    изменения вы хотите произвести?

  2. Используя
    какие упражнения, вы можете произвести
    эти из­менения.

  3. Насколько
    группа будет готова к выполнению данного
    уп­ражнения.

  4. Как
    можно подготовить группу к выполнению
    данного уп­ражнения.

  5. Какой
    будет получен материал (результат) для
    продвижения группы
    в содержательном плане после выполнения
    про­цедуры.

  6. Что
    вы будете делать с этим результатом.

При
подборе упражнений и других тренинговых
процедур ве­дущему следует учитывать,
насколько они интересны ему лично,
соответствуют
его стилю и манере ведения группы. Тренер
должен чувствовать
и понимать психотехническую наполненность
упраж­нения
и программы занятия в целом. Только в
этом случае он мо­жет
работать уверенно и свободно
импровизировать, внося в ис­пользуемые
им упражнения собственное, присущее
только ему содержательное
и эмоциональное наполнение. Можно
сказать, что именно
в этом обнаруживается авторство тренера,
его индивиду­альность
и неповторимость, в том числе при
использовании уп­ражнений
не собственной разработки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ №14

Тема:
ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА

studfile.net

План проведения тренинга на семинаре «Давайте познакомимся»

Общеобразовательная средняя школа № 16 имени Д.Жазыкбаева

Тренинг « Давайте познакомимся!»

Сертифицированный учитель 1(продвинутого) уровня

Мамбетиязова Нуржамал Нуршахановна

Кульсары .2015 год.

Тренинг «Давайте познакомимся!»

Ответственный: сертифицированный учитель I уровня Мамбетиязова Н.Н

Цель:

  1. Знакомство участников друг с другом.

  2. Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой, профессиональной и личностной индивидуальности.

Задачи:

  1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.

  2. Сократить дистанцию в общении.

  3. Снять тревожность.

  4. Сплочение группы через совместную деятельность.

План занятия:

  1. Приветствие. «Имя по кругу»

  2. Разминка «Поменяйтесь местами»

  3. Принятие правил группы.

  4. Творческое задание- изготовление визиток- бейджиков.

  5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».

Ход занятия:

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем. 

1. Приветствие «Имя по кругу»

Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое имя и место работы или род деятельности,которым занимаются.

2. Разминка «Поменяйтесь местами»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, поменяются местами те, кто:

  •  работает всю жизнь в одном учреждении;

  •  работает в настоящее время по новой программе;

  •  любит свою работу;

  •  работает педагогом уже больше 10 лет;

  •  мечтал быть педагогом с детства и т.д.

  •  первый раз участвует в конкурсе

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами.

3. Принятие правил группы:

Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

  •  открытое общение

  • активность и юмор

  • безоценочное суждение

  •  добровольное участие

  • здесь и сейчас

4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков»

Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем, используя бумагу, фломастеры, карандаши.

5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»

Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его характеру. Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди еще раз знакомятся.

9. Упражнение –раскрепощение «Хор»

Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

  •  африканские аборигены,

  •  индийские йоги,

  •  кавказские горцы,

  •  оленеводы Чукотки,

  •  индейцы племени апачи,

  •  английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

11. Творческое задание «Прекрасный сад»

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок , напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее — у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание . Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».

Предлагается всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали .

infourok.ru

Как составить план тренинга. Статья

Составлять текст тренинга следует в соответствии с планом (оглавлением). Тренинг должен быть разделен на части, логично связанные между собой.

Каждая следующая часть должна продолжать предыдущую и вести к общей цели тренинга.

План текста — это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых участник тренинга поймет смысл будущей темы или игры.

Как научиться составлять план?

Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.

Тезисы — это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте или словах.

Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана.

Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Даже самые опытные спикеры обычно смотрят в тезисы своего выступления, чтобы не пропустить важную мысль и не сбиться.

Составление конспекта — полное или почти полное изложение изученной литературы вместе со своими мыслями, идеями. Конспект часто является основой тренинга, помогающей раскрыть многие темы наиболее глубоко.

Конспект будет правильным, если он отражает лишь главное в содержании текста, полным — при условии что в нем в той или иной форме представлено все, что является важным с точки зрения содержание текста. Записать текст кратко — значит изложить содержание в значительной мере своими словами. Именно такая запись приносит большую пользу.

Записывая своими словами, тренер лучше осмысливает текст. Невозможно выразить своими словами, то, что не понимаешь. Вместе с тем при такой записи материал прочно закрепляется в памяти, даже если нет установки запомнить его. Наконец, запись своими словами развивает письменную речь. Для того чтобы запись получилась краткой (и конечно содержательной) важно выполнить следующее правило: записать мысль лишь после того, как она уже хорошо осмыслена.

 При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем с авторскими правами, претензиями со сторны авторов, первыми опубликовавшими определенную мысль, идею, метод и пр.

 

А нужно ли изучать литературу и вообще готовить лекционную часть в тренинге? Может он не нужна, — достаточно игр и умения взаимодействовать с участниками тренинга?

Есть тренеры, которые стоят на такой точке зрения, что лекционная часть не нужна. Мы с такой позицией не согласны. Если тренер не дает новых знаний, как он сможет привить и закрепить новые навыки?

Вокруг информационного обеспечения тренинга сегодня немало предубеждений. Участники ждут динамичного действия, а не утомительных конспектов, вызывающих глухую тоску со школьной скамьи. Сегодня в практику тренинга прочно вошли формулировки «узнать опыт коллег», «научиться друг у друга». Но не стоит радоваться желанию коллег общаться. К огромному сожалению, за этим часто стоит «научиться хотя бы у коллег».

Принято считать, что лекция выглядит тоталитарно и недемократично. Основная претензия к лекционным формам работы в тренинге — односторонняя передача информации, пассивная роль группы, отсутствие возможности для взаимодействия.

Широкое распространение получил миф, что интерес к лекции падает через 20 минут, а лучшее выступление укладывается в шесть. В профессиональной литературе можно найти даже график падения внимания и призывы ограничиться именно этим периодом. Но тогда совершенно непонятно, как те же люди посещают театры, смотрят кинофильмы и, простите, телевизор? Им просто интересно, и дело не во времени.

Если речь идет о презентации и «продавливании», возможно, скорость подачи информации имеет значение. Однако в процессе обучения ситуация кардинально меняется. В защиту лекции можно сказать: участники приходят на тренинг научиться, и прежде всего — у тренера. Поэтому тренер должен уметь не только организовать увлекательную групповую работу, но и грамотно передавать информацию.

Представления о качестве обучения прочно связаны с получением новой информации, новых знаний. Установочные лекции, просмотр учебных фильмов воспринимаются участниками и как дань традициям, и как проявление подготовки, и как элемент «серьезного подхода». В любой информационной части тренинга вы увидите, с каким уважением относятся участники к лекции или презентации, как старательно записывают основные мысли и положения.

Установочной лекции в тренинге отведена специальная роль. Ее основная задача — обеспечить общее понимание, дать общие инструменты для работы, в том числе общую лексику. В отличие от традиционной академической лекции, которая предлагает готовое решение по схеме «история вопроса — современное состояние», установочная лекция в тренинге призвана показать диапазон решаемых задач, основные причины возникновения и степень влияния на предмет обучения.

Перенос акцентов с готовых решений на их обеспечение делает установочную лекцию интересной, позволяет «выровнять группу», обеспечивает внимание и включенность участников. А соблюдение основных требований к лекции позволяет избежать потерь внимания участников в интервале от 20 до 60 минут.

Одним из требований к содержанию установочной лекции является личная позиция, личное отношение тренера к рассматриваемой проблеме. При подготовке лекции необходимо обратить внимание и ответить на вопросы, которые обязательно возникнут в аудитории:

— Почему именно этот тренер представляет тему/проблему?

— Что дает основания говорить о том, что тренер разбирается в теме/проблеме?

— Какова личная позиция тренера в отношении рассмотренных проблем?

— В рамках какого подхода тренер предлагает решение поставленных задач?

Личное отношение к проблематике позволяет преодолеть сомнения в уровне подачи материала (не будет ли тема слишком сложной или слишком простой для участников), определить границы компетентности тренера и обеспечить общий интерес. Кроме того, личное отношение всегда позволяет найти убедительные аргументы и избежать неуверенности перед потенциальными знаниями (или незнаниями) аудитории.

В установочной лекции вместе с регламентом, тематикой и подходами задается общий язык тренинга. Поэтому лекция строится не на чередовании терминов и определений, а сосредоточена на разъяснении смыслов, которые за ними стоят. Например, бессмысленно биться над терминами «организационная» или «корпоративная» культура, если вы вкладываете в эти понятия одинаковый смысл.

Лекцию принято сопровождать визуальными средствами. Однако, по словам Гарри Беквита, спецсредства способны убить любую презентацию — и мы с ни согласны. Если люди хотят посмотреть фильм — они закажут фильм, если Интернет — будут искать сами. Если они пришли на тренинг — они хотят получить знания от живого человека, и их меньше всего интересует тень на белом экране.

bipars.ru

Программа социально-психологического тренинга развития навыков конструктивного взаимодействия для старшеклассников



Программа социально- психологического
тренинга развития навыков конструктивного
взаимодействия для старшеклассников



Пояснительная записка

Развитие самосознания – центральный
психологический процесс юношеского возраста.
Перестройка самосознания связана с появлением у
старшеклассника новых вопросов о себе,
появлением точек зрения, с которых человек себя
рассматривает. Открытие своего внутреннего мира
— это радостное и волнующее событие, но оно
вызывает и множество тревожных, драматических
переживаний. Юношеское «Я» еще неопределенно,
расплывчато, оно нередко переживается как
смутное беспокойство или ощущение внутренней
пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.
Отсюда растет потребность в общении и
одновременно повышается его избирательность,
потребность в уединении. Ориентация юноши
одновременно на нескольких значимых других
делает его психологическую ситуацию
неопределенной, внутренне конфликтной.
Следовательно, молодые люди вместе с возросшей
потребностью в общении сталкиваются с большими
сложностями в этой области.

Время реального регламентированного общения у
старшеклассников намного превышает потребности
в нем, в то же время потребность в
нерегламентированном общении значительно
меньше, чем реальное нерегламентированное
общение. Следовательно, у старшеклассников
создается атмосфера, ограничивающая развитие
опыта неформального общения.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что
необходимо специальное обучение
коммуникативным навыкам, способствующим
реализации потребности юношества в дружбе,
справедливости, равенстве; нахождению способов
познания себя, понимания других людей.

Наиболее эффективной формой обучения общению
является социально — психологический тренинг
(СПТ). СПТ существенно облегчает и ускоряет
процесс овладения знаниями, умениями и навыками
эффективного социального поведения,
способствует форсированной оптимизации
коммуникативных возможностей человека,
необходимых для организации полноценного
продуктивного взаимодействия с другими людьми в
практической деятельности и межличностных
отношениях, создает возможности для более
полного самопознания и самоопределения.



Ключевое понятие: взаимодействие – это …:

— отношение между субъектами;

— понимание как основа конструктивного
взаимодействия;

— способы и методы взаимодействия;

— процесс познания;

— адекватность выбора;

— защитные механизмы и барьеры, способы их
преодоления;

— вербальная и невербальная коммуникация.



Цель тренинга: Развитие навыков эффективного
взаимодействия старшеклассников через
вооружение системой понятий и представлений,
необходимых для психологического анализа своей
личности, группы и социально-психологических
ситуаций.



Задачи тренинга:

1. « Я» – задачи

  • самоисследование,
  • определение ответственности,
  • пути принятия себя.



2. «Ты» — задачи

  • познание другого,
  • определение межличностных барьеров,
  • способы их преодоления,
  • поиск конструктивных способов.



3. «Мы» — задачи

  • поиск общего между мной и сверстниками,
  • поиск общего между мной и взрослыми.



Методы работы.

  1. Групповая дискуссия — способ организации
    общения участников группы, который позволяет
    сопоставить противоположные позиции, увидеть
    проблему с разных сторон, уточнить взаимные
    позиции, что уменьшает сопротивление восприятию
    новой информации, ycтранить эмоциональную
    предвзятость. Метод позволяет обучать
    участников анализу реальных ситуаций, прививает
    умение слушать и взаимодействовать с другими
    участниками, показывает многозначность
    возможного решения большинства проблем.
  2. Биографическая ориентация. При этом типе
    дискуссии группа анализирует трудности личной
    или профессиональной жизни отдельного
    участника. Интеракции направлены на него,
    остальные высказывают свое мнение относительно
    его проблем, выражают свои чувства, реагируют на
    его поведение, предлагают обратную связь.
  3. Тематическая ориентация. Занятие посвящается
    обсуждению вопросов и проблем, решение которых
    значимо для всех членов группы. Тематика может не
    планироваться заранее, группа сама находит
    проблемы и обсуждает.
  4. Ориентация на взаимодействие. Этот тип
    дискуссии ориентируется на групповую динамику,
    на то, что происходит между членами группы,
    каковы их отношения и взаимные реакции. На этих
    дискуссиях в большей степени реализуется
    принцип «здесь И теперь». Так, в ходе групповой
    дискуссии между двумя участниками возникает
    личностный конфликт. Ведущий обращает на это
    внимание группы и предлагает проанализировать
    сложившуюся ситуацию.
  5. Для активизации участников в групповой
    дискуссии можно .использовать процедуры типа: высказывание
    по кругу, метод эстафеты
    каждый передает слово
    тому, кому считает нужным, высказывание за
    определенный промежуток времени (например,
    каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.
  6. Ролевая игра — метод, суть которого
    заключается в «разыгрывании ролей». Участники
    играют роли, позволяющие им полностью выражать
    свои реальные чувства и мысли. Осознание
    приводит к действию, а его выполнение приводит к
    расширению осознания самого себя.
  7. Игра — активатор – тренировка способа
    эффективного взаимодействия.
  8. Информирование (инструктирование) – раскрытие
    в доступной форме психологических понятий через
    анализ материала, возникшего «здесь и теперь».

Основная сфера воздействия – эмоциональная



Обхват участников группы.

В данную тренинговую группу могут входить
юноши и девушки в возрасте 15-17 лет.
Количественный состав группы – от 7 до 12 человек.
Группа должна быть разнополой. В группе могут
быть знакомые люди и одноклассники, однако в
группе не должно быть ребят, имеющих с другими
членами затяжные, скрытые конфликты.



Режим работы группы.

Программа состоит из десяти полуторачасовых
занятий, которые проводятся два раза в неделю.
Таким образом, группа встречается в течение
полутора месяцев.



Ожидаемый результат: получение
старшеклассниками знаний и представлений о себе,
о способах эффективного взаимодействия с
другими, формирование умений анализировать себя
и других, формирование навыков конструктивного
общения.



Метод эффективности работы группы:
сопоставление целей и задач с полученным
результатом.



Учебно – тематический план тренинга










№ п\п Тема Цель

Кол-во часов

1 занятие «Мир во мне». выяснить, как участник группы
воспринимает себя, какие черты, стороны своей
личности он оценивает как положительные, какие
считает недостатками
, каким хочет стать и
хочет ли изменяться, какие видит для этого
средства, есть ли сложности в общении и как он их
пытается преодолеть

1,5

2 занятие «Мир вокруг меня» понимание того, как человек
видит другого, какие качества личности
другого для него наиболее значимы и как этого
относится с ценностью своих собственных -
качеств
, т. е. насколько адекватно человек
воспринимает других людей, возникающие вокруг
ситуации и мир в целом

1,5

3 занятие «Я глазами мира». субъект узнает, как другие люди
воспринимают его, что ценят в нем больше всего,
что не принимают, отвергают. На этом занятии
происходит сопоставление информации о себе
«изнутри» и «извне», т. е. «встречаются» оценка
и самооценка

1,5

4 и 5 занятия «Встреча двух миров». субъект включается в тесные
активные взаимодействия с: другим субъектом,
выявляются основные способы и приемы
взаимодействия его с другими людьми,

стратегия и тактика общения, способы
реагирования в сложных ситуациях,
конфликтоустойчивость, инициация общения,
умение добиваться результата.

3

6 и 7 занятия «Взаимодействие миров». отработка умений
психологически грамотно участвовать в дискуссии
и других формах коллективного взаимодействия, на
этих занятиях каждый член группы конструирует
свой стиль общения, т. е. комплекс
поведенческих реакций, характерных для
различных видов группового общения.

3

8 занятие «Встреча с самим собой». уточнение и закрепление
наиболее успешных способов и приемов общения для
каждого члена группы в практических игровых
ситуациях, выявляются неэффективные способы
реагирования каждого с целью избегания их
применения в повседневной практике общения

1,5

9 занятие «Кто есть кто?» отработка умений анализировать
и принимать свои личностные особенности и
особенности других,

формирование более
адекватного представления о себе и о других

1,5

10 занятие «Заглянем в будущее». анализ и осознание каждым
членом группы тех качественных изменений,
которые произошли с ним в процессе тренинга
,
и выстраивание индивидуальных программ
действий
по применению и закреплению
полученных коммуникативных знаний, умения и
навыков в реальных жизненных ситуациях
(повседневной практике).

1,5



В ходе построения занятий школьный психолог
использует различные тренинговые упражнения,
выстраивая логическую цепочку каждой конкретной
встречи с группой. Так при построении, например,
первой встречи (занятие №1) можно использовать
знакомые методики «Что в имени тебе моем?»,
«Пассажиры», игру-активатор «Делай как я». При
этом в одном случае занятия можно построить на
раскрытии настоящих имен участников тренинга, в
другом, используемом в нашем варианте работы, на
присвоении себе другого имени, которым участник
будет пользоваться в течение данного занятия и,
возможно, всего тренинга.

1 занятие — «Мир во мне».

Цель занятия: отработка навыка анализа
своих личностные особенностей.



Задачи:

  • выяснить, как участник группы воспринимает
    себя, какие черты, стороны своей личности он
    оценивает как положительные, какие считает
    недостатками, каким хочет стать и хочет ли
    изменяться;
  • формирование более адекватного представления о
    себе;
  • отработка умений анализировать и принимать
    собственные личностные особенности;



Методы проведения



Групповая дискуссия, ролевая игра, игра –
активатор.



Материалы: Магнитофон, кассета с
инструментальной музыкой, фломастеры, бумага
писчая, ватман, булавки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Что в имени тебе моем?»

Время – 30 минут

Цель: осознание образа «Я» и формирование
адекватного представления о себе через
восприятие моего образа другими;

развитие умений анализировать и принимать
собственные личностные особенности, через
восприятия себя другими.



Ход игры.



Информация для ведущего: это занятие
вполне можно проводить и в уже хорошо знакомой и
дружной группе.



Вводная часть. Имена — это часть истории не
только народа, но и семьи. В них отражаются
верования, традиции, быт и характер людей.
Соответственно, то, о чем будет идти речь на
данном занятии, касается не только имен, но и
отношений, традиций, предан

urok.1sept.ru

Тренинг Планирование. Постановка целей

Тренинг «Планирование. Постановка

целей»

Цель тренинга: развитие умений планирования своей деятельности и постановки целей.

Задачи тренинга:

•Найти резервы времени для занятия бизнесом;

•Научиться планировать свою деятельность и расставлять приоритеты;

•Научиться ставить мотивирующие, грамотные цели.

Как найти время для построения бизнеса?

•Каждый из нас знает, что время это очень ограниченный ресурс. Времени всегда не хватает. Где найти время для бизнеса?

•Запасы времени есть всегда! Необходимо проанализировать и понять куда мы тратим ВСЁ своѐ время.

•После анализа мы увидим от каких дел можно отказаться или их перепоручить, а в освободившееся время – планировать развитие БИЗНЕСА!

Упражнение «Время для бизнеса»

Сделаем упражнение для того, чтобы посмотреть куда уходит наше время.

В течение 3 дней (лучше 5-7 дней) фиксируйте все свои дела во 2-й колонке (задачи) следующей таблицы. Этот процесс называется «фотография» дня.

Указать надо все задачи, которые занимают у вас больше 5 минут. Поначалу это будет непросто. Но, поверьте, если вы будете максимально честны перед собой, результаты анализа вас удивят!

Время

Задачи (дела)

Срочность/

 

 

Важность

 

 

 

7-8

 

 

 

 

 

8-9

 

 

 

 

 

9-10

 

 

 

 

 

10-11

 

 

 

 

 

11-12

 

 

 

 

 

12-13

 

 

 

 

 

13-14

 

 

 

 

 

14-15

 

 

 

 

 

15-16

 

 

 

 

 

16-17

 

 

 

 

 

17-18

 

 

 

 

 

18-19

 

 

 

 

 

19-20

 

 

 

 

 

20-21

 

 

 

 

 

21-22

 

 

 

 

 

22-23

 

 

 

 

 

Анализ упражнения «Время для бизнеса»

1.Какие дела были очень ВАЖНЫМИ и их нужно было сделать СРОЧНО?

–Отметьте их в таблице в колонке «срочность/важность» цифрой 1 и выделите красным цветом.

2.Какие задачи также были ВАЖНЫМИ, но их нужно было выполнять НЕ так СРОЧНО?

–Отметьте их в таблице в колонке «срочность/важность» цифрой 2 и выделите зелѐным цветом.

3.Какие дела были НЕ ВАЖНЫМИ, но СРОЧНЫМИ?

–Отметьте их в таблице в колонке «срочность/важность» цифрой 3 и выделите жѐлтым цветом.

4.Какие задачи были НЕ ВАЖНЫМИ и НЕ СРОЧНЫМИ?

–Отметьте их в таблице в колонке «срочность/важность» цифрой 4 и выделите синим цветом.

Примеры дел по критериям «срочности» и «важности»

 

Срочные

Не срочные

 

Срочно провести презентацию или

Подготовка презентаций

 

домашнюю встречу с вашим партнѐром

Изучение продукции

 

Критические ситуации (сломалась

Встречи со спонсором

Важные

машина на дороге, соседи сверху

Планирование посещения обучающих

затопили)

семинаров

Неотложные проблемы

Составление списков потенциальных

(отремонтировать компьютер)

партнѐров

Срочно сдать отчѐт в налоговую

Поиск новых возможностей завязывания

 

инспекцию (истекает срок подачи

знакомств

 

отчѐтных документов)

Планирование презентаций и

 

 

индивидуальных встреч

 

 

Восстановление сил

 

 

 

 

Некоторые телефонные звонки

Интернет

 

(например, в ответ на смс) от родных

Телевизор

важные

или близких друзей

Длинные разговоры по телефону на

Сообщения в социальных сетях, в почте,

отвлечѐнные темы

смс, на которые нужно срочно ответить

Поспать подольше

Неотложные дела (покупки, приѐм у

 

врача, парикмахера, нужно срочно

 

Не

 

отвезти маму на дачу и др).

 

 

 

 

Распределение дел по критериям

«срочности» и «важности»

Посмотрим, что у вас получилось!

•В идеале, «важные и срочные» дела должны занимать не больше 40% вашего времени (чем меньше – тем лучше). Их вы выполняете всегда сами.

•«Важные и не срочные» дела должны занимать не меньше 20% вашего времени. Их также вы выполняете самостоятельно. Таких задач у вас должно быть больше всего. Тогда снизится количество «важных и срочных» дел.

•«Не важные, но срочные» дела должны занимать не больше 20% времени. Если их больше — САМИ ВИНОВАТЫ. Такие задачи всегда можно перепоручить кому-то или отказаться от ряда подобных дел.

•«Не важные и не срочные» дела — ВАМИ УПРАВЛЯЮТ ДЕЛА и ЛЮДИ! Нужно отказаться от этих дел немедленно!

Дополнительное время появляется в том случае, если убираем «не важные и не срочные» дела, а также перепоручаем или отказываемся от ряда «не важных, но срочных дел».

Это и есть ВРЕМЯ ДЛЯ БИЗНЕСА!

 

Срочные

Не срочные

Важные

Задача 1 — 40% времени

Задача 2 — 20% времени

Выполнять без промедления

Установить срок выполнения

Выполняете самостоятельно

Выполняете самостоятельно

 

 

 

Не важные

Задача 3 — 20% времени

Задача 4

Можно кому-то поручить

Избавиться от них!!!

 

 

 

 

 

Временной принцип Парето (80:20)

Важно уметь выделять задачи первостепенной важности и решать их в первую очередь.

Существует правило Парето:

80% задач – дают 20% итогового результата

20% задач – дают 80% итогового результата

Определите круг наиболее важных для вас задач (20%), которые дают вам 80% всех результатов!

Тренировка распределения ежедневных задач по приоритетам

Для закрепления темы заполните каждый квадрат таблицы примером своих задач.

Это будет для вас памятка: какие ваши повседневные дела являются «важными и срочными», «важными и не срочными», «не важными, но срочными» и «не срочными и не важными».

Срочное и важное —

Важное, но не срочное —

высокий приоритет 1!

средний приоритет 2

 

 

 

 

Наименование

Время выполнения

Наименование

Время выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Срочное, но не важное —

Не срочное и не важное —

средний приоритет 3

низкий приоритет 4!

 

 

 

 

Наименование

Время выполнения

Наименование

Время выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование времени для развития бизнеса

•Правильное планирование – это основа развития БИЗНЕСА!

•Как правильно планировать выполнение своих задач для продвижения бизнеса?

•Есть небольшой секрет: кто регулярно в течение 10 минут планирует свой

рабочий день, тот ежедневно может экономить 2 часа времени!

•Если бы у Вас было 2 лишних часа в сутки, на что бы Вы их потратили? ;))

Планировать ПИСЬМЕННО необходимо – это АНАЛИЗ и КОНТРОЛЬ развития вашего бизнеса

•Планировать вечером текущего дня – на следующий день;

•Планировать в конце текущей недели – на следующую неделю;

•Планировать в конце текущего месяца – на следующий месяц;

•Планировать в конце текущего квартала – на следующий квартал;

•Планировать в конце текущего года – на следующий год.

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *