Сознание в психологии – Сознание — психология

Сознание в психологии — Психологос

В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.

Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Гештальт-психология

Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.

Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Психоанализ

Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.

Бихевиоризм

Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.

Гуманистическая психология

К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».

Когнитивная психология

Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.

Культурно-историческая психология

Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).

www.psychologos.ru

Психология сознания — Психологос

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Представители: Уильям Джеймс

Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания» которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер

Основными ее авторами являются Вильгельм Вундт (1832-1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867-1927).

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

www.psychologos.ru

Понятие сознания в психологии

В
психологии существует много определений
этого понятия. По мнению Уильяма Джеймса
(1842 – 1910) сознание – это поток непрерывно
сменяющих друг друга душевных состояний
(Энциклопедия для детей, 2003).

В
психологии еще живет определение
сознания как высшей формы психического
отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004), таким образом, сознанию
отводится пассивная роль в жизни.

«Сознание
– это инструмент и узел соединения
внешнего с внутренним» (Ленский, 1992)

Сознание с точки зрения физики

С
физической точки зрения, сознание есть
особая форма полевой (торсионной)
материи.

Сознание
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003).

Литературные
источники

  1. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  2. Ленский
    В. Осмысление тайного. – Каунас, 1992. Ч.
    1. Цикла Система Талгар. – 150 с.

  3. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. –
    СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  4. Чувин
    Б.Т., Дорогина Н.П. Мышление и сознание
    человека (философский, психологический
    и этический аспекты) // Сознание и
    физическая реальность. – Т. 6, № 2. –
    2001. – С.2-11.

  5. Энциклопедия
    для детей. Т.18. Человек. Ч. 2 Архитектура
    души. Психология личности. Мир
    взаимоотношений. Психотерапия. – М.:
    Аванта+,
    2003. – С.27.

И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность

Сознание и материя
являются различными аспектами одной и
той же реальности.

К.Вейцзеккер

Одно
во всём, всё в одном;

Одно
в одном, всё во всем.

Из традиций
Хуаянь

Мысли, которые
мы выбираем, подобны краскам, которыми
мы пишем на холсте своей жизни.

Луиза Хей

Понятие «сознание»
– одно из наиболее многозначных
общепсихологических понятий. Очень
часто его смешивают с понятием
«психическое», «разумное». У
некоторых авторов сознание обозначает
«внутренний опыт», «рефлексию».
Иногда термин «сознание» считается
эквивалентным терминам «отражение»,
«мышление», «бодрствование»
и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К.
К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность
объясняется тем, что разные авторы в
этот термин вкладывают разный смысл,
т. е. указанная многозначность является
свидетельством того, что в семантическом
поле понятия «сознание» можно
выделить несколько смыслов. Все зависит
от того на каком уровне или в каком слое
психики находится сам автор и какой
слой он рассматривает.

Психическое целое
имеет многослойный характер, причем
каждый слой представляет собой сферу,
вложенную в сферу с большим радиусом,
аналогично строению земного шара. Число
слоев достаточно велико, но можно
говорить, по крайней мере, о трех основных
сферах психического, каждая из которых,
в свою очередь, также состоит из множества
слоев. Эти сферы целесообразно назвать
экзопсихикой, эндопсихикой и мезопсихикой
(Лазурский А. Ф., 1982).

Экзопсихика.
Это внешний слой психического акта. Он
управляет взаимодействием с окружающей
средой. Основу экзопсихики составляют
сенсорные системы. Обрабатываемая здесь
информация «специфична», объективна,
связана с анализом среды по признакам.
Экзопсихику составляют ощущения,
восприятие, представление, воображение,
словообразование. Высшим продуктом
данного психического слоя является
миросознание – понимание мира.

Эндопсихика.
Это ядро любого психического акта
взаимодействия субъекта с объектом.
Основу составляет генетическая память,
в которой хранятся врожденные поведенческие
программы. В долговременной памяти
хранятся приобретенные при жизни навыки,
привычки и т. п. Основная функция этой
сферы – самозащита. Здесь формируются
эмоции, состояния, чувства и мотивы.
Эндопсихика проявляет себя в виде
эмоционального фона, который сопровождает
любое психическое явление, причем, чем
больше затрагиваются биологические
интересы организма, тем сильнее
эмоциональный фон. Высшим продуктом
эндопсихики является «чувство Я».

Мезопсихика.
Ее основная функция – совмещение
возможностей организма с требованиями
окружающей среды. Здесь происходит
наложение «фигуры», сформированной
экзопсихикой, на эмоциональный фон,
который создается эндопсихикой. Любые
психические явления в привычном для
нас виде («фигура» + «фон»)
формируются здесь. Мезопсихика отражает
ситуацию наиболее адекватно с точки
зрения интересов организма. Она как бы
наносит масштабную сетку на фигуру,
рисуемую экзопсихикой. Главный способ
действия мезопсихики – совмещение, что
позволяет получать новую информацию,
для приобретения которой нет соответствующих
рецепторных образований.

В психофизиологии
также не существует единого общепринятого
определения сознания (Марютина, Ермолаев,
2000). В большинстве случаев сознание
определяют через функции, которые оно
выполняет. Например, нейрофизиолог Х.
Дельгадо (1971) приводит определение
сознания как организованной группы
процессов в нервной ткани, возникающих
немедленно на предшествующие
интрапсихические (вызванные внутренними
причинами) или экстрапсихические
(вызванные внешними причинами) события.
Эта группа нервных процессов, т.е.
сознание, воспринимает, классифицирует,
трансформирует и координирует вызвавшие
его события с целью начать действие на
основе предвидения его последствий и
в зависимости от наличной информации.
В других определениях подчеркивается
системность сознания, комплексность
выполняемых им функций, связь с памятью
(прошлым и будущим человека) привязанность
к мозговому субстрату. П.В. Симонов
(1987), особо выделяет коммуникативный
аспект сознания, определял его как
оперирование знанием, способность к
направленной передаче информации от
одного лица к другому.

А если поразмышлять
над смыслом, вложенным в само слово
«сознание», то откроется самый глубокий
сокровенный смысл этого понятия. В слове
«сознание» заключен смысл, сам себя
раскрывающий и помогающий определить
это понятие. Приставка «со-» означает
сопричастность с чем-либо, например,
со-страдание, со-звучие, со-участие, т.е.
присоединение к какому-либо действию,
переживанию, состоянию. Со-знание можно
рассматривать в таком же контексте
понимания – причастность к некоему
знанию. В соответствии с этим можно быть
сопричастным с любым знанием начиная
от знаний бытового уровня до Сверхзнания.
Значит уровней сознания как и уровней
знания существует очень много. В связи
с этим появляется масса вопросов. Первый
из них, чисто философский, – является
ли сознание самостоятельной
функционально-структурной единицей
психики или оно целиком и полностью
зависит от некоего знания с которым
должно быть связано и привязанность к
которому обеспечивает процессы
сознательной жизни человека, если знания
нет или связи с ним нет, то и сознания
тоже нет, потому что сознание вторично
по отношению к знанию? Думаю, что в самом
вопросе уже содержится ответ – сознание
вторично по отношению к знанию, об этом
же и говорит само слово со-знание.

Многие
психологи определяют сознание как
высшую форму психического отражения
окружающей действительности (Гомезо,
Домашенко, 2004; Саблин, Слаква, 2004). Такое
понимание сознания является продуктом
материалистического мировоззрения,
ограниченного только объектами,
постигаемыми посредством органов
чувств, поэтому сознанию отводится
пассивная роль. Но физики и математики,
вторгшиеся в сферу психологии, не
согласились с таким пониманием роли
сознания и предложили свою версию,
согласно которой сознание играет самую
главную роль в творении: сознание –
творящая
информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003). С
такой точки зрения сознание является
высшей формой развития
информации.
Анализируя эти два определения, мы
замечаем два абсолютно разных подхода
к пониманию сознания: в первом случае
– сознание направлено на восприятие
только окружающего мира, а во втором –
на создание
окружающего мира. Интересно то, что
психология остается в контексте понимания
первого определения, т.е. для психологической
науки свойственно понимание сознания,
только как продукта
взаимодействия человека с видимым
окружающим миром. Нельзя сказать, что
какое-то одно понятие сознания верно,
а другое ложно – они оба верны, но
рассматривают сознание с разных сторон,
но в одном они едины – сознание является
высшей
формой

проявления определенных процессов.

Физики же и помогли
психологам совместить два разных типа
сознания, открыв новый уровень сознания
– уровень первичного сознания – уровень
сознания Бога. Здесь ученые подошли к
сознанию с духовной стороны и стали
рассматривать сознание как начало всего
и основу всего. Они разработали модель
реальности мира, состоящего из семи
уровней, причем каждый уровень реальности
входит в другой уровень, таким образом,
мир представляет собой как бы многослойный
«пирог», но при этом каждый уровень
связан со всеми другими и неотделим от
них, конечно образ «пирога» неадекватно
описывает картину, но вероятно человеку
даже трудно представить как на самом
деле устроен мир. Первый уровень мира
– Абсолютное «Ничто», где существует
только «первичное Сознание или
Сверхсознание» и выступает в роли
активного начала – Бога (Шипов, 1995).
Второй уровень – Поле Сознания Вселенной.
Из абсолютного «Ничто» рождаются
первичные торсионные поля, которые
объясняются кручение пространства.
Такое первичное торсионное поле
представляет собой элементарные
пространственно-временные вихри левого
и правого вращений, не переносящие
энергии, но переносящие информацию.
Третий уровень – физический вакуум –
уровень чистой энергии. Первичные
торсионные поля порождают физический
вакуум, а физический вакуум есть носитель
всех остальных полей – электромагнитных,
гравитационных и вторичных торсионных,
которые порождаются веществом. Дальнейший
переход материи из виртуального состояния
в реальное происходит в результате
спонтанной флуктуации или под воздействием
уже рожденной из вакуума материи.
Рождение реальной материи из вакуума
означает переход на четвертый уровень
реальности – уровень плазмы, пятый
уровень – газа, шестой уровень –
жидкости, седьмой уровень – твердого
тела. Первые три уровня реальности
являются нематериальными в привычном
понимании материи, а последующие уровни
уже являются материальными. Таким
образом, ученым удалось соединить
сознание с материей и показать возможность
превращения сознания в материальное
образование. Такая логика вполне способна
научно обосновать религиозные
представления о сотворении мира и
подтвердить слова апостола: «Вначале
было слово и слово было у Бога и слово
было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё
через Него начало быть и без него ничего
не начало быть, что начало быть. В нём
была жизнь, и Жизнь была свет человеков;
и свет во тьме светит и тьма не объяла
его» (От Иоанна 1:1-5).

На востоке существует
представление о том, что в основе всего
лежит первичное сознание и оно проявляется
в разных формах в вещах существующих и
не существующих уже или еще. Уровней
сознания много и самый тонкий из них
вечен. Человек, как и любое существо
этого мира, многослоен и включает в себя
все уровни сознания мира. Но, какие-то
уровни сознания активны в данное время
жизни человека, какие-то находятся в
неактивном состоянии, и зависит от
человека захочет ли он разбудить их.
Центры сознания, связаны не только с
телесными структурами, но с волевыми,
эмоциональными и интеллектуальными
проявлениями человека. Выделяют семь
главных центров сознания и энергии
(Рамта, 2006): 1 – ассоциируется с органами
размножения, сексуальностью, выживанием,
подсознанием и кольцом частоты радиоволн;
2 – ассоциируется с болью и страданием,
является энергетическим центром
общественного сознания; кольцо
инфракрасной частоты; расположена в
нижней части живота; 3 – ассоциируется
с контролем, тиранией, силой и властью;
является энергетическим центром
осознанности; кольцо частоты зримого
света; расположено в солнечном сплетении;
4 – этот уровень ассоциируется с
безусловной любовью, переходным
сознанием, ультрафиолетовой частотой,
с вилочковой железой и ее гормоном
вечной молодости; 5 – этот уровень
ассоциируется с щитовидной железой,
сверхсознанием, рентгеновской частотой
и однозначным следованием правде, когда
слово подтверждается делом; 6 –
ассоциируется с шишковидной железой,
гиперсознанием, кольцом частоты
гамма-лучей. Когда человек выходит на
данный уровень сознания, то растворяется
сетчатое образование, которое фильтрует
и скрывает внутреннее знание
подсознательного разума; 7 – этот уровень
ассоциируется с теменем, гипофизом,
ультрасознанием, частотой Бесконечного
Непознанного и достижением просветления,
т.е. полным осознанием своей божественности.

Человек может
пройти все стадии развития сознания
при этом одновременно происходит и
развитие – преображение – человеческого
тела. Одновременно с развитием сознания
человека развивается и окружающий мир,
сознание мира и происходит развитие
мира как телесного образования. Обратимся
снова к процитированному источнику
(Рамта, 2006). Любой уровень сознания
неизбежно связан с физическими параметрами
среды, это можно представить как
проявление разных ипостасей одной и
той же реальности: подсознание в волновой
форме проявляется в виде радиоволн,
общественное сознание имеет инфракрасное
излучение, уровень осознанности
проявляется в форме зримого света,
переходное сознание – это ультрафиолетовые
лучи, сверхсознание – рентгеновские
лучи, гиперсознание – гамма-лучи,
ультрасознание – Бесконечное Непознанное.

Не являясь отдельной
изолированной частицей окружающего
мира, человек устроен также как и
Вселенная в целом и в каждом человеке
есть все семь уровней реальности мира,
которые мы рассматривали выше. Эволюция
человеческого сознания состоит в том,
повторюсь еще раз, чтобы пробудить
наиболее близкий к божественному уровню
сознания уровень и жить на этом уровне
и строить свою жизнь, опираясь на знания,
доступные на этом уровне сознания. А
потом оставить этот уровень и пойти
дальше, глубже, выше. Чем выше уровень
сознания человека, тем большими
возможностями он обладает, больше
понимает и обладает большей ответственностью.
При этом человек не уходит от мира он
живет в нём более сознательно, его жизнь
становится глубоко осмысленной,
правдивой, потому что сознание наполнено
истинной информацией из первоисточника
Знания.

Сознание, являясь
первоосновой всего существующего,
находится во всем, содержится во всем,
оно же является и управляющей структурой
– творящей информацией – и сознание
же является продуктом активности
различных психических структур,
квинтэссенцией опыта человека. Таким
образом, есть сознание первичное и есть
сознание вторичное. Есть сознание
творящее и есть сознание отражающее.
Они неразрывно связаны друг с другом.
Вторичное сознание создано первичным
сознанием и стремится познать своего
творца и все творения. Таким образом, с
сознания всё начинается и сознанием
всё заканчивается. Вероятно весь этот
мир – это постоянное превращение
сознания из одной формы в другую,
постоянный рост, развитие, расширение,
преобразование… сознания. Разные уровни
сознания строят свои миры согласно
Знанию, содержащемуся в данном сознании.
Сознание бесконечно и разнообразно.

Литература

  1. Библия.
    Новый завет. От Иоанна святое
    благовествование. 1 : 1-5.

  2. Гомезо
    М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.
    – М.: Педагогическое общество России,
    2004. – 276 с.

  3. Дельгадо
    Х. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971. – 264 с.

  4. Джеймс
    У. Психология. – М., 1991.

  5. Лазурский
    А.Ф. Классификация личностей // Психология
    индивидуальных различий. Тексты / Под
    ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой.
    – М., 1982.

  6. Марютина
    Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.
    – М.: Московский психолого-социальный
    институт: Флинта, 2001. – 400 с.

  7. Платонов
    К.К. Система психологии и теория
    отражения. – М., 1982.

  8. Рамта
    Белая книга / Пререв. с анг. О.Громилиной.
    – М.: ООО Издательский Дом «София»,
    2006. – 352 с.

  9. Рубинштейн
    С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

  10. Саблин
    В.С., Слаква С.П. Психология человека. –
    М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

  11. Симонов
    П.В. Мотивированный мозг : Высш. нерв
    деят-ть. и естеств. научн. основы общ.
    психологии / Отв. ред. В.С. Русинов. –
    М.: АН СССР Наука, секция хим.-технол. и
    биол наук, 1987. – 1987 с.

  12. Тихоплав
    В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.:
    ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

  13. Шипов
    Г.И. Явления психофизики и теория
    физического вакуума // Сознание и
    физический мир. – Вып.1. – М.: Агентство
    «Яхтсмен», 1995. – С. 86-103.

studfile.net

Сознание (психология) — это… Что такое Сознание (психология)?



Сознание (психология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Сознание.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Сожительство
  • Созомен

Смотреть что такое «Сознание (психология)» в других словарях:

  • Сознание (значения) — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология)     …   Википедия

  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) …   Википедия

  • Сознание (философия) — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… …   Большая психологическая энциклопедия

dic.academic.ru

определение в психологии и философии, кратко

Сознание это в психологии одно из ключевых понятий. Под этим термином понимают механизм, который регулирует поведение человека. Также считается, что это биологическая функция мозга, которая позволяет индивиду составлять представление об окружающем мире и о себе самом.

Сознание состоит из трех элементов: чувства, ощущения, образы

Термин используется не только в психологии. Его можно встретить в работах философов. До сих пор среди специалистов нет единой точки зрения на то, что такое сознание.

Понятие в психологии

Считается, что такой механизм присущ только людям, это высшая функция мозга. Она тесно связана с речью и мышлением. За все время существования науки специалисты не смогли точно сказать, что такое сознание определение в психологии встречается разное.

Структуралисты в лице В. Вундта полагали, что под этим словом скрывается структура из множества элементов. Их можно представить в виде периодической системы Менделеева. В итоге попытки специалиста создать некую модель сознания в психологии провалились.

Функционалисты в лице Джеймса полагали, что сознание – это биологическая потребность. С помощью такого механизма человек легче адаптируется, но он представляет лишь небольшую часть психики.

Важно! Фрейд выделял не только сознание, но и бессознательное, подсознательное – это три уровня психики. Они взаимодействуют друг с другом и влияют на поведение человека. По мнению психоаналитика, сознание – это проявление работы разума.

Мнение философов

Не только в психологии рассматривается природа индивида. Мыслители с давних времен пытались разгадывать сущность людей. В дуализме считалось, что сознание – это дух, и оно бессмертно, дополняет материю (тело).

Дж. Беркли считал сознание первичным, а все объекты материального мира не существующими вне восприятия. У Ф. Энгельса было немного иное мнение: сознание присуще только людям, и оно отражает окружающий мир.

В философии тоже нет единого мнения о значении термина

В религии подобные понятия рассматриваются с разных точек зрения. В буддизме считается, что сознание – это весь окружающий мир, в индуизме под этим понимают существование некой сущности, которая наблюдает за действиями всех людей.

Структура

Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:

  1. Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
  2. Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.

В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.

Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.

На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.

Свойства

У данного механизма выделяют ряд важных характеристик. С их помощью можно выделить особенности сознания. Например, уровень ясности отображает то, насколько индивид понимает увиденные объекты.

Активность

Когда человек отражает окружающую действительность, то он не является пассивным участником. Он активно взаимодействует с окружающей средой.

Важно! Это позволяет ему выделять основные приоритеты в деятельности и поведении.

Есть еще одно свойство – это рефлексивность. Благодаря нему, индивид может обращать взгляд внутрь себя и заниматься самопознанием. Это дает ему возможность накапливать сведения о своих качествах, состояниях и анализировать, сравнивать все.

Интенциональность

Сознание всегда направлено на что-то или кого-то. Благодаря этому свойству, человек может определять субъект и объект внимания. В итоге он получает возможность выбирать приоритетные цели и достигать их.

Основные функции

В общей психологии сознание рассматривается как важный механизм. Оно выполняет определенные задачи, без него невозможна полноценная жизнь. В основном это регуляция поведения и взаимодействие с внешним миром.

Важная функция – это познание природы, явлений и механизмов, что дает возможность творить

Человек часто стремится добывать знания о мире вокруг него, которые дают возможность изменять материальные и идеальные представления. Еще одна функция – это коммуникативная. С ее помощью человек использует вербальные и невербальные методы общения для контакта с социумом.

Благодаря сознанию, индивид может оценивать общественную жизнь, поступки других людей. Делает он это на основе собственных чувств, опыта и, исходя из личных потребностей.

Примерное развитие

В процессе эволюции менялись не только физические характеристики живых существ. Психика тоже претерпевала ряд качественных изменений. Их можно представить в виде краткой схемы:

  1. Животные и предки людей – индивидуальности у сознания нет, оно достаточно примитивно. В это же время появляется общественное сознание, т.е. одна идея и цель для всех. Именно оно стало толчком для дальнейшего развития.
  2. Стадное – в группе нужен вожак, который ведет за собой остальных. Появляется иерархия. Каждый чувствовал себя защищенным.
  3. Начинает определяться состояние разумного человека. Оно позволяет наблюдать за разными явлениями и делать выводы.
  4. Совершенствуются высшие психические функции: речь, память, мышление, внимание, восприятие.

Подобная схема позволяет понять, что развитие сознания в ходе эволюции нельзя посчитать простым процессом.

Связь сознания и подсознания

Развитие психологии и нейрофизиологии позволило понять, что психика человека – очень сложное образование. В психологии принято выделять бессознательный, сознательный и подсознательный уровни.

Все эти части активно взаимодействуют друг с другом. Бессознание – это высшая нервная деятельность мозга, которая не требует активного участия носителя. Сознательность это в психологии управляемые и подотчётные явления и процессы.

Простой пример – человек понимает, какое место он занимает в жизни

Сознание и подсознание всегда взаимодействуют, эти два процесса являются одними из самых важных в психике. Когда человек учится водить машину, то сначала он осознанно управляет ей и вспоминает последовательность действий, со временем он все делает машинально.

Такое возможно благодаря тому, что навык перешел в подсознание и не требует контроля. Подобное свойство очень важно для психотерапии. Благодаря нему, удается скорректировать многие модели поведения.

Видео

srazu.pro

сознание — это… Что такое сознание?

(англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии. Обсуждение проблемы С. в философском ключе — это обсуждение коренных сторон человеческого бытия: богатство и многообразие отношений человека к действительности; способность идеального воспроизведения действительности; знание о мире, включающее представление о роли и месте человека в нем, о «смысле жизни»; о свободе человека, его чувстве вины и ответственности; о направленности мирового процесса и т. п. Однако С. не совпадает с осознаваемым содержанием. Конструирование сознания как мира человеческого, как предмета философского исследования, начатое Ф. Брентано, Э. Гуссерлем, Г. Г. Шпетом, продолжается.

С. — конечно, идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т. е. участной в бытии: «Идея, смысл, сюжет — объективны. Идея может влезть или не влезть в голову философствующего персонажа, ее можно вбить в его голову или невозможно, но она есть, и ее бытие нимало не определяется емкостью его черепа. Даже то обстоятельство, что идея не влезает в его голову, можно принять за особо убедительное доказательство ее независимого от философствующих особ бытия» (Шпет). Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Идея — это не субъективное, индивидуально-психологическое образование с «постоянным местопребыванием» в голове человека; нет, идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями. Идея — это живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний». Здесь ключевое слово «между». Вот в этом между и находится С., в т. ч. индивидуальное, личное, субъектное, в смысле его принадлежности некоему я, что не мешает индивидуальному С. быть субъективным.

Естествоиспытатели и философы размышляют о С., как о некотором «живом теле», размерность которого близка к космическим размерностям: «С. — это как бы «всепроникающий эфир» в мире. Или, как сказал бы В. И. Вернадский, громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии и порождающее новые формы… Коль скоро мы определили С. как нечто, что — между нашими головами, то это определение имеет фундаментальное отношение и к социальной форме, благодаря которой люди способны жить друг с другом, а фактически пропускать через себя поток жизни» (М. К. Мамардашвили).

И тем не менее вопреки подобным и вовсе не единичным высказываниям философов, предупреждениям великих физиологов и нейропсихологов — Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, А. Р. Лурия и др., продолжаются попытки искать С. «между ушами», локализовать его в мозге, даже искать для него специальные нейроны (Ф. Крик).

Наивно полагать, что изучение и моделирование функций мозга это и есть изучение и моделирование знания и С.: «Можно, напр., пытаться показать, как те или иные сознательные состояния вызываются процессами в нейронах головного мозга и комбинациями их активности. Но независимо от успеха или неуспеха попытки такого рода ясно, что знание о нейронах не может стать элементом никакого сознательного опыта, который (после получения этого знания) порождался бы этими нейронами» (Мамардашвили). Сказанное не умаляет значения исследований физиологии мозга, в т. ч. и моделирования его работы. Мозг — такая же загадка и тайна, как и С., но это разные тайны, а не одна. Их различению мешают язык, самомнение, эгоцентризм: «в моей голове родилась мысль», «в моем мозге зародилась идея» и т. п.
С., идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и С. индивида. Взаимоотношения между идеальной и реальной формами психики и С. — предмет исследования в культурно-исторической психологии: «Конечно, жизнь определяет С. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через С. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Согласно Выготскому, именно С. — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого С.» (Выготский). С., а не деятельность или — не только деятельность. (В свою очередь, источником индивидуального С. является идеальная форма.) Это важнейшее положение игнорировалось представителями психологической теории деятельности, стремившейся обязательно вывести высшие психические функции и С. из деятельности. Граница между психическими и высшими психическими функциями (при всей ее условности) пролегает не по линии орудийности и опосредствованности, а по линии деятельности и С. Психическая функция, в лучшем случае — продукт предметной деятельности. Она же и условие последней, ибо, если деятельность не содержит в себе внутренних, так или иначе осознанных регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей), она не заслуживает своего наименования. А высшая психическая функция — продукт С. или деятельности С. Отсюда и инаковость высших психических функций, которые, как и породившее их С., олицетворяют завоеванную «сотворенную свободу».

Как говорил И. Г. Фихте, душа и С. намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы, т. е. те же психические функции. Конечно, деятельность можно рассматривать как «первоматерию» человеческого мира и вслед за нем. классической философией раскрывать этот мир как подлинный универсум деятельности. Но в таком случае в деятельность нужно погрузить и мышление, и аффекты, и волю, и С., а не фантазировать по поводу того, как деятельность, лишенная модуса психического, порождает психику и С. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности. Примечательно, однако, что Выготский, обсуждая проблему единицы анализа мышления и языка, в качестве таковой выдвинул не предметное действие, а значение, которое относится, скорее, к сфере С.

Т. о., С., понимаемое в широком смысле слова, по отношению к деятельности выполняет двоякую роль: оно выступает в качестве ее внутреннего компонента, средства контроля за ходом деятельности; оно же выступает и как внешнее по отношению к ней, как источник представлений о ее целях, смысле и оценке. Иначе и не м. б., т. к. С. — это сложнейшая реальность, имеющая как свои уровни, так и свои структурные компоненты, его образующие. Рассмотрим 3 слоя С.

Духовный слой С. складывается очень рано в пространстве между Я — Ты, Я — Другой (М. Бубер, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн), а на самых первых ступенях развития в пространстве совокупного Я (Д. Б. Эльконин), которое начинает строиться с момента рождения. Многие исследователи фиксируют появление первой улыбки у младенца на 21-й день после рождения (В. В. Зеньковский, М. И. Лисина и др.). Тогда же появляется базисное чувство доверия/недоверия к себе, к миру (Э. Эриксон), являющееся основой возникновения других чувств. В т. ч., согласно смелой гипотезе Д. Винникота, — ощущение собственной магической силы (омниопотентности), иллюзии сотворения собственного мира. Винникот поясняет, что такой мир не является еще ни внутренней реальностью, ни внешним фактом. Но он есть! Его можно называть миром или пространством между, которое требует заполнения иным, отличным от самого индивида: иным Я, иной реальностью. Столь рано возникающий, пусть магически, духовный слой, развиваясь, становится колыбелью свободы, морального поведения, совести. Возникновение этого слоя неотрефлексировано, поэтому Мамардашвили неоднократно говорил: морально то, что беспричинно, бескорыстно, вызвано идеальной мотивацией, по отношению к которой теряет смысл вопрос «почему»? Мы говорим не «почему», а «по совести», как и мораль, причина самой себя. И в то же время она является причиной поступков, которые кажутся внешне немотивированными, они мотивированы идеально: иначе не мог. При нарушении сферы между, диалектики или диалогики в отношениях Я — Другой, по мнению Бубера, язык этой сферы сжимается до точки, человек утрачивает человеческое.

След. — бытийный слой. Его образующими являются биодинамическая ткань живого движения, предметного действия, чувственная ткань образа. Оба вида ткани, окрашенные аффективно, представляют собой строительный материал функциональных органов индивида, в т. ч. движения, действия, образа ситуации, образа действия и т. п. Движение вносит вклад в создание образа, последний регулирует осуществление движения. Строго говоря, биодинамическая и чувственная ткань — это одна ткань, подобная ленте Мёбиуса: биодинамическая ткань переходит в чувственную, а чувственная — в биодинамическую. Несколько упрощая, можно сказать, что движение не только реактивно, но и чувствительно к ситуации и собственному исполнению. Обе формы чувствительности во время осуществления движения чередуются. Их чередование обеспечивает фоновый уровень рефлексии; ее назначение — контроль за правильностью движения, над которым витает смысл двигательной задачи (Н. Д. Гордеева). Это как бы онтологическая рефлексия, занятая лишь объектом и получаемым посредством обеих форм чувствительности знанием. Возможно, правильнее назвать этот слой С. «бытийно-эмпирическим». Его иллюстрирует ответ ребенка в проблемной ситуации: «Не надо думать, надо доставать».

Наконец, рефлексивный слой С. Его образующими являются значение и смысл. В этом слое, который можно назвать также «бытийно-гносеологическим», происходит игра значений и смыслов: осмысление значений и означение смыслов. Эти процессы редко бывают симметричными, между ними наблюдается зазор, дельта непонимания, недосказанность или сверхсказанность, побуждающие к продолжению этой игры, к развитию С. в целом.

Разумеется, выделение слоев С. и его образующих весьма условно с т. зр. его действительной работы. Каждый акт С., по словам Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт м. б. вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Взаимодействие и даже «взаимоузнавание» слоев далеко не просто. В бытийном слое С. дана первичная предметность, тогда как рефлексивный слой имеет дело с ее вторичными, превращенными (и извращенными), в т. ч. с идеологизированными формами. Вторичные могут затемнять и искажать первичные. Мамардашвили показал, что разработанный Марксом анализ (предметно-редуктивный анализ С.) есть способ обнаружения предметностей С. и его смыслов.

Трудности изучения обрисованной функциональной структуры С. обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю. В духовном слое Я и Другой даны лишь внешне, их внутренняя форма скрыта. В бытийном слое дана лишь биодинамическая ткань, чувственная — скрыта. В рефлексивном слое даны, да и то не прямо — значения, а смыслы скрыты. Но, как сказал Дж. Миллер, человек (добавим и его С.) создан не для удобства экспериментаторов. На основании приведенной схематической характеристики С. и его образующих можно заключить, что, действительно, существует «единый континуум бытия — С.» (Мамардашвили), что С. участно в бытии, что деятельность и С., подобно биодинамической ткани и чувственной ткани, можно рассматривать как 2 стороны ленты Мёбиуса, и взаимоотношения между ними асимметричны. Напряжения, возникающие между ними, — одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

psychology.academic.ru

Глава 5. Сознание человека

Краткое
содержание

Природа
человеческого сознания.
Сознание
как форма отражения человеком
действительности. Основные признаки
сознания. Психологическая характеристика
сознания человека. Значение и смысл как
составляющие сознания. Роль речи в
функционировании человеческого сознания.
Сознание как обобщенное, словесно
определенное отражение человеком
действительности в ее сущностных и
наиболее устойчивых инвариантных
свойствах.

Возникновение
и развитие сознания.
Предпосылки
и условия возникновения сознания:
совместная продуктивная деятельность
людей, распределение труда, ролевая
дифференциация и активизация общения,
выработка и использование языка, других
знаковых систем, становление человеческой
материальной и духовной культуры.
Основные направления фило- и
онтогенетического развития сознания.
Возникновение и развитие у человека
рефлексивной способности. Становление
системы понятий. Изменение психологии
и поведения людей под влиянием исторических
событий. Успехи науки, культуры,
промышленного производства, появление
новых средств познания и саморегуляции
(психической и поведенческой) — факторы,
обеспечивающие развитие сознания.
Основные направления развития сознания
в современных условиях. Грядущие
социально-экономические изменения и
перспективы развития сознания человека.

Сознание
и бессознательное.
Понятие
бессознательного. Проявления
бессознательного начала в психических
процессах, свойствах и состояниях
человека. Бессознательное в личности
человека. Сновидения как проявление
бессознательного. Соотношение между
сознательной и бессознательной регуляцией
поведения человека. Виды бессознательных
психических явлений.

ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное
отличие человека как вида от животных
состоит в его способности рассуждать
и мыслить абстрактно, размышлять о своем
прошлом, критически оценивая его,, и
думать о будущем, разрабатывая и реализуя
рассчитанные на него планы и программы.
Все это вместе взятое связано со сферой
человеческого сознания.

132

Глава 5. Сознание человека

Сознание
является высшим уровнем отражения
человеком действительности, если психику
рассматривают с материалистических
позиций, и собственно человеческой
формой психического начала бытия, если
психику трактуют с идеалистических
позиций. В истории психологической
науки сознание явилось труднейшей
проблемой, которую до сих пор не удалось
решить с материалистических или
идеалистических позиций, но на пути ее
материалистического понимания возникало
множество самых сложных вопросов. Именно
по этой причине глава о сознании, несмотря
на важнейшее значение этого явления в
понимании психологии и поведении
человека, до сих пор остается одной из
наименее разработанных.

Независимо
от того, каких философских позиций
придерживались исследователи сознания,
с ним неизбежно связывали так называемую
рефлексивную
способность,
т.е.
готовность сознания к познанию других
психических явлений и самого себя.
Наличие у человека такой способности
является основанием для существования
и развития психологических наук, ибо
без нее данный класс феноменов был бы
закрыт для познания. Без рефлексии
человек не мог бы иметь даже представления
о том, что у него есть психика.

Первая
психологическая характеристика сознания
человека включает ощущение себя познающим
субъектом, способность мысленно
представлять существующую и воображаемую
действительность, контролировать
собственные психические и поведенческие
состояния, управлять ими, способность
видеть и воспринимать в форме образов
окружающую действительность.

Ощущение
себя познающим субъектом означает, что
человек осознает себя как отделенное
от остального мира существо, готовое и
способное к изучению и познанию этого
мира, т.е. к получению более или менее
достоверных знаний о нем. Человек
осознает эти знания как феномены,
отличные от объектов, к которым они
относятся, может сформулировать эти
знания, выразив их в словах, понятиях,
разнообразной иной символике, передать
другому человеку и будущим поколениям
людей, хранить, воспроизводить, работать
со знаниями как с особым объектом. При
утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и
т.п.) такая способность теряется.

Мысленное
представление и воображение действительности
вторая
важная психологическая характеристика
сознания. Она, как и сознание в целом,
тесным образом связана с волей. О
сознательном управлении представлениями
и воображением

133

говорят
обычно тогда, когда они порождаются и
изменяются усилием воли человека.

Здесь,
правда, есть одна сложность. Воображение
и представления не всегда находятся
под сознательным волевым контролем и
в этой связи возникает вопрос: имеем ли
мы дело с сознание в том случае, если
они представляют собой «поток сознания»
— спонтанное течение мыслей, образов
и ассоциаций. Думается, что в данном
случае правильнее было бы говорить не
о сознании, а о предсознании
промежуточном
психическом состоянии между бессознательным
и сознанием. Иными словами, сознание
почти всегда связано с волевым контролем
со стороны человека его собственной
психики и поведения.

Представление
действительности, отсутствующей в
данный момент времени или вовсе не
существующей (воображение, грезы, мечты,
фантазия), выступает как одна из важнейших
психологических характеристик сознания.
В данном случае человек произвольно,
т.е. сознательно, отвлекается от восприятия
окружающего, от посторонних мыслей, и
сосредоточивает все свое внимание на
какой-либо идее, образе, воспоминании
и т.п., рисуя и развивая в своем воображении
то, что в данный момент он непосредственно
не видит или вообще не в состоянии
увидеть.

Волевое
управление психическими процессами и
состояниями всегда связывалось с
сознанием. Не случайно, что в старых
учебниках по психологии темы «Сознание»
и «Воля» почти всегда соседствовали
друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание
тесным образом связано с речью
и
без нее в высших своих формах не
существует, В отличие от ощущений и
восприятия, представлений и памяти
сознательное отражение характеризуется
рядом специфических свойств. Одно из
них — осмысленность представляемого,
или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная
означенность, наделенность определенным
смыслом, связанным с человеческой
культурой.

Другое
свойство сознания состоит в том, что в
сознании отражаются не все и не случайные,
а только основные, главные, сущностные
характеристики предметов, событий и
явлений, т.е. то, что характерно именно
для них и отличает их от других, внешне
похожих на них предметов и явлений.

Сознание
почти всегда связано с употреблением
для обозначения осознаваемого
слов-понятий, которые, по определению,
содержат в себе указания на общие и
отличительные свойства отражаемого в
сознании класса предметов.

134

Третья
характеристика человеческого сознания

это
его способность к коммуникации,
т.е.
передаче другим лицам того, что осознает
данный человек, с помощью языка и других
знаковых систем. Коммуникативные
возможности есть у многих высших
животных, но от человеческих они
отличаются одним важным обстоятельством:
с помощью языка человек .передает людям
не только сообщения о своих внутренних
состояниях (именно это является главным
в языке и общении животных), но и о том,
что знает, видит, понимает, представляет,
т.е. объективную информацию об окружающем
мире.

Еще
одной особенностью человеческого
сознания является наличие в нем
интеллектуальных схем. Схемой называется
определенная умственная структура, в
соответствии с которой человеком
воспринимается, перерабатывается и
хранится информация об окружающем мире
и о самом себе. Схемы включают правила,
понятия, логические операции, используемые
людьми для приведения имеющейся у них
информации в определенный порядок,
включая отбор, классификацию информации,
отнесение ее к той или иной категории.
С примерами схем, работающих в области
восприятия, памяти и мышления, мы еще
встретимся на страницах учебника при
рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь
друг с другом разнообразной информацией,
люди выделяют в сообщаемом главное. Так
происходит абстрагирование, т.е.
отвлечение от всего второстепенного,
и сосредоточение сознания на самом
существенном. Откладываясь в лексике,
семантике в понятийной форме, это главное
затем становится достоянием индивидуального
сознания человека по мере того, как он
усваивает язык и
научается
пользоваться им как средством общения
и мышления. Обобщенное отражение
действительности и составляет содержание
индивидуального сознания. Вот почему
мы говорим о том, что без
языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык
и речь как бы формируют два разных, но
взаимосвязанных в своем происхождении
и функционировании пласта сознания:
систему значений и систему смыслов
слов. Значения
слов
называют
то содержание, которое вкладывается в
них носителями языка. Значения включают
в себя всевозможные оттенки в употреблении
слов и лучше всего выражены в различного
рода толковых общеупотребительных и
специальных словарях. Система словесных
значений составляет пласт общественного
сознания, которое в знаковых системах
языка существует независимо от сознания
каждого отдельно взятого человека.

135

Смыслом
слова
в
психологии называют ту часть его значения
или то специфическое значение, которое
слово приобретает в речи употребляющего
его человека. Со смыслом слова, кроме
ассоциированной с ним части значения,
связано множество чувств, мыслей,
ассоциаций и образов, которые данное
слово вызывает в сознании конкретного
человека.

Сознание,
однако, существует не только в словесной,
но и в образной форме. В таком случае
оно связано с использованием второй
сигнальной системы, вызывающей и
преобразующей соответствующие образы.
Наиболее ярким примером образного
человеческого сознания является
искусство, литература, музыка. Они также
выступают как формы отражения
действительности, но не в абстрактной,
как это свойственно науке, а в образной
форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание
человека возникло и развивалось в
общественный период его существования,
и история становления сознания не
выходит, вероятно, за рамки тех нескольких
десятков тысяч лет, которые мы относим
к истории человеческого общества.
Главным условием возникновения и
развития человеческого сознания является
совместная
продуктивная опосредованная речью
орудийная деятельность людей.
Это
такая деятельность, которая требует
кооперации, общения и взаимодействия
людей друг с другом. Она предполагает
создание такого продукта, который всеми
участниками совместной деятельности
сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории
человечества возникло, вероятно (об
этом сейчас, по прошествии десятков
тысяч лет, трудно судить определенно),
в процессе коллективной деятельности
как необходимое условие ее организации:
ведь для того чтобы вместе людям
заниматься каким-либо делом, каждый из
них должен ясно представлять себе цель
их совместной работы. Эта цель должна
быть означена, т.е. определена и выражена
в слове.

Точно
так же, по-видимому, в онтогенезе возникает
и начинает развиваться индивидуальное
сознание ребенка. Для его становления
также необходимы совместная деятельность
и активное общение взрослого с ребенком,
выделение, осознание и словесное
обозначение цели взаимодействия. С
самого начала фило- и онтогенетического
возникновения и развития челове-

136

ческого
сознания его субъективным носителем
становится речь, которая вначале
выступает как средство общения
(сообщения), а затем становится средством
мышления (обобщения).

Прежде
чем стать достоянием индивидуального
сознания, слово и связанное с ним
содержание должны получить общее
значение для пользующихся ими людей.
Это впервые и происходит в совместной
деятельности. Получив свое всеобщее
значение, слово затем проникает в
индивидуальное сознание и становится
его достоянием в форме значений и
смыслов. Следовательно, вначале появляется
коллективное, а затем индивидуальное
сознание, причем такая последовательность
развития характерна не только для
филогенеза, но и для онтогенеза сознания.
Индивидуальное сознание ребенка
формируется на базе и при условии
существования коллективного сознания
путем его присвоения (интериоризации,
социализации).

Особо
важное значение для развития человеческого
сознания имеет продуктивный, творческий
характер человеческой деятельности.
Сознание предполагает осознание
человеком не только внешнего мира, но
и самого себя, своих ощущений, образов,
представлений и чувств. Иного пути
осознания этого, кроме получения
возможности «видения» собственной
психологии, опредмеченной в творениях,
для человека нет. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально
воплощаются в предметах их творческого
труда и при последующем восприятии этих
предметов именно как воплотивших в себе
психологию их творцов становятся
осознанными. Поэтому творчество есть
путь и средство самопознания и развития
сознания’ человека через восприятие им
своих собственных творений.

В
начале своего развития сознание человека
является направленным на внешний мир.
Человек осознает, что находится вне
его, благодаря тому, что с помощью данных
ему от природы органов чувств видит,
воспринимает этот мир как отделенный
от него и существующий независимо от
него. Позднее появляется рефлексивная
способность, т.е. осознание того, что
сам человек для себя может и должен
стать объектом познания. Такова
последовательность стадий развития
сознания в фило- и онтогенезе. Данное
первое направление в развитии сознания
можно обозначить как рефлексивное.

Второе
направление связано с развитием мышления
и постепенным соединением мысли со
словом.
Мышление
человека, развиваясь, все больше проникает
в суть вещей. Параллель-

137

но
с этим развивается язык, используемый
для обозначения добываемых знаний.
Слова языка наполняются все более
глубоким смыслом и, наконец, когда
развитие получают науки, превращаются
в понятия. Слово-понятие и есть единица
сознания, а направление, в русле которого
оно возникает, можно обозначить как
понятийное.

Каждая
новая историческая эпоха своеобразно
отражается в сознании ее современников,
и с изменением исторических условий
существования людей меняется их сознание.
Филогенез его развития можно, таким
образом, представить в историческом
ракурсе. Но то же самое справедливо и в
отношении сознания человека в ходе его
онтогенетического развития, если
благодаря произведениям культуры,
созданным людьми, индивид все глубже
проникает в психологию живших до него
народов. Это направление в развитии
сознания есть смысл обозначить как
историческое.

В
данный момент истории сознание людей
продолжает развиваться, причем это
развитие, по-видимому, идет с известным
ускорением, вызванным ускоренными
темпами научного, культурного и
технического прогресса. Такой вывод
можно сделать на основании того, что
все процессы, описанные выше в основных
направлениях преобразования сознания,
существуют и усиливаются.

Магистральным
направлением дальнейшего развития
человеческого сознания становится
расширение сферы осознаваемого человеком
в себе и окружающем мире. Это, в свою
очередь, связано с совершенствованием
средств материального и духовного
производства, с начавшейся в мире
социально-экономической революцией,
которая со временем должна перерасти
в революцию культурно-нравственную.

Первые
признаки такого перехода мы начинаем
замечать уже сейчас. Это — рост
экономического благосостояния разных
народов и стран, изменение их идеологии
и политики как на международной, так и
на внутренней арене, снижение
межгосударственного военного
противоборства, повышение значимости
религиозных, культурных и нравственных
ценностей в общении людей друг с другом.
Параллельным курсом идет проникновение
человека в тайны жизни, макро- и микромира.
Благодаря успехам науки расширяется
сфера познания и управления человеком,
власти над собой и миром, значительно
повышаются человеческие творческие
возможности и, соответственно, сознание
людей.

138

СОЗНАНИЕ
И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание
не является единственным уровнем, на
котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека,
и далеко не все, что воспринимается и
управляет поведением человека, актуально
осознается им. Кроме сознания, у человека
есть и бессознательное. Это — те явления,
процессы, свойства и состояния, которые
по своему действию на поведение похожи
на осознаваемые психические, но актуально
человеком не рефлек-сируются, т.е. не
осознаются. Их по традиции, связанной
с сознательными процессами, также
называют психическими.

Бессознательное
начало так или иначе представлено
практически во всех психических
процессах, свойствах и состояниях
человека. Есть бессознательные ощущения,
к которым относятся ощущения равновесия,
проприоцептивные (мышечные) ощущения.
Есть неосознаваемые зрительные и
слуховые ощущения, которые вызывают
непроизвольные рефлексивные реакции
в зрительной и слуховой центральных
системах.

Неосознаваемые
образы восприятия существуют и проявляются
в феноменах, связанных с узнаванием
ранее виденного, в чувстве знакомости,
которое иногда возникает у человека
при восприятии какого-либо объекта,
предмета, ситуации.

Бессознательная
память —
это
та память, которая связана с долговременной
и генетической
памятью.
Это
та память, которая управляет мышлением,
воображением, вниманием, определяя
содержание мыслей человека в данный
момент времени, его образы, объекты, на
которые направлено внимание. Бессознательное
мышление особенно отчетливо выступает
в процессе решения человеком творческих
задач, а бессознательная речь — это
внутренняя речь.

Есть
и бессознательная
мотивация,
влияющая
на направленность и характер поступков,
многое другое, не осознаваемое человеком
в психических процессах, свойствах и
состояниях. Но главный интерес для
психологии представляют так называемые
личностные проявления бессознательного,
в которых, помимо желания, сознания и
воли человека, он проявляется в своих
наиболее глубоких чертах. Большой вклад
в разработку проблематики личностного
бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное
в личности человека — это те качества,
интересы, потребности и т.п., которые
человек не осознает у себя, но которые
ему присущи и проявляются в разнообразных
непроизвольных реакциях, действиях,
психических явлениях. Одна из групп

139

таких
явлений — ошибочные
действия:
оговорки,
описки, ошибки при написании или слушании
слов. В основе второй группы бессознательных
явлений лежит непроизвольное
забывание
имен,
обещаний, намерений, предметов, событий
и другого, что прямо или косвенно связано
для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений
личностного характера относится к
разряду представлений и связана с
восприятием, памятью и воображением:
сновидения,
грезы, мечты.

Оговорки
представляют собой бессознательно
детерминированные артикуляционные
речевые действия, связанные с искажением
звуковой основы и смысла произносимых
слов. Такие искажения, особенно их
смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд
утверждал, что в них проявляются скрытые
от сознания личности мотивы, мысли,
переживания. Оговорки возникают из
столкновения бессознательных намерений
человека, других его побуждений с
сознательно поставленной целью поведения,
которая находится в противоречии со
скрытым мотивом. Когда подсознательное
побеждает сознательное, то возникает
оговорка. Таков психологический механизм,
лежащий в основе всех ошибочных действий:
они «возникают благодаря взаимодействию,
а лучше сказать, противодействию двух
различных намерений»1.

Забывание
имен представляет собой другой пример
бессознательного. Оно связано с какими-то
неприятными чувствами забывающего по
отношению к человеку, который носит
забытое имя, или к событиям, ассоциируемым
с этим именем. Такое забывание обычно
происходит против воли говорящего, и
данная ситуация характерна для большинства
случаев забывания имен.

Особую
категорию бессознательного составляют
сновидения. Содержание сновидений, по
Фрейду, связано с бессознательными
желаниями, чувствами, намерениями
человека, его неудовлетворенными или
не вполне удовлетворенными важными
жизненными потребностями.

Явное,
осознаваемое содержание сновидения не
всегда, за исключением двух случаев,
соответствует скрытым, бессознательным
намерениям и целям того человека, кому
это сновидение принадлежит. Эти два
случая — детские сновидения дошкольников
и инфантильные сновидения взрослых
людей, возникшие под влиянием
непосредственно предшествующих сну
эмоциогенных событий прошедшего дня.

хФрейд
3.
Введение
в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.

140

В
своем сюжетно-тематическом содержании
сновидения почти всегда связаны с
неудовлетворенными желаниями и являются
символическим способом устранения
нарушающих нормальный сон импульсов,
порождаемых этими желаниями. Во сне
неудовлетворенные потребности получают
галлюцинаторную реализацию. Если
соответствующие мотивы поведения
неприемлемы для человека, то их явное
проявление даже во сне блокируется
усвоенными нормами морали, так называемой
цензурой.
Действие
цензуры искажает, запутывает содержание
сновидений, делая их алогичными,
непонятными и странными. Благодаря
бессознательному смещению акцентов,
замене и перегруппировке элементов
явное содержание сновидения под действием
цензуры становится совершенно непохожим
на скрытые мысли сновидения. Для их
расшифровки требуется специальная
интерпретация, называемая психоанализом.

Сама
цензура является бессознательным
психическим механизмом и проявляется
в пропусках, модификациях, перегруппировке
материала памяти, сновидений, представлений.
Подсознательные мысли, по Фрейду,
превращаются в сновидениях в зрительные
образы, так что в них мы имеем дело с
примером бессознательного образного
мышления.

Бессознательные
явления вместе с предсознательными
управляют поведением, хотя функциональная
роль их различна. Сознание управляет
самыми сложными формами поведения,
требующими постоянного внимания и
сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях: (а) когда
перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения, (б) когда
человеку требуется преодолеть физическое
или психологическое сопротивление на
пути движения мысли или телесного
органа, (в) когда необходимо осознать и
найти выход из какой-либо конфликтной
ситуации, которая сама собой разрешиться
без волевого решения не может, (г) когда
человек неожиданно оказывается в
ситуации, содержащей в себе потенциальную
угрозу для него в случае непринятия
немедленных действий.

Подобного
рода ситуации возникают перед людьми
практически беспрерывно, поэтому
сознание как высший уровень психической
регуляции поведения постоянно присутствует
и функционирует. Наряду с ним многие
поведенческие акты осуществляются на
уровне пред- и бессознательной регуляции,
так что в реальной действительности
одновременно в управлении поведением
участвуют многие различные уровни его
психической регуляции.

141

Вместе
с тем следует признать, что в свете
имеющихся научных данных вопрос об
отношениях между сознательными и другими
уровнями психической регуляции поведения,
в частности бессознательным, остается
сложным и не решается вполне однозначно.
Основной причиной этого является тот
факт, что существуют разные типы
бессознательных психических явлений,
которые по-разному соотносятся с
сознанием. Есть бессознательные
психические явления, находящиеся в
области предсоз-нания, т.е. представляющие
собой факты, связанные с более низким
уровнем психической регуляции поведения,
чем сознание. Таковы бессознательные
ощущения, восприятие, память, мышление,
установки.

Другие
бессознательные явления представляют
собой такие, которые раньше осознавались
человеком, но со временем ушли в сферу
бессознательного. К ним относятся,
например, двигательные умения и навыки,
которые в начале своего формирования
представляли собой сознательно
контролируемые действия (ходьба, речь,
умение писать, пользоваться различными
инструментами).

Третий
тип бессознательных явлений — те, о
которых говорит З.Фрейд в приведенных
выше суждениях, касающихся личностного
бессознательного. Это — желания, мысли,
намерения, потребности, вытесненные из
сферы человеческого сознания под
влиянием цензуры.

Каждый
из типов бессознательных явлений
по-разному связан с поведением человека
и его сознательной регуляцией. Первый
тип бессознательного есть просто
нормальное звено в общей системе
психической поведенческой регуляции
и возникает на пути продвижения информации
от органов чувств или из хранилищ памяти
к сознанию (коре головного мозга). Второй
тип бессознательного также можно
рассматривать как определенньш этап
на этом пути, но при движении как бы в
обратном направлении по нему: от сознания
к бессознательному, в частности к памяти.
Третий тип бессознательного относится
к мотивационным процессам и возникает
при столкновении разнонаправленных,
конфликтных с точки зрения морали
мотивационных тенденций.

Темы
и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа
человеческого сознания.

1.
Определение сознания.

2.
Проявления сознания.

3.
Психологические свойства сознания.

4.
Сознание и речь.

142

Т
е
м
а
2.
Возникновение
и
развитие
сознания.

1.
Предпосылки и условия возникновения
сознания.

2.
Основные направления фило- и
онтогенетического развития сознания.

3.
Перспективы развития человеческого
сознания.

Т
е м а
3.
Сознание
и бессознательное.

1.
Понятие и виды бессознательного.

2.
Проявление бессознательного в психических
процессах, свойствах и состояниях
человека.

3.
Соотношение между сознанием и
бессознательным.

Темы
для рефератов

1.
Проявления сознания в поведении,
психических процессах, свойствах и
состояниях человека.

2.
Проявления бессознательного в поведении,
психических процессах, свойствах и
состояниях человека.

Темы
для самостоятельной исследовательской
работы

1.
Развитие сознания человека в
материалистически ориентированных
философских и психологических
исследованиях.

2.
Постановка и решение проблемы развития
человеческого сознания в
идеалистических
философских и психологических работах.

3.
Сознание и бессознательное в психике
и поведении человека.

ЛИТЕРАТУРА
I

Брунер
Д.С. Психология познания: за пределами
непосредственной информации. — М., 1977.
(Глаз,
рука и сознание: 274— 286. Сознание и его
развитие: 377—403.)

Выготский
Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I.
— М., 1982. (Сознание
как проблема психологии поведения:
78—98. Психика, сознание и бессознательное:
132—148.)

Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
— М., 1982 (1975). (Теория
сознания: 23—33. Активность психического
отражения: 56—72. Деятельность и сознание:
124—158.)

Леонтьев
А.Н. Избранные психологические
произведения: В 2 т. — Т. I.
— М., 1983. (Возникновение
и развитие сознания человека: 222—279.)

Фрейд
3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.,
1991. (Ошибочные
действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)

143

Фрейд
3. Психология бессознательного. — М.,
1989.
сновидении: 310—343. По ту сторону принципа
удовольствия: 382—424.)

II

Бассин
Ф.В.
Проблема бессознательного (о неосознаваемых
формах высшей нервной деятельности). —
М., 1968. (Понятие
бессознательного: 15—35. История
исследований бессознательного: 52—66.
Психология сознания: 123—160.)

Давыдов
В.В. Проблемы развивающего обучения. —
М., 1986. (Деятельность,
психика и сознание: 21—37.)

Леонтьев
А.Н.
Избранные психологические произведения:
В 2 т. — Т. II.
— М., 1983.
механизме чувственного отражения:
6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие
психики и сознания: 63—91.)

Рубинштейн
СЛ.
Основы
общей психологии: В 2 т. — Т. I.
М., 1989. (Сознание
человека: 156—190.)

Столин
В.В.
Самосознание
личности. — М., 1983. (Самосознание
как психологическое явление: 6—123.)

Ярошевский
М.Г., Анциферова Л.И.
Развитие
и современное состояние зарубежной
психологии. — М., 1974. (Психология
сознания: 207—231.)

III

Веккер
Л.М.
Психические
процессы: В
3
т. — Т.
3.
— Л., 1981. (Психика
— речь — сознание: 285—325.)

Келасьев
В.Н.
Структурная
модель мышления и проблемы генезиса
психики. — Л., 1984.

Клике
Ф.
Пробуждающееся
мышление. У истоков человеческого
интеллекта. — М., 1983.
биологической и социальной обусловленности
человеческого интеллекта: 17—126.)

Мерлин
B.C.
Структура
личности: характер, способности,
самосознание. Учебное пособие к спецкурсу.
— Пермь, 1990. (Самосознание:
81—108.)

Никифоров
Г.С.
Самоконтроль
человека. — Л., 1989. (Сознание,
самосознание: 3—81.)

Петренко
В.Ф.
Психосемантика
сознания. — М., 1988. (Психологические
аспекты проблемы сознания: 4—37.)

Роговин
М.С.
Проблемы
теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм:
130
152.)

Тихомиров
O.K.
Психология
мышления. — М., 1984. (Мышление
и сознание: 34
86.)

144

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *