Отличие церкви от секты таблица – Различия между церковью и сектой

Различия между церковью и сектой

Таблица
1

Характеристики

Церковь

Секта

Число
приверженцев

От
умеренного до значительного

Незначительное

Собственность

Обширная

Небольшая

Религиозные
службы

Ограниченная
степень участия конгрегации

Высокая
степень участия конгрегации

Акцент

На
религиозное образование и воспитание
детей, верующих в религиозные идеалы

На
проповедь Евангелия взрослым членам
секты

Священнослужители

Профессионально
подготовленные люди, отдающие службе
полное рабочее время

Неспециалисты
с ограниченной официально признанной
подготовкой. Заняты неполное рабочее
время

Доктрины

Буквальная
интерпретация Священного Писания;
акцент на мирские дела

Буквальная
интерпретация Священного Писания;
акцент на потусторонний мир

Социальный
класс членов

В
основном высшие классы

В
основном низшие классы

Отношение
к другим религиозным группам

Пренебрежение
или жалость ко всем сектам

Подозрительность
по отношению к другим сектам

Отношение
к секулярному миру

Подтверждают
превалирующую культуру и существующий
социальный порядок

Отвергает
превалирующую культуру и существующий
социальный порядок. Настроены к миру
по большей части враждебно

Гимны

Величавая
музыка, восходящая к более отдаленным
по времени литургическим

традициям

Напоминают
современную популярную музыку

Источники
членства

Приверженцы
церкви рождены в данной вере. Церковь
стремится охватить своей верой всех
людей

Люди
вступают в секты добровольно на
конфессиональной основе

В соответствии с
тремя возможными типами реагирования
на нежелательную ситуацию можно выделить
три типа сект. Все они обычно присутствуют
в сектантском движении при доминировании
какого-то одного.

Принятие без
сопротивления
.
Секты, образуемые выходцами из среднего
класса, обычно склонны принимать
предлагаемую им социальную реальность
без особой критики. Хотя члены секты
чувствуют, что столкнулись с серьезными
проблемами, в решении которых им не
могут помочь доминирующие религиозные
организации, они не считают эти проблемы
социальными. В целом общество благосклонно
относится к ним и их ближайшему окружению.
Члены секты уверены, что все трудности
проистекают от недостатка веры, эгоизма
и изоляции, но не от порочной социальной
системы. Поэтому их главная идея —
уверуйте, найдите себе друзей, объединитесь
в группу со своими единомышленниками.
Примером секты этого типа может служить
Оксфордское движение.

Агрессивное
сопротивление
.
Некоторые секты, члены которых
преимущественно принадлежат к низшим
классам, концентрируют свое внимание
прежде всего на проблемах, связанных с
бедностью и бесправием. Если это секты
христианского вероисповедания, то они
интерпретируют учение Иисуса Христа в
духе этического радикализма, как
программу социальных реформ. Общество
в целом третирует эти секты и воспринимает
их как воплощение зла. Истинная религия,
по мнению членов таких сект, должна
ставить своей целью социальную
реорганизацию. Секты такого рода
характеризуются резкой оппозиционной
направленностью и часто распадаются,
либо переходят в третий тип. Примером
могут служить анабаптисты.

Эскапизм.
Эти секты не могут принять существующее
вокруг них общество (как секты первого
типа) и не надеются реформировать его
(как секты второго типа). Обычной
психологической реакцией на сложившуюся
социальную ситуацию здесь становится
обесценивание своей земной жизни,
проецирование несбывшихся надежд на
загробное существование и объединение
в группу со своими единомышленниками.
Такие секты реагируют на тяжелые условия
жизни низших классов, нищету, социальную
несправедливость и бесправие. Не видя
ничего хорошего в этом мире и никакой
надежды на улучшение, они объединяют
людей, отчаявшихся в том, что их потребности
когда-либо будут удовлетворены обществом.
Приверженцы таких сект исповедуют
милленаризм и видят неизбежность гибели
нынешнего миропорядка в космической
катастрофе. Они враждебно относятся к
миру и ищут выход в катаклизме, который
низвергнет тех, кто был высоко вознесен,
и обеспечит верующим важную роль в новом
Царстве на земле и вечное блаженство
на небесах.

Религия как
социальный институт выполняет в обществе
ряд функций.

Мировоззренческая
функция
.
Во всем мире религия дает ответы на
животрепещущие вопросы о смысле
существования, причине человеческих
страданий и сущности смерти. Они дают
людям ощущение цели. Вместо того чтобы
чувствовать себя беспомощными существами,
влачащими бессмысленное существование
под ударами судьбы, верующие убеждены
в том, что их жизни составляют часть
единого божественного замысла.

Компенсаторная
функция
.
Ответы, которые дает религия на вопросы
о смысле существования, даруют верующим
утешение, убеждая их в том, что их
страдания на земле не напрасны. Религиозные
ритуалы, связанные с такими критическими
событиями, как болезнь и смерть, позволяют
людям сохранять душевное равновесие в
горькие часы жизни. Индивид знает, что
другие сочувствуют ему, и находит
утешение в знакомых и четко установленных
ритуалах.

Функция
социальной самоидентификации
.
Религиозные учения объединяют верующих
в сообщество людей, разделяющих одни и
те же ценности и преследующих одни и те
же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”,
“мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы,
сопровождающие, к примеру, церемонию
бракосочетания, связывают невесту и
жениха с более крупным сообществом
людей, желающих молодым добра. То же
относится и к прочим религиозным обрядам,
например крещению младенца или отпеванию
покойника.

Социально-регламентирующая
функция
.
Религиозные учения не вполне абстракция.
Они так же применимы к повседневной
жизни людей. К примеру, четыре из Десяти
Заповедей, проповеданных Моисеем
израильтянам, имеют отношение к Богу,
зато в шести прочих содержатся наставления
для повседневной жизни людей, в том
числе касающиеся отношений с родителями,
работодателями и соседями.

Функция
социального контроля
.
Религия не только задает нормы для
повседневной жизни, но и осуществляет
контроль за поведением людей. Большинство
норм религиозной группы применимо
только к ее членам, однако некоторые
нормы устанавливают ограничения и для
других граждан, не принадлежащих к
религиозной общине. Примером этого
могут являться религиозные наставления,
вошедшие в состав уголовного
законодательства. Так, в России
богохульство и прелюбодеяние когда-то
являлись уголовными преступлениями,
за которые людей судили и наказывали
по всей строгости закона. Законы,
запрещающие продажу спиртных напитков
до 12 часов дня по воскресеньям или даже
продажу в воскресные дни “товаров, не
являющихся предметом первой необходимости”,
представляют собой еще одну иллюстрацию
такого же характера.

Адаптационная
функция
.
Религия способна помочь людям
адаптироваться к новой среде. Например,
иммигрантам не так легко приспособиться
к обычаям новой страны. Сохраняя родной
язык, знакомые ритуалы и вероучения,
религия обеспечивает неразрывную связь
иммигрантов с их культурным прошлым.

Охранительная
функция
.
Большинство религий оказывает поддержку
правительству и сопротивляется любым
изменениям в социальной жизни, направляя
свой сакральный авторитет против сил,
требующих нарушить статус-кво, и осуждая
попытки государственных переворотов.
Церковь охраняет и поддерживает
существующую власть, а власть в свою
очередь оказывает поддержку охраняющим
ее конфессиям.

В некоторых случаях
правительство поддерживает какую-то
одну религию, запрещает все иные
вероучения, оказывает финансовую помощь
в строительстве церквей и семинарий и
даже может платить священнослужителям
заработную плату. Такие религии,
находящиеся под особым покровительством
государства, известны как государственные.
В других случаях государство не оказывает
покровительства какой-то конкретной
религии, однако религиозные учения
настолько глубоко укореняются в жизни
страны, что ее история и социальные
институты считаются освященными
благодаря своей связи с Богом.

Социально-критическая
функция
.
Хотя религия зачастую настолько тесно
связана с господствующим социальным
строем, что оказывает сопротивление
переменам, бывают случаи, когда она
выступает с критикой наличной ситуации
в обществе. В 1960-е годы в США движение в
защиту гражданских прав, боровшееся за
отмену сегрегации в общественных местах
и уменьшение расовой дискриминации в
южных избирательных округах США,
возглавляли религиозные лидеры, например
Мартин Лютер Кинг, являвшийся баптистским
священником. Речь, произнесенная Кингом
в 1963 году в Вашингтоне, произвела на
слушателей неизгладимое впечатление
благодаря часто повторяющимся словам
оратора “у меня есть мечта”. Кинг
подразумевал под своей мечтой конец
расовой дискриминации, когда “все божьи
дети” будут жить в гармонии и мире.
Церкви так же могут играть роль центров,
осуществляющих подготовку демонстрантов
и организацию митингов.

Описанные выше
функции религии могут так же выполняться
и другими общественными институтами.
Если какой-то другой социальный компонент
способен дать ответы на вопросы о смысле
существования, обеспечить эмоциональный
комфорт и ориентировать индивида в его
повседневной жизни, социологи определяют
его как функциональный эквивалент
религии. Например, некоторым людям
религию заменяет Общество анонимных
алкоголиков. Для других людей функции
религии выполняют психотерапия, идеи
гуманизма, трансцендентальная медитация
или даже политическая партия. Некоторые
функциональные эквиваленты с трудом
можно отличить от собственно религии.
К примеру, у коммунизма есть свои пророки
(Маркс и Ленин), свои священные писания
(все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но
прежде всего “Манифест Коммунистической
Партии”), свои верховные священнослужители
(главы Коммунистической партии), священные
здания (Кремль), святыни (тело Ленина),
ритуалы (ежегодный майский парад на
Красной площади) и даже свои мученики
(например, Лазо). В годы воинствующего
атеизма были попытки заменить обряды
крещения и обрезания новыми социальными
ритуалами посвящения младенца государству.
Коммунистическая партия разработала
так же свои ритуалы бракосочетания и
похорон.

Проанализировав
в общих чертах специфику церкви как
социального института, перейдем к
анализу религиозности сознания российской
молодежи.

studfile.net

Церковь и секта: в чем разница?

 

Предлагаем Вашему вниманию данную статью опубликованную на миссионерско-апологетическом сайте РПЦ «К Истине»: http://www.k-istine.ru/sects/sectssigns.htm, чтобы Вы могли сопоставить критику сектантства со стороны православных с тем, что происходит в самой РПЦ. По большому счету, если представить вместо названий упомянутых организаций слово “РПЦ”, то можно заметить, что в некоторой степени всё это относится и к ней самой. 

Секты характеризуются следующими признаками:

 
Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг — это буквально навязы-вание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и .назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» — секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» — мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» — рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» — секта Муна, «психологический тренинг, разрешение проблем общения» — секта саентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» — секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» — секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age. 

 
Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг — следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» — два сектанта должны буквально «забутербродить» вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев», угрозам и шантажу.


 Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение — одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое — для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты — оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя — «христом», то есть с точки зрения христианства — антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского», если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности. 

 
Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров — вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте саентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. 

 
Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая», чем истины всех прочих, особенно же — традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения», видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения», объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина — именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину — безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу»). Основатели сект — люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, Сергей Тороп («Виссарион»), Мария Цвигун («Мария Дэви»), Талгат Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное», мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь. 

 
Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

 

 
Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей. 

 


 Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации — контроль над многими, а в идеале — над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов. 

 

 
Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», «Церковь Саентологи» Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями», стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков — кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина. 

Правительство ФРГ опубликовало листовку, призванную предупредить своих граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. 

Она включает 17 признаков тоталитарных сект:

 

  1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает. 
  2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи. 
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. 
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это — пойдемте сейчас с нами в наш Центр». 
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину. 
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные. 
  7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты. 
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. 
  9. Ваша группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя. 
  10. Вы должны немедленно стать членом группы. 
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. 
  12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои «старые» отношения, так как они препятствуют Вашему развитию. 
  13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание. 
  14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями… 
  15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами. 
  16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. 
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению. 

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!

«К Истине» : http://www.k-istine.ru/sects/sectssigns.htm

Расскажите своим друзьям

xn--80aaollp3age.xn--p1ai

Чем Православная Церковь отличается от секты?

Интервью с иереем Димитрием Алешкевичем, настоятелем храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Севастополе.

— Чем Церковь отличается от секты?

— В современной литературе можно найти немалое количество определений понятия «секта». Например, в словарях Даля и Ожегова сектой называются «религиозные объединения, отделившиеся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящие». Профессор ПСТГУ Александр Дворкин пишет, что «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона». Лично мне ближе всего определение Ожегова. В таком понимании в раннехристианскую эпоху само христианство, появившееся в иудейской среде, считалось сектой. Об этом пишет Плиний Младший. В истории русской религиозной мысли и традиции русской религиозной жизни мы можем видеть большое количество христианских и псевдохристианских общин, противопоставляющих себя и свое учение Русской Православной Церкви. Эти общины, зачастую протестантского толка, по отношению к православию являются сектой в классическом понимании этого слова. С другой стороны, секта не всегда отделяется от какого-то вероучения, может создаваться с нуля, что характерно для новых сект нашего времени.

С точки зрения православной христианской экклесиологии далеко не все религиозные организации, которые сами называют себя церквями, могут называться церковью в полном смысле. В православном понимании земной аспект Церкви сопряжен с аспектом невидимым, надмирным, при этом церковная организация не является чем-то произвольным, случайным, является Богоустановленной. Это отличает Православную церковь, которая, скажем, оперирует таким понятием, как «апостольское преемство», от протестантских и других религиозных групп, в которых церковная организация подчинена человеческому выборному началу. Я бы предложил обратиться к серьезным работам, посвященным этому вопросу, чтобы более точно определить различия в понятии «церковь» в православной традиции и других традициях.

Чем православие отличается от других христианских религий? Один человек, отвечая на этот вопрос, сказал, что православная вера идет от души, а остальные от разума. Согласны ли вы с этим? 

— Вселенская Православная церковь — это полтора десятка поместных Православных церквей. Всех их объединяет единое вероучение, единая догматическая база, она же и отличает православие от католичества и прочих христианских деноминаций. Однозначно утверждать, что православная вера идет от души, а остальные христианские течения от разума, я бы не стал. Везде люди, и люди разные: кто-то способен более глубоко воспринять христианское откровение, а кто-то лишь на уровне обряда. Но, безусловно, в протестантизме, в свое время отказавшемся от Таинств как мистического наполнения христианского вероучения, глубина восприятия веры намного меньше, чем в православии. Я бы даже сказал, что в протестантизме духовность подменена душевностью: больше улыбок, больше учтивости, больше социально служения, но меньше опыта Богообщения, который мы видим, например, в монашестве IV—V веков.

— Почему на Украине и в Крыму такое большое количество различных религиозных направлений?

— Я бы не сказал, что только в Севастополе или в Украине образовалось большое количество различных религиозных направлений. Это явление повсеместное и не детерминировано географией. В большей степени я бы связал это с характеристикой нашего времени. Вспомним Западную Европу эпохи позднего средневековья. В религиозном плане это было унитарное пространство. Только в эпоху Реформации мы сталкиваемся с массовым отходом от католичества и появлением новых христианских течений, таких как лютеранство, кальвинизм и другие. Как правило, новые религиозные направления не отличаются глубиной философской религиозной мысли и не требуют от своих адептов того, что в православии называется покаянием — глубинной внутренней перемены. Еще в 70-х годах ХХ столетия протопресвитер Александр Шмеман писал о том, что современный мир деградирует, что происходит умаление смысловой нагрузки ключевых жизненных понятий, таких как «любовь», «дружба», «честь» и т.д. То же самое относится и к религиозной жизни общества: она так же подвержена деградации и обмельчанию, упрощению толкования традиционных основ религиозной жизни. Это, я считаю, является ключевой причиной появления множества различных религиозных течений.

— Как Вы считаете, в чем главная причина того, что человек идет в секту, а не в Православную церковь, не является ли это зоной ответственности священнослужителей? Как Вы относитесь к подобному пути?

— Разочарование в Православной церкви может быть связано в каждом отдельном случае с конкретной причиной, которая побудила человека оставить Православную церковь. И я не стал бы всегда связывать уход из православия с ответственностью священнослужителей, прежде всего потому, что посредственные священнослужители встречаются везде: как в Православной церкви, так и в других религиозных организациях — и лично я не наблюдаю массового исхода из православия. Что же касается священнического корпуса, то уместно вспомнить слова католического мыслителя Леона Блуа: «Святой народ дает добродетельное священство, а добродетельный народ дает посредственное священство». Проблема с качеством священства в православии и религиозных лидеров в других организациях обусловлена умалением христианского духа нашего народа, пережившего десятилетия коммунистического безбожия. И если кто-то жалуется на священство, пусть не забывает, что священники — это люди, которые посещали ту же самую среднюю общеобразовательную школу и воспитывались в той же среде, в которой воспитывались и те, кто старается увидеть в православии только негатив.

На мой взгляд, причиной ухода из православия в другие христианские деноминации является всеобщее оскудение и обмельчание ключевых жизненных понятий. В протестантизме все гораздо более упрощенно, чем в православии и даже католичестве. Я имею в виду богословие и мистику. Согласно Священному Писанию, Господь дает людям разное количество талантов по мере их силы и способности вместить и преумножить эти таланты. Это касается как духовной жизни, так и жизни светской: кто-то поступает в Кембридж, а кто-то оканчивает кулинарный техникум. Православное вероучение и опыт мистического Богообщения открывает перед человеком необъятные просторы для познания и работы над собой. В православии безграничные возможности преумножить Богом данные таланты. Вопрос лишь в том, кто может это вместить. И судить, конечно, о православии нужно не по приходскому священнику, который, к сожалению, бывает излишне обременен семейными обязанностями и бытовой суетой, а по плеяде святых, которые смогли всей своей жизнью явить нам высоту православного опыта Богопознания. 

— Баптисты, например, не признают крещение младенцев, иконы и многое другое. Не считаете ли, что это от безграмотности?

— Мне не хотелось бы пересказывать содержание векового спора VIII—IX веков о почитании икон, пусть это остается достоянием истории и семинаров по истории Церкви, лишь напомню, что этот вопрос однозначно был решен в православной традиции в IX веке в пользу почитания икон. Свт. Василий Великий сказал, что всякую вещь украшает мера, и, следуя этому совету, мы сохраняем иконописные изображения как напоминания о первообразе. Следуя логике протестантов и других иконоборцев, нам всем следует избавиться от фотографий в семейных альбомах, но эта абсурдная идея не приходит никому в голову. Даже более того: современное человечество сегодня сотворило себе столько кумиров, что, если буквально следовать второй заповеди Декалога, нам пришлось бы уничтожить все то, чем мы сегодня так успешно пользуемся. Даже дети, которые в каком-то смысле являются отображением родительской сущности, в подавляющем большинстве случаев даже у верующих людей заслоняют собой Бога. Любовь к ребенку затмевает собой любовь к Богу, и вряд ли найдется сегодня родитель, способный повторить подвиг Авраама. Давайте не будем впадать в крайности: ведь идолопоклонство начинается именно там, где заканчивается мера и появляется крайность.

Относительно крещения детей. Этот вопрос тоже неоднократно обсуждался в истории Церкви. В частности, ясное указание на крещение младенцев мы находим, например, у св. Иустина Мученика (II век), св. Иринея Лионского (II век), у Оригена (III век), блж. Августина (IV—V века) и других. Это все отцы Церкви раннехристианской эпохи. Они объясняли необходимость крещения младенцев наличием первородного греха в человеческой природе, который передается по наследству и требует оперативного врачевания — крещения, как и любое другое наследственное заболевание.

Баптисты отказывают в крещении детям, мотивируя это тем, что крещение должно быть сознательным выбором человека. Но я глубоко с этим не согласен. Сознательным выбором человека должна быть вся его жизнь, а не только крещение, которое, говоря математическим языком, является необходимым, но недостаточным условием спасения человеческой души. И, кстати, можно ли вообще назвать сознательным такой выбор, как выбор наркомана или алкоголика?

Крещение в детстве совершенно не лишает человека возможности сделать свой выбор в будущем в пользу исполнения заповедей Христовых или их нарушения. И, как любой священник, я ежедневно сталкиваюсь с тем, что, с одной стороны, немалое количество наших прихожан было крещено в детстве, что не помешало им осознанно связать свою жизнь с православием, а, с другой стороны, еще большее количество людей, крещенных как в детстве, так и в зрелом возрасте, находится вне церковной ограды. Это личный выбор взрослого человека, но не ребенка. Мы все считаем нормальным, когда родители регламентируют жизнь своих детей: когда им спать, а когда есть, когда ходить в школу, а когда помогать по хозяйству, когда нужно показаться врачу и другое, и никому не приходит в голову дать полную свободу маленькому человеку, который по определению этой свободой распорядиться не в состоянии. И если родители, в силу власти, данной им Богом над своими детьми, регламентируют все стороны жизни своего чада, то почему они не могут до определенного момента регламентировать и духовную его жизнь? Ведь в этом и состоит их ответственность перед Богом и обществом.

orthoview.ru

Отличия секты от других типов религиозных организаций

В (англоязычной) типологии церковных организаций секта противопоставляется деноминации и церкви. В то же время в русском языке понятие деноминация чаще используется как общее слово для любых подразделений внутри отдельной религии (в том числе для секты и церкви), а церквями обычно именуются основные традиционные деноминации (Православная Церковь и отдельные автокефальные церкви, Католическая церковь, древневосточные церкви, Англиканская церковь и некоторые другие).

Основные особенности

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100—200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно прежде всего для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Существует постановление суда ([http://www.iriney.ru/sects/witness/news018.htm]), гласящего, что «…слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством».

Таким образом, предствители христианской общины в буддистском государстве являются сектантами, и наоборот, в православном государстве сектантами будут считаться мусульмане.

Отсутствие четких и устойчивых признаков у терминов «секта», «культ», тем более «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и «психокульт» позволяют при желании причислять к таким объединениям практически любое религиозное новообразование, религиозно-философское учение, культурно-образовательное или оздоровительное учреждение.

Вероучительные особенности: Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам. Различные группы, вышедшие из Православия в XVII—XVIII вв. (духоборы, молокане, скопцы, хлысты и др.) именуются сектами поскольку отвергают многие доктринальные положения православия, в то же время отдельные автокефальные православные Церкви и даже неканонические православные юрисдикции никогда не именуются сектами, поскольку вероучительно ничем не отличаются от других православных церквей.

Временная компактность и наличие выдающегося лидера: если само христианство возникло как секта в рамках ветхозаветной религии (см. например, слова первосвященника Анании об апостоле Павле: «Нашедши сего человека… представителем Назорейской ереси» (в других переводах — секты) Деян. 24:5), то основные христианские направления нельзя назвать сектами, так как они как правило формировались в течение долгого времени (хотя формальное разделение часто можно точно локализовать во времени), а не были сформированы за несколько лет вокруг определенного лидера.

То же самое касается автокефальных православных церквей и самостоятельных древневосточных церквей. В то же время многие протестантские деноминации возникли именно как секты (баптизм, методизм, меннонизм, квакеры), поэтому этот термин долгое время употреблялся по отношении к многим или даже всем протестантским направлениям (но не к самому протестантизму, как целому).

Отношение секты и исходной религиозной организации

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. Секта считает себя частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии — например, старообрядцы.
  2. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  3. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией — например, бахаисты.
  4. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.

www.psychologos.ru

Чем Церковь Христова отличается от еретических «церквей» и сект

Сегодня мы наблюдаем опасную тенденцию: враг рода человеческого неспособный уничтожить Церковь Христову извне (см.Мф.16:18), пытается уничтожить ее изнутри руками ее членов, используя все свои лукавые уловки, в частности, одну из самых злобных ересей – экуменизм, приправленный густой ложью о том, что это якобы не зло а благодатное «дружественное общение братьев-христиан». В своем безумстве он ведет войну с Самим Творцом, повелевшим Ангелу сказать пророку Даниилу, что «Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится … Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

И многие люди, следует отметить, ведутся на эти хитрости, думая, что действительно христиане всего мира должны быть вместе, ведь так завещал Сам Господь! Однако являются ли христианами те, кто так себя именует. Сегодня все увеличивающееся количество так называемых церквей и сект вводит неискушенных людей в затруднительное положение: они не в состоянии самостоятельно понять какое из всех вероучений является истинным, т.к., с первого взгляда, все они говорят об Иисусе Христе как о Боге (в данном случае мы рассмотрим исключительно организации, именуемые себя христианскими, не затрагивая иные религиозные течения, такие как ислам, иудаизм, буддизм и т.д.), а также существует ли вообще сегодня единая истинная Церковь.

Некоторые, вероятно, думают, что первоначальная Апостольская Церковь, существовавшая в первые годы христианства, постепенно раздробилась, и существующие ныне церкви все как одна являются ее правопреемниками. При таком взгляде они полагают, что ее можно восстановить из существующих христианских деноминаций (религиозных обществ, сект) путем объединения в одну на основе «дружбы» и толерантности, т.е. взаимных уступок.

Такое мнение вытекают из непонимания главной истины учения Христова – спасении человека. Церковь Христова возникла на пятидесятый день после Воскресения Спасителя, когда Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов, и стала единым обществом спасаемых. Вера христианская стала очень быстро распространяться в разных частях Вселенной, и, по мере ее распространения, в городах и селах стали возникать христианские общины. Несмотря на огромные расстояния, эти общины считали себя принадлежащими к единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных таинствах Церкви. Вначале эти таинства совершали сами Апостолы, однако в очень скоро им понадобились скором времени явилась нужда в помощниках, и апостолы из членов христианских общин тали избирать достойных кандидатов, которых рукополагали в епископы, пресвитеры и диаконы. Обязанностью епископов было следить за чистотой христианского учения, учить верующих благочестиво жить, а также рукополагать себе помощников в лице новых епископов, священников и диаконов. Так, Церковь на протяжении первых веков, как корни гигантского дерева, росла и распространялась по разным странам, но всегда сохраняя свою сущность истинной Церкви Христовой.

Евангелия и Апостольских посланий вначале не было. Слово Божие распространяли в своей проповеди Его ученики, лично посещая те или иные страны и проповедуя народам истинное Учение. Затем Отцы Церкви – епископы первых веков кропотливо проверили все христианские рукописи и постепенно собрали труды апостолов, Евангелия и послания, в один комплект книг, который был назван Новозаветным Писанием и вместе с книгами Ветхого Завета составили Библию, которая не претерпела изменений до сегодняшних дней. Процесс собирания крупиц истинного Учения был завершен в III веке.

Все самочинные учения, расходящиеся с Истинным Словом Божием, осуждались Вселенскими Соборами, на которых присутствовали сотни святых Отцов Церкви, и запрещались как ложные. Эти учения именуются ересями. Они начали возникать еще в апостольское время. Особенно активными тогда оказались гностические учения, которые к христианской вере примешивали элементы языческой философии. Апостолы в своих посланиях предостерегали христиан против этих учений и прямо утверждали, что приверженцы этих сект отпали от веры. К еретикам апостолы относились, как к сухим ветвям, отломившимся от церковного дерева. Подобным образом, и преемники апостолов, епископы первых веков, не признавали полноправными возникавшие при них уклонения от апостольской веры и упорствующих приверженцев этих учений отлучали от Церкви, следуя наставлению Апостола: «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:8-9).

Таким образом, осудив лже-учения и отделив их от истинного Слова Божиего, а их проповедников предав анафеме, древние епископы стали передавать учение своим приемникам, заповедуя соблюдать его неукоснительно, не отклоняясь ни на йоту в какую-либо сторону. Для преемников Апостолов не подлежало сомнению, что Церковь совершенно необходима для спасения. Церковь понималась, как Тело Христово, в котором каждый верующий, как член, должен нести служение, нужное целому; а добрый Пастырь – Христос защищает Своих овец от «волка» – дьявола. Церковь изображалась в виде Ноева ковчега, в котором верующие переплывают житейское море и достигают пристани Царства Небесного.

В первые века христианства верить во Христа значило верить и в то, что дело, которое Он совершил на земле, те средства, которые Он дал верующим для спасения, не могут быть утрачены или отняты усилиями дьявола: «На сем камне (веры) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Подобным образом и мы, если считаем себя христианами, должны признавать существование Его Церкви в том самом виде, который она имела и в первые годы своего существования без каких-либо новшеств и «усовершенствований».

По каким признакам мы можем судить, какое объединение людей является истинной Церковью, а какие – еретическими организациями или сектами?

1. Истинная Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение, проповедованное апостолами по благодати Святого Духа. Согласно этому учению, цель пришествия Иисуса Христа на землю является спасение людей чрез Слово Божие, о чем Он свидетельствовал Сам: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37). Епископы Церкви должны бережно хранить это Слово и нести его людям. Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключение: «Чтобы ты знал, если я замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. (Следует отметить, если же человек будет беспристрастно сравнивать учения современных так называемых христианских церквей с учением Православной Церкви, то он прекрасно увидит, что Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней Апостольской Церкви).

2. В Истинной Церкви присутствует благодать Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Благодать Божия, даруемая Духом Святым, – невидимая сила, однако ощутить ее в состоянии каждый. Также как любовь невидима, тех, кого любят, ощущают эту любовь на себе. С древних времен благодать давалась верующим в таинствах крещения, причащения, возложения рук (миропомазания и хиротонии) и других. Совершителями этих таинств были сначала апостолы (Деян. 8:14-17), потом – епископы и пресвитеры, которые отличаются от епископов тем, что не имеют права совершать таинство рукоположения. Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Поэтому, где огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась, – то там нет больше ни священства, ни таинств, утрачены средства освящения верующих, потому что нет благодати Божией. Поэтому с апостольских времен всегда внимательно следили за сохранением апостольской преемственности: чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам. Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства или рукополагать себе преемников.

Конечно, духовно чуткий человек не нуждается во внешних доказательствах действия благодати Божией, когда он живо ощущает ее теплое и умиротворяющее веяние, получаемое им в таинствах и богослужениях Православной Церкви. (Следует отметить, что христианину надо отличать благодать Божию от состояния эйфории и экстаза, в который вводят себя искусственным образом сектанты на своих молитвенных собраниях. Признаками истинной благодати Божией, которая появляется всегда не зависимо от желания и воли человека, и вызывает в душе спокойствие (в отличие от сектантского возбуждения), мир, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и и все остальные чувства, противоположные греховным началам ветхого человека).

3. Еще одним отличительным признаком Истинной Церкви являются скорби. Людям, действительно, достаточно трудно разобраться, какая церковь истинная, однако дьявол, враг рода человеческого, прекрасно все знает! Он ненавидит Церковь и старается ее уничтожить. Знакомясь с историей Церкви, мы видим, что она написана слезами и кровью мучеников за веру. которые, несмотря на жесточайшие пытки и казни, не отрекались от веры во Христа, укрепляемые Его любовью. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще при жизни Самого Спасителя, постоянно преследуя Его, а затем и вовсе убив… Практически все Апостолы также были замучены врагами Церкви христианской. Гонения не христиан не прекращались практически никогда. Три первых столетия римские императоры и правители ловили и убивали христиан длишь за то, что они исповедовали Истинное Учение. Затем меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – крестоносцы, пришедшие с Запада. Они настолько подорвали физические силы Византии, этого оплота православия, что она не могла противостоять туркам, наводнившим ее в 14-15-м столетиях. А сто лет назад богоборцы-коммунисты, захватившие власть в стране и убившие Святого Царя-Божиего Помазаника, превзошли всех своей жестокостью, истребив больше христиан, чем все предыдущие гонители, вместе взятые. И не понять членам других конфессий. почему и ради чего люди готовы страдать, но не отрекаются от своей веры.

4. Конфессии, впавшие в ересь или раскол тем самым отсекли себя от Истинной Церкви, образовав нежизнеспособный придаток. Такими организациями являются, например, латиняне – извратившие Учение Церкви, отколовшиеся от нее и утратившие апостольскую преемственность и с ней благодать Божию; армянская “церковь” – хоть и называющая себя апостольской, но т.к. она не осудила ересь монофизитов, то сама стала причастна к этой ереси и более не является частью Истинной Церкви, и т.д. С IV по VIII век, от Церкви отпало несколько еретических течений, например: ариане, македоняне, несториане, монофизиты, монофелиты (от них произошли современные копты), иконоборцы и т.д. Их учения были осуждены Вселенскими Соборами и преданы анафеме, т.е. проповедающие эти учения отлучены от Церкви.

5. Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Выяснив, в какое время возникла та или иная церковь можно с легкостью сделать вывод, Истинная она или нет. Если она возникла, к примеру, в средние века, как, например, лютерантство, то она не может быть истинной. Поэтому достаточно лишь этого признака, чтобы отклонить претензии какой-либо религиозной организации на звание Церкви Христовой. Все деноминации, ведущие свое начало от Лютера и подобным ему лже-учителям, такие как – лютеранская, кальвинистская, пресвитерианская, мормонская, баптистская, адвентистская, свидетелей Иеговы, “церковь” пятидесятников и т.д. Они являются даже не еретичествующими «церквями», а самыми настоящими антихристианскими сектами, в корне извратившими Учение Спасителя.

www.odigitria.by

сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению » Украина сектантская

Конь Роман Михайлович

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ»

Вернуться к оглавлению учебника

1.3. Культ и секта: сходство и отличие в признаках и факторах, способствующих их эволюции и распространению

Различие между сектой и культом Р. Старк и Б. Бейнбридж видят в том, что секты — это раскольнические группы, которые представляют себя как нечто старое и пытаются обновить или реформировать господствующую религию в обществе, где в харизматическом лидере нет надобности; культы представляют новую религию, как правило под руководством харизматического лидера, отличающуюся от традиционных для данного общества верований. Реформаторы — это идеологические лидеры, и то, что они произносят, не воспринимается в качестве абсолютной истины, в противоположность харизматическим лидерам.

Секты отделяются от конфессий или деноминаций не как строители новой веры, а как переустроители старой, от которой отклонилась та организация, из которой они вышли. Поэтому они считают себя выразителями аутентичной, очищенной, обновленной версии той же веры.

Культ, местный или привнесенный — это что-то в корне новое по отношению к другим религиозным организациям данного общества. Местный культ, независимо от того, насколько он содержит в себе обычную религиозную культуру, добавляет к ней новое откровение или видение, выдвигающее что-то отличительное, новое и «продвинутое». «Привнесенные (импортированные) культы обычно имеют мало общего с существующими в данном обществе верованиями; они могут быть старыми в каких-то других обществах, но они новы и отличны в том обществе, куда они прибыли»310. Различия существуют и среди социального состава: в культах преобладают представители средних и высших классов, в сектах — низших.

Сходство во их внешних признаках в том, что оба выступают против господствующих культурных норм, в них строгая дисциплина и требования к членам по выполнению их обязательств, в них отсутствуют профессиональное духовенство и бюрократические структуры. В процессе развития культ, как и секта, способен к институализации и эволюции в сторону более сложных форм организации.

В упрощенном виде сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты, предложенный Нельсоном, представлен в табл. 2311.

Таблица 2
Сравнительный процесс институализации, или развития культа и секты

Секта

Устоявшаяся секта

Деноминация

Церковь

Харизматический культ

Постоянный
культ

Централизованный культ

Новая
религия

Зависим от харизмы лидера; минимальная организация Рутинизированная харизма на местном уровне, но отсутствует национальная организация или бюрократическая структура; в состоянии выжить независимо от харизматического лидера Харизма рутинизированна; основаны национальный офис и бюрократическая структ

ukrsekta.info

отношение православной церкви, сравнение религий, главные отличия и сходства, мнение священников и святых отцов

В Православной Церкви часто поднимается этот вопрос, который за всю историю христианства не утратил своей актуальности, как распознать секту и защититься от нее? Когда этот вопрос касается откровенно неправославных общин, например, популярное в 90-е годы «Белое братство», тут легко распознать и защитить себя от еретических взглядов. Но что делать и как распознать секту в среде православия?

Что такое секта

Определение понятия на самом деле крайне невинно, в переводе с латинского оно означает «школа» и «следую», т.е. определенное учение, которому следует человек. В древнегреческом языке данное понятие также означало ересь. В Православной Церкви это значит религиозную группу людей, которая имеет отличное от утвержденного учения. В более современном понимании, это значит отделенную группу, которая имеет свое учение и доктрину.

Секта — община людей, чьи религиозные взгляды отличаются от официального учения Православной Церкви

Если объективно рассмотреть секту, она предстанет как просто группа религиозных людей, которые имеют одно учение и следуют определённому уставу. Чаще всего во главе группы стоит один человек или группа лиц, которые управляют общиной и трактуют им догмы.

Они могут находиться в составе официальной доктрины, например, харизматы являются частью христианства, т.е. их взгляды совпадают с главными богословскими вопросами и доктринами этого вероисповедания. А могут стоять отдельно ото всех взглядов и религий, например, «Белое Братство» или «Саентологическая Церковь», которые полностью исказили все христианские догмы и распространяли безусловную выдуманную ересь среди народа.

Это интересно:

Классификация сект делит их на:

  1. Псевдохристианские — имеют в учении некоторых христианские догматы, но искажают Писание и ставят выше него собственные откровения («Поместная церковь», «Свидетели Иеговы», «Бостонское движение» и пр.).
  2. Псевдовосточные — строятся на некоторых восточных традициях и претендуют на передачу неких духовных знаний (Брахма-Кумарис, культ Сатьи Саи Бабы и пр.).
  3. Псевдонаучные — основывают учение на псевдонаучных фактах и утверждениях, противоречащих официальной научной позиции (парапсихология, сайентология и пр.).
  4. Культы здоровья — утверждают приоритет физического здоровья над духовным (последователи Порфирия Иванова, ребефинг и пр.).
  5. Оккультные — строятся на распространении неких «тайных знаний», которые дают власть над людьми или Вселенной (агни-йога, теософия, астрология или магия и пр.).
  6. Неоязыческие — общины, которые стремятся возродить язычество и состоят из элементов оккультизма и фольклора («Веда», «Вятичи» и пр.).
  7. Коммерческие — организации, которые строятся по принципу пирамиды и чья идеология основывается на коммерции («Гербалайф»).

Важно! Таким образом, секта является общиной людей, чьи религиозные взгляды отличаются от общепринятого и официального учения Православной Церкви.

Как распознать «православную» секту

Этот вопрос крайне важен, ведь секта, которая имеет в своем основании часть истины, т.е. маскируется под официальное учение, очень опасна, поскольку человеку сложнее распознать ложь. Неправильно мнение, что все православные истинно верующие, а все сектанты — еретики.

Православная церковь негативно относится к сектанству

Сегодня можно увидеть «православного», который настоящий сектант по духу — фанатичный, злой, узколобый, не ищущий правды Божией, но гордо судящий другого за его взгляды. И наоборот, можно увидеть сектанта, который не понимает тайны богослужения или не признающий какую-то истину церковную, но являющегося истинно Божьего любящего Духа.

В Православной Церкви есть свои догматы, которые написаны в официальных документах Синода. Что необходимо сделать, если монах или настоятель монастыря, а возможно, и священник на богослужении начинает распространять мысли, которые вызывают непринятие?

Для начала:

  • после служения попросить у него в частной беседе назвать места Писания, на которые он опирался;
  • сравнить его слова с официальной позиции Церкви;
  • написать в епархию и уточнить у них правильность высказываний.

После этого, можно сделать выводы, насколько истинны слова, которые священник распространяет.

Совет! Важно всегда бодрствовать на служениях и внимательно слушать, о чем говориться, ведь нередки такие случаи, когда монахи или служителя начинают «добавлять» к канонам свои домыслы, которые извращают христианскую веру. Особенно это касается удаленных монастырей и приходов.

Отношение церкви

Православные люди верят, что имеют полноту истины, но не всегда ей следуют. Часто они жестоко критикуют и презирают людей, которые посещают, например, баптистскую церковь.

Но разве это правильно? Если баптист неистово любит Господа и кроток нравом, умерщвляет свою плоть ради Христа, разве можно к нему относиться с презрением? Этот человек достоин уважения, ведь он стремиться к тому же Господу, что и православный монах, живущий в аскезе ради умерщвления плоти. Дух Божий дышит где хочет, и страшная ошибка ненавидеть ближнего за другие взгляды. Это касается, конечно только христианских ответвлений, протестантизма в частности.

Христианам очень важно знать учение Церкви и Писание, чтобы противостоять ереси

Сектанты, которые принадлежат к псевдонаучным, еретическим учениям заслуживают только жалости. Как к ним должен относиться православный человек? С жалостью и любовью, стремиться рассказать ему об истине и привлечь в Лоно Церкви, но не слушать его учение и не поддаваться искушению посетить собрание или прочим опасным вовлечениям в секту. Следует опасаться подобных сборищ, чтения еретической литературы или просмотра видео. Если на территории прихода действует секта, то прихожанин обязан сообщить об этом в поместный приход, но самостоятельно избегать посещения еретических собраний и уничтожать все материалы, которые она распространяет.

Как уберечься от нее

Христианам очень важно лично знать учение Церкви и Писание, только знанием можно противостоять невежеству и ереси. Даже услышав проповедь от священника, в которой он использовал ложные постулаты, он может в корне пресечь распространение лживого учения с помощью жалоб в приход и Синод.

То же самое касается и псевдорелигиозных сект, которые стремятся увлечь человека подобными тезисами, что и православная церковь, но искажая их суть. Знание Писания и трезвая голова. Например, если секта проповедую приход Христа в 2050 году, то христианин, знающий Писание, поймет, что попал в секту, поскольку в Библии написано «никто не знает ни дня, ни часа».

Кроме этого, может помочь:

  1. Получить чёткий ответ на вопрос о религиозной принадлежности. Если человек не хочет четко отвечать, то скорее всего, он член секты.
  2. Если новое учение идет от какого-то епископа или православного служителя, следует навести справки о том, откуда он и какому приходу (епархии) принадлежит. Эти сведения доступны сегодня повсеместно и помогут определить обманщика.
  3. Длительность деятельности религиозной группы и дату создания. Обычно секты не существуют очень долго и это выдает их.
  4. Задавать критичные вопросы. Сектанты в большинстве своем не могут ответить на такие вопросы, которые подвергают сомнению истинной их учения. Следует внимательно слушать, о чем он рассказывает и задавать вопросы, когда видна нестыковка. Но это возможно при знании Писании и догматов Церкви.

Внимание! Люди часто бывают доверчивыми и позволяют себя опутать лживыми фактами и утверждениями. Иисус Христос сказал: «Бодрствуйте» и это именно то, что необходимо делать каждому верующему, чтобы защитить себя от лжеучений.

Протоиерей Андрей Ткачев о сектах

molitva-info.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *