Зачем похищают детей – Кто и для чего на самом деле крадет детей |

кто, как и зачем крадет

ВСЕ ФОТО

Россию захлестнули сообщения о пропаже детей: кто, как и зачем крадет

Архив NEWSru.com

Доверчивостью детей пользуются также порнодельцы, которые крадут малышей для съемок в своих фильмах.

Архив NEWSru.com

Детей также похищают ради выкупа.

НТВ

В последнее время Россию захлестнули сообщения о пропаже детей. При этом далеко не все дети становятся жертвами маньяков. Подростков похищают порнодельцы для своих фильмов, преступники – ради выкупа и даже собственные родители. Представители правоохранительных органов не могут дать четкого совета, как защитить детей от киднепинга. А психиатры советуют родителям не отпускать малышей на улицу одних, пишут «Новые известия».


Пропавшая три дня назад в Оренбурге четырехлетняя девочка, скорее всего, была похищена. Так решили местные милиционеры. Свидетели видели, как к ребенку подошел незнакомец, дал конфету и увел с собой. По данным МВД России, ежегодно в стране пропадает 12–16 тысяч детей. Большинство убегают из дома, треть – становятся жертвами похитителей. Эксперты говорят, что киднепинг стал рядовым явлением из-за того, что милиция не предпринимает никаких особых действий, которые могли бы хоть немного снизить количество этих преступлений.

«Никакого всплеска похищений и убийств детей в этом году нет, – заявил советник председателя Конституционного суда РФ, экс-начальник Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский. – Просто в последнее время этому явлению СМИ стали уделять должное внимание. В отличие, кстати, от правоохранительных органов».

Как обычно, ответственность за спасение своих детей переложена на родителей. По словам экспертов, существует несколько целей и способов похищения детей, правда, при этом можно постараться предотвратить трагедию.


Например, часто горожане видят такую картину – взрослый ведет за руку ребенка, который упирается и плачет. Наверное, думают прохожие, чадо раскапризничалось, требуя, чтобы родители купили ему сладость. Однако вполне вероятно, что люди стали свидетелями похищения. Насильственный увод – излюбленный прием серийных преступников, маньяков.

«Они утаскивают детей насильно, причем порой на глазах у свидетелей, – пояснил руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил Виноградов. – Но народ в России редко обращает внимание на подобные сцены. Прямой пример тому – случай с пятилетней Полиной Мальковой из Красноярска, которую преступник тащил по многолюдной улице, а ребенку никто не помог». По словам профессора, маньяки соблазняют детей заманчивыми обещаниями: «Дети идут с дядями, например, посмотреть щенков, или угоститься мороженым».


Доверчивостью детей пользуются также порнодельцы, которые крадут малышей для съемок в своих фильмах. Чаще всего они действуют по аналогичной с маньяками схеме. Но бывают и более циничные методы. «Родители сами могут отдать своих детей в руки этих сволочей, – рассказал сотрудник Московского ГУВД. – Порнодельцы устраивают псевдокастинги под именем известного режиссера. Естественно, родители хотят, чтоб их малыш стал знаменитым, и отводят детей на «кинопробы». Как правило, после «съемок» дети не возвращаются, преступники их убивают, чтобы замести следы.

«В моей практике был случай, когда отец пропавшего 12-летнего мальчика, услышав о том, что его сына могли похитить порнодельцы, стал просматривать кассеты с подобными фильмами, – рассказывает психиатр Михаил Виноградов. – И обнаружил на одной из них своего сына. Найти ребенка так и не удалось».


Детей также похищают ради выкупа. И далеко не все такие похищения заканчиваются хорошо. В 2004 году в Астрахани был похищен 13-летний сын известного писателя-фантаста Андрея Белянина. Мальчик исчез по дороге из школы. Писателю позвонили похитители и требовали за жизнь сына 100 тыс. долларов. Когда преступников задержали, оказалось, что одним из них оказался одноклассник сына Белянина. Именно он и навел на «богатую» семью писателя своего старшего брата. Мальчика братья убили сразу после похищения.

Многие горожане чуть ли не ежедневно сталкиваются с похищенными детьми, но не знают об этом. Это дети-попрошайки и младенцы на руках у нищих. «В апреле на Казанском вокзале украли ребенка у Анастасии Богдановой, – рассказал сотрудник пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России. – Женщина сообщила, что в зале ожидания она познакомилась с девушкой по имени Алена. Та попросила погулять с девятимесячным сыном Анастасии, ушла с коляской и не вернулась». Воровку удалось поймать через несколько дней на станции метро «Новослободская».


Подзаработать желают и те преступники, которые пытаются продать похищенных детей на органы или за границу. Жертвами зачастую становятся дети из неблагополучных семей.


Среди похитителей детей существует группа, стоящая особняком. Это родители, крадущие детей у своих бывших половинок. Они прекрасно осведомлены о том, где они могут встретить своих детей, подкарауливают их у школы, около спортивных секций, забирают из детских садиков.


По мнению специалистов, причиной увеличения числа случаев киднепинга является бездуховность общества. «В нашей стране постепенно нивелируются духовные ценности не только христианского, но и общего морально-этического характера, – рассказал профессор кафедры уголовного права и процесса Омского госуниверситета Михаил Клейменов, изучающий киднепинг в России. – Сейчас распространение и потребление детской порнографии стало обычным делом. К целому ряду сексуальных патологий в обществе растет лояльность. Да и наказание за преступления сексуального характера, мягко говоря, не вполне сурово – от четырех до десяти лет тюрьмы. В подобных условиях и плодятся всякого рода извращенцы, маньяки и прочие».

А вот в МВД России считают, что прямых способов защитить своего ребенка от похищения не существует. «Надо лучше следить за детьми, – заявил представитель МВД РФ. – Если ребенку уделять должное внимание, тогда и похищать никого не будут». С милиционерами согласен и психиатр Михаил Виноградов. По его мнению, единственная реальная защита – воспитывать детей так, чтобы они не общались с незнакомцами на улице. «Детей очень легко соблазнить, особенно маленьких, – объяснил Виноградов. – Поэтому, разъясняя малышам, что с незнакомыми заговаривать и уходить нельзя, просто не оставляйте их одних».

Также психиатр отметил, что скоро может исчезнуть киднепинг для занятия нищенством, так как милиция в последнее время более пристально следит за попрошайками. «Кроме того, я уверен, что должна исчезнуть и торговля детьми на органы, из-за развития науки, – говорит Михаил Виноградов. – А вот кражи детей порнодельцами, маньяками и ради выкупа, к сожалению, вечны».

www.newsru.com

Почему дети воруют (М. Кравцова)

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.

Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.

Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.

Свидетельство аморальности?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)

Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.

Три причины

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.

Я условно выделяю три основные причины детского воровства:

  1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
  3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Хочется – перехочется

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.

Реакция на травму

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.

Способ самоутверждения

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.

Тяжелый случай

Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.

Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.

В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.

Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.

Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».

Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.

Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.

Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.

Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…

О другом случае мне рассказала учительница.

Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.

Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.

Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.

Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.

О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.

Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.

Пробелы в воспитании

Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.

Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.

Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.

Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.

На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.

«Не пойман — не вор»

Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.

На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).

Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.

На пути осуждения и наказания

И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.

Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.

Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.

Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.

Советы психолога

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина. См. →

www.psychologos.ru

6 причин, почему дети воруют (и как помочь всей семье)

Каждый ребёнок в какой-то момент жизни узнаёт, что воровать нельзя. Это не выбор отдельных семей, воровство неприемлемо во всём мире. Поэтому родителям становится особенно тяжело, если они обнаружили, что их ребёнок ворует. Психолог Татьяна Яничева рассказывает, что надо сделать прежде всего.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Одна из вероятных причин воровства — потребность купить какую-то вещь, ранее недоступную. Такая ситуация возникает, если ребёнку не дают карманных денег или дают их крайне мало. Желание может быть совершенно незначительным, но тратить на него деньги родители считают бессмысленным, а ребёнок стесняется просить о такой покупке или опасается расспросов и возможной реакции родителей.

В этом случае главная проблема — отсутствие доверия. Возможность взять деньги без разрешения спасает подростка от необходимости объяснять и доказывать взрослым свои потребности. И это психологически более лёгкий для него путь. Чтобы решить эту ситуацию, выдавайте ребёнку четко оговоренную сумму, за которую он не должен будет отчитываться.

Если это всё-таки произошло, взрослым нужно уберечь ребёнка от соблазна брать деньги без разрешения. Не оставлять их без присмотра.

2. В некоторых случаях подростку могут быть нужны деньги на что-то явно запрещённое. Например, на сигареты или алкоголь. В этом случае он скрывает свои вредные привычки от родителей. В этом случае необходим твёрдый запрет на воровство, но обязательно обоснованный и аргументированный.

3. Кража может быть сигналом и более серьёзных проблем ребёнка: он проиграл большую сумму, их у него украли, он стал жертвой вымогательства со стороны сверстников или взрослых. В этом случае появляются и другие признаки: замкнутость, скрытность, резкое снижение успеваемости, ребёнок много времени проводит вне дома или, наоборот, никуда не выходит. В таком случае ему срочно требуется помощь, а не нотации и наказание.

4. Иногда ребёнок ворует деньги, чтобы привлечь внимание родителей к себе. Известно, что для детей безразличие родных тяжелее, чем наказание. И кража может быть сигналом о том, что ребёнку не хватает заботы.

5. Бывают ситуации, когда ворованные деньги ребёнок тратит не на себя, а на своих друзей и знакомых. Таким образом он пытается купить дружбу и уважение своих товарищей. Скорее всего, это связано с тем, что он не чувствует себя уверенным среди сверстников, не может найти место в их компании. Известно, что важнейшая задача человека в подростковом возрасте — установление отношений и нахождение друзей, завоевание авторитета.

Для подростка сверстники выходят на первый план, их мнение становится для него самым значимым. От того, насколько успешным чувствует себя подросток в общении с ровесниками, часто зависит его самооценка и удовлетворенность собой. В таком случае важно научить подростка новым способам общения с другими людьми, поддержать его уверенность в своих силах.

6. В нашей практике встречались патологически добрые дети, которые, не имея больших проблем в общении, тратили деньги родителей на своих друзей, желая сделать им приятное. Здесь может помочь только постоянное проговаривание собственных негативных переживаний по этому поводу в сочетании с жёстким контролем.

Большое значение имеет то, единичный ли это проступок, или такое поведение стало для ребенка обычным. В случае если воровство произошло единственный раз, оказывается достаточным просто поговорить с подростком, объяснить недопустимость подобного поведения и чётко определить ваши финансовые отношения: как, когда и какую сумму он будет получать. Важно при этом не запугать ребёнка, сохранить и поддержать доверительные отношения. Если же подобные неприятности случаются регулярно, это серьезный повод забить тревогу.


Дети и подростки часто не знают цену деньгам, у них нет опыта зарабатывания, они ещё не умеют правильно распоряжаться деньгами, взвешивать свои желания. Такие сложности есть в малообеспеченных семьях, где детям нужно больше, чем могут позволить родители. И такие же сложности могут быть в состоятельных семьях, где детям позволено всё, а их желания удовлетворяются незамедлительно. Поэтому для профилактики домашних краж важно приучать детей обращаться с деньгами и планировать свои траты.

mel.fm

Россию захлестнули сообщения о пропаже детей: кто, как и зачем крадет

31 мая 2007 / http://www.newsru.com

В последнее время Россию захлестнули сообщения о пропаже детей. При этом далеко не все дети становятся жертвами маньяков. Подростков похищают порнодельцы для своих фильмов, преступники – ради выкупа и даже собственные родители. Представители правоохранительных органов не могут дать четкого совета, как защитить детей от киднепинга. А психиатры советуют родителям не отпускать малышей на улицу одних, пишут «Новые известия».

Пропавшая три дня назад в Оренбурге четырехлетняя девочка, скорее всего, была похищена. Так решили местные милиционеры. Свидетели видели, как к ребенку подошел незнакомец, дал конфету и увел с собой. По данным МВД России, ежегодно в стране пропадает 12–16 тысяч детей. Большинство убегают из дома, треть – становятся жертвами похитителей. Эксперты говорят, что киднепинг стал рядовым явлением из-за того, что милиция не предпринимает никаких особых действий, которые могли бы хоть немного снизить количество этих преступлений.

«Никакого всплеска похищений и убийств детей в этом году нет, – заявил советник председателя Конституционного суда РФ, экс-начальник Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский. – Просто в последнее время этому явлению СМИ стали уделять должное внимание. В отличие, кстати, от правоохранительных органов».

Как обычно, ответственность за спасение своих детей переложена на родителей. По словам экспертов, существует несколько целей и способов похищения детей, правда, при этом можно постараться предотвратить трагедию.

Например, часто горожане видят такую картину – взрослый ведет за руку ребенка, который упирается и плачет. Наверное, думают прохожие, чадо раскапризничалось, требуя, чтобы родители купили ему сладость. Однако вполне вероятно, что люди стали свидетелями похищения. Насильственный увод – излюбленный прием серийных преступников, маньяков.

«Они утаскивают детей насильно, причем порой на глазах у свидетелей, – пояснил руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил Виноградов. – Но народ в России редко обращает внимание на подобные сцены. Прямой пример тому – случай с пятилетней Полиной Мальковой из Красноярска, которую преступник тащил по многолюдной улице, а ребенку никто не помог». По словам профессора, маньяки соблазняют детей заманчивыми обещаниями: «Дети идут с дядями, например, посмотреть щенков, или угоститься мороженым».

Доверчивостью детей пользуются также порнодельцы, которые крадут малышей для съемок в своих фильмах. Чаще всего они действуют по аналогичной с маньяками схеме. Но бывают и более циничные методы. «Родители сами могут отдать своих детей в руки этих сволочей, – рассказал сотрудник Московского ГУВД. – Порнодельцы устраивают псевдокастинги под именем известного режиссера. Естественно, родители хотят, чтоб их малыш стал знаменитым, и отводят детей на «кинопробы». Как правило, после «съемок» дети не возвращаются, преступники их убивают, чтобы замести следы.

«В моей практике был случай, когда отец пропавшего 12-летнего мальчика, услышав о том, что его сына могли похитить порнодельцы, стал просматривать кассеты с подобными фильмами, – рассказывает психиатр Михаил Виноградов. – И обнаружил на одной из них своего сына. Найти ребенка так и не удалось».

Детей также похищают ради выкупа. И далеко не все такие похищения заканчиваются хорошо. В 2004 году в Астрахани был похищен 13-летний сын известного писателя-фантаста Андрея Белянина. Мальчик исчез по дороге из школы. Писателю позвонили похитители и требовали за жизнь сына 100 тыс. долларов. Когда преступников задержали, оказалось, что одним из них оказался одноклассник сына Белянина. Именно он и навел на «богатую» семью писателя своего старшего брата. Мальчика братья убили сразу после похищения.

Многие горожане чуть ли не ежедневно сталкиваются с похищенными детьми, но не знают об этом. Это дети-попрошайки и младенцы на руках у нищих. «В апреле на Казанском вокзале украли ребенка у Анастасии Богдановой, – рассказал сотрудник пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России. – Женщина сообщила, что в зале ожидания она познакомилась с девушкой по имени Алена. Та попросила погулять с девятимесячным сыном Анастасии, ушла с коляской и не вернулась». Воровку удалось поймать через несколько дней на станции метро «Новослободская».

Подзаработать желают и те преступники, которые пытаются продать похищенных детей на органы или за границу. Жертвами зачастую становятся дети из неблагополучных семей.

Среди похитителей детей существует группа, стоящая особняком. Это родители, крадущие детей у своих бывших половинок. Они прекрасно осведомлены о том, где они могут встретить своих детей, подкарауливают их у школы, около спортивных секций, забирают из детских садиков.

По мнению специалистов, причиной увеличения числа случаев киднепинга является бездуховность общества. «В нашей стране постепенно нивелируются духовные ценности не только христианского, но и общего морально-этического характера, – рассказал профессор кафедры уголовного права и процесса Омского госуниверситета Михаил Клейменов, изучающий киднепинг в России. – Сейчас распространение и потребление детской порнографии стало обычным делом. К целому ряду сексуальных патологий в обществе растет лояльность. Да и наказание за преступления сексуального характера, мягко говоря, не вполне сурово – от четырех до десяти лет тюрьмы. В подобных условиях и плодятся всякого рода извращенцы, маньяки и прочие».

А вот в МВД России считают, что прямых способов защитить своего ребенка от похищения не существует. «Надо лучше следить за детьми, – заявил представитель МВД РФ. – Если ребенку уделять должное внимание, тогда и похищать никого не будут». С милиционерами согласен и психиатр Михаил Виноградов. По его мнению, единственная реальная защита – воспитывать детей так, чтобы они не общались с незнакомцами на улице. «Детей очень легко соблазнить, особенно маленьких, – объяснил Виноградов. – Поэтому, разъясняя малышам, что с незнакомыми заговаривать и уходить нельзя, просто не оставляйте их одних».

Также психиатр отметил, что скоро может исчезнуть киднепинг для занятия нищенством, так как милиция в последнее время более пристально следит за попрошайками. «Кроме того, я уверен, что должна исчезнуть и торговля детьми на органы, из-за развития науки, – говорит Михаил Виноградов. – А вот кражи детей порнодельцами, маньяками и ради выкупа, к сожалению, вечны».

obzor.city

Похищение ребенка, или киднеппинг: цели, последствия :: BusinessMan.ru

В последнее время все чаще и чаще случается такое нарушение, как похищение ребенка. Ни для кого не секрет, что само по себе похищение — это распространенное явление. И оно совершается с каким-либо мотивом. Раньше было распространено данное нарушение в отношении взрослых, теперь дело коснулось детей. Да, прежде тоже похищали малышей, но не столь часто. Что положено за совершенное деяние? Какого наказания ждать? Да и вообще, зачем похищают людей (детей, в частности)? Какой-то мотив у данного нарушения должен быть. Вообще, причины могут быть разные. И даже защищающая права детей Гаагская конвенция не способна остановить похитителей.

Что такое похищение?

Но о каком деянии вообще идет речь? Не всегда получается в полной мере осознавать, за что конкретно и какое наказание будет положено. Похищение — это изъятие человека из его привычного образа жизни. Причем насильственное, совершенное против воли. Сопровождается последующим удержанием гражданина за пределами дома.

Похищение ребенка или взрослого может быть совершено при помощи применения насилия, угроз, обмана или любых других хитростей. Если человек сам захотел исчезнуть и никто не удерживает его против воли в том или ином месте, то нарушение не может рассматриваться в качестве такового. Это уже не похищение.

Обычно у совершенного деяния имеется определенный мотив. Это может быть что угодно. Как правило, похищение требует от близких и родственников похищенного каких-то действий в отношении похитителей. Выгоды ради. Почему так часто случаются похищения? Для чего они делаются конкретно?

Мотивы и цели

Как уже было сказано, похищение ребенка (или уже взрослого человека) имеет целенаправленный характер. Почти всегда данное действие совершается с корыстными целями, выгоды ради. Но что чаще всего встречается на практике?

Похищение может совершаться для последующей перепродажи гражданина. Торговля людьми распространена подпольно во многих странах. Чтобы никто не искал и не подозревал продавцов, те занимаются похищениями. Даже Гаагская конвенция не страшна похитителям. Она, как известно, защищает права людей, и детей в частности.

Кроме того, имеет место получение материальных или имущественных выгод от близких (родителей, друзей, членов семьи, знакомых) похищенного. В таком случае похитители выставляют определенные требования для освобождения пленника. Чаще всего встречается похищение с целью выкупа. За возвращение человека требуют определенную денежную сумму. Пожалуй, это наиболее распространенный случай.

Далее — извлечение любой нематериальной выгоды. Например, похищение ребенка может быть совершено с целью требования отставки родителей от каких-то должностей. Нематериальная выгода тоже встречается не так уж и редко. Поэтому удивляться не стоит. Обычно она сочетается с выкупом.

Еще один вариант — это не столько торговля людьми, сколько продажа ребенка потенциальным новым родителям. Очень часто подобные похищения встречаются в отношении новорожденных детей или еще совсем малышей. Люди, не способные иметь ребенка в принципе, или те, которые потеряли его, а также не имеющие возможности родить здорового человека готовы платить за усыновление новорожденного. Или просто здорового малыша. Поэтому иногда похищение ребенка имеет мотив перепродажи, но скрытой. Будущие опекуны платят похитителям, скажем, за усыновление, но понятия не имеют, что малыш был похищен.

Наказуемо ли

В любом случае, каким бы ни был мотив преступления, ответственность за похищение ребенка (и человека вообще) в России и других странах наступает в обязательном порядке. Если похитителей смогли поймать. Иначе ведется тщательное расследование вплоть до поимки преступников.

В целом ответить, что положено за похищение ребенка в России, довольно трудно. В суде рассматривается каждая ситуация в отдельности. И учитываются многие факторы. Но можно быть уверенными: наказание обязательно будет. Ведь преступления против свободы человека караются серьезно. Как только речь идет о детях, и подавно.

Если посмотреть российское законодательство, то похищение ребенка — статья УК РФ 126. Точнее, здесь говорится о том, какое наказание положено в принципе за кражу человека. Имеется отдельный пункт, относящийся к детям и женщинам.

Стандарт

Неважно, с какой целью было совершено преступление. Если похищение состоялось, то за него будет положено соответствующее наказание. Первый случай в современном российском законодательстве — это самое обычное правонарушение, которое имеет место в отношении взрослого гражданина.

Так, за похищение человека положены принудительные работы на 5 лет максимум или лишение свободы. На какой срок? На аналогичный — предельно 5 лет. Серьезное наказание, если задуматься. Только это случай похищения одним человеком взрослого гражданина. Когда речь заходит о детях, наказания более серьезны.

Сговорились

Но для начала еще одна ситуация. Речь идет о предварительном сговоре нескольких лиц. Как правило, похищение ребенка или человека в принципе — это довольно трудный процесс. И в одиночку им мало кто занимается. Особенно когда совершается преступление с целью получения выкупа.

Что будет в России за сговор с последующим похищением? Принудительные работы уже утрачивают свои силы. Зато появляется опять лишение свободы. Но срок увеличивается. Теперь он может быть установлен в пределах от 5 до 12 лет. В зависимости от конкретного случая. Также дополнительно за сговор полагается ограничение свободы после тюремного заключения максимум на 2 года. Но можно обойтись и без такой меры. На практике так обычно и происходит.

Дети

Также уголовная ответственность за похищение ребенка наступает после поимки виновников. Но какое конкретно наказание за это положено? Честно признаться, правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетних детей, приравнивается к тому же деянию по сговору.

Получается, что и наказание будет аналогичным. Каждого похитителя могут посадить на 12 лет максимум, а также назначить дополнительное ограничение свободы. На практике срок заключения устанавливается предельный. Ведь права и свободы детей защищаются в России очень активно.

Группировки

Киднеппинг (похищение человека, другими словами) может совершаться определенной организованной группировкой. Неважно, в отношении кого именно он был осуществлен: просто взрослого или ребенка. В российском законодательстве за такое правонарушение предусмотрены специальные меры.

Стоит сразу отметить, что может быть назначено ограничение свободы. Со сроком уже должно быть понятно — 2 года. Это предельное значение при похищении любого типа. Кроме того, в обязательном порядке на похитителей будет наложен тюремный арест. Здесь его срок увеличивается до 12 лет. Минимум возрастает до 6. Если похищение было совершено в отношении детей или женщин, можно рассчитывать на высшую меру наказания. Именно такие решения демонстрирует нам судебная практика.

Летальный исход

Иногда может получиться так, что в ходе похищения ребенка или взрослого человека последует его смерть. Или здоровью будет причинен огромный (тяжкий) вред. При подобном раскладе похитителей ждет вполне серьезное наказание.

Но с ним мы уже знакомы. Дело все в том, что пункт 3 статьи 126 УК РФ указывает на то, что подобные деяния наказываются аналогично преступлению, совершенному организованной группировкой. Выходит, за смерть ребенка в ходе похищения нарушителей могут упрятать за решетку на 6-15 лет. И дополнительно после освобождения назначить до 2 лет ограничения свободы.

В действительности все намного серьезнее. За похищение детей, если виновники были найдены, дополнительно следует лишение нарушителя рабочей должности (применяется в отношении социальных работников и граждан, которые помогают усыновлять украденных малышей) с последующим запретом ведения той или иной деятельности. Кроме того, похищение человека само по себе в чистом виде встречается редко. И нарушителей судят одновременно по нескольким статьям. Это значит, что и наказание будет более жестким.

businessman.ru

Волонтеры опровергли фейки о похищениях детей и напомнили правила безопасности |

Фейковые сообщения о неизвестных, похищающих детей, активно распространяются через соцсети и мессенджеры во многих регионах России и в сопредельных странах. Волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт» напоминают, как отличить недостоверные новости, и чему необходимо научить ребенка, чтобы обезопасить его от похищения.

По словам волонтеров, распространение фейковых сообщений активизировалось с началом нового учебного года. Одним из них стала аудиозапись, где неизвестная рассказывает, что незнакомая женщина якобы попросила ее детей сфотографировать ее на телефон, и для этого повела их в кусты. В других случаях рассказывается о появлении «банды педофилов», обнаружении «двух маленьких девочек без почек», появлении «новых наркотиков», похищении детей из больницы, и т.п.

«Проверить фейк очень просто: вбейте в любом поисковике ключевые слова из этого сообщения, и посмотрите, что получится.

В нашем сегодняшнем случае запрос будет выглядеть так: «женщина попросила сфотографировать, кусты», и пожалуйста: на первой же странице результатов мы узнаем, что она рассказывала об этом в Волгодонске, Екатеринбурге, Барнауле, Анапе, Омске, Тамбове, в московском Бутове, в краснодарском Горячем Ключе и даже в Казахстане», — подчеркнули в «Лиза Алерт».

Там перечислили основные признаки фейка — яркость и эмоциональная насыщенность распространяемой информации; много общих фраз, восклицательных знаков, мало фактов и логических умозаключений; нет ссылок на источник информации; отсутствие деталей или детали, которые не добавляют конкретики (что позволяет использовать один и тот же текст в разных регионах).

«Печально не только то, что это фейк. Печально, что из тысяч родителей, которые распространяют это, единицы поговорят со своими детьми, и еще меньше сделают это так, что дети не забудут об этом через 15 минут разговора», — говорят в «Лиза Алерт».

«Помните: распространяя непроверенную информацию, вы не помогаете решению проблемы, даже если информация окажется правдивой. В любом случае, гораздо полезнее еще раз поговорить с собственным ребенком о безопасности, чем разбрасывать такие сообщения по всем возможным чатам», — заявили в организации, занимающейся поисками пропавших детей и взрослых.

 


Чему нужно научить ребенка: памятка от «Лиза Алерт»:

1.«Свой-чужой».
Поставьте четкие рамки того, кто является «своим», с кем можно смело идти куда угодно и полностью ему доверять, а кто не входит в круг доверия. «Свои» – это самые близкие для ребенка люди, те, с кем он живет или постоянно общается: мама, папа, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Пусть это будет очень узкий круг, но в нем будут люди, которым вы смело можете доверить жизнь своего ребенка. С теми, кто входит в круг «чужие», все просто: ребенок не должен выполнять никаких просьб чужих людей, не должен принимать никаких их предложений. Научите ребенка правилу: взрослый человек не обращается за помощью к чужому ребенку – он просит помочь другого взрослого! Отдельный разговор – о тех, кого ребенок знает, но кто не является близкими людьми – объясните ему, что если ему что-то предлагает подруга мамы или папин коллега, с которыми он знаком, он должен сначала позвонить вам и убедиться, что ему можно доехать с этим дядей Витей на машине или пойти куда-то с тетей Аней.

2. Научите ребенка говорить «нет».
Мы учим детей: «Ребенок должен слушаться взрослых», — и радуемся полученному результату, даже не задумываясь, что теперь любой взрослый человек является для ребенка тем, кого надо слушаться. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что никто не имеет права заставлять его делать то, что он не хочет, идти с тем, с кем он не хочет, и что чужих людей слушаться не надо! Его тело неприкосновенно, и его действиями могут руководить только близкие люди – те, которые входят в круг «свои», которые несут за него ответственность. И даже если взрослый человек требовательно и сурово просит пройти с ним, ребенок должен уметь сказать «нет», а не послушно идти за чужим человеком в угоду его желаниям.

3. Просить помощи не стыдно.
Причины, почему дети не могут попросить помощи, когда, например, от них что-то хочет незнакомый чужой человек или если им кажется, что он их преследует, абсолютно разные: кому-то стыдно, неловко, кто-то боится — но результат всегда один. Попавший в беду и не попросивший помощи ребенок самостоятельно решить проблему не сможет, а значит, и шансов выжить у него не останется. Объясните своему ребенку, что взрослые всегда придут на помощь ребенку, особенно если ему грозит опасность. Объясните, к кому надо обращаться за помощью: к человеку, который здесь работает, к женщине с ребенком или к полицейскому.

4. Кричать нужно уметь.
Прививая своим детям культуру поведения в обществе – не кричать в общественных местах, вести себя прилично – мы поступаем верно, только есть и побочный эффект: дети перестают кричать вообще. И в тот момент, когда вашему ребенку понадобится помощь – а ее так легко попросить, достаточно просто крикнуть погромче, – ребенка может парализовать тот самый наказ родителей не кричать в общественном месте. Объясните ребенку, что кричать ради спасения своей жизни можно и нужно. Что никто не осудит и не шикнет на него, а наоборот, помогут и поддержат. Выезжайте вместе на природу и кричите. Помогите своему ребенку научиться кричать! Научите его кричать правильно, если к нему проявляет агрессию незнакомый взрослый человек: «Я вас не знаю!», «Вы чужой!» — в противном случае, если кричать «Я с тобой не пойду» или «Отпусти меня», прохожие могут подумать, что ребенок капризничает, а папа его куда-то ведет.

5. Научите ребенка следить за временем.
Договоритесь с ребенком о том, что он следит за временем: если он обещал прийти в 14-00, он должен быть дома в 14-00. Если задержался и не предупредил, значит, в следующий раз пойдет из школы с вами.

6. Номера телефонов – наизусть.
Даже если у ребенка есть собственный мобильный телефон, для его безопасности и вашего спокойствия крайне важно, чтобы он помнил несколько телефонов наизусть: номера родителей, бабушки, дедушки, домашний. Проверяйте время от времени и убеждайтесь в том, что он их не забыл.

7. Безопасность – значит жизнь.
Приучите своего малыша ходить по одной и той же улице, переходить дорогу в правильном месте. Исключите из его маршрута безлюдные и неосвещенные улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, улицы должны быть проходимыми. Ребенка, находящегося на виду, похитить намного сложнее, а значит, малыш будет в безопасности. Пройдите с ним вместе эту дорогу, когда он начинает ходить один, и обратите его внимание на потенциально опасные места, куда ходить нельзя.

И главное: повторяйте эти правила, проверяйте, помнит ли он их.

www.miloserdie.ru

Дети воруют, но это не страшно |

Со случаями детского воровства сталкивались почти все родители и ужасались: «Моя кровинка? Она не могла!» А она смогла. Но надо ли приходить в ужас?

Фото с сайта hidabroot.org

Советы детского психолога, психотерапевта Татьяны Панюшевой, кандидата психологических наук в фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

1-3 года: учим ребенка отличать свое от чужого

Двое малышей играют в песочнице. Формочки, две одинаковых лопатки, только цвет разный. Минута – и над площадкой разносится рев: чья-то лопатка сменила хозяина, и отдавать её назад он не хочет. Вокруг бегают мамы и бабушки, причитая про «надо уметь делиться».

— Дети до трёх лет «своего» и «чужого» не различают вообще, эти понятия им надо постепенно объяснять. Любые попытки «прихватить чужое» ребёнку надо комментировать, повторяя снова и снова: «Это твоя игрушка, а это – его игрушка», а потом пытаться разрешить «конфликт» мирно способом: поменяться на время, поиграть и отдать назад. Назад действительно надо отдать и ещё раз объяснить ребёнку, почему надо.

3-7 лет: учим контролировать свои желания

Мальчик принёс из садика маленькое колечко с блестящим камушком и подарил маме. Позже оказалось: колечко он взял у сверстницы по группе. А, делая подарок маме, хотел быть, «как папа», который на день рождения подарил маме украшение.

В этом возрасте появляется стыд – ребёнку неприятно, когда он сделал что-то не так. Но ещё нет осмысления поступка – рассуждать ребёнок не умеет, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «если мама расстроилась, он неправ». Желание получить одобрение близких и боязнь их расстроить в дошкольном возрасте действует гораздо сильнее наказания.

Если ребёнок сделал что-то не так, ему надо объяснить, в чём он неправ и тут же предложить «правильную» альтернативу.

Особое внимание надо уделить проговариванию эмоций – самого ребёнка и окружающих людей».

В описанной выше ситуации колечко вернулось к хозяйке вместе с шоколадкой и извинениями «виновника», а мама получила другой подарок, который они выбрали в магазине вместе с папой.

Не ругайте ребенка «за чувства»

Фото с сайта waterfordwhispersnews.com

«Мам, купи! Ну, купиии!! Купииии!!!!» — дошкольника с трудом отдирают от стойки с конфетами у кассы. Но после следующего визита в магазин в его кармане находится «контрабандный» фантик. Конфету, которую ему не купили, он тихо унёс сам.

— Маленькие дети очень импульсивны. Иногда они могут взять или сделать что-то просто потому, что «очень хочется». С возрастом они учатся сдерживать свои эмоции и желания, и задача взрослых  — помочь маленьким постепенно воспитать в себе волю.

Начинать надо с малого – не бегите немедленно исполнять все желания ребёнка, он должен научиться ждать. Сначала – пока мама помоет упавшую на пол игрушку, потом – того, что сладкое будет после супа и второго, а гулять пойдём, «когда маленькая стрелка будет на цифре десять». И, наконец, того, что подарок будет не сейчас, а к празднику.

Разумеется, сначала это должен быть какой-то близкий праздник, время до которого постоянно проговаривается («осталось три недели, две, одна»). Что такое «год» маленький ребёнок просто не понимает, и ждать столько не умеет.

Очень важно при этом «проговаривать эмоции»: «Я понимаю, как тебе хочется эту вещь, как ты сейчас злишься, оттого, что ждать так долго, и какой ты молодец, что справляешься со своей злостью».

Важно, чтобы ребёнок понял: вы понимаете его чувства и цените усилия. Но участие и сочувствие – не повод менять правила.

А ещё дошкольники могут устраивать показательные истерики, пытаясь попробовать границы и «продавить» взрослых на нарушение обещаний. Держитесь – один раз нащупав родительскую слабину, ребёнок начнёт пользоваться этим приёмом постоянно. И, главное, поспешив исполнить его желание, вы уменьшаете его возможности выработать навык воли.

Приемным детям надо дать третий шанс

Фото с сайта azbyka.ru

В родительском чате — переполох. У второклассницы из сумки пропала шоколадная фигурка, подаренная мальчиком, которому она нравится. Пострадавшая в слезах, родители устраивают детям расспросы и перетряхивают детские сумки. В итоге остатки подарочной обёртки и записка «Асе от Васи» обнаруживаются в рюкзаке одноклассника обоих детей. Разговор с мальчиком осложняется серьёзной подробностью — он приёмный.

У приёмных детей часто бывает задержка эмоционального развития. В кровной семье, где на них не обращали особого внимания, и дальше в детском доме, где вместо мамы был десяток разных воспитательниц и нянечек, у них просто не было близкого взрослого, которого они боялись бы расстроить. В итоге ребёнок-школьник не умеет управлять своими чувствами и действует, как маленький: «Я взял потому, что очень хотелось». Что так делать нельзя, у него просто не было шанса усвоить.

Самое сложное здесь – обговорить с ребёнком, что вы вынуждены досмотреть его сумку или рюкзак.

«Полицейский досмотр» без спроса только больше убедит ребёнка в том, что его не уважают, он – в опасности и по-прежнему должен выживать.

Осмотр «по расписанию» — например, в определённый день месяца – приведёт к тому, что ребёнок будет к нему готовиться и научится скрывать следы преступлений.

Можно сказать: «Я очень расстроена, но случилось ЧП, и я вынуждена посмотреть твою сумку».

7-11 лет: знакомим с деньгами и их ценностью

Фото с сайта psychologos.ru

«В классе пропал телефон-кроссовки-книжка-спортивная форма. После произведённого расследования пропажа находится в портфеле у ребёнка».

— Ребёнку в этом возрасте уже важно мнение окружающих как группы. А мотивами воровства могут быть эмоция: «Так хотелось, что я не мог удержаться», или идея: «У них много, а у меня нет».

Задача родителей, если воровство всё-таки произошло:

— всеми силами избежать «публичной порки» вроде «расскажи перед всем классом, что ты – вор» или фразы: «Ты – мамин позор», — произнесённой в кабинете директора;

— выслушать версию произошедшего от ребёнка (убедиться, что вещь ему не подкинули) и понять его мотивы;

— максимально задействовать ребёнка в исправлении ситуации.

То есть, отдавать хозяину украденный телефон ребёнок идёт вместе с вами (лучше это делать не перед всем классом). При этом ребёнок перед хозяином телефона извиняется. Если какие-то эмоции («мне стыдно, я очень сожалею») он при этом не может проговорить, за него это делаете вы.

К возмещению ущерба от кражи (если его пришлось выплачивать) ребёнка тоже надо привлечь. Например, в ближайшие месяцы он не получит карманных денег на сумму, которую пришлось заплатить пострадавшему, или какой-то большой подарок, который ему обещали на день рождения.

С ребёнком также нужно обсудить, как бы он мог получить желаемое «легальным» путём: например, на телефон можно копить.

В качестве профилактики важно обсуждать при детях семейный бюджет, чтобы они понимали: деньги – не бесконечны.

У учительницы пропал кошелёк. После долгих поисков виновницу «вычисляют». Девочка приёмная. Деньги она тратила на печенье и конфеты для младшей сестры.

— Нужно понимать, что ребёнок с опытом неблагополучной семьи и детского дома очень часто находится в позиции взрослого, добытчика. Он обеспечивает выживание себя и младших.

Главная задача в этом случае – вывести его из этой позиции. Объяснить, что печенье сестрёнка может просто попросить у приёмной мамы.

11-16 лет: воровство как способ «купить статус»

Фото с сайта thesun.co.uk

В дорогой закрытой школе регулярно пропадают вещи и деньги. Пропавшие вещи периодически находят, причём виновными оказываются разные ученики. С родителями владельцев удаётся улаживать эти ситуации без больших скандалов. Пропавшие деньги не находятся.

— В этом возрасте социум уже очень важен для ребёнка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разнообразны. Например, имея деньги, можно «купить друзей». Имея какую-то вещь, которая в этой группе считается престижной (определённую одежду, кроссовки, телефон, наушники), — «купить статус».

Иногда дети ощущают на себе финансовые проблемы семьи – если, например, родители развелись. Занятые выяснением своих отношений, родители не замечают: ребёнок стал получать меньше карманных денег и не может позволить себе «статусную» еду в столовой, или стал носить более простую одежду. С помощью кражи ребёнок пытается добыть деньги или вещь, нужную ему для «восстановления статуса».

У подростков возникают и более сложные ситуации:

— кража как месть с целью «наказать» кого-то,

— кража «на спор».

Все эти мотивы надо выяснять, найти истинные причины и прорабатывать их.

Особенности воровства подростков – приемных детей

Фото с сайта udualpress.org

Подросток, сменивший в жизни не одну приёмную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Причём нужды в них ребёнок не испытывает – похожие ему и так покупают.

— В эмоциональном развитии приёмные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста.

Так что подросток-детдомовец может не различать «своё» и «чужое», как трёхлетка.

Существуют и специфические причины воровства у детей с опытом детского дома:

— демонстративное воровство – ребёнок проверяет «границы дозволенного» в новой семье – тоже, как маленький. Или, убеждённый годами предыдущей жизни, что любить его нельзя, «вынуждает» родителей сдать его обратно в детдом;

— невротическое воровство.  Жизнь дома, в непривычных условиях, — большой стресс для детдомовца «со стажем». К тому же в его жизни могут быть детские травмы, опыт насилия. Такой ребёнок закрыт и постоянно напряжён. Кража для него – яркое событие, волнение от которого заставляет его на время забыть об основном стрессе. Диагноз «клептомания», который в этом случае выставляют психиатры, в жизни часто не подтверждается. Поведение ребёнка можно корректировать работой с психологом;

— демонстрация связи с кровной семьёй.

Если всё, что ребёнок знает о кровных родителях: «Твой папа воровал и сидел в тюрьме», — в подростковом возрасте он может начать поступать так же.

В этом случае полезно бывает найти информацию о родственниках ребёнка, с которых он действительно мог бы брать пример.

В любом случае действует общее правило: ворованные вещи использованию не подлежат! Причём выкидывает их сам ребёнок».

www.miloserdie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *