Что исследует социальная психология – Социальная психология — Википедия

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

dic.academic.ru

Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили 3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

samopoznanie.ru

1. Социальная психология как наука.

План:

  1. Место социальной
    психологии в системе научного знания.

  2. Понятие, объект
    и предмет социальной психологии как
    науки.

  3. Структура
    современной социальной психологии

Предпосылками
зарождения социально-психологических
явлений, которые возникли уже на заре
развития человечества, стали элементарные
формы коллективной жизни. Древние люди
пытались осознать, понять эти явления
и применяли их в обыденной жизни.
Например, в различных формах древних
религий шаманами и жрецами успешно
использовалась способность людей
заражаться массовым настроением толпы,
подчиняться внушающему воздействию
вождей, подражать друг другу. Коллективная
жизнь потребовала регуляции индивидуального
поведения, которое немецкие психологи
Г. Гибш и М. Форверг (Н. Hiebsch, M.Vorwerg) назвали
«социально-психологическим мышлением»,
то есть умением человека эффективно
общаться с другими людьми, успешно
уживаться с себе подобными. Оно постепенно
оформлялось с помощью табу, традиций,
ритуалов, обрядов и запретов, которые
передавались из поколения в поколение.

В
середине XIX в. социальная философия
делится на различные дисциплины,
создаются специализированные социальные
науки. В этом общем русле развития
гуманитарных наук естественно
сформировалась социальная психология,
питательной средой для которой послужили
социальная философия, социология,
психология, этнология и антропология.

Годом
оформления социальной психологии в
самостоятельную науку по предложению
Г. Олпорта в США считают 1908 г., хотя наука
родилась значительно раньше. Но именно
в 1908 г. одновременно в трех странах мира
три автора независимо друг от друга
опубликовали учебники по социальной
психологии. У двух учебников в заглавии
фигурировало словосочетание «социальная
психология». Однако большинство
американских социальных психологов
называют 1924 г. как историческую дату,
когда социальная психология впервые
получила статус независимой области
психологии. В этом году была опубликована
программная работа ФлойдаОлпорта
(F.Allport) «Социальная психология». По
сравнению с предшествующими книгами
она более близка к современному пониманию
науки. Ф. Олпорт (1890—1978) утверждал, что
социальное поведение является результатом
многих различных факторов, включая
присутствие других людей и определенные
их действия.

Социологическая,
психологическая и антропологическая
науки повлияли на создание социальной
психологии. В начале XX в. отчетливо
оформились две основные ветви социальной
психологии – психологическая и
социологическая. Особенно рельефно это
проявилось в США. Теоретические основы
и проблематика данных двух направлений
существенно различаются. На страницах
современных американских и европейских
учебников констатируется существование
двух социальных психологии как дань
давно сложившейся традиции.

В
конце 1970-х гг. исследование
социально-психологических проблем
приобрело новую форму. Главная тенденция
современной социальной психологии –
обращение к теме многообразия культур,
что привело к созданию кросс-культурной
психологии. Изучение и учет культурного
многообразия порождает ряд важных для
социальной психологии вопросов. Таким
образом, в настоящее время сложились
три социальные психологии: социологическая,
психологическая и кросс-культурная.

Своеобразие
социальной психологии заключается в
том, что обе «родительские» дисциплины
как бы продолжают претендовать на новую
дисциплину и включают ее в себя как
составную часть, невольно размывая
предметное содержание собственно
социальной психологии.

Какая же «граница»
отделяет социальную психологию от
психологии, с одной стороны, и от
социологии – с другой?

В сфере социологии
особенно
трудны разграничения, и само понятие
«границы» весьма условно. Можно сказать,
что по предмету различий часто обнаружить
не удается, они прослеживаются лишь при
помощи выделения специфических
аспектов исследования
,
специфического угла зрения на ту же
самую проблему. Социология интересуется
такими темами как социальные классы,
социальные структуры, социальные
институты. Главное различие состоит в
том, что социология в первую очередь
фокусируется не на психологии человека,
она имеет тенденцию к более широкому
объекту изучения – обществу в целом.
Цель социальной
психологии

– определить каковы психологические
особенности которые делают каждого
человека – безотносительно от его
социального класса и культуры –
восприимчивым к социальному влиянию.
Однако надо отметить, что и социология,
и социальная психология нередко
используют сходные методы исследования.

Относительно
«границы» между общей
психологией

и социальной психологией вопрос еще
более сложен. Смысл постановки проблемы
личности, в частности в отечественной
школе психологии, в том и заключается,
что личность с самого начала рассматривается
как «заданная» обществом. Пытаясь
найти объяснение социальному поведению,
психологи, занимающиеся психологией
личности, в первую очередь фокусируют
свое внимание на индивидуальных различиях
– аспектах личностных особенностей
человека, которые делают его отличным
от других людей. Однако социальные
психологи убеждены в том, что объяснение
человеческого поведения преимущественно
в терминах личностных факторов –
поверхностно, т.к. оно ведет к серьезной
недооценке той роли, которую играет
социальное влияние. Социальная психология
изучает психологию индивида, но
фокусируется на тех общих для всех людей
психологических процессах, которые
делают их восприимчивыми к социальному
влиянию.

В дискуссии о
«границах» социальной психологии можно
выделить четыре позиции: 1) социальная
психология есть часть социологии; 2)
социальная психология есть часть
психологии; 3) социальная психология
есть наука «на стыке» психологии
и социологии, причем сам «стык»
понимается двояко: а) социальная
психология отторгает определенную
часть психологии и определенную часть
социологии; б) она захватывает «ничью
землю» – область, не принадлежащую
ни к социологии, ни к психологии.

Все указанные
позиции можно свести к двум подходам:
интрадисциплинарному и интердисциплинарному.
Иными словами, место социальной психологии
можно стремиться отыскать внутри одной
из «родительских» дисциплин или
на границах между ними.

Социология

Социальная
психология

Психология
личности

Обеспечивает
основными законами и теориями об
обществах, а не об индивидах.

Изучает
психологические процессы, которые
являются общими для всех людей и делают
их восприимчивыми к социальному
влиянию

Изучает
характеристики, которые делают людей
уникальными и отличными один от
другого.

Таким образом,
сфера собственных интересов социальной
психологии просматривается довольно
четко, что и позволяет отграничить ее
как от проблем социологии, так и от
проблем общей психологии. Понимание
предмета социальной психологии и ее
статуса в системе наук зависит от
понимания предметов как психологии,
так и социологии.

Наличие
в социальной психологии различных
направлений, разнообразие
социально-психологических исследований
в разных странах мира постепенно привели
и к существенным методологическим
различиям (методоло́гия
– учение о системе понятий и их отношений,
— система базисных принципов, методов,
методик, способов и средств их реализации
в организации и построении научно-практической
деятельности людей)
.
В истории социальной психологии
российский психолог П. Н. Шихирев выделил
три основные научные парадигмы (Парадигма
– система основных научных достижений
(теорий, методов), по образцу которых
организуется исследовательская практика
ученых в конкретной области знаний в
данный период).

Парадигма
объяснения

сложилась в начале XX в. в американской
социальной психологии. Доминирование
бихевиористского (поведенческого)
направления в американской социальной
психологии способствовало формированию
парадигмы «объяснения».

В
американской социальной психологии
преобладает принцип методологического
индивидуализма: социально-психологические
проблемы изучаются сквозь призму
психологии отдельного индивида. Главным
методом изучения является лабораторный
эксперимент. Экспериментальное
исследование составляет основание для
поиска и объяснения закономерностей
психики человека. Полученные в эксперименте
результаты подвергаются математическому
и статистическому анализу

В
целом парадигма направлена на объяснение
причин возникновения социально-психологических
явлений и практическое применение
социально-психологических знаний.

Однако
в 60-е гг. XX в. в американской социальной
психологии многие из основополагающих
представлений о человеческом поведении
были пересмотрены. Преувеличенная
значимость личностных черт и диспозиций
была подвергнута сомнению. Психологи
признали важность ситуационных факторов
и сосредоточили свое внимание на проблеме
влияния людей друг на друга.

Приведем
несколько примеров того, как современными
американскими учеными формулируется
предмет социальной психологии:

«Социальная
психология исследует, как предполагаемое,
действительное или воображаемое
присутствие других людей влияет на
мысли, поступки и чувства индивида» (Г.
Олпорт).

«Социальная
психология – это наука, изучающая, как
люди думают, чувствуют и ведут себя,
находясь под влиянием реального или
воображаемого присутствия других людей»
(Э. Аронсон).

«Социальная
психология – это наука, которая изучает
то, что люди думают друг о друге, как они
влияют друг на друга и как относятся
друг к другу» (Майерс).

«Социальная
психология – отрасль психологии, которая
сосредоточивает свое внимание на
социальном поведении: она изучает то,
как люди влияют друг на друга и что они
думают о других» (Бэрон, Бирн, Джонсон).

Таким
образом, предметом
современной американской социальной
психологии является общественное
поведение человека и то влияние, которое
он оказывает на других в процессе
взаимодействия с ними.

Парадигма
понимания

сложилась в западноевропейской социальной
психологии. Главное отличие парадигмы
«понимания» от парадигмы «объяснения»
состоит в признании специфики человека
и общества как разных, но взаимосвязанных
объектов познания. Основная модель
человека – «homosimbolikus» – человек образующий
и интерпретирующий смыслы с помощью
символов (знаков). Человек формируется
обществом через культуру и одновременно
является ее активным творцом. Культура
создается в общении. Область исследования
социальной психологии – это группы и
индивиды, которые конструируют свою
реальность, управляют друг другом.

Примеры
различных определений предмета социальной
психологии западноевропейскими учеными:

«Социальная
психология – это наука о социальных
представлениях, которые объединяют
индивидов, заряжают их энергией и придают
смысл существованию общества» (Московиси).

«Социальная
психология есть наука о поведении, если
при этом подразумевается, что она
занимается весьма специфическим типом
поведения – символическим» (Московиси).

«Социальная
психология – это наука о социальном
поведении, которое зависит от социального
контекста» (Тэджфел).

Главным
предметом
социальной психологии являются отношения
между субъектами социального процесса
и отражение этих отношений в индивидуальном
и коллективном сознании, например
коллективные представления.

Парадигма
преобразования

постепенно складывается в российской
науке.

Отечественная
социальная психология выдвигает
следующую методологическую идею: для
того, чтобы объяснить какое-либо
социально-психологическое явление, а
соответственно и понять его, надо
попытаться его изменить, преобразовать.

Изучение
психики человека проводится в процессе
его деятельности. Поэтому в как правило
исследуются реальные организации,
группы, фирмы, предприятия. Практическая
направленность исследований доминирует
над теоретической. Существует определенная
зависимость социальной психологии от
доминирующих в обществе социальных
теорий и идеологии. Для отечественной
парадигмы характерно недостаточное
использование эксперимента при проведении
социально-психологических и
этнопсихологических исследований,
ориентация на психологические тесты,
опросники, интервью.

Специфические
черты данной парадигмы выражаются в
терминах социальной психологии,
основанных на базовых категориях
философии: «деятельность», «общение»,
«общественные отношения», «общественное
сознание».

Приведем
примеры определения социальной психологии
ведущими отечественными учеными:

«Социальная
психология изучает закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные их включением в социальные
группы, а также психологические
характеристики самих этих групп»
(Андреева).

«Социальная
психология – это наука, изучающая
закономерности психической жизнедеятельности
человека в социуме, в общении и
взаимодействии его с другими людьми»
(Парыгин).

«Социальная
психология – это наука, которая изучает
закономерности познания людьми друг
друга, их взаимоотношений и взаимовлияний»
(Свенцицкий).

Из
приведенных определений видно, что в
отечественной социальной психологии
до сих пор отсутствует согласие
относительно ее предмета. Дискуссия о
предмете социальной психологии не
закончена до сих пор.

Современные
представления о предмете
социальной психологии являются
чрезвычайно дифференцированными, т. е
отличающимися друг от друга, что
характерно для большинства пограничных,
смежных отраслей науки, к которым
относится и социальная психология. Она
изучает следующие явления

1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
учебные и трудовые группы и т д.) и в
целом в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, правовых и др.). Наиболее
часто изучаются такие проявления
личности в группах, как общительность,
агрессивность, совместимость с другими
людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен
взаимодействия между людьми, в частности,
феномен общения, например: супружеского,
детско-родительского, педагогического,
управленческого, психотерапевтического
и многих других его видов Взаимодействие
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым

3. Психологические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду Наибольший интерес социальных
психологов вызывают исследования
социально-психологического климата
группы и конфликтных отношении (групповых
состояний), лидерства и групповых
действий (групповых процессов),
сплоченности, сработанности и конфликтности
(групповых свойств) и др.

4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, ликование, апатия, страхи и
т. д.

Социальное
взаимодействие людей, как объект
социальной психологии. Объединяя
различные подходы к пониманию предмета
социальной психологии, можно дать
следующее его определение: социальная
психология изучает психологические
явления (процессы, состояния и свойства),
характеризующие индивида и группу как
субъектов социального взаимодействия.

Структура (или
строение, состав) социальной психологии

в каждый исторический период ее развития
есть результат взаимодействия двух
противоположных, но тесно связанных
процессов а) дифференциации, т е.
разделения, дробления социальной
психологии на составные ее части,
разделы; б) интеграции ее с другими и не
только психологическими отраслями
науки, причем интеграции социальной
психологии как в целом, так и отдельными
составляющими ее частями.

Процессы разделения
(дифференциации) социальной психологии
происходят по многим основаниям, однако
уже оформилось несколько главных
направлений.

1. Ведущая ориентация
на различные (теоретический, эмпирический,
в частности, экспериментальный и
практический) методы анализа
социально-психологических явлений
порождает, соответственно, теоретическую,
эмпирическую (включая экспериментальную)
и практическую социальную психологию.
Эти взаимосвязанные части по-разному
реализуют основные функции социальной
психологии как науки описательную,
объяснительную, прогностическую и
функцию воздействия.

2. В результате
изучения различных видов жизнедеятельности
человека и его общностей сложились
соответствующие им отрасли социальной
психологии: психология труда, общения,
социального познания и творчества,
игры. В свою очередь, в социальной
психологии труда сформировались отрасли,
изучающие отдельные виды трудовой
деятельности: управление, руководство,
предпринимательство, инженерный труд
и т д

3. В соответствии
с приложением социально-психологических
знаний в различных сферах общественной
жизни социальная психология традиционно
дифференцируется на следующие ее
практические отрасли: промышленная,
сельского хозяйства, торговли, образования,
науки, политики, массовых коммуникаций,
спорта, искусства В настоящее время
интенсивно формируются социальная
психология экономики, рекламы, культуры,
досуга и др

4. В соответствии
с основными объектами исследования
современная социальная психология
дифференцировалась на такие разделы,
как

  • социальная
    психология личности,

  • психология
    межличностного взаимодействия (общения
    и отношений),

  • психология малых
    групп,

  • психология
    межгруппового взаимодействия,

  • психология больших
    социальных групп и массовых явлений

В социальной
психологии чрезвычайно медленно
формируется такой раздел, который можно
было бы назвать «психологией общества»,
еще одного качественно специфического
объекта изучения. В настоящее время в
исследовании общества социальная
психология по сравнению с социологией
не имеет специфики в методах его изучения
— это главное обстоятельство, затрудняющее
формирование такого раздела в социальной
психологии

Структуру современной
социальной психологии невозможно
понять, не рассмотрев процессы ее
интеграции в системе других наук. Как
минимум, выделяются два основных контура
интеграции: внешний и внутренний.

Внешний
психологический контур интеграции
относится
к ее объединению с многочисленными
психологическими отраслями, на стыке
с которыми возникли относительно
самостоятельные подотрасли — части
социальной психологии. Например,
социальная психология личности
сформировалась как результат интеграции
социальной психологии с психологией
личности, а социальная психология труда
— социальной психологии с психологией
труда и т д. Можно констатировать, что
в итоге такой интеграции к концу 90-х
годов XX
века уже оформилось порядка 10 подотраслей
социальной психологии. Процесс интеграции
социальной психологии с другими
психологическими отраслями интенсивно
продолжается: в настоящее время
формируется социально-экономическая,
социально-экологическая, социально-историческая
и другие подотрасли социальной психологии.

Внутренний
социально-психологический контур
интеграции
относится
к развитию самой социальной психологии
и проявляется в процессах объединения
разделяющихся составных частей социальной
психологии.

Во-первых, внутренняя
интеграция касается одновременного
применения теоретического, эмпирического
и практического методов анализа
социально-психологических явлений, что
неизбежно порождает комплексные типы
исследований в социальной психологии,
например теоретико-экспериментальные,
экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко
проявляется в одновременном изучении
различных взаимосвязанных объектов
социальной психологии, например: личности
и малых трудовых групп (бригад)
в организации, малых групп в больших
социальных группах, личности (например,
лидера) в большой социальной группе
(например, партии или общественном
движении) и т. д.

В-третьих, наиболее
очевидным направлением внутренней
интеграции является объединение тех
частей социальной психологии, которые
дифференцировались по видам
жизнедеятельности людей и сферам
общественной жизни. В результате возникло
множество интересных, а главное, полезных
научно-практических направлений, таких
как психология руководства педагогическим
коллективом (на стыке социальной
психологии управления и образования
ведутся исследования под руководством
Р. X
Шакурова), социальная психология
творчества инженеров (Э С Чугунова и
др.), психология руководства научным
коллективом (А. Г. Аллахвердян и лр.),
психология социального познания в
процессах труда и общения (О. Г. Кукосян
и др.) и т. д.

В настоящее время
процесс структурирования социальной
психологии явно не завершен, и мы
регулярно становимся свидетелями
закономерного рождения новых составных
ее частей

studfile.net

Социальная психология

Определение 1

Социальная психология является отраслью психологии, которая изучает основные закономерности и специфические особенности поведения, деятельности людей в результате социального взаимодействия.

История развития

Социальная психология начинает формироваться во второй половине $XIX$ века, как симбиоз психологии и социологии. Изначально социально-психологические идеи зарождались в рамках таких наук как философия, социология, антропология, этнография и языкознание. Отдельные социально-психологические идеи встречались в работах Платона, Аристотеля, философов-материалистов, утопистов, далее у Фейербаха и Гегеля.

Представителями социальной эмпирической психологии в Европе являлись: Тард – французский юрист, Лсбон – французский социолог, английский психолог Мак-Дугалл. Данные ученые пытались объяснить социальное общественное развитие отдельными психическими свойствами личности человека. При этом Тард объяснял подражательностью, Лебон, в свою очередь, психическим заражением, а англичанин Мак-Дугалл — инстинктами.

Согласно концепции Тарда, развитие общества определяется межличностным влиянием, в частности подражанием и обычаями. В результате подражания формируются общественные нормы, ценности. Принимая их, человек приспосабливается к условиям общественной жизни. Невозможность достижения идеала рождает конфликтность в рамках социального взаимодействия. Тард первым объяснил психологию толпы как фактор подавления индивидуальности. На основе идей Тарда стали классифицировать наследственность на естественную и социальную.

Социолог Лебон разработал теорию эмоциональности социальных процессов и ввел понятие психического заражения.

Основатель французской школы социологии Дюркгейм основным объяснительным принципом человеческого поведения считал феномен «коллективных представлений». Именно они формируют, по его мнению, видение мира отдельным индивидуумом. Поведение

spravochnick.ru

психология социальная — это… Что такое психология социальная?

— отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп. Рассматривает закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп. Одна из ведущих ветвей психологии.

Основные проблемы психологии социальной таковы:

1) закономерности общения и взаимодействия людей;

2) деятельность больших (нации, классы) и малых групп социальных;

3) социализация личности;

4) развитие установок социальных.

Началом существования психологии социальной как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых упоминалась психология социальная. После первой мировой войны в западных странах велись разработки комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и прочем, а также общих методологических принципов построения психологии социальной как науки экспериментальной.

Как самостоятельный раздел психология социальная выделилась к середине XX в. Она стремится понять и объяснить, почему некая форма поведения вызывается тем, а не иным аспектом среды социальной. В числе прочего она изучает тот факт, что большая часть социальных восприятий сильнее зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой ситуации.


Пытается показать, каким образом чувства и мысли формируются в результате взаимных влияний людей.

Это направление нельзя назвать собственно школой — оно охватывает многообразные исследования, уточняющие, как формируются отношения, устанавливаются связи, происходят социальные изменения, возникает лидерство — или конформизм и подчинение авторитету.

Психология социальная выработала целый ряд собственных методов, для применения коих нередко требуется немалая изобретательность.

Психология социальная как наука содержит следующие основные разделы:

1) психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей — в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

2) психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных — как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

3) психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

4) практические приложения.

В отечественной психологии социальной рассмотрение всех этих проблем производится на базе принципа деятельности (см. подход деятельностный), что означает исследование социально-психологических явлений в реальных группах социальных, объединенных деятельностью совместной, при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов. Это позволяет понять каждую группу как единицу во всей совокупности отношений общественных и вскрыть механизмы развития группы, превращения ее из группы диффузной в коллектив.

Западная психология социальная (прежде всего в США) сделала чрезмерный акцент на группе малой. Это привело к недооценке теоретических, мировоззренческих аспектов, игнорированию реальных социальных проблем, утрате «контекста социального».

С позиций материализма, в произведениях его классиков содержатся принципиальные исходные положения и основания психологии социальной, касающиеся природы общественных отношений, соотношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и пр. Воплощение этих принципов в реальную практику исследований способствовало развитию отечественной психологии социальной. Большую роль в этом сыграли успехи, достигнутые в области психологии общей, что позволило отечественной психологии социальной опереться на фундамент таких принципов, как принцип единства сознания и деятельности и пр.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

psychology.academic.ru

1. Социальная психология как наука

1.1. Основные понятия социальной психологии

Социальная
психология

– наука, изучающая закономерности
возникновения и функционирования
психологических явлений, существование
которых обусловлено взаимодействием
людей в обществе и их включенностью в
различные социальные группы, а также
психологические характеристики самих
этих групп [3].

Структура социальной
психологии, то есть система ее категорий,
окончательно еще не установлена. Однако
анализ литературы позволяет выделить
следующие совокупности социально-психологических
понятий [25]:

1. предмет и методы
социальной психологии;

2. личность и
общество, социализация личности;

3. общее понятие
социальных общностей и социальных
групп, классификация социальных групп;

4. структура и
социально-психологическая организация
социальной группы;

5. общение и
межличностные отношения в социальной
группе (социальная связь), психология
коллектива как высшей формы социальной
общности;

6. психология
больших социальных групп; массовидные
социальные явления – общественные и
групповые потребности, чувства, воля,
общественное и групповое сознание;

7. психология
коммуникации и массовых средств
коммуникации;

8. управление
социально-психологическими процессами.

Современные
представления о предмете социальной
психологии являются чрезвычайно
дифференцированными, то есть отличающимися
друг от друга, что характерно для
большинства пограничных, смежных
отраслей науки, к которым относится и
социальная психология. Существует
четыре точки зрения, лежащие в основе
рассмотрения предмета социальной
психологии различными авторами [3,8]:

1. Психологические
процессы, состояния и свойства индивида,
которые проявляются в результате его
включения в отношения с другими людьми,
в различные социальные группы (семью,
различные коллективы и т. д.) и в целом
в систему социальных отношений
(экономических, политических,
управленческих, и др.).

2. Феномен
взаимодействия между людьми, которое
может быть не только межличностным, но
и между личностью и группой, а также
межгрупповым.

3. Психические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных
образований, отличающихся друг от друга,
и не сводимых к какому бы то ни было
индивиду.

4. Массовые
психические явления, такие как: поведение
толпы, паника, слухи, мода, массовые
энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом,
объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии можно
дать следующее его определение: предметом
социальной психологии являются факты,
закономерности и механизмы поведения,
общения и деятельности личностей и
групп, связанные с их включенностью в
социальные общности [24].

Объектом
социальной психологии являются конкретные
социальные общности (группы людей) или
отдельные их представители (личности).
В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе (система отношений), взаимодействие
в системе «личность-личность»
(родитель-ребенок, руководитель-исполнитель,
психолог-клиент и т. д.), малая группа
(семья, школьный класс, трудовая бригада,
группа друзей и т. п.), взаимодействие в
системе «личность-группа» (лидер-ведомые,
руководитель-трудовой коллектив,
командир-взвод и т.п.), взаимодействие
в системе «группа-группа» (соревнование
команд, групповые переговоры, межгрупповые
конфликты и т. д.), большая социальная
группа (этнос, партия, социальный слой,
территориальная группа и т. п.) [24].

Наиболее полно
объекты социальной психологии, включая
и те, которые еще недостаточно изучены,
можно представить в виде следующей
схемы (рис. 1)

Взаимодействие

studfile.net

Социальная психология личности: интересные факты

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня будем говорить о таком направлении, как социальная психология личности. Разберем, что это такое, зачем нужно изучать эту науку и как она может помогать нам решать повседневные проблемы.

Объекты социально-психологического исследования

Отрасль психологии, которая занимается изучением поведения разных групп людей, а также отдельных индивидуумов по отношению к этим группам называется социальной психологией личности.

Социальная психология изучает следующие объекты:

  • психический склад индивидуума;
  • историческая детерминация личности в обществе;
  • формирование духовной составляющей человека;
  • мотивация поведения в разнообразных психологически-социальных ситуациях;
  • этичные и моральные особенности личности;
  • социально-психологические черты индивидуума;
  • ролевые процессы;
  • ценности и ориентации;
  • самовоспитание;
  • жизненная позиция;
  • законы появления социальной активности, внутренние противоречия и способы их ликвидации.

Теории личности в социальной психологии

На сегодняшний день в психологии личности нет единой теории, которая устраивала бы всех исследователей и отвечала бы на все поставленные вопросы о формировании поведенческих моделей индивидуума.

Самые распространенные теории:

  • Психодинамическая. Она основана на работах Зигмунда Фрейда. Согласно ей, полностью отрицается такое понятие, как сила воли. Следовательно, все желания и действия человека основаны на агрессивных или сексуальных желаниях.
  • Гуманистическая. Необходимость в актуализации самого себя – основа в развитии каждого человека. Все люди на протяжении жизни пытаются доказать собственную значимость и важность своей деятельности для общества. Целями жизни являются познание себя, собственного потенциала и его реализация.
  • Аналитическая. Юнг полагал, что поведение человека предопределяют врожденные факторы, которые он наследует от своих родителей. Согласно этой теории, подсознание играет главную роль в поведенческих моделях человека, а сновидения, культура и искусство дают возможность их раскрыть.
  • Поведенческая. Если кратко описать бихевиоризм, то личность является продуктом учения, а генетическая и психологическая составляющие не играют существенной роли. Окружение – единственный фактор, влияющий на развитие человека.
  • Когнитивная. В основе лежат эгоистические наклонности человека. Социум – источник развития, а желания поминать прошлое и быть осведомленным по поводу своего будущего являются движущей силой.
  • Действующая. Человек является сознательным субъектом, выполняющим определенную социальную роль и являющимся элементом общества.
  • Диспозициональная. Индивидуум – это сложное сочетание социальных и генетических элементов, являющихся факторами его развития.

Каждая из этих теорий имеет место быть. Но ни одна из них не дает точной характеристики поведения личности в социуме. Любая группа противопоставляется человеку, следовательно, не давая возможности проводить исследования. Проблему необходимо рассматривать комплексно, так как некорректно противопоставлять одну личность группе людей.

Зачем нужно изучать социальную психологию?

Множество исследований, проведенных в этом направлении, дали возможность определить целый ряд изменений, которые потерпел человек по причине нахождения в социуме:

  • потеря собственного мнения;
  • излишняя боязнь обращать на себя внимание или социофобия;
  • снижение самооценки;
  • перекладывание ответственности;
  • давление окружающих;
  • перенимание эмоций других;
  • низкий уровень самосознания;
  • групповая поляризация.

Наше поведение в одиночестве и при других людях или группах сильно отличается. Мы просто не можем вести себя в социуме без предварительного взвешивания тех или иных поступков и моделирования возможных последствий.

Чему вы научитесь?

Подробно изучая психологию личности, вы научитесь:

  • находить общий язык с разными людьми;
  • находить пути оптимального выхода из конфликтных ситуаций;
  • убеждать других;
  • заводить друзей и поддерживать дружбу;
  • различать эмоционально незрелых людей и ограждать себя от них;
  • совершенствовать свою психологическую осведомленность;
  • исследовать себя изнутри, находить свои таланты и видеть себя в будущем;
  • не занижать свою самооценку в коллективе;
  • не бояться вести за собой людей;
  • принимать ответственность в любой ситуации;
  • помогать тем, кто нуждается в психологической помощи.

Ситуация, когда по причине недоговорок и боязни пересудов обидчик не был выведен на чистую воду, встречается не так уж и редко. А вспомните хотя бы школу… Наверное, среди ваших знакомых был мальчик или девочка, которые не пользовались популярностью в классе, хотя заслуживали этого намного больше, чем другие ученики. Где, думаете вы, был корень этой проблемы?

Конечно, в самом мальчике или девочке, которые не могли с достоинством отстоять свою точку зрения, высказаться. И причин этому могло быть множество: зажатость, излишняя скромность, боязнь обращать на себя внимание, заниженная самооценка и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что социальная психология личности дает исчерпывающие ответы на эти и множество других вопросов. Также показывает инструменты изучения себя и своего поведения в разных группах: семья, друзья, одноклассники, коллеги. Это всегда интересно и полезно. Регулярно возвращаясь к психологии, вы научитесь заранее моделировать оптимальное для себя поведение в той или иной ситуации.

Заключение

Рекомендую также, прочитать статью о чувствах человека с точки зрения психологии.

Всего хорошего, дорогие читатели! Надеюсь, вы получили новую информацию, и теперь будете периодически уделять время социальной психологии личности. До встречи за новыми беседами!

qvilon.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *