Безумие википедия – безумие — Викисловарь

БЕЗУМИЕ — это… Что такое БЕЗУМИЕ?

  • безумие — Сумасшествие, помешательство, мания. См. глупость… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. безумие безумность, безумство, помешательство, психоз, сумасшествие, отемнение ума,… …   Словарь синонимов

  • БЕЗУМИЕ — понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги Фуко ‘История безумия в классическую эпоху’ (1961). Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление… …   История Философии: Энциклопедия

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, безумство ср. отсутствие, недостаток, бедность ума; малоумие, сумасшествие, помешательство; тупость, глупость; сумасбродство, шаль, дурь; нерассудительность, безрассудство. Безумный, сиб. безумленный, малоумный, помешанный; безумный… …   Толковый словарь Даля

  • Безумие — см. Болезнь …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, безумия, мн. нет, ср. 1. Безрассудство, безрассудный поступок. С его стороны было безумием принимать такие условия. Любить до безумия. 2. Сумасшествие (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • безумие — БЕЗУМИЕ, я, ср. 1. То же, что сумасшествие (устар.). 2. Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. Любить до безумия (очень сильно). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • БЕЗУМИЕ — «БЕЗУМИЕ», СССР, Таллинфильм, 1968, ч/б, 79 мин. Драматическая притча. Конец второй мировой войны. В загородном доме для умалишенных эсэсовцы готовятся к операции по уничтожению пациентов. Но главврач, зная о приближении советских войск,… …   Энциклопедия кино

  • безумие — голое (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • БЕЗУМИЕ — БЕЗУМИЕ, термин дореволюционного законодательства, означающий врожденную или отмеченную с самого младенчества душевную болезнь, в отличие от сумасшествия, обнимающего собой все остальные формы псих, расстройства. Впервые выражение Б. встречается… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Безумие —  Безумие  ♦ Folie    «Безумец утратил все, – отмечал один психиатр, – кроме разума». Но разум безумца работает впустую – он сошел с рельс реальной действительности. Скажем, параноидальный бред может служить образцом последовательности (не… …   Философский словарь Спонвиля

  • dic.academic.ru

    Безумие-13 — Википедия. Что такое Безумие-13

    «Безу́мие-13» (англ. Dementia 13) — американский художественный фильм в жанре триллера, выпущенный в 1963 году компанией American International Pictures (в США). Режиссёром и сценаристом картины выступил Фрэнсис Форд Коппола, продюсером — Роджер Корман. Хотя Коппола и был причастен к двум проектам до «Безумия-13», этот фильм считается его дебютной режиссёрской работой.

    Сюжет

    События фильма разворачиваются внутри аристократического семейства Хэлоран.
    Действие начинается с того, что Джон Хэлоран (Питер Рид) вместе с женой Луизой (Луана Андерс) устраивают ночную прогулку на лодке. Джону скоро предстоит ежегодная поездка на своеобразный семейный ритуал — ежегодные похороны его сестры Кэтлин (Барбара Даулин), утонувшей из-за несчастного случая несколько лет назад.

    С первых минут становится ясно, что отношения между супругами далеки от совершенства. Луиза уговаривает Джона, чтобы тот повлиял на его не вполне психически здоровую мать, леди Хэлоран (Этна Данн), которая собирается оставить своих детей без наследства, передав деньги на благотворительность. Но Джону все равно — он знает, что серьёзно болен и может в любой момент умереть от разрыва сердца. Укорив меркантильную жену, Джон бросает весла и падает на дно лодки, мучимый сердечным приступом. На беду Луизы он забыл захватить с собой лекарства, и до берега уже довольно далеко. Джон умирает. Луиза избавляется от трупа. Теперь задачу по внесению изменений в завещание она должна решать сама. Без Джона она не может рассчитывать на долю наследства, так что ей приходится придумать способ, который поможет убедить членов семьи в том, что мужа срочно отозвали в Нью-Йорк по делам фирмы.

    Отправив письмо с извинениями по поводу отсутствия от имени Джона, Луиза сама приезжает в его родовое поместье Касл Хэлоран, где её встречают братья Джона Билли (Барт Паттон) и Ричард (Уильям Кэмпбелл) и их мать.

    Луиза собирает информацию о ежегодном поминальном ритуале и событиях, предшествовавших ему, для того, чтобы найти ключи к сердцу матери семейства. Она убеждает леди Хэлоран в том, что имеет связь с потусторонним миром; это позволяет ей регулярно общаться с утонувшей Кэтлин. Однако в планы Луизы вмешивается психопат, орудующий топором в окрестностях поместья и рубящий головы домочадцев. Он рьяно защищает светлую память безвременно ушедшей Кэтлин, и первой жертвой становится именно Луиза.
    После исчезновения Луизы Хэлораны просят о помощи друга семьи, доктора Джастина Калеба (Патрик Маджи), который должен разрешить эту загадку.

    В ролях

    Съёмочная группа

    • Чарльз Ханауолт — главный оператор
    • Альберт Локателли — художник-постановщик
    • Ричард Далтон — ассистент режиссёра
    • Элеанор Нил — декоратор
    • Джон Викарио — оператор
    • Лайам Саурэн, Джозеф Гросс — звук
    • Пол Джулиан — титры
    • Эдвард Делэйни — скульптура
    • Майкл Пурцелл, Патрик Брэйди, Патрик Дойл, Джордж Брэйди — техперсонал
    • Майкл Вайнс — помощник осветителя
    • Аймонн Кэллиан — ассистент видеорежиссёра
    • Мэрианн Вуд — младший продюсер
    • Вильям Джозеф Брайан  — технический консультант
    • Морт Тубор, Стюарт О’Брайан — редакторы
    • Джэк Хилл — режиссёр-постановщик 2 съёмочной группы
    • Рональд Штайн — музыка
    • Роджер Корман — продюсер
    • Фрэнсис Коппола — режиссёр-постановщик

    Снято на студии Ardmond Studios, Брэй, Ирландия.

    Благодарности

    • Аэр Лингус (Aer Lingus)
    • Ирландским международным авиалиниям
    • Пивоварням Гиннесс, Дублин

    Интересные факты

    • Первоначально фильм должен был называться просто «Безумие» (англ. Dementia). Число «13» было добавлено к названию, когда выяснилось, что уже существует фильм «Безумие» 1955 года.
    • Фильм принимал участие в просмотре первого по счёту кинофестиваля Sundance Film Festival в 1985 году.

    Ссылки

    wiki.sc

    Безумие (фильм, 2005) — Википедия. Что такое Безумие (фильм, 2005)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Безумие
    Asylum
    Жанр драма,
    мелодрама,
    триллер
    Режиссёр Дэвид Маккензи
    Продюсер Дэвид Э. Аллен,
    Мэйс Нойфельд,
    Лори Борг
    Автор
    сценария
    Патрик Марбер[en],
    Крисанти Балис
    В главных
    ролях
    Наташа Ричардсон,
    Мартон Чокаш
    Оператор Джиллз Натгенс
    Композитор Марк Манчина
    Кинокомпания Paramount Classics,
    Seven Arts Pictures,
    Samson Films,
    Mace Neufeld Productions,
    Zephyr Films
    Длительность 99 мин.
    Сборы $1268960[1]
    Страна Великобритания Великобритания,
    Ирландия
    Язык английский
    Год 2005
    IMDb ID 0348505
    Официальный сайт

    «Безумие» (англ. Asylum) — мелодраматический триллер шотландского режиссёра Дэвида Маккензи по роману британского писателя Патрика Макграта «Приют»[2]. Премьера картины состоялась 11 февраля 2005 года в рамках конкурсной программы Берлинского кинофестиваля[3]. Фильм получил рейтинг R.

    Сюжет

    Психиатр Макс Рафаэл получает место в клинике для душевнобольных и вместе с семьёй он переезжает на новое место. Его супруга Стелла влюбляется в Эдгара Старка — одного из пациентов лечебницы — талантливого скульптора, убившего из ревности свою жену. Бурные страстные отношения переходят в одержимость, любовники не могут жить друг без друга. Когда Эдгар сбегает из клиники, Стелла продолжает встречаться с ним и однажды уходит от мужа и сына к любовнику.

    Через некоторое время беглянку обнаруживают и возвращают мужу, которому приходится переехать в Уэльс. Находясь вдали от Эдгара, Стелла старается не думать о своём любовнике, а посвятить себя воспитанию сына. Однако Старк находит её и приезжает в Уэльс, где его схватывают полицейские и возвращают в клинику. Поняв, что её вновь разлучили с возлюбленным, Стелла отстраняется от внешнего мира, что приводит к гибели её сына.

    Макс отправляет жену в лечебницу, где содержится и Старк. Доктор Питер Клив, влюблённый в Стеллу, предлагает ей сожительство в обмен на прекращение лечения. Бывшая миссис Рафаэл соглашается, но после того, как её надежды увидеть Эдгара на балу разрушились, она совершает самоубийство.

    В ролях

    Награды и номинации

    Примечания

    Ссылки

    wiki.sc

    Ответы@Mail.Ru: Что такое безумие?

    это когда я ржу а ты плачешь а не знаем почему

    Когда им руководят другие.

    Когда человек идет на поводу у чувств и забывает об уме.

    Это сумасшествие

    Отход от традиционного образа жизни, нравов, поведения.

    Когда ты пытаешься захватить американский авианосец и потребовать выкуп

    это когда прыгаешь с 4 этажа, затем ещё раз, пока не сдохнешь

    Отсутствие ума или ум в таком состоянии что неспособен выполнять свою основную функцию, а именно ставить и решать задачи связанные с выживанием индивида.

    Поведение не соответствующее ведическим предписаниям, несоблюдение ведических наставлений.
    Безумие = невежество
    Самый распространенный вид безумия в наше время это гедонизм.

    БЕЗУМИЕ это то что происходит сейчас со мной! Хочется кричать а я сижу в сети и в полной тишине печатаю безмолвные буквы которые нисколько не отображают моего настоящего состояния. .

    А как НАПИСАТЬ КРИК?!

    Это когда играешь в фар край три и раз за разом не можешь пройти долбаную мисию, ибо рак.

    Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту хрень, я, бум, убил его. Смысл в том, окей, он был прав. И тогда я стал видеть это везде. Везде, куда ни глянь — эти болваны. Куда ни глянь, делают точно одно и то же, снова и снова, и снова и снова. И думают: «Сейчас все изменится. Не-не-не, прошу. Сейчас все будет иначе». Прости. Мне не нравится как… ты на меня смотришь! Окей? Думаешь, у меня проблемы с головой? Думаешь, лапшу тебе на уши вешаю? Пошел ты! Окей? Пошел нахуй! Все в порядке. Я успокоюсь, братец, успокоюсь. Смысл в том…, ладно. Смысл в том, что я тебя убил. Уже. И дело не в том, что я ебнутый, усек? Это как вода под мостом. Я уже говорил тебе, что такое безумие…

    touch.otvet.mail.ru

    Ответы@Mail.Ru: Что такое БезУмие?

    Бывают люди такого сорта, которые читают писания, повторяют имя Будды, каются утром, а вечером во весь рот злословят и очерняют других людей. На следующее утро они снова поклоняются Будде и снова раскаиваются, и так постоянно. Годами, до скончания жизни, они совершают этот ежедневный ритуальный круг — вот крайнее безумие.

    у меня безумие наступает после суток безвылазного сидения дома )))

    Эт когда поведение сравнимо с насекомым и внешний вид не далеко ушёл.

    Потеря контроля над собой, совершая недостойные поступки.

    Очень интересное эмоциональное
    и трудно управляемое состояние.

    Безумие — это невозможность передать другим своё восприятие.. .

    П. С. — безумие — это отсутствие ума, я бы сказал разума, видимо подразумевается сумашествие? не так ли?

    Тогда безУмие — это полная неконтролированность своих поступков…

    когда человек не знает на что идет.

    Когда действия или бездействия производятся не считаясь с разумом, без оценки последствий.

    Безумие — повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на изменение

    Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение.

    Говоря научным языком «Безумие — это безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении. » Но если бы я вам объясняла то сказала бы что безумие сейчас в это время это один из способов отвлечься от реальности, той которая разрушает человека, как смерть, потеря, горе, печаль, смысл, разбитое сердце… Можно было бы даже сказать что это своеобразный наркотик, который употребляет все больше и больше людей

    Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту хрень, я, бум, убил его. Смысл в том, окей, он был прав. И тогда я стал видеть это везде. Везде, куда ни глянь — эти болваны. Куда ни глянь, делают точно одно и то же, снова и снова, и снова и снова. И думают: «Сейчас все изменится. Не-не-не, прошу. Сейчас все будет иначе». Прости. Мне не нравится как… ты на меня смотришь! Окей? Думаешь, у меня проблемы с головой? Думаешь, лапшу тебе на уши вешаю? Пошел ты! Окей? Пошел нахуй! Все в порядке. Я успокоюсь, братец, успокоюсь. Смысл в том…, ладно. Смысл в том, что я тебя убил. Уже. И дело не в том, что я ебнутый, усек? Это как вода под мостом. Я уже говорил тебе, что такое безумие… — Ваас Монтенегро

    Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие.

    О­ль­га, с­па­си­б­о, чт­о по­с­о­в­етов­ал­а <a rel=»nofollow» href=»https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&amp;st.cmd=logExternal&amp;st.link=http://mail.yandex.ru/r?url=http://fond2019.ru/&amp;https://mail.ru &amp;st.name=externalLinkRedirect&amp;st» target=»_blank»>fond2019.ru</a> Вы­пл­а­т­и­л­и 28 т­ы­с­яч за 20 м­и­нут к­а­к т­ы и н­ап­исала. Ж­аль ч­т­о р­а­н­ьше н­е знал­а пр­о так­и­е ф­онды, на р­а­б­о­т­у б­ы х­од­ит­ь не п­р­иш­лось:)

    touch.otvet.mail.ru

    Отель Безумие — Википедия. Что такое Отель Безумие

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Отель Безумие» — московская рок-группа, созданная в мае 1989 года Андреем Манухиным (выступает под псевдонимом J.). Изначально собранная для игры на танцах обработок песен групп Creedence Clearwater Revival, The Doors и Элвиса Пресли, затем обратилась к собственному материалу. Пройдя через бард-фолк, фолк-рок, блюз-рок и снова фолк-рок, группа сместилась на территорию альт-кантри, где и пребывает сейчас.

    Помимо участия в многочисленных фестивалях начиная с 1992 года, «Отель Безумие» регулярно даёт концерты с российскими и зарубежными группами, а на выступление, посвященное 30-летию J., собралось более 400 человек.
    За время существования проекта J. играл также с многими другими группами, среди которых «Умка и Броневик» и «Башня Rowan», издавал журнал «Неформат», создал сайты Ольги Арефьевой[1], «Умки»[2] и других музыкантов. С 2011 года является ведущим авторских программ «Вполголоса»[3] и «Невод»[4] на FolkRadio.Ru.

    Название

    Название составлено из двух слов, связанных с любимой участниками музыкой (как у Pink Floyd): «Отель» — от названия песни «Отель Калифорния» The Eagles, «Безумие» — от названия группы Madness. В раннем периоде существовало написание «Отель „Безумие“», затем кавычки были опущены.
    Английский вариант названия — «Hotel Mindlessness», сформулирован в 1993 году. Слово «mindlessness» было взято, чтобы отличаться от исходного «madness», и образовано по принципу нагромождения суффиксов, характерного для советской методики преподавания английского языка (типа «nonbrightlessness»). В отличие от «madness», безумия активного, «mindlessness» обозначает беззаботность, легкомыслие, отсутствие умствования, долгого размышления над проблемой[5].

    Состав

    • Катя Скворцова — вокал (с 2007 года)
    • Валя Николаева — скрипка (с 2006 года)
    • Данила Турунтаев — гитара (с 2007 года) (также Argentum, МирТ, Трамвай Фантазий)
    • Даниил Воронин — бас (с 2009 года)
    • Александр Малыхин — барабаны (с 2009 года) (также Roobato Grooves)
    • J. — перкуссия, тексты, музыка (ранее также вокал) (с 1989 года)

    В группе также играли

    • Роман «Багма» Рудаков — гитара, вокал (1989—1990)
    • Денис «Black» Чернышев — гитара (1989—1990)
    • Александр Агатов — бас (1992—1993)
    • Алексей Чирков — гитара, вокал, музыка (1992—1999)
    • Тимур «Wizard» Тучин — звук, бэк-вокал (1992—1997)
    • Дмитрий Засыпкин — гитара (1993)
    • Елена Макарова — гитара, клавишные, вокал, музыка (1993—1995)
    • Елена Халий (Волгина) — вокал, клавишные (1995—1996) (также The Notemakers, In-Side, ОднаКо)
    • Антон Данилов — бас (1995—1996) (также The Notemakers, In-Side, Предупреждение, Бобровая Хатка)
    • Илья Луговой — гитара, клавишные, бас, вокал (1995—1996, 1998) (также The Notemakers, In-Side, Free Company)
    • Наталья Бирюкова — скрипка (1996—2001)
    • Александр Пеньков — гитара (1996—1997) (также Регулярные Части Авантюристов)
    • Оксана «Чушъ» Мусина — вокал (1996) (также Регулярные Части Авантюристов)
    • Андрей «Жора» Литвиненко — бас (1996—1997) (также Северная Сторона)
    • Алька (Алина Николаева) — вокал, акустическая гитара, блок-флейта, музыка (1997—2001)
    • Валентин Виноградов — гитара, музыка (1999—2004)
    • Анатолий Смирнов — бас (2000—2001, 2003—2004) (также Спи, Город Макондо, Шквал)
    • Мария Масалова — вокал (2001—2003) (также Лямца)
    • Саша Скворцова — скрипка, бэк-вокал (2001—2004) (также Лямца, Der Partizaner Kish, Время Ч)
    • Антон Аксюк — бас (2001—2003) (также Нечеловеческая музыка Псоя Короленко)
    • Маша «Карлываныч» Сикирина — вокал, гитара, музыка (2003—2004) (также КарлЫваныч)
    • Юлия Соловьева — вокал (2006) (также Перспектива)
    • Олег Канаков — гитара (2006) (также Чертополох, Башня Rowan)
    • Дин Гиряндин — бас (2006—2008) (также Башня Rowan)
    • Михаил Пименов — бас (2008—2009)

    Официальные релизы

    • 1996 — Блюзовые сны (компакт-кассета, лейбл «Отход на Север», 2000+500 экз.)
    • 2001 — Магия Ящерицы (CD, лейбл «Форпост Records», 1000 экз.)
    • 2004 — Концерт в «Форпосте» (live) (CD, лейбл «Форпост Records», 1000 экз.)
    • 2011 — Сингл (Интернет-релиз)

    Также песни группы входили в состав сборника «Открытая музыка»[6](2001), выпущенного как приложение к дистрибутиву ALT Linux Master.

    Ссылки

    Примечания

    wiki.sc

    Безумие Википедия

    Запрос «Безумец» перенаправляется сюда; об американском слэшере 1982 года см. Безумец (фильм, 1982).

    Сумасше́ствие (также устар. безу́мие) — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство.

    До конца XIX века сумасшествием или безумием считалось поведение или мышление, выходившее за рамки принятой социальной нормы, как, например, болезненные судороги, галлюцинации при полном сохранении рассудка, странные или саморазрушающие действия, а также попытки самоубийства. Кроме того, приступы эпилепсии, контузии и последствия черепно-мозговых травм также считались проявлением безумия.

    Так как исторически этот термин применялся к целому ряду различных психических заболеваний, в современной медицине и психиатрии он используется редко, хотя по-прежнему популярен в разговорной речи.

    История определения

    «Сумасшествие» является более современным вариантом понятия «безумие» и означает дословно: сошедший с ума, потерявший ум.
    Существительное «безумие» образовано путём прямого перевода с греческого aphrosyne: а — без, phronis — ум, syne (суффикс) — ие. Во многих славянских языках слово «безумие» имеет сходное звучание[1].

    Симптоматика

    Так как формы сумасшествия очень разнообразны, выделить определённые признаки не представляется возможным. Общим критерием может служить отклонение поведения от принятых общественных норм, начиная с патологической гиперактивности и заканчивая кататоническим ступором и депрессией.

    Первое проявляется потерей контроля над эмоциями, невозможностью сдерживать проявления страха, гнева, злобы и определяется в психологии как состояние аффекта. В этом состоянии поведение не поддается самоконтролю, действия бессмысленны или направлены на удовлетворение инстинктивных потребностей и последствия действий не играют никакой роли. Внешний и внутренний мир смешаны, восприятие реальности нарушено. Примеры можно найти в древнегреческой мифологии: Геракл убивает своих детей, Аякс перерезает отару овец Одиссея и налетает на собственный меч, а Медея убивает сыновей.
    Другая крайность безумия — депрессия и меланхолия, нарушение в общении, безучастность и отсутствие интереса к жизни.

    Сумасшествие в живописи

    Литература и живопись помогают создать впечатление о том, что расценивалось как сумасшествие в прошлом. Источниками служат картины, иконы, фрески и другие произведения живописи. Но так как живопись имеет эмоциональную основу, эти источники не могут считаться непредвзятыми.

    Безумие в живописи проявляется искаженной мимикой, противоречивыми или бессмысленными жестами, абсурдными действиями, а также неправильным, перекошенным положением тела. Не последнюю роль играет лицо с негармоничными, асимметричными или искаженными чертами лица, гримасы, непропорционально широко раскрытые, косящие глаза. Часто используется неподходящая ситуации мимика, как, например, смех в трагической или пугающей ситуации. Жесты сумасшедшего чаще всего противоречивы и непонятны, положение тела неправильно или искажено судорогой.

    Сумасшествие в литературе

    Описание сумасшествия встречается не только в живописи, но и во многих исторических и современных произведениях. Чаще всего сумасшедшие играют роль предсказателей, волхвов, колдунов или показывают и высмеивают сложившийся общественный порядок в произведениях с социальной тематикой. Примерами русской литературы с тематикой безумия могут служить «Идиот» Фёдора Михайловича Достоевского, «Записки сумасшедшего» Николая Васильевича Гоголя, «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова и другие.

    Формы

    Профессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке.

    За многовековую историю человечества было выявлено множество различных форм сумасшествия и предложено несколько классификационных систем. Исторически сумасшествию приписывали различные признаки, такие как деменция, аментивный синдром, меланхолия, мания, ярость, ликантропия, экстаз, летаргия, делирий, кома, сомнамбулизм, невежество, эпилепсия, инсульт, паралич, ипохондрия и другие.

    Полезное безумие

    В древнегреческом μανία, manía означает страсть, влечение и сродни μαντις, mantis, что означает прорицатель, пророк.
    В Античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса. Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое безумие. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и видения.

    Разумное и безрассудное

    В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомию разумного и безрассудного[2]. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещение разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия. Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

    Меланхолия

    Эта форма сумасшествия была описана уже в Античности, а во времена гуманизма обрела особую популярность, хотя телосложение меланхолика с тонкими костями и мёртвым лицом и не считалось красивым. Причиной являлся намёк в работах Аристотеля и Цицерона на гениальность, заложенную в болезни, что и привело к распространению культа меланхолии. Считалось, что одарённые художники, писатели и поэты находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

    Мания и истерия

    Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

    Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

    Другие формы

    До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма таких наркотических и отравляющих веществ, как алкоголь и галлюциногены, также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались, к примеру, врождённые состояния и потеря разума вследствие комы, летаргии, болезненных состояний или старости. Скорбь при потере близкого человека, как и боль неразделённой любви, также относились к безумию. В литературе часто встречается описание таких проявлений скорби, как бессонница, плач и заламывание рук. Все эти проявления считались признаком сумасшествия.

    До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям. Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.

    Причины безумия

    Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. В последующем описании причины безумия также разделены на сверхъестественные и физические для лучшего сравнения.

    Сверхъестественные причины

    Колдовство и дар богов

    Вавилоняне (XIX век до н. э. — VI век н. э.) и шумеры (XXVII—XXIV века до н. э.) считали безумие следствием колдовства, нарушения табу, и безумие являлось приговором и наказанием одновременно.

    В древней Греции безумие считалось одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. В противовес сказанному в древнегреческих мифах божественное безумие чаще всего вело к саморазрушению и убийству невинных — обычно близких родственников[источник не указан 1725 дней].

    В Ветхом Завете безумию также приписывают роль наказания. Примером может служить образ вавилонского царя Навуходоносора, наказанного безумием за гордыню. Причём вначале об этом наказании Навуходоносор видел сон, который был истолкован ему пророком Даниилом, а уж затем наказание было исполнено, и Навуходоносор превратился на семь лет в дикого зверя, как и было ему предсказано[3]. Это описание послужило основой взглядов на безумие в средние века и считалось наказанием, ниспосланным Богом за грехи.
    Кроме того, о безумии упоминается и в библейской книге Псалтирь. Пророк Давид сообщает ещё об одной причине безумия — это неверие в Бога[4], а в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова гордыня и неверие в Бога тесно связываются[5].

    Вселение демона

    Со временем безумие всё чаще расценивалось как одержимость бесами и демонами. Пример царя Саула, одержимого демоном, мучающего его за грехи перед амаликитянами, служил подтверждением этой теории, в особенности во времена инквизиции. В Евангелии можно найти примеры изгнания демонов, например, изгнание Иисусом демона из жителя Джараша. Главными признаками одержимости бесами служили неконтролируемые действия и в особенности глоссолалия. И лишь в XVII веке голландские кальвинисты начали интерпретировать этот пример не как наказание Богом за грехи, а как «обычное» сумасшествие.

    И, наконец, в позднем средневековье и в новом времени безумие приобрело значение борьбы между демоном и силами Бога за душу одержимого.

    Физические причины

    Душевные и моральные

    По эпосу Гомера можно судить, что древние греки под «обычным» сумасшествием понимали потерю самоконтроля и помутнение рассудка из-за боли, ярости, желания мести или ненависти. В древнегреческих трагедиях безумие описано как потеря своего «Я», что имеет катастрофические последствия для безумного и его окружения. В то время никакие попытки описать физические причины возникновения безумия не предпринимались.

    Лишь в конце средних веков, когда охота на ведьм приобрела угрожающие размеры, медик Иоганн Вейер выступил против инквизиции и развенчал религиозные заблуждения. К сожалению, он не сумел в одиночку побороть религиозных суеверий. Известны также работы Парацельса (1493—1541) и Феликса Платера (1536—1614), поддерживающие точку зрения Вейера. Так, Платер считал, что не любое безумие — это одержимость бесами, есть и простая, «обычная» форма сумасшествия.

    С XVI века определение безумия начало понемногу меняться и в XVII веке перестало использоваться в контексте одержимости демонами. К этому времени безумие приобрело смысл наказания за распущенность и безрассудство и вменялось в вину безумному.

    Эпоха Просвещения принесла новое определение сумасшествия и объясняло безумие как расстройство изначально здорового разума. Таким образом сумасшествие противопоставлялось разуму и могло быть обосновано и описано. Доказательство невозможности безумия без разума привёл Артур Шопенгауэр, обосновавший свою теорию тем, что животные не сходят с ума, так как не имеют разума.

    Физические

    Греческая медицина, опираясь на тексты Гиппократа, толковала сумасшествие как избыток «чёрной желчи», чьи пары оседали на головном мозге, разъедали его и приводили к помешательству. «Жёлтая желчь», наоборот, приводила к повышению активности — холерическому безумию, эпилепсии и мании. Эта теория обрела вторую жизнь во времена гуманизма и ренессанса.

    Меланхолия причислялась к болезням сердца, которое, в отличие от головного мозга, считалось хранителем характера и чувств, хотя это мнение и оспаривалось в медицинских кругах. Например, Джироламо Меркуриале описывал меланхолию как повреждение отдела активного воображения в передней части головного мозга.

    И напротив, учёные были едины во мнении, что воспаление мозговых оболочек головного мозга ведет к потере разума, хотя причиной воспаления по прежнему считался избыток «чёрной желчи».[6]

    Также известной причиной безумия являются черепно-мозговые травмы. Например, Вильгельм фон Кончес (1080—1154) описал влияние травм головы на возникновение психических расстройств, а Мондино де Луччи (1275—1326) создал теорию желудочков головного мозга[7].

    Теория позитивизма гласила, что душа является лишь марионеткой мозга, все проявления безумия имеют под собой физическое объяснение и излечимы. Эта точка зрения окончательно утвердилась во второй половине XIX века, и понятие «душевнобольной» (которое подразумевало, что у человека есть «душа», которая может «болеть») окончательно заменило определение «безумец». А в начале XX века понятие поменялось ещё раз, и сегодня все признаки, обобщённые ранее словом безумие, обозначаются как психическое расстройство.

    В современной психиатрии принято считать[источник не указан 1725 дней], что психические расстройства происходят из-за нарушения нейромедиаторного баланса, то есть: нейроны, из которых состоит мозг, не соединены друг с другом, между ними есть расстояние — синаптическая щель, в ней находятся так называемые нейромедиаторы (серотонин, дофамин, норадреналин и т. д.), которые передают импульсы между нейронами. Из-за нарушения этого баланса происходят психические расстройства. Лечится нейролептиками, которые этот баланс восстанавливают.

    Диагностика

    Френологическая карта

    Начало опирающейся на наблюдения диагностики сумасшествия положил в 1793 году медик и филантроп Филипп Пинель (1745—1826), став управляющим врачом в парижском заведении для умалишенных Бисетр. Он ввёл гуманитарные методы лечения, выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных и классифицировал их по тяжести и форме недуга. Все группы больных были разделены на зоны, где развитие и течение отдельных видов болезни могло непосредственно сравниваться и изучаться. Весь полученный опыт Пинель вложил в монографию, увидевшую свет в 1798 году. Именно эта работа стала основой научной классификации сумасшествия.

    Другой известный своим вкладом в развитие психиатрии медик Иосиф Галль считал сумасшествие органической болезнью и искал физические причины её развития. В 1785 году в своей лаборатории в Вене он занялся изучением нейрологического строения головного мозга. В результате ему удалось установить связь между повреждением отдельных частей головного мозга и формами безумия, и, как следствие, стать основателем френологии.

    Сегодня психические расстройства не объединяют таким общим понятием, как «безумие» или «сумасшествие», а делят с помощью таких диагностических систем, как DSM-5 Американской психиатрической ассоциации (АПМ) или MКБ Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

    Лечение

    Лечение магией

    В Средние века сумасшествие часто пытались излечить магией и заклинаниями, пытаясь при этом изгнать злого беса из больного. Считалось, что существует вероятность заменить одного беса другим, и таким образом неудачное «лечение» не ставилось никому в вину. Средствами лечения в католицизме служили молитвы, мессы и паломничество к святым местам, в евангелизме дополнительно применялось чтение Библии над душевнобольным.

    Хирургическое лечение

    Раскопки подтвердили, что уже в каменном веке для лечения применялась трепанация черепа. Считалось, что отверстие в черепе освобождает демона и даёт ему дорогу на волю. И хотя данный метод лечения безумия сомнителен, можно предположить, что уже тогда сумасшествие связывали с повреждением головного мозга. Похожие методы применялись и в более позднее время.

    Тёмные стороны психиатрии выявились в XIX и в начале XX века, когда применялись такие хирургические методы лечения как гистерэктомия, женское обрезание, лоботомия, а также печально известный метод шоковой терапии.

    Изгнание и воспитание

    Во времена абсолютизма и меркантилизма сумасшествие вытеснялось из сознания людей: больных изгоняли из общества и обрекали на жизнь в работных или воспитательных домах. Считалось, что работа, контроль, а иногда и телесные наказания положительно влияют на разум и не дают безумию развиваться. Часто больных выставляли на потеху толпе и таким образом зарабатывали деньги.

    В конце XVIII века эпоха Просвещения освободила больных от этой незавидной участи, и общество распознало в них людей, нуждающихся в лечении. И хотя больных по-прежнему изолировали и врачи зачастую занимались не лечением болезни, а «дисциплиной» больного, это был большой шаг в развитии гуманного отношения к больным.

    Отсутствие лечения

    В средние века, когда безумие считалось наказанием за грехи или происками Сатаны, лечение безумия не предпринималось.
    Отношение общества к больным существенно различалось и зависело по большей части от общественного положения больного. Чем выше было социальное и материальное положение семьи, тем больше шансов имел больной на хороший уход и выздоровление. Больных из богатых семей чаще всего интегрировали в общество, тогда как больные из бедных семей были предоставлены сами себе. Безобидные часто носили одежду шута как предупреждение случайных людей о болезни. Если же больной представлял опасность, его сажали в клетку за городскими стенами или совсем изгоняли из города.

    Психотерапия и психофармакотерапия

    Сегодня психические расстройства лечат как медикаментозно, так и психотерапевтически, сочетая одно с другим. В зависимости от вида расстройства и его тяжести, доля одного или другого вида лечения может меняться. Шоковая терапия в её современной форме (под наркозом) и сейчас применяется для лечения таких заболеваний, как биполярные расстройства. Кроме того, до сих пор людей с психическими расстройствами изолируют от общества. К счастью, современные клиники не имеют ничего общего с домами душевнобольных XIX века, хотя это слово до сих пор имеет негативную окраску.

    Литература

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *